Введение 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие и принципы «промышленной политики» 8
1.2. Модели и методы промышленной политики 19
1.3. Промышленная политика на региональном уровне 30
ГЛАВА 2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В РФ 39
2.1. Состояние промышленности и промышленная политика РФ 39
2.2. Промышленная политика и состояние промышленности Псковской области; 60
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА УРОВНЕ КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА. 74
3.1. Оценка конкурентоспособности промышленности Псковской области 74
3.2. Мероприятия по реализации приоритетов отраслевого развития Псковской области 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
Список использованных источников 94
Приложение 1. 100
Приложение 2. 103
Тема ВКР является актуальной, поскольку отечественная промышленность в настоящее время характеризуется значительными диспропорциями в своем развитии. Так, наша страна является ресурсозависимой экономикой, что будет статистически подтверждено в ходе анализа общего состояния промышленности. «Ресурсное проклятие» опасно для каждой страны, в т.ч. и для России, тем, что любое резкое снижение цен на мировом сырьевом рынке негативно влияет на всю экономику страны. Так, бюджет государства недополучает значительную часть доходов в виде налогов от внешнеэкономической деятельности соответствующих экспортеров, что не позволяет государству осуществлять запланированные расходы и выполнять принятые на себя обязательства. Государство, безусловно, работает над данной проблемой, разрабатывая различные отраслевые программы, чтобы диверсифицировать промышленность, но, тем не менее, анализируя общее состояние промышленности, мы видим, что принимаемые на сегодняшний день меры не позволяют полностью решить существующие проблемы в отраслях промышленности.
Для успешной реализации промышленной политики на федеральном уровне немаловажную роль играет промышленная политика на уровне региона, поскольку именно регионы с учетом отраслевой специализации вносят вклад в развитие отраслей промышленности в масштабах всей страны.
Теоретические и практические аспекты развития и совершенствования промышленной политики, представлены в работах российских и зарубежных авторов, таких как: Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Погребняк Е.В., Лякин А.Н., Баласса Б., Лафей Г., Погудаева М.Б. и др.
Цель ВКР: проанализировать промышленность и промышленную политику России и Псковской области, а также разработать мероприятия по реализации приоритетов отраслевого развития в Псковской области.
Задачи ВКР:
1) Изучить понятие и принципы «промышленной политики»
2) Рассмотреть основные подходы и методы к проведению промышленной политики;
3) Охарактеризовать основные модели промышленной политики;
4) Изучить особенности промышленной политики на уровне региона;
5) Проанализировать действующую нормативную базу промышленности РФ и Псковской области;
6) Охарактеризовать общее состояние промышленности в РФ и оценить промышленную политику на уровне страны;
7) Проанализировать состояние промышленности Псковской области и оценить промышленную политику данного региона;
8) Оценить конкурентоспособность промышленности Псковской области и разработать конкретные мероприятия по реализации приоритетов отраслевого развития в регионе.
Объект исследования: состояние промышленности Российской Федерации.
Предмет исследования: промышленная политика на уровне страны и региона.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, монографии, научных статей, посвященные промышленной политике и государственному регулированию промышленности. В работе использовались теоретические выводы и научно-практические рекомендации, изложенные в статьях и выступлениях на научных конференциях. В процессе исследования применялись общенаучные принципы и подходы, методы теоретического анализа и синтеза, методы сравнения и группировки, статистические, системный анализ.
Научная новизна ВКР заключается в систематизации теоретико-методологических положений и нормативно-правовой базы промышленной политики, а также в разработке практических рекомендаций, направленных на реализацию приоритетов отраслевого развития.
• Сформулированы признаки сравнения инструментов традиционной (вертикальной) и новой (горизонтальной) промышленной политики.
• Раскрыты и охарактеризованы принципы промышленной политики, указанные в Федеральном законе РФ от 31 декабря 2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
• Предложено включить конкретные цели промышленной политики в Закон Псковской области от 08.10.2015 № 1585-ОЗ «О промышленной политике в Псковской области"».
• Разработаны мероприятия повышения конкурентоспособности в Псковской области приоритетных отраслей промышленности через интеграцию науки и производства
• Предложен путь возрождения льноводства в Псковской области через создание предприятий льнообрабатывающей промышленности. Разработана схема финансирования создания первого завода.
В рамках первой главы рассмотрены и проанализированы основные теоретические положения промышленной политики.
В параграфе 1.1. «Понятие и принципы промышленной политики» рассмотрена сущность промышленной политики, а также принципы ее проведения. В настоящее время нет однозначного определения промышленной политики, поэтому в рамках данного параграфа будут рассмотрены разные трактовки, а затем выбраны наиболее полно отражающие суть в реалиях российской практики. Помимо этого, изучены основные принципы промышленной политики, без которых невозможно было бы в едином комплексе реализовать данную политику с помощью конкретных инструментов. Немаловажными составляющими промышленной политики являются ее цели и задачи, которые задают конкретный курс развития на перспективу.
Политика предполагает комплекс мер, которые в совокупности должны дать результат. Для того, чтобы реализовать поставленные цели и задачи особо важно, чтобы инструменты реализации не противоречили общей политике государства, а также друг другу, и именно поэтому автору представляется важным охарактеризовать основные принципы промышленной политики, а также рассмотреть ее возможные цели и задачи.
В рамках второго параграфа 1 главы раскрыты доводы «за» и «против» проведения промышленной политики, а также конкретные методы реализации политики. Ни один вид политики как на уровне государства, так и на уровне другого экономического субъекта не представляется без конкретных инструментов ее реализации — это является основой любой политики, в т.ч. промышленной. Государству важно выбрать такие методы и инструменты реализации промышленной политики, которые смогут решить существующие проблемы в рамках данной отрасли. Поэтому важно рассмотреть существующие в российской и мировой практике подходы, методы и инструменты промышленной политики и выразить мнение, какие именно более применимы в сегодняшних условиях с учетом существующих проблем в промышленности.
Помимо этого, важно отразить связь между целями и задачами промышленной политики с методами и инструментами ее проведения. Недопущение противоречия между данными категориями является важным с точки зрения практической реализации данной политики, в противном случае поставленные цели будут невыполненными.
Также в данном параграфе речь идет о том, какие модели промышленной политики существуют на сегодняшний день в практике. Модель является уже более общей категорией относительно вышерассмотренных. Именно разработка и выбор конкретной модели в наибольшей степени объединяет все составляющие элементы промышленной политики (цели, задачи, методы, инструменты и др.) в единое целое. С помощью выбранной модели представляется возможным разработать стратегии развития промышленности в целом, а также на уровне отдельных отраслей.
В параграфе 1.3. рассмотрены особенности промышленной политики на уровне региона. В отличие от политики на уровне всей страны, политика в рамках разных регионов ограничена множеством факторов, которые присущи только к конкретному региону. Примеры таких особенностей следующие:
• Неравномерное территориальное распределение;
• Климатические особенности;
• Наличие на территории региона полезных ископаемых;
• Сложившиеся традиции специализации регионов и др.
Все вышеуказанные факторы накладывают определенные особенности развития самого региона, в т.ч. отражается это и на промышленной политике, проводимой уровне региона. Регионы с учетом вышеперечисленных особенностей разрабатывают в рамках промышленности свои региональные программно-управленческие нормативные акты, которые определяют развитие промышленности региона в целом, а также отдельные отрасли промышленности региона. Поэтому региональная политика в разных регионах может существенно отличаться друг от друга.
Таким образом, первая глава диссертации посвящена разбору основных теоретических положений по содержанию промышленной политики и инструментам ее реализации.
Во второй главе ВКР рассмотрена практическая составляющая с анализом статистических данных по промышленности РФ и отдельного региона с целью предложения конкретных мероприятий для реализации отраслевых приоритетов на региональном уровне.
В рамках параграфа 2.1. проанализирована статистическая информация по промышленности Российской Федерации с целью, охарактеризовать ее текущее состояние. Помимо этого, рассмотрены мероприятия, проводимые государственными органами, в рамках промышленной политики государства.
В третьем параграфе в рамках второй главы проанализирована промышленность на уровне отдельно взятого региона (Псковской области), а также нормативно-правовая база промышленности региона вместе с применяемыми инструментами промышленной политики с целью предложения конкретных мероприятий и инструментов по реализации отраслевых приоритетов в рамках промышленной политики региона.
Таким образом, вторая глава диссертации показывает ясную картину общего состояния промышленности РФ и существующие проблемы, мешающие развиваться основным отраслям промышленности. Помимо этого, рассмотрена и проанализирована промышленная политика и состояние промышленности Псковской области.
В третьей главе ВКР проведена оценка конкурентоспособности промышленности Псковской области и предложен ряд конкретных мероприятий по развитию приоритетных отраслей промышленности Псковской области.
В параграфе 3.1 проведена оценка конкурентоспособности с исторической точки зрения, а также с помощью расчета индекса Балассы и Лафея в сочетании с анализом существующих показателей отраслей промышленности. Данный параграф является достаточно значимым, т.к. дальнейшие мероприятия разработаны под выбранные отрасли промышленности.
В последнем параграфе предложены конкретные мероприятия, которые необходимо провести администрации региона для выполнения поставленных целей.
В самом начале работы были рассмотрены основные теоретические положения промышленной политики. Так, до сегодняшнего дня в науке до сих пор не сложилось единого понятия «промышленная политика», но проведенный анализ различных трактовок показал, что данный термин трактуется с разных сторон, но отражает единую суть — комплекс мер, проводимых государством, в целях повышения промышленного потенциала и обеспечение конкурентоспособности промышленности в стране.
Помимо этого, между учеными, государственными деятелями и представителями бизнеса не сложилось единого мнения относительно того, с помощью каких инструментов необходимо проводить промышленную политику. Одни считают, что прямое вмешательство государство — необходимость, другие говорят о том, что роль государства в промышленности должна быть минимальна. Проведенный анализ различных аргументов «за» и «против» относительно вертикальных и горизонтальных инструментов промышленной политики показал, что для одних стран, в которых отсутствуют значительные диспропорции в развитии различных секторов экономики, достаточно лишь «рамочное регулирование» промышленности, а для других стран, обладающих значительными диспропорциями в различных отраслях, прямое вмешательство государство является необходимостью.
Промышленную политику необходимо проводить не только на федеральном уровне, но также и на региональном. Федеральная промышленная политика задает общие цели, задачи, инструменты, планируемые показатели, выделяет финансовые средства, а на уровне регионов происходит более детальная работа по регулированию промышленности в зависимости от специализации соответствующего региона. Именно от реализации промышленной политики на местах зависит эффективность политики на уровне всей страны, поэтому важно, чтобы региональные власти разрабатывали более детальные программы по развитию промышленности на территории региона и обеспечивали эффективность реализации областной политики.
В качестве анализируемого региона была выбрана Псковская область. Так, в законодательной базе регулирования промышленности в данном регионе было выявлено отсутствие четких целей и задач промышленной политики. В Законе Псковской области от 08.10.2015 № 1585-ОЗ "О промышленной политике в Псковской области" цели и задачи промышленной политики вовсе отсутствуют и лишь весьма в общих формулировках раскрываются в подпрограмме «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий Псковской области на 2016-2020 годы». В закон о промышленной политике региона необходимо внести поправки и утвердить цели и задачи политики.
В практической части работы была выявлена и статистически подтверждена зависимость российской экономики от природных ресурсов. Так, были проанализированы количественные показатели, характеризующие в какой степени присуща нашему государству проблема «ресурсного проклятия». Итак, доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета составляет 36,0% — 51,2%. Помимо этого была отражена зависимость российской экономики от мировых цен на нефть: цены на данное сырье сокращаются — реальный ВВП падает, цены поднимаются — реальный ВВП растет.
Для решения проблемы «ресурсного проклятия» необходимо развивать обрабатывающую промышленность, в которой также существуют проблемы, мешающие диверсифицировать российскую экономику. Большинство отраслей обрабатывающей промышленности находятся в зависимости от импортного оборудования и кризис 2014 г. подтвердил данный факт резко снижающимися показателями инвестиций в основной капитал. Помимо этого, по состоянию на конец 2018 г. в товарной структуре импорта РФ 47,3% от всего объема занимают машины и оборудования, что подтверждает значительную зависимость российской экономики от иностранного оборудования. Для решения данной проблемы государство оказывает поддержку инвестиционным проектам в обрабатывающей промышленности путем включения проектов в реестр СПИК, что дает налоговые льготы и другие преференции, а также Фонд развития промышленности предоставляет льготные займы предприятиям, осуществляющим деятельность в обрабатывающей промышленности, в т.ч. машиностроение и станкостроение. Но данные меры не носят масштабного характера, поскольку в рамках СПИК с 2014-2019 г. зарегистрировано 47 контрактов, а Фонд развития промышленности с 2014-2019 г. выдал льготных займов на сумму 119,5 млрд руб. за период 2015-2019 или в среднем 23,9 млрд руб. в год. В масштабах страны представленные меры не оказывают существенного влияния.
Помимо представленных мер государство оказывает поддержку путем создания промышленных технопарков, индустриальных парков, промышленных кластеров и особых экономических зон. Последние меры являются более эффективными, действенными и носят более масштабный характер, но тем не менее также не оказывают существенного влияния на общий объем инвестиций, т.к. общая доля инвестиций резидентов всех особых экономических зон составляет лишь 0,45% от общего объема инвестиций в основной капитал по всей стране. Такой низкий удельный вес свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности, о чем также свидетельствуют низкие показатели рентабельности, которые ниже средних ставок по кредитам юридическим лицам. Последний факт говорит о том, что подавляющее большинство предприятий отраслей обрабатывающей промышленности, если и берут кредит, то только на пополнение оборотных активов, поскольку дополнительной прибыли от реализации долгосрочных инвестиционных проектов они не получат.
Для решения проблем на федеральном уровне в сфере промышленности необходимо решать вопрос с низкой рентабельностью обрабатывающих производств. Данную проблему можно решить за счет приобретения иностранных лицензий и технологий, которые позволят российским производителям поставлять конкурентоспособную продукцию не только на внутреннем рынке, но и за границу. Помимо этого, необходимо увеличивать финансирование на обучение российских специалистов за рубежом по специальностям соответствующим отраслям обрабатывающей промышленности, а также приглашать иностранных специалистов, которые на первых порах помогут наладить производство по приобретенным иностранным лицензиям и технологиям.
На региональном уровне анализировалась промышленность и промышленная политика Псковской области. Промышленность данного субъекта РФ характеризуется высокой долей в структуре ВРП — 20%, в т.ч. обрабатывающие производства — 17,4%. Основными проблемами промышленности на территории региона являются низкая рентабельность большинства отраслей, высокий износ основных средств, сокращение инвестиций в основной капитал, отток рабочей силы из отраслей промышленности и пр. В промышленности Псковской области выделен ряд наиболее конкурентоспособных и перспективных отраслей обрабатывающей промышленности, среди которых оказались: металлы, драгоценные камни и изделия из них; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; производство пищевых продуктов; текстильное и швейное производство; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
В указанных отраслях Псковской области необходимо активизировать инновационную деятельность путем приобретения иностранных лицензий и технологий при поддержке региональных властей, а далее заниматься совершенствованием приобретенных технологией. Помимо этого, на территории региона необходимо построить льнообрабатывающий завод, что позволит возродить выращивание льна в регионе. С 60-х до 90-х гг. прошлого столетия по посевной площади льна Псковская область занимала третье место среди всех регионов, а по производству льноволокна — четвертое. Также на территории региона необходимо создать агропромышленный и научно-производственные кластеры.
Реализовав предложенные мероприятия в рамках промышленной политики, промышленность Псковской области может стать одной из конкурентоспособных в стране с широкими экспортными возможностями. Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.
1) «Бюджетный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон РФ от 31 января 1998 г. №145-ФЗ.
2) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)»: Федеральный закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
3) «Об утверждении Государственной программы Псковской области "Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на 2014-2020 годы"»: Постановление Администрации Псковской области от 28 октября 2013 г. № 49.
4) «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322.
5) «Об утверждении Перечня государственных программ Псковской области»: Постановление Администрации Псковской области от 22 января 2013 г. № 9-р.
6) «Об утверждении Плана содействия импортозамещению в Псковской области на 2016-2020 годы»: Распоряжение Администрации Псковской области от 01 марта 2016 г. № 91-р.
7) «Об утверждении программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2014 г. № 1099-р.
8) «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года»: Приказ Минпромторга России от 09 декабря 2010 г. № 1150.
9) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)»: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
10) «О налоге на имущество организаций»: Закон Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-ОЗ.
11) «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области»: Закон Псковской области от 12 октября 2005. № 473-ОЗ.
12) «О промышленной политике в Псковской области»: Закон Псковской области от 08 октября 2015 г. № 1585-ОЗ.
13) «О промышленной политике в Российской Федерации»: Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 №488-ФЗ.
14) «О промышленной политике в Санкт-Петербурге»: Закон Санкт-Петербурга от 08 июня 2009 г. № 221-47.
15) Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России)
...