ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКОМ ОПЫТЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ВЗРОСЛЫХ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 7
1.1 Понятие «психологическая адаптация» 7
1.2 Формирование основ психологической адаптации с позиций психоаналитического подхода 9
1.2.1 Психоаналитическая традиция З.Фрейда 9
1.2.2 Теория объектных отношений М. Малер 11
1.2.3 Взгляд с точки зрения теории привязанности 13
1.2.4 Теория триангуляции или семейные треугольники 20
1.3 Теория семейных систем М. Боуэна 22
1.4 Когнитивно-поведенческий подход 25
1.5 Гендерные различия в психологической адаптации 27
Глава 2 ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Описание выборки исследования 35
2.2 Описание методов исследования 36
2.3 Описание процедуры исследования 42
2.4 Математические методы анализа и обработки данных 43
Глава 3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
3.1 Социально-демографические характеристики участников исследования 43
3.2 Средние значения по показателям психологической адаптации и представлений о детском опыте 44
3.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи с социально-демографическими характеристиками участников исследования 49
3.3.1 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи с полом участников исследования 49
3.3.2 Сравнительный анализ и интерпретация статистически значимых результатов в связи с составом родительской семьи 53
3.4 Корреляционный анализ по характеристикам представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации 56
3.4.1 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и особенности психологической адаптации у взрослых 56
3.4.2 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и методики травматических ситуаций в детстве 63
3.4.3 Исследование взаимосвязи представлений о детском опыте и самооценки генерализованного типа привязанности 65
3.4.4 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства и особенностей психологической адаптации взрослых 68
3.4.5 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства и самооценки генерализованного типа привязанности 72
3.4.6 Сравнительный анализ социально-демографических характеристик 74
3.5 Обсуждение результатов 82
ВЫВОДЫ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 7
1.1 Понятие «психологическая адаптация» 7
1.2 Формирование основ психологической адаптации с позиций психоаналитического подхода 9
1.2.1 Психоаналитическая традиция З.Фрейда 9
1.2.2 Теория объектных отношений М. Малер 11
1.2.3 Взгляд с точки зрения теории привязанности 13
1.2.4 Теория триангуляции или семейные треугольники 20
1.3 Теория семейных систем М. Боуэна 22
1.4 Когнитивно-поведенческий подход 25
1.5 Гендерные различия в психологической адаптации 27
Глава 2 ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Описание выборки исследования 35
2.2 Описание методов исследования 36
2.3 Описание процедуры исследования 42
2.4 Математические методы анализа и обработки данных 43
Глава 3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
3.1 Социально-демографические характеристики участников исследования 43
3.2 Средние значения по показателям психологической адаптации и представлений о детском опыте 44
3.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи с социально-демографическими характеристиками участников исследования 49
3.3.1 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи с полом участников исследования 49
3.3.2 Сравнительный анализ и интерпретация статистически значимых результатов в связи с составом родительской семьи 53
3.4 Корреляционный анализ по характеристикам представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации 56
3.4.1 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и особенности психологической адаптации у взрослых 56
3.4.2 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и методики травматических ситуаций в детстве 63
3.4.3 Исследование взаимосвязи представлений о детском опыте и самооценки генерализованного типа привязанности 65
3.4.4 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства и особенностей психологической адаптации взрослых 68
3.4.5 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства и самооценки генерализованного типа привязанности 72
3.4.6 Сравнительный анализ социально-демографических характеристик 74
3.5 Обсуждение результатов 82
ВЫВОДЫ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Актуальность. Попытка объяснить связь родителей и детей считается одним из важнейших вопросов современной психологии. Характер, личностные черты, отношение к окружающим нас людям во многом формируется еще в детстве, а в последующей взрослой жизни человек, демонстрирует поведение, во многом определенное отношением и воспитанием, заложенным в период детства. Особое внимание при анализе личностных проблем психотерапевты акцентируют на воспоминаниях пациента о его раннем детстве, так как именно в этот период формируются все основные свойства личности. Немаловажным является тот факт, что ребенок, подвергающийся постоянной критике и наказаниям склонен к различным видам нарушений поведения, ввиду наличия неврозов и эмоциональных расстройств, а в большинстве случаев ребёнок не способен устанавливать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками: к этому приводят наличие многочисленных страхов, дискомфорта от общения, неуверенность в собственных силах. Как следствие у ребенка выявляются, сложности в психологической адаптации. Таким образом, нарушения психологической адаптации закладываются в личность с периода детства. При этом, впечатления, полученные в детстве могут оказывать непосредственное влияние на психологическую адаптацию, психическое здоровье, супружеские отношения, профессиональный рост или же его полное отсутствие.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении понятия психологической адаптации, а также представления о детском опыте с учетом гендерной специфики.
Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• Изучить особенности психологической адаптации у взрослых
• Описать специфику представлений о детском опыте у взрослых
• Исследовать взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у участников исследования
• Изучить взаимосвязь социально-демографических характеристик и особенностей психологической адаптации, а также представлений о детском опыте у взрослых, участвующих в исследовании
• Проанализировать гендерные различия в психологической адаптации
Объект данного исследования: особенности психологической адаптации, представления о детском опыте.
Предмет данного исследования: особенности психологической адаптации и представление о детском опыте у взрослых.
Гипотезы:
1. существует взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у взрослых.
2. взрослые, оценивающие свой детский опыт как - негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличие от тех, кто оценивает свой детский опыт как – позитивный.
3. взрослые, подвергающиеся физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей, будут иметь повышенные показатели проблем психологической адаптации.
Методы исследования:
1. Методика «семантического дифференциала»
2. JVQ – опросник травматического опыта
3. Метод Т.Ахенбаха для взрослых
4. Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К. Бартоломью и Л. Горовитц
5. Социально - демографическая анкета
Практическая значимость: Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении понятия психологической адаптации, а также представления о детском опыте с учетом гендерной специфики.
Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• Изучить особенности психологической адаптации у взрослых
• Описать специфику представлений о детском опыте у взрослых
• Исследовать взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у участников исследования
• Изучить взаимосвязь социально-демографических характеристик и особенностей психологической адаптации, а также представлений о детском опыте у взрослых, участвующих в исследовании
• Проанализировать гендерные различия в психологической адаптации
Объект данного исследования: особенности психологической адаптации, представления о детском опыте.
Предмет данного исследования: особенности психологической адаптации и представление о детском опыте у взрослых.
Гипотезы:
1. существует взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у взрослых.
2. взрослые, оценивающие свой детский опыт как - негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличие от тех, кто оценивает свой детский опыт как – позитивный.
3. взрослые, подвергающиеся физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей, будут иметь повышенные показатели проблем психологической адаптации.
Методы исследования:
1. Методика «семантического дифференциала»
2. JVQ – опросник травматического опыта
3. Метод Т.Ахенбаха для взрослых
4. Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К. Бартоломью и Л. Горовитц
5. Социально - демографическая анкета
Практическая значимость: Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений.
Цель данной работы состояла в изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения, что во-первых существует взаимосвязь представлений о детском опыте и психологической адаптации у взрослых. Во-вторых, что взрослые, оценивающие свой детский опыт как негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличии от тех, кто оценивает свой детский опыт как позитивный. В-третьих, взрослые, которые подвергались физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей имеют повышенные показатели проблем психологической адаптации. Данные гипотезы были подтверждены. Результаты исследования указывают на значимость представлений о детском опыте и психологической адаптации взрослых людей. В последующем представляется актуальным более детальное рассмотрение типов привязанности у взрослых людей, при помощи дополнительных методов исследования. Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений, а также для построения психотерапевтической помощи взрослым.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения, что во-первых существует взаимосвязь представлений о детском опыте и психологической адаптации у взрослых. Во-вторых, что взрослые, оценивающие свой детский опыт как негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличии от тех, кто оценивает свой детский опыт как позитивный. В-третьих, взрослые, которые подвергались физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей имеют повышенные показатели проблем психологической адаптации. Данные гипотезы были подтверждены. Результаты исследования указывают на значимость представлений о детском опыте и психологической адаптации взрослых людей. В последующем представляется актуальным более детальное рассмотрение типов привязанности у взрослых людей, при помощи дополнительных методов исследования. Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений, а также для построения психотерапевтической помощи взрослым.





