АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 7
1.1 Понятие «психологическая адаптация» 7
1.2 Формирование основ психологической адаптации с позиций психоаналитического подхода 9
1.2.1 Психоаналитическая традиция З.Фрейда 9
1.2.2 Теория объектных отношений М. Малер 11
1.2.3 Взгляд с точки зрения теории привязанности 13
1.2.4 Теория триангуляции или семейные треугольники 20
1.3 Теория семейных систем М. Боуэна 22
1.4 Когнитивно-поведенческий подход 25
1.5 Гендерные различия в психологической адаптации 27
Глава 2 ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Описание выборки исследования 35
2.2 Описание методов исследования 36
2.3 Описание процедуры исследования 42
2.4 Математические методы анализа и обработки данных 43
Глава 3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
3.1 Социально-демографические характеристики участников исследования 43
3.2 Средние значения по показателям психологической адаптации и представлений о детском опыте 44
3.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи с социально-демографическими характеристиками участников исследования 49
3.3.1 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования в связи с полом участников исследования 49
3.3.2 Сравнительный анализ и интерпретация статистически значимых результатов в связи с составом родительской семьи 53
3.4 Корреляционный анализ по характеристикам представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации 56
3.4.1 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и особенности психологической адаптации у взрослых 56
3.4.2 Исследование корреляционной взаимосвязи представлений о детском опыте и методики травматических ситуаций в детстве 63
3.4.3 Исследование взаимосвязи представлений о детском опыте и самооценки генерализованного типа привязанности 65
3.4.4 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства и особенностей психологической адаптации взрослых 68
3.4.5 Исследование корреляционной взаимосвязи травматического опыта детства и самооценки генерализованного типа привязанности 72
3.4.6 Сравнительный анализ социально-демографических характеристик 74
3.5 Обсуждение результатов 82
ВЫВОДЫ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Актуальность. Попытка объяснить связь родителей и детей считается одним из важнейших вопросов современной психологии. Характер, личностные черты, отношение к окружающим нас людям во многом формируется еще в детстве, а в последующей взрослой жизни человек, демонстрирует поведение, во многом определенное отношением и воспитанием, заложенным в период детства. Особое внимание при анализе личностных проблем психотерапевты акцентируют на воспоминаниях пациента о его раннем детстве, так как именно в этот период формируются все основные свойства личности. Немаловажным является тот факт, что ребенок, подвергающийся постоянной критике и наказаниям склонен к различным видам нарушений поведения, ввиду наличия неврозов и эмоциональных расстройств, а в большинстве случаев ребёнок не способен устанавливать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками: к этому приводят наличие многочисленных страхов, дискомфорта от общения, неуверенность в собственных силах. Как следствие у ребенка выявляются, сложности в психологической адаптации. Таким образом, нарушения психологической адаптации закладываются в личность с периода детства. При этом, впечатления, полученные в детстве могут оказывать непосредственное влияние на психологическую адаптацию, психическое здоровье, супружеские отношения, профессиональный рост или же его полное отсутствие.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрении понятия психологической адаптации, а также представления о детском опыте с учетом гендерной специфики.
Цель исследования: изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• Изучить особенности психологической адаптации у взрослых
• Описать специфику представлений о детском опыте у взрослых
• Исследовать взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у участников исследования
• Изучить взаимосвязь социально-демографических характеристик и особенностей психологической адаптации, а также представлений о детском опыте у взрослых, участвующих в исследовании
• Проанализировать гендерные различия в психологической адаптации
Объект данного исследования: особенности психологической адаптации, представления о детском опыте.
Предмет данного исследования: особенности психологической адаптации и представление о детском опыте у взрослых.
Гипотезы:
1. существует взаимосвязь представлений о детском опыте и особенностей психологической адаптации у взрослых.
2. взрослые, оценивающие свой детский опыт как - негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличие от тех, кто оценивает свой детский опыт как – позитивный.
3. взрослые, подвергающиеся физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей, будут иметь повышенные показатели проблем психологической адаптации.
Методы исследования:
1. Методика «семантического дифференциала»
2. JVQ – опросник травматического опыта
3. Метод Т.Ахенбаха для взрослых
4. Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К. Бартоломью и Л. Горовитц
5. Социально - демографическая анкета
Практическая значимость: Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений.
Цель данной работы состояла в изучение особенностей психологической адаптации в связи с представлениями о детском опыте у взрослых.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения, что во-первых существует взаимосвязь представлений о детском опыте и психологической адаптации у взрослых. Во-вторых, что взрослые, оценивающие свой детский опыт как негативный, будут иметь особенности психологической адаптации, заключающиеся в повышенных показателях внешних и внутренних проблем, в отличии от тех, кто оценивает свой детский опыт как позитивный. В-третьих, взрослые, которые подвергались физическому и эмоциональному насилию со стороны родителей имеют повышенные показатели проблем психологической адаптации. Данные гипотезы были подтверждены. Результаты исследования указывают на значимость представлений о детском опыте и психологической адаптации взрослых людей. В последующем представляется актуальным более детальное рассмотрение типов привязанности у взрослых людей, при помощи дополнительных методов исследования. Содержание и выводы работы могли бы быть применимы в общетеоретических и специальных курсах общей и гендерной психологии, в частности, по проблемам семейных взаимоотношений, а также для построения психотерапевтической помощи взрослым.
1. Achenbach, T.M., Rescorla, L.A. (2003). Manual for the ASEBA adult forms profiles. Burlington.
2. Bartolomew K., Horowitz L. M. , Attachment Styles Among bung Adults // Journal of Personality and Social Psychology, 1991, Vol. 61, № 2, 226-244
3. Boadie W. Dunlop MD, Eric Hill MPH, Benjamin N. Johnson BA, Daniel N., Mediators of Sexual Functioning and Marital Quality in Chronically Depressed Adults with and Without a History of Childhood Sexual Abuse//View issue TOC.-2015.- №12(3).- P.813–823
4. Boyda D, Mc Feeters D, Childhood maltreatment and social functioning in adults with sub-clinical psychosis//Psychiatry Res. -2015.- №226(1).-P.376-382
5. Brown J, Cohen P, Johnson JG, Smailes EM. Childhood abuse and neglect: Specificity of effects on adolescent and young adult depression and suicidality// Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. -1999.-№38(12).-P.1490–1496.
6. Clemmons JC, DiLillo D, Martinez IG, DeGue S, Jeffcott M., Co-occurring forms of child maltreatment and adult adjustment reported by Latina college students// Child Abuse Negl.-2003.- №27(7).-P.751-67
7. Currie J, Widom CS. Long-term consequences of child abuse and neglect on adult economic well-being// Child Maltreatment. -2010.-№15(2).-P.111–120
8. Cyr C, Euser EM, Attachment security and disorganization in maltreating and high-risk families//Development and Psychopathology.-2010.-№22(1).-P.87–108
9. Fergusson DM., Boden JM., Horwood LJ. Exposure to childhood sexual and physical abuse and adjustment in early adulthood//Child Abuse & Neglect.-2008.-№32(6).-P.607–619.
10. Furman E., Mothers have to be there to be left//Psychoanalytic Study of the Child.-1982.- №37.-P. 15–28.
11. Gibb BE, Abramson LY, Alloy LB. Emotional maltreatment from parents, verbal peer victimization, and cognitive vulnerability to depression// Cognit Ther Res.-2004.-№28.-P.1–21.
12. Hankin, B. L., Childhood maltreatment and psychopathology: Prospective tests of attachment, cognitive vulnerability, and stress as mediating processes//Cognitive therapy and research.- 2005.-№29.-P.645-671.
13. Heim C, Nemeroff CB., The role of childhood trauma in the neurobiology of mood and anxiety disorders: preclinical and clinical studies//Biol Psychiatry.-2001. -№49(12).-P.1023-1039.
14. Heneghan A, Stein REK, Hurlburt MS, Zhang J, Rolls-Reutz J, Fisher E, Landsverk J, Horwitz SM. Mental health problems in teens investigated by U.S. child welfare agencies//Journal of Adolescent Health.-2013.-№52(5).-P.634–640.
15. Johnson JG, Cohen P, Brown J, Smailes EM, Bernstein D. Childhood maltreatment increases risk for personality disorder during early adulthood//Archives of General Psychiatry.-1999.-№56(7).-P.600–608.
...