Введение 3
Глава I. Религиозный скептицизм VI-IV вв 14
1. Особенности греческой религии и её роль в античном обществе 14
2. Развитие скептической мысли в VI-IV вв 22
Глава II. Атеизм Диагора Мелосского 30
1. Жизнь Диагора Мелосского 30
2. Учение Диагора Мелосского 34
Глава III. Учение о богах Эпикура и Тита Лукреция Кара 38
1. Жизнь и учение Эпикура 38
1.1. Жизнь Эпикура 38
1.2. Учение Эпикура 42
2. Лукреций как последователь учения Эпикура 48
Заключение 51
Список источников и литературы 53
Актуальность исследования. История античной религии остается одним из наиболее быстроразвивающихся направлений современного антиковедения. Каждый год появляются около сотни монографий и сборников статей, посвященных тем или иным аспектам этой проблемы. Особое место в истории античной религиозной мысли занимает вопрос о соотношении религии и античной философии. Это взаимодействие проявлялось самым разным образом. Так возникли так называемое «философское (умозрительное) благочестие» , которое основывалось на учении о едином боге - творце космоса, философское объяснение древних мифов (например, у стоиков или Плутарха), в более позднее время - синтез неоплатонической философии и магии (теургия). Важную роль во взаимодействии этих двух систем сыграло переосмысление популярных (народных) представлений о богах и благочестии. Этот процесс привёл к зарождению в греческой философской мысли двух течений, в чём-то сходных, а в чём-то различных - скептического и атеистического. Если «атеисты» прямо отказывали богам в существовании и открыто совершали действия, направленные против общепринятых религиозных норм, то «скептики», действуя более аккуратно, ставили под сомнение реальность божественных фигур и действенность религиозных ритуалов. Формы проявления их взглядов - литературные сочинения, устная полемика с теми, кто отстаивал традиционные взгляды, провокационные действия - заставляют нас сопоставить происходившее в древности с тем, что мы видим в наше непростое время. Кроме того, в работе также рассматривается связь между обвинениями в религиозном нечестии и политическим террором. Эти проблемы - возможность открыто высказывать свои взгляды о божестве, законодательство, направленное на защиту религиозных традиций, наконец, оскорбление чувств верующих - делают тему нашей работы, как кажется, весьма актуальной.
Объектом исследования являются религиозные воззрения представителей интеллектуальной элиты VI-I вв. до н.э. (поэты, философы, общественные и политические деятели).
Предметом исследования выступает литературная и эпиграфическая традиция, отражающая религиозные взгляды интеллектуалов архаической, классической и эллинистическо-римской эпох.
Цель работы - создать целостное представление о возникновении и эволюции скептического и атеистического направлений во взглядах античной интеллектуальной элиты.
Основными задачами исследования являются:
1. Изучение зарождения религиозного скептицизма в Древней Греции архаическую эпоху;
2. Исследование места скептической традиции на первых этапах зарождения древнегреческой философии (по данным об ионийской школе, Гераклите и особенно элейской школе);
3. Анализ скептической и атеистической традиций, связанных с деятелями Старшей софистики;
4. Изучение античной традиции о классических типах атеистов - Диагоре Мелосском и Феодоре из Кирены;
5. Рассмотрение взглядов Эпикура и его учеников на религию, богов и ритуалы.
Хронологические рамки охватывают широкий период античной истории (VI-I вв. до н.э.). В общих чертах рассмотрено время VI-IV вв. до н.э., отдельным фигурам V-I вв. до н.э. уделено более пристальное внимание (Диагор Мелосский, Эпикур, Тит Лукреций Кар).
Источниковая база исследования.
Основные источники по нашей теме можно разделить на две части: основной массив сведений нам предоставляет литературная традиция, однако важные сведения иногда дают нам и данные эпиграфики. Литературную традицию можно условно разделить на две части: сочинения античных интеллектуалов, являющихся объектом нашего исследования, и свидетельства о них. Эти свидетельства порой крайне важны, т.к. они сообщают бесценную информацию об обстоятельствах жизни наших героев, обвинениях, официальных и неофициальных, которые выдвигались современниками и последующими поколениями в их адрес, наконец, о каких-то знаковых поступках этих персонажей, например, о том, как Диагор Мелосский разрубил топором статую Геракла со словами, что пришло время совершить очередной подвиг и приготовить обед для Диагора.
К сожалению, подавляющее большинство сочинений этих философов и общественных деятелей до нас не дошло. Сохранились лишь пересказы и отдельные фрагменты в трудах последующих авторов. Фрагменты авторов VI-V вв. до н.э. были собраны немецкими филологами Г. Дильсом и В. Кранцем в сборнике «Фрагменты досократиков». На русском языке мы пользовались изданием «Фрагменты ранних греческих философов», подготовленным А.В. Лебедевым, и изданием фрагментов софистов А.О. Маковельского . Фрагменты сочинений Демокрита были собраны и изданы С.Я. Лурье.
Большое значение имеют для нас сочинения Плутарха, Авла Г еллия, Афинея, Диогена Лаэртского по истории философии и, шире, всей культуры. Скажем несколько слов о них.
В античном мире нетрадиционный взгляд на религиозные вопросы (главным образом, отказ от выполнения ритуалов и непризнание богов как создателей мира и покровителей людей) никогда не приветствовался, и даже подозрение в религиозном нечестии могло всерьез подорвать репутацию человека. Однако в Афинах безбожие не было поводом для судебного преследования до 432 г., когда народным собранием была принята псефизма Диопифа, положившая начало серии обвинений. В период с 433/2 г. до 302 г. на основании этого декрета были обвинены 15 человек, причем 8 из них пострадали по политическим причинам.
Главной проблемой при изучении религиозного скептицизма является, во-первых, сохранность источников (в т.ч. и по этой причине некоторые из фигур рассмотрены подробнее, чем остальные), и, во-вторых, туманность их изложения: не всегда ясно, признавал ли на самом деле автор существование богов или же, боясь навлечь на себя обвинение в нечестии, вынужденно делал оговорки (боги не таковы, такими их представляют люди; боги существуют, но не влияют на жизнь людей и др.).
Скептицизм во многом пересекается с материализмом, и, можно проследить, как развивается это направление от довольно абстрактных и наивных рассуждений о зарождении мира Фалеса и Анаксимандра до серьёзных материалистических воззрений Эпикура и Лукреция Кара.
Рождение скептической философской мысли фактически совпадает с началом натурфилософии. Философы VI в. избегают прямых рассуждений о богах, но уже стремятся размышлять о сотворении мира с рационалистических позиций. Гераклит, Анаксагор и Ксенофан продолжают вслед за натурфилософами обсуждать проблемы создания вселенной и приходят к выводу, что боги к этому не причастны, более того, боги народной религии порой не являются божествами. Как религиозные скептики часто выступают представители Старшей софистики (Протагор, Продик) и близкие к ним члены интеллектуальной элиты (Критий). Нельзя обойти вниманием также Диагора Мелосского и Феодора Киренского. Хоть античная традиция и не считает их крупными философами, эти мыслители стали «классическими атеистами» на много столетий вперед. Наконец, наш обзор завершают Эпикур и его ученики, в воззрениях которых религиозное сомнение сочетается с порой объективными взглядами на устройство природы, что выносит их взгляды на качественно иной уровень.
I. Источники:
1. Авл Геллий. Отрывки / Пер. Т. И. Кузнецовой. М., 1964.
2. Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978.
3. Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. Кузьмина, С. Маркиша. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.
4. Афиней. Пир мудрецов / Пер. Н. Т. Голинкевича. М.: Наука, 2016.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспаровой; под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1986.
6. Лактанций. Божественные установления / Пер. В. М. Тюленева. СПб., 2007.
7. Лукреций. О природе вещей / Пер. Ф. Петровского. М.: Худож. лит., 1983.
8. Плутарх. Сочинения / Пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. С. П. Маркиша. В 2 т. М.: Наука, 1994.
10. Свидетельства о жизни и учении Диагора Мелосского и Феодора Киренского / Пер. В.Т. Звиревича // Античная древность и средние века. Вып. 31. Пермь, 2000.
11. Софисты. Вып. 1. Под ред. А.О. Маковельского. Баку: Азербайджанский Государственный Университет им. С. М. Кирова,
1940.
12. Софисты. Вып. 2. Под ред. А.О. Маковельского. Баку: Азербайджанский Государственный Университет им. С. М. Кирова,
1941.
13. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Прим. Е.Г. Рабинович. М.: Наука, 1985.
14. Фукидид. История / Пер. Г. Стратановского. М.: Ладомир, 1999.
15. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижского). М., 1985.
16. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А.В. Лебедева, М.: Наука, 1989.
17. Элиан. Пёстрые рассказы. / Пер. С. В. Поляковой. Отв. ред. В. В. Струве. (Серия «Литературные памятники»). М.-Л.: Издательство АН СССР, 1963.
18.Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э., М.: Ладомир, 1999.
19. Suidae lexicon / Ed. A. Adler. Vol. 1-4. Leipzig, 1928-1935.
II. Литература:
20. Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс- Традиция, 2008.
21. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.
22. Борухович В.Г., Фролов Э.Д. Античное свободомыслие и атеизм // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.
23. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. СПб.: Алетейя, 2004.
24. Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер / Пер. с фр. В.П. Гайдамака, М.А. Графовой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006.
25. Диллон Д. Средние платоники. 80 г. до н. э. - 220 н. э. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002; Алетейя, 2002.
26. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. X. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2000.