ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОНТОГЕНЕЗ СИНТАКСИСА ДЕТСКОЙ РЕЧИ 5
1.1. Процесс усвоения синтаксиса ребёнком 5
1.1.1. Формальная периодизация усвоения грамматического строя языка 7
1.1.2. Развитие синтаксиса с точки зрения развития психологической предикативности 9
1.2. Основные стадии усвоения языка в дошкольный период.………………………………....11
1.2.1. Первые слова ребёнка………………………………….……………………….…….....11
1.2.2. Двухсловные высказывания…………………………….……………………….……...12
1.2.3. Роль порядка слов на начальном этапе усвоения синтаксиса.………………….….....14
1.2.4. Дальнейшее усвоение синтаксиса, усложнение структуры предложения.…….….....15
1.2.5. Усложнение структуры простого и сложного предложений…….………......…..…...17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ СИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 19
2.1. Предпосылки исследования синтаксиса детской речи в начальном школьном возрасте..........................................................................................................................................19
2.2. Исследование уровня овладения синтаксисом у детей начального школьного возраста 21
2.2.1. Методика тестирования...............................................................................................22
2.2.2. Результаты тестирования.............................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ 39
Проблема усвоения языка является одной из ключевых как в психолингвистике, так и в языкознании в целом. Для лингвистов понимание того, как человек овладевает родным языком, имеет огромную важность, поскольку может объяснить, как устроен данный язык: что является в нём центральным (и, следовательно, усваивается раньше), а что – периферийным, второстепенным. Кроме того, материал исследования данной проблемы полезен и для таких сфер, как дефектология, социолингвистика и клиническая психология.
Необходимо отметить, что изучение лингвистики детской речи (онтолингвистики) активно началось уже в 20-е годы прошлого века. Её теоретическую основу заложили именно отечественные исследователи, такие как К.Д. Ушинский, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Н. Цейтлин и др. Однако до 60-70-х годов в России наблюдался спад интереса к онтолингвистике, в то время как на Западе (где большой вклад в неё внесли, в частности, Р. Браун, Д. Слобин, Е.Кларк) она уже сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины. Новаторской здесь стала идея генеративной (трансформационной) грамматики Н. Хомского, возникшая в 50-х годах как попытка объяснить усвоение грамматики языка на основе некоторого внутреннего компонента.
Настоящее время можно назвать расцветом онтолингвистики: увеличивается база фактического материала, расширяется проблематика научных исследований, а их достижения всё больше внедряются в учебный процесс. Тем не менее подробное описание процесса усвоения родного языка всё ещё имеет место, и с этой точки зрения усвоение грамматики является обширным полем для исследования: необходимо знать не только как усваиваются те или иные единицы языка, но и правила их сочетания в речи.
Данная работа посвящена изучению того, как ребёнок осваивает синтаксис родного (а именно русского) языка, то есть правила построения словосочетаний и предложений. В качестве объекта исследования представлены дети начального школьного возраста (7-11 лет), так как к этому периоду жизни основные синтаксические конструкции считаются усвоенными и, кроме того, возможно проследить закономерность их усвоения и основные тенденции их развития.
Таким образом, в своей работе я ставлю следующие задачи:
1) на основе практических данных выявить тенденции, характерные для синтаксиса детской речи;
2) на уровне словосочетания, предложения и текста выявить трудности освоения синтаксической стороны речи, обнаружить синтаксические отклонения от нормы в синтаксисе детской речи;
3) оценить степень владения и понимания определённых синтаксических форм;
4) оценить силу влияния тенденций детской речи дошкольного возраста, выявленных на основании изученной литературы.
Теоретическая часть моей работы включает следующие методы: изучение и систематизация психолого-лингвистической литературы по проблеме, классификация, обобщение.
Практическая часть представляет собой проверку поставленных гипотез в форме тестирования младших школьников.
Актуальность работы не представляет сомнений. Её научная ценность состоит в накоплении и систематизации материала по данной теме. Практическая ценность работы заключается в том, что она способствует формированию стратегий по обучению синтаксису, а также предупреждению речевых ошибок младших школьников.
Таким образом, в результате работы были достигнуты следующие цели:
1) на основе практических данных были выявить тенденции, характерные для синтаксиса детской речи, как общие для трёх классов начальной школы, так и для каждой параллели классов.
2) на уровне словосочетания, предложения и текста были выявлены трудности освоения синтаксической стороны речи, обнаружить синтаксические отклонения от нормы в синтаксисе детской речи;
3) была оценена степень владения и понимания определённых синтаксических форм;
4) была проведена оценка влияния тенденций детской речи дошкольного возраста, выявленных на основании изученной литературы.
Полученные данные представляют собой некий «статистический срез», описывающий характерные черты синтаксиса письменной речи школьников 2-4 классов. Можно сделать вывод о том, что письменная речь школьников второго класса тяготеет во многом к устной речи детей до-школьного возраста, тогда как в 3-ем и 4-ом классах она становится ближе ко «взрослой» речи.
Тем не менее, существую перспективы развития исследования, по-скольку детская речь представляет собой чрезвычайно богатый источник открытий, а детская грамматика – это не дефектная грамматика взрослых, а грамматика, обладающая собственным набором правил.
Bowerman, M. Early syntactic development: A cross-linguistic study with special reference to Finnish. Cambridge: Cambridge University Press. 1973.
Braine, Martin D.S. On learning the grammatical order of words. 1963
Branigan H. Linguistic experience and syntactic representations in young children and adults: Evidence from syntactic priming // Третья международная конференция по когнитивной науке. — М., 2008.
Chomsky, N. Syntactic structures. The Hague: Moulton, 1957.
Clark, Eve V. First language acquisition. 2nd edition. — Cambridge University Press. 2009.
Greenfield, M. Informativeness, presupposition, and semantic choice in single-word utterances. In E. Ochs & B.B. Schiefflin (eds.), Developmental pragmatics. New York: Academic Press. 1979.
Klima, E. S., & Bellugi, U. Syntactic regularities in the speech of children. In J. Lyons & R. J. Wales (Eds.), Psycholinguistics papers. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1966.
Nippold, M. A. Later Language Development: School-Age Children, Adolescents, and Young Adults, 2nd Ed., Austin, TX: PRO-ED, 1998.
Skinner, B. F. Verbal behavior. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1957.
Slobin, D. I. Cognitive prerequisites for the development of grammar. In C. A. Ferguson & D. I. Slobin (Eds.), Studies of child language development. NewYork:Holt,Rinehart&Winston, 1973.
Slobin, D. I. Psycholinguistics (2nd ed.). Glenview, IL: Scott, Foresman, 1979.
Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: Детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.
Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21 – 50.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
...