"МЯГКАЯ СИЛА" РОССИИ В ОТНОШЕНИИ СТРАН ПРИБАЛТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ 7
1.1. Сущность концепции «мягкой силы» и история её возникновения 7
1.2. Различные подходы к изучению феномена «мягкой силы» в отечественных и зарубежных научных кругах 15
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРАНАХ БАЛТИИ 22
2.1 Деятельность российских неправительственных организаций и фондов в странах Балтии 22
2.2. Российские и русскоязычные СМИ на территории стран Балтии как проводник «мягкой силы» Российской Федерации 34
2.3. Влияние «мягкой силы» России на положение русскоязычного населения стран Балтии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» И ПОДХОДЫ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ 7
1.1. Сущность концепции «мягкой силы» и история её возникновения 7
1.2. Различные подходы к изучению феномена «мягкой силы» в отечественных и зарубежных научных кругах 15
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРАНАХ БАЛТИИ 22
2.1 Деятельность российских неправительственных организаций и фондов в странах Балтии 22
2.2. Российские и русскоязычные СМИ на территории стран Балтии как проводник «мягкой силы» Российской Федерации 34
2.3. Влияние «мягкой силы» России на положение русскоязычного населения стран Балтии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность темы обусловлена тем, что еще в период распада Советского Союза руководства прибалтийских советских республик одними из первых взяли курс на создание независимых государств и выход из состава СССР. Уже в конце 1980-х годов в Латвийской, Литовской и Эстонской советской социалистической республике формируется ряд общественно-политических движений, выступающих в поддержку перестройки и за независимость республик. После приобретения независимости в начале 1990-х годов внешнеполитический курс руководства стран Балтии был направлен в сторону Западной Европы, осуществлялись мероприятия по становлению рыночной системы экономики. Правительства Латвии, Литвы и Эстонии проводили реформы, направленные на вступление в Европейский Союз и Североатлантический альянс, а отношения с Российской Федерацией сводились к минимуму. Несмотря на близкое соседство и достаточно богатое общее историческое прошлое, с этого периода диалог между Россией и странами Балтии на государственном уровне весьма ограничен и в настоящее время сводится лишь к формальным контактам. Кроме того, весьма часто представители высшего политического руководства стран Балтии выступают с антироссийскими заявлениями, а в средствах массовой информации Латвии, Литвы и Эстонии в большинстве случаев высказывается лишь критическая информация в отношении деятельности руководства Российской Федерации, а также ее внешнеполитического курса. Особенно ситуация усугубилась в конце февраля 2022 года, когда президент России Владимир Путин принял решение о начале специальной войной операции на территории Украины. Руководства стран Балтии резко осудили деятельность правительства России, выразили приверженность территориальной целостности и суверенитету Украины, а также присоединились к антироссийским санкциям, которые были инициированы США и руководством Европейского союза. В подобных условиях поддерживать связь между государствами помогает информационная и культурно-гуманитарная сфера. Ресурсы данных сфер преимущественно связаны с так называемой «мягкой силой».
Кроме того, реализация «мягкой силы» по отношению к странам Балтии со стороны Российской Федерации необходима, так как на территории Латвии, Литвы и Эстонии проживает множество русскоязычных людей, и работа с данной группой лиц является весьма значимым направлением для нашего государства. Особенно это важно в связи с тем, что на территории указанных стран представители нетитульной нации зачастую сталкиваются с дискриминацией в культурной, политической и социальной сферах.
Степень разработанности темы достаточно высока. Среди зарубежных авторов, изучающих «мягкую силу», наибольшее значение имеют труды основоположника данной концепции Джозефа Ная . Также для более детального изучения понятия «мягкой силы» были рассмотрены работы следующих западных авторов: А. Вьювинга, Дж. Батлер и Н.Фергюссона . Среди российских исследователей также можно отметить ряд авторов: Дмитриева Т., Лебедеву М., Русакову О. и Харкевича М.
Кроме того, были изучены работы отечественных авторов, занимающихся изучением влияния «мягкой силы» России на страны Балтии. Это В. Смирнов и Л. Шишелина .
В работе затрагивалось положение русскоязычного населения стран Балтии. Надо отметить, что весьма широко распространено направление исследований, посвященных правовому положению представителей не титульных наций в странах Балтии в постсоветский период. Наиболее подробно данные вопросы освещены в сборнике работ «Современная европейская этнократия: Нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии» .
При написании работы было использовано множество источников. Значительную часть источников составили отечественные и зарубежные средства массовой информации, а также электронные ресурсы. Также были затронуты официальные документы России, Латвии, Литвы и Эстонии. К ним относятся различные законопроекты и государственные программы. Кроме того, при написании работы были взяты данные государственной статистики Российской Федерации и стран Балтии.
Методология и методы исследования. Данное исследование готовилось на основе неолиберального подхода к анализу международных процессов. В рамках данного подхода Джозей Най рассматривал концепцию «мягкой силы». Неолиберальный подход подразумевает, что диалог между государствами может осуществляться не только при помощи официальной власти, но и благодаря взаимодействию бизнеса, частных лиц и НПО.
В настоящее время взаимоотношения между руководствами стран Балтии и России весьма напряженные и в подобных условиях межгосударственное сотрудничество на официальном уровне сильно ограничено. А реализация политики «мягкой силы» позволяет нашим государствам сохранять взаимодействие на уровне обществ.
При проведении исследования было задействован ряд методов. Широко применялись методы эмпирической политологии, в том числе изучение документов и анализ статистических данных. Так же применялся метод экспертной оценки и сравнительного анализа.
Объектом исследования концепция "мягкой силы" в отечественной и зарубежной науке.
Предметом исследования реализация "мягкой силы" Российской Федерации на территории стран Балтии.
Цель работы – изучить особенности "мягкой силы " как инструмента внешней политики РФ в странах Балтии, ее возможности и ограничения.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть сущность концепции «мягкой силы» и историю её возникновения
2) Проанализировать различные подходы к феномену «мягкой силы» в науке
3) Проанализировать деятельность российских неправительственных организаций и фондов на территории стран Балтии, а также оценить их эффективность как проводников «мягкой силы».
4) Проанализировать деятельность российских и русскоязычных СМИ на территории стран Балтии, а также оценить их эффективность как проводников «мягкой силы».
5) Изучить положение русскоязычного населения в странах Балтии и раскрыть политику руководства России по взаимодействию с соотечественниками
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Кроме того, реализация «мягкой силы» по отношению к странам Балтии со стороны Российской Федерации необходима, так как на территории Латвии, Литвы и Эстонии проживает множество русскоязычных людей, и работа с данной группой лиц является весьма значимым направлением для нашего государства. Особенно это важно в связи с тем, что на территории указанных стран представители нетитульной нации зачастую сталкиваются с дискриминацией в культурной, политической и социальной сферах.
Степень разработанности темы достаточно высока. Среди зарубежных авторов, изучающих «мягкую силу», наибольшее значение имеют труды основоположника данной концепции Джозефа Ная . Также для более детального изучения понятия «мягкой силы» были рассмотрены работы следующих западных авторов: А. Вьювинга, Дж. Батлер и Н.Фергюссона . Среди российских исследователей также можно отметить ряд авторов: Дмитриева Т., Лебедеву М., Русакову О. и Харкевича М.
Кроме того, были изучены работы отечественных авторов, занимающихся изучением влияния «мягкой силы» России на страны Балтии. Это В. Смирнов и Л. Шишелина .
В работе затрагивалось положение русскоязычного населения стран Балтии. Надо отметить, что весьма широко распространено направление исследований, посвященных правовому положению представителей не титульных наций в странах Балтии в постсоветский период. Наиболее подробно данные вопросы освещены в сборнике работ «Современная европейская этнократия: Нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии» .
При написании работы было использовано множество источников. Значительную часть источников составили отечественные и зарубежные средства массовой информации, а также электронные ресурсы. Также были затронуты официальные документы России, Латвии, Литвы и Эстонии. К ним относятся различные законопроекты и государственные программы. Кроме того, при написании работы были взяты данные государственной статистики Российской Федерации и стран Балтии.
Методология и методы исследования. Данное исследование готовилось на основе неолиберального подхода к анализу международных процессов. В рамках данного подхода Джозей Най рассматривал концепцию «мягкой силы». Неолиберальный подход подразумевает, что диалог между государствами может осуществляться не только при помощи официальной власти, но и благодаря взаимодействию бизнеса, частных лиц и НПО.
В настоящее время взаимоотношения между руководствами стран Балтии и России весьма напряженные и в подобных условиях межгосударственное сотрудничество на официальном уровне сильно ограничено. А реализация политики «мягкой силы» позволяет нашим государствам сохранять взаимодействие на уровне обществ.
При проведении исследования было задействован ряд методов. Широко применялись методы эмпирической политологии, в том числе изучение документов и анализ статистических данных. Так же применялся метод экспертной оценки и сравнительного анализа.
Объектом исследования концепция "мягкой силы" в отечественной и зарубежной науке.
Предметом исследования реализация "мягкой силы" Российской Федерации на территории стран Балтии.
Цель работы – изучить особенности "мягкой силы " как инструмента внешней политики РФ в странах Балтии, ее возможности и ограничения.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть сущность концепции «мягкой силы» и историю её возникновения
2) Проанализировать различные подходы к феномену «мягкой силы» в науке
3) Проанализировать деятельность российских неправительственных организаций и фондов на территории стран Балтии, а также оценить их эффективность как проводников «мягкой силы».
4) Проанализировать деятельность российских и русскоязычных СМИ на территории стран Балтии, а также оценить их эффективность как проводников «мягкой силы».
5) Изучить положение русскоязычного населения в странах Балтии и раскрыть политику руководства России по взаимодействию с соотечественниками
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В итоге, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время отношения между руководствами России и стран Балтии довольно сложные и конфронтационные. На этом фоне, политические лидеры Латвии, Литвы и Эстонии воспринимают российскую «мягкую силу» как угрозу национальной безопасности и способ влияния на страны Балтии. Кроме того, последнее время в западной политической среде усиливается создание негативного имиджа России. В СМИ говорят о том, что специальная военная операция России на территории Украины, вхождение Крыма в состав России являются вооруженной агрессией, которая обоснована стремлением российской власти возвратить имперское прошлое. В сознании значительной части жителей западный стран укрепилось мнение о том, что России это страна агрессор и виновник большинства конфликтов на постсоветском пространстве (Грузия, Украина и Чеченская Республика). Введенные против России экономические санкции также не способствуют построению позитивного образа страны и заставляют воспринимать её как страну изгоя на подобии Ирана или КНДР. Таким образом, текущая политическая обстановка существенно снижает эффективность «мягкой силы» России. Помимо этого инициативы «мягкой силы» России тесно связаны с государством. Данный факт не способствует появлению доверия «мягкой силе», так как инициативы, которые исходят от гражданского общества, пользуются гораздо большей привлекательностью и над этим также стоит работать.
Кроме того, проведя исследование, мною были решены задачи, поставленные ранее во Введении работы.
В первой задаче следовало рассмотреть сущность концепции «мягкой силы» и историю её возникновения. Для реализации данной задачи были проанализированы основные работы американского политолога и основоположника концепции «мягкой силы» Джозефа Ная. Най осуществлял разработку своей концепции в конце прошлого века в рамках неолиберального подхода и понимал под «мягкой силой» способность одного заставить другого хотеть того же, чего хочешь ты без применения угроз и силы. И ключевым элементом его концепции является привлекательность. Обладая, привлекательностью государство или же другие акторы способны привлечь симпатию других и таким образом добиваться своих целей. Именно привлекательность позволяет скрытно овладевать умами людей и заставлять их делать того, что они бы никогда не сделали. Также, идея привлекательности отличает концепцию Джозефа Ная от всех других предшествующих концепций влияния не военными методами.
В рамках второй задачи требовалось изучить различных подходы к изучению феномена «мягкой силы» в науке. Во-первых, мы пришли к выводу, что в научной среде существует множество вариаций трактовок понятия «мягкая сила», а также его переводов. В российской науке доминирует реалисткий подход к изучению «мягкой силы». Данный подход практически приравнивает «мягкую силу» к такому понятию как пропаганда, а также к различным не военных методам влияния. Кроме того, в реалистском подходе не подразумевается наличие привлекательности у проводников и ресурсов «мягкой силы». Это весьма резко расходится с неолиберальной концепцией Джозефа Ная. Также мы наблюдаем, что в западной научной среде многие исследователи подвергают критике концепцию Джозефа Ная. Преимущественно это происходит из-за того, что американский политолог не обозначил в своей концепции строго описанный алгоритм, который бы описал создание привлекательности в рамках «мягкой силы» и не раскрыл механизм привлечения тех, на кого направлена данная привлекательность.
В третьей задаче следовало проанализировать деятельность российских неправительственных организаций и фондов на территории стран Балтии. Было установлено, что на территории стран Балтии действуют различные российские НПО и фонды, а также организации соотечественников. Их деятельность сталкивается с рядом проблем. Во-первых, власти стран Балтии считают, что подавляющее большинство российских НПО и фондов представляют угрозу для их национальной безопасности. По их мнению, руководство России стремится достичь своих внешнеполитических задач в странах Балтии, используя НПО, фонды и организации соотечественников. В результате постоянно существует угроза того, что данные НПО и фонды могут прекратить свою работу в странах Балтии. Во-вторых, деятельность российских НПО в странах Балтии преимущественно ориентирована на узкую группу лиц и не привлекает внимания представителей титульного населения и части русскоязычного населения, которое ориентируется на интеграцию в европейское сообщество. Помимо этого, российские НПО и фонды вынуждены конкурировать с неправительственными организациями стран Европейского союза, которые также очень активно действуют в странах Балтии и предлагают интересные проекты. Следовательно, такие условия не позволяют российским НПО и фондам стать достаточно эффективными проводниками «мягкой силы» России на территории стран Балтии.
При рассмотрении четвертой задачи, требовалось проанализировать деятельность российских и русскоязычных СМИ в странах Балтии и оценить их эффективность в качестве проводников «мягкой силы». Можно сказать, что русскоязычные СМИ в странах Балтии работают в условиях жесткой конкуренции, которую им составляют СМИ стран Европейского союза. Помимо этого, они сталкиваются с множеством экономических, правовых и политических ограничений. В целом русскоязычные СМИ также как и российские НПО в связи с данными факторами не способны в полной мере реализовать свой потенциал и стать мощным проводником «мягкой силы».
При реализации пятой задачи мы раскрыли положение русскоязычного населения стран Балтии в наши дни, а также рассмотрели политику руководства России по работе с соотечественниками в странах Балтии. Русскоязычное население Латвии, Эстонии и в наименьшей степени Литвы сталкивается с рядом трудностей. К ним относится языковой вопрос, в частности проблема образования на русском языке, случаи скрытой дискриминации в сфере труда, а также проблема лиц без гражданства. В основном на защиту прав русскоязычных людей встают организации соотечественников. Но зачастую они не ведут активной работы и проводят лишь формальные мероприятия для ограниченного круга лиц, пользуясь финансовой поддержкой со стороны России. Также они ограничены в своих действиях ввиду того, что в любой момент их деятельность могут запретить власти, посчитав, что они создают угрозу государственности. В настоящее время руководства стран Балтии смягчили свое отношение к русскоязычным жителям и ведут себя более либерально по сравнению с концом прошлого века. Но на удивление, основная заслуга в достижении этой ситуации лежит не на руководстве России и организациях соотечественников, а на международных организациях и Европейском союзе, которые заставили руководства стран Балтии обратиться к курсу интеграции и смягчить свою политику по отношению к представителям нетитульной части населения. Несмотря на это в Российской Федерации был разработан ряд законопроектов, которые направлены на помощь русскоязычным жителям Эстонии, а также создающие благоприятные условия для возвращения на историческую родину.
Подводя итог, можно сказать, что цель исследования достигнута путем выполнения всех поставленных задач.
Кроме того, проведя исследование, мною были решены задачи, поставленные ранее во Введении работы.
В первой задаче следовало рассмотреть сущность концепции «мягкой силы» и историю её возникновения. Для реализации данной задачи были проанализированы основные работы американского политолога и основоположника концепции «мягкой силы» Джозефа Ная. Най осуществлял разработку своей концепции в конце прошлого века в рамках неолиберального подхода и понимал под «мягкой силой» способность одного заставить другого хотеть того же, чего хочешь ты без применения угроз и силы. И ключевым элементом его концепции является привлекательность. Обладая, привлекательностью государство или же другие акторы способны привлечь симпатию других и таким образом добиваться своих целей. Именно привлекательность позволяет скрытно овладевать умами людей и заставлять их делать того, что они бы никогда не сделали. Также, идея привлекательности отличает концепцию Джозефа Ная от всех других предшествующих концепций влияния не военными методами.
В рамках второй задачи требовалось изучить различных подходы к изучению феномена «мягкой силы» в науке. Во-первых, мы пришли к выводу, что в научной среде существует множество вариаций трактовок понятия «мягкая сила», а также его переводов. В российской науке доминирует реалисткий подход к изучению «мягкой силы». Данный подход практически приравнивает «мягкую силу» к такому понятию как пропаганда, а также к различным не военных методам влияния. Кроме того, в реалистском подходе не подразумевается наличие привлекательности у проводников и ресурсов «мягкой силы». Это весьма резко расходится с неолиберальной концепцией Джозефа Ная. Также мы наблюдаем, что в западной научной среде многие исследователи подвергают критике концепцию Джозефа Ная. Преимущественно это происходит из-за того, что американский политолог не обозначил в своей концепции строго описанный алгоритм, который бы описал создание привлекательности в рамках «мягкой силы» и не раскрыл механизм привлечения тех, на кого направлена данная привлекательность.
В третьей задаче следовало проанализировать деятельность российских неправительственных организаций и фондов на территории стран Балтии. Было установлено, что на территории стран Балтии действуют различные российские НПО и фонды, а также организации соотечественников. Их деятельность сталкивается с рядом проблем. Во-первых, власти стран Балтии считают, что подавляющее большинство российских НПО и фондов представляют угрозу для их национальной безопасности. По их мнению, руководство России стремится достичь своих внешнеполитических задач в странах Балтии, используя НПО, фонды и организации соотечественников. В результате постоянно существует угроза того, что данные НПО и фонды могут прекратить свою работу в странах Балтии. Во-вторых, деятельность российских НПО в странах Балтии преимущественно ориентирована на узкую группу лиц и не привлекает внимания представителей титульного населения и части русскоязычного населения, которое ориентируется на интеграцию в европейское сообщество. Помимо этого, российские НПО и фонды вынуждены конкурировать с неправительственными организациями стран Европейского союза, которые также очень активно действуют в странах Балтии и предлагают интересные проекты. Следовательно, такие условия не позволяют российским НПО и фондам стать достаточно эффективными проводниками «мягкой силы» России на территории стран Балтии.
При рассмотрении четвертой задачи, требовалось проанализировать деятельность российских и русскоязычных СМИ в странах Балтии и оценить их эффективность в качестве проводников «мягкой силы». Можно сказать, что русскоязычные СМИ в странах Балтии работают в условиях жесткой конкуренции, которую им составляют СМИ стран Европейского союза. Помимо этого, они сталкиваются с множеством экономических, правовых и политических ограничений. В целом русскоязычные СМИ также как и российские НПО в связи с данными факторами не способны в полной мере реализовать свой потенциал и стать мощным проводником «мягкой силы».
При реализации пятой задачи мы раскрыли положение русскоязычного населения стран Балтии в наши дни, а также рассмотрели политику руководства России по работе с соотечественниками в странах Балтии. Русскоязычное население Латвии, Эстонии и в наименьшей степени Литвы сталкивается с рядом трудностей. К ним относится языковой вопрос, в частности проблема образования на русском языке, случаи скрытой дискриминации в сфере труда, а также проблема лиц без гражданства. В основном на защиту прав русскоязычных людей встают организации соотечественников. Но зачастую они не ведут активной работы и проводят лишь формальные мероприятия для ограниченного круга лиц, пользуясь финансовой поддержкой со стороны России. Также они ограничены в своих действиях ввиду того, что в любой момент их деятельность могут запретить власти, посчитав, что они создают угрозу государственности. В настоящее время руководства стран Балтии смягчили свое отношение к русскоязычным жителям и ведут себя более либерально по сравнению с концом прошлого века. Но на удивление, основная заслуга в достижении этой ситуации лежит не на руководстве России и организациях соотечественников, а на международных организациях и Европейском союзе, которые заставили руководства стран Балтии обратиться к курсу интеграции и смягчить свою политику по отношению к представителям нетитульной части населения. Несмотря на это в Российской Федерации был разработан ряд законопроектов, которые направлены на помощь русскоязычным жителям Эстонии, а также создающие благоприятные условия для возвращения на историческую родину.
Подводя итог, можно сказать, что цель исследования достигнута путем выполнения всех поставленных задач.
Подобные работы
- Корейская волна как инструмент мягкой силы Республики Корея в Юго-Восточной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - «Мягкая сила» в современной внешней политике России
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - «Мягкая сила» как инструмент внешней политики России в условиях
глобализации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Перспективы международного сотрудничества России со странами ближнего зарубежья
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА ДО И ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ (2015-2021)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИЯ ПОЛЬСКОГО И РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ЛИТОВСКОЕ ОБЩЕСТВО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УРОКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019



