Оглавление 1
Введение 3
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты экологического образования и образования в интересах устойчивого развития 4
Глава 2. Анализ системы экологического образования в Российской Федерации 11
2.1. Система ЭО в РФ 11
2.2. Международные стандарты 14
2.3. Государство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты . 18
2.4. Анализ системы и факторов влияния на ЭО в РФ 32
Глава 3. Разработка курса 34
Заключение
Используемая литература 43
С каждым днём растёт необходимость формирования нового типа «экологического мышления» и нравственного отношения к природе. Распространение этих знаний и формирование «экологического сознания» реализуется в первую очередь через систему экологического образования (далее ЭО). Школьное ЭО является важнейшим этапом получения знаний и формирования системы ценностей в отношении окружающей среды в непрерывном ЭО. Большую значимость тема исследования приобретает с учетом 4-ой глобальной цели устойчивого развития - обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Актуальность работы обусловлена тем, что, в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года), одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Однако на сегодняшний день не во всех Российских школах реализуются курсы экологической направленности, а существующие обязательные дисциплины построены в основном на биологической части науки. В содержании курсов лишь небольшая доля внимания уделяется глобальным экологическим проблемам и путям их решения, экологической безопасности и устойчивому развитию. Кроме того, учебные занятия в основном строятся на традиционной системе преподавания, где 80% времени урока – речь учителя. В связи с вышеперечисленными проблемами, целью работы является создание вариативного курса экологической направленности, удовлетворяющего условиям новых ФГОС и принципам образования для устойчивого развития, а также современным темам науки экологии и инновационным технологиям проведения уроков. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретической базы экологического образования и образования в интересах устойчивого развития
2) Изучение Российского опыта в области ЭО
3) Обзор нормативно-правовых документов в области ЭО
4) Анализ современной системы школьного экологического образования в Российской Федерации
5) Разработка и апробация методик для преподавания курса
Итогом данной работы стала разработка программы интегрированного курса экологического образования для старшей школы, включающего социальную сторону экологии. Курс соответствует ФГОС среднего образования и Национальной стратегии образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
При написании работы был изучен и проанализирован большой объем теоретического материала по экологическому образованию и образованию в интересах устойчивого развития. Пройдя несколько стадий трансформации с 1970-го года, ЭО на сегодняшний день находится на третьем этапе развития, что доказывают исследования. Поэтому самым актуальным вопросом является разработка и реализация культуроцентрированной модели содержания ЭО, то есть формирование экологической этики. Также, важным аспектом является необходимость изменения подхода преподавателей к обучению: от традиционной системы передачи знаний к созданию условий для активного участия обучающихся в образовательном процессе, что выполняется при преподавании созданного курса.
Проанализирована нормативно-правовая база ЭО и показано, что развитие и улучшение ЭО в РФ обосновано рядом федеральных и локальных нормативно-правовых актов, что доказывает актуальность работы. При анализе Российского опыта в области ЭО, выяснено, что лишь в небольшом количестве школ сегодня существует самостоятельный обязательный предмет «Экология». Однако, данный курс указан в ФГОС среднего образования в качестве предмета по выбору. Существующие программы курсов строятся на биологическом и географическом модуле знаний, хотя социальная часть экологии не менее важна. Анализ самой системы ЭО в РФ показал, что родители, ВУЗы и ССУЗы, Общественные организации создают востребованность ЭО в школе. Основной мотивацией для самих акторов ЭО является внешняя мотивация – от государства и со стороны более высокой по уровню организации систем и внутренняя мотивация – заинтересованность самих акторов ЭО в воспитании экологической культуры должного уровня.
Разработаны и апробированы 3 методики для преподавания курса. По методике «Эволюция экологии» было проведено занятие, в котором поучаствовало около 30 человек. На основании полученных результатов, был сделан вывод, что методика развивает системное мышление, создает целостное восприятие и упорядочивает знания о науке экологии. Методика «Устойчивое развитие в загадках» была апробирована на обучающихся 5-ых и 9-ых классов, студентах 2-го курса и людях с высшим образованием. Всего, были проведены занятия для, примерно, 100 человек. Методика подходит одинаково для разных возрастных групп и объясняет концепцию устойчивого развития на простых примерах в интерактивной форме. Методика «Человек будущего», в апробации которой участвовало около 20 человек, исключительно полезна для закрепления проработанного материала по тематике устойчивого развития и экологии, а также для профориентации школьников.
Данное исследование может найти практическое применение в современных реалиях ЭО, так как созданный курс удовлетворяет потребностям разных действующих лиц системы ЭО. Кроме того, уже проведенные занятия со школьниками, свидетельствуют о позитивном восприятии преподаваемого им материала в интерактивной форме. Далее, предполагается продолжение и развитие исследования в форме магистерской диссертации, а также создание сборника методических разработок по экологическому образованию для школы.