Оглавление 1
Введение 3
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты экологического образования и образования в интересах устойчивого развития 4
Глава 2. Анализ системы экологического образования в Российской Федерации 11
2.1. Система ЭО в РФ 11
2.2. Международные стандарты 14
2.3. Государство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты . 18
2.4. Анализ системы и факторов влияния на ЭО в РФ 32
Глава 3. Разработка курса 34
Заключение
Используемая литература 43
С каждым днём растёт необходимость формирования нового типа «экологического мышления» и нравственного отношения к природе. Распространение этих знаний и формирование «экологического сознания» реализуется в первую очередь через систему экологического образования (далее ЭО). Школьное ЭО является важнейшим этапом получения знаний и формирования системы ценностей в отношении окружающей среды в непрерывном ЭО. Большую значимость тема исследования приобретает с учетом 4-ой глобальной цели устойчивого развития - обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Актуальность работы обусловлена тем, что, в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 (утв. Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года), одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Однако на сегодняшний день не во всех Российских школах реализуются курсы экологической направленности, а существующие обязательные дисциплины построены в основном на биологической части науки. В содержании курсов лишь небольшая доля внимания уделяется глобальным экологическим проблемам и путям их решения, экологической безопасности и устойчивому развитию. Кроме того, учебные занятия в основном строятся на традиционной системе преподавания, где 80% времени урока – речь учителя. В связи с вышеперечисленными проблемами, целью работы является создание вариативного курса экологической направленности, удовлетворяющего условиям новых ФГОС и принципам образования для устойчивого развития, а также современным темам науки экологии и инновационным технологиям проведения уроков. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Изучение теоретической базы экологического образования и образования в интересах устойчивого развития
2) Изучение Российского опыта в области ЭО
3) Обзор нормативно-правовых документов в области ЭО
4) Анализ современной системы школьного экологического образования в Российской Федерации
5) Разработка и апробация методик для преподавания курса
Итогом данной работы стала разработка программы интегрированного курса экологического образования для старшей школы, включающего социальную сторону экологии. Курс соответствует ФГОС среднего образования и Национальной стратегии образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
При написании работы был изучен и проанализирован большой объем теоретического материала по экологическому образованию и образованию в интересах устойчивого развития. Пройдя несколько стадий трансформации с 1970-го года, ЭО на сегодняшний день находится на третьем этапе развития, что доказывают исследования. Поэтому самым актуальным вопросом является разработка и реализация культуроцентрированной модели содержания ЭО, то есть формирование экологической этики. Также, важным аспектом является необходимость изменения подхода преподавателей к обучению: от традиционной системы передачи знаний к созданию условий для активного участия обучающихся в образовательном процессе, что выполняется при преподавании созданного курса.
Проанализирована нормативно-правовая база ЭО и показано, что развитие и улучшение ЭО в РФ обосновано рядом федеральных и локальных нормативно-правовых актов, что доказывает актуальность работы. При анализе Российского опыта в области ЭО, выяснено, что лишь в небольшом количестве школ сегодня существует самостоятельный обязательный предмет «Экология». Однако, данный курс указан в ФГОС среднего образования в качестве предмета по выбору. Существующие программы курсов строятся на биологическом и географическом модуле знаний, хотя социальная часть экологии не менее важна. Анализ самой системы ЭО в РФ показал, что родители, ВУЗы и ССУЗы, Общественные организации создают востребованность ЭО в школе. Основной мотивацией для самих акторов ЭО является внешняя мотивация – от государства и со стороны более высокой по уровню организации систем и внутренняя мотивация – заинтересованность самих акторов ЭО в воспитании экологической культуры должного уровня.
Разработаны и апробированы 3 методики для преподавания курса. По методике «Эволюция экологии» было проведено занятие, в котором поучаствовало около 30 человек. На основании полученных результатов, был сделан вывод, что методика развивает системное мышление, создает целостное восприятие и упорядочивает знания о науке экологии. Методика «Устойчивое развитие в загадках» была апробирована на обучающихся 5-ых и 9-ых классов, студентах 2-го курса и людях с высшим образованием. Всего, были проведены занятия для, примерно, 100 человек. Методика подходит одинаково для разных возрастных групп и объясняет концепцию устойчивого развития на простых примерах в интерактивной форме. Методика «Человек будущего», в апробации которой участвовало около 20 человек, исключительно полезна для закрепления проработанного материала по тематике устойчивого развития и экологии, а также для профориентации школьников.
Данное исследование может найти практическое применение в современных реалиях ЭО, так как созданный курс удовлетворяет потребностям разных действующих лиц системы ЭО. Кроме того, уже проведенные занятия со школьниками, свидетельствуют о позитивном восприятии преподаваемого им материала в интерактивной форме. Далее, предполагается продолжение и развитие исследования в форме магистерской диссертации, а также создание сборника методических разработок по экологическому образованию для школы.
1. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека. - М.: ВАКО, 2014, 142 с.
2. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004, 150 с.
3. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - СПБ.: Наука, САГА, 2005, 137 с.
4. Гагарин А.В.. Теория и менеджмент экологического образования. - М.: Социум, 2002, 160 с.
5. Ермаков Д.С., Славинский Д.А. Черникова С.А. Методические разработки «Экологический след» для организации занятий с посетителями Детского эколого-просветительского центра Государственного природоохранного учреждения города Москвы «Природный парк «Воробьевы горы». - СПб., 2009, 87 с.
6. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. - СПб., КАРО, 2013, 144 с.
7. Мамедов Н.Ф.. Культура, экология, образование. - М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1996, 52 с.
8. Островский А.М. Социально-философские основания гуманизации человеко-компьютерного взаимодействия (Опыт междисциплинарного исследования). - М.: Островский А.М., 2010, 583 с.
9. Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р. и др. Экологическое образование и образованность - два кита устойчивого развития. - Самара: Самарский гос. эконом. ун-т, 2014, 292 c.
10. Самкова В.А., Клемяшева Е.М., Дроздов Н.Н., Кураков Л.П. Экологическое образование и воспитание молодежи. Учебно-методическое пособие. - М.: ИАЭП, 201, 416 с.
Статьи в сборниках:
1. Афанасьева С. В. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ // Вестник ДВГСГА. Естественнонаучные знания. № 2(6) 2010
2. Бекетова Е.Н. Экологическое образование и формирование экологической культуры школьников в контексте устойчивого развития// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки - 2011. №5. С. 38-41
3. Гришаева Ю. М. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2011. №1. С. 1-4.
4. Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. - 1997. № 5. С.103-107
5. Ефремов К. Теория и практика экологизации образования // Народное образование. - 2005. №8. С. 110-120.
6. Захлебный А. Н. , Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. - 2010. №9. С. 38-45/
7. Калинникова М.В. Ивченков С.Г. Система экологического образования в условиях глобализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2012. №2. С. 17-20.
8. Мазуров Ю.Л. Образование для устойчивого развития: глобальный цивилизационный проект и отношение к нему в России // На пути к устойчивому развитию России - 2011. № 55, с. 46-49
9. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Россия в окружающем мире: 2005 (Аналитический ежегодник). - 2006. №1. С.19-58
10. Никольский А.А., Степанов Д.А. Эрнст Геккель – основоположник науки экологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2011. № 1. С. 5-11.
11. Садовничий, В.А., Касимов, Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России.// Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. № 4 (29). С. 3-9.
12. Топор А. В., Бубела О. В. Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования // Молодой ученый. — 2013. №10. С. 539-542.
13. Христофорова Н.К., Бисикалова В. Н. Заповедники России : история становления экологического просвещения // Вестн. ДВО РАН. - 2007. № 3. С. 73-76.
14. Lucas A. M. Science education and environmental education: Pious Hopes. Self-Praise and Disciplinary Chauvinism // Studies in Science Education.-1980. №7. p.1-16.
Тезисы докладов:
1. Григорьева В. В. ШВЕДСКИЙ ОПЫТ. ФАКТОРЫ УСПЕХА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЭКОСЕРТИФИКАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» // Тез. Докл. XIX Междунар. Конф. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой». М.: Изд-во Зелёного Креста, 2013. С 76-81.
2. Меринова Е. С., Прокофьева П. В., Славинский Д. А., Фролова Д. С. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОМЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Сборн. научн. трудов VII Молодёжн. Эко. Конгр. «СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА». С-Пб. – CПб НИЦЭБ РАН, 2016. С183-187
3. Тетерина С.В. Рефлексивно-оценоные действия в экологическом образовании в условиях реализации ФГОС // Мат. III краевой науч.-практ. Конференции «Экологическое образование: новое качество в условиях реализации ФГОС». Пермь: ПГНИУ, 2014. С. 55-59.
Ресурсы сети Интернет:
1. http://www.ecoschools.global/ - официальны сайт программы ECO-SCHOOLS (дата обращения – 10 марта 2017)
2. http://www.unece.org/ - Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации (Дата обращения 15 апреля 2017 года)
3. http://unesdoc.unesco.org/ - Заключительный доклад Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (Тбилиси 1977 г) (Дата обращения 13 марта 2017 года)
4. http://www.un.org – официальный сайт ЮНЕП. Цели в области устойчивого развития (Дата обращения 13 и 14 марта 2017 года)
5. http://gov.spb.ru/ - Экологический кодекс Санкт-Петербурга (с изменениями на 14 апреля 2017 года) (Дата обращения 27 апреля 2017 года)
Другие источники:
1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
2. "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012)
3. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации с изменениями от 31 декабря 2015 года
4. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации с изменениями от 31 декабря 2015 года
5. Федеральный Государственный стандарт среднего общего образования от 6 октября 2009 г. № 413, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации с изменениями от 31 декабря 2015 года
6. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (утв. указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года N 176)