Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовые аспекты строительства, прокладки и эксплуатации морских трансграничных трубопроводов

Работа №134053

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 9
§1. ПОНЯТИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ И ИХ ВИДЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 9
§2. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКИ «ЕДИНЫХ» И ЮРИДИЧЕСКИ «СОЕДИНЕННЫХ» ТРУБОПРОВОДОВ. 13
§3. ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 17
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ПРИМЕНИМОГО К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ, ПРОКЛАДКОЙ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 21
§1. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИРОДООХРАННОГО ПРАВА. 21
§2. ТОРГОВЫЕ ОБЫЧАИ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 25
§3. ТИПОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, ПРОКЛАДКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 29
§4. КОЛЛИЗИОННЫЕ ПРИВЯЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА, СВЯЗАННЫЕ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 31
ГЛАВА III. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРОКЛАДКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ НА МОРСКОМ ДНЕ 35
§1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ 35
§2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ 38
§3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРОКЛАДКИ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПО МОРСКОМУ ДНУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА 42
ГЛАВА IV. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРОКЛАДКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДА «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2» 46
§1. ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2». 46
§2. ИСПОЛНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, ПРОКЛАДКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРУБОПРОВОДА «СЕВЕРНОГО ПОТОКА - 2». 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59


Актуальность темы исследования. Роль транспорта и энергетических ресурсов в современной мировой экономике с каждым годом только растет, как и роль трубопроводного транспорта, как наиболее эффективного и безопасного варианта передачи энергоносителей на дальние расстояния. Причинами такого роста роли трансграничного транспорта являются: увеличение спроса на углеводородное сырье, несмотря на развитие альтернативных источников энергии; удаленность от рынка сбыта источников поставки углеводородного сырья; диверсификация как источников поставки, так и рынков сбыта обусловлена нежеланием быть зависимым.
В настоящее время актуальны как с практической, так и с теоретической точек зрения вопросы правового регулирования перемещения энергоносителей трансграничными трубопроводами с учетом того, что они могут находиться как под юрисдикцией разных государств, так и в рамках международного права. Спрос на углеводородное сырье в международной торговле растет быстрыми темпами. При этом должное правовое регулирование частных отношений по перемещению энергоносителей трансграничным трубопроводным транспортом отсутствует. В доктрине международного частного права данное регулирование также не нашло должного отражения. Важно заметить, что при регулировании таких частных отношений международное публичное право почти во всем их предопределяет, так как перемещение углеводородного сырья так и сам трансграничный трубопроводный транспорт, имеют стратегическое значение для государств.
Количество трансграничных связей посредством использования трансграничного трубопровода между хозяйствующими субъектами экономики разных государств, неуклонно возрастает, при этом реализация таких отношений только усложняется. Сложность прежде всего заключается в том, что в данных отношениях принимает участие большое количество субъектов с разнообразным набором интересов. Эти интересы можно разделить на следующие группы:
- политические (суверенитет, контроль над транзитом, безопасность в сфере энергетики и др.);
- экологические (охрана окружающие среды и т.д.);
- коммерческие (купля-продажа, поставка, транспортировка и др.);
- финансовые (финансирование);
- технические (проектные решения технического плана).
Все эти интересы в той или иной степени могут конфликтовать с друг другом, например для государства экспортера важно и необходимо обеспечить оптимальное использование своих природных ресурсов, надежный спрос, а государству импортеру получать бесперебойные поставки по низкой цене.
Трансграничные трубопроводы, как уже отмечалось считаются одним из надежнейших, как с практической, так и экологической точек зрения, способом трансграничной транспортировки больших объемов не только углеводородного сырья, но и другой продукции. При проектировании, строительстве и эксплуатации трансграничных трубопроводов необходимы волеизъявления, исходящие от соответствующих государств, которые затрагиваются тем или иным проектом.
В настоящее время, установлена двухсторонняя так и многосторонняя практика согласования государствами, заинтересованными в трансграничных трубопроводных проектах, правового режима таких трубопроводов, в особенности связанных со строительством, прокладкой и эксплуатацией трансграничных месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе (например из Российской Федерации в страны Западной Европы – проекты «Северный поток» и «Северный поток – 2» и др.).
Следует отметить и особенности строительства, прокладки и эксплуатации трансграничных трубопроводов на Арктической территории, по которой возможно осуществление транспортировки добываемых в Арктической зоне полезных ископаемых. Арктика - это единый северный полярный район Земли площадью около 27 миллионов квадратных километров, включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В настоящее время государствами, обладающими суверенитетом в отношении исключительной экономической зоны и континентального шельфа являются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, но на такой статус претендуют и Исландия, Швеция и Финляндия, хотя они и не имеют с Арктикой океанических границ. Правовое регулирование в данной зоне осложнено в частности из-за политических амбиций государств, осложняется ситуация и ввиду отсутствия международного договора, который бы полностью регулировал деятельность в данной зоне, эти отношения регулируются в основном рядом двухсторонних соглашений и национальными законодательствами приарктических государств.
В научной литературе режим трансграничных трубопроводов обычно подразделяются на два вида:
а) юридически единые (унифицированный) – когда соответствующие государства согласованно определяют единый международно-правовой режим трубопровода на всем его протяжении;
б) юридически соединенные (дифференцированный) – когда каждое государство национальным законодательством определяет режим так называемого своего участка трубопровода, и эти участки с разными законодательными режимами соединяются соответствующими государствами.
Как пример первого вида, можно привести трубопровод, предусмотренный договором между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Норвегии по вопросам прокладки, использования и юрисдикции в отношении взаимосвязанных подводных трубопроводов, 1998 г. Примером использования модели юридически соединённых трансграничных трубопроводов является договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа «Сила Сибири». Но данное деление все же носит условный характер.
Нормативно-правовая база исследования. В работе проанализированы, применимые универсальные договорные источники, прежде всего, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Соглашение о создании Всемирной торговой организации 1994 г.; Международная конвенция по ответственности и компенсации в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.; Конвенция МАРПОЛ по предупреждению загрязнения с судов 1973/1978 г; Исследовательский акцент сделан на двусторонние соглашения и национальное законодательство ряда государств, применимые к регулированию отношений, возникающих в связи со строительством, прокладкой и эксплуатацией трансграничных трубопроводов.
Теоретическая основа исследования. Трудыпо международному частному праву, международному публичному праву таких ученых, как Я.О. Алимова, Л.П. Ануфриева, И.С. Барышников, К.А. Бекяшев, М.М. Богуславский, А.Н. Вылегжанин, И.В. Гетьман-Павлова, В.Н. Гречуха, И.В.Гудков, Ф.Д. Дадашова, Л.А. Лунц, А.С. Лалетина, И.И. Лукашук, М.В. Мажорина, А.Д.Макаров, А.В. Николаев, Н.Н. Остроумов, А.И. Перчик, О.Н. Садиков,Т. Коно, Р.Б. Круегер, А. Лабаф, Г. Лазаратос, Д. Ланглет.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении современного международно-правового режима трансграничных трубопроводов, проблем правового регулирования и функционирования трубопроводного транспорта, а также предложить рекомендации по их разрешению. Определить право, применимое к трансграничному газопроводу – «Северный поток - 2» и сопутствующих правовых проблем при его строительстве.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие «трансграничный трубопровод» в контексте международного права;
- определить правовой режим трансграничных трубопроводов, с учетом различия правового регулирования территорий;
- дать толкование положениям о подводных трубопроводах, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
- дать характеристику двухсторонним договорам государств заключаемых в отношении строительства, прокладки и эксплуатации трансграничного трубопровода;
- дать правовую оценку статусу трансграничного проекта по строительству, прокладке и эксплуатации трубопровода -«Северный поток - 2»;
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, в связи со строительством, прокладкой и эксплуатацией трансграничных трубопроводов.
Предмет исследования – международно-правовые нормы, регулирующие отношения между государствами, возникающие в связи с проектированием, строительством, прокладкой, эксплуатацией трансграничных трубопроводов.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трансграничные трубопроводы, как уже отмечалось считаются одним из надежнейших, как с практической, так и экологической точек зрения способом трансграничной транспортировки больших объемов не только углеводородного сырья, но и другой продукции. При проектировании, строительстве и эксплуатации трансграничных трубопроводов необходимы волеизъявления, исходящие от соответствующих государств, территории которых затрагиваются при реализации того или иного проекта.
Дефиниция и сам термин «трансграничный трубопровод» относятся, не только, к тем трубопроводам, посредством которых осуществляется международная транспортировка углеводородного сырья, но и иному имуществу. Термин «трансграничный трубопровод» с юридической точки зрения означает не только трубу, проложенную по земной поверхности или по морскому дну, по которой производится транспортировка товара, но и то, что «трансграничный трубопровод» еще включает в себя любой механизм, оборудование или иной объект инфраструктуры, который связан с таким трубопроводом, причем вне зависимости от того, этот объект или труба являются основным или дополнительным компонентом такого проекта.
Трансграничный трубопровод начинается на территории одного государства, далее может проходить как по государственной территории (т.е. суше, дну внутренних морских вод, территориального моря, континентальному шельфу) одного или нескольких государств, а также, по дну открытого моря. Посредством такого трубопровода могут транспортироваться различного рода ресурсы или иные вещества от государства-отправителя к государству-получателю, причем последнее может и не являться конечным потребителем. Управление трансграничным трубопроводом на различных этапах основывается на нормах как международного права, так и национального права.
Так, трансграничные трубопроводы могут подразделяться на сухопутные (транзитные и безтранзитные) и подводные смешанные; регулируемые специальными соглашениями и регулируемые соглашениями рамочного характера; юридически единые и юридически соединенные. Каждый из указанных видов трубопровода имеет свои особенности в правовом регулировании. В частности, если мы говорим о подводных трубопроводах, то к ним применимы положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Женевских конвенций 1958 г. и др. В отношении же наземных трубопроводов универсальные международно-правовые нормы по их строительству и эксплуатации отсутствуют, что обусловлено суверенитетом государств над своей территорией. Если мы говорим о таких видах в международном праве как юридически единые трубопроводы и юридически соединенные трубопроводы то под ними подразумевается следующее: юридически единые (унифицированный) – когда соответствующие государства согласованно определяют единый международно-правовой режим трубопровода на всем его протяжении; юридически соединенные (дифференцированный) – когда каждое государство национальным законодательством определяет режим так называемого своего участка трубопровода, и эти участки с разными законодательными режимами соединяются соответствующими государствами. Разграничение трансграничных трубопроводов на такие два вида носит все же условный характер, т.к. трансграничный трубопровод всегда находится в поле действия как международного-правового так и национально-правового регулирования.
На сегодняшний день, при реализации проекта «Северный поток - 2», даже с учетом проделанной работы на стадии проектирования и длительного процесса согласований, остаются риски, препятствующие его завершению. Проблемы частноправового характера обусловлены в первую очередь политическими решениями ряда государств, как участвующих в реализации проекта трансграничного трубопровода, так и иных государств, которым экономически не выгодно его завершение. И такие действия государств зачастую нарушают нормы международного права, принципы честной и свободной торговли, что напрямую отражается на субъектах международного частного права, которые не могут реализовать свои права и обязанности.
На практике международный договор, заключенный государствами о строительстве, прокладке и эксплуатации трансграничного трубопровода предусматривает и регулирует частноправовые отношения юридических лиц, задействованных в том или ином проекте.
Права прибрежного государства на континентальный шельф существуют в силу факта и изначально. Но такие права прибрежного государства на континентальном шельфе как природоресурсные и природоохранные в силу ст. 79 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. неразрывно связаны с правом других государств прокладывать кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.
Международно-правовой режим трансграничных трубопроводов нельзя охарактеризовать как статичный, он развивается в соответствии с весьма динамичной практикой его применения. При международно-правовом регулировании отношений, возникающих в связи со строительством, прокладкой и эксплуатацией конкретного трансграничного трубопровода, необходимо учитывать баланс между положениями универсальных международных договоров и суверенными территориальными правами по не допущению на своей территории деятельности иностранного государства.



. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994)
2. Проект Федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подготовлен Минэнерго России) текст по состоянию на 28.07.2016г.
3. Модельный закон о трубопроводном транспорте (Принят в г. Санкт-Петербурге 19.04.2001 Постановлением 17-5 на 17-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
4. Регламент № 864/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам ("Рим II")» [рус., англ.] (Вместе с Декларациями Комиссии в отношении условия о пересмотре, о дорожно-транспортных происшествиях, о режиме иностранного права) (Принят в г. Страсбурге 11.07.2007).
5.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту от 13 октября 2014 г.
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток» от 10 октября 2016 г.
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас – Александруполис от 15 марта 2007 г.
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток» от 10 октября 2016 г.
9. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г.
10. Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г.
11. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.
12. Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов, от 2 ноября 1973 г. (с Протоколом от 1978 г.).
13. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение от 2 февраля 1971 г.
14. Международная конвенция ИМО по ответственности и компенсации в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ от 3 мая 1996 г.
15. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.).
16. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза»
17. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 20 «О Программеформирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза»
18.Framework Agreement between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the Kingdom of Norway relating to the Laying, Operation and Jurisdiction of Inter- Connecting Submarine Pipelines signed on 25 August 1998.



2. Специальная Литература

19. Богатырев А.Г., Малеев Ю.Н. статья Отрасль международного права и термин «международное транспортное право. С. 13.
20. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – С. 371.
21.Буник И. В. Международно-правовые особенности эксплуатации трубопроводов в Арктике // Московский журнал международного права. Специальный выпуск. Май 2006. Энергетика и право: трубопроводный транспорт. С. 177.
22. Виноградов С. Международно-правовой режим трансграничных трубопроводов // Московский журнал международного права. Энергетика и право: трубопроводный транспорт. Специальный выпуск. Май 2006 г. С. 143.
23. Вылегжанин А. Н., Молодцова Е. С., Дудыкина И. П. Зарубежные исследования права, применимого к отграничению (delineation) и разграничению (delimitation) арктического шельфа // Московский журнал международного права. № 3. 2015 г. с. 5- 83.
24. Гаврилина Е.А. Правовой режим вывода морских нефтегазовых объектов из эксплуатации // Нефть, газ и право. 2017. №4 (136). С. 29-36.
25. Гаврилина Е.А. Правовое регулирование доступа к освоению шельфовых месторождений нефти и газа по законодательству Канады / Гаврилина Е.А. // Международное публичное и частное право. 2018. № 3. С. 34-38.
26. Дудыкина И.П., Вылегжанин А.Н. Понятие «международно-правовая политика государства» // Московский журнал международного права. – 2016. – № 4. – С. 29.
27. Токтаров Б., Хайрулин Н. Правовое регулирование магистральных трубопроводов в Республике Казахстан // Нефть, Газ и Право Казахстана. 2006. № 3.
17. Дмитриева Г.К. Международное частное право: учебник / отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – С. 425.
28. Дудыкина И.П., Вылегжанин А.Н. Понятие «международно-правовая политика государства» // Московский журнал международного права. – 2016. – № 4. – С. 29.
29. Лебедев Е.В. Международное частное право: учебник. В 2 т. Т.2: Особенная часть / Отв. Ред С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. – М.: Статут, 2015. – 469 с.
30. Ларин А.Ю., Звягинцев Д.А., Вайс А.И. Региональная интеграция в области обязательств внедоговорного характера // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки. Материалы XII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 273-276.
31. Павлова Ю.И. Особенности коллизионного регулирования трубопроводной транспортировки. // Юридический практикум. – 2013. – № 3. – С. 411.
32. Филимонова М.В. К вопросу о регулировании трансграничной трубопроводной транспортировки // Право: теория и практика. – 2006. – № 13. – С. 5.
34. Конопляник А.А. Рецензия на монографию «Регулирование нефтегазодобывающей отрасли: сопоставительный анализ лицензионных и концессионных систем» (под ред. Тины Хантер).
35. Костин А.А. Учебник по публичному и частному праву: В 2 т. Т. II. Частное право / МГИМО (У) МИД России; Под общ. ред. проф. А.А. Костина. – 2-е изд., стер. – М.: Статут, 2011. – С. 423.
36. Косарева М. А. К вопросу о понятии трансграничных природных ресурсов в международном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2007. № 4. С. 65-73.
37. Касенова, М.Б. Договорная основа регулирования трансграничных (международных) перевозок / Право и жизнь: независимый научно-правовой журнал. 2018. № 1. С. 130-136.
38. Кидямкин, А.А. Тенденции регулирования транзита экспорта российского газа в ЕС / А.А. Кидямкин // Вестник Университета. – 2014. – № 4
40. Николаев, А.В. Правовой режим подводных трубопроводов (некоторые аспекты международного и российского права) / А.В. Николаев // Московский журнал международного права. – 2006. – Специальный выпуск. – С. 123-135.
41. Салыгин, В.И. Зарубежный опыт применения принципа «качай или
плати» в сфере трубопроводного транспорта / В.И. Салыгин, И.А. Гулиев, А.О. Хубаева // Вестник Мгимо Университета. – 2015. – № 4. – С. 46-52.
42. Эфендиев О.Ф . Трубопроводный транспорт в контексте международного права // Московский журнал международного права. – 2016. – № 1. – С. 93.
43. Шебанова Н.А. Глава 4. Вещное право // Международное. Частное право: Учебник. В 2 т. Т. 2: Особенная часть / отв.ред. С.Н. Лебедев. – М.: Статут, 2015.-С. 146.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ