ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1. Раскрытие понятия цифровой трансформации 7
1.1.1. Отличие цифровой трансформации от других бизнес-трансформаций 8
1.1.2. Основные этапы цифровой трансформации 9
1.2. Цифровая трансформация в России 13
1.2.1. Статус цифровой трансформации в России 2020 13
1.2.2. Цифровизация в управлении человеческими ресурсами (HRM) 18
1.2.3. Влияние пандемии коронавируса на цифровую трансформацию 20
1.3. Выводы раздела 22
ГЛАВА 2. ПОСТКОНТРАКТНЫЙ ОППОРТУНИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 23
2.1. Раскрытие понятия постконтрактного оппортунизма, причин появления и форм проявления 23
2.2. Причины возникновения постконтрактного оппортунизма в ходе цифровой трансформации компании 28
2.3. Об исследовании 32
2.4. Формы оппортунизма характерные для компаний с активной степенью цифровой трансформации 36
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И БОРЬБЕ С ПОСТ-КОНТРАКТНЫМ ОППОРТУНИЗМОМ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 49
3.3. Трансформация через развитие культуры труда и компетенций 49
3.2. Предотвращение и борьба с саботажем 51
3.3. Предотвращение и борьба с отлыниванием при удаленной работе 53
3.4. Предотвращение и борьба с нелояльностью к организации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список литературы 60
Приложения 64
В настоящее время одной из фундаментальных особенностей развития современных компаний является их новая материальная основа деятельности, движущей силой которой выступает активное внедрение цифровых технологий. Взяв начало в 2002 году, цифровая эпоха на сегодняшний день охватывает почти все сектора экономики и оказывает одно из ключевых влияний на стратегии и инновационное развитие компаний. Необходимость соответствия новым требованиям, которые задает эпоха цифровизации, подталкивает организации к трансформации своих бизнес-процессов с помощью внедрения технологических решений. Если раньше переход к цифровой трансформации был приоритетом для отдельных инновационных компаний, то в последние годы данное явление приобретает все большую массовость. Пандемия коронавируса подчеркнула актуальность процесса трансформации традиционного бизнеса в целях сохранения конкурентоспособности на рынке и значительно ускорила темпы перехода компаний к цифровой трансформации.
Высокая статистика неудачных попыток компаний по переходу к цифровой трансформации, обусловленных в том числе отсутствием поддержки трансформируемых процессов со стороны сотрудников и дефицитом компетентных кадров, заставляют HR-специалистов все чаще затрагивать вопрос о том, какие перемены в подходах управления кадрами требует цифровая трансформация для ее успешной реализации. В то время как зарубежные и российские исследователи сосредотачивают внимание на особенностях контекста цифровой трансформации и высокой потребности в новых компетенциях персонала, очень ограниченное количество исследований направлено на исследование цифровой трансформации с точки зрения организационного поведения. Несмотря на актуальность проблемы оппортунистического поведения сотрудников и ее широкое освещение в научных работах, исследователи также практически не рассматривают особенности данного феномена в контексте цифровой трансформации, хотя данный тип поведения персонала может сильно затруднять не без того нелегкий процесс повышения цифровой зрелости компаний.
Данная ВКР направлена на более глубокое исследование феномена оппортунизма и фокусируется на формах проявления пост-контрактного оппортунизма сотрудников в российских компаниях с активной степенью цифровой трансформации. Объектом исследования являются сотрудники российских компаний, находящихся в процессе цифровой трансформации, предметом - постконтрактное оппортунистическое поведение. Формат работы представляет собой эмпирическое исследование, основной целью ВКР является предоставление прикладных рекомендаций по предотвращению и борьбе с пост-контрактным оппортунизмом работников российским компаниям, планирующим или находящимся в процессе цифровой трансформации.
Для обозначения более четкого направления работы были составлены следующие исследовательские вопросы:
- Какие факторы, связанные с цифровой трансформацией компании, вызывают оппортунизм сотрудников?
- Какие формы оппортунизма характерны для компаний с активной степенью цифровой трансформации?
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач:
1) Определить сущность цифровой трансформации, ее отличительные особенности от других бизнес-трансформаций и выделить основные этапы;
2) Выделить основные тенденции цифровой трансформации в современных российских компаниях и тренды цифровизации в HRM;
3) Определить основные причины возникновения оппортунистического поведения работников в контексте цифровой трансформации;
4) Выделить формы оппортунистического поведения, характерные для компаний с активной степенью цифровой трансформации;
5) Разработать рекомендации по предотвращению и борьбе с пост-контрактным оппортунизмом в контексте цифровой трансформации.
Теоретическую основу работы для исследования феномена оппортунизма составили теория контрактов, неоинституциональная теория, теория агентских отношений.
Эмпирическую и информационную базу данной ВКР составили исследовательские работы зарубежных и российских авторов, опубликованные в информационных базах данных Taylor&Francis, Wiley Online Library, JSTOR, Elsevier, eLibrary, а также в открытых интернет-ресурсах. Также были использованы данные, полученные в ходе качественного исследования, а именно – двух глубинных интервью с HR-представителями компаний, находящихся в процессе цифровой трансформации.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она расширяет представление о причинах и формах оппортунистического поведения в контексте цифровой трансформации.
Практическая значимость исследования заключается в предоставлении общих прикладных рекомендаций по предотвращению и борьбе с постконтрактным оппортунизмом сотрудников компаниям, планирующим или находящимся в процессе цифровой трансформации.
Основные ограничения работы связаны с невозможностью учета индустриальной специфики компаний, так как исследование проводится для всех отраслей в целом для получения более широко применимых рекомендаций общего характера.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка используемых литературных источников и приложений. В первой главе работы раскрыта сущность процесса цифровой трансформации и выделены ее основные тенденции на российском рынке. Вторая глава посвящена исследованию феномена постконтрактного оппортунизма сотрудников, а также раскрывает причины и формы проявления оппортунизма в процессе цифровой трансформации. В четвертой главе представлены рекомендации для предотвращения и борьбы с постконтрактным оппортунизмом сотрудников.
В настоящее время цифровая трансформация переходит из разряда модного и часто употребляемого термина в реальную стратегическую цель компаний, что объясняется необходимостью поддержания конкурентоспособности в цифровую эпоху. Анализ российского рынка показал положительную тенденцию по повышению цифровой зрелости компаний и их активному переходу к цифровой трансформации, чему значительно поспособствовали условия пандемии коронавируса. В ходе работы удалось убедиться в комплексности процесса цифровой трансформации и определить его отличительную особенность по сравнению с другими трансформациями бизнеса, которая выражается в неопределенности контекста, характеризующегося постоянным потоком изменений, что обуславливает повышенную сложность преобразований.
В ходе работы удалось выяснить, что сам факт перехода компании к цифровой трансформации не является причиной появления оппортунистического поведения сотрудников, а именно повышенное внимание к технологиям и обесценивание некоторых этапов трансформационных процессов, напрямую связанных с взаимодействием с кадрами, повышает риск перехода работников к оппортунизму. Среди причин были выделены: нарушение психологического контракта со стороны работодателя (недостаточное информирование о целях и сущности преобразований, неосуществление переподготовки и обучения персонала, а также помощи в адаптации к изменениям), неэффективность контроля за процессом трудовой деятельности работников (по большей части выраженная в неспособности организации адаптировать модель управления для повышения прозрачности эффективности работы).
В результате исследования было выяснено, что наиболее характерными для компаний с активной цифровой трансформацией формами оппортунизма сотрудников являются цифровой саботаж, отлынивание (снижение эффективности) и нелояльность к организации, выраженная в несоблюдении правил информационной безопасности. Последние две формы рассматриваются в контексте удаленной работы, которая прочно укрепилась в современных реалиях. Проведенное качественное исследование позволило подкрепить рассматриваемые формы оппортунизма реальными примерами проявлений, а также выделить успешные практики и ошибки компаний в процессе адаптации персонала к работе в цифровой среде, что сделало большой вклад в составление рекомендаций.
Составленные рекомендации были в первую очередь направленны на повышение осознанности компаний, планирующих или находящихся в процессе цифровой трансформации, в вопросе необходимости должной подготовки к глубоким изменениям и переосмыслению того, как работают люди. Была обоснована рациональность подхода «трансформация через развитие культуры труда и компетенций», позволяющего предотвратить и побороть цифровой саботаж и другие формы оппортунизма на ранних стадиях. Для борьбы с отлыниванием при удаленной работе было предложено внедрение систем самостоятельного планирования рабочего времени для повышения прозрачности эффективности сотрудников, также были выделены рекомендации по повышению уровня цифровой безопасности и борьбе с рассматриваемым проявлением нелояльности.
Таким образом, в ходе работы удалось выяснить, какие факторы в процессе цифровой трансформации способны провоцировать оппортунизм сотрудников, в каких формах он проявляется и каким образом можно предотвратить данное поведение персонала и бороться с ним. Следовательно, были найдены ответы на оба исследовательских вопроса и достигнута поставленная цель исследования.
1. Актуальные киберугрозы: I квартал 2020 года. — Текст : электронный // Positive Technologies : [сайт]. — URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020-q1/ (дата обращения: 03.06.2021).
2. Инновационная бизнес-модель обеспечивает конкурентное преимущество. — Текст : электронный // BCG : [сайт]. — URL: https://www.bcg.com/ru-ru/capabilities/innovation-strategy-delivery/business-model-innovation (дата обращения: 12.05.2021).
3. Как поддерживать трудовую дисциплину в компании?. — Текст : электронный // АГ-эксперт : [сайт]. — URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-podderzhivat-trudovuyu-distsiplinu-v-kompanii/ (дата обращения: 07.05.2021).
4. О дивный новый мир. Кибербезопасность на «удалёнке». — Текст : электронный // IT World : [сайт]. — URL: https://www.it-world.ru/cionews/security/153868.html (дата обращения: 19.05.2021).
5. Плетнёв Д. А., Козлова Е. В. Оценка готовности к поведенческому оппортунизму молодых специалистов в условиях цифровой экономики // Цифровизация экономических систем: теория и практика. – 2020. – С. 528-550.
6. Построение ИТ инфраструктуры. — Текст : электронный // ALP Group : [сайт]. — URL: https://alp-itsm.ru/interesting/postroenie_it_infrastrukturyi/ (дата обращения: 03.04.2021).
7. Промежуточные итоги «удалёнки»: вовлечённость, мотивация и контроль — как справляются работодатели и подчинённые. Исследование. — Текст : электронный // Cossa : [сайт]. — URL: https://www.cossa.ru/news/264354/ (дата обращения: 03.06.2021).
8. Рекрутмент после COVID-19: что изменится навсегда. — Текст : электронный // Blog potok : [сайт]. — URL: https://blog.potok.io/rekrutment-posle-covid-19-chto-izmenitsya-navsegda/ (дата обращения: 20.05.2021).
9. Россиянам разрешили законно выходить на удаленную работу. — Текст : электронный // РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/01/01/2021/5fe5d4ee9a7947e372adc517 (дата обращения: 07.05.2021).
10. Удаленная работа в России. — Текст : электронный // Tadviser : [сайт]. — URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 21.05.2021).
11. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ
12. Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях", Статья 312.8.
13. Цифровая зрелость российских компаний. — Текст : электронный // SAP : [сайт]. — URL: https://sapmybiz.ru/digital-maturity/ (дата обращения: 03.04.2021).
14. Цифровая трансформация в России — 2020. Обзор и рецепты успеха. — Текст : электронный // komanda-a.pro : [сайт]. — URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view (дата обращения: 03.04.2021).
15. Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития. — Текст : электронный // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801 (дата обращения: 14.05.2021).
16. Цифровой саботаж: как «подружить» сотрудников с новыми технологиями . — Текст : электронный // Aktiv Financial Academy : [сайт]. — URL: https://finacademy.net/materials/article/cifrovoj-sabotazh (дата обращения: 23.05.2021).
17. Число перешедших на "удаленку" россиян выросло почти в пять раз. — Текст : электронный // РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/14/04/2020/5e94bb939a7947d83b0436cd (дата обращения: 02.04.2021).
18. Abraham M. et al. Electronic monitoring at work: The role of attitudes, functions, and perceived control for the acceptance of tracking technologies //Human Resource Management Journal. – 2019. – Т. 29. – №. 4. – С. 657-675.
19. Baiyere A., Salmela H., Tapanainen T. Digital transformation and the new logics of business process management //European Journal of Information Systems. – 2020. – Т. 29. – №. 3. – С. 238-259.
20. Baiyere A., Salmela H., Tapanainen T. Digital transformation and the new logics of business process management //European Journal of Information Systems. – 2020. – Т. 29. – №. 3. – С. 238-259.
21. Bondarouk T., Parry E., Furtmueller E. Electronic HRM: four decades of research on adoption and consequences //The International Journal of Human Resource Management. – 2017. – Т. 28. – №. 1. – С. 98-131.
22. Duerr S. et al. What is digital organizational culture? Insights from exploratory case studies //Proceedings of the 51st Hawaii International Conference on System Sciences. – 2018.
23. GE's Digital Industrial Transformation Playbook. — Текст : электронный // ge.com : [сайт]. — URL: https://www.ge.com/digital/sites/default/files/download_assets/ge-digital-industrial-transformation-playbook-whitepaper.pdf?mkt_tok=eyJpIjoiTURKaU1tSXlPRGs1TjJJdyIsInQiOiJTdmdlVGlTenlCY3ZKMWRyeFRq (дата обращения: 03.04.2021).
24. Gust, Flath, Brandt, Ströhle, & Neumann HOW A TRADITIONAL COMPANY SEEDED NEW ANALYTICS CAPABILITIES, 2017
25. Hinterhuber A., Nilles M. Digital transformation, the holy grail and the disruption of business models //Business Horizons. – 2021.
26. Kane G. C. et al. Strategy, not technology, drives digital transformation //MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press. – 2015. – Т. 14. – №. 1-25.
27. Kiron D. et al. Aligning the organization for its digital future //MIT Sloan Management Review. – 2016. – Т. 58. – №. 1
28. Kitsios F. Using multicriteria decision analysis to evaluate the effect of digital transformation on organisational performance: evidence from Greek tourism SMEs Dimitrios Mitroulis School of Information Sciences, Department of Applied Informatics.
29. Nagin D. S. et al. Monitoring, motivation, and management: The determinants of opportunistic behavior in a field experiment //American Economic Review. – 2002. – Т. 92. – №. 4. – С. 850-873.
30. Philip J. Viewing Digital Transformation through the Lens of Transformational Leadership //Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. – 2021. – С. 1-16.
31. Philip J. Viewing Digital Transformation through the Lens of Transformational Leadership //Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. – 2021. – С. 1-16.
32. TADVISER: РОССИЙСКИЙ РЫНОК HRM-СИСТЕМ. — Текст : электронный // ABC Consulting : [сайт]. — URL: http://abcconsulting.ru/news/ (дата обращения: 18.04.2021).
33. Verburg R. M. et al. The role of organizational control systems in employees’ organizational trust and performance outcomes //Group & organization management. – 2018. – Т. 43. – №. 2. – С. 179-206.
34. Vom Brocke J., Rosemann M. (ed.). Handbook on business process management 2. – Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2010.
35. Wessel L. et al. Unpacking the difference between digital transformation and IT-enabled organizational transformation //Journal of the Association for Information Systems. – 2021. – Т. 22. – №. 1. – С. 102-129.
36. Аус Ю.К. Исследование причин возникновения и форм оппортунистического поведения в современных организациях – 2020
37. Oliver E. Williamson. Behavioral Assumptions. In: O.E.Williamson. The Economic Institutions of Capitalism. Firms, Markets, Relational Contracting. N.Y.: The Free Press, 1985, p.44–52
38. Исследование DigitalHR: «Эффект удаленки и выгорание на работе» — Текст : электронный // hr-elearning: [сайт]. — URL: https://hr-elearning.ru/issledovanie-digitalhr-jeffekt-udalenki-i-vygoranie-na-rabote/
39. Сотрудники, перешедшие на удаленный формат, сообщили о снижении своей эффективности — Текст : электронный // nafi.ru [сайт]. — URL: https://nafi.ru/upload/pressrelease/Survey%20results_telework.docx
40. Перспективы «вечной» удалёнки после изоляции: результаты опроса — Текст : электронный // hh.ru [сайт]. — URL: https://ulyanovsk.hh.ru/article/26656
41. Д.А. Плетнёв, Е.В. Козлова ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ОППОРТУНИЗМ ПРИ УДАЛЁННОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ // Друкеровский вестник, 2020
42. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РОССИИ: ВАШЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВОТекст : электронный // [сайт]. — URL: https://www.citrix.com/content/dam/citrix/en_us/documents/white-paper/digital-transformation-in-russia-keeping-competitive-ru.pdf
43. Побиянская А. В., Потуданская В. Ф. Влияние цифровизации на качество использования рабочего времени // Экономика труда — Т.6 Н.3 — 2019
44. What Is Digital Transformation? — Текст : электронный // Salesforce [сайт]. — URL: https://www.salesforce.com/products/platform/