Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования адаптации персонала...7
§1. Основные методологические подходы к исследованию адаптации персонала
§2. Понятие адаптации персонала и ее основные виды
1.1. Понятие трудовой адаптации персонала
1.2. Виды и этапы адаптации персонала
1.3. Понятие управления системой адаптации персонала
Глава II. Эмпирическое исследование адаптацииновых сотрудников в ООО
«Петрос»
§1. Объект и стратегия исследования
§2.Сводный анализ факторов адаптации новых сотрудников в организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Темой данной работы является управление адаптацией персонала в коммерческой организации. Тема очень интересна нам с точки зрения изучения существующих подходов к адаптации персонала и возможность применения их при управлении российской фирмой, возможности применения зарубежного опыта, внедрение усовершенствованных программ адаптации персонала с целью сокращения затрат фирмы на подбор персонала, сокращения сроков адаптации персонала, что повлечет за собой большую производительность труда, повышение креативности не только новых работников, но и постоянных работников организации в связи с появлением нового сотрудника.
Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее освоить ее и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.
Критической ситуацией во многих современных организациях является повышенная текучесть кадров. Одной из причин тому является то, что в организации недостаточное внимание уделяется процессу адаптации персонала. Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, практической потребностью оптимизации процесса адаптации персонала в российских фирмах, с другой стороны, с учетом практической значимости обозначенных проблем, большое значение приобретает разработка эффективных методов управления адаптацией в соответствии с реалиями современной жизни
Состояние и степень разработанности темы исследования в научной литературе
Е. Р. Веснин рассматривает введение в должность в качестве первой ступени задействования, которое, в свою очередь, является элементом процесса расстановки кадров — обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурным подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей. Введение в должность Веснин определяет как совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими.
«Управление организацией» под редакцией А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Кибанова описывается опыт Японии, Америки. И. Ю. Плешин в работе «Управление персоналом» также описывает опыт наших зарубежных коллег (Япония, Германия). Чижов Н. А. В труде «Кадровые технологии» также уделяет внимание теме адаптации персонала. Автор статьи «Методы адаптации персонала» В. Волина выделяет еще два вида адаптации: адаптация работника в новой должности; адаптация работника к понижению в должности. В этой же статье есть упоминание об адаптации после увольнения.
Анализ литературы показал, что проблема управления адаптацией персонала в настоящее время разработана недостаточно. Кадровые агентства и отделы персонала на предприятии уделяют недостаточно внимания этому вопросу.
Ситуация за рубежом значительно опережает российский опыт управления адаптацией персонала. Таким образом, практическая потребность в преобразовании системы управления адаптацией персонала в современной жизни в сочетании с недостаточной научной разработанностью данной проблемы в разрезе применения к российским фирмам определили выбор цели, объекта и предмета настоящего исследования.
Объект исследования
Объектом исследования являются новые сотрудники в коммерческой организации
Предмет исследования Управление адаптацией персонала в коммерческой организации
Цель исследования
Исследовать основные пути и способы оптимизации процесса адаптации персонала в коммерческой организации.
Объект, предмет и цель определили задачи исследования.
Задачи исследования
1) изучить существующие подходы к управлению системой адаптации работника;
2) на основе изученных подходов выявить основные факторы, влияющие на адаптацию персонала;
3) подготовить теоретическую базу для проведения исследования.
Теоретико-методологическая база исследования
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания, основные наиболее популярные и широко распространенные теории, положения о структуре и динамике личности, о динамическом характере ее взаимоотношений с миром, о социальной детерминированности адаптационных процессов, общие принципы оптимизации системы адаптации персонала. В выборе теоретических рамок исследования особое внимание нужно уделить теориям адаптации таких известных классических социологов, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и Р. Мертона.
Среди научных источников, послуживших теоретической базой для настоящего исследования, можно выделить ряд научных трудов Р. Веснина, И. Ю. Плешина, Н. А. Чижова, В. Волиной, Г. Хэнди, Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, С. Г. Попова, Т. А. Комиссаровой, Кибанова А. Я., Баткаевой И. А, Гусевой А. С. Зайцева Т. В. и Зуб А. Т. выделяют два подхода к определению адаптации персонала: процедурный подход, и подход, при котором адаптация рассматривается как внутренний динамический процесс.
Подход к адаптации персонала организации — это изучение и целенаправленное воздействие на процесс адаптации персонала с использованием четко определенной и ограниченной теоретико-методологической базы.
Именно с точки зрения процедурного подхода, адаптация рассматривается как спланированные усилия отдела персонала, которые должны способствовать освоению новичком работы, сокращению периода адаптации в коллективе. А целью нашей работы как раз и является выявить основные пути и способы оптимизации процесса адаптации персонала в коммерческой фирме, сократить процесс адаптации нового работника.
Гипотеза эмпирического исследования: характер и скорость адаптации новых сотрудников зависит в большей степени от включенности коллектива в данный процесс; если в коллективе благоприятная атмосфера, то текучесть новых сотрудников снижается.
Значимость исследования. Адаптация новых сотрудников на рабочем месте является необходимым звеном управления персоналом. К сожалению, кадровые службы в нашей стране уделяют не достаточно внимания к данному процессу на протяжении долгого периода. Можно с уверенностью сказать, что во многих крупных и мелких организациях нет даже базовых программ адаптации. Отечественные кадровики начали только недавно осваивать зарубежные методы адаптации персонала. Мы, опираясь на научную литературу, в том числе и зарубежный опыт, и данные исследования (анкетные данные и данные экспертного интервью), попытаемся разработать рекомендации по облегчению процесса адаптации новых работников, тем самым разработав план-программу адаптации работника на предприятии. Адаптацией персонала должен научиться управлять каждый руководитель. Также как и каждый руководитель должен понимать выгоду от сокращения времени этого процесса. Хочется привлечь внимание к этой проблеме. При внедрении программы адаптации персонала значительно повысится производительность труда, это приведет к удовлетворению высших потребностей сотрудников. Данные рекомендации после соответствующих корректировок на основе данных анкет (чтобы учесть индивидуальные психологические особенности сотрудников и руководства) могут применяться на любой коммерческой организации.
Темой данной работы является управление адаптацией персонала в современной организации. Мы должны были разработать рекомендации для совершенствования существующей системы, чтобы снизить текучесть кадров, а следовательно и затраты на подбор персонала, повысить производительность труда, самоотдачу работников организации в связи с приходом новичка, снизать психологическую напряженность работников при процессе адаптации на новом месте работы.
Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения общегрупповых задач. Адаптация молодых работников представляет собой социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными моментами функционирования предприятия являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива. Сокращению процесса адаптации способствует прикрепление наставника или руководителя испытательного срока.
Таким образом, в ходе выполнения работы были решены задачи:
• проанализированы теоретические аспекты адаптации, определены ее цели, задачи и основные компоненты, выделены этапы и методы адаптации;
• рассмотрены особенности управления адаптацией;
• проведено исследование в организации
Итак, цель работы через реализацию поставленных задач выполнена.
1. Авдеев В. В. Формирование команды. - М: "Дело", 1999.
2. Аверченко Л. К., Удальцова М. В. Социология и психология управления. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
3. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом. - М: «Юнити», 1998, стр. 237-242.
4. Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройш П. Управление персоналом – М: «Дело», 2003.
5. БербельШвальбе, ХайнШвальбе. Личность, карьера, успех. (Психология бизнеса). - Мюнхен: "Хозяйство, право", 1993.
6. Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор. // Исследование по общей теории систем: Сборник. — М: «Прогресс», 1969, С. 21.
7. Бойко В. В, Ковалев А. Г. Социально-психологический климат коллектива и личность – М: «Юнити», 1993.
8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М: "Дело", 1998. Стр. 206-224.
9. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.
10. Виханский О. С., Наумов А. Н. Менеджмент. – М: «Дело», 1996.
11. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде. – М: «Финансы и статистика», 2004.
12. Грачев М. В. Суперкадры. – М: «Юнити»,1993.
13. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – СПб: «Питер», 1993.
14. Гусева А. С. Психологические аспекты профессиональной адаптации в условиях рыночных отношений. - М: «Банковское дело», 1996 №9.
15. Дафт Р. Л. Менеджмент. 6-е изд. – СПб: «Питер», 2004, глава 17.
16. Десслер Г. Управление персоналом. – М: «Юнити»,1997.
17. Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н.-Новгород: «Литера», 1999.
18. Елсуков Е. Н., Бабосов Е. М., Данилов А. Н. Социология 4-ое изд. – М: «ТетраСистемс», 2003.
19. Жизилев А. В. Руководитель и коллектив. – Ставрополь «Ставропольское книжное издательство», 1989.
20. Зайцева Т. В., Зуб А. Т. Управление персоналом – М: «Форум», 2006
21. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии – Калуга «Калуга-Марс», 1993.
22. Ивлева В. В. Системный подход к адаптации сотрудников // МИКСПЕРСОНАЛ, 2006., №3-4.
23. Истратова О. Н. Справочник психолога-консультанта организации. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
24. Капитонов Э. Социология XX века - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.
25. Карастелин С. А., Поляк Г. Б. Социальное развитие трудовых коллективов. – М: «Дело», 1998.
26. Кибанов А. Я., Баткаева И. А. Управление персоналом организации – М: «Юнити», 1997, Стр. 428-445.
27. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб.пособие. - М: «Юнити», 2002. С. 89.
28. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность – М: «Юнити», 1996.
29. Кравченко А. И. Социология для экономистов - М: "Юнити", 2001.
30. Крымов А. А. Вы управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? – М: «Флинта», 2003.
31. Ксенчук Е. В, Киянова М. К., Технология успеха - Москва: "Дело", 1993.
32. Левонтин Р. К. Адаптация — В сб.: Эволюция. М.: 1981.
33. Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. М., 2001, с. 108.
34. Малуев П.А., Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. – М: «Дело», 2005.
35. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия – М: «Дело», 1999. Стр.169-177.
36. Маслоу А. Мотивация и личность - СПб: "Евразия", 1999.
37. Махина Т. А. Адаптация новичков: слагаемые эффективности. Кадровый менеджмент. – 2003, № 3.
38. Мейган М. Работа с персоналом: введение в должность. – СПб: «Евразия»., 2002.
39. Мескон М., Майкл А., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М: "Дело", 2000, глава 13.
40. Милгром П., Робертс Д. Экономика, организация и менеджмент. В двух томах. – СПб: Экономическая школа, 1999.
41. Мирская М. И., Дикарева А. Л. Социология труда – М: «Аспект-Пресс», 1995.
42.Мордовии С. К. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. – М; «Дело», 2000. С. 49.
43. Пищулин Н. П. Кадры персонал – М: «Флинта», 1994.
44. Плешин И. Ю. . Управление персоналом. - Спб: "Питер", 1995. Стр. 74-77.
45. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. – М: «Дело», 2002.
46. Попов С. Г. Управление персоналом - М: «Ось-89», 2002.
47. Саакян А. К., Зайцев Г. Г., Лошманова Н. В. и др. Управление персоналом в организации – СПб: «Питер», 2001.
48. Сартан Г. Н., Смирнов А. Ю., Подхватилин Н. В., Амшунас М. Р. Новые технологии управления персоналом – СПб: «Питер», 2003.
49. Сымыгин С. И. , Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997, Стр. 122-125.
50. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия - М: «Дело», 2002.
51. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. - М: "Дело", 2003.
52. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, Кибанова. М: «ИНФРА-М»., 1999. Стр. 428-445.
53. Феднук Ю. А. Программа набора и адаптации персонала. Справочник по управлению персоналом, 2002. № 9. С. 61.
54. Хэнди Г. По ту сторону уверенности. О новом мире внутри и вокруг организации – СПб: «Евразия», 2002.
55. Чижов Н. А. Кадровые технологии. - М, 2000.
56. Шапиро С. А. «Основы управления персоналом в современных организациях» - М: "Гросс Медия", 2007. Стр. 53-90.
57. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. - М: "Дело", 2003.
58. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам – М: Гросс Медия», 2003.
59. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы - М: «Юнити», 2000.