Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТОВ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Работа №133997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Клинико-психологические характеристики шизофрении………………8
1.2 Когнитивные нарушения при шизофрении……………………………..13
1.3 Особенности когнитивно-стилевого функционирования при шизофрении
1.4 Социальный интеллект …………………………………………………..23
1.5 Эмоциональный интеллект……………………………………………....28
1.6 Взаимосвязь когнитивного дефицита, когнитивных стилей, социального и эмоционального интеллектов
1.7 Гендерный аспект когнитивных нарушений и особенностей когнитивно-стилевого, социального и эмоционального функционирования больных шизофренией……………………………..37
Глава 2. Материалы и методы
2.1. Дизайн исследования……………………………………………………..40
2.2. Методы исследования…………………………………………………….41
Глава 3. Результаты исследования
3.1. Социально-демографические и клинические характеристики изучаемых групп больных
3.2. Клинико-психологические характеристики больных – средние групповые результаты экспериментальных методик и тестов
3.3. Анализ взаимосвязей между полученными данными
3.3.1. Корреляционный анализ………………………………………………….67
3.3.2. Факторный анализ………………………………………………………...67
3.3.3. Многомерный дисперсионный анализ (MANOVA)……………………71
3.3.4. Множественный регрессионный анализ………………………………...72
Глава 4. Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Шизофрения – одно из самых распространенных инвалидизирующих психических заболеваний, и больные шизофренией очень часто испытывают сложности в различных сферах своей жизни. Специфика когнитивных нарушений при шизофрении определяется способностью к адекватной переработке поступающей из вне информации. В данной работе будут рассмотрены основные особенности социального, эмоционального и когнитивного функционирования при шизофрении.
Современная психология не дает однозначного ответа на вопрос: «Что такое социальный и эмоциональный интеллекты?». В то же время знание реальной структуры этих конструктов может успешно использоваться в практической психологии: в психотерапевтической и психокоррекционной работе, при построении реабилитационных программ и формировании компенсаторных механизмов.
Психиатрическая клиника дает богатый материал для исследования структуры социального и эмоционального интеллекта, но в то же время подчеркивается необходимость психолого-теоретического осмысления этих конструктов. В настоящее время существует множество психических расстройств, характеризующихся нарушениями в когнитивной, эмоциональной, и социальной сферах жизнедеятельности, например, некоторые расстройства личности, депрессия, органическое поражение головного мозга, аддикции, шизофрения и т.д.
Актуальность данного исследования определена получением новых данных, уточняющих характер нарушений социального и эмоционального интеллекта при шизофрении, что, в свою очередь, позволяет осуществлять более дифференцированный подход к коррекции этих нарушений в рамках терапевтических и реабилитационных программ.
Цель исследования – изучение гендерных особенностей социально-когнитивного и эмоционального функционирования больных шизофренией, а также характера взаимосвязей между социальным интеллектом и нарушениями в когнитивной и эмоционально-интеллектуальной сфере этих больных.
Объект исследования – когнитивное функционирование, эмоциональный и социальный интеллект больных шизофренией.
Предмет исследования – гендерные особенности структурных моделей социального интеллекта и специфика когнитивного, эмоционального и социального интеллектуального функционирования в целом в изучаемых группах больных.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности когнитивного дефицита, когнитивных стилей, эмоционального и социального интеллектов больных шизофренией мужчин и женщин.
2. Изучить взаимосвязи между когнитивными стилями, когнитивным дефицитом, социальным и эмоциональным интеллектами больных шизофренией.
3. Изучить структуру гендерных особенностей социального, эмоционального и когнитивного функционирования в изучаемой группе больных и на ее основе построить более точную модель социального интеллекта с возможностью оценки вклада в нее эмоциональных и когнитивных факторов.
Выдвигаемые гипотезы:
1. Уровень социального и эмоционального интеллектов у пациентов с диагнозом шизофрения связан с особенностями когнитивно-стилевого функционирования, а также когнитивно-дефицитарной симптоматикой изучаемой группы больных.
2. На уровень социального функционирования влияют когнитивные и эмоциональные компоненты интеллектуальной деятельности.
3. Существуют гендерные различия в структуре социального интеллекта, обусловленные различным вкладом компонент когнитивного и эмоционального интеллектуального функционирования в группе больных шизофренией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема нарушений социального и эмоционального интеллектов является актуальной задачей для исследований на сегодняшний день. У больных шизофренией дифференциальная диагностика нарушений социального и эмоционального функционирования связана с дополнительными сложностями, так как довольно трудно отделить эти нарушения от сопутствующих нейрокогнитивных расстройств.
В данной работе были рассмотрены основные теоретические аспекты нарушений когнитивного, эмоционального и социального функционирования больных шизофренией, выявлены основные закономерности проявлений данных нарушений у этой категории больных.
Исследования тех или иных нарушений социального функционирования при шизофрении относительно недавно стали включать изучение структуры и характеристик социального интеллекта. Поэтому, данные, полученные в этой работе, могут быть интересны в комплексном анализе нарушений социально-эмоционально-когнитивного функционирования при шизофрении.
Перспективными представляются данные, характеризующие структуру нарушений социального интеллекта у больных шизофренией, что дает возможности осуществления более тонко дифференцированной психокоррекционной и реабилитационной работы, в т.ч. включающей нейрокогнитивные тренинги, что, в свою очередь, является очевидно востребованной задачей оказания помощи этим больным на современном этапе развития здравоохранения, в условиях ограниченной эффективности фармакотерапии и часто встречающейся фармакорезистентности.



1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности. //Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Сб. науч.тр / Отв. К.А Абульханова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002, с. 88-103.
2. Аведисова А.С., Вериго Н.Н. Шизофрения и когнитивный дефицит // Журнал «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина 2001. Том 3. № 6
3. Алехин А.Н., Коробова Е.Л Когнитивный стиль в системе факторов динамики шизофрении // Вестник Балтийской педагогической академии. 2005. Вып.61. С. 41-44.
4. Алфимова М.В. Семантическая вербальная беглость: нормативные данные и особенности выполнения задания больными шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 3. С. 20-25.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект-Пресс. 2000. 288 с
6. Антошкина Ю.М. Когнитивно-стилевые показатели и профессиональная активность // Вестник СПбГУ. 2008. Сер. 12. Вып. 2. С. 293-297.
7. Бек А, Фримен А., Когнитивная психотерапия расстройств личности / пер. с англ. СПб.: Питер,1990
8. Березанцев А.Ю., Митрофанова О.И. Гендер, комплаенс и качество жизни больных шизофренией (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал: научно-практический журнал. 2009. № 1. С.24-32.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений. М.: «Академия», 2002. – 320 с.
10. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 2005. –324 с
11. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. – Т.1 – М.: «Академия», 2006 г. – 448 с.
12. Выготский Л.С. Нарушение понятий при шизофрении (к проблеме психологии шизофрении) / Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 520 с. – С. 481-496.
13. Генотип. Среда. Развитие /Под ред. М.С Егорова, Н.М. Зырянова, О.В. Паршикова, С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Черткова. М.: ОГИ, 2004, 576 с.
14. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных //Социальная и клиническая психиатрия, 1994 г. №2. С. 35-40.
15. Дитятковский М.А., Аристова Т.А., Коцюбинский А.П., Санькова А.М.Значение когнитивных стилей в системе психологической адаптации больных шизотипическими расстройствами// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2006. № 3 С.26-29
16. Еремеев, Б.А. Образ человека у человека: мезофеноменологический подход. // Развитие психологической науки и практики в Дальневосточном регионе. 2004. С. 27-31
17. Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. – М., 1969.
18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986, 376 с.
19. Исаева Е. Р., Лебедева Г. Г., Степанова А. В.. Когнитивный дефицит при параноидной шизофрении и шизотипическом расстройстве // Ананьевские чтения 2012 с.293-295
20. Казаковцев Б.А., Голланд В.Б. Психические расстройства и расстройства поведения(F00 - F99). (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М.: Минздрав России, 1998. - 512 с.
21. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.140-147.
22. Коробова Е. Л. Когнитивные стили у больных шизофренией // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №33. С.357-359.
23. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.
24. Курек Н.С. Дефицит психической активности: Пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996.
25. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999.
26. Лепилкина Т.А., Морозова М.А. Влияние фактора пола на выраженность когнитивных нарушений и связи когнитивного функционирования с психопатологическими проявлениями у больных параноидной шизофренией // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. С. 5.
27. Ломов Б.Ф.. Беляев А.Ф., Носуленко В.Н. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. 344 с.
28. Лоскутова В.А. Социальные когнитивные функции при шизофрении и способы терапевтического воздействия // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 4. С. 92—104
29. Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008., №4, стр. 177-182.
30. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–2.
31. МихайловаЕ.С. Диагностика социального интеллекта: методическое руководство. СПб.: «Иматон», 1996. С. 53.
32. Николаенко Н.Н. Современная нейропсихология. СПб.: Речь, 2013. - 267 с.
33. Петрова Н.Н., Задвинский В.Ю. Особенности психосоциальной адаптации и когнитивный стиль больных шизофренией // Вестник СПбГУ. 2007. Сер. 11. Вып. 3. С. 56-62.
34. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. Изд-во МГУ.- 1989. – 216 с.
35. Плужников И.В. Нарушение эмоционального интеллекта при расстройствах аффективного спектра и шизофрении // Психология и педагогика 2009. №4. С.211-213
36. Плужников И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах. Автореф. дисс … канд. психол.наук. М., 2010, 34 с.
37. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». СПб: Изд-во «Питер», 2000 – 258с
38. Рычкова О.В. Нарушения социального интеллекта у больных шизофренией. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.,2013.
39. Савина Т.Д. Об особенностях внимания у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта// Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. Вып. 12. С. 1846-1850
40. Селиванов В.В. Когнитивный стиль в процессе мышления // Психологический журнал. 1989. Том 10. № 4. С. 104-112.
41. Семяшкин А.А. Соотношение когнитивных стилей и индивидуально-психологических особенностей личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. - 24 с.
42. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981
43. Смулевич А. Б., Воробьев В.Ю. Психопатология шизофренического дефекта (к построению интегративной модели негативных изменений) //Ж. невропатологии и психиатрии 1988. Вып. 9. С. 100-105.
44. Смулевич А.Б. К психопатологической характеристике вялотекущей шизофрении // Ж. невропатологии и психиатрии. 2009. Вып. 11. С. 4-15
45. Софронов А.Г., Спикина А.А., Савельев А.П. Нейрокогнитивный дефицит и социальное фунционирование при шизофрении: комплексаная оценка и возможная коррекция //Социальная и клиническая психиатрия. 2012. Том22. Вып. 1. С. 33-37.
46. Тараканова Е.А. Когнитивная дисфункция при шизофрении как актуальный аспект оценки социального функционирования/ Актуальные проблемы оказания психиатрической помощи в Севро-Западном регионе Российской Федерации //тезисы научно-практичской конференции с международным участием: /Под ред. проф. Литвинцева С.В., проф. Колчева А.И. – СПб: изд-во «Человек и его здоровье», 2008. С. 78.
47. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно–динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2003. 264 с.
48. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г, Далныкова А.А., Шмуклер А.Б. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков //Социальная клиническая психиатрия. 2007. №4.С.67-78.
49. Холодная M. A. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М.: 2004.
50. Хоменко Н. В.. Генетические и средовые факторы в развитии шизофрении // Медицинский журнал 2012. вып. 2. с. 15-18
51. Яничев П.И., Богданова О.В. Некоторые особенности дезинтеграции вербально-образных структур // Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. – Таллин: Таллиннский педагогический институт им. Э. Вильде, 1986. С. 115-119.
52. Addington J., Saeedi D., Addington H. Influence of social perception and social knowledge on cognitive and social functioning in early psychosis // British Journal of Psychiatry. Vol. 189. Issue 4. P.373-378.
53. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): rationale, description and summary of psychometric properties. / In: G. Geher (ed.): Measuring emotional intelligence: common ground and controversy (pp. 111-142). NY: Nova Science Publishers. 2004.
54. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence. // Psicothema. 2006. Vol. 18. P. 13-25.
55. Bar-On R. The Emotional Quotient Inventory (EQ-i): a test of emotional intelligence. Toronto: Multi-Health Systems; 1997.
56. Brébion G et al. Cognitive correlates of verbal memory and verbal fluency in schizophrenia, and differential effects of various clinical symptoms between male and female patients. Schizophr Res. 2013; 147(1):81-5. doi: 10.1016/j.schres.2013.03.014. Epub 2013 Apr 8.
57. Cameron N. Experimental Analysis of Schizophrenic Thinking Disorders // Language and Thought in Schizophrenia. 1944. P. 50-64.
58. Cantor N., Harlowe R.E. Social intelligence and personality: flexible lifetasks pursuit. // Personality and Intelligence 1994. P.137-168
59. Cantor N., Kihlstrom J.F. Personality and Social Intelligence. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. - 1987.
60. Ciompi L. The natural history of schizophrenia in the long term // British Journal of Psychiatry. May 1980. Vol. 136 Issue 5. P. 413-420.
61. Gardner R.W. Cognitive style in categorizing behavior //Journal of personality. December 1953. Volume 22. Issue 2. P. 214-233.
62. Goldstein К. Methodological Approach to the Study of Schizophrenic Thought Disorders // Language and Thought in Schizophrenia 1944. P.17-41.
63. Goldstein K., Scheerer M. Abstract and Concrete Behavior: An Experimental Study with Special Tests / К. Goldstein. - Washington, D. C: The American psychological association inc., Northwestern University, 1941. – 151 p. (Psychological Monographs. - Vol. 53, No. 2, Whole No. 239)
64. Goleman D. Emotional intelligence: perspectives on a theory of performance. In C. Cherniss & D. Goleman (eds.): The emotionally intelligent workplace. San Francisco: Jossey-Bass. 2001.
65. Guillem F et al. Sex differences in memory processing in schizophrenia: an event-related potential (ERP) study. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2009 Feb 1;33(1):1-10. doi: 10.1016/j.pnpbp.2008.08.002. Epub 2008 Aug 7.
66. Harvey O.J. Conceptual system and personality organization / O.J. Harvey, D.E. Hunt, H.M. Schroder. - New York, John Wiley & Sons, Inc., 1961. - 375 p.
67. Hendricks M., Guilford J.P., Hoepfner R. Measuring creative social intelligence. Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California, 1969. № 42.
68. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // Journal of Abnormal Psychology. - February 1966. - Vol. 71. – No1. - P.17-24.
69. Kao YC et al. The influence of sex on cognitive insight and neurocognitive functioning in schizophrenia. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2013 Jul 1;44:193-200. doi: 10.1016/j.pnpbp.2013.02.006. Epub 2013 Feb 16.
70. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. New York: Norton
71. Klein G.S. A personal world through perception / G.S. Klein // Perception: An approach to personality / ed. by R.R Blake and G.V. Rankey - New York, The Ronald Press Company, 1951. - P. 328-355.
72. Kohler C., Travis H., Turner, B.S. et al. Facial Emotion Recognition in Schizophrenia: Intensity Effects and Error Pattern // Am. J. Psychiatry. 2003. No 160. Р. 1768–177у
73. Krysta K et al. Sex-specific differences in cognitive functioning among schizophrenic patients. Psychiatr Danub. 2013 Sep;25 Suppl 2:S244-6.
74. Lazarus R.S. Thoughts on the relations between emotion and cognition. //Am. Psychologist. – 1982. – Vol.37. – P.1019-1924.
75. Lewine RR et al. Sex, gender, and neuropsychological functioning in schizophrenia. J Clin Exp Neuropsychol. 2006 Nov;28(8):1362-72.
76. Marlowe H.A. Social intelligence: Evidence for multidimensionality and construct independence. // J. Educ. Psychology. – 1986. – Vol.78. – P. 52-58.
77. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? In P. Salovey & D. Sluyter (eds.): Emotional development and emotional intelligence: educational applications (pp. 3-31). New York: Basic Books. 1997.
78. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. (2002). Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). Version 2.0. Toronto, Canadá: Multi-Health Systems.
79. Minard J.G., Mooney W. Psychological differentiation and perceptual defense: Studies of the separation of perception from emotion / J.G. Minard, W. Mooney // Journal of Abnormal Psychology. - Apr 1969. - Vol 74. - Issue 2. - P. 131-139.
80. Moss F.A., Hunt T., Omwake K.T., Woodward L.G. Manual for the GeorgeWashingtonUniversity Series Social Intelligence Test. Washington, D.C.: The Center for Psychological Service. 1955.
81. O’Sullivan M., Guilford J.P. Four Factor Tests of Social Intelligence: Manual of instructions and interpretations. Orange, CA: Sheridan Psychological Services. 1976.
82. O’Sullivan M., Guilford J.P., de Mille R. The measurement of social intelligence // Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California. 1965. № 3.
83. Orlik P. Soziale Intelligenz [Social intelligence]. / In: K. J. Klauer (Ed.), Handbook of Pedagogical Diagnostics. 1978. P.341-354.
84. Payne R.W. An experimental study of schizophrenic thought disorder / R.W. Payne, P. Matussek, E.I. George // British Journal of Psychiatry (former Journal of Mental Science). - July 1959. - Volume 105. - Issue 440. - P. 627-652.
85. Perlick D et al. Gender differences in cognition in schizophrenia. Schizophr Res. 1992 Oct;8(1):69-73.
86. Sergi M.J. Social perception as a mediator of the influence of early visual processing on functional status in schizophrenia / M.J. Sergi, Y. Rassovsky, K.H. Nuechterlein, M.F. Green // American Journal of Psychiatry. – March 2006. -Volume 163. - Issue 3. - P. 448-454.
87. Van der Elst et al. The Stroop color-word test: influence of age, sex, and education; and normative data for a large sample across the adult age range. Assessment. 2006 Mar; 13(1):62-79.
88. Vauth R. Does social cognition influence the relation between neurocognitive
89. deficits and vocation functioning in schizophrenia? / R. Vauth, N. Rusch, M. Wirtz,P.W. Corrigan // Psychiatry Research. – September 2004. - Volume 128. - Issue 2. – P.155-165.
90. Velligan D.I., Draper M., Stutes D., Maples N., et al. Multimodal cognitive therapy: combining treatments that bypass cognitive deficits and deal with reasoning and appraisal biases. // Sch. Bull. – 2009. - vol.35(5). - p.884-893
91. Wardell D.M. Toward a multi-factor theory of styles and their relationship
92. to cognition and affect / D.M. Wardell, J.R. Royce J.R. // Journal of Personality. March 1978. -Volume 46. - Issue 3. - P. 474-505.
93. Witkin H.A. Field-dependent and interpersonal behavior / H.A. Witkin,
94. Witkin H.A. Psychological differentiation: Current status / H.A. Witkin,
95. D.R. Goodenough, P.K. Oltman // Journal of Personality and Social Psychology. Jul1979. - Vol. 37. - Issue 7. - P. 1127-1145.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ