ТРАНСЛЯЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖЕНСКОМ ТЕЛЕСНОМ ОБРАЗЕ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
|
Введение 3
1. Теоретические основы изучения социальных представлений о женском телесном образе 10
1.1. Социальные представления как предмет социологического анализа 10
1.2. Тело как социальный феномен 22
2. Женский телесный образ: эмпирическое исследование 39
2.1. Методика эмпирического исследования 39
2.2. Результаты эмпирического исследования 46
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 77
Приложение 2 80
1. Теоретические основы изучения социальных представлений о женском телесном образе 10
1.1. Социальные представления как предмет социологического анализа 10
1.2. Тело как социальный феномен 22
2. Женский телесный образ: эмпирическое исследование 39
2.1. Методика эмпирического исследования 39
2.2. Результаты эмпирического исследования 46
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 1 77
Приложение 2 80
Тело всегда выступало не только в качестве физической оболочки человека, но и как «природно-культурный феномен, который формируется исходя из того, как человек воспринимает физическую сторону своего существования и как ее контролирует; как относится к своему телу, как им владеет и каким желает его видеть среди других тел» .
Человеческое тело на протяжении последних десятилетий привлекает внимание представителей разных научных школ и направлений. В социологии институциональное закрепление тела как предмета специального социологического анализа произошло в такой отрасли социологического знания как социология тела. Согласно Ю.Г. Фроловой Социология тела – это направление социологической науки, изучающее тело человека в контексте социального взаимодействия, истории и культуры, в частности:
- роль тела в процессах социального взаимодействия (и как экспрессивной формы, и как объекта манипуляций, связанных с утверждением власти и авторитета);
- символическое значение тела в культуре (которое проявляется, в частности, в магических и религиозных церемониях);
- роль социальных процессов в конструировании тела и воплощении в нем системы социальных отношений.
В нашем исследовании мы стремимся расширить современные представления о нормативном женском теле, в том числе через трансляцию образцов в социальных медиа. Тело – это не только биологический, но и социокультурный феномен. На индивида влияют культурные норм, ценности и идеалы, существующие в обществе. Индивид в современном мире способен трансформировать свою биологическую природу, оказать влияние на тело и его физические параметры. По сути, тело становится конструктом, «скульптором» тела становится сам носитель.
Социальные медиа в эпоху цифровой экспансии все больше оказывают влияние на представления людей. Особенно подвержены влиянию представители цифрового поколения – «цифровые аборигены» (digitalnatives), т.е. активно включенные в информационные технологии и использующие их в повседневной жизни. «Социальные медиа состоят из сетевых технологий, практик или сообществ, которые люди используют для создания контента и обмена мнениями, идеями, опытом и перспективами друг с другом» .
Согласно данным ежегодного отчета We AreSocial и Hootsuite о состоянии цифровой сферы GlobalDigital в 2021 году в среднем россиянин проводил в интернете 7 часов 52 минуты в сутки, в соцсетях 2 часа 28 минут (глобально эта цифра составляет 2 часа 25 минут), при этом на одного интернет-пользователя приходится по 7,2 аккаунта в соцсетях . Чрезмерное использование социальных сетей влияет на жизнь людей и их межличностные отношения .
Современная молодежь – активный участник, автор, пользователь социальных медиа. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (октябрь 2021 года)среди российской аудитории социальных сетей и мессенджеров 72% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет тратит на них более трех часов в день. Самыми популярными являются (топ-5): WhatsApp, YouTube, «ВКонтакте», Instagram (с 21.03.2022 года признана экстремистской и запрещен в России), Telegram .
Социальные медиа, несомненно, выступают сегодня одним из ключевых агентов социализации, контент, транслируемый социальными сетями, демонстрирует как нормативные и актуальные поведенческие модели, так и востребованные телесные образцы. Потребляя контент, молодежь усваивает предлагаемые образы и, по сути, конструирует свою собственную реальность через сформировавшиеся представления. При этом, стремясь к образцам, испытывает широкий спектр эмоций – от разочарования и гнева, если собственный образ не соответствует «навязываемому» социальными медиа до радости и восхищения, если тело оказывается в «тренде», оно востребовано со стороны разных социальных групп и институтов.
Социологические исследования современных образцов тела и трансляции их через социальные медиа позволяет не только расширить и углубить понимание современной реальности, но и определить возможности социальных медиа в их формировании и определить характер влияния.
Основной целью нашей работы является выявление механизмов трансляции нормативных представлений о женском телесном образе. Реализация цели предполагает решение следующих задач.
1. Теоретический анализ идей и концепций о социальных представлениях.
2. Определение сущности тела как социального феномена.
3. Выявление современных представлений о женском телесном образе
4. Анализ социальных медиа как фактора формирования представлений о женском телесном образе.
Объектом исследования стали представления о женском телесном образе, предметом – трансляция нормативных представлений о женском телесном образе в социальных медиа.
Основу работы составили публикации как российских авторов (Е. Гольман, Е.А. Орех, А.М. Пивоваров, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), так и труды зарубежных исследователей (К. Шиллинг, Ж. Бодрийяр, М. Фуко и др.), посвященных анализу тела. Для понимания особенностей и характера преставлений мы также обратились к трудам К.А. Абульхановой, И.Б. Бовиной, А.И. Донцова, Т.П. Емельяновой, Э. Дюркгейма, С. Московичи.
Теоретико-методологической основой исследования является теория представлений (С. Московичи, И.Б. Бовина), теория тела (К. Шиллинг, Ж. Бодрийяр, Е. Гольман). Мы также обратились к структуралистскому и конструктивистскому подходам при анализе тела и использовали методологический аппарат социального сравнения (socialcomparisontheory) при анализе результатов эмпирического исследования.
Эмпирическую базу работы составили материалы авторских социологических исследований, проведенных в период с 2021 по 2022 гг., в которых были использованы количественный и качественный методы сбора и анализа социологической информации (полиметодическая стратегия социологического исследования):
1. онлайн-опрос студенток; из них: 100 студенток вузов Санкт-Петербурга (СПбГУ, СПБГЭУ, СПбГАСУ, СПбГУП) и 100 студенток вузов Екатеринбурга (УрФУ, УГПУ, РГППУ, УГМУ); использован неслучайный целевой отбор.
2. полуформализованное интервью с девушками в возрасте от 18 до 30 лет, проживающими в городе Санкт-Петербург и городе Екатеринбург; опрошено 20 информантов; использован неслучайный целевой отбор.
Практическое значение работы состоит в возможности использовать материалы при разработке основ молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, формировании концепций и проектов в области цифровизации медиа. Полагаем, что известные блоггеры, медийные личности и другие лидеры мнений могут оказать существенное влияние на становление представлений о нормативной телесности в здоровьесберегающем ключе.
Достоверность результатов, полученных в ходе исследования, подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, отвечающих поставленным цели и задачам.
Основные положения работы прошли апробацию на следующих международных и всероссийских конференциях:
1. Антонова П.О. Конструирование тела как феномен в молодежной среде // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Материалы V Международной научно-практической конференции. Пермь: ПГНИУ, 2018. С. 394-396. URL: https://elis.psu.ru/node/555578
2. Антонова П.О. Сленг как неформальный договор в цифровой среде // Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года. / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2018. С. 371-372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36882344
3. Антонова П.О. Здоровьесберегающие практики в структуре образа жизни молодежи // Молодежь XXI века: образ будущего / Материалы научной конференции XIII Ковалевские чтения 14-16 ноября 2019 года. / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 838-839. URL: https://pureportal.spbu.ru/files/50416717/13_kovalevskie_chteniya.pdf
4. Антонова П. О. Таргетированная реклама в социальных сетях в условиях цифровизации общества / П. О. Антонова. — Текст : электронный // Гуманитарное знание и искусственный интеллект: стратегии и инновации : 4-й молодежный конвент УрФУ : материалы международной конференции 26 марта 2020 года. — Екатеринбург :Изд во Урал. ун та, 2020. — С. 896-898. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/95760.
5. Антонова П.О. Конструирование тела: пластическая хирургия // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12-14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 247-248. URL: https://soc.spbu.ru/images/nauka/kovalevskie/14-2020.pdf
6. Антонова П.О. Конструирование женского тела: практики и представления студенток // Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения 25-27 ноября 2021 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 583-584. URL: https://soc.spbu.ru/images/nauka/kovalevskie/15-2021.pdf
Автор диплома также имеет две публикации, проиндексированные в международной базе Scopus, в которых на эмпирических данных раскрываются особенности города как фактора становления активностей городской молодежи (Antonova N.L., Musaev T.I., Antonova P.O. 2020. Right to the city: Youth's view to live in the city. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 962(3), [032076]. https://doi.org/10.1088/1757-899X/962/3/032076. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/962/3/032076; Antonova N., Abramova S., Gurarii A., Antonova P., 2022, Proceedings of the 5th International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety - ICCATS 2021.Radionov, A. A., Ulrikh, D. V., Gasiyarov, V. R., Timofeeva, S. S. &Alekhin, V. N. (eds.). Springer, p. 354-364 11 p. (Lecture Notes in Civil Engineering; vol. 168). https://doi.org/10.1007/978-3-030-91145-4_34. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-91145-4_34.
Работа состоит из введения, двух глав (включающих 4 параграфа), заключения, библиографического списка, включающего 75 наименований, приложений. Содержание работы изложено на 80 страницах.
Человеческое тело на протяжении последних десятилетий привлекает внимание представителей разных научных школ и направлений. В социологии институциональное закрепление тела как предмета специального социологического анализа произошло в такой отрасли социологического знания как социология тела. Согласно Ю.Г. Фроловой Социология тела – это направление социологической науки, изучающее тело человека в контексте социального взаимодействия, истории и культуры, в частности:
- роль тела в процессах социального взаимодействия (и как экспрессивной формы, и как объекта манипуляций, связанных с утверждением власти и авторитета);
- символическое значение тела в культуре (которое проявляется, в частности, в магических и религиозных церемониях);
- роль социальных процессов в конструировании тела и воплощении в нем системы социальных отношений.
В нашем исследовании мы стремимся расширить современные представления о нормативном женском теле, в том числе через трансляцию образцов в социальных медиа. Тело – это не только биологический, но и социокультурный феномен. На индивида влияют культурные норм, ценности и идеалы, существующие в обществе. Индивид в современном мире способен трансформировать свою биологическую природу, оказать влияние на тело и его физические параметры. По сути, тело становится конструктом, «скульптором» тела становится сам носитель.
Социальные медиа в эпоху цифровой экспансии все больше оказывают влияние на представления людей. Особенно подвержены влиянию представители цифрового поколения – «цифровые аборигены» (digitalnatives), т.е. активно включенные в информационные технологии и использующие их в повседневной жизни. «Социальные медиа состоят из сетевых технологий, практик или сообществ, которые люди используют для создания контента и обмена мнениями, идеями, опытом и перспективами друг с другом» .
Согласно данным ежегодного отчета We AreSocial и Hootsuite о состоянии цифровой сферы GlobalDigital в 2021 году в среднем россиянин проводил в интернете 7 часов 52 минуты в сутки, в соцсетях 2 часа 28 минут (глобально эта цифра составляет 2 часа 25 минут), при этом на одного интернет-пользователя приходится по 7,2 аккаунта в соцсетях . Чрезмерное использование социальных сетей влияет на жизнь людей и их межличностные отношения .
Современная молодежь – активный участник, автор, пользователь социальных медиа. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (октябрь 2021 года)среди российской аудитории социальных сетей и мессенджеров 72% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет тратит на них более трех часов в день. Самыми популярными являются (топ-5): WhatsApp, YouTube, «ВКонтакте», Instagram (с 21.03.2022 года признана экстремистской и запрещен в России), Telegram .
Социальные медиа, несомненно, выступают сегодня одним из ключевых агентов социализации, контент, транслируемый социальными сетями, демонстрирует как нормативные и актуальные поведенческие модели, так и востребованные телесные образцы. Потребляя контент, молодежь усваивает предлагаемые образы и, по сути, конструирует свою собственную реальность через сформировавшиеся представления. При этом, стремясь к образцам, испытывает широкий спектр эмоций – от разочарования и гнева, если собственный образ не соответствует «навязываемому» социальными медиа до радости и восхищения, если тело оказывается в «тренде», оно востребовано со стороны разных социальных групп и институтов.
Социологические исследования современных образцов тела и трансляции их через социальные медиа позволяет не только расширить и углубить понимание современной реальности, но и определить возможности социальных медиа в их формировании и определить характер влияния.
Основной целью нашей работы является выявление механизмов трансляции нормативных представлений о женском телесном образе. Реализация цели предполагает решение следующих задач.
1. Теоретический анализ идей и концепций о социальных представлениях.
2. Определение сущности тела как социального феномена.
3. Выявление современных представлений о женском телесном образе
4. Анализ социальных медиа как фактора формирования представлений о женском телесном образе.
Объектом исследования стали представления о женском телесном образе, предметом – трансляция нормативных представлений о женском телесном образе в социальных медиа.
Основу работы составили публикации как российских авторов (Е. Гольман, Е.А. Орех, А.М. Пивоваров, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), так и труды зарубежных исследователей (К. Шиллинг, Ж. Бодрийяр, М. Фуко и др.), посвященных анализу тела. Для понимания особенностей и характера преставлений мы также обратились к трудам К.А. Абульхановой, И.Б. Бовиной, А.И. Донцова, Т.П. Емельяновой, Э. Дюркгейма, С. Московичи.
Теоретико-методологической основой исследования является теория представлений (С. Московичи, И.Б. Бовина), теория тела (К. Шиллинг, Ж. Бодрийяр, Е. Гольман). Мы также обратились к структуралистскому и конструктивистскому подходам при анализе тела и использовали методологический аппарат социального сравнения (socialcomparisontheory) при анализе результатов эмпирического исследования.
Эмпирическую базу работы составили материалы авторских социологических исследований, проведенных в период с 2021 по 2022 гг., в которых были использованы количественный и качественный методы сбора и анализа социологической информации (полиметодическая стратегия социологического исследования):
1. онлайн-опрос студенток; из них: 100 студенток вузов Санкт-Петербурга (СПбГУ, СПБГЭУ, СПбГАСУ, СПбГУП) и 100 студенток вузов Екатеринбурга (УрФУ, УГПУ, РГППУ, УГМУ); использован неслучайный целевой отбор.
2. полуформализованное интервью с девушками в возрасте от 18 до 30 лет, проживающими в городе Санкт-Петербург и городе Екатеринбург; опрошено 20 информантов; использован неслучайный целевой отбор.
Практическое значение работы состоит в возможности использовать материалы при разработке основ молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, формировании концепций и проектов в области цифровизации медиа. Полагаем, что известные блоггеры, медийные личности и другие лидеры мнений могут оказать существенное влияние на становление представлений о нормативной телесности в здоровьесберегающем ключе.
Достоверность результатов, полученных в ходе исследования, подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, отвечающих поставленным цели и задачам.
Основные положения работы прошли апробацию на следующих международных и всероссийских конференциях:
1. Антонова П.О. Конструирование тела как феномен в молодежной среде // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Материалы V Международной научно-практической конференции. Пермь: ПГНИУ, 2018. С. 394-396. URL: https://elis.psu.ru/node/555578
2. Антонова П.О. Сленг как неформальный договор в цифровой среде // Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года. / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2018. С. 371-372. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36882344
3. Антонова П.О. Здоровьесберегающие практики в структуре образа жизни молодежи // Молодежь XXI века: образ будущего / Материалы научной конференции XIII Ковалевские чтения 14-16 ноября 2019 года. / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 838-839. URL: https://pureportal.spbu.ru/files/50416717/13_kovalevskie_chteniya.pdf
4. Антонова П. О. Таргетированная реклама в социальных сетях в условиях цифровизации общества / П. О. Антонова. — Текст : электронный // Гуманитарное знание и искусственный интеллект: стратегии и инновации : 4-й молодежный конвент УрФУ : материалы международной конференции 26 марта 2020 года. — Екатеринбург :Изд во Урал. ун та, 2020. — С. 896-898. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/95760.
5. Антонова П.О. Конструирование тела: пластическая хирургия // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12-14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 247-248. URL: https://soc.spbu.ru/images/nauka/kovalevskie/14-2020.pdf
6. Антонова П.О. Конструирование женского тела: практики и представления студенток // Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения 25-27 ноября 2021 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 583-584. URL: https://soc.spbu.ru/images/nauka/kovalevskie/15-2021.pdf
Автор диплома также имеет две публикации, проиндексированные в международной базе Scopus, в которых на эмпирических данных раскрываются особенности города как фактора становления активностей городской молодежи (Antonova N.L., Musaev T.I., Antonova P.O. 2020. Right to the city: Youth's view to live in the city. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 962(3), [032076]. https://doi.org/10.1088/1757-899X/962/3/032076. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/962/3/032076; Antonova N., Abramova S., Gurarii A., Antonova P., 2022, Proceedings of the 5th International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety - ICCATS 2021.Radionov, A. A., Ulrikh, D. V., Gasiyarov, V. R., Timofeeva, S. S. &Alekhin, V. N. (eds.). Springer, p. 354-364 11 p. (Lecture Notes in Civil Engineering; vol. 168). https://doi.org/10.1007/978-3-030-91145-4_34. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-91145-4_34.
Работа состоит из введения, двух глав (включающих 4 параграфа), заключения, библиографического списка, включающего 75 наименований, приложений. Содержание работы изложено на 80 страницах.
Представленная выше работа позволяет прийти к следующим выводам.
Социальные представления можно рассматривать как выработанные в процессе взаимодействия знания, разделяемое членами социальной группы/общности о конкретном объекте (явлении/процессе/факте). Социальные представления о теле зависят от культуры общества.
Тело можно рассматривать как проект (продукт современной культуры), который можно конструировать в соответствии с представлениями об идеале, которое может выступать нормативным для современного общества. В условиях цифровизации актуальным становится концепт цифрового тела, формирующего социальные представления о телесном образе.
Результаты эмпирического исследования продемонстрировали, что в современной молодежной субкультуре циркулируют представления о выносливом теле как идеальном конструкте. Основными институтами становления представлений о женском теле выступают масс-медиа – фильмы, сериалы – демонстрирующие стандарты женского тела. Формирующаяся цифровая культура также определяет нормативные проекты, презентуя образцы через социальные сети, что актуализирует проблему развития цифрового тела.
Материалы эмпирического исследования убедительно продемонстрировали, что своего рода телесным стандартом становится тело выносливое, спортивное, здоровое. Вместе с этим, социальные медиа становятся драйвером в формировании нормативных представлений о теле. Сравнение собственного тела с телами других сетевых личностей может стать определяющим в восприятии тела. Однако использование информантами цифровых технологий модификации тела в социальных медиа формирует критическое осмысление контента других участников коммуникации. Девушки испытывают широкий спектр эмоций как по отношению к собственному телу, так и к телам других: от ненависти до восхищения; от зависти до уважения.
Основными практиками конструирования тела по оценкам студенток являются физические формы активностей и правильное рациональное питание. Эти практики можно определить как нерисковые, в отличии, например, от пластической хирургии и других методов внешнего воздействия. Лидирующие причины обращения к практикам конструирования тела выступает ориентация, прежде всего, на себя: девушки стремятся чувствовать себя комфортно, и даже «нормативно». Забота о теле в повседневной жизни воплощается в соблюдении режима учебы/работы и отдыха, а также исключения из образа жизни табакокурения и алкоголя, и включения в него медико-профилактических мероприятий (употребление витаминов, регулярное посещение врача).
Мы полагаем, что результаты нашего исследования имеют практическую ценность и могут представлять интерес для молодежных общественных движений, административных структур, включенных молодежную политику. При этом следует подчеркнуть, что проведенное исследование имеет ряд ограничений. Во-первых, в исследовании приняли участие девушки двух российских городов-миллионников. Это означает, что возможно представления о нормативном теле девушек, проживающих на иных по численности и экономическому статусу территориях может отличаться. Кроме того, и роль социальных медиа также может иначе влиять на девушек. Во-вторых, в массовом опросе приняли участие студентки – будущий интеллектуальный слой нашего общества. В интервью большая часть информантов получает высшее образование либо уже его имеет. Соответственно, нормативные стандарты тела и оценка социальных медиа как регулятора, предложенные опрошенными, характерны для высокообразованной группы. В-третьих, судя по оценкам респондентами материального положения, представления о теле как теле выносливом определяются и финансовым благополучием, поскольку опрошенные нами девушки позиционируют себя как представителя среднего класса.
Наше исследование имеет дальнейшие перспективы, связанные с глубинным анализом понятия выносливое тело, определением рисковых и нерисковых практик конструирования тела, выявлением барьеров и путей их преодоления в стремлении к актуальным телесным образам в современных условиях. Кроме того, следует глубже проработать проблематику репертуара нормативного тела, предлагаемого в социальных медиа, поскольку, как показало исследование, отсутствует единое представление о норме и растет критическое осмысление телесных моделей, тиражируемых в социальных сетях.
Социальные представления можно рассматривать как выработанные в процессе взаимодействия знания, разделяемое членами социальной группы/общности о конкретном объекте (явлении/процессе/факте). Социальные представления о теле зависят от культуры общества.
Тело можно рассматривать как проект (продукт современной культуры), который можно конструировать в соответствии с представлениями об идеале, которое может выступать нормативным для современного общества. В условиях цифровизации актуальным становится концепт цифрового тела, формирующего социальные представления о телесном образе.
Результаты эмпирического исследования продемонстрировали, что в современной молодежной субкультуре циркулируют представления о выносливом теле как идеальном конструкте. Основными институтами становления представлений о женском теле выступают масс-медиа – фильмы, сериалы – демонстрирующие стандарты женского тела. Формирующаяся цифровая культура также определяет нормативные проекты, презентуя образцы через социальные сети, что актуализирует проблему развития цифрового тела.
Материалы эмпирического исследования убедительно продемонстрировали, что своего рода телесным стандартом становится тело выносливое, спортивное, здоровое. Вместе с этим, социальные медиа становятся драйвером в формировании нормативных представлений о теле. Сравнение собственного тела с телами других сетевых личностей может стать определяющим в восприятии тела. Однако использование информантами цифровых технологий модификации тела в социальных медиа формирует критическое осмысление контента других участников коммуникации. Девушки испытывают широкий спектр эмоций как по отношению к собственному телу, так и к телам других: от ненависти до восхищения; от зависти до уважения.
Основными практиками конструирования тела по оценкам студенток являются физические формы активностей и правильное рациональное питание. Эти практики можно определить как нерисковые, в отличии, например, от пластической хирургии и других методов внешнего воздействия. Лидирующие причины обращения к практикам конструирования тела выступает ориентация, прежде всего, на себя: девушки стремятся чувствовать себя комфортно, и даже «нормативно». Забота о теле в повседневной жизни воплощается в соблюдении режима учебы/работы и отдыха, а также исключения из образа жизни табакокурения и алкоголя, и включения в него медико-профилактических мероприятий (употребление витаминов, регулярное посещение врача).
Мы полагаем, что результаты нашего исследования имеют практическую ценность и могут представлять интерес для молодежных общественных движений, административных структур, включенных молодежную политику. При этом следует подчеркнуть, что проведенное исследование имеет ряд ограничений. Во-первых, в исследовании приняли участие девушки двух российских городов-миллионников. Это означает, что возможно представления о нормативном теле девушек, проживающих на иных по численности и экономическому статусу территориях может отличаться. Кроме того, и роль социальных медиа также может иначе влиять на девушек. Во-вторых, в массовом опросе приняли участие студентки – будущий интеллектуальный слой нашего общества. В интервью большая часть информантов получает высшее образование либо уже его имеет. Соответственно, нормативные стандарты тела и оценка социальных медиа как регулятора, предложенные опрошенными, характерны для высокообразованной группы. В-третьих, судя по оценкам респондентами материального положения, представления о теле как теле выносливом определяются и финансовым благополучием, поскольку опрошенные нами девушки позиционируют себя как представителя среднего класса.
Наше исследование имеет дальнейшие перспективы, связанные с глубинным анализом понятия выносливое тело, определением рисковых и нерисковых практик конструирования тела, выявлением барьеров и путей их преодоления в стремлении к актуальным телесным образам в современных условиях. Кроме того, следует глубже проработать проблематику репертуара нормативного тела, предлагаемого в социальных медиа, поскольку, как показало исследование, отсутствует единое представление о норме и растет критическое осмысление телесных моделей, тиражируемых в социальных сетях.
Подобные работы
- Женские телесные практики в контексте феминистской критики
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Формирование женского образа средствами костюма в советском
кинематографе 1950-х годов
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - Движение «бодипозитив» как фактор трансформации стандартов телесности (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



