Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ РОССИИ И КИТАЯ

Работа №133988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2023
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Женщины, гендер, социализация: теоретико-методологические аспекты 14
§1.1. Женщины как социально-демографическая группа 14
§1.2. Пол и гендер: понятийный аппарат 20
§1.3. Социализация: агенты и каналы 28
ГЛАВА 2. Гендерная социализация женщин в России и Китае: вторичный историко-социологический анализ 38
§2.1. Женская гендерная социализация в России 38
§2.2. Женская гендерная социализация в Китае 44
§2.3. Гендерная социализация женщин в России и Китае: сравнительный социологический анализ. 51
ГЛАВА 3. Особенности женской гендерной социализации в современных обществах России и Китая: на материалах пилотажного социологического авторского эмпирического исследования 56
§3.1. Программа социологического исследования 56
§3.2. Анализ и интерпретация материалов социологического исследования 59
§3.3. Выводы по результатам проведенного социологического исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Третье тысячелетие – время глобальных социальных изменений: каждое общество, страна, большая социальная группа в собственном темпе продвигаются к ценностям эгалитаризма, эмансипации и партнерства. Одним из ключевых факторов данных процессов являются гендерные трансформации или, по выражению И.С. Кона, гендерные революции, охватывающие основные сферы как общественной, так и семейной жизни1.
Практически за столетие с небольшим произошли глобальные по своему масштабу изменения в гендерных отношениях: традиционные мужские и женские нормы поведения активно подвергаются сомнению и пересматриваются, даже в таких крупных обществах, как российское и китайское.
Значительно возросла роль субъектности личности, проявляющейся в активности, самостоятельности, инициативности человека в профессиональной, общественной и личной жизни. Однако нельзя отрицать следующий факт: посредством социализации определенные поведенческие модели, наиболее распространенные или же общепринятые, укореняются в сознании индивида и тем самым влияют на его жизненные сценарии.
Революция произошла не только в гендерных отношениях; развитый мир переживает эпоху цифровизации, которая принесла с собой новый формат общества – общество знаний. С целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в 2019 г. Правительством Российской Федерации была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»2.
Актуальность темы ВКР обусловлена тем, что гендерная социализация женщин – это процесс, который продолжается на протяжении всех этапов развития человека: от младенчества до взросления. Общество, школа и семья навязывают девочкам свои стандарты успеха. Безупречность требуется во всем: от внешности, манер и правильного круга друзей до побед на олимпиадах и в конкурсах. Такой же прессинг, скорее всего, испытывали и их матери, бабушки. Общество ждало совершенства и от них, но без гарантии какого-либо вознаграждения.
Социокультурные стереотипы о феминности и маскулинности, или, в терминах американского психолога Сандры Бем, «линзы гендера», одни из самых стойких. Женщинам и мужчинам приписывают разное поведение, разные роли и даже разные способности.
Также данная тематика представляется особенно актуальной в связи с тем, что 29 декабря 2022 г. Правительство РФ утвердило новую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023–2030 годы, ключевыми целями которой являются «соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин в различных сферах жизни, повышение экономической независимости и политической активности россиянок и расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны3».
Степень разработанности проблемы. Из классиков социологии половой и гендерной проблематикой, а также отношениями между мужчиной и женщиной в принципе, интересовались такие ученые, как Э. Дюркгейм4, Г. Зиммель5, Ковалевский М.М.6, О. Конт7, Сорокин П.А.8, Ф. Энгельс9.
Также стоит упомянуть имена женщин-ученых и представительниц феминистского движения, которые посвятили себя изучению гендерной проблематики и из-за этого столкнулись с критикой и негодованием современников: С. де Бовуар10, А. Дворкин11, Коллонтай А.М.12, К. Миллет13, Б. Фридан14, К. Цеткин15.
В настоящее время среди российских социологов и ученых изучением проблематики гендера и феминизма занимаются Айвазова С.Г.16, которая является одной из первооткрывательниц гендерной политологии в стране, Воронина О.А.17, Здравомыслова Е.А.18, Пушкарева Н.Л.19, Силласте Г.Г.20, Темкина А.А.21, Ушакова В.Г.22, Хасбулатова О.А.23, Хоткина З.А.24, Чернова Ж.В25.
Следующие современные зарубежные исследователи и исследовательницы внесли вклад в изучение гендерной и феминистской проблематики: Angeloff T.26, Babcock L.27, Butler J.28, Heflick N.A.29, Leaper C.30, Niranjana T31.
Среди китайских ученых, которые изучают гендерную тематику, в особенности гендерную лингвистику, стоит выделить следующие имена: Бай Сэхун32, Ван Минь33, Ву Вэйминь34, Дуань Чжэнган35, Лю Син36, Пан Сяоянь37, Хан Явэнь38, Хуан Цянь39, Чжоу Миньчуань40, Чжунли Ю41, Чэн Чуньхун42.
Следующие отечественные и зарубежные ученые изучали процесс социализации и его особенности: Авдулова Т.П.43, Андреева Г.М.44, Берн Ш.45, Белинская Е.П.46, Ковалева А.И.47, Кон И.С.48, Маккоби Э49.
Объект исследования – женщины России и Китая как социально-демографическая общность.
Предмет исследования – гендерная социализация женщин на примере России и Китая.
Целью ВКР является выявление и анализ особенностей женской гендерной социализации в современных обществах России и Китая.
Цель ВКР конкретизируется в следующих задачах:
– проанализировать теоретическо-методологические аспекты категории «гендера» и процесса гендерной социализации;
– провести вторичный историко-социологический анализ феномена гендерной социализации;
– провести сравнительный анализ особенностей женской гендерной социализации в России и Китае;
– провести эмпирическое социогендерное исследование влияния гендерной социализации на жизненные сценарии российских и китайских женщин;
– сформулировать выводы и охарактеризовать дальнейшие перспективы исследования выбранной темы.
Методологической основой исследования послужила теория социального конструирования гендера, сформулированная Бергером П. и Лукманом Т., и гендерно-эгалитарный подход.
Методы исследования.
Из общенаучных: был использован метод абстрагирования и идеализации, который на аналитической стадии исследования позволяет сформулировать гипотезы и теории. Метод синтеза и анализа позволяет исследовать выбранную тему в рамках единой, целостной системы. Наконец, метод сравнительного анализа способствует выполнению поставленных задач исследования.
Из социологических: был задействован метод анкетного опроса, который относится к группе количественных методов социологического исследования.
Научная новизна исследования определяется его целью и задачами и может быть сформулирована следующим образом:
– проанализированы новейшие документы и статистические данные, характеризующих проявление гендерного неравенства в российском и китайском обществах;
– проведены собственное эмпирическое исследование и сравнительный анализ данных, позволяющих рассмотреть особенности гендерной социализации женщин в России и Китае.
Апробация результатов ВКР. Основные положения исследования были представлены автором на следующих конференциях:
1. Доклад на тему: «Традиции изменения гендерных ролей женщин в современном Китае», представленный на Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории» (25-27 ноября 2021 г.);
2. Доклад на тему: «Социально-экономические последствия амбивалентного сексизма», представленный на VII ежегодной Всероссийской научной студенческой конференции с международным участием «Гендерный калейдоскоп-2021» (03.12.2021);
3. Доклад на тему: «Проституция как социальное явление: современный дискурс», представленный на Международной молодежная конференции «Равноправие мужчин и женщин в России и в мире: научный потенциал молодежных исследований» (19.03.2022);
4. Доклад на тему: «Неотрадиционализм в гендерной политике современной России», представленный на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2022» (21.04.2022);
5. Доклад на тему: «Контент женских журналов как показатель социальных трансформаций», представленный на Всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения «Социология в постглобальном мире: проблемы и перспективы» (17-19 ноября 2022 г.);
6. Доклад на тему: «Пол и гендер: феномен трансгендерности», представленный на VIII ежегодной Всероссийской научной студенческой конференции с международным участием «Гендерный калейдоскоп-2022» (09.12.2022);
7. Доклад на тему: «Особенности женской гендерной социализации в современном российском обществе», представленный на VI ежегодной Всероссийской научной видеоконференции с международным участием «Социогендерные ресурсы современного мира-2023» (07.04.2023);
8. Доклад на тему: «Особенности женской гендерной социализации в современных обществах России и Китая», представленный на IX Всероссийской научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Путь в науку» (20.04.2023).
Публикации:
1. Кавун А.И. / Традиции изменения гендерных ролей женщин в современном Китае. Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения 25-27 ноября 2021 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 600-601. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soc.spbu.ru/images/nauka/kovalevskie/15-2021.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
2. Кавун А.И. / Социально-экономические последствия амбивалентного сексизма. Гендерные ресурсы современного мира – 2021, Гендерный калейдоскоп – 2021: сборник научных статей. Материалы Четвертой ежегодной всероссийской научной видеоконференции с международным участием «Гендерные ресурсы современного мира – 2021» (9 апреля 2021 г.) и Шестой ежегодной Всероссийской научной студенческой видеоконференции с международным участием «Гендерный калейдоскоп – 2021» (3 декабря 2021 г.) / Под. ред. д.ф.н. Л.А. Савченко. Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2021. С. 214-244.
3. Кавун А.И. / Проституция как социальное явление: современный дискурс. Равноправие мужчин и женщин в России и в мире: научный потенциал молодежных исследований: сборник материалов международной молодежной научной конференции. Иваново, 19 марта 2022 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2022. С. 208-211.
4. Кавун А.И. / Неотрадиционализм в гендерной политике современной России. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2022» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. С.1-2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2022/data/25714/143262_uid684160_report.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
5. Кавун А.И. / Контент женских журналов как показатель социальных трансформаций. Социология в постглобальном мире. Материалы всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения 17-19 ноября 2022 года. / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 628-630. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soc.spbu.ru/images/sbornik-16-kovalv-2022.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
6. Кавун А.И. / Пол и гендер: феномен трансгендерности. Материалы Пятой ежегодной Всероссийской научной видеоконференции с международным участием «Гендерные ресурсы современного мира – 2022» (15 апреля 2022 г.) и Седьмой ежегодной Всероссийской научной студенческой видеоконференции с международным участием «Гендерный калейдоскоп – 2022» (9 декабря 2022 г.) / Под. ред. д.ф.н. Л.А. Савченко ; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. С. 260-264.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы был досконально изучен процесс гендерной социализации (первичной и вторичной), его особенности и дальнейшее влияние на жизненные сценарии женщин. Также была рассмотрена корреляция между уже существующими в определенном обществе культурными предпосылками и тем, как именно социализируются женщины.
Все исследовательские задачи выполнены: во-первых, проанализированы теоретическо-методологические аспекты категории «гендера» и процесса гендерной социализации; во-вторых, проведен сравнительный анализ особенностей женской гендерной социализации в России и Китае; в-третьих, реализовано эмпирическое социогендерное исследование влияния процесса гендерной социализации на жизненные сценарии российских и китайских женщин, после чего были сформулированы основные выводы. Все гипотезы подтверждены. Соответственно, основная цель ВКР достигнута.
Результаты исследования апробированы на научных и научно-практических мероприятиях всероссийского и международного уровня, а также представлены в серии статей.
Согласно статистическим данным, современные общества России и Китая не являются эгалитарными. В 2021 г. Россия опустилась с 75-го на 81-е место рейтинга Global Gender Gap Index, ежегодно публикуемого Всемирным экономическим форумом; Китай занимал 107 место1. Однако в 2022 г. Китай поднялся на 102 место (РФ не была представлена в рейтинге)2. Результаты проведенного нами опроса только подтверждают факт дискриминации женщин: больше половины респонденток с обеих сторон считают, что в российском и китайском обществах отсутствует гендерное равноправие. В связи с представленными данными гендерная тематика приобретает особую актуальность, причем не только для ученых: посредством гендерного анализа экономики, законодательства, политической сферы и даже архитектуры раскрываются социальные условия, в которых формируется личность человека и его ментальность. Дальнейшее изучение категории «гендера» и связанных с ней механизмов власти поможет понять, почему с гендерной дискриминацией так тяжело бороться и какие шаги надо предпринять, чтобы качество жизни населения обоих стран улучшилось.
На данный момент очень немногие сферы жизни можно назвать только мужскими или только женскими. Маскулинность женщин значительно выросла, как и женские показатели андрогинии; показатели маскулинности мужчин тоже изменяются, хоть и не так динамично. Уже сейчас большинство психологических черт и свойств человека считаются гендерно-нейтральными, что, однако, не должно стать предметом беспокойства: это всего лишь признак эгалитаризации общества. Социологические исследования показывают, что данная тенденция становится общемировой при сохранении в конкретных странах разной скорости и траектории «гендерного перехода».
Гендерное равноправие – залог демократии; правительствами РФ и КНР уже взят курс на поддержание равноправия полов и создание условий для всестороннего развития женщин, однако, в обоих странах сохраняются паттерны воспроизводства мужественности и женственности, основанные на патриархатных моделях и нормах, что свидетельствует о незавершенности гендерной революции. Это, в свою очередь, приводит к кризису традиционной гендерной идентичности в условиях стремительной цифровизации российского и китайского обществ.


Источники
На русском языке
1. Аналитический центр НАФИ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://nafi.ru/ (дата обращения: 01.01.2023).
2. Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/gender (дата обращения: 05.02.2023).
3. Всероссийская перепись населения 2020 года. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 02.01.2023).
4. Декреты Советской власти 1917–1918 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/index.html (дата обращения: 10.02.2023).
5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 02.01.2023).
6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 01.01.2023).
7. О.Л. Глотко, А.М. Иванова, А.С. Моруга, С.Ю. Никитина, Е.В. Страхова, Л.Н. Фатьянова, В.Ж. Чумарина, М.П. Элефтерова. Женщины и мужчины России. 2022: Стат.сб./ Росстат. М., 2022. 208 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Wom-Man%202022.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
8. Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. УВКПЧ, права женщин и гендерное равенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ohchr.org/ru/women/gender-stereotyping (дата обращения: 01.03.2023).
9. Правительство России. Официальный сайт. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ilHtVCkhskBAE9DAflD3Akpd787xAOc4.pdf (дата обращения: 01.01.2023).
10. Словарь терминов. Социология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemnet.ru/rus/teaching/sociology/dic.html (дата обращения: 01.03.2023).
На английском языке
11. Care work and care jobs for the future of decent work. International Labour Office. Geneva: ILO, 2018. 478 p. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_633135.pdf (accessed: 13.02.2023).
12. Global Gender Gap Report. World Economic Forum. Geneva, 2021. 405 p. URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2021/ (accessed: 02.04.2023).
13. Global Gender Gap Report. World Economic Forum. Geneva, 2022. 374 p. URL: https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2022/ (accessed: 02.04.2023).
14. Number of registered marriages in China from 2011 to 2021. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/279445/number-of-registered-marriages-in-china/ (accessed: 13.02.2023).
15. Undem, T., Wang, A. The State of Gender Equality for U.S. Adolescents. Plan International. 2018. 10 p. URL: https://planusa-orgstaging.s3.amazonaws.com/public/uploads/2021/04/state-of-gender-equality-summary-2018.pdf (accessed: 07.02.2023).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ