ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………...……………..стр. 3
ГЛАВА 1. САКРАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ГЕРОИЧЕСКИЙ МИФ………………………………………………...…….стр. 9
§1. Архаический миф в отечественной и зарубежной историографии: обзор основных исследовательских подходов………………………………...…..стр. 9
§2. Современная мифология как объект изучения. Место политических мифов в современной мифологии…………………………………………стр. 19
§3. Персонификация сакральной власти в коллективном сознании и героический нарратив в мифологии……………………………….………стр. 26
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ………………....…………………………………...……….стр. 34
§1. Основные этапы и направления в изучении исторической памяти в зарубежной историографии……………..…..……………………………..стр. 35
§2. Отечественная исследовательская традиция и ее потенциал в «российском поле»……………………..……..……………………………...…………….стр. 44
§3. Конструирование исторического нарратива и политическая консолидация. Историческая память и политическое мифотворчество..стр. 50
ГЛАВА 3. САКРАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ…………..…...……………………….стр. 58
§1. Личность в контексте взаимоотношений религии и политики. Феномен сакрализации личности и почитание святых в России…….......………....стр. 58
§2. Сакрализация исторических деятелей в контексте мировоззренческой неоднородности православия в России.………………………...…...…….стр. 67
§3. Историческая личность как необходимое основание для конструирования политического мифа: результаты исследований в «российском поле»....стр. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………..…………..…стр. 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……..…………..……стр. 87
Постановка проблемы и актуальность темы исследования. Начиная с 1990-х годов, в отечественной историографической традиции заметно вырос интерес к теме механизмов производства и трансляции представлений об особой роли политических лидеров прошлого и настоящего, а также других значимых для истории страны личностей в тысячелетнем развитии России. Вместе с тем внимание исследователей приковали поднятые зарубежными учеными XX столетия вопросы, посвященные роли политической мифологии в современной политической культуре. Причем эти две проблемы тесно связаны, образуя единое проблемное поле, требующее решения и в научной сфере, и в социокультурной плоскости. Проблема сакрализации личности в истории и политической мифологии стала очень популярной в России в течение последних двух десятилетий, что стало следствием ее актуализации по причине снижения идеологического давления на отечественную науку.
Для формально нерелигиозной советской эпохи, как с уверенностью отмечают исследователи, было характерно почитание героизма, особенность которого заключалась в том, что с детства в каждом советском гражданине «воспитывалась» готовность в любой момент совершить подвиг во имя страны и советского народа. В идеологических целях формировались нарративные и монументальные источники, благодаря которым транслировались мифологические представления о героических подвигах тех, кто способствовал становлению и защите Советского Союза. Данными героическими персонажами могли стать революционеры, участники Гражданской войны, Великой Отечественной войны, передовики производства (как А. Г. Стаханов), а также пионеры-герои (как Павлик Морозов), которые становились образцами для подражания для детей и взрослых1.
Для современной российской политической культуры характерно использование религиозного инструментария в целях формирования героических образов. Православная церковь в новейшее время предпринимает попытки влиять на политическую жизнь России, поэтому исследователи анализируют ее деятельность в социально-политическом преломлении. Они обращают внимание на существование милитаристского дискурса в мировоззрении российского православия постсоветского периода, который имеет глубокие исторические корни. Представления о подвигах на поле битвы во имя защиты родной страны претерпевают религиозное осмысление, что приравнивает военный героизм к религиозному служению2.
Что касается российских политических лидеров постсоветской эпохи, то в коллективном сознании формируются их сакрализованные образы, даже несмотря на то, что подошла к концу эпоха тоталитарной «советской мифологии». Героизация политических лидеров осуществлялась на протяжении 1990-х годов. Исследователи отмечают интенсивное производство политической мифологии в данный кризисный период новейшей российской истории, не прекращающееся и в XXI веке. Героические нарративы складываются, например, по отношению к первому президенту России Б. Н. Ельцину и его преемнику В. В. Путину, и для исследователей важна структура и содержание данных нарративов. Зачастую сакрализация осуществляется в религиозной плоскости3.
Также обращает на себя внимание реабилитация образов советских деятелей в современной России посредством религиозных инструментов. В данном случае примечательна известная с 2008 года икона «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», которая является ярким примером, во-первых, современной агиографии, включающей образ политического деятеля прошлого страны, а во-вторых, классическим примером политического мифотворчества в новейшей российской истории4.
О политическом использовании религиозных инструментов, которые включают в себя сакрализацию исторической личности и производство политической мифологии, говорят примеры последних лет. Посредством политико-религиозных взаимоотношений актуализируется образ князя Владимира Святославича, способствовавшего христианизации Руси. Героизация святого князя осуществляется через нарративные и монументальные источники. Героический образ Владимира, предопределившего дальнейшее развитие российского государства, транслируется посредством кинематографа (мультфильм 2006 года «Князь Владимир», фильм 2016 года «Викинг»), в речах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (изданная в 2015 году издательством Московской Патриархии РПЦ книга «Святой князь Владимир: Цивилизационный выбор Руси»5), а также через монументы (установленный в 2016 году в Москве памятник князю Владимиру). Посредством мультипликации в политической плоскости транслируются образы российских святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского (проект мультфильма «Сергий Радонежский» и мультфильм 2015 года «Необыкновенное путешествие Серафимы»), а также сакральный образ абстрактного московского царя (мультфильм 2015 года «Крепость. Щитом и мечом» о событиях Смутного времени), что демонстрирует пример ориентации на детскую аудиторию через средства массовой коммуникации. Транслируются эти образы и через детскую образовательную литературу6. Интересным примером реабилитации образа исторического деятеля является первый в России памятник Ивану IV Грозному, установленный в 2016 году в городе Орле. А 29 апреля 2017 года планировалось открытие памятника первому русскому царю в городе Александрове, но оно было перенесено на неопределенный срок. Наиболее свежими примерами связи религиозной и политической сфер являются «сообщения» о мироточении установленного в 2016 году в городе Симферополе бюста Николаю II, свидетелем чего называют депутата Государственной Думы VII созыва Н. В. Поклонскую7, а также инициированная Поклонской экспертиза должного выйти в прокат в 2017 году фильма «Матильда», согласно которой кинолента унижает человеческое достоинство и формирует оскорбительные образы почитаемых верующими РПЦ Николая II и его супруги, задевая чувства православных христиан8.
Состояние исследования проблемы. В зарубежной и отечественной историографии достаточно много исследований, посвященных проблеме сакрализации личности в истории цивилизаций. Что касается «доосевых» цивилизаций, здесь, прежде всего, необходимо иметь в виду работы таких исследователей, как О. Д. Берлев, Г. Франкфорт, Дж. Фрэзер, А. М. Хокарт. Что касается изучения сакрализации власти в «осевых» цивилизациях, то в первую очередь интересны исследования М. Блока, М. Вебера, Э. Канторовича, С. Московичи, Ж. Г. Тарда. Другая важная проблема в этом проблемном поле – сакрализация личности в мифологии, то есть формирование героического образа политических лидеров или других деятелей истории. В данном случае необходимо отметить исследования Т. Карлейля, Э. Кассирера, Дж. Кэмпбелла, Е. М. Мелетинского, О. Ранка, Ж. Сореля, К. Шмитта, М. Элиаде, К. Г. Юнга. Что касается «российского поля», то проблеме образов власти в российской истории посвящены исследования отечественных ученых Л. А. Андреевой, М. А. Бойцова, В. Е. Вальденберга, А. А. Вилкова, В. М. Живова, Т. И. Захаровой, Ю. М. Лотмана, М. Д. Присёлкова, Б. А. Успенского, американского ученого Р. С. Уортмана. Проблеме государственно-конфессиональных отношений в российской истории и политической ориентации церковных прославлений посвящено большое количество трудов, из которых следует выделить работы Н. С. Гордиенко, Л. И. Емелях, Н. Ф. Каптерева, А. В. Карташёва, Б. М. Клосса, Б. К. Кнорре, И. В. Семененко-Басина, Р. Г. Скрынникова, Г. П. Федотова, С. Л. Фирсова, А. С. Хорошева. Сакрализации личности в рамках производства российской политической мифологии посвящены, например, исследования А. С. Архиповой, И. Н. Данилевского, Ю. В. Кривошеева, А. А. Панченко, А. М. Панченко, А. Ю. Проскуриной, Н. Г. Щербининой, зарубежных ученых Д. Л. Бранденбергера, Н. Тумаркин, Ф. Б. Шенка. Каждая отдельная проблема в рамках общей проблематики разработана, что отнюдь не означает, что представленная в диссертации проблема ограничивается данными исследованиями.
Новизна исследования. В диссертации впервые предпринимается попытка целостного анализа проблемы сакрализации личности в истории и политической мифологии через призму историографии российской истории.
Объектом исследования является зарубежная и отечественная историография, посвященная трем магистральным темам, включенным в рамки темы диссертации:
1. Архаическая мифология и мифология политическая;
2. Историческая память и историческая политика;
3. Сакрализация личности в истории цивилизаций.
Предметом исследования является разрабатываемая в историографии проблема сакрализации личности в российской истории и политической мифологии.
Цель исследования – выявить основные механизмы и инструменты, способствующие сакрализации личности:
• в истории России;
• в процессе конструирования российской политической мифологии.
Достижение заявленной цели исследования требует решения следующих задач:
1. Проанализировать природу и функции архаической мифологии и мифологии политической и их соотношение;
2. Проанализировать проблему сакрализации личности в истории цивилизаций и место героического повествования в рамках мифологии;
3. Проанализировать проблему исторической памяти и ее места в политическом пространстве, а также роль политического мифотворчества в формировании исторической памяти;
4. Проанализировать взаимоотношения религиозной и политической сфер в истории России и роль сакрализации личности в российской политической культуре;
5. Проанализировать роль героического нарратива в российской политической мифологии.
Методология исследования. В рамках данного исследования были использованы такие методы, как историко-контекстуальный анализ, сравнительный анализ, дискурс-анализ и контент-анализ историографического нарратива.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены в качестве докладов на таких научных конференциях, как:
1. Студенческая конференция, посвященная 70-летию преподавания религиоведения на философском факультете / Институте философии СПбГУ 8-9 апреля 2016 года;
2. XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге 25-28 мая 2016 года;
3. II студенческие Маторинские чтения по современным проблемам религиоведения и философии религии 15 апреля 2017 года.
В настоящем исследовании в качестве объекта было проанализировано множество зарубежных и отечественных научных работ, посвященных следующим темам, согласованным с основными задачами исследования и распределенным по специальным разделам в трех главах:
А. Природа и функции архаической мифологии и мифологии политической и их соотношение;
Б. Проблема сакрализации личности в истории цивилизаций и место героического повествования в рамках мифологии;
В. Место исторической памяти в политическом пространстве и роль политического мифотворчества в формировании исторической памяти;
Г. Взаимоотношения религиозной и политической сфер на протяжении истории России и сакрализация личности в российской политической культуре;
Д. Место героического нарратива в российской политической мифологии.
По итогам настоящего исследования необходимо сделать несколько основных выводов, которые позволят в процессе последующего изучения проблемы с привлечением материалов «поля» и прикладных методов исследования ориентироваться на необходимый теоретический фундамент. Основные выводы делятся на три группы, которые в структуре настоящего исследования соответствуют трем главам.
Первая группа выводов исходит из анализа проблемы соотношения архаической мифологии и мифологии политической, а также проблемы сакрализации личности в истории цивилизаций. По итогам анализа зарубежной и отечественной историографии необходимо отметить единство парадигмы при разнообразии подходов и методов для исследования архаической мифологии и мифологии современной, одним из измерений которой является политическая мифология, на протяжении XIX-XXI веков. Большинство исследователей уверены в том, что мифология, будучи способом символической репрезентации действительности, является продуктом когнитивной деятельности человека и не представляет собой явления «бессознательного», фантастичного, пусть и имеет непосредственное отношение к сфере эмоций. Как архаическая, так и современная мифология имеют религиозную природу и отнесенность к коллективу, разделяя функции, которые выполняет религия в целом как феномен культуры, – концептирование действительности и некритическую репрезентацию истории социальной группы, тем самым обеспечивая поддержку в процессе регуляции социальной жизни.
Отличия политической мифологии от мифологии архаической заключаются в том, что, во-первых, в современных условиях, обладая необходимыми теоретическими знаниями о механизмах конструирования мифологических моделей, можно регулировать создание мифов и их распространение в определенных социальных группах, во-вторых, для их распространения используются массмедиа как инструмент, а в-третьих, в качестве предмета политического мифологизирования выступают реальные исторические события и личности, а мифотворчество приобретает «локальный» характер.
Ученые установили, что на протяжении истории человеческих культур, – от традиционных до культур критической эпохи, – коллективное стремление к концептированию действительности и безопасности, которое имеет непосредственное отношение к религиозному сознанию, способствует религиозному осмыслению политической реальности. Персонификация политической реальности – политический лидер – подвергается сакрализации. Исследователи выделяют три основных образа власти: царь-жрец, царь-бог и царь-герой. Элементы этой образности обнаруживаются как в традиционных культурах, так и в современных секулярных обществах. Политический лидер выступает в качестве условия выживаемости социальной группы, в качестве движущей силы истории сообщества.
По отношению к актуальному или бывшим политическим лидерам, а также по отношению к иным значимым реальным или легендарным деятелям истории сообщества с необходимостью формируются героические образы и героические повествования в рамках мифологии, являющиеся ее основными структурными элементами. Данные повествования подразумевают наличие определяющей роли личности в истории сообщества и подвигов, которые способствовали становлению его (сообщества) актуального состояния и его прогнозируемого будущего. Такие героические образы, как культурный герой, герой-воин и их модификации присутствуют в мифологических повествованиях как традиционных культур, так и цивилизаций критической эпохи. Героические образы также нередко находят выражение в монументальных источниках.
Вторая группа выводов посвящена проблеме исторической памяти и исторической политики. В рамках данной проблемы была проанализирована вся историографическая традиция, обозначены основные этапы и направления исследований. Начало изучению проблемы было положено в зарубежной историографической традиции, которая изначально определяла ее через политическое преломление. Но наряду с политологическими работами начали появляться исследования, посвященные изучению механизмов производства и трансляции образов прошлого в других сферах деятельности человека. В 1980-х годах начался так называемый «мемориальный бум», предопределивший дальнейшее развитие проблемы в историографии вплоть до наших дней, когда эта проблема стала особенно актуальной.
Как уже было отмечено в специальном разделе, включающем анализ зарубежной историографии, посвященной этой проблеме, историческая память, будучи основным измерением коллективной памяти, представляет собой символическую репрезентацию исторического прошлого сообщества, имеет вневременный характер и обладает такими особенностями, как перспективность, селективность и склонность к упрощению (интерпретационную некритичность). Она использует в качестве своего выражения нарративы, ритуалы и образы, «материализуясь» в коммеморациях (местах памяти – текстах, монументах и так далее). Историческая память – явление критической эпохи, поскольку использует в качестве содержания реальные события прошлого и выполняет ту же роль и функции, которые выполняла мифология, будучи господствующим способом репрезентации действительности в докритическую эпоху.
В отечественной исследовательской традиции были органично усвоены теоретико-методологические принципы зарубежной историографии, посвященной проблематике исторической памяти. Она начала разрабатываться с 1990-х годов, а с начала XXI века появилось большое количество исследований, имеющих в качестве своего предмета коллективные представления о конкретных исторических событиях и о конкретных исторических личностях (образы прошлого), которые изучаются в двух направлениях: как часть фольклорных представлений и как часть институциональной исторической памяти. Используя теоретические наработки зарубежных исследований, отечественная традиция интенсивно занялась разработкой богатого исторического материала «российского поля». В особенности привлекательными в качестве объектов являются такие события, как Ледовое побоище, Куликовская битва, Смутное время, события 1917-го года, Великая Отечественная война и другие, ставшие основополагающими в российской истории. Среди исторических деятелей выделяются князья Владимир Святославич и Александр Невский, царь Иван Грозный, императоры Петр I и Николай II, советские политические деятели В. И. Ленин, И. В. Сталин.
Важной проблемой, решаемой в рамках историографии, выступает роль исторической памяти в политическом измерении, что порождает новый предмет исследования – историческую политику. Ученые изучают механизмы, посредством которых в политических целях формируются образы прошлого, то есть историческая память. В рамках данной проблемы также решается проблема взаимоотношений исторической памяти и политического мифотворчества. В итоге можно сделать смелый вывод, что политическая мифология выступает в качестве содержания исторической памяти, участвуя в формировании исторических нарративов, что подтверждает тесную связь памяти и мифологии в политическом измерении. И зарубежные, и отечественные исследователи зачастую смешивают эти проблемы, тогда как целесообразнее говорить о целой формуле «личность – миф – память». Когда речь заходит об исторической политике крупных политических сообществ, сомнений в корректности этой триады не возникает.
Третья группа выводов исходит из анализа проблемы сакрализации личности в российской истории и российской политической мифологии. На первый план выходят два основных аспекта этой проблемы, – во-первых, образы власти в истории России, во-вторых, политическая ориентация церковных прославлений, санкционирующих официальное почитание исторических деятелей. Следует отметить, что образы власти в отечественной истории привлекли пристальное внимание исследователей, заимствовавших теоретико-методологические принципы из зарубежной историографии довоенного и послевоенного периода, в конце XX – начале XXI столетий, зато в настоящее время эта проблема является особенно актуальной. Вопросы политических канонизаций интенсивно разрабатывались в историографии еще в 70-80-х годах XX века и актуальны до сих пор.
Согласно данным историографии, на протяжении всей истории России политическая и религиозная сферы находятся в постоянном взаимодействии, что выразилось в формировании политической теологии в монархический период, в рамках которой политическая реальность подвергалась религиозному осмыслению. Православная церковь способствовала сакрализации образов политических лидеров вплоть до советской эпохи и способствует в новейшей истории России, но и в Советском Союзе власть использовала религиозные инструменты в целях формирования тоталитарной «советской мифологии» и культов политических лидеров. Посредством же церковного прославления создаются героические образы политических лидеров и иных исторических деятелей, которые закрепляются в нарративных и монументальных источниках. Науке известно, что данные механизмы присутствуют и в новейшей истории России, что придает проблеме актуальность.
В рамках российской политической культуры посредством религиозных инструментов формируется политическая мифология, включающая в себя героические образы и повествования, которые способствуют конструированию необходимых исторических нарративов и формированию исторической памяти общества. Используя пример российской политической культуры, можно с уверенностью подтвердить корректность триады «личность – миф – память», разработка которой на конкретных материалах прошлого и современности имеет хорошие перспективы. Материалы российской истории требуют более тщательного анализа для того, чтобы углубить понимание рассмотренной в диссертации проблемы. Значимость настоящего исследования заключается в том, что оно предоставляет комплексное теоретическое обоснование использования религиозных инструментов для героизации и актуализации образов исторических деятелей в политических целях. Полученные по итогам настоящей работы результаты будут полезны не только исследователям, но и всем, кто заинтересован в прогрессе отношений государства и гражданского общества в России.
1. Азбелев С. Н. Куликовская победа в народной памяти. Литературные памятники куликовского цикла и фольклорная традиция. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. – 312 с.
2. Андреева Л. А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимации политической власти в России. – М.: Ладомир, 2001. – 253 с.
3. Андреева Л. А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации: Латинский Запад и православный Восток. – М.: Ладомир, 2007. – 304 с.
4. Андреева Л. А., Селунская Н. А., Шушарин Д. В. «Наместник Христа»: от сакрализации власти до ее десакрализации на протестантском Западе // Сакрализация власти в истории цивилизаций / Отв. редакторы Д. М. Бондаренко, Л. А. Андреева, А. В. Коратаев. – М., 2005. С. 388-425.
5. Апрелева В. А. Феноменология сакральной власти и жертвенности царя-героя в контексте античной культуры // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 32 (291). С. 133-138.
6. Архипова А. С., Неклюдов С. Ю. Фольклор и власть в «закрытом обществе» / Русский политический фольклор: Исследования и публикации. – М.: Новое издательство, 2013. С. 39-86.
7. Архипова А. С. Последний «царь-избавитель»: советская мифология и фольклор 20-30-х годов XX века / Русский политический фольклор: Исследования и публикации. – М.: Новое издательство, 2013. С. 87-110.
8. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 328 с.
9. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Б. Хлебникова. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 232 с.
10. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
11. Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. – 348 с.
12. Березкин Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света. Из Старого в Новый Свет: Мифы народов мира. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 448 с.
13. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Предисловие Ж. Ле Гоффа; Послесловие А. Я. Гуревича; Перевод и комментарии В. А. Мильчиной. – М.: «Языки русской культуры», 1998. – 710 с.
14. Бойцов М. А. Что такое потестарная имагология? // Власть и образ: Очерки потестарной имагологии / Отв. редакторы М. А. Бойцов, Ф. Б. Успенский. – СПб.: Алетейя, 2010. С. 5-37.
15. Бранденбергер Д. Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956) / Перевод с английского Н. Алешиной и Л. Высоцкого. – СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2009. – 416 с.
...