ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 7
1.1. Теория современной корпоративной отчетности 7
1.2. Практика современной корпоративной отчетности 23
1.3. Концепция корпоративной отчетности, ориентированной на пользователя 34
ГЛАВА 2 ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ СИГНАЛОВ 60
2.1. Теория сигналов 60
2.2. Учет в реальном времени и персонализированная отчетность 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
Актуальность темы диссертационного исследования.
Целью бухгалтерского учета всегда являлось формирование и представление количественных данных. При этом в настоящее время пользователи учетной информации предъявляют новые требования к содержанию публичной корпоративной отчетности. Чтобы успешно конкурировать на рынке, характеризующемся большой волатильностью и неопределенностью, компании сегодня вынуждены увеличивать скорость принятия решений, и как следствие нуждаются в соответствующей скорости получения релевантной информации. Здесь чрезвычайно важным становится баланс между требующейся степенью детализации и необходимой оперативностью представления данных заинтересованным пользователям. В этих условиях затрудняется процесс принятия решений на основе стандартных форм бухгалтерской отчетности. Несоответствие современных форм отчетности информационным потребностям ее заинтересованных пользователей определили актуальность данного исследования.
Степень разработанности научной проблемы.
Вопросам развития публичной финансовой отчетности посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов.
Среди отечественных специалистов можно выделить А.М. Галагана, В.В. Ковалева, Вит.В. Ковалева, Н.А. Каморджанову, М.И. Кутера, Д.А. Львову, В.Ф. Палия, М.Л. Пятова, А.П. Рудановского, Е.Е. Сиверса, В.Я. Соколова, Я.В. Соколова, О.В. Соловьеву, К.Ю. Цыганкова, и др.
Концептуальные основы формирования публичной отчетности отражены и в работах таких зарубежных ученых, как: Д. Александер, Х. Андерсон, Ф. Беста, М.Ф. Ван Бреда, А. Гильбо, Ж.Б. Дюмарше, Д. Колдуэлл, Б. Нидлз, Дж. Рис, Ж. Ришар, Э.С. Хендриксен, Д. Хикс, И.Ф. Шер, Э. Шмаленбах, Р. Экклз, Р. Энтони и др.
Вместе с тем вопросам совершенствования публичной отчетности, направленным на удовлетворение потребностей заинтересованных пользователей, не уделялось достаточного внимания.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является разработка и обоснование методов формирования и представления бухгалтерской отчетности, направленных на повышение ее качества в направлении удовлетворения интересов различных групп заинтересованных лиц для принятия ими решений инвестиционно-финансового характера.
Цель исследования определила постановку следующих его задач:
1. Определить направления улучшения качества публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2. Обосновать возможность использования «персонализированной отчетности» как наиболее актуального для современной хозяйственной практики варианта ее представления;
3. Исследовать возможности применения технологии распределенных реестров с целью формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, удовлетворяющей интересам заинтересованных пользователей;
4. Предложить дополнения к информации о финансовых результатах деятельности организации, формируемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, релевантные требованиям ее пользователей;
Объектом исследования является публичная бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов
Предметом исследования выступают методы информационного обеспечения потребностей различных групп пользователей посредством формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, релевантной их требованиям.
Теоретическую основу исследования составили научные работы по теории и истории бухгалтерского учета, отечественных и зарубежных авторов.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов познания, таких как анализ и синтез, научная абстракция, обобщение, аналогия, моделирование, исторический и логический анализ и др.
Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, регулирующие функционирование юридических лиц в Российской Федерации, нормативные и законодательных акты, регулирующие бухгалтерский учет, международные стандарты финансовой отчетности, статистические данные, диссертации, монографии, учебники отечественных и зарубежных авторов, материалы международных и всероссийских научно-практических конференций, материалы, представленные в Интернете, информация, содержащаяся в статьях периодических изданий.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются достаточной теоретической и методологической проработанностью проблемы, комплексным подходом к ее решению, апробацией результатов исследования на научно-практических отечественных и международных конференциях, опубликованием результатов исследования в рецензируемых научных изданиях, в том числе в изданиях из перечня научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК.
Научная новизна результатов исследования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в теоретическом обосновании новых методов формирования и представления бухгалтерской отчетности, отвечающих возможностям удовлетворения информационных потребностей различных групп заинтересованных лиц в современных условиях хозяйствования.
К наиболее существенным результатам исследования, обладающим научной новизной и полученным лично соискателем относятся следующие:
1. Показано, что со стороны пользователей учетной и отчетной информации в настоящее время существует высокая заинтересованность в доступе к первичной информации о фактах хозяйственной жизни компании в режиме реального времени.
2. Определены направления совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с приоритетом своевременности (актуальности) и релевантности как основных качественных характеристик, устанавливающих требования к содержанию отчетности;
3. На примере проанализированных запросов различных групп пользователей отчетности продемонстрировано, что применение современных технологий в учете может значительно повысить качество информации предоставляемой заинтересованным лицам.
4. Предложены способы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей показатели, релевантные потребностям различных групп пользователей и удовлетворяющие современной потребности пользователей отчетности по ее индивидуализации.
Публикации результатов исследования.
Основные положения исследования отражены в 3 публикациях (в том числе статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ: Кащина Ж.Е. Персонализированная корпоративная отчетность: принципы и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. - 2019. - Т. 22. № 2 (452). - С. 147-157., Кащина Ж.Е. Персонализализация корпоративной отчетности как направление развития ее практики // Вестник НГУЭУ. - 2019. - № 1. - С. 161-173., Кащина Ж.Е. Учетная информация в разные периоды развития бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21. № 5 (443). - С. 585-594.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются его цели и задачи, описываются методы исследования, раскрываются научная новизна полученных результатов и их практическая значимость. В первой главе рассматриваются основные информационные потребности пользователей публичной отчетности, а также возможные направления совершенствования существующей практики корпоративной отчетности, отвечающей потребностям заинтересованных пользователей в соответствии с приоритетом своевременности (актуальности) и релевантности как основных качественных характеристик, устанавливающих требования к содержанию отчетности. Во второй главе содержится анализ теории сигналов, возможности ее применения для описания взаимодействия эмитентов отчетности и её пользователей как коммуникационного процесса; обосновывается предположение о существовании высокой заинтересованности пользователей отчетности в доступе к детализированной информации о фактах хозяйственной жизни предприятия в режиме реального времени в том числе по средством персонализированной отчетности. В заключении сформулированы основные положения и выводы, полученные в результате исследования. Работа содержит 8 рисунков, 1 таблицу, библиографический список из 159 источников.
На современном этапе развития экономики идея удовлетворения информационных запросов пользователей отчетности реализована путем построения в фирме трех систем учета и отчетности соответственно: финансового, управленческого и налогового.1 При этом, важно признать:
- существование факта значимо отличающихся интересов разных групп пользователей отчетности, а также невозможность игнорирования или ущемления их интересов,
- необходимость гармонизации информационного обеспечения разных групп пользователей отчетности.
Так, одним из наиболее существенных недостатков, за который подвергаются критике современные модели отчетности является нерепрезентативность, содержащейся в них информации, возникающая вследствие объединения качественно неоднородных данных, что, в свою очередь, значительно затрудняет получение пользователем актуальной информации о положении дел эмитента отчетности.
В ходе исследования были проанализированы действительные формализованные запросы пользователей отчетности различных компании с целью изучения информационных требований, предъявляемых заинтересованными сторонами.
В результате проведенного исследования было обосновано предположение о том, что подавляющее большинство пользователей отчетности (кредиторы, контрагенты, контролирующие органы и т.д.) заинтересованы в получении первичной информации о фактах хозяйственной жизни компании. Из чего, в частности, можно сделать вывод, что в настоящее время самостоятельно проводить анализ на основе первичной информации предпочитают большинство пользователей финансовой отчетности.
Исследование показало, что в доступе к нефинансовой информации и данным управленческого учета при проверке контрагентов нуждается практически 100% заказчиков и покупателей товаров и услуг. Кроме того, при оценке заемщика банки регулярно предъявляют требование о раскрытии нефинансовой информации о текущей деятельности предприятия, а также о предоставлении первичной информации. Следовательно, не смотря на тот факт, что многими компаниями составляется интегрированная отчетность, пользователям интересны, именно, актуальные первичные данные на основе которых она формируется.
В большинстве запросов от контрагентов и кредиторов, а также от контролирующих органов также содержится просьба предоставить актуальную информацию, касающуюся возможных изменений в активах организации в ближайшее время. К таким данным относятся правоустанавливающие документы, в том числе подтверждающие право собственности, пользования или требования, плановые показатели, прогнозы, открытые контракты и т.д.
Следует отметить, что большинство параметров деятельности компании, интересующих пользователей отчетности не относится к разряду финансовой или оперативной статистики, которые относительно легко измерить с помощью современных систем финансового и производственного контроля. Иными словами, пользователей интересует отражение фактов не только экономических, но и юридических отношений.
При этом, данные исследования так же показали, что не смотря на то, что большинство пользователей отчетности признают, что повышение информационной прозрачности (предоставление рынку большего количества интересующей его информации) влечет за собой совершенно очевидные выгоды для компании, в настоящее время абсолютное меньшинство эмитентов отчетности готовы открыть пользователям доступ к первичным учетным данным компании. Главным образом это связано с отсутствием соответствующего регулирующего, подобный информационный обмен, законодательства, а также с расхождением в восприятии информационной прозрачности между пользователями и эмитентами. Так, в ходе исследования выяснилось, что большинство компаний склонны оценивать свои усилия по удовлетворению информационных потребностей пользователей гораздо выше, чем их оценивает рынок.
В современном мире информация, и в частности учетная информация, играет ключевую роль в управлении организацией, а бухгалтерский учет является определяющей частью информационной системы предприятия. При этом, следует заметить, что информационное событие ценно лишь тогда, когда оно содержит в себе информацию о новом будущем факте, а в оценке информационного события важно не то, чем оно является в момент регистрации, а то, чем оно может быть в заранее определяемый момент будущего.
На основе полученных данных в ходе исследования были определены следующие направления совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с приоритетом своевременности (актуальности) и релевантности как основных качественных характеристик, устанавливающих требования к содержанию отчетности.
Первым шагом на пути повышения качества содержащейся в публичной отчетности, информации может быть внедрение систем формирования отчетности в режиме реального времени. Если коммуникационный процесс, как было описано выше, заключается в создании, шифровании, передаче и расшифровке сообщения, то обеспечение доступа к базам учетных данных в режиме реального времени может принципиально изменить процесс коммуникации компаний и пользователей отчетности.
Основным преимуществом отчетности в реальном времени является устранение таких недостатков современных форм публичной отчетности, как ретроспективность и нерелевантность, содержащихся в ней данных. Таким образом в настоящее время благодаря современным техническим средствам компании могут предоставить пользователям все необходимые детальные данные, распределив их по уровням доступа в соответствии с индивидуальными информационными запросами.
Вторым важным направлением совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности может стать ее персонификация. В настоящее время информация все чаще становится предметом экономической деятельности, целью которой является воздействие на потребителя. Речь, в частности, идет о создании технологий обработки «больших» данных. В этих условиях персонализированная отчетность может стать важной частью конкурентного преимущества любой компании. Кроме того, персонализированная отчетность в настоящее время является актуальной потребностью пользователей и получает все большее распространение на практике, а объединение баз учетных данных может значительно сократить асимметрию информации на рынке и как следствие снизить риски предприятий реального сектора экономики.
Третьим шагом на пути сокращения информационного разрыва между компаниями и заинтересованными сторонами может стать интерактивный информационный обмен. Как показало исследование, в настоящее время многие компании, чтобы выяснить какая учетная информация интересна пользователям, самостоятельно инициируют диалог с пользователями отчетности, размещая на интернет-сайтах компании соответствующие опросные листы. Однако, следует отметить, что возможно более полезной для пользователей была бы ситуация, когда пользователи сами могли бы инициировать диалог, чтобы задать конкретный вопрос и получить интересующую их информацию. В таком случае пользователи удовлетворяли бы свои информационные потребности, а компании получали сигналы о том, какая именно информация интересует пользователей и соответственно влияет на оценку компании.
Кроме того, необходимым условием эффективного информационного обмена в режиме реального времени является создание соответствующей нормативно-правовой базы для регулирования и легального применения внедряемых учетных систем, а также для удостоверения подлинности предоставляемой учетной информации. Возможно, посредником в таком случае может стать государство.
В ходе исследования, на примере проанализированных запросов различных групп пользователей отчетности было продемонстрировано, что применение современных интегрированных коммуникаций в учете может значительно повысить качество информации предоставляемой заинтересованным лицам.
Так, модульная (персонифицированная) отчетность может стать альтернативой современной отчетности, часто перегруженной данными. Современные интегрированные технологии коммуникации позволяют уйти от устоявшейся парадигмы one-size-fits-all (одна отчетность для всех) в результате чего индивидуальные потребности пользователя смогут определять частоту и объем передаваемых данных. По мере падения стоимости хранения и передачи данных, содержание отчетности будет настраиваться на потребности конечного пользователя, а не на ограничения затрат поставщика отчетности.
Таким образом, существующее положение вещей фактически иллюстрирует сложившееся в настоящее время противоречие между теорией бухгалтерского учета и его нормативным регулированием с одной стороны, и фактической практикой новой корпоративной отчетности с другой. Этот разрыв актуализируется стремительным развитием технологий, принципиально меняющих основание доверия к информации.
Современные технические средства, безусловно, позволяют избежать преломления информации и учетных противоречий, а также повысить сопоставимость учетных данных. Кроме того, персонализированная отчетность и объединение баз данных могут значительно сократить асимметрию информации на рынке и как следствие снизить риски и, например, спекулятивные заработки участников финансовых рынков.
При этом следует заметить, что скорость перехода к открытым (частично или полностью) базам данных сегодня зависит большей частью не от возможностей информационных и коммуникационных технологий, а от готовности владельцев баз учетных данных, будь то государство или ТНК, раскрыть информацию и, тем самым, отказаться от прав собственности на нее. Для коммерческих организаций, к тому же, добавляется проблема выбора между конкурентным преимуществом и сохранением коммерческой тайны.
Благодаря тому, что современные интернет-технологии способны обеспечить непрерывное представление учетных данных их пользователям, временной лаг между возникновением событий (ФХЖ) и принятием решений, на их основе, резко сокращается. Это изменение представляется особенно важным так как целью публичной корпоративной отчетности по-прежнему остается обеспечение заинтересованных лиц доступом к информации, необходимой им для принятия обоснованных экономических решений.
Большинство современных пользователей отчетности признают тот факт, что объективность данных существующих форм отчетности является, по большей частью, «мифом». Безусловно, речь не идет о преднамеренной фальсификации, а лишь о том, что процесс отбора данных, методы их оценки, по определению, не могут быть абсолютно объективными. Возможно именно данный факт является причиной результатов исследования, которое показало востребованность персонализированной корпоративной отчетности у различных современных её пользователей, а также выявило необходимость внедрения альтернативной вышеописанным формам детализированной отчетности, настраиваемой под каждого отдельно взятого пользователя.
Современные технологии позволяют переключить внимание специалистов с методов регистрации данных на методы их исчисления. Как писал Соколов Я.В. «Принятая методология в большинстве случаев не только не позволяет вскрыть причины хозяйственных процессов и полученных результатов, но и приводит к отождествлению в общих числах (показателях) результатов, полученных за счет внутренних и внешних конъюнктурных факторов.»2. Так, осознание этих недостатков служит основным источником совершенствования учета 3.
В завершение справедливо будет заметить, что по мере распространения персонализированной отчетности, равно как и децентрализованного ведения учета в реальном времени, несомненно, будет расти и список вопросов, связанных с их регулированием. в том числе на уровне законодательства.
1 Accounting Principles Board (Apb). Statement No. 4: Basic Concepts And Accounting Principles Underlying Financial Statements Of Business Enterprises. New York: Aicpa. 1970. Para. 40.
2 Ahrens, T., Becker, A., Burns, J. The Future Of Interpretive Accounting Research – A Polyphonic Debate / T. Ahrens, A. Becker, J. Burns // Critical Perspectives On Accounting. - 2008. - 19. - P. 840–866.
3 Albrecht, W.S., Sack, R.J. Accounting Education: Charting The Course Through Aperilous Future, Accounting Education Series / W.S. Albrecht, R. J. Sack // American Accounting Association. - 2000. - Volume No. 16. - P. 5-6.
4 Alvesson, M. Beyond Neopositivists, Romantics, And Localists: A Reflexive Approach To Interviews In Organizational Research / M. Alvesson // The Academy Of Management Review. -2003. - 28. - P. 13–33.
5 A Statement Of Basic Accounting Theory / American Accounting Association (AAA) Committee To Prepare A Statement Of Basic Accounting Theory. - Sarasota: Fl AAA, 1966. - P. 1.
6 American Institute Of Accountants, Committee On Terminology // Accounting Terminology Bulletin / AAA. - 1953. - No. 1. - P. 9.
7 American Institute Of Certified Public Accountants Improving Business Reporting ± A Customer Focus: Meeting The Information Needs Of Investors And Creditors, Comprehensive Report Of The Special Committee On Financial Reporting. / AICPA. - New York: AICPA, - 1994. - P.3.
8 Armstrong, M. The Politics Of Establishing Accounting Standards / M. Armstrong // The Journal Of Accountancy. - 1977. - 2. - P. 76.
9 Auditing Practices Board. Aggressive Earnings Management / APB // Consultation Paper. - 2001. - P.3.
10 Balboa, M., Marti, J. Factors That Determine The Reputation Of Private Equity Managers In Developing Markets / M. Balboa, Marti J. // Journal Of Business Venturing. - 2007. - 22. - P. 453-480.
11 Ball A., Owen, D. L, Gray, R. External Transparency Or Internal Capture? The Role Of Third-Party Statements In Adding Value To Corporate Environmental Reports / A. Ball, D. Owen, R. Gray // Business Strategy And The Environment. - 2000. - 9(1). - P. 1–23.
12 Barth, Mary E. Murphy, C. M. Required Financial Statement Disclosures; Purposes, Subject, Number, And Trends / M. E. Barth, C.M. Murphy // Accounting Horizons. - 1994. - December. 1
13 Baum, J. A. C., Korn, H. J. Dynamics Of Dyadic Competitive Interaction / J. A. C. Baum, H. J. Korn // Strategic Management Journal. - 1999. - 20. - P. 251-278.
14 Bedford, N.M., Baladouni, V. A Communications Theory Approach To Accountancy / N.M. Bedford, V. A Baladouni // The Accounting Review. - 1962. - 37 (4). - P. 658.
15 Besta, F. Corso Di Ragioneria Professato Alla Classe Di Magistero Nella R. Scuola Superiore Di Commercio In Venezia, Parte Prima, Ragioneria Generale. / F. Besta - Venezia, Italy: Fratelli Visentini, 1893. - P. 12.
...