АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Сущность понятия «экологический туризм» 5
1.2 Отличительные черты и особенности экологического туризма 8
1.3 Зарубежный и российский опыт развития экологического туризма 11
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ 20
2.1 Природно-экологические предпосылки развития эко туризма 20
2.2 Инфраструктура 23
2.3. Выявление проблем и перспектив развития экологического туризма в Приморском крае 28
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ 33
3.1 Формирование оригинального туристского продукта 33
3.2. Представление рекомендаций по продвижению туристского продукта и развитию дестинации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В настоящее время с ростом количества больших городов и населения в них, у жителей всё больше и больше появляется потребность в отдыхе вдали от шума, суеты и быстрого темпа жизни. Путешествия в нетронутые цивилизацией уголки планеты эффективно способствуют снятию нервного напряжения, расширяют кругозор, позволяя ближе познакомиться с малочисленными народами дестинаций, их образом жизни, традициями, обычаями. Это оказывает положительное влияние на экономику местных жителей, а также способствует повышению экологической осознанности людей, ибо основное правило эко туризма – не наносить никакого вреда окружающей природе, а только наслаждаться ею.
Во времена СССР Приморский край являлся закрытой территорией для посещения туристов. Однако времена меняются, и несмотря на свободный доступ для посещения края, не только иностранные туристы, но и граждане страны имеют весьма смутное представление о природе и рекреационном потенциале региона.
Актуальность работы заключается в имеющихся нереализованных возможностях развития экологического туризма в Приморском крае, где имеются для этого ресурсы, но нет должной инфраструктуры и маркетинговой компании.
Объект исследования – экологический туризм.
Предмет исследования – развитие экологического туризма в Приморском крае.
Целью работы является разработка туристского продукта и создание рекомендаций по его продвижению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть суть понятия «Экологический туризм»
2) Оценить туристский потенциал экологического туризма в Приморском крае
3) Изучить зарубежный и российский опыт развития экологического туризма
4) Выявить проблемы развития экологического туризма в Приморском крае
5) Создать авторский эко тур в Приморском крае и дать рекомендации для развития дестинации
В рамках выпускной квалификационной работы использовались такие методы научного исследования, как метод статистического анализа, библиографический метод, системный подход, анализ, экономические методы.
В настоящее время, несмотря на огромный потенциал развития экологического туризма, Приморский край занимает остаточно скромное положение на российском и мировом рынках. Основные проблемы связаны со слабой маркетинговой компанией, недостаточным предложением эко туров, малой поддержкой государства и местных властей в продвижении имиджа объектов, недостаточном финансировании мест посещения, плохо развитой инфраструктуре и несоответствием цены – качества турпродукта.
Для решения данных проблем и дальнейшего развития экологического туризма в Приморском крае нужна поддержка государства. Необходимо содействовать социально-экономическому развитию местных жителей и малочисленных народов региона, повышать уровень экологического образования и осознанности туристов. Может быть создана справочно-информационная система по основным экологическим маршрутам и достопримечательностям, а также модернизация объектов посещения, строительство дорог и дополнительных средств размещения.
Так как экологический туризм в регионе имеет огромные перспективы развития не только на внутреннем, но и международном рынках, необходимо привлекать инвесторов для вложений на развитие инфраструктуры для создания конкурентоспособных турпродуктов.
Несмотря на удалённость региона от центра и экономическую отсталость, благодаря проведению международных мероприятий во Владивостоке, он стал более узнаваем и привлекателен для туристов. Это обусловлено уникальностью природы и животного мира, приморским положением, а также этническими особенностями местных народов.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены задачи, способствующих достижению поставленной цели.
Так, был определен понятийно-терминологический аппарат экологического туризма и специфические признаки данного вида туризма. Экологический туризм определяется как целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей. Основные признаки: использование природных ресурсов для туризма, отсутствие негативного влияния на окружающую среду, уважение местной культуры и традиций, поддержание среды обитания местных жителей, распространение экологического просвещения.
Была дана оценка туристского потенциала Приморского края, с помощью SWAT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны развития экологического туризма, а также возможности и угрозы.
Далее был изучен зарубежный и российский опыт развития экологического туризма. В ходе чего были выявлены преимущества эко туризма в США и условия, повлиявшие на его развитие. Кроме того, на примере путешествий к озеру Байкал - наиболее популярному экологическому направлению в стране были выявлены основные преимущества и недостатки развития эко туров в России.
В ходе исследования были выявлены основные проблемы для развития эко туризма в регионе: удалённость территории от центра страны, низкие доходы населения на Дальнем Востоке, недостаток экологичных средств размещения и транспорта, отсутствие бренда территории, малоэффективная рекламная политика и недостаточная поддержка направления со стороны местных органов власти.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка рекомендаций по формированию туристского продукта и рекомендаций для его развития в Приморском крае. Разработанные турпродукт представляет собой экологический тур, с посещением этнических сообществ. Продолжительность составляет 11 дней, включает в себя передвижение на микроавтобусе, проживание на тур базах и в гостевых домах местных жителей, а также посещение природных достопримечательностей региона.
Основными особенностями являются минимизация негативного влияния туристов на окружающую среду, найм местных гидов-проводников и экологическое просвещение группы туристов посредством ознакомления с культурой местных народов и развития осознанного отношения к окружающей среде. Тур рассчитан на 10 человек, не включая гида и водителя.
Для продвижения эко тура рекомендуется развивать экологичные средства размещения и транспорт, повысить уровень сервиса и начать эффективно продвигать бренд региона, используя такие платформы, как Instagram, You Tube, WeChat, а также прибегнуть к помощи государства для рекламирования направления среди азиатских туристов, потому что только благодаря увеличению турпотока в регион начнут поступать больше инвестиций, способных решить остальные проблемы.
[1] Зорин, И. В. Энциклопедия туризма: Справочник / И. В. Зорин, B. А. Квартальнов. — М. : Финансы и статистика, 2000. — 368 с.)
[2] Хечошвили Н.Р. История, развитие и проблемы экотуризма // Таврический научный обозреватель. 2016. №2 (7).
[3] SUSTAINABLE DEVELOPMENT // unwto.org URL: https://www.unwto.org/sustainable-development (дата обращения: 9.03.2020).
[4] Ceballos Lascurain Hector. The Future of Ecotourism // Mexicojournal.1984. P. 13-14
[5] Elizabeth Boo, World Wildlife Fund Ecotourism: the potentials and pitfalls. Michigan: World Wildlife Fund, 1990. 85 с.
[6] Evans-Pritchard, D. and Salazar, S. (1992), «What is Ecotourism?» Eco-lnstitute of Costa Rica and ULACIT.
[7] Commonwealth Department of Tourism (1992), Australian National Ecotounsm Strategy, Canberra
[8] Богатырева Дарья Степановна Феномен экологического туризма как мейнстрим современности // Сервис в России и за рубежом. 2015. №4 (60).
[9] Новиков В.С. Инновации в туризме.. М.: ИЦ "Академия", 2007. 208 с.
[10] Гергиев И. Э. ЭКОТУРИЗМ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ // Вопросы управления. 2019. №3 (39).
[11] Бабкин А.В. Специальные виды туризма.. М.: Советский спорт, 2008. 202 с.
[12] Экотуризм: анализ существующего международного опыта // tourlib.net URL: https://tourlib.net/statti_tourism/bochkareva.htm (дата обращения: 27.03.2020).
[13] Никитин Александр Игоревич, Фёдорова Светлана Викторовна Экологический туризм в сша // СтройМного. 2017. №2 (7).
[14] 10 most popular national parks // nationalgeographic.com URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/national-parks/most-visited-parks-photos/ (дата обращения: 1.04.2020).
[15] Organic Act of 1916 // www.nps.gov URL: https://www.nps.gov/grba/learn/management/organic-act-of-1916.htm (дата обращения: 1.04.2020).
...