Введение 3
Глава I. Содержание исключительного права на товарный знак 9
§ 1. Товарный знак как правовая категория 9
§ 2. Общие положения об исключительном праве на товарный знак 13
§ 3. Основания и порядок приобретения исключительного права на товарный знак 22
Глава II. Основные договорные модели распоряжения исключительным правом на товарный знак 29
§ 1. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак 29
§ 2. Договор о предоставлении лицензии на использование товарного знака 38
Глава III. Общеправовые и факультативные способы распоряжения исключительным правом на товарный знак 45
§ 1. Внедоговорные способы распоряжения исключительным правом на товарный знак 45
§ 2. Факультативные договорные конструкции, опосредующие распоряжение исключительным правом на товарный знак 51
Заключение 61
Список использованных источников 64
Актуальность темы исследования обусловлена значительной ролью товарного знака в современном мире; его индивидуализирующая функция дополняется функцией стимулирования развития качества товаров. Право на товарный знак оборотоспособно, он может являться наиболее ценным активом бизнеса и, несомненно, существует потребность в эффективно работающем правовом механизме в сфере осуществления исключительного права на товарный знак. Возможность возникновения путаницы в связи с передачей исключительного права на товарный знак от одного субъекта другому обуславливает ввод различных ограничений на такую передачу в публичных интересах. Подходы к соответствующим ограничениям различны и меняются во времени; так, сначала американское право запрещало отчуждение исключительного права на товарный знак без передачи «good will» бизнеса и заключение лицензионных договоров; впоследствии это стало возможным с оговоркой на использование только связанными компаниями, а позднее стало повседневной практикой1.
1 января 2008 г. вступила в силу часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации2 (далее – ГК РФ), которая включила в себя нормы утратившего силу Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»3. С кодификацией законодательства появились новые проблемы в практике применения норм, касающихся передачи исключительного права на товарный знак, что обуславливает необходимость совершенствования правового регулирования в данной области.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы интеллектуальной собственности в целом и проблемы, возникающие в сфере распоряжения исключительным правом на товарный знак в частности, были предметом исследования Е. Г. Афанасьевой, Е. А. Афанасьевой, Э. П. Гаврилова, О. А. Городова, В. А. Дозорцева, М. Г. Долгих, В. Ю. Джермякана, В. Н. Евдокимовой, В. И. Еременко, Е. В. Моисеевой, Е. А. Моргуновой, И. А. Зенина, В.В. Орловой, А.С. Прокофьевой, А. П. Рабец, Я. С. Розена, А. П. Сергеева, В. М. Сергеевой, В.М. Смирновой, О. Ю. Шилохвоста, А. К. Шульги и других. Однако эти исследования в основном были проведены до введения четвертой части ГК РФ или до внесения существенных изменений в неё, после чего не было опубликовано фундаментальных работ по данной теме, хотя и наличествуют статьи, охватывающие отдельные проблемные вопросы.
Цель исследования состоит в изучении проблем, возникающих в сфере распоряжения исключительным правом на товарный знак, и разработка предложений необходимых изменений гражданского законодательства.
Задачи исследования:
– выявить сущность товарного знака как правовой категории; раскрыть особенности содержания исключительного права на товарный знак, исследовать основания его приобретения;
– произвести классификацию гражданско-правовых способов распоряжения исключительным правом на товарный знак;
– выявить отличительные особенности специальных и факультативных договорных конструкций, опосредующих распоряжение исключительным право на товарный знак;
– выявить и проанализировать проблемные вопросы, в сфере внедоговорных способов распоряжения исключительным правом на товарный знак;
– на основе анализа отечественных и иностранных законодательных норм разработать рекомендации по изменению законодательства в области распоряжения исключительным правом на товарный знак.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в ходе анализа были получены выводы и предложения, дополняющие и развивающие многообразные грани правового регулирования в постоянно развивающейся сфере оборота исключительного права на товарный знак, которые могут служить основой дальнейшего изменения гражданского законодательства, а также ориентиром при составлении описанных договоров, поскольку в работе затронуты важные вопросы, вызывающие трудности в правоприменительной практике.
Методология и методы исследования. Использованы как общенаучные, так и специальные методы такие, как анализ теоретических подходов, нормативно-правовой документации, дескрипции, доктринальное толкование, исследование и систематизирование практики, сравнение, теоретический анализ и синтез.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что под углом зрения нового законодательства исследованы специальные и факультативные договоры, опосредующие распоряжение исключительным правом, а также внедоговорные способы распоряжения. Собрана и проанализирована судебная практика, прежде всего практика Суда по интеллектуальным правам (далее – СИП). На основании проведенного исследования сделаны выводы, которые находят своё выражение в положениях, выносимых на защиту:
1. Исключительное право на товарный знак возникает в момент государственной регистрации товарного знака. Именно с этого момента у правообладателя появляется возможность разрешать и запрещать другим лицам использовать товарный знак, распоряжаться этим правом. До государственной регистрации существует возможность отчуждения права на заявку, однако сама заявка не является гарантией присваивания правовой охраны товарному знаку; субъекты, использующие обозначение до его государственной регистрации, не могут считаться нарушителями исключительного права, осмотрительность не предполагает знания о поданных заявках, однако необходимо учитывать и давать оценку возможным злоупотреблениям в случае использования обозначения, поданного на регистрацию известным правообладателем.
2. Для развития рыночных отношений в сфере использования товарных знаков следует считать допустимым совместное владение товарным знаком, при этом совладельцы товарного знака обязаны соблюдать единые характеристики качества выпускаемых товаров или единые правила использования товарного знака, всё это должно быть установлено соглашением о совладении. Совместное владение товарным знаком способно упростить реорганизацию, происходящую в форме разделения и выделения. Гарантия общности качества и вырабатывание подходов к стандартизации необходимы для поддержания отличительной функции товарного знака, и обеспечения интересов потребителей.
3. При передаче исключительного права на товарный знак имманентно существует риск его оспаривания ввиду существующего запрета на введение потребителя в заблуждение (п. 2 ст. 1488 ГК РФ). Необходимы повышенные стандарты доказывания наличия угрозы такого заблуждения, а именно наличие осведомленности потребителей об обозначении и ассоциации с прежним правообладателем товарного знака, в целях поддержания стабильности оборота исключительных прав и недопущения его парализации.
4. Договор коммерческой концессии является самостоятельным видом договора, к которому могут применяться правила о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям гл. 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии (п. 4 ст. 1027 ГК РФ). Обязательным элементом комплекса предоставляемых исключительных прав является право на товарный знак, однако такое законодательное решение не является обоснованным ввиду того, что стержневую функцию по формированию деловой репутации и влиянию на выбор потребителей могут выполнять и другие объекты интеллектуальной собственности. Диспозитивная норма ст. 1033 ГК РФ предполагает возможность параллельного использования правообладателем предоставленного пользователю комплекса исключительных прав, что расходится с диспозитивной нормой, предусмотренной для лицензионного договора (п. 1.1 ст. 1236 ГК РФ), необходимо последовательное унифицированное регулирование данного вопроса.
Предложения по изменению действующего законодательства. В целях устранения неопределенности, имеющейся в правоприменительной и договорной практике, предлагается внести изменения в часть четвертую ГК РФ.
«1) Изменить п. 1 ст. 1033 ГК РФ и включить в ст. 1033 ГК РФ новый п. 4:
Статья 1033. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии
1. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:
обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории;…
... 4. Правообладатель не вправе сам использовать комплекс исключительных прав в тех пределах, в которых право использования такого комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав предоставлено пользователю по договору коммерческой концессии, если договором не предусмотрено иное.
2) Дополнить ст. 1241 ГК РФ новым п. 2 для разрешения вопроса наследования исключительного права на товарный знак.
Статья 1241. Переход исключительного права к другим лицам без договора
... 2. Если гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, унаследовал исключительное право на товарный знак, он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя либо передать исключительное право на товарный знак другому лицу, являющемуся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в течение года со дня принятия наследства.
3) Дополнить ст. 1484 ГК РФ пунктом 1.1:
Статья 1484. Исключительное право на товарный знак
... 1.1 Исключительное право на товарный знак может принадлежать нескольким лицам совместно. Совладельцы (соправообладатели) обязаны соблюдать единые характеристики качества выпускаемых под одним и тем же товарным знаком товаров или иные общие характеристики.
4) Изложить п. 1 ст. 1491 ГК РФ в следующей редакции:
Статья 1491. Срок действия исключительного права на товарный знак
1. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
5) Изложить подп. 5 п. 1 ст. 1514 ГК РФ следующим образом:
Статья 1514. Прекращение правовой охраны товарного знака
1. Правовая охрана товарного знака прекращается:
... 5) на основании письменного заявления правообладателя в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случае отказа правообладателя от права на товарный знак. Исключительное право на товарный знак прекращается с момента внесения в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации записи о прекращении государственной регистрации исключительного права на данный товарный знак».
Достаточную степень достоверности работы обеспечивает охват большого числа теоретического материала, в том числе зарубежной литературы, собраны и проанализированы различные точки зрения по спорным вопросам, в том числе иностранные законодательные решения. Помимо теоретических данных собран и проанализирован большой объем судебной практики.
Товарный знак оказывает значительное влияние на бизнес, качественные и эстетические характеристики товаров, на потребительский спрос и предпочтения, а также способствует своеобразному диалогу предпринимателей и потребителей, ускорению оборота товаров в силу выполнения им идентифицирующей, информационной и рекламной функций. Именно поэтому в правовом регулировании уделяется пристальное внимание интересам потребителей, которые могут быть затронуты при распоряжении исключительным правом на товарный знак.
Целью данного исследования являлось изучение проблемных вопросов, возникающих в сфере распоряжения исключительным правом на товарный знак и разработка предложений по соврешенствованию законодательного регулирования. По результатам исследования были сделаны соответсвующие выводы.
Специфика исключительного право на товарный знак обусловлена образующими его правомочий, отличных от правомочий материального права собственности, одновременное использование множеством лиц данного нематерилального объекта возможно даже в разных частях света ввиду его неограниченности в просранстве. В настоящее время главным назначением товарного знака является индивидуализация товаров индивидуальных предприниателей и юридических лиц; другой подход к товарным знакам был в советский период – их функция заключалась в индивидуализации предприятий, а не товаров.
Исключительное право на товарный знак возникает в момент его государственной регистрации, при это заявка не выступает гарантией того, что правовая охрана товарному знаку будет предоставлена, а субъекты, использующие обозначение до его государственной регистрации, не должны считаться нарушителями исключительного права, осмотрительность не предполагает знания о поданных заявках, однако возможны злоупотребления и паразитирование на репутации уже известных потенциальных правообладателей, которые подают заявки на регистрацию новых товарных знаков.
Совместное владение является распространенной международной практикой, что благотворно сказывается на развитии рыночных отношений в сфере использования товарных знаков. Отечественный законодатель также не ограничил такую возможность для товарных знаков, регистрируемых в РФ (п. 2 ст. 1229 ГК РФ), однако, в целях защиты публичных интересов, совладельцам необходимо заключить договор о совладении, определяющий порядок такого владения, а также установить требования к товарам, а именно единые качественные характеристики и единые правила использования товарного знака.
В ГК РФ предусмотрен специальный инструментарий для распоряжения исключительными правами, который учитывает интересы потребителей и является наиболее распространенным и используемым на практике. Помимо специальных договорных конструкций могут быть использованы факультативные – договор коммерческой концессии, доверительного управления, простого товарищества и другие. Возможен переход исключительного права без договора (общеправовые способы распоряжения) в случаях и по основаниям, предусмотренным законом.
Запрет, предусмотренный п. 2 ст. 1488 ГК РФ, вводящий ограничение на передачу исключительного права, если это может служить угрозой введения потребителей в заблуждение выступает инструментом защиты публичных интересов, однако, стандарты доказывания наличия такой угрозы должны быть высокими, иначе оборот исключительных прав может быть парализован или, по крайней мере, отличаться нестабильностью, что негативно скажется на развитии рыночных отношений.
Договор коммерческой концессии, отнесенный нами к факультативным договорным способам распоряжения исключительным правом на товарный знак, является самостоятельным договором, по которому предоставляется комплекс исключительных прав. Обязательным элементом комплекса является исключительное право на товарный знак (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Это нельзя признать обоснованным решением законодателя, иные объекты интеллектуальной собственности влияют на формирование деловой репутации и потребительские предпочтения в некоторых случаях наравне, а иногда даже в большей степени, чем товарный знак. Диспозитивной нормой предписано, что правообладатель может осуществлять свою параллельную деятельность на одной территории с пользователем (п. 1 ст. 1033 ГК РФ), другое законодательное решение предусмотрено для лицензиара, который должен воздерживаться от аналогичной деятельности в пределах предоставленной исключительной лицензии (п. 1.1 ст. 1236 ГК РФ), иное может быть предусмотрено договором. Представляется, что необходимо унифицировать правовое регулирование в рассматриваемой части.
Сфера оборота исключительных прав на товарные знаки подвергается постоянному развитию и совершенствованию. Так, внедрение разработанной платформы на основе технологий блокчейн, выполняющей функцию формирования глобальной сети сделок с правами на объекты интеллектуальной собственности откроет новые возможности для коммерциализации исключительного права на товарные знаки1, что позволит повысить эффективность работы Роспатента. В свою очередь, не стоит на месте и правовое регулирование данной области, что предопределено особой актуальностью приобретения, использования и распоряжения исключительного права на товарный знак в современном мире.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] : // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL : http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 03.01.2018).
2. Договор о законах по товарным знакам от 27 окт. 1994 г. [Электронный ресурс] // Публикация № 225(R). – Женева : Всемирная организация интеллектуальной собственности. –1994. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Договор о регистрации товарных знаков (TRT) от 12 июня 1973 г. [Электронный ресурс] // Договор о регистрации товарных знаков (TRT). Инструкция к договору о регистрации товарных знаков. – М.: ВНИИПИ. – 1981 г. – СПС «КонсультантПлюс».
4. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. [Электронный ресурс] // "Закон". –1999. – № 7. (в ред. от 2 октября 1979 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
5. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989 г. [Электронный ресурс] // Публикация ВОИС - Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности. – 1998. № 204(R). С. 5 – 67. (в ред. от 12 ноября 2007 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
6. Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 21. – Ст. 2497. – СПС «КонсультантПлюс».
7. Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. [Электронный ресурс] // Публикация ВОИС. – 1992 г. – № 292 (R). (в ред. от 28 сент. 1979 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
8. Соглашение о международной регистрации знаков от 14 апр. 1891 г. [Электронный ресурс] // Публикация ВОИС. – 1992. – № 260(R). (в ред. от 2 октября 1979 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
9. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апр. 1994 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012 г. – № 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 – 2849 (в ред. от 06 дек. 2005 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - № 32. – Ст. 3301. – (в ред. от 29 дек. 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 5. – Ст. 410. – (в ред. от 18 апр. 2018 г.). – СПС «Консультант Плюс».
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 нояб. 2001 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - № 49. – Ст. 4552. – (в ред. от 28 марта 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. - № 52 (1 ч.). – Ст. 5496. – (в ред. от 1 июля 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
14. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 12 марта 2014 № 35-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерациию – 2014. – № 11. – Ст. 1100. – СПС «КонсультантПлюс».
15. О производственных марках и товарных знаках : Постановление ЦИК и СНК СССР от 07 марта 1936 // СЗ СССР. – 1936. – № 11. – Ст. 93. – (утр. силу).
...