Введение 3
Глава 1. Сущность и значение института судебного контроля в уголовном процессе. 5
1. Понятие, цели и задачи судебного контроля 5
2. Предмет судебного контроля. 14
3. Основные тенденции развития института судебного контроля. 30
Глава 2. Участники уголовно-процессуальных отношений возникающих, при реализации норм института судебного контроля 38
1. Субъектный состав правоотношений, возникающих при реализации норм ст. 125 УПК РФ. 38
2. Следственный судья или судебный следователь, - как субъект осуществления оперативного судебного контроля. 49
Глава 3. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации по применению норм статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 60
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложение 80
Судебный контроль в уголовном судопроизводстве – это многофункциональная уголовно-процессуальная деятельность органа судебной власти, осуществляемая в установленных законом процессуальных формах, направленная на претворение в жизнь конституционной дефиниции судебной защиты.1
В соответствии с ч. 3 ст. 29 УПК РФ суд правомочен рассматривать жалобы на действия (бездействия) и решения прокурора следователя, дознавателя, органа дознания в случаях предусмотренных ст. 125 УПК РФ. По сути своей судебный контроль, установленный ст. 125 УПК РФ, есть не что иное, как прямое выражение ст. 46 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод.
Уже довольно длительный период в российской уголовно-процессуальной науке пристальное внимание уделяется судебному контролю на стадии предварительного расследования. Это связано с тем, что несмотря на определенный прогресс, достигнутый законодателем в области приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и нормами международных документов, существует ряд дискуссионных вопросов, которые приводят к серьезным затруднениям в правоприменительной деятельности.
Тема данной работы представляется нам актуальной, обусловлено это прежде всего динамичным развитием уголовно-процессуального законодательства России, в том числе и в части регламентации полномочий суда. Судебный контроль – один из важнейших институтов защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, но при его реализации, как и при реализации других институтов защиты прав граждан, здесь возникают определённые проблемы. Прежде всего, это связано с расширительным толкованием предмета обжалуемых действий в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Далее они возникают с определением круга должностных лиц, чьи действия (бездействия) и решения могут быть обжалованы в рамках осуществления оперативного судебного контроля.
Цель работы – исследование института судебного контроля в рамках стадии предварительного расследования, рассмотрение теоретических и практических проблем, реализации норм ст. 125 УПК РФ.
Задачи работы: - исследовать понятие, цели и задачи судебного контроля;
- проанализировать тенденции развития института судебного контроля;
- исследовать предмет обжалования судебного контроля, его возможные классификации;
- раскрыть субъектный состав правоотношений, возникающих при реализации норм ст. 125 УПК РФ;
- проанализировать позиции Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ по вопросам связанным с применением норм ст. 125 УПК РФ;
- исследовать правоприменительную практику норм ст. 125 УПК РФ, с целью установление эффективности работы данного института.
Исследование разделено на три главы. В первой главе будет рассмотрено сущность и значение института судебного контроля, его понятие, цели и виды, предмет, а так же исторический экскурс его развития и становления. Во второй главе будут рассмотрены проблемы субъектного состава правоотношений, возникающих при реализации норм ст. 125 УПК РФ. В третьей главе будут проанализированы правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, связанные с применением норм ст. 125 УПК РФ.
Судебный контроль в рамках уголовного процесса – это система предусмотренных процессуальным законом средств, направленных на реализацию конституционных функций судебной власти, призванных в конечном итоге к недопущению незаконного и необоснованного ограничения прав личности, а в случае их нарушения - к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации средствами права. Целью судебного контроля на стадии предварительного расследования является создание для участников уголовного процесса дополнительных процессуальных гарантий со стороны независимой судебной власти. При этом гарантии, осуществления выражаются в рассмотрении судом таких вопросов, как избрание отдельных видов мер пресечения, разрешение на проведение некоторых следственных действия, и наконец, рассмотрение жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц, нарушающих конституционные права граждан в сфере уголовного судопроизводства. По сути своей судебный контроль, осуществляемый в порядке ст. 125 УПК РФ является одной из форм контроля за деятельностью органов предварительного расследования на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Основной проблемой выделенной нами при написании диссертации, является не-конкретизация предмета судебного контроля, осуществляемого судом в порядке ст. 125 УПК РФ, что и порождает весьма спорную судебную практику. И как следствие, не должным образом защищает граждан от неправомерных действий и решений должностных лиц органов осуществляющих уголовное преследование в нашей стране. Целиком обозначить предмет судебного обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ, представляется весьма затруднительным. Во многом трактовка предмета обжалования двусмысленная и спорная, в части определения формулировок «ущерб конституционным правам» и «затруднить доступ к правосудию».
Полагаем, что ст. 125 УПК РФ должна быть изменена. Необходимо внести изменения в части понятия предмета судебного обжалования. На наш взгляд, необходимо согласиться с позицией В.М. Лебедева, в части необходимости конкретизации перечня решений, действий и бездействия сотрудников правоохранительных органов, которые могут быть обжалованы в порядке ст. 125 УПК РФ.
Так, при изучении нами материалов судебной практики по применению норм ст. 125 УПК РФ лишь в 10% случаях жалобы были удовлетворены; возвращены для устранения недостатков 18% жалоб, в 60% суд отказывал в удовлетворении, в 12% прекращал производство, так как по данному вопросу уже было решение в порядке ст. 124 УПК или она была отозвана самим заявителем. Приведенные данные указывают, что подлежит удовлетворению маленький процент, по большей части суды отказывают в удовлетворении жалоб.
Хотелось бы обратить внимание на проблему, которая связанна с закреплением статуса такого участника правоотношений, возникающих в ходе судебного контроля, как «заявитель». Законодатель закрепляет в ч. 2 ст. 125 УПК РФ, что жалоба может быть подана заявителем, но не раскрывает правовой статус данного участника, ограничиваясь собирательным термином. Уголовно-процессуальный статус «заявителя» абстрактен, и определяется с учетом его фактического положения, как лица нуждающегося в защите своих законных прав. В связи с этим, хотелось бы предложить законодательно закрепить понятие «заявителя» в смысле ст. 125 УПК РФ. В частности, внести в ст. 5 УПК РФ изменения и установить, что «заявителем» является лицо – обратившееся в установленном порядке с жалобой в суд, для защиты и восстановления своих прав, которые были нарушены должностными лицами органов предварительного расследования.
Полагаем, что к списку должностных лиц, чьи действия, бездействия и решения могут быть обжалованы в порядке ст. 125 УПК РФ, необходимо отнести администрацию места содержание под стражей (в лице начальника СИЗО). Начальник СИЗО, так же наряду со следователем, дознавателем и прокурором несет ответственность за своевременное освобождение обвиняемого из-под стражи, если срок содержания истек. Более того, ст. 126 УПК РФ наделяет администрацию места содержания под стражей статусом участников уголовного судопроизводства, у которого есть обязанность быть посредником при переписке обвиняемого и его адресатами. Безусловно, ненадлежащее исполнение функции, закреплённой в ст. 126 УПК РФ, и есть нарушение уголовно-процессуальных прав лица, содержащегося под стражей. Однако необходимо отметить, данное правило приемлемо только в стадии предварительного расследования, уже после направления уголовного дела в суд, данный спор между лицом содержащимся под стражей и администрацией СИЗО, необходимо разрешать в порядке административного судопроизводства.
С целью исключения злоупотребления правом на обжалования, предлагаем закрепить срок обжалования - 5 суток с момента уведомления о принятом решении. Устанавливая определенный срок обжалования, мы, во-первых гарантируем реализацию права на судебную защиту лиц в порядке ст. 125 УПК РФ, а во-вторых так же определим некоторую ответственность правоохранительных органов, так как истечение срока на обжалование будет зависеть от срока уведомления заинтересованных лиц, что в свою очередь будет направлено на борьбу с «забывчивостью» должностных лиц, о производстве каких либо действия или принятия каких-либо решений.
В последнее время в научной литературе все чаще высказываются мнения о необходимости формирования института следственного судьи в российском уголовном процессе. По нашему мнению, появление в российском уголовном процессе, такой фигуры как «следственный судья», решила бы многие практические и доктринальные проблемы. Институт следственных судей, является необходимым элементом на данном этапе развития уголовно-процессуальной системы РФ, а в связи, с чем считаем его введение обязательным.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г. 11 мая 1994). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 №54-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.- №20.- Ст. 2143
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.-2014.-№31.-Ст.4398 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
3. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (с изменениями и дополнениями)// Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 №174-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 21.02.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24.12.2001. – № 52. – Ст. 4921.
5. Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденном Приказом Генерального прокурора, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, минэкономразвития от 29.12.2005// Российская газета.-2006.-№13
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2007 №212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщения о преступлениях»// СПС «Консультант плюс»
7. Приказ МВД от 01.03.2012 №140 «Об утверждении административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета.-2012.-№5847
Акты высших органов судебной власти Российской Федерации.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна» // Собрание законодательства.-1995.-№7
2. Постановление Конституционного суда РФ от 29.03.1998 г. №13-П "По делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР в связи с запросом Костомукшского суда Республики Карелия// Собрание законодательства.-1998.-№19
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1999 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком" // Российская газета. 1999.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // Российская газета.- 2000.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2004 г. N 350-О "По жалобе гражданина Кузина Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 и частью первой статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 2. С. 57 - 60.
6. Определение Конституционного суда РФ от 17 июня 2013 г. № 987-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чижова А.В. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации http://www.ksrf.ru
7. Постановление Конституционного суда РФ от 19.11.2013 г. №24-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 24, части второй статьи 27, части четвертой статьи 133 и статьи 212 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.А. Боровкова и Н.И. Морозова» // Собрание законодательства.-2013.-№18
8. Определение Конституционного суда РФ от 29 января 2015 г. № 41-о «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова П.В. на нарушение его конституционных прав ст. 125 УПК РФ и п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ» // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации http://www.ksrf.ru
...