Политика США по отношению к Тайваню на современном этапе
|
Введение 3
Глава 1. Историческая ретроспектива взаимоотношений США и Тайваня. 11
1.1.Возникновение тайваньской проблемы и официальные союзнические отношения между США и Китайской Республикой (1949-1979 гг.). 11
1.2. Разрыв дипломатических отношений и неформальные американо-тайваньские отношения (период после 1979 года). 16
Глава 2. Современное состояние тайваньской проблемы. Факторы, формирующие политику США по отношению к Тайваню. 22
2.1. Тайвань на современном этапе. 22
2.2. Китайско-тайваньское сближение (2008-2016 гг.). 26
2.3. Рост мощи КНР как фактор, влияющий на политику США в отношении Тайваня. 32
Глава 3. Американо-тайваньские отношения на современном этапе (2008-2017 гг.). 36
3.1. Политическое взаимодействие США и Тайваня. 36
3.2. Проблема безопасности Тайваня и американо-тайваньское военно-техническое сотрудничество. 42
3.3. Американо-тайваньское экономическое сотрудничество. 51
3.4. Тайваньская проблема после прихода к власти Цай Инвэнь. 55
Заключение 61
Список источников и литературы 67
Приложение 81
Глава 1. Историческая ретроспектива взаимоотношений США и Тайваня. 11
1.1.Возникновение тайваньской проблемы и официальные союзнические отношения между США и Китайской Республикой (1949-1979 гг.). 11
1.2. Разрыв дипломатических отношений и неформальные американо-тайваньские отношения (период после 1979 года). 16
Глава 2. Современное состояние тайваньской проблемы. Факторы, формирующие политику США по отношению к Тайваню. 22
2.1. Тайвань на современном этапе. 22
2.2. Китайско-тайваньское сближение (2008-2016 гг.). 26
2.3. Рост мощи КНР как фактор, влияющий на политику США в отношении Тайваня. 32
Глава 3. Американо-тайваньские отношения на современном этапе (2008-2017 гг.). 36
3.1. Политическое взаимодействие США и Тайваня. 36
3.2. Проблема безопасности Тайваня и американо-тайваньское военно-техническое сотрудничество. 42
3.3. Американо-тайваньское экономическое сотрудничество. 51
3.4. Тайваньская проблема после прихода к власти Цай Инвэнь. 55
Заключение 61
Список источников и литературы 67
Приложение 81
Актуальность темы исследования обусловлена значительным увеличением роли Восточной Азии в современных международных отношениях. Как заметил один из ведущих востоковедов Российской академии наук М.Л. Титаренко: «Вектор мировой политики смещается от евро-атлантического направления, безраздельно доминирующего на международной арене на протяжении ряда веков, в АТР, значении которого в формировании нового порядка будет и дальше неуклонно возрастать» . Это дает нам понять необходимость отслеживания процессов, происходящих в регионе Восточной Азии.
На сегодняшний день в Восточной Азии имеется множество очагов нестабильности. Одним из ярких примеров является тайваньская проблема. Она имеет давнюю историю, но до сих пор остается очень актуальной. Как известно, Вашингтон является одним из трех главных акторов тайваньской проблемы. Во-первых, Соединенные Штаты своими действиями, а именно отправкой 7-го флота в Тайваньский пролив, позволили режиму Китайской Республики продолжить свое существование. Во-вторых, в 1950-1960-е годы США предоставили Тайбэю значительную экономическую, военную и политическую помощь, что привело к укреплению позиций режима Гоминьдана на Тайване. В-третьих, после того как Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Китайской Республикой и установил их с КНР, помощь Тайбэю со стороны Соединенных Штатов не прекратилась. Американо-тайваньские отношения продолжились, но только на неформальной основе. На сегодняшний день США продолжают продавать оружие Тайбэю, чтобы уравновесить силы между Китайской Республикой и, с каждым годом увеличивающим свою мощь, Пекином. В-четвертых, Вашингтон объявил то, что не позволит решать тайваньский вопрос военным путем. По мнению США, судьба Тайваня должна быть решена исключительно мирным способом самим китайским народом. Таким образом, сегодня Соединенные Штаты являются гарантом безопасности Китайской Республики.
Из этого следует, что тайваньская проблема является потенциальной угрозой миру и человечеству, так как может спровоцировать войну между двумя ядерными державами, между США и Китаем. А это, в свою очередь, перемещает тайваньский вопрос из разряда региональных в разряд общемировых проблем. Именно поэтому тайваньская проблема так сильно беспокоит все мировое сообщество.
К тому же, Тайваньский пролив служит одним из экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. А сам Тайвань играет большую роль в мировой экономике (по состоянию на 2015 год ВВП Китайской Республики составляет 0,84% мировой экономики, что очень существенно для политического образования таких маленьких размеров). Это является еще одной причиной, почему за развитием ситуации в Тайваньском проливе пристально следить весь мир.
После прихода к власти на Тайване в 2008 году лидера партии Гоминьдан МаИнцзю ситуация в Тайваньском проливе изменилась. Наметилась долгожданная нормализация в отношениях между Пекином и Тайбэем. Удалось достичь множества договоренностей в экономической сфере, а торговой оборот между двумя берегами значительно вырос. Появилась надежда, что проблему в Тайваньском проливе удастся решить мирным путем. Однако в начале 2016 года партия Гоминьдан проиграла выборы и к власти пришла Демократическая Прогрессивная Партия, которая выступает за более жесткий курс по отношению к Пекину. Данный факт вызывает большую озабоченность у многих аналитиков, так как это может вызвать очередную сильнейшую напряженность в Тайваньском проливе.
Так как мы наблюдаем активную вовлеченность Соединенных Штатов в тайваньский вопрос, представляется целесообразным, выявить особенности политики Вашингтона по отношению к Тайбэю в совершенно необычный для отношений между Китайской Республикой и КНР период, период сближения КНР и Китайской Республики. Это позволит понять состояние тайваньской проблемы на сегодняшний день и спрогнозировать развитие ситуации в Тайваньском проливе.
Объектом исследования является тайваньская проблема.
Предметом исследования является политика Соединенных Штатов в отношении Тайваня в период с 2008 по 2017 год.
Цель данного исследования - выявить особенности политики Соединенных Штатов в отношении Тайваня в период с 2008 по 2017 год.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать историю взаимоотношений США и Тайваня до 2008 года.
2. Охарактеризовать факторы, формирующие современную политику США в отношении Тайваня.
3. Охарактеризовать политическое взаимодействие Вашингтона и Тайбэя в период с 2008 по 2017 год.
4. Охарактеризовать американо-тайваньское военное сотрудничество в период с 2008 по 2017 год.
5. Охарактеризовать американо-тайваньское экономическое сотрудничество в период с 2008 по 2017 год.
6. Охарактеризовать тайваньскую проблему после прихода к власти на Тайване ЦайИнвэнь.
Хронологические рамки работы:
Выпускная квалификационная работа охватывает период с 2008 по 2017 год. Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что в 2008 после прихода к власти на Тайване лидера партии ГоминьданМаИнцзю началась новая эра в тайваньском вопросе.
Методологическая основа работы состоит в применении как общенаучных, так и социально-гуманитарных методов исследования. В частности, были использованы:
1. Исторический метод, который позволил охарактеризовать историю тайваньской проблемы.
2. Метод статистического анализа, который позволил оценить американо-тайваньское сотрудничество в экономической сфере.
3. Метод сравнительного анализа, который позволил сравнить политику США в отношении Тайваня в период с 2008 по 2017 год с аналогичной политикой Вашингтона в предыдущие периоды.
Степень научной разработанности темы исследования:
Говоря о степени разработанности данной проблемы, стоит отметить, что тайваньской проблематикой занимаются многие отечественные и иностранные авторы, но, несмотря на ее актуальность, в России на эту тему написано гораздо меньше работ, чем за рубежом.
На сегодняшний день существует немного исследований, которые бы комплексно освещали все нюансы политики США в отношении Тайваня именно в период с 2008 по 2017 год. Однако существуют множество работ, которые в той или иной степени затрагивают американо-тайваньские отношения в данный период. Все эти исследования можно разделить на несколько групп:
1. Работы, которые посвящены различным периодам тайваньской проблемы, а также ретроспективе политики США в отношении Тайваня:
Существует огромное количество зарубежных исследований, в которых подробно рассматриваются различные периоды тайваньской проблемы. Например, можно выделить работы таких авторов, как Н.Такер, М. Ласатер, К. Кай, Р. Клаф, Р. Аксинелли. В СССР и Российской Федерации также было написано большое количество исследованний, которые посвящены данному вопросу (однако стоит заметить, что отечественных работ гораздо меньше чем зарубежных). Следует отметить работы таких отечественных авторов, как Д.Т. Капустин, В.Н. Барышников, Ю. Цыганов.
2. Работы, посвященные китайско-тайваньскому сближению:
Зарубежные исследователи опубликовали колоссальное количество работ, в которых затрагивают китайско-тайваньские отношения в период после 2008 года, а также влияние произошедшей нормализации в межбереговых отношениях на политику США в отношении Тайваня. В этой группе работ следует выделить исследования таких авторов, как К. и Д. Кларк, Мин-ХуаЧиан, Вэйсин Ху, Р. Буш , Дж. Коул, Д. Чэнь. Отечественные ученые также посвящали этой теме свои работы. Однако стоит заметить, что отечественных исследований очень немного. Среди них стоит выделить работы таких авторов, как М.В. Казанин, В.И Трифонов, Э.Войтенко и Я.В.Лексютина.
3.Работы, посвященные американо-китайским отношениям в контексте тайваньской проблемы.
На сегодняшний день написано большое количество зарубежных исследований, посвященных взаимоотношениям между США и КНР. И почти в каждой такой работе уделяется большое внимание тайваньскому вопросу, который является одной из главных проблем в американо-китайских взаимоотношениях. Среди авторов подробно исследовавших данную тему хотелось бы упомянуть таких авторов, какА.Тан, М. Ли и К. Кэмбэри, М. Тэй. Отечественные исследователи также написали большое количество работ на тему американо-китайских отношений. Стоит отметить работы Я.В.Лексютиной, А.В. Волошиной, И.Е. Денисова.
Отдельно стоит отметить труды доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ И. А. Цветкова, который в своих работах детально рассматривает вовлеченность США в тайваньский вопрос в период с 1949 по 1999 годи роль Конгресса США в формировании политики Вашингтона в отношении Китайской Республики в период с 1995 по 1998 год. Также стоит выделить исследование доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Я.В. Лексютиной, которая в своей работе внимательно рассмотрела проблему Тайваня во внешней политике США в период президентства Дж. Буша-младшего. Эти труды сильно помогли автору при написании данного исследования.
Источниковая база:
Для решения каждой задачи исследования было проанализировано большое количество различных источников:
1.При написании главы, где рассматривается ретроспектива американо-тайваньских взаимоотношений, автор обращался к следующим источникам: Договор о взаимной обороне между США и Тайванем 1954 года; Официальный сайт библиотеки и музея Гарри Трумэна, где были найдены официальные высказывания президента США Г. Трумэна; «Формозская резолюция» Конгресса США; текст Шанхайского коммюнике 1972 года; «Закон об отношениях с Тайванем»; «Шесть заверений», данные Тайваню администрацией Р. Рейгана в1982 году.
2. При написании главы, где исследуются факторы, которые влияют на формирование современного облика политики США в отношении Тайваня, автор проанализировал следующие источники: Материалы официальных сайтов государственных органов Тайваня, а именно материалы официального сайта Исполнительного Юаня Китайской Республики, материалы официального сайта президента Китайской Республики, статистические данные с официального сайта бюро внешней торговли Китайской Республики, а также материалы сайта министерства иностранных дел Китайской Республики; Материалы официального сайта ЦРУ США; Текст речи Ху Цзиньтао на 17-ом съезде КПК, которую он произнес в октябре 2007 года; Статистические данные с официального сайта министерства торговли КНР; Материалы с официального сайта торгового представительства США; Текст иннаугурационной речи МаИнцзю, которая была произнесена в мае 2008 года; Стратегия Азиатско-Тихоокеанской морской безопасности США.
3.При написании главы, в которой рассматриваются американо-тайваньские отношения на современном этапе, автором были проанализированы следующие источники: Материалы официальных сайтов Американского института на Тайване и Тайваньского Офиса Экономических и Культурных Представителей в США; Стратегия национальной безопасности США 2010 года; Стенограмма слушаний на тему «Почему вопрос Тайваня важен»; законопроект Конгресса США «О политике по отношению к Тайваню»; Отчеты исследовательской службы Конгресса США («Отношения США и Тайваня: обзор вопросов политики», «Основные продажи вооружений США с 1990 года»); Текст закона КНР о предотвращении раскола страны 2005 года; ежегодный отчет Конгрессу США, предоставленный министерством обороны США в 2016 году, на тему «События в военной сфере и в области безопасности. Вопросы, касающиеся КНР»; Отчет национального бюро азиатских исследований США, написанный для Комитета Сената США по международным отношениям, под названием «Оценка политики США в отношении Тайваня в связи с 35-летием Закона об отношениях с Тайванем»; Материалы официального сайта Агентства военного сотрудничества Департамента обороны США; Материалы официального сайта Министерства торговли США; Материалы официального сайта Госдепартамента США; Ежегодный отчет Комиссии Конгресса США по вопросам экономики и безопасности в американо-китайских отношениях за 2016 год; «Резолюция Демократической Прогрессивной Партии в отношении будущего Тайваня» 1999 года; Текст иннаугурационной речи ЦайИнвэнь, произнесенной в мае 2016 года; «Резолюция Сената США, подтверждающая, что «Закон об отношениях с Тайванем» и «Шесть заверений» остаются краеугольным камнем во взаимоотношениях между США и Тайванем» 2016 года; Материалы различных СМИ, таких как Chinadaily, TaiwanNews, SouthChinaMorningPost, Foxnews, CNN, TheGuardian, TheNewYorkTimes.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, разделенных на параграфы (в первой два параграфа, во второй три параграфа, в третьей четыре параграфа), заключения, списка источников и литературы, приложения. Общий объем исследования – 81 страница.
Стоит отметить, что в данном исследовании понятия «Тайвань» и «Китайская Республика» тождественны.
На сегодняшний день в Восточной Азии имеется множество очагов нестабильности. Одним из ярких примеров является тайваньская проблема. Она имеет давнюю историю, но до сих пор остается очень актуальной. Как известно, Вашингтон является одним из трех главных акторов тайваньской проблемы. Во-первых, Соединенные Штаты своими действиями, а именно отправкой 7-го флота в Тайваньский пролив, позволили режиму Китайской Республики продолжить свое существование. Во-вторых, в 1950-1960-е годы США предоставили Тайбэю значительную экономическую, военную и политическую помощь, что привело к укреплению позиций режима Гоминьдана на Тайване. В-третьих, после того как Вашингтон разорвал дипломатические отношения с Китайской Республикой и установил их с КНР, помощь Тайбэю со стороны Соединенных Штатов не прекратилась. Американо-тайваньские отношения продолжились, но только на неформальной основе. На сегодняшний день США продолжают продавать оружие Тайбэю, чтобы уравновесить силы между Китайской Республикой и, с каждым годом увеличивающим свою мощь, Пекином. В-четвертых, Вашингтон объявил то, что не позволит решать тайваньский вопрос военным путем. По мнению США, судьба Тайваня должна быть решена исключительно мирным способом самим китайским народом. Таким образом, сегодня Соединенные Штаты являются гарантом безопасности Китайской Республики.
Из этого следует, что тайваньская проблема является потенциальной угрозой миру и человечеству, так как может спровоцировать войну между двумя ядерными державами, между США и Китаем. А это, в свою очередь, перемещает тайваньский вопрос из разряда региональных в разряд общемировых проблем. Именно поэтому тайваньская проблема так сильно беспокоит все мировое сообщество.
К тому же, Тайваньский пролив служит одним из экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. А сам Тайвань играет большую роль в мировой экономике (по состоянию на 2015 год ВВП Китайской Республики составляет 0,84% мировой экономики, что очень существенно для политического образования таких маленьких размеров). Это является еще одной причиной, почему за развитием ситуации в Тайваньском проливе пристально следить весь мир.
После прихода к власти на Тайване в 2008 году лидера партии Гоминьдан МаИнцзю ситуация в Тайваньском проливе изменилась. Наметилась долгожданная нормализация в отношениях между Пекином и Тайбэем. Удалось достичь множества договоренностей в экономической сфере, а торговой оборот между двумя берегами значительно вырос. Появилась надежда, что проблему в Тайваньском проливе удастся решить мирным путем. Однако в начале 2016 года партия Гоминьдан проиграла выборы и к власти пришла Демократическая Прогрессивная Партия, которая выступает за более жесткий курс по отношению к Пекину. Данный факт вызывает большую озабоченность у многих аналитиков, так как это может вызвать очередную сильнейшую напряженность в Тайваньском проливе.
Так как мы наблюдаем активную вовлеченность Соединенных Штатов в тайваньский вопрос, представляется целесообразным, выявить особенности политики Вашингтона по отношению к Тайбэю в совершенно необычный для отношений между Китайской Республикой и КНР период, период сближения КНР и Китайской Республики. Это позволит понять состояние тайваньской проблемы на сегодняшний день и спрогнозировать развитие ситуации в Тайваньском проливе.
Объектом исследования является тайваньская проблема.
Предметом исследования является политика Соединенных Штатов в отношении Тайваня в период с 2008 по 2017 год.
Цель данного исследования - выявить особенности политики Соединенных Штатов в отношении Тайваня в период с 2008 по 2017 год.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать историю взаимоотношений США и Тайваня до 2008 года.
2. Охарактеризовать факторы, формирующие современную политику США в отношении Тайваня.
3. Охарактеризовать политическое взаимодействие Вашингтона и Тайбэя в период с 2008 по 2017 год.
4. Охарактеризовать американо-тайваньское военное сотрудничество в период с 2008 по 2017 год.
5. Охарактеризовать американо-тайваньское экономическое сотрудничество в период с 2008 по 2017 год.
6. Охарактеризовать тайваньскую проблему после прихода к власти на Тайване ЦайИнвэнь.
Хронологические рамки работы:
Выпускная квалификационная работа охватывает период с 2008 по 2017 год. Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что в 2008 после прихода к власти на Тайване лидера партии ГоминьданМаИнцзю началась новая эра в тайваньском вопросе.
Методологическая основа работы состоит в применении как общенаучных, так и социально-гуманитарных методов исследования. В частности, были использованы:
1. Исторический метод, который позволил охарактеризовать историю тайваньской проблемы.
2. Метод статистического анализа, который позволил оценить американо-тайваньское сотрудничество в экономической сфере.
3. Метод сравнительного анализа, который позволил сравнить политику США в отношении Тайваня в период с 2008 по 2017 год с аналогичной политикой Вашингтона в предыдущие периоды.
Степень научной разработанности темы исследования:
Говоря о степени разработанности данной проблемы, стоит отметить, что тайваньской проблематикой занимаются многие отечественные и иностранные авторы, но, несмотря на ее актуальность, в России на эту тему написано гораздо меньше работ, чем за рубежом.
На сегодняшний день существует немного исследований, которые бы комплексно освещали все нюансы политики США в отношении Тайваня именно в период с 2008 по 2017 год. Однако существуют множество работ, которые в той или иной степени затрагивают американо-тайваньские отношения в данный период. Все эти исследования можно разделить на несколько групп:
1. Работы, которые посвящены различным периодам тайваньской проблемы, а также ретроспективе политики США в отношении Тайваня:
Существует огромное количество зарубежных исследований, в которых подробно рассматриваются различные периоды тайваньской проблемы. Например, можно выделить работы таких авторов, как Н.Такер, М. Ласатер, К. Кай, Р. Клаф, Р. Аксинелли. В СССР и Российской Федерации также было написано большое количество исследованний, которые посвящены данному вопросу (однако стоит заметить, что отечественных работ гораздо меньше чем зарубежных). Следует отметить работы таких отечественных авторов, как Д.Т. Капустин, В.Н. Барышников, Ю. Цыганов.
2. Работы, посвященные китайско-тайваньскому сближению:
Зарубежные исследователи опубликовали колоссальное количество работ, в которых затрагивают китайско-тайваньские отношения в период после 2008 года, а также влияние произошедшей нормализации в межбереговых отношениях на политику США в отношении Тайваня. В этой группе работ следует выделить исследования таких авторов, как К. и Д. Кларк, Мин-ХуаЧиан, Вэйсин Ху, Р. Буш , Дж. Коул, Д. Чэнь. Отечественные ученые также посвящали этой теме свои работы. Однако стоит заметить, что отечественных исследований очень немного. Среди них стоит выделить работы таких авторов, как М.В. Казанин, В.И Трифонов, Э.Войтенко и Я.В.Лексютина.
3.Работы, посвященные американо-китайским отношениям в контексте тайваньской проблемы.
На сегодняшний день написано большое количество зарубежных исследований, посвященных взаимоотношениям между США и КНР. И почти в каждой такой работе уделяется большое внимание тайваньскому вопросу, который является одной из главных проблем в американо-китайских взаимоотношениях. Среди авторов подробно исследовавших данную тему хотелось бы упомянуть таких авторов, какА.Тан, М. Ли и К. Кэмбэри, М. Тэй. Отечественные исследователи также написали большое количество работ на тему американо-китайских отношений. Стоит отметить работы Я.В.Лексютиной, А.В. Волошиной, И.Е. Денисова.
Отдельно стоит отметить труды доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ И. А. Цветкова, который в своих работах детально рассматривает вовлеченность США в тайваньский вопрос в период с 1949 по 1999 годи роль Конгресса США в формировании политики Вашингтона в отношении Китайской Республики в период с 1995 по 1998 год. Также стоит выделить исследование доцента кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Я.В. Лексютиной, которая в своей работе внимательно рассмотрела проблему Тайваня во внешней политике США в период президентства Дж. Буша-младшего. Эти труды сильно помогли автору при написании данного исследования.
Источниковая база:
Для решения каждой задачи исследования было проанализировано большое количество различных источников:
1.При написании главы, где рассматривается ретроспектива американо-тайваньских взаимоотношений, автор обращался к следующим источникам: Договор о взаимной обороне между США и Тайванем 1954 года; Официальный сайт библиотеки и музея Гарри Трумэна, где были найдены официальные высказывания президента США Г. Трумэна; «Формозская резолюция» Конгресса США; текст Шанхайского коммюнике 1972 года; «Закон об отношениях с Тайванем»; «Шесть заверений», данные Тайваню администрацией Р. Рейгана в1982 году.
2. При написании главы, где исследуются факторы, которые влияют на формирование современного облика политики США в отношении Тайваня, автор проанализировал следующие источники: Материалы официальных сайтов государственных органов Тайваня, а именно материалы официального сайта Исполнительного Юаня Китайской Республики, материалы официального сайта президента Китайской Республики, статистические данные с официального сайта бюро внешней торговли Китайской Республики, а также материалы сайта министерства иностранных дел Китайской Республики; Материалы официального сайта ЦРУ США; Текст речи Ху Цзиньтао на 17-ом съезде КПК, которую он произнес в октябре 2007 года; Статистические данные с официального сайта министерства торговли КНР; Материалы с официального сайта торгового представительства США; Текст иннаугурационной речи МаИнцзю, которая была произнесена в мае 2008 года; Стратегия Азиатско-Тихоокеанской морской безопасности США.
3.При написании главы, в которой рассматриваются американо-тайваньские отношения на современном этапе, автором были проанализированы следующие источники: Материалы официальных сайтов Американского института на Тайване и Тайваньского Офиса Экономических и Культурных Представителей в США; Стратегия национальной безопасности США 2010 года; Стенограмма слушаний на тему «Почему вопрос Тайваня важен»; законопроект Конгресса США «О политике по отношению к Тайваню»; Отчеты исследовательской службы Конгресса США («Отношения США и Тайваня: обзор вопросов политики», «Основные продажи вооружений США с 1990 года»); Текст закона КНР о предотвращении раскола страны 2005 года; ежегодный отчет Конгрессу США, предоставленный министерством обороны США в 2016 году, на тему «События в военной сфере и в области безопасности. Вопросы, касающиеся КНР»; Отчет национального бюро азиатских исследований США, написанный для Комитета Сената США по международным отношениям, под названием «Оценка политики США в отношении Тайваня в связи с 35-летием Закона об отношениях с Тайванем»; Материалы официального сайта Агентства военного сотрудничества Департамента обороны США; Материалы официального сайта Министерства торговли США; Материалы официального сайта Госдепартамента США; Ежегодный отчет Комиссии Конгресса США по вопросам экономики и безопасности в американо-китайских отношениях за 2016 год; «Резолюция Демократической Прогрессивной Партии в отношении будущего Тайваня» 1999 года; Текст иннаугурационной речи ЦайИнвэнь, произнесенной в мае 2016 года; «Резолюция Сената США, подтверждающая, что «Закон об отношениях с Тайванем» и «Шесть заверений» остаются краеугольным камнем во взаимоотношениях между США и Тайванем» 2016 года; Материалы различных СМИ, таких как Chinadaily, TaiwanNews, SouthChinaMorningPost, Foxnews, CNN, TheGuardian, TheNewYorkTimes.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, разделенных на параграфы (в первой два параграфа, во второй три параграфа, в третьей четыре параграфа), заключения, списка источников и литературы, приложения. Общий объем исследования – 81 страница.
Стоит отметить, что в данном исследовании понятия «Тайвань» и «Китайская Республика» тождественны.
Итак, можно с уверенностью утверждать, что поставленные задачи выпускной квалификационной работы удалось выполнить. В процессе написания исследования автору удалось прийти к нижеследующим выводам.
Во-первых, история тайваньской проблемы берет свое начало с середины 20 века, а именно с окончания гражданской войны в Китае. В 1949 году режим Гоминьдана после поражения был вынужден перебраться на остров Тайвань. Именно там обосновалась и укрепила свои позиции администрация Чан Кайши. Таким образом, Китайская Республика, основанная еще в 1911 году, продолжила свое существование и впоследствии превратилась в одно из самых экономически развитых мест в Восточной Азии. Однако такое развитие событий было бы невозможно, если бы не своевременное вмешательство Соединенных Штатов в конфликт между КПК и Гоминьданом. Дело в том, что уничтожив своих противников в материковой части Китая Мао Цзэдун начал планировать военное вторжение на Тайвань, для того чтобы окончательно уничтожить гоминдановский режим. Однако планам КПК не суждено было сбыться. В Вашингтоне восприняли разразившуюся Корейскую войну как элемент «Коммунистической экспансии» и решили сделать Тайвань одним из ключевых элементов в американской политике сдерживания коммунизма. Для предотвращения военного захвата острова Гарри Трумэн принял историческое решение направить Седьмой флот ВМС США в Тайваньский пролив. Именно после этого события Соединенные Штаты становятся третьим основным участником тайваньской проблемы. В последующие годы Вашингтон оказывает Тайбэю колоссальную экономическую и военную помощь, которая и позволила Китайской Республике превратиться в то политическое образование, какое мы наблюдаем сегодня. Тайвань стал одним из главных союзников США в АТР.
В 1979 году тайваньская проблема перешла в свою новую фазу, которая продолжается и по сегодняшний день. Именно в этот период США установили дипломатические отношения с КНР и разорвали их с Китайской Республикой. Однако между Тайбэем и Вашингтоном сохранились неформальные, но очень тесные взаимоотношения. Фундаментом новых американо-тайваньских взаимоотношений стали «Закон об отношениях с Тайванем» и «Шесть Заверений Рейгана». США хоть и не официально, но превратились в гаранта безопасности Китайской Республики. Также в этот период Вашингтон выработал свою основную позицию касательно тайваньской проблемы, которой США продолжают следовать и сегодня. Она заключается в следующем: судьба Тайваня должна быть решена исключительно мирным путем самим китайским народом. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Соединенные Штаты являются одним из главных архитекторов тайваньской проблемы. Колоссальная роль в появлении и сохранении такого политического образования как Китайская Республика на Тайване принадлежит именно Вашингтону.
Во-вторых, на современном этапе несколько ключевых факторов формируют политику США в отношении Тайваня. Первым фактором можно назвать кардинальное изменение Тайваня в последние десятилетия. Сегодня Китайская Республика это уже не бедное аграрное политическое образование как это было в 1950-х годах. Современный Тайвань это одно из самых высокоразвитых мест в Восточной Азии. К тому же, на Тайване сменился политический режим. На территории Китайской Республики процветает демократия, ни осталось и следа от имевшего место быть ранее авторитаризма. Данный факт накладывает определенные трудности для США. Если раньше Вашингтону приходилось работать хоть и с авторитарным, но одним сильным лидером, то сегодня американским лидером нужно подстраивать свою политику под каждого нового тайваньского президента. Из этого можно сделать вывод о том, что раньше Вашингтону было проще проводить свою политику в отношении Тайваня. Помимо этого Китайская Республика проводит активную международную политику, для того чтобы вырваться из дипломатической изоляции. Тайвань поддерживает тесные неформальные отношения со многими станами мира. Все это говорит о том, что хоть Вашингтон и является самым главным партнёром и союзником Тайбэя, Соединенные Штаты не единственная страна, которая имеет тесные отношения с Тайванем.
Второй фактор, и, пожалуй, самый главный, который оказывает влияние на политику США в отношении Тайваня на современном этапе это значительная нормализация китайско-тайваньских отношений, произошедшая после прихода к власти на Тайване президента МаИнцзю. Впервые за долгие годы отношения между двумя берегами Тайваньского пролива перестали быть враждебными. Пекину и Тайбэю, наконец, удалось перейти к конструктивному сотрудничеству. Было подписано большое количество экономических соглашений. Межбереговой торговой оборот стремительно рос, и КНР окончательно стала самым главным торговым партнером Тайваня. Политические взаимоотношения тоже развивались, хоть и гораздо медленнее, чем экономические. Своеобразным триумфальным пиком китайско-тайваньских отношений стала встреча лидеров Тайваня и КНР в Сингапуре в 2015 году. Эта встреча как ничто другое стала подтверждением того, что Тайваньская проблема находилась на совершенно новом этапе, который характеризовался потеплением китайско-тайваньских отношений. Таким образом, Вашингтон должен был выстраивать свою политику в отношении Китайской Республики, учитывая происходивший процесс потепления отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.
Третий фактор, формирующий облик современной тайваньской политики США в период с 2008 по 2017 год, это значительный рост мощи КНР в последние годы. Китайская Народная Республика значительно изменилась со времен окончания гражданской войны. За последние десятилетия она превратилась в одну из ведущих мировых держав и в самую могущественную страну в Азиатском регионе. В Вашингтоне стали опасаться, что такой стремительный рост экономической и военной мощи позволит КНР в скором будущем стать гегемоном в АТР. Чтобы избежать этого администрация Б. Обама совершила так называемое «Возвращение в Азию», главной целью которой стало перенаправление основных дипломатических, экономических, военных сил и ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион. Таким образом, с одной стороны, новая тихоокеанская политика США, заставила Вашингтон больше уделять внимание американо-тайваньским взаимоотношениям. Но с другой стороны, значительное усиление КНР вынуждает Соединённые Штаты более аккуратно проводить свою тайваньскую политику, чтобы не спровоцировать конфликт между США и Китаем.
В-третьих, подход Соединенных Штатов к осуществлению политики в отношении Тайваня остался неизменным, даже в условиях интенсивной нормализации китайско-тайваньских отношений. Однако в первые годы президентства МаИнцзю изменилась политика самого Тайбэя. Тайваньские власти стали более осторожно взаимодействовать с США, а именно тщательно просчитывать как тот или иной шаг сотрудничества с Соединенными Штатами может повлиять на прогрессирующие отношения Тайваня и материкового Китая. Данный факт позволяет условно разделить американо-тайваньское политическое взаимодействие в период с 2008 по 2016 год на два этапа. Первый этап это первые годы президентства МаИннцзю, когда значительно сократилось число двухсторонних контактов между чиновниками высокого ранга из США и Тайваня. Так же понизился их уровень. В Вашингтоне стали опасаться, что Тайвань постепенно удаляется от США. Именно это, а также новая тихоокеанская стратегия, побудили администрацию Соединенных Штатов предпринять ряд шагов, для того, чтобы вернуть взаимоотношения между США и Тайванем на прежний уровень. Наступил второй этап американо-тайваньского политического сотрудничества, который длился с 2011 по 2016 год. Действия Вашингтона оказались успешными, и в итоге Соединенным Штатам удалось восстановить диалог Тайбэй-Вашингтон на высоком уровне, свидетельством чему стал первый за 14 лет официальный визит американского министра на Тайвань. Это стало возможным также благодаря тому, что общественное мнение Китайской Республики стало требовать от своего президента того, чтобы он уделял больше внимания американо-тайваньскому сотрудничество. Таким образом, под занавес президентства МаИнцзю взаимоотношения между США и Тайванем вышли на прежний уровень.
В-четвертых, В-четвертых, как и в отношении политического сотрудничества с Тайванем подход Вашингтона к американо-тайваньскому военно-техническому сотрудничеству в период значительного потепления китайско-тайваньских отношений кардинально не изменился. Это подтвердили действия и публичные заявления высших должностных лиц США еще в самом начале работы администрации Б. Обамы. Существует несколько причин, почему же Вашингтон продолжил активно сотрудничать с Тайбэем в военно-технической области.
Первая причина: улучшение межбереговых отношений вовсе не означает, что угроза военного захвата острова со стороны КНР исчезла навсегда. Стоит помнить, что до сих пор действует так называемый «Закон о противодействии расколу страны», принятый ВСНП в 2005 году. Вторая причина это желание Вашингтона сохранить хоть какое-то равновесие сил в Тайваньском проливе в условиях, когда КНР ежегодно наращивает свою военную мощь. Ведь в случае если одна китайская сторона переговоров будет обладать значительным преимуществом над своим визави, тогда это позволит Пекину навязывать свою позицию Тайбэю, чего естественно не могут допустить Соединенные Штаты.
Именно это и побудило администрацию Б. Обамы совершить три продажи вооружений в 2010, 2011 и 2015 годах на общую сумму 14 миллиардов долларов. Важным фактом является то, что администрация Б. Обама, которая находилась у власти в период, характеризующийся наилучшим состоянием межбереговых отношений со времен окончания гражданской войны, продала вооружений на сумму большую, чем администрация Дж. Буша-младшего.
Однако необходимо отметить, что в последние годы имеется несколько проблем в американо-тайваньском военном сотрудничестве. Среди главных проблем можно выделить: сокращение военного бюджета Тайваня, которое наблюдалось в период президентства МаИнцзю; значительное урезание военного сотрудничества в период первого президентского срока МаИнцзю, причиной которого стало стремление тайваньских властей сделать все, чтобы не навредить начинавшемуся процессу нормализации межбереговых отношений; отказ Вашингтона продавать Тайбэю новейшие истребители F-16.
В-пятых, Соединенные Штаты и Тайвань продолжают поддерживать тесное экономическое сотрудничество. Стремительное развитие межбероговой торговли, которое происходило в период с 2008 по 2016 год, нисколько не помешало американо-тайваньским экономическим взаимоотношениям. Сотрудничество с экономически развитым Тайванем очень выгодно США. Экономическая привлекательность острова является еще одним аргументом в пользу того, чтобы не отказываться от поддержки Китайской Республики. К тому же тайваньская экономика хоть и не так сильно зависима от США как раньше, но Соединённые Штаты продолжают оставаться одним из главных торговых партнеров острова, а также одним из главных инвесторов в экономику Китайской Республики. Благодаря этому у Вашингтона появляется еще один рычаг давления на власти Тайваня, который позволяет не допускать принятия невыгодных для США политических решений Тайбэя. Однако стоит заметить, что так же как в политическом и военно-техническом американо-тайваньском сотрудничестве в экономических взаимоотношениях США и Тайваня в период с 2008 по 2016 год имелось несколько проблемных вопросов. Первая проблема это то, что правительство Китайской Республики вело некоторые ограничения на иностранные инвестиции в определенные секторы экономики. Вторая проблема это тот факт, что существуют разногласия по поводу экспорта американской свинины и говядины на Тайвань. Вступление в Транстихооеканское партнерство являлось (до января 2017, когда Д. Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства) третьей важной проблемой американо-тайваньского экономического сотрудничества. Тайваньские власти неоднократно просили Вашингтон помочь Китайской Республике присоединиться к этому торговому соглашению. Однако администрация Б. Обамы по политическим соображениям постоянно отвечала отказом.
В-шестых, отношения между КНР и Тайванем начали снова портиться после прихода к власти лидера Демократической прогрессивной партии ЦайИнвэнь. Дело в том, что сторонники этой партии являются приверженцами полной независимости Тайваня, что естественно вызывает негодование в Пекине. К тому же новый тайваньский президент до сих пор не признала «Консенсус 1992 года», который китайские власти считают важнейшим элементом взаимоотношений между КНР и Китайской Республикой. ЦайИнвэнь лишь ограничилась тем, что признала сам факт проведения в 1992 году переговоров между представителями Пекина и Тайбэя. Все это привело к тому, что после вступления в должность ЦайИнвэнь в межбереговых отношениях наметился спад.
Однако необходимо отметить, что несмотря на опасения Вашингтона, ЦайИнвэнь оказалась довольно умеренным политиком, и в первые месяцы нахождения у власти она не делала вызывающих действий в отношении КНР. Ситуация в Тайваньском проливе начала крайне накаляться только после того как в ноябре 2016 года президентом США был избран Дональд Трамп. Он согласился принять поздравительный звонок от ЦайИнвэнь 2 декабря 2016 года. И это имеет колоссальное значение. Новый президент показал Тайбэю и Пекину, что будет уделять больше внимание развитию американо-тайваньского сотрудничества (возможно больше чем любой другой американский президент с 1979 года). В свою очередь действия ЦайИнвэнь, означают намерение нового тайваньского президента углублять взаимоотношения между Вашингтоном и Тайбэем. Американо-тайваньские отношения вполне могут выйти на совершенно новый уровень в ближайшие годы.
Во-первых, история тайваньской проблемы берет свое начало с середины 20 века, а именно с окончания гражданской войны в Китае. В 1949 году режим Гоминьдана после поражения был вынужден перебраться на остров Тайвань. Именно там обосновалась и укрепила свои позиции администрация Чан Кайши. Таким образом, Китайская Республика, основанная еще в 1911 году, продолжила свое существование и впоследствии превратилась в одно из самых экономически развитых мест в Восточной Азии. Однако такое развитие событий было бы невозможно, если бы не своевременное вмешательство Соединенных Штатов в конфликт между КПК и Гоминьданом. Дело в том, что уничтожив своих противников в материковой части Китая Мао Цзэдун начал планировать военное вторжение на Тайвань, для того чтобы окончательно уничтожить гоминдановский режим. Однако планам КПК не суждено было сбыться. В Вашингтоне восприняли разразившуюся Корейскую войну как элемент «Коммунистической экспансии» и решили сделать Тайвань одним из ключевых элементов в американской политике сдерживания коммунизма. Для предотвращения военного захвата острова Гарри Трумэн принял историческое решение направить Седьмой флот ВМС США в Тайваньский пролив. Именно после этого события Соединенные Штаты становятся третьим основным участником тайваньской проблемы. В последующие годы Вашингтон оказывает Тайбэю колоссальную экономическую и военную помощь, которая и позволила Китайской Республике превратиться в то политическое образование, какое мы наблюдаем сегодня. Тайвань стал одним из главных союзников США в АТР.
В 1979 году тайваньская проблема перешла в свою новую фазу, которая продолжается и по сегодняшний день. Именно в этот период США установили дипломатические отношения с КНР и разорвали их с Китайской Республикой. Однако между Тайбэем и Вашингтоном сохранились неформальные, но очень тесные взаимоотношения. Фундаментом новых американо-тайваньских взаимоотношений стали «Закон об отношениях с Тайванем» и «Шесть Заверений Рейгана». США хоть и не официально, но превратились в гаранта безопасности Китайской Республики. Также в этот период Вашингтон выработал свою основную позицию касательно тайваньской проблемы, которой США продолжают следовать и сегодня. Она заключается в следующем: судьба Тайваня должна быть решена исключительно мирным путем самим китайским народом. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Соединенные Штаты являются одним из главных архитекторов тайваньской проблемы. Колоссальная роль в появлении и сохранении такого политического образования как Китайская Республика на Тайване принадлежит именно Вашингтону.
Во-вторых, на современном этапе несколько ключевых факторов формируют политику США в отношении Тайваня. Первым фактором можно назвать кардинальное изменение Тайваня в последние десятилетия. Сегодня Китайская Республика это уже не бедное аграрное политическое образование как это было в 1950-х годах. Современный Тайвань это одно из самых высокоразвитых мест в Восточной Азии. К тому же, на Тайване сменился политический режим. На территории Китайской Республики процветает демократия, ни осталось и следа от имевшего место быть ранее авторитаризма. Данный факт накладывает определенные трудности для США. Если раньше Вашингтону приходилось работать хоть и с авторитарным, но одним сильным лидером, то сегодня американским лидером нужно подстраивать свою политику под каждого нового тайваньского президента. Из этого можно сделать вывод о том, что раньше Вашингтону было проще проводить свою политику в отношении Тайваня. Помимо этого Китайская Республика проводит активную международную политику, для того чтобы вырваться из дипломатической изоляции. Тайвань поддерживает тесные неформальные отношения со многими станами мира. Все это говорит о том, что хоть Вашингтон и является самым главным партнёром и союзником Тайбэя, Соединенные Штаты не единственная страна, которая имеет тесные отношения с Тайванем.
Второй фактор, и, пожалуй, самый главный, который оказывает влияние на политику США в отношении Тайваня на современном этапе это значительная нормализация китайско-тайваньских отношений, произошедшая после прихода к власти на Тайване президента МаИнцзю. Впервые за долгие годы отношения между двумя берегами Тайваньского пролива перестали быть враждебными. Пекину и Тайбэю, наконец, удалось перейти к конструктивному сотрудничеству. Было подписано большое количество экономических соглашений. Межбереговой торговой оборот стремительно рос, и КНР окончательно стала самым главным торговым партнером Тайваня. Политические взаимоотношения тоже развивались, хоть и гораздо медленнее, чем экономические. Своеобразным триумфальным пиком китайско-тайваньских отношений стала встреча лидеров Тайваня и КНР в Сингапуре в 2015 году. Эта встреча как ничто другое стала подтверждением того, что Тайваньская проблема находилась на совершенно новом этапе, который характеризовался потеплением китайско-тайваньских отношений. Таким образом, Вашингтон должен был выстраивать свою политику в отношении Китайской Республики, учитывая происходивший процесс потепления отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.
Третий фактор, формирующий облик современной тайваньской политики США в период с 2008 по 2017 год, это значительный рост мощи КНР в последние годы. Китайская Народная Республика значительно изменилась со времен окончания гражданской войны. За последние десятилетия она превратилась в одну из ведущих мировых держав и в самую могущественную страну в Азиатском регионе. В Вашингтоне стали опасаться, что такой стремительный рост экономической и военной мощи позволит КНР в скором будущем стать гегемоном в АТР. Чтобы избежать этого администрация Б. Обама совершила так называемое «Возвращение в Азию», главной целью которой стало перенаправление основных дипломатических, экономических, военных сил и ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион. Таким образом, с одной стороны, новая тихоокеанская политика США, заставила Вашингтон больше уделять внимание американо-тайваньским взаимоотношениям. Но с другой стороны, значительное усиление КНР вынуждает Соединённые Штаты более аккуратно проводить свою тайваньскую политику, чтобы не спровоцировать конфликт между США и Китаем.
В-третьих, подход Соединенных Штатов к осуществлению политики в отношении Тайваня остался неизменным, даже в условиях интенсивной нормализации китайско-тайваньских отношений. Однако в первые годы президентства МаИнцзю изменилась политика самого Тайбэя. Тайваньские власти стали более осторожно взаимодействовать с США, а именно тщательно просчитывать как тот или иной шаг сотрудничества с Соединенными Штатами может повлиять на прогрессирующие отношения Тайваня и материкового Китая. Данный факт позволяет условно разделить американо-тайваньское политическое взаимодействие в период с 2008 по 2016 год на два этапа. Первый этап это первые годы президентства МаИннцзю, когда значительно сократилось число двухсторонних контактов между чиновниками высокого ранга из США и Тайваня. Так же понизился их уровень. В Вашингтоне стали опасаться, что Тайвань постепенно удаляется от США. Именно это, а также новая тихоокеанская стратегия, побудили администрацию Соединенных Штатов предпринять ряд шагов, для того, чтобы вернуть взаимоотношения между США и Тайванем на прежний уровень. Наступил второй этап американо-тайваньского политического сотрудничества, который длился с 2011 по 2016 год. Действия Вашингтона оказались успешными, и в итоге Соединенным Штатам удалось восстановить диалог Тайбэй-Вашингтон на высоком уровне, свидетельством чему стал первый за 14 лет официальный визит американского министра на Тайвань. Это стало возможным также благодаря тому, что общественное мнение Китайской Республики стало требовать от своего президента того, чтобы он уделял больше внимания американо-тайваньскому сотрудничество. Таким образом, под занавес президентства МаИнцзю взаимоотношения между США и Тайванем вышли на прежний уровень.
В-четвертых, В-четвертых, как и в отношении политического сотрудничества с Тайванем подход Вашингтона к американо-тайваньскому военно-техническому сотрудничеству в период значительного потепления китайско-тайваньских отношений кардинально не изменился. Это подтвердили действия и публичные заявления высших должностных лиц США еще в самом начале работы администрации Б. Обамы. Существует несколько причин, почему же Вашингтон продолжил активно сотрудничать с Тайбэем в военно-технической области.
Первая причина: улучшение межбереговых отношений вовсе не означает, что угроза военного захвата острова со стороны КНР исчезла навсегда. Стоит помнить, что до сих пор действует так называемый «Закон о противодействии расколу страны», принятый ВСНП в 2005 году. Вторая причина это желание Вашингтона сохранить хоть какое-то равновесие сил в Тайваньском проливе в условиях, когда КНР ежегодно наращивает свою военную мощь. Ведь в случае если одна китайская сторона переговоров будет обладать значительным преимуществом над своим визави, тогда это позволит Пекину навязывать свою позицию Тайбэю, чего естественно не могут допустить Соединенные Штаты.
Именно это и побудило администрацию Б. Обамы совершить три продажи вооружений в 2010, 2011 и 2015 годах на общую сумму 14 миллиардов долларов. Важным фактом является то, что администрация Б. Обама, которая находилась у власти в период, характеризующийся наилучшим состоянием межбереговых отношений со времен окончания гражданской войны, продала вооружений на сумму большую, чем администрация Дж. Буша-младшего.
Однако необходимо отметить, что в последние годы имеется несколько проблем в американо-тайваньском военном сотрудничестве. Среди главных проблем можно выделить: сокращение военного бюджета Тайваня, которое наблюдалось в период президентства МаИнцзю; значительное урезание военного сотрудничества в период первого президентского срока МаИнцзю, причиной которого стало стремление тайваньских властей сделать все, чтобы не навредить начинавшемуся процессу нормализации межбереговых отношений; отказ Вашингтона продавать Тайбэю новейшие истребители F-16.
В-пятых, Соединенные Штаты и Тайвань продолжают поддерживать тесное экономическое сотрудничество. Стремительное развитие межбероговой торговли, которое происходило в период с 2008 по 2016 год, нисколько не помешало американо-тайваньским экономическим взаимоотношениям. Сотрудничество с экономически развитым Тайванем очень выгодно США. Экономическая привлекательность острова является еще одним аргументом в пользу того, чтобы не отказываться от поддержки Китайской Республики. К тому же тайваньская экономика хоть и не так сильно зависима от США как раньше, но Соединённые Штаты продолжают оставаться одним из главных торговых партнеров острова, а также одним из главных инвесторов в экономику Китайской Республики. Благодаря этому у Вашингтона появляется еще один рычаг давления на власти Тайваня, который позволяет не допускать принятия невыгодных для США политических решений Тайбэя. Однако стоит заметить, что так же как в политическом и военно-техническом американо-тайваньском сотрудничестве в экономических взаимоотношениях США и Тайваня в период с 2008 по 2016 год имелось несколько проблемных вопросов. Первая проблема это то, что правительство Китайской Республики вело некоторые ограничения на иностранные инвестиции в определенные секторы экономики. Вторая проблема это тот факт, что существуют разногласия по поводу экспорта американской свинины и говядины на Тайвань. Вступление в Транстихооеканское партнерство являлось (до января 2017, когда Д. Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства) третьей важной проблемой американо-тайваньского экономического сотрудничества. Тайваньские власти неоднократно просили Вашингтон помочь Китайской Республике присоединиться к этому торговому соглашению. Однако администрация Б. Обамы по политическим соображениям постоянно отвечала отказом.
В-шестых, отношения между КНР и Тайванем начали снова портиться после прихода к власти лидера Демократической прогрессивной партии ЦайИнвэнь. Дело в том, что сторонники этой партии являются приверженцами полной независимости Тайваня, что естественно вызывает негодование в Пекине. К тому же новый тайваньский президент до сих пор не признала «Консенсус 1992 года», который китайские власти считают важнейшим элементом взаимоотношений между КНР и Китайской Республикой. ЦайИнвэнь лишь ограничилась тем, что признала сам факт проведения в 1992 году переговоров между представителями Пекина и Тайбэя. Все это привело к тому, что после вступления в должность ЦайИнвэнь в межбереговых отношениях наметился спад.
Однако необходимо отметить, что несмотря на опасения Вашингтона, ЦайИнвэнь оказалась довольно умеренным политиком, и в первые месяцы нахождения у власти она не делала вызывающих действий в отношении КНР. Ситуация в Тайваньском проливе начала крайне накаляться только после того как в ноябре 2016 года президентом США был избран Дональд Трамп. Он согласился принять поздравительный звонок от ЦайИнвэнь 2 декабря 2016 года. И это имеет колоссальное значение. Новый президент показал Тайбэю и Пекину, что будет уделять больше внимание развитию американо-тайваньского сотрудничества (возможно больше чем любой другой американский президент с 1979 года). В свою очередь действия ЦайИнвэнь, означают намерение нового тайваньского президента углублять взаимоотношения между Вашингтоном и Тайбэем. Американо-тайваньские отношения вполне могут выйти на совершенно новый уровень в ближайшие годы.
Подобные работы
- РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - УЧАСТИЕ КНР И США В КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЕ (1949- 1951 ГТ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Внешняя политика Тайваня
в контексте отношений США и Китая в XXI веке
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Американо-китайские отношения на современном этапе (2000-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КИТАИСКО-ТАИВАНЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ПРИХОДА К ВЛАСТИ МА ИНЦЗЮ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - КИТАЙСКИЕ ДИАСПОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ВТОРОЙ
МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Тайваньский вопрос в политике США в отношении КНР в 2001-2016 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - Мягкая политика Китая в АТР на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



