ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ………………………………………..7
1.1 Оценивание: теоретические основания и история развития
1.2. Оценка регулирующего воздействия как часть административной реформы в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОРВ В РФ……..21
2.1. Сравнительный анализ региональных практик ОРВ……………………21
2.2 Основные особенности и проблемы реализации процедуры ОРВ в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие современной системы государственного управления в России характеризуется высокой степенью сложности данного процесса. Совершенствование институтов гражданского общества и растущее влияние бизнеса на политический процесс требует налаживания коммуникации с данными субъектами политического системы со стороны государства. Формирование института оценки регулирующего воздействия во многом преследует данную цель. Процедура оценивания как важнейший элемент улучшения эффективности государственной политики и управления существует уже более полувека во многих развитых странах мира. Этот механизм способствует повышению качества процесса принятия решений. В США и некоторых странах Западной Европы процедура оценивания изначально подразумевала сбор и аналитику информации о результатах проводимой политики. С развитием технологий и усложнением структуры государственного управления под оценкой начали понимать комплексный количественный и качественный анализ процесса выработки и принятия решений. Внедрение в практику нового государственного менеджмента предало оцениванию более масштабный и полноценный характер. На данном этапе оценивание начинает носить внутренний характер. Развитие менеджмента публичных ценностей актуализирует коммуникативный аспект процедуры оценки. Одна из основных задач современных аналитиков состоит в сборе и анализе различных профессиональных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) способствует реализации данной задачи. ОРВ представляет собой совокупность различных методик по оценке и анализу основных проблем и целей разрабатываемых нормативно-правовых актов. Данный механизм является очередным этапом реализации административной реформы в РФ.
Нормативную базу ОРВ составляют следующие документы: Приказ Минэкономразвития России от 31.08.2010 г. № 398 «О порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия»; Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2011 г. № 929 «О внесении изменения в положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Данные нормативные акты определяют ключевые понятия и механизм процедуры проведения оценки регулирующего воздействия в РФ. Министерство экономического развития является тем государственным органом, который отвечает за обеспечение функционирования процедуры ОРВ.
Исследования в области теоретических основ и практической реализации института ОРВ становятся все более популярными среди российского научного сообщества. Основным экспертным центром в данной области является центр ОРВ при национальном исследовательском университете Высшая школа экономики. Данный департамент возглавляет Даниил Борисович Цыганков, который является автором множества научных публикаций по вопросам теоретической и практической реализации ОРВ. Вопросами обоснования необходимости внедрения ОРВ занимаются такие исследователи, как Митин А. Н., Душакова Л. А., Вечернин Д. С. и др. Проблемы практической реализации ОРВ затронуты в трудах Колегова В. В., Радченко Т. Е., Паршиной Е., Дидикина А. Б., Эльмурзаевой Р. А., Акерман Е. Н. и др. Таким образом, актуальность нашего исследования определяется непосредственной реализацией внедрения ОРВ в современной России и наличием большего научного и профессионального интереса к данному вопросу.
Объектом нашего исследования является процедура оценки регулирующего воздействия.
Предмет исследования – реализация внедрения ОРВ в Российской федерации.
Цель данной работы - выявить ключевые особенности процесса оценки регулирующего воздействия в РФ.
Задачи:
• Исследовать теоретическую базу понятия оценки регулирующего воздействия
• Оценить эффективность внедрения ОРВ на территории РФ
• Обозначить основные проблемы внедрения ОРВ в РФ и пути их решения
Для достижения данных задач необходимо провести следующие работы:
• Исследовать законодательную базу ОРВ в РФ
• Рассмотреть историю развития и теоретические основания процедуры оценивания
• Проанализировать данные об осуществлении ОРВ в регионах РФ
• Проанализировать конкретные примеры реализации процедуры ОРВ в РФ
Теоретическую базу исследования составляет анализ современных трудов российских и зарубежных исследователей о сущности процедуры оценивания и оценки регулирующего воздействия, а также работы отечественных экспертов и чиновников об особенностях внедрения института ОРВ в РФ.
Методологической основой исследования является совокупность нормативного, сравнительного и институционального методов анализов. В рамках данного исследования также используется метод case-study, который позволяет достичь поставленных в работе задач.
В структурном плане работа включает в себя введение, две главы, разделенные соответственно на два параграфа, заключение и список литературы.
В данной работе мы рассмотрели теоретические основания и особенности практической реализации процедуры оценки регулирующего воздействия в РФ.
Оценка регулирующего воздействия представляет собой совокупность механизмов по выявлению, анализу и оценке основных проблем, связанных с разработкой нормативно-правовых актов. Данная процедура позволяет оптимизировать систему государственного управления, сократить бюджетные расходы и наладить коммуникацию между обществом и государством в сфере выработки и принятия управленческих решений.
В нашем исследовании мы провели теоретический и исторический анализ процедуры оценивания, которая включает в себя механизм оценки регулирующего воздействия. Основная задача оценивания состоит в поддержании эффективности структуры государственного управления. Развитие этой процедуры началось со второй половины 20 века и в настоящее время достигло уровня неотъемлемой части процесса принятия качественных государственных решений.
Внедрение института оценки регулирующего воздействия является частью мер по осуществлению административной реформы в РФ. Данный механизм контроля и оценки способствует дерегулированию административной системы и повышает эффективность принимаемых нормативно-правовых актов.
Мы рассмотрели ключевые направления развития института оценки регулирующего воздействия в регионах Российской федерации. Основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты федерации при адаптации к данному механизму, заключаются в недостатке четкого и продуманного регионального законодательства по ОРВ. Отсутствие продуманных механизмов взаимодействия между обществом и властью также препятствует эффективному функционированию данного института. Такое положение вещей можно оправдать коротким сроком существования данной процедуры в практическом поле реализации. Но существенные различия в качестве разработки ОРВ в разных регионах указывают на низкую результативность работы системы управления. Принятие необходимой законодательной базы по ОРВ на региональном уровне, улучшение регламентов проведения публичных слушаний и разработка информационных порталов по вопросам реализации оценки регулирующего воздействия. Все эти меры должны значительно повысить эффективность рассматриваемого института.
Мы провели анализ некоторых примеров практического применения механизма оценки регулирующего воздействия в РФ. В ходе данного исследования были выделены проблемные аспекты этого института. Негативные проявления реализации ОРВ связаны с институциональными характеристиками российской политической системы. Перенесение зарубежных практик оценивания требует длительного срока адаптации и высокого уровня активности со стороны гражданского общества и предпринимателей. Эффективное внедрение ОРВ должно характеризоваться информированностью общества о данном процессе. Граждане могут играть важнейшую роль в процедуре ОРВ при грамотном влиянии со стороны государства.
Проблема развития законодательства об ОРВ видится одной из ключевых для эффективности работы данной процедуры. Законодательное закрепление обязанности разработчика НПА реагировать на заключение об ОРВ должно стать приоритетным направлением в работе по усовершенствованию этого института.
Создание независимого корпуса экспертов для проведения ОРВ также является необходимой мерой. Ценность процедуры оценки регулирующего воздействия заключается в полноценном и всеобъемлющем анализе разрабатываемых программ. Конъюнктурность и ангажированность экспертного сообщества подрывает данные цели и значительно снижает авторитет самой процедуры.
Тем не менее, несмотря на наличие ряда проблем в процессе реализации ОРВ, можно признать, что этот институт имеет большие перспективы развития в России и может стать ключевым при построении современной и эффективной политико-управленческой системы в нашей стране.
Данное исследование было апробировано на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2016» и было признано одним из лучших докладов на подсекции «Технологии управления эффективностью: традиции и инновации» секции «Государственное и муниципальное управление».
1. Постановление Правительства России от 15 мая 2010 года № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2012 года № 623 «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах федерации».
3. Баркатунов В. Ф., Левченко В. А. Алгоритм внедрения института оценки регулирующего воздействия и его региональные особенности. Экономика и предпринимательство № 4-1, 2014 С.750-754
4. Волкова А. В. Механизмы и методы внедрения менеджмента публичных ценностей: российские и зарубежные практики. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12. Ч. 3. С. 43-47.
5. Волошинская А.А. Оценка регулирующего воздействия в России и в мире: одно сходство и семь различий. Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 49. Апрель 2015 г., с. 52-74
6. Ефремов А.А. Оценка регулирующего воздействия в системе институтов повышения эффективности нормотворчества. А.А. Ефремов. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012 № 2. - С, 121-133
7. Киселева Е.Н. Оценка регулирующего воздействия: понятие, происхождения, подходы // Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов, вып. VI / Под ред. Д.Б. Цыганкова. – М., 2011. – С. 76-82
8. Митин А. Н. Технология оценки регулирующего воздействия как новая ценность государственного управления. Аграрный вестник Урала № 10, 2014, с. 85-90
9. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Журнал российского права № 11, ноябрь 2006, с. 3-13.
10. Радченко Т., Паршина Е. Оценка регулирующего воздействия в России: практика применения и выводы из теории. Экономическая политика. 2014. № 3. С. 36–60
11. Слепова В.В., Насибуллина Т.В. Перспективы оценки регулирующего воздействия в реализации административной реформы в Российской Федерации. Экономика и предпринимательство. 2013. № 3. С. 78-80.
12. Сморгунов Л.В. Государство и политика модернизации. Вестник философии и социологии Курского государственного университета. 2010. № 2. С. 132–139.
13. Сморгунов Л. В. Государственная политика и управление. Москва. РОССПЭН, 2006. -384 с.
14. Тютин Д. В. Эволюция нового государственного управления: логика эффективности, результативности и менеджмента публичных ценностей. Теория и практика общественного развития. № 5. 2014. С 179-181.
15. Цыганков Д., Смирнова М., «Четвертое поколение методов оценивания». Коллоквиум «Оценивание программ и политик: методология и применение»: сборник материалов.Вып. I. под ред. Д. Б. Цыганкова,М.: 2007, с. 95-98.
16. Эльмурзаева Р. А., Акерман Е. Н. Особенности внедрения и развитие института оценки государственного регулирующего воздействия на региональном уровне. Вестниктомскогогосударственногоуниверситета. 2013. № 1, с. 78-81.
17. Bartels. K. Public encounters: the history and future of face-to-face contact between public professionals and citizens. 2013. 11 February. DOI: 10.1111/j.1467-9299.2012. 02101.x.
18. Bemelmans-Videc M.L. Evaluation in The Netherlands 1990 - 2000. Consolidation and Expansion // J. -E. Furubo, C.R. Ray, R. Sandahl (eds), International Atlas of Evaluation. New Brunswick and London: Transaction, 2002. P. 115-123
19. Bozeman В., Straussman J. Public Management Strategies: Guidelines for Managerial Effectiveness. San Francisco, 1991-264pp.
20. Brewer G., De Leon P. The Foundations of Policy Analysis. Homewood, 1983-332pp.
21. Chellmsky E., Shadish W. Evaluation for the 21st century: A handbook, SAGE, 1997, p. 21-23
22. Furubo J. -E., Sandahl R. A Diffusion-Perspective on Global Developments in Evaluation. J. -E. Furubo, C.R. Ray, R. Sandahl (eds), International Atlas of Evaluation. P. 1 – 26.
23. Levine R. Program evaluation and policy analysis in Western Nations. Evaluation research in practice. Comparative and International perspectives. 1981. P. 12-27.
24. Haveman. R. H. «Policy Analysis and Evaluation Research After Twenty Years». Policy Studies Journal, 1987, p. 191-218.
25. Osbome D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector.N.Y., 1992-420pp.
26. Rossi P. H., Freeman H. E., Lipsey M. W. «Evaluation. A systematic approach. SAGE. 2004-188pp.
27. Wollman H. Evaluation in Public-sector reform: Toward a 'third wave' of evaluation? H. Wollmunn (ed.). Evaluation in Public Sector Reform, Cheltenham/Northampton: Edgar Elgar, 2003. P. 1 – 11.
28. Заключение Минэкономразвития России от 7 октября 2015 года № 28478-ОФ/Д26и
29. Закон приняли без бизнеса. Российская Бизнес-газета - Новое законодательство №942 (13) 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/08/predprinimateli.html (Дата обращения: 10.05.2016).
30. Министерство экономического развития. Мониторинг ОРВ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info/monitoring/ria2016april, http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info/monitoring/20160414, http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info/monitoring/20160328, http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ria/info/monitoring/20160229 (Дата обращения: 12.05.2016)
31. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=37495 (Дата обращения: 21.12.2015)
32. Проект приказа «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=43007 (Дата обращения: 11.05.2016)
33. Результаты ОРВ в Ростовской области по итогам 2015 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.donland.ru/Blog/ViewPost.aspx?pageid=127539&ItemID=111796&mid=135219 (Дата обращения: 8.05.2016)
34. Рейтинг муниципальных образований Ульяновской области по качеству внедрения ОРВ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekonom73.ru/page/10568-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B2 (Дата обращения: 8.05.2016).