Насилие во взаимодействии государства и общества на современном этапе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государство как гарант стабильности развития общества 9
1.1 Государственные рычаги воздействия на общество 9
1.2 Конвенциональные и неконвенциональные методы государственного политического принуждения 22
ГЛАВА 2. Воздействие общества на государство: формы и направления 32
2.1 Политическая поддержка государства обществом 32
2.2 Политическая оппозиция общества по отношению к государству 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ГЛАВА 1. Государство как гарант стабильности развития общества 9
1.1 Государственные рычаги воздействия на общество 9
1.2 Конвенциональные и неконвенциональные методы государственного политического принуждения 22
ГЛАВА 2. Воздействие общества на государство: формы и направления 32
2.1 Политическая поддержка государства обществом 32
2.2 Политическая оппозиция общества по отношению к государству 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
В научных работах исследователей общественно-государственное взаимодействие обсуждается редко и поверхностно. Обычно в дискурс входит описание признаков государства, политических режимов и институтов, посредством которых совершается регулирование общества. Тем не менее, взаимоотношения общества и государства не ограничиваются данными явлениями. Запутанность и неопределенность в сферах задач, функций государства и общества порождает отрицательные последствия для обоих субъектов.
Термины «общество» и «государство» появились асинхронно. «Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35-40 тысяч лет назад». Российский философ и историк Ю.И.Семенов говорит: «Кончилась праистория и началась история человеческого общества». В период варварства и существования первобытных общин отношения между члена племени регламентировались посредством обычаев, традиций. Существовало только неписаное право, с которым все негласно соглашались.
Образование первых государств произошло в четвертом тысячелетии до н.э. Его создание обусловлено с формированием социальных групп, которые требовали письменного закрепления общепринятых норм для сохранения безопасности.
«Общество» - форма объединения людей, она гораздо обширнее, чем «государство». Общество состоит из четырех сфер: политической, экономической, духовной и социальной. Государство – ведущий институт политической сферы.
Общество и государство нетождественны между собой, несмотря на то, что некоторые мыслители рассматривали их как синонимичные понятия. Однако государство создавалось специально для более продуктивного достижения общего блага, которого в обществе достичь проблематично. Государство имеет политические и экономические функции, такие как охрана частной собственности и жизни граждан, поддержание порядка внутри общества.
Из общества закономерно сформировалось государство, которое впоследствии преобразовалось в основной политический институт. Оно находится над обществом, но работает на благо общества. Государство при принятии политических решений принимает во внимание интересы общества, взаимодействует с ним. Нормальное развитие общественных отношений невозможно без участия государства. Всегда должен функционировать политический орган, контролирующий интересы индивидов и интересы общества, добиваться достижения консенсуса между ними. Таким органом и является государство.
Исследователей и мыслителей всегда привлекала тема роли насилия в жизни человека. В настоящее время в политическом дискурсе распространены две глобальные сферы проявления насилия в общественных отношениях: сфера взаимодействия различных социальных общностей (племен, этносов) и внутри социально-политических организаций, институтов. Если первое встречается в литературе часто, то по второй сфере найти информацию достаточно сложно. Также применение насилия понимается многими исследователями односторонне, как вынужденное, но необходимое для обеспечения безопасности. Насилие – ограничение воли и свободы объекта.
Вся история эволюции человеческого общества свидетельствует, что насилие всегда присутствовало и присутствует сегодня во всех сферах его жизнедеятельности. В литературе встречается термин социальное, культурное, воспитательное, криминальное насилие, насилие экономики, структурное насилие. Особого внимания удостоено политическое насилие. До сих пор существует эскалация насилия. Ежедневно СМИ освещают множество насильственных событий и явлений. Распространен стереотип, в результате которого каждый большинство людей считают насилие частью современности, олицетворением всеобщего зла.
В связи с этим представляется актуальным изучение насилия как средства контроля и поддержки, как со стороны общества, так и государства. К тому же тема насилия важна вследствие распространения в мире принципов демократии, индивидуализма, либерализма.
Объектом исследования является сфера взаимодействия государства и общества на современном этапе.
Предмет исследования – особенности проявления насилия во взаимодействии государства и общества, формы и методы его применения как государством по отношению к обществу, так и обществом по отношению к государству.
В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что в общественно-государственных отношениях всегда есть место применению насилия, причем как государство имеет насильственные рычаги воздействия на общество, так и общество может использовать насильственные методы по отношению к государству.
Степень научной разработанности.
Начальные принципы применения силы в государственной политике были описаны Платоном и Аристотелем, идеи которых впоследствии были задействованы в разработке христианской правовой теории Августином и Ф.Аквинским .
И.Кант оправдывал насильственное принуждение только по отношению к тому, кто наносил ущерб самому праву. Он являлся сторонником этатистского понимания насилия. Его идеи легли в основу либеральной традиции права и развития ненасильственных теорий регулирования общества, представленные в трудах таких мыслителей, как М.-Л.Кинга, М.Ганди,Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева .
В трудах И.А. Ильина можно найти моральное оправдание применения насилия .
С.Льюкс, Д.Истон рассматривали насилие как структурный элемент системы права и политики .
Применение насилие на уровне цивилизации и межцивилизационных отношений изучались в трудах С. Хантигтона, Ф.Фукуямы, И. Валлерстайна, А.С.Панарина, К.А.Гаджиева и других.
А.В. Дмитриев и И.Ю.Залысин уделили большое внимание социально-политическому анализу феномена насилие, его разновидностям и источникам. В.И. Красиков описывает особенности насилия в каждой из сфер общества, взаимодействие насилия и сознания, сравнение насилия и ненасилия, терроризма.
Теорию структурного насилия развивал норвежский политолог и социолог Й.Галтунг.
Насилие и его взаимосвязь с властью рассматривается в трудах Р. Даля, М.Вебера, Э.Тоффлера, Ч. Миллса, Н. Лумана, А.А. Гусейнова.
Д. Шарп занимался разработкой ненасильственных методов сопротивления государственной власти .
Несмотря на наличие значительной литературы об исследовании феномена насилия в общественных отношениях, в настоящее время испытывается недостаток политологических исследований по проблеме применения насилия в политической системе общества.
Цель исследования - выявление особенностей применения насилия государством и обществом в процессе их взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Исследовать формы политической поддержки государства обществом.
2. Рассмотреть виды политической оппозиции общества
3. Изучить государственные рычаги воздействия государства на общество
4. Выявить, какие из государственных рычагов являются легальными и нелегальными.
5. Определить условия(предпосылки), формы и методы применения насилия государства по отношению к обществу и общества к государству.
Методологической основой исследования является принцип единства исторического, ценностно-нормативного, сравнительного методов научного анализа. В основе работы лежит историко-политологический подход, включающий в себя элементы философской реконструкции, сравнительного метода, текстологического и исторического анализа, структурно-функциональный подход к исследованию насилия.
Теоретической основой исследования стали солидаристские концепции, в которых уделяется наибольшее внимание феномену общей воли, согласия как факторах, обеспечивающих целостность общества, подчеркивающие значение общей воли и согласия для сохранения целостности общества. Представители данной концепции рассматривают насилие как проявлении дисфункции. В основу также легли конфликтные концепции, исходящие из объективности и рациональности наличия различия, противоречий и конфликтов и признающих насилие атрибутом социальной динамики. Сущностное определение насилие в работе базируется на концепции структурного насилия Й.Галтунга. Социокультурные истоки насилия, опосредующие связь государства и легитимации насилия, рассматриваются на основе конструктивизма.
Структура работы
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении раскрывается актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы.
В первой главе анализируются методы взаимодействия общества с властными структурами, формы поддержки государства и оппозиционная деятельность общества
Во второй главе раскрываются государственные рычаги принуждения по отношению к обществу, характеризуется степень их конвенциональности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы.
Термины «общество» и «государство» появились асинхронно. «Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35-40 тысяч лет назад». Российский философ и историк Ю.И.Семенов говорит: «Кончилась праистория и началась история человеческого общества». В период варварства и существования первобытных общин отношения между члена племени регламентировались посредством обычаев, традиций. Существовало только неписаное право, с которым все негласно соглашались.
Образование первых государств произошло в четвертом тысячелетии до н.э. Его создание обусловлено с формированием социальных групп, которые требовали письменного закрепления общепринятых норм для сохранения безопасности.
«Общество» - форма объединения людей, она гораздо обширнее, чем «государство». Общество состоит из четырех сфер: политической, экономической, духовной и социальной. Государство – ведущий институт политической сферы.
Общество и государство нетождественны между собой, несмотря на то, что некоторые мыслители рассматривали их как синонимичные понятия. Однако государство создавалось специально для более продуктивного достижения общего блага, которого в обществе достичь проблематично. Государство имеет политические и экономические функции, такие как охрана частной собственности и жизни граждан, поддержание порядка внутри общества.
Из общества закономерно сформировалось государство, которое впоследствии преобразовалось в основной политический институт. Оно находится над обществом, но работает на благо общества. Государство при принятии политических решений принимает во внимание интересы общества, взаимодействует с ним. Нормальное развитие общественных отношений невозможно без участия государства. Всегда должен функционировать политический орган, контролирующий интересы индивидов и интересы общества, добиваться достижения консенсуса между ними. Таким органом и является государство.
Исследователей и мыслителей всегда привлекала тема роли насилия в жизни человека. В настоящее время в политическом дискурсе распространены две глобальные сферы проявления насилия в общественных отношениях: сфера взаимодействия различных социальных общностей (племен, этносов) и внутри социально-политических организаций, институтов. Если первое встречается в литературе часто, то по второй сфере найти информацию достаточно сложно. Также применение насилия понимается многими исследователями односторонне, как вынужденное, но необходимое для обеспечения безопасности. Насилие – ограничение воли и свободы объекта.
Вся история эволюции человеческого общества свидетельствует, что насилие всегда присутствовало и присутствует сегодня во всех сферах его жизнедеятельности. В литературе встречается термин социальное, культурное, воспитательное, криминальное насилие, насилие экономики, структурное насилие. Особого внимания удостоено политическое насилие. До сих пор существует эскалация насилия. Ежедневно СМИ освещают множество насильственных событий и явлений. Распространен стереотип, в результате которого каждый большинство людей считают насилие частью современности, олицетворением всеобщего зла.
В связи с этим представляется актуальным изучение насилия как средства контроля и поддержки, как со стороны общества, так и государства. К тому же тема насилия важна вследствие распространения в мире принципов демократии, индивидуализма, либерализма.
Объектом исследования является сфера взаимодействия государства и общества на современном этапе.
Предмет исследования – особенности проявления насилия во взаимодействии государства и общества, формы и методы его применения как государством по отношению к обществу, так и обществом по отношению к государству.
В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что в общественно-государственных отношениях всегда есть место применению насилия, причем как государство имеет насильственные рычаги воздействия на общество, так и общество может использовать насильственные методы по отношению к государству.
Степень научной разработанности.
Начальные принципы применения силы в государственной политике были описаны Платоном и Аристотелем, идеи которых впоследствии были задействованы в разработке христианской правовой теории Августином и Ф.Аквинским .
И.Кант оправдывал насильственное принуждение только по отношению к тому, кто наносил ущерб самому праву. Он являлся сторонником этатистского понимания насилия. Его идеи легли в основу либеральной традиции права и развития ненасильственных теорий регулирования общества, представленные в трудах таких мыслителей, как М.-Л.Кинга, М.Ганди,Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева .
В трудах И.А. Ильина можно найти моральное оправдание применения насилия .
С.Льюкс, Д.Истон рассматривали насилие как структурный элемент системы права и политики .
Применение насилие на уровне цивилизации и межцивилизационных отношений изучались в трудах С. Хантигтона, Ф.Фукуямы, И. Валлерстайна, А.С.Панарина, К.А.Гаджиева и других.
А.В. Дмитриев и И.Ю.Залысин уделили большое внимание социально-политическому анализу феномена насилие, его разновидностям и источникам. В.И. Красиков описывает особенности насилия в каждой из сфер общества, взаимодействие насилия и сознания, сравнение насилия и ненасилия, терроризма.
Теорию структурного насилия развивал норвежский политолог и социолог Й.Галтунг.
Насилие и его взаимосвязь с властью рассматривается в трудах Р. Даля, М.Вебера, Э.Тоффлера, Ч. Миллса, Н. Лумана, А.А. Гусейнова.
Д. Шарп занимался разработкой ненасильственных методов сопротивления государственной власти .
Несмотря на наличие значительной литературы об исследовании феномена насилия в общественных отношениях, в настоящее время испытывается недостаток политологических исследований по проблеме применения насилия в политической системе общества.
Цель исследования - выявление особенностей применения насилия государством и обществом в процессе их взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Исследовать формы политической поддержки государства обществом.
2. Рассмотреть виды политической оппозиции общества
3. Изучить государственные рычаги воздействия государства на общество
4. Выявить, какие из государственных рычагов являются легальными и нелегальными.
5. Определить условия(предпосылки), формы и методы применения насилия государства по отношению к обществу и общества к государству.
Методологической основой исследования является принцип единства исторического, ценностно-нормативного, сравнительного методов научного анализа. В основе работы лежит историко-политологический подход, включающий в себя элементы философской реконструкции, сравнительного метода, текстологического и исторического анализа, структурно-функциональный подход к исследованию насилия.
Теоретической основой исследования стали солидаристские концепции, в которых уделяется наибольшее внимание феномену общей воли, согласия как факторах, обеспечивающих целостность общества, подчеркивающие значение общей воли и согласия для сохранения целостности общества. Представители данной концепции рассматривают насилие как проявлении дисфункции. В основу также легли конфликтные концепции, исходящие из объективности и рациональности наличия различия, противоречий и конфликтов и признающих насилие атрибутом социальной динамики. Сущностное определение насилие в работе базируется на концепции структурного насилия Й.Галтунга. Социокультурные истоки насилия, опосредующие связь государства и легитимации насилия, рассматриваются на основе конструктивизма.
Структура работы
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы. Во введении раскрывается актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект и предмет исследования, цели и задачи работы.
В первой главе анализируются методы взаимодействия общества с властными структурами, формы поддержки государства и оппозиционная деятельность общества
Во второй главе раскрываются государственные рычаги принуждения по отношению к обществу, характеризуется степень их конвенциональности.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы.
Тема насилия является одной из основных в политическом дискурсе. Насилие, возникнув в то же время, что и человечество, неразрывно связано с ним в течение всего периода его развития. Оно до сих пор является реалией современного общества. Проблема насилия многогранна и неоднозначна. Но в основном насилие отождествляется со злом и имеет негативную и отрицательную характеристику. Нормальное развитие общественных отношений невозможно без участия государства. Всегда должен функционировать политический орган, контролирующий интересы индивидов и интересы общества, добиваться достижения консенсуса между ними. Таким органом и является государство. Государство при принятии политических решений принимает во внимание интересы общества, взаимодействует с ним.
Одной из глобальных сфер проявления насилия в общественных отношениях является сфера социально-политических институтов, в которую входит и отношение между обществом и государством.
Несмотря на тождественность понятий «общество» и «государство», их следует различать между собой. Общество возникло намного раньше государства. Государство же было создано обществом для обеспечения внутренней и внешней охраны и обеспечения безопасности. Впоследствии государство трансформировалось в главный политический институт принятия решений.
Актуальность проблем, связанных с присутствием насилия в диалоге между государством и обществом на современном этапе послужили для выбора темы курсовой работы, а также основанием выбранной цели и задач. По итогам проведенной работы получены следующие результаты.
Ни один политический режим не исключает присутствие насилия. Даже в демократиях властные группы способны применять насильственные рычаги воздействия на общество. Но общество также способно влиять на государство, поддерживать его или нет при любом политическом режиме. При авторитарном режиме такое взаимодействие возможно в меньшей степени, при демократии формально институтов коммуникации государства и общества больше, к тому же возможно и прямое обращение к представителям власти. Механизмы политического участия общества – лоббизм и работа в органах управления. Также существует технология создания государством особых органов при министерствах, например, советов. В такие органы входят активисты, те, кому небезразлична судьба государства, деятели, представляющие и отстаивающие интересы своей группы. Отдельные граждане тоже могут повлиять на политику государства. Некоторые из них вступают в активную переписку с представителями власти. Более того, в настоящее время существует неограниченное количество сайтов и Интернет-ресурсов, которые позволяют практически каждому поддерживать связь с властью: электронное правительство, электронные петиции и жалобы. Каждый орган власти имеет время для консультаций и приема людей. Партии и другие административные организации, муниципальные органы власти открывают общественные приемные, чтобы помочь граждан в решении насущны для них проблем.
СМИ - посредник во взаимодействии государства и общества. Оно способствует их косвенному диалогу. В меньшей степени общество может влиять на правоохранительные органы государства, в силу из закрытости и непубличности.
Кроме поддержки общество может высказывать свое недовольство действующей политикой государства, пытаться изменить его. политическая оппозиция при авторитаризме обычно не является частью всей политической системы, а находится вне ее. Это приводит к тому, что любая политическая оппозиция воспринимается государством как чужеродным и враждебным элементом, посягающим на его суверенитет и безопасность. В демократиях оппозиция легальна, более того, она необходимый элемент политической системы, так же, как и правящая группа, политические институты и организации.
Оппозиция имеет ряд насильственных и ненасильственных методов воздействия на государство. В основном, оппозиция не прибегает к какому-либо одному типу методов. В большинстве случаев оппозиция пользуется смешанным типом борьбы, начиная с ненасилия и при слабой эффективности прибегая к насилию. Несмотря на попытки политологов и мыслителей разработать план противостояния власти, состоящий только из ненасильственных мер, то в конечном итоге они окажутся либо неэффективными, либо перерастают в открытое насилие, либо по своей форме оказываются незаконным деянием и преступлением.
Государство обладает богатым спектром рычагов воздействия на общество. Однако сейчас все чаще применяются незаметные для общества методы регулирования. В настоящее время распространен метод психологического манипулирования обществом, применяющийся как в авторитарных, так и в демократических государствах. С внедрением СМИ в жизнь общества появляется все больше способов манипулирования сознанием индивидов, охватывая при этом широкие слои населения. Несмотря на возрастание роли ненасильственных рычагов воздействия, применение насилия не исключается, а в некоторых случаях оказывается эффективней, чем ненасильственные методы. Насилие пронизывает все сферы жизни общества и трансформируется в новые формы. Помимо прямого насилия существуют и другие виды, такие как структурное и культурное насилие. Но, несмотря на многообразие разновидностей насилия, они все имеют общую черту: насилие, каким бы оно ни было, направлено на ущемление прав человека, притеснение его воли и интересов.
Легальное принуждение оказывается благоприятным для общества, способствует стабильному его функционированию. Однако злоупотребление должностными полномочиями и властными ресурсами, способно трансформироваться в насилие. Насилие присутствует и в конвенциональных государственных рычагах, так и в репрессиях и терроре. В первом случае насилие трансформируется в легитимное принуждение, одобряемое обществом. Во втором случае насилие прямое и нелегитимное. Оно направлено на сохранение не общества, а существующей власти.
Несмотря на схожесть понятий, нельзя отождествлять насилие и государственное принуждение. Второе действует в рамках принятого государством законодательства. Но принуждение способно трансформироваться в насилие при выходе из поля правовых норм и законов.
Насилие несистемно, его развитие, масштабы и результаты трудно предсказать и спрогнозировать. Поэтому последствия революций, войн непредсказуемы и неожиданны для их инициаторов, субъектов и объектов насилия.
Государственное принуждение же действует четко в рамках действующего законодательства, в котором прописан алгоритм действий государственных органов.
Цели государственного принуждения обусловлены действующим законодательством, что придает им характер значимости для благосостояния общества. Оно является полезным для общества. Насилие же преследует цели его субъекта. Обычно субъект – это узкий круг лиц, либо одно лицо. Насилие полезно не для всего общества, а лишь для субъекта.
Если принуждение вписано в систему государственного контроля, воспринимается как полезная и необходимая мера, то насилие – негативное и разрушающее явление. Оно олицетворяет зло и семантически является антонимом целостного и благополучного государства, а, значит, и общества.
Насилие применяется не только государством. Оно также может применяться и обществом. Использование насильственных методов обществом является крайним проявлением недовольства властью. Часто применение насилия означает то, что остальные ненасильственные меры оказались неэффективными и не принесли положительного результата.
Таким образом, внутри отношений между обществом и государством есть место применению насилия. Насилие в таких отношениях может иметь конвенциональных и неконвенциональный характер. Насилие, применяющееся государством всегда направлено на сохранение существующего политического строя, стабильности и власти. Общество, пользуясь насильственными методами, наоборот, пытается преобразовать государство, добиться реформ и изменений внутри всех сфер жизни. Государственное насилие может восприниматься обществом как позитивное явление и поддерживаться им. В таком случае оно становится легитимным государственным принуждением. Общественное насилие же в большинстве случаев государством воспринимается негативно и вызывает защитную реакцию.
Одной из глобальных сфер проявления насилия в общественных отношениях является сфера социально-политических институтов, в которую входит и отношение между обществом и государством.
Несмотря на тождественность понятий «общество» и «государство», их следует различать между собой. Общество возникло намного раньше государства. Государство же было создано обществом для обеспечения внутренней и внешней охраны и обеспечения безопасности. Впоследствии государство трансформировалось в главный политический институт принятия решений.
Актуальность проблем, связанных с присутствием насилия в диалоге между государством и обществом на современном этапе послужили для выбора темы курсовой работы, а также основанием выбранной цели и задач. По итогам проведенной работы получены следующие результаты.
Ни один политический режим не исключает присутствие насилия. Даже в демократиях властные группы способны применять насильственные рычаги воздействия на общество. Но общество также способно влиять на государство, поддерживать его или нет при любом политическом режиме. При авторитарном режиме такое взаимодействие возможно в меньшей степени, при демократии формально институтов коммуникации государства и общества больше, к тому же возможно и прямое обращение к представителям власти. Механизмы политического участия общества – лоббизм и работа в органах управления. Также существует технология создания государством особых органов при министерствах, например, советов. В такие органы входят активисты, те, кому небезразлична судьба государства, деятели, представляющие и отстаивающие интересы своей группы. Отдельные граждане тоже могут повлиять на политику государства. Некоторые из них вступают в активную переписку с представителями власти. Более того, в настоящее время существует неограниченное количество сайтов и Интернет-ресурсов, которые позволяют практически каждому поддерживать связь с властью: электронное правительство, электронные петиции и жалобы. Каждый орган власти имеет время для консультаций и приема людей. Партии и другие административные организации, муниципальные органы власти открывают общественные приемные, чтобы помочь граждан в решении насущны для них проблем.
СМИ - посредник во взаимодействии государства и общества. Оно способствует их косвенному диалогу. В меньшей степени общество может влиять на правоохранительные органы государства, в силу из закрытости и непубличности.
Кроме поддержки общество может высказывать свое недовольство действующей политикой государства, пытаться изменить его. политическая оппозиция при авторитаризме обычно не является частью всей политической системы, а находится вне ее. Это приводит к тому, что любая политическая оппозиция воспринимается государством как чужеродным и враждебным элементом, посягающим на его суверенитет и безопасность. В демократиях оппозиция легальна, более того, она необходимый элемент политической системы, так же, как и правящая группа, политические институты и организации.
Оппозиция имеет ряд насильственных и ненасильственных методов воздействия на государство. В основном, оппозиция не прибегает к какому-либо одному типу методов. В большинстве случаев оппозиция пользуется смешанным типом борьбы, начиная с ненасилия и при слабой эффективности прибегая к насилию. Несмотря на попытки политологов и мыслителей разработать план противостояния власти, состоящий только из ненасильственных мер, то в конечном итоге они окажутся либо неэффективными, либо перерастают в открытое насилие, либо по своей форме оказываются незаконным деянием и преступлением.
Государство обладает богатым спектром рычагов воздействия на общество. Однако сейчас все чаще применяются незаметные для общества методы регулирования. В настоящее время распространен метод психологического манипулирования обществом, применяющийся как в авторитарных, так и в демократических государствах. С внедрением СМИ в жизнь общества появляется все больше способов манипулирования сознанием индивидов, охватывая при этом широкие слои населения. Несмотря на возрастание роли ненасильственных рычагов воздействия, применение насилия не исключается, а в некоторых случаях оказывается эффективней, чем ненасильственные методы. Насилие пронизывает все сферы жизни общества и трансформируется в новые формы. Помимо прямого насилия существуют и другие виды, такие как структурное и культурное насилие. Но, несмотря на многообразие разновидностей насилия, они все имеют общую черту: насилие, каким бы оно ни было, направлено на ущемление прав человека, притеснение его воли и интересов.
Легальное принуждение оказывается благоприятным для общества, способствует стабильному его функционированию. Однако злоупотребление должностными полномочиями и властными ресурсами, способно трансформироваться в насилие. Насилие присутствует и в конвенциональных государственных рычагах, так и в репрессиях и терроре. В первом случае насилие трансформируется в легитимное принуждение, одобряемое обществом. Во втором случае насилие прямое и нелегитимное. Оно направлено на сохранение не общества, а существующей власти.
Несмотря на схожесть понятий, нельзя отождествлять насилие и государственное принуждение. Второе действует в рамках принятого государством законодательства. Но принуждение способно трансформироваться в насилие при выходе из поля правовых норм и законов.
Насилие несистемно, его развитие, масштабы и результаты трудно предсказать и спрогнозировать. Поэтому последствия революций, войн непредсказуемы и неожиданны для их инициаторов, субъектов и объектов насилия.
Государственное принуждение же действует четко в рамках действующего законодательства, в котором прописан алгоритм действий государственных органов.
Цели государственного принуждения обусловлены действующим законодательством, что придает им характер значимости для благосостояния общества. Оно является полезным для общества. Насилие же преследует цели его субъекта. Обычно субъект – это узкий круг лиц, либо одно лицо. Насилие полезно не для всего общества, а лишь для субъекта.
Если принуждение вписано в систему государственного контроля, воспринимается как полезная и необходимая мера, то насилие – негативное и разрушающее явление. Оно олицетворяет зло и семантически является антонимом целостного и благополучного государства, а, значит, и общества.
Насилие применяется не только государством. Оно также может применяться и обществом. Использование насильственных методов обществом является крайним проявлением недовольства властью. Часто применение насилия означает то, что остальные ненасильственные меры оказались неэффективными и не принесли положительного результата.
Таким образом, внутри отношений между обществом и государством есть место применению насилия. Насилие в таких отношениях может иметь конвенциональных и неконвенциональный характер. Насилие, применяющееся государством всегда направлено на сохранение существующего политического строя, стабильности и власти. Общество, пользуясь насильственными методами, наоборот, пытается преобразовать государство, добиться реформ и изменений внутри всех сфер жизни. Государственное насилие может восприниматься обществом как позитивное явление и поддерживаться им. В таком случае оно становится легитимным государственным принуждением. Общественное насилие же в большинстве случаев государством воспринимается негативно и вызывает защитную реакцию.
Подобные работы
- Насилие во взаимодействии государства и общества на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Отношения Российской Федерации с Республикой Корея на современном этапе развития (2000-2017)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО РОССИИ И НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Первоначальный этап расследования грабежей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Политические права и свободы граждан России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Роль Организации Объединённых Наций в современном мире: проблемы деятельности и перспективы развития (РГУ Нефти и Газа)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - «Государственно-конфессиональная политика Российской Федерации на
современном этапе»
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта)
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



