Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности восприятие образа собственного тела инвалидами по зрению

Работа №133891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психофизиология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ...............................................................................2
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................6
ГЛАВА 1. Восприятие телесности в тифлопсихологии............................10
1.1 Тифлопсихология: основные положения и история развития........10
1.2 Особенности лиц с различными степенями поражения зрительной
функции...............................................................................13
1.2.1 Степени поражения зрительной функции......................13
1.2.2 Возрастные особенности развития лиц со зрительными
нарушениями.........................................................14
1.2.3 Личностные особенности лиц со зрительными
нарушениями.........................................................18
1.2.4 Особенности эмоциональной сферы лиц со зрительными
нарушениями.........................................................21
1.3 Восприятие телесности........................................................24
1.3.1 Понятие телесности.................................................24
1.3.2 Этапы развития образа тела......................................28
1.3.3 Исследования телесности в тифлопсихологии...............31
ГЛАВА 2. Материал и методы исследования .......................................35
2.1 Материал исследования...............................................................35
2.2 Процедура исследования......................................................39
2.3 Методы исследования.........................................................40
2.3.1 Социально-биографическая анкета...............................40
2.3.2 Опросник MBSRQ (мультимодальный опросник отношения
к собственному телу)...............................................................41
2.3.3 Шкала состояний образа тела BISS...............................43
2.3.4 Опросник BIQLI (влияние образа тела на качество
жизни).................................................................................43
2.3.5 Методика Q-сортировка.............................................44
2.4 Математико-статистические методы обработки данных...............45
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение .............................46
3.1 Проверка характера распределения переменных .......................46
3.2 Результаты изучения образа собственного тела (MBSRQ)............47
3.3 Результаты анализа аффективных/оценочных переживаний,
связанных с собственной внешностью (BISS).......................................50
3.4 Результаты анализа влияния образа тела на качество жизни
(BIQLI)....................................................................................................................52
3.5 Результаты анализа уровня самооценки инвалидов по зрению и
здоровых лиц (Q-сортировка)............................................................53
3.6 Субъективная оценка собственного тела инвалидами по зрению и у
здоровых лиц................................................................................55
3.7 Обсуждение результатов исследования...........................................59
ВЫВОДЫ....................................................................................63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .................................67
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................76
Приложение А...............................................................................76
Приложение Б...............................................................................82
Приложение В...............................................................................86
Приложение Г...............................................................................90
Приложение Д...............................................................................92

В России каждый год инвалидность по зрению получают 45 тысяч
человек. Зарегистрированных слепых и слабовидящих на 2009 год в стране -
218 тысяч человек, среди них 103 тысячи являются тотально слепыми
(Медновости, 2009). Всемирная организация здравоохранения предоставляет
информацию о том, что во всем мире около 285 миллионов человек страдают
от зрительных нарушений, из которых 39 миллионов тотально слепые
(поражены слепотой) и 246 миллионов имеют сниженное зрение (ВОЗ, 2009).
Согласно Международной классификации болезней десятого
пересмотра на сегодняшний день существует четыре уровня зрительного
функционирования: нормальное зрение, умеренное нарушение зрения,
тяжелое нарушение зрения и слепота. Кроме того, умеренное нарушение
зрения и тяжелое объединяют в такое понятие, как «пониженное зрение».
Последнее в свою очередь совместно со слепотой представляют все
зрительные нарушения (ВОЗ, 2009).
В исследованиях российских ученных, изучавших инвалидов по зрению
доминируют работы, направленные на изучение компенсаторных механизмов,
эмоционально-личностной сферы, ощущения и восприятие в целом (Литвак
А.Г., 1998). Однако, существует крайне мало работ, изучающих то, как они
воспринимают собственное тело, какое у них отношение к нему и другие
аспекты телесности (Быкова Е.Б., 2014).
За последние десятилетия усилилось влияние со стороны средств
массовой информации, социальных сетей и общества на каноны внешней
привлекательности. В современном мире сформировался культ молодости,
успешности и физического здоровья, его ключевой показатель — это красивое
и здоровое тело. Такой подход усиливает внешние давление, повышая роль
влияния образа тела на восприятие индивидом себя, как в социальном, так и в
личностном аспекте (Бодалев А.А., 1995).
В современной психологической науке сформированы различные
концепции и теории, раскрывающие как понимание телесности, так и сам
феномен. Ученые активно исследовали вопрос образа тела, как основного
понятия телесности и специфику его восприятия (Фрейд З., 1924; Райх В.,
1929; Александер Ф., 1950; Бойесен Г., 1977; Лазурский А.Ф., 1912; Выготский
Л.С., 1996; Леонтьев А.Н., 1958; Мясищев В.Н., 1960; Кэш Т.Ф., 2004; Рикёр П., 2002).
В отечественной психологии согласно культурно-исторической теории
развития психики (Выготский Л.С., 1996), телесность человека
рассматривается с позиции представления о норме и патологии. Именно
субъективно воспринимаемая значимость тела порождает сложную,
реализуемую посредством различных психических функций активность
личности по соединению с ним, выявлению и реализации его потенциалов.
Таким образом, отношение к своей телесности понимается в данной теории в
тесной взаимосвязи с самоактуализацией личности, а уход от своей истинной
самореализации и культурного пути развития становится одним из
центральных психологических источников нарушения телесных функций и
психосоматических расстройств.
Общий подход к пониманию личности как интегративной субстанции
социального и индивидуального, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое
развитие в работах: Асмолова А.Г. (2002), Братуся Б.С. (1988), Брушлинского
А.В. (1994), Василюка Ф.Е. (2003), Давыдова Д.Б. (1960), Зинченко В.П.
(1973), Леонтьева Д.А. (2011), Мясищева В.Н. (1960), Петровского А.В. (1982)
и Петровского В.А. (2007), Эльконина В.В. (1998) и других отечественных
исследователей. Постулируя, целостное понимание человека как организма и
личности, В.Н. Мясищев утверждал, что отношения-связи организма и
личности характеризуются двойной направленностью, взаимными
зависимостями (Сагалакова О.А., 2012).
Ключевой категорией в исследовании проблематики телесности является
образ тела (Рикёр П., 2002). Под образом тела понимается «сложное
комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений,
связанных с телесной внешностью и с функциями тела» (Соколова Е.Т.,1989,
c. 22). Именно восприятие образа собственного тела позволяет рассмотреть
сложную, многогранную активность человека в адрес собственной телесной
сферы, выявить индивидуальные паттерны осознания и обращения с телом,
телесные аттитюды, а также предложить психологические «инструменты»
развития личности как субъекта телесности.
За последние десятилетия ученые, проводившие
нейрофизиологические исследования получили данные о развитии образа
тела и дифференциации ментального Я (Линден Д., 2012; Кесслер Д., 2009 и
д.р), как связующего звена между разумом и телом. Таким образом, изучение
образа тела помогает понять процесс становления самосознания и развития
личности, закономерности формирования основных структур психики
индивида. Отражение в сознании собственного тела является одним из
важнейших компонентов для понимания телесности человека.
В концепции образа тела Т.Ф. Кэш (2004), согласно когнитивно-
поведенческая парадигме в психологии, образ тела рассматривает как
многомерный феномен, который не может ограничиваться узким
определением картины собственного тела, сформированной в представлении
индивида (Баранская Л.Т., Татаурова С.С., 2009). Именно поэтому в нашем
исследовании были подобраны методики разработанные Т.Ф. Кэшем,
изучающие отношение к собственному телу, состояние образа тела и влияние
образа тела на качество жизни.
Таким образом, значимость восприятия собственного тела оказывает
существенное влияние на физическое и психическое здоровье личности, что и
определяет актуальность предмета исследования. Недостаточная изученность
специфики телесного восприятия у слепых и слабовидящих послужило
основанием выбора темы данного дипломного исследования.
Целью исследования является изучение особенностей восприятия
образа тела инвалидами по зрению.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие
задачи исследования:
1. Осуществить сравнительный анализ отношения к своей
телесности у инвалидов по зрению и у зрячих.
2. Осуществить сравнительный анализ особенностей восприятия
собственного тела инвалидами по зрению и у зрячих.
3. Изучить взаимосвязь отношения к своей телесности (восприятие
образа тела) и качества жизни у инвалидов по зрению и у зрячих.
Была выдвинута гипотеза исследования - отношение к своей телесности
имеет большее значение для инвалидов по зрению, чем для зрячих, но в
меньшей степени влияет на их качество жизни в отличие от испытуемых, не
имеющих зрительных нарушений.
Объектом исследования являются особенности восприятия образа
собственного тела инвалидов по зрению.
Предметом исследования являются образ собственного тела, состояние
образа тела, влияние образа тела на качество жизни и самооценка.
В качестве методов исследования были выбран следующий
диагностический инструментарий: Опросник MBSRQ (Thomas F. Cash); шкала
состояний образа тела BISS (Thomas F. Cash); опросник BIQLI (Thomas F.
Cash); методика Q-сортировка (S. Krauss); авторская социально-
биографическая анкета (Баранская Л.Т., Татаурова С.С., 2009).
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования результатов в организации и проведении психологической
поддержки и психологического сопровождения (в частности, в
психологическом консультировании, в проведении психологической
тренинговой деятельности) данной категории лиц, с учетом восприятия
телесности и отношения индивида к своему телу, а также при разработке
спецкурсов по тифлопсихологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было направлено на изучение особенностей
восприятия образа собственного тела инвалидами по зрению. В связи с тем,
что вопрос изучения телесносности у людей со зрительными нарушениями,
является мало исследованной темой в России, нами было принято решение
заняться изучением этой проблематики.
Значимость восприятия собственного тела оказывает существенное
влияние на физическое и психическое здоровье личности, что и определяет
актуальность предмета исследования. А недостаточная изученность
специфики телесного восприятия у слепых и слабовидящих послужило
основанием выбора темы данного дипломного исследования.
В ходе настоящего исследования были обнаружены новые данные о
специфике телесного восприятия у слепых и слабовидящих в сравнении с
людьми, не имеющих серьезных проблем со зрением. Не было обнаружено
значимых различий между основной и контрольной группами в уровне общей
самооценки. Явные отличия прослеживаются в положительном влиянии
образа тела у инвалидов по зрению на качество их жизни, в связи с их
возрастом. Такого рода закономерности не было выявлено в контрольной выборке.
Результаты исследования свидетельствуют о сходном уровне
аффективной оценки состояний образа своего тела и сходном уровне
самооценки, которая находится в области типичных для здоровых людей
значений, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. При этом
половые отличия в оценке состояния образа своего тела отсутствуют, однако
в контрольной группе мужчины имели более высокую оценку на уровне
статистической тенденции.
Согласно гипотезе исследования предполагалось, что отношение к своей
телесности имеет большее значение для инвалидов по зрению, чем для зрячих,
но в меньшей степени влияет на их качество жизни в отличие от испытуемых,
не имеющих зрительных нарушений. Действительно, в экспериментальной
группе с возрастом увеличивается показатель оценки влияния
индивидуального образа тела на качество жизни, что не было обнаружено в
контрольной выборке. Кроме того, в выборке инвалидов по зрению
наблюдается тенденция значимо больше заботиться о собственной внешности,
и аффективная оценка состояний образа своего тела с возрастом у них не
снижается из области положительных значений к более нейтральным, в
отличии от выборки здоровых. Величина самооценки в обеих группах
положительно коррелирует с оценкой внешности, однако в группе инвалидов
по зрению она напрямую взаимосвязана с удовлетворенностью параметрами
тела и оценкой влияния индивидуального образа тела на качество жизни.
Таким образам, выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась, а
изучение телесности у людей со зрительными нарушениями требует
дальнейшего рассмотрения.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы, с
одной стороны, как подтверждение ошибочности представлений об
неудовлетворенности своей телесностью и о неблагоприятном влиянии образа
тела у слепых и слабовидящих, а с другой стороны, как задел для дальнейших
исследований, с целью уточнения факторов, влияющих на формирование
позитивного образа тела среди лиц с нарушением зрительных функций.
Представляется актуальными дальнейшее изучение особенностей восприятия
отношения к собственному телу инвалидами по зрению на более расширенной
российской выборке, для улучшения психологической помощи данной
категории лиц.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования результатов в организации и проведении психологической
поддержки и психологического сопровождения (в частности, в
психологическом консультировании, в проведении психологической
тренинговой деятельности) исследуемой категории лиц, с учетом восприятия
телесности и отношения индивида к своему телу, а также при разработке
спецкурсов по тифлопсихологии.


1. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях. —Спб,1999. —С. 69.
2. Барановский В.А. Справочник медицинской сестры. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2009. — 581 с.
3. Баранская Л.Т., Татаурова С.С. Методика исследования образа тела-
Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 84 с.
4. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики
исследования образа тела в клинической психологии // статья в журнале
Образование и наука 2008 No3.
5. Березкина-Орлова В.Б. Телесная психотерапия. М., 2011. Березкина-
Орлова В.Б. Телесная психотерапия. М., 2011.
6. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура
// Междисциплинарные проблемы психологии телесности. / Ред.-сост.
В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004. С. 133-148.
7. Богданова М.А. Становление образа Телесного Я как проблема
рождения личности [Электронный ресурс]/Богданова М. А. Режим
доступа: psyjournals.ru/psytel2009/issue/40808_full.shtml (дата
обращения: 12. 02. 2018).
8. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Международная академия.
1995. — 326 с.
9. Бойсен Г., Boyesen, Mona Lisa, «Biodynamische Theorie und Praxis», в:
Иларион Г. Петцольд [Ред.], Die neuen Körpertherapien, 1-е изд.
Падерборн: Jungfermannsche Verlagsbuchhandlung, 1977, с. 140-157.
10. Бубнова Т. В. Особенности формирования пространственных
представлений у учащихся школ для слепых слабовидящих
детей//Дефектология.З1970.З No4 С.З20.
11. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-
психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология.19771.
12. Быкова Е. Б. Теория и практика общественного развития (2014, No 16).
13. Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. - М.:
Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.
14. Бюрклен К. Психология слепых: Пер. с нем. / Под ред. В. А. Гандера. М.,
1934. — 264 с.
15. Виллей П. Педагогика слепых: Пер. с франц./Под. ред. Гандера. —М.:
ВУЗов. —М.: Из-во Юристъ, 2006. —631 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ