Введение.......................................................................................3
Глава 1. Следственный комитет Российской Федерации и СМИ: цель,
направления, формы, результаты взаимодействия...................................8
1.1. Задачи и принципы взаимодействия Следственного комитета РФ и
средств массовой информации............................................................8
1.2. Специфика профилактической деятельности следственных органов и
роль СМИ в ее отражении................................................................21
Глава 2. Следственный комитет Российской Федерации на страницах
ведущих печатных изданий России....................................................43
2.1. Следственный комитет Российской Федерации на страницах
газеты «КоммерсантЪ»...................................................................43
2.2. Следственный комитет Российской Федерации на страницах «Новой
газеты».......................................................................................47
2.3. Следственный комитет Российской Федерации
на страницах «Российской газеты».....................................................52
2.4. Рекомендации сотрудникам, ответственным за взаимодействие со СМИ
в структуре Следственного комитета России........................................57
Заключение .................................................................................59
Список литературы........................................................................62
Приложения.................................................................................67
Приложение 1...............................................................................67
Приложение 2...............................................................................83
Приложение 3..............................................................................105
Актуальность исследования. Средства массовой информации как
социальный институт оказывают сильное влияние на функционирование
мирового сообщества. С их помощью человек ориентируется в обществе,
получает необходимые для полноценной жизни знания, устанавливает и
укрепляет социальные связи, развивает свои профессиональные и другие
личностные качества, выбирает стратегию поведения в той или иной ситуации.
Право гражданина России на свободный поиск, получение, передачу,
производство и распространение информации любым законным способом (за
исключением сведений, составляющих государственную тайну),
гарантируется статьей 29 Конституции Российской Федерации1. Реализация
данного права является одним из множества необходимых условий
демократизации общества, а именно, – вида условий социальных. К
политическим же условиям относится, в частности, реальное разделение
властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Однако в
Российской Федерации существуют федеральные государственные органы,
которые не относятся ни к одной из ветвей власти. К таковым относится, в
частности, Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК
России, Следственный комитет России, Следственный комитет РФ).
Следственный комитет Российской Федерации был образован на базе
Следственного комитета при Прокуратуре Российской федерации. Свою
работу он начал 15 января 2011 г. Председателем Следственного комитета
России является советский и российский юрист, ученый-правовед,
государственный советник юстиции I класса, генерал юстиции Российской
Федерации А.И. Бастрыкин.
Следственный комитет России осуществляет полномочия в сфере
уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с
законодательством. Согласно «Положению о Следственном комитете
Российской Федерации», К подследственности Следственного комитета
России входит широкий спектр статей Уголовного кодекса РФ.
Следственный комитет России составляет единую федеральную
централизованную систему следственных органов и организаций.
Руководство деятельностью Следственного комитета России осуществляет
президент Российской Федерации. Таким образом, по сути, следственная
власть, реализуемая Следственным комитетом, является продолжением
президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и
противовесов в системе разделения властей 2.
Вопросы сотрудничества СК России и средств массовой информации
регламентированы в приказе «Об организации взаимодействия
Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой
информации и общественностью». Данный приказ был подписан
председателем Следственного комитета А.И. Бастрыкиным 11 августа 2011 г.
Согласно документу, Следственный комитет России должен рассматривать
взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, в
том числе с правозащитными и религиозными организациями, как одно из
важнейших направлений работы следственных органов, учреждений и
организаций СК России.
Одной из задач в сфере взаимодействия со средствами массовом
информации и общественными объединениями, рассматриваемых в приказе,
является реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ
к информации, в том числе о деятельности Следственного комитета России, а
также на использование такого рода информации в интересах осуществления
не запрещенной законом деятельности3.
Вышеупомянутые положения дают основание предполагать, что
руководство Следственного комитета Российской Федерации высоко ценит
значимость сотрудничества со средствами массовой информации. Данный
факт имеет большое значение: в том числе именно посредством СМИ
Следственный комитет России осуществляет свою профилактическую
деятельность. Средства массовой информации являются для СК России тем
каналом, по которому происходит информирование населения страны о
следственной работе, мерах, принимаемых для раскрытия преступлений,
результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел,
вызвавших повышенный общественный интерес, при обеспечении
достаточной информативности предоставляемых сведений, соблюдении
требований закона и интересов следствия4.
Актуальность данной исследовательской работы обусловлена
необходимостью анализа качества информации, представленной в печатных
СМИ, о профилактической деятельности Следственного комитета
Российской Федерации.
Новизна научного исследования выражена в следующих позициях:
1) впервые в качестве объекта в научном медийном дискурсе выступает
Следственный комитет Российской Федерации; 2) новой является
предложенная совокупность методов и методик исследования.
Степень научной разработанности темы выпускной
квалификационной работы частично подтверждается исследованиями
профилактических аспектов в области наук криминального цикла:
уголовного права, уголовного процесса, криминологии, криминалистики.
Изучению профилактических мер, входящих в сферу данных наук, посвятили
свои исследования: Г. А. Аванесов, А.И. Долгова, Е.П. Ищенко, Л.В.
Иногамова-Хегай, А.И. Рарог, О.В. Старков, О.Ф. Шишов и другие.
Проблемам, связанным с использованием возможностей средств
массовой информации правоохранительными органами, посвящены работы
В.Т. Томина, Ф.К. Рябыкина и других.
Интерес представляли работы, освещающие расследовательскую
деятельность журналистов (Бергер Н.В., Константинов А.Д., Тертычный
А.А., Шум Ю.А. и другие).
Методологическое значение для нашей работы имели научные
разработки Е.А. Ивановой, О.В. Мамонова, посвященные проблемам
взаимодействия пресс-служб правоохранительных органов и средств
массовой информации.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление
тенденций в освещении профилактической работы Следственного комитета
России печатными средствами массовой информации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные труды, отражающие специфику и целеполагание
профилактической деятельности следственных органов.
2. Проанализировать принципы, формы и методы взаимодействия
Следственного комитета России со средствами массовой информации.
3. Выявить способы и формы взаимодействия Следственного комитета
России с печатными средствами массовой информации на основе
материалов в газете «КоммерсантЪ», «Новой газете», «Российской
газете», опубликованных в период с 1 июня г. по 31 декабря 2016 г.
4. Провести сравнительный анализ публикаций и выявить особенности
освещения в «Российской газете», газете «КоммерсантЪ», «Новой
газете», формирующие образ Следственного комитета России и его сотрудников.
5. Определить подходы к выбору информационных поводов и
ньюсмейкеров при освещении деятельности Следственного комитета
России в газете «КоммерсантЪ», «Новой газете», «Российской газета».
6. Дать рекомендации сотрудникам, курирующим вопросы
взаимодействия со СМИ в структуре Следственного комитета
Российской Федерации.
Объектом исследования выступили материалы в газете
«КоммерсантЪ», «Новой газете», «Российской газете», опубликованные в
период с 1 июня г. по 31 декабря 2016 г., в которых отражается деятельность
Следственного комитета России. Выбор объекта обусловлен положением и
статусом данных СМИ в информационном пространстве России. По данным
информационно-аналитической системы «Медиалогия», эти издания
неизменно оказываются самыми цитируемыми, что говорит об их востребованности.
Предмет исследования – особенности освещения деятельности
Следственного комитета России и, в частности, профилактической работы, в
отечественных печатных СМИ.
Методы исследования: структурно-функциональный, сравнительный,
классификационный анализ. Применялся также метод изучения документов.
Апробация темы. Тезисы, подготовленные автором, под названием
«Тематическое пространство публикаций о Следственном комитете России в
газете "КоммерсантЪ"» были опубликованы в сборнике материалов 16-й
международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи».
Структура работы. Состоит из Введения, двух глав, шести
параграфов, Приложения, Списка литературы и Заключения.
Исследование научных трудов, отражающих специфику и
целеполагание профилактической деятельности следственных органов,
показало, что она включает в себя множество аспектов. В этом заключается
причина того, что профилактика правонарушений и, в частности,
преступлений, изучается несколькими науками криминального цикла:
уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом,
криминалистикой и другими науками. Однако основной вклад в развитие
знания об этом особом виде социальной практики внесла криминология, в
которой выделяется два направления профилактики: моральная
профилактика и правовая профилактика. Особое место в них отводится
средствам массовой информации. Ученые выделяют множество видов
профилактической работы следственных органов, эффективность которых
могут повысить именно средства массовой информации. Среди них –
блокирование или устранение обстоятельств, которые способствовали
совершению преступления, демонстрация неотвратимости наказания за
совершенное преступлений, правовое воспитание граждан страны,
формирование общественного мнения для создания обстановки
нетерпимости и порицания в отношении тех, кто совершил преступлений.
Данный список не является исчерпывающим. Между тем, в Федеральном
законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской
Федерации» средствам массовой информации отводится, к сожалению, лишь
вспомогательная роль.
Несмотря на это, Следственный комитет Российской Федерации как
федеральный государственный орган, осуществляющий свои полномочия в
сфере уголовного судопроизводства, осознает значимость средств массовой
информации и активно использует их возможности. Однако взаимодействие
Следственного комитета России и СМИ нельзя назвать идеально
налаженным. Анализ публикаций в газете «КоммерсантЪ», «Новой газете» и
«Российской газете» показал: журналисты часто сталкиваются с тем, что им
недостает официальной информации, предоставляемой ведомством, поэтому
стараются налаживать личные связи с лицами, близкими к Следственному
комитету. В публикациях такие источники остаются для читателей конфиденциальными.
Анализ публикаций в газете «КоммерсантЪ», затрагивающих вопросы
деятельности Следственного комитета, также показал: несмотря на то, что
это издание с усиленным деловым блоком, оно уделяет внимание различным
аспектам работы следственного ведомства. Аналогичный вывод – о
разносторонности и регулярности появления Следственного комитета на
страницах издания – удалось сделать в результате анализа публикаций в
«Новой газете» и «Российской газете». Наибольшее количество публикаций в
газете «КоммерсантЪ» посвящено доследственным проверкам по
сообщениям о преступлениях, поступившим в Следственный комитет,
возбуждению и расследованию уголовных дел. О Следственном комитете
России пишут журналисты издания, и при создании материалов они
используют широкий круг источников (в том числе пресс-службы),
источники в других частях структуры ведомства. Стоит отметить высокий
профессионализм, обширный жизненный и профессиональный опыт авторов,
пишущих о силовых структурах и Следственном комитете в частности. Это
можно сказать о большинстве авторов всех исследованных изданий.
Профилактическая работа Следственного комитета России в печатных
средствах массовой информации чаще всего отражается без ярлыка
«профилактическая». Однако стоит помнить о том, что действия следователя
на разных этапах расследования уголовных дел также относятся к
профилактической работе, проводимой следственным органом.
Образ Следственного комитета России, формируемый газетой
«КоммерсантЪ» и «Новой газетой», существенно отличается от образа СК
России, формируемого на страницах «Российской газеты». «Российская
газета» ссылается на слова официальных представителей Следственного
комитета, информацию, полученную, в том числе, в непосредственной беседе
с ними, а не только обращается к пресс-релизам. Кроме того, «Российская
газета», как издание, учрежденное правительством Российской Федерации,
публикует интервью с председателем Следственного комитета А.И.
Бастрыкиным. Из этих материалов можно получать информацию о
профилактической работе, проводимой ведомством.
Что же касается образа Следственного комитета на страницах газеты
«КоммерсантЪ» и «Новой газеты», то его зачастую можно назвать
обезличенным, поскольку установленные законом действия отдельных
сотрудников ведомства приписывают всему Следственному комитету. Сюда,
однако, нельзя отнести материалы, посвященные громким расследованиям
уголовных дел, возбужденным в отношении нескольких сотрудников
Следственного комитета.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О
Следственном комитете Российской Федерации». [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/
3. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации".
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/
4. Приказ No127 от 11.08.2011 г. «Об организации взаимодействия
Следственного комитета Российской Федерации со средствами
массовой информации и общественностью» [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121557/
5. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах
массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/12db20528ef103
ea40bc2f310053b8748c479ed8/
6. Приказ No122 от 25.12.2015 г. «Об организации ежегодного конкурса
работ представителей средств массовой информации по формированию
объективного общественного мнения о деятельности Следственного
комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://sledcom.ru/press/contest/item/1020562/
7. «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных
служащих Следственного комитета Российской Федерации».
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://sledcom.ru/document/1060/
8. «Администратор "группы смерти" во "ВКонтакте" будет этапирован в
Петербург». [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://tass.ru/proisshestviya/3784786
9. Аванесов Г.А. Криминология: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.
10. Алауханов Е.О. Криминология. Учебник. Алматы. 2008. [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://www.allpravo.ru/library/doc4204p0/instrum6815/item6846.html
11. Арзамасцев О.П. Анализ проекта Федерального закона «Об основах
системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-proekta-federalnogo-zakona-ob-
osnovah-sistemy-profilaktiki-pravonarusheniy-v-rossiyskoy-federatsii
12. Беккариа Ч. «О преступлениях и наказаниях». М., 1995. [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/ek/karia2.html
13. Белуза Александра Владимировна – биография. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://viperson.ru/people/beluza-aleksandra-vladimirovna
14. Вестник Следственного комитета Российской Федерации. No4(30). М., 2015.
15. ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. Взаимодействие со СМИ.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://spb.sledcom.ru/press
...