Введение ................................................................................................................................. 3
Глава 1. Сравнительный подход в оценке бизнеса: сущность и методы реализации ..... 6
1.1. Теоретические аспекты сравнительного подхода в оценке бизнеса ................... 6
1.2. Основные методы, используемые в рамках сравнительного подхода и этапы их
реализации.... ................................................................................................................................. 8
Глава 2. Возможности применения сравнительного подхода для оценки рыночной
стоимости российских компаний ................................................................................................... 14
2.1. Особенности национального фондового рынка для целей оценки стоимости
бизнеса .......................................................................................................................................... 14
2.2. Особенности рынка слияний и поглощений в России для целей оценки ............ 19
Глава 3. Реализация методов сравнительного подхода для расчета рыночной стоимости
100%-го пакета акций ПАО «Магнит» .......................................................................................... 28
3.1. Описание объекта оценки и обзор отрасли ............................................................. 28
3.2. Расчет стоимости 100%-го пакета акций ПАО «Магнит» сравнительным
подходом...... ................................................................................................................................... 33
Метод рынка капитала ................................................................................................. 33
Метод сделок ................................................................................................................ 38
Метод отраслевых коэффициентов ............................................................................ 40
Корреляционно-регрессионный анализ ..................................................................... 42
Заключение ........................................................................................................................... 46
Список использованной литературы ................................................................................. 48
Оценочную деятельность по праву можно считать рычагом регулирования отношений
собственности в условиях становления и развития рыночной экономики. Под оценкой бизнеса
понимается упорядоченный процесс расчета стоимости компании в денежном выражении на
определенную дату с подробным обоснованием факторов, которые влияют на стоимость в
момент расчета в условиях конкретного рынка, и в соответствии с действующим
законодательством, регламентирующим оценочную деятельность. Основу оценки бизнеса
составляют три подхода: доходный, затратный и сравнительный, каждый из которых
ориентирован на получение определённой информации о компании. Так, например, затратный
подход учитывает прошлые достижения компании и стоимость их воспроизводства в
современных условиях, применяя аналогичные технологии; в результат доходного подхода
формируется стоимость на основе ожидаемых денежных потоков от бизнеса; а сравнительный
подход в свою очередь отражает текущее положение компании на рынке.
На современном этапе развития экономики, оценка бизнеса имеет очень высокое
значение, так как увеличение стоимости компании является одним из показателей роста
доходов собственников и потенциала компании в целом. Владея точной информацией о
стоимости компании, можно определять основные траектории развития предприятия, а также
наблюдать основные тенденции и перспективы развития отрасли. Кроме того, проводить
оценку бизнеса можно с целью анализа эффективности системы управления предприятием.
Сравнительный подход позволяет достаточно быстро и с относительно меньшими
трудозатратами получить необходимый результат, основываясь на рыночной информации,
которая учитывает региональные особенности ведения бизнеса, влияние макроэкономической
ситуации и состояние отрасли в анализируемый момент времени, поэтому актуальность
данной темы не оставляет сомнений, так как разработка эффективных стратегий развития
компании не возможна без информации о реальной стоимости бизнеса и перспективах её роста.
Разработанность проблемы. Изучением проблематики сравнительного подхода в
оценке бизнеса занимались иностранные авторы, такие как А. Дамодаран, Ш.Пратт, Т.Котлер
и др. Из российских авторов стоит выделить автора известного учебника по оценке бизнеса –
С. Валдайцева и Е. Чиркову, создателя практического пособия по применению сравнительного
подхода для оценщиков.
Целью исследования является анализ особенностей для применения сравнительного
подхода к оценке бизнеса российских компаний.
К основным задачам данного исследования относятся:
- поиск актуальной и достоверной информации по заданной теме;
- изучение научной литературы и публикаций в периодических изданиях с целью
ознакомления с историей развития сравнительного подхода и дальнейшего выявления
специфики его применения для российских компаний;
- отбор сопоставимых объектов-аналогов; поиск актуальной ценовой информации для
реализации методов сравнительного подхода на практике;
- работа с финансовой информацией фирмы для проведения расчетов в рамках
сравнительного подхода;
- анализ полученных результатов, обобщение и построение выводов о проделанной работе.
Объектом исследования является сравнительный подход к оценке стоимости предприятия.
Предметом исследования является изучение возможностей применения
сравнительного подхода в оценке бизнеса российских компаний.
В качестве теоретической и информационной базы исследования использовались
статьи преподавателей СПбГУ и других российских университетов; учебные и методические
пособия по оценке бизнеса российских и зарубежных авторов. Для осуществления расчетов в
практической части работы проведён анализ информации о результатах хозяйственной
деятельности компаний, используемой для оценки рыночной стоимости, и её аналогов.
Большинство источников литературы было предоставлено Российской Национальной
Библиотекой в Санкт-Петербурге и библиотекой Экономического Факультета СПбГУ. Часть
периодической литературы была найдена в открытом доступе. Для получения фактической
информации о числе осуществленных сделок анализировались отчеты и пресс-релизы
аудиторских компаний, в том числе PwC, KPMG и данные информационного агентства
AK&M, формирующего сводки по российским слияниям и поглощениям. Ценовая
информация по сделкам, необходимая для реализации расчетов по сравнительному подходу,
были доступны в информационном терминале Bloomberg.
Что касается методов исследования, в выпускной квалификационной работе
применялись системный подход к написанию работы, аксиоматический и исторический
методы, а также синтез, обобщение, сравнение и анализ статистических данных.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя три главы, каждая
из которых поделена на параграфы. В первой главе рассматривается сущность сравнительного
подхода в оценке бизнеса, подробно раскрыты методы для прогнозирования стоимости
предприятия в рамках рассматриваемого подхода; иными словами, первая глава раскрывает
теоретические основы выбранной темы. Вторая глава выпускной квалификационной работы
посвящена обзору специфики российского фондового рынка и рынка слияний и поглощений
для целей оценки. Анализ данной информации имеет большое значение для целей оценки, так
как данные рынки являются основными источниками ценовой информации при реализации
методов сравнительного подхода. В процессе изучения основных этапов становления
отечественных рынков были проанализированы статистические данные о динамике рынков и
выделен ряд ключевых особенностей, отличающих национальные рынки от рынков развитых
стран. В третьей главе выпускной квалификационной работы реализованы методы
сравнительного подхода на примере расчета рыночной стоимости 100%-го пакета акций одной
из самых капитализируемых компаний на российском фондовом рынке - ПАО «Магнит».
Изучив сравнительный подход к оценке бизнеса, можно сделать вывод, что его
популярность обусловлена визуальной простотой процедуры и расчетов. Но действительно ли
так просто реализовать данный подход на практике, как кажется на первый взгляд? В процессе
работы над выпускной квалификационной работы было проведено исследование основных
информационных источников для сравнительного подхода - отечественного фондового рынка
и рынка слияний и поглощений. Результаты указывают на то, что в настоящее время они
находятся на стадии развития, подвержены влиянию кризисных явлений российской
экономики и существенно отстают по качественным показателям от фондовых и M&A рынков
развитых стран. Специфичность рынков обусловлена их относительно недавним
зарождением, степенью контроля государством и сверхконцентрацией в определенных
отраслях. Несмотря на то, что отраслевая структура рынков отличается между собой, в каждом
из них преобладает 2-3 отрасли. Поиск информации по отраслям может быть затруднителен,
потому как значительную долю российского фондового рынка представляют компании
нефтегазовой отрасли. Схожая ситуация прослеживается и на рынке слияний и поглощений,
большинство сделок заключаются в отраслях добывающей промышленности, финансовой и
телекоммуникационной. К тому же на сегодняшний день M&A-рынок в России закрыт из-за
высокой доли теневого сектора в экономике и отсутствия информации в общедоступных
источниках. Данный факт на порядок усложняет процедуру отбора качественной информации
для компаний, не принадлежащих к указанным отраслям. Как известно, одинаковых компаний
не существует, любой бизнес уникален. Если отрасль широко представлена на мировых
фондовых рынках, то полезную информацию можно найти, воспользовавшись
дополнительными источниками, однако они не всегда доступны для оценочных компаний.
Процесс отбора мультипликаторов – этап немаловажный, требующий глубокого понимания и
осознания корреляции между различными финансовыми показателями, характеризующими
деятельность компаний. Здесь же важно правильно скорректировать итоговые результаты, так
как экономика ведущих стран мира является наиболее развита, чем экономика России.
Поэтому зачастую абсолютное отсутствие необходимой информации об аналогах является
причиной отказа от применения подхода на практике.
Помимо исследования национальных финансовых рынков, в рамках выпускной
квалификационной работы был осуществлен расчет рыночной стоимости собственного
капитала ПАО «Магнит» - крупнейшей торговой розничной сети, действующей на территории
России при помощи методов сравнительного подхода по состоянию на 1 января 2017 года.
Ввиду развитой конкуренции в отрасли продуктового ритейла на рынке, при отборе
сопоставимых компаний-аналогов не возникло сложностей, информация была доступна и
реализовать данный метод не составило труда.
Ощутимая нехватка информации была зафиксирована при поиске информации о
совершенных сделках слияний и поглощений. При анализе исключительно отечественного
рынка, метод было бы невозможно реализовать технически из-за слабой активности в отрасли
и закрытости конкретной информации о ценах продажи активов. Для того, чтобы реализовать
метод сделок при оценке акций ПАО «Магнит», во внимание принимались сделки,
совершенные за 2 года на территории Восточной и Западной Европы. Таким образом, можно
сделать вывод, что, если не ограничиваться информацией только по российским компаниям,
реализация данного метода становится возможной, но в несколько раз более трудоёмкой, так
как требует тщательного анализа входных данных.
Из всех существующих методов сравнительного подхода самым субъективным
остается метод отраслевых коэффициентов. В связи с тем, что накопленной базы по отраслям
для расчета средних мультипликаторов в России не существует. Применение коэффициентов
по зарубежным компаниям технически возможно, но на практике с трудом поддается
интерпретации из-за существующих отличий в развитии экономических систем России и
Запада. Иными словами, результат применения данного метода для оценки российских
компаний скорее всего будет неинформативным и противоречивым.
Подводя итог, можно сказать, что результаты данного подхода имеют ценность при
сопоставлении с данными доходного или затратного подходов. В связи с разбросом итоговых
значений, чаще всего результаты сравнительного подхода представлены в виде интервала.
Если степень диверсификации значений очень высока, могут возникнуть сложности с
интерпретацией результатов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности применения
сравнительного подхода в оценке стоимости российских компаний имеют ряд ограничений, и
несмотря на кажущуюся простоту математических расчетов, сравнительный подход
достаточно сложный и неоднозначный.
Нормативно-правовые акты
1 Федеральный закон No 208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах» // Собрание
Законодательства Российской Федерации. – 2006. No31. – ст. 3454.
2 Федеральный закон No 127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности(банкротстве)» //
Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2002. No43. – ст. 4190.
3 Федеральный закон No 135-ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в Российской
Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998. No 31. – ст. 3813.
4 Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015г. No 297 «Об утверждении Федерального
стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки
(ФСО No 1)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. – 2005. No28.
5 Приказ Минэкономразвития России от 1.06.2015 г. No 326 «Об утверждении Федерального
стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО No 8)» // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. – 2005. No30.
Монографии, учебники, учебные пособия
1 Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. Учебное пособие для студентов и преподавателей. 3-е
изд., перераб. и доп./ В.С. Валдайцев. /- М.: 2008. — 576с.
2 Воробьев П.В, Лялин В.А. Рынок ценных бумаг / учебник. 2 издание, перераб. и доп./ П.В.
Воробьев, В.А. Лялин. /- М: Проспект:2015. - 400c.
3 Грязнова А.Г., Федотова М.А., Эскиндаров М.А. и др. Оценка стоимости предприятия
(бизнеса)/Учебное пособие. / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров и др./ - М.:
2003. - 544с.
4 Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов / А.
Дамодаран./ М. – 2008.- 1316 с.
5 Пратт Ш. Оценка бизнеса. Скидки и премии / Ш. Пратт. /- М.:2011. -410 с.
6 Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии / Е.В.Чиркова. – М: Альпина Паблишер -
2005.- 190 с.
Статьи в журналах и других периодических изданиях
1 Абрамишвили Н.Р. Особенности применения сравнительного подхода к оценке стоимости
публичных компаний в России / Universum: Экономика и юриспруденция: электроннный
научный журнал, 2016. No 3(24). // URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2982
(дата обращения: 20.04.2017).
2 Дарушин И.А., Львова Н.А. Российские эмитенты: вызовы формирующегося рынка / И.А.
Дарушин, Н.А. Львова // Финансы и кредит. – 2014. – No10 (586). – c.42-50.
3 Загребельная Н.С. Мировой и Российский рынки слияний и поглощений /
Н.С. Загребельная // Вестник МГИМО Университета. – 2015. - No2 (41). –с. 163-170.
4 Капранова Л.Д., Зазуля Е.О. Особенности развития рынка слияний и поглощений в России.
/ Л.Д. Капранова, Е.О. Зазуля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. –No24.
– с.23-28.
...