ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................3
Глава 1. Периодика стиля жизни на современном этапе .................6
1.1. Пресса стиля жизни: типология, аудитория, специфика
функционирования ............................................................................... 6
1.2. Периодика стиля жизни на мировом медиа-рынке .................18
1.3. Особенности и тренды современной журналистики стиля жизни
..............................................................................................................28
Глава 2. Журнал Monocle как оптимальная модель современного
издания стиля жизни .........................................................................38
2.1. Monocle: «ДНК» качественного журнала стиля жизни ............38
2.2. Жанрово-тематический анализ журнала Monocle ...................46
2.3. Журнал Monocle на мировом рынке глянцевой периодики..... 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 62
Список литературы ............................................................................. 66
Приложения .........................................................................................71
За последнее десятилетие на рынке периодики стиля жизни происходят
стремительные изменения. С одной стороны, появляется большое число
новых журналов (HEim, Kinfolk, Meow, Cereal, Veter), усиливается
конкуренция, развивается инструментарий развития и распространения
изданий (как в оффлайне, так и в диджитал сфере). С другой стороны,
возникает и ряд объективных и субъективных проблем в данном сегменте:
рост затрат на производство, снижение доходов от рекламы, низкий интерес
потенциальных потребителей. Вследствие этого, происходит перенасыщение
рынка однотипными и неконкурентноспособными изданиями. Многие
журналы, виду экономических проблем, вынуждены покинуть прилавки
киосков и книжных магазинов. В частности, только в России за последнее
время прекратили издаваться такие издания, как: «Time Out Петербург»,
«Афиша», Interview, Allure, «Коммерсантъ Lifestyle».
Одной из ключевых проблем основных игроков рынка глянцевых
журналов остается вопрос монетизации контента, который напрямую связан
с конкуренцией, созданием качественных материалов и развитием издания
как бренда.
В настоящей работе будет предпринята попытка поиска и анализа
оптимальной модели современного журнала стиля жизни в среде лайфстайл медиа.
Актуальность данного исследования прежде всего характеризуется
устойчивым интересом широкой аудитории, а также профессионального
журналистского и научного сообществ к изданиям стиля жизни и их
современному состоянию в условиях кризиса рынка СМИ.
Новизна работы заключается в комплексном исследовании рынка
«бумажных» журналов стиля жизни, а также в систематизации жанров и
подходов к выбору тем, размещению контента, использованию новых
платформ для распространения. В сумме именно эти факторы (элементы)
кардинальным образом влияют на характер, популярность и авторитет
качественного глянцевого издания.
В качестве объекта исследования был выбран британский журнал
Monocle, который мы рассматриваем как образец оптимальной модели
современного качественного издания стиля жизни.
Предметом исследования являются особенности функционирования
журнала стиля жизни в условиях кризиса рынка «бумажных» СМИ.
Цель работы – выделить основные черты современного качественного,
конкурентноспособного издания стиля жизни на примере журнала Monocle.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
– изучить типологию, целевую аудиторию и основные характеристики
журналов стиля жизни;
– проанализировать современное состояние рынка глянцевой периодики
в условиях кризиса «бумажной» прессы;
– определить основные тренды в журналистике стиля жизни;
– проследить этапы развития британского журнала Monocle;
– провести жанрово-тематический анализ издания Monocle;
– выявить элементы журнала Monocle, позволяющие говорить о нем, как
об оптимальной модели издания стиля жизни.
Теоретическую базу работы составили труды отечественных и
зарубежных ученых в сфере досуговой прессы, глянцевых журналов и
журналистики стиля жизни. В частности, в исследовании широко
использовались монографии и статьи таких специалистов, как: О.В. Ромах,
А.А. Cлепцова, Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова, А.А. Григорян, Е.И. Горшко, В.С.
Виноградский, М.Ю. Гудова, Н.Н. Мироненко, Р. Доусон, Б. Брейтвейт, Н.
Хамильтон, Д. Лихтерман и другие.
Анализ глянцевых изданий в данной ВКР основан на комплексном
подходе к изучению компонентов, составляющих качественный журнал стиля
жизни. Соответственно, в основу методологической базы легли такие
общенаучные методы как сравнение, контент-анализ, сравнительно-
типологический анализ, а также метод экспертного интервью.
Эмпирическую базу составили 12 номеров журнала Monocle,
вышедших в период с 2012 по 2017 годы. Кроме того, выборочно
анализировались номера следующих изданий: The Wallpaper, Time Out,
Esquire, Kinofolk, GQ, Harper’s Bazaar, Vogue, «Сноб» и «Собака».
Выбор хронологических рамок (2000-2017 годы) обусловлен
стремлением объективно рассмотреть последние тенденции рынка периодики
стиля жизни.
Структура. ВКР состоит из введения, двух глав (по три параграфа в
каждой), заключения, списка литературы и приложений.
Итак, в ходе исследования нами были выделены основные черты
современного качественного, конкурентноспособного издания стиля жизни.
Для достижения этой цели в качестве образца такого журнала мы выбрали
британский Monocle.
Кроме того, по итогам ВКР мы изучили типологию, целевую аудиторию
и основные характеристики журналов стиля жизни, проанализировали
современное состояние рынка глянцевой периодики в условиях кризиса
«бумажной» прессы, определили основные тренды в журналистике стиля
жизни, проследили этапы развития британского журнала Monocle, провели
его жанрово-тематический анализ, а также выявили элементы, позволяющие
говорить о нем, как об оптимальной модели издания стиля жизни.
Соответственно, были сформулированы следующие основные выводы.
Во-первых, рассматривая современный рынок глянцевой периодики,
следует отметить, что он характеризуется такими процессами, как:
возрастающая конкуренция с сетевыми ресурсами, падение доходов от
рекламы, однообразие в подачи информации, сложность распространения и
меняющиеся запросы аудитории. Иными словами, журналы стиля жизни в
настоящее время переживают тяжелые времена.
Во-вторых, несмотря на кризис, рынок развивается, и определяющими
тенденциями такого развития являются: активное присутствие в социальных
медиа, использование мобильных приложений-мэссенджеров для
распространения контента, мульти-платформенная бизнес-стратегия (выпуск
лимитированных и специальных номеров, книг), создание и монетизация
аудио/видео продукции на стриминг-сервисах, поиски новых форм
рекламной политики (нативная реклама и спецпроекты), а также «внешняя»
оффлайн деятельность (event-мероприятия, собственные марки одежды и
аксессуаров, коллаборации с различными брендами, создание собственных
премий, проведение выставок, открытие магазинов и пунктов общественного питания).
Кроме того, нами были выделены и тренды в редакциях самих
журналов: все большее привлечение к работе непрофессиональных
журналистов, блогеров, внештатных фотографов; уход от классического
набора жанров (гонзо-журналистика, колумнистика, feature-тексты, авторские
материалы), увеличение количества визуального контента.
В-третьих, мы взяли Monocle в качестве образца оптимальной модели
современного журнала стиля жизни по ряду причин.
Прежде всего, потому что в стержне концепции Monocle – поиски
ответов на вопрос, что нужно менять в журналистике, и что – не нужно.
Конечно основы глянцевой журналистики в целом не изменились, но сегодня
статья — это только начало работы, за которым следует публикация
в социальных сетях, обсуждение, критика. Раньше журналистику стиля
жизни олицетворяли эксперты, которые объясняли людям, что носить, читать
и как устроен мир. Сегодня в центре внимания – сами люди и их собственные
интересы. Поэтому один из принципов Monocle – меньше бессмысленной
информации. Как справедливо отмечает Брюле: «Мы не говорим людям, что
думать. Мы спрашиваем, что они думают».
Еще один интересный элемент концепции британского журнала – новая
искренность. «Эпоха постмодернизма прошла, мы больше не умнее
контента», – объясняет Брюле. Пользователю не хочется иронии
и высокомерных шуток, ему хочется порадоваться за кого-то, кто счастлив,
или погрустить о несправедливости. И в этом выражается еще один ключевой
принцип сегодняшнего рынка глянцевой периодики: люди полюбили
делиться эмоциями.
В ситуации, когда издания конкурируют скорее за количество
просмотров в соцсетях, чем за качество контента, Monocle принципиально
отказался от присутствия на платформах Веб 2.0., выпускается
исключительно в «бумажной» версии, дублируя ее на своем сайте, а также
имеет свое интернет-радио.
По мнению Брюле, засилье каналов информации приводит к тому, что
читатель скучает по запаху свеженапечатанного журнала и шелесту
настоящих страниц. И, кстати, именно это приводит к новому расцвету
«зинов» (непрофессионального самиздата без каких-либо без коммерческих
целей). Парадоксально, но, чем больше Интернет влияет на жизнь людей, тем
сильнее им хочется почитать старый добрый бумажный журнал.
На фоне перенасыщения рынка и его бедственного состояния журнал
Monocle не только продолжает успешное существование, но и не чувствует
влияние кризисной ситуации. Данное издание является своеобразным
монополистом в сфере качественного глянца: журнал не только имеет
фундамент для своего распространения, но также занимает ключевую
позицию на рынке интеллектуальных изданий стиля жизни.
В отличие от «собратьев» по журнальному миру, большинство
публикуемых в Monocle материалов посвящено важным геополитическим,
национальным, этническим, экологическим и эстетическим темам, которые в
силу своей широты и актуальности интересны глобальной. Более того,
данные темы (за исключением новостных материалов) рассматриваются
журналистами издания на глубоком уровне. Однако, даже в силу
интеллектуального содержания, тексты издания отличает непринужденность
и легкий слог изложения.
И, наконец, в-четвертых, основываясь на опыте журнала Monocle, мы
определили для себя следующие «детали» оптимальной модели
современного журнала стиля жизни:
1. Аудитория не хочет, чтобы ее учили и указывали, что носить, где
питаться и как жить. Поэтому в современных условиях больше актуальны
журналы не стиля жизни, а, скорее, искусства жизни.
2. В конкурентной среде выживают издания, предлагающие читателям
либо эксклюзивный контент на темы, которые не входят в
информационную повестку дня, либо альтернативный взгляд на
резонансные события.
3. Журнал стиля жизни сейчас уже немыслим без своей бренд-
составляющей. Изданиям необходимо использовать бренд, эстетику,
идеологию для коммерческой деятельности на разных платформах и в
различных направлениях как медиа-бизнеса, так и бизнеса в целом.
4. В современной глянцевой периодике ценится уникальность
(«особенность»). В Monocle она редуцируется через платный контент,
архаичный стиль повествования, игнорирование соцсетей, поиски новых
форм подачи материалов.
5. Важный фактор – персонификация журналистики. В Monocle
делается ставка не на звезд журналистики, литературы и искусства, но, в
то же время, каждый из авторов издания «раскручивается» как отдельно
взятый бренд.
6. Отход от традиционных канонов журналистики стиля жизни. В
Monocle он, в том числе, проявляется в отказе от публикации на обложке
звезд, селебритис и лидеров мнений.
1. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В.,
Станько А.И. История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Блохин И.Н. Аудитория журналистики досуга // Журналистика сферы
досуга / Под ред. Дускаевой Л.Р., Цветовой Н.С. С.-П., 2012.
4. Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.
5. Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.
6. Виноградский В.С. Типологические и стилистические особенности
иллюстативно-популярных изданий. М., 2005.
7. Виноградский В.С., Н.А.Куницина. Глянцевая пресса. Методика
анализа. М., 2007.
8. Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и
менеджмента средств массовой информации. С.-П., 1997.
9. Гендер и СМИ. Ежегодник Центра гендерных исследований СМИ
Факультета журналистики МГУ. М., 2007.
10. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского вербального
поведения (психолингвистический анализ). М., 1996.
11. Григорян А.А. Состояние и перспективы гендерной лингвистики на
западе в конце XX - начале XXI веков. Волгоград, 2005.
12. Гудова М.Ю. Женские глянцевые журналы: хронотип воображаемой
повседневности. Екатеринбург, 2010.
13. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях
становления гражданского общества. М., 2001
14. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. М., 2004.
15. Дускаева Л.Р., Цветова Н.С. Журналистика сферы досуга. С.-П., 2012.
...