Введение ............................................................................................................................................. 3
Глава 1. IPO: сущность процедуры, преимущества данного способа инвестирования ............. 7
1.1. Понятие IPO и цели публичного размещения акций ......................................................... 7
1.2. Особенности проведения IPO: преимущества, недостатки, выбор площадки
размещения......................................................................................................................................... 9
Глава 2. Анализ мирового и российского рынка IPO, в том числе высокотехнологичных
компаний .......................................................................................................................................... 17
2.1. Характеристика и основные тенденции проведения IPO в мире и в России...................... 17
2.2. Анализ рынка IPO высокотехнологичных компаний ........................................................... 23
Глава 3. Исследование между показателями фундаментальной ценности и рыночной
капитализацией на примере российских высокотехнологичных компаний. ............................. 30
3.1. Методология и выбор объекта исследования ........................................................................ 30
3.3. Построение корреляционно-регрессионных моделей для исследуемых компаний и их
проверка ............................................................................................................................................ 39
Заключение....................................................................................................................................... 55
Список использованных источников ............................................................................................. 57
Высокотехнологические компании в настоящий момент являются представителями одной
из наиболее перспективных и развивающихся отраслей на мировом рынке. Число компаний в
данной отрасли ежегодно растет, что обусловливается быстрым развитием IT-технологий и
глобальностью деятельности данных компаний. Выручка, рыночная капитализация и другие
финансовые показатели данных компаний также показывают рост стремительными темпами.
В настоящий момент наиболее «дорогими» представителями отрасли высоких технологий
являются уже не компании, которые разрабатывают какой-либо уникальный продукт, а
компании, которые предоставляют платформу для дальнейшей деятельности. Такие
компании способны охватывать более широкий масштаб аудитории, именно поэтому в
настоящий момент наиболее высоко оцененными компаниями на мировом рынке являются
представители изучаемой отрасти – социальная сеть Facebook и крупнейшая китайская
компания в сфере интернет-коммерции Abibaba. Таким образом, стоит отметить, что
несмотря на то, что сфера высоких технологий не является наиболее широко представленной
на мировых биржах, в то же время включает в себя компании, которые находятся на верхних
позициях по уровню капитализации в мире.
Однако некоторые компании, осуществляющие свою деятельность в сфере высоких
технологий, в настоящий момент только планируют проводить процедуру IPO, что позволяет
сделать вывод об актуальности изучения методов оценки высокотехнологичным компаний.
Для компаний данной отрасли вопрос определения стоимости бизнеса стоит наиболее остро.
Этот факт объясняется тем, что для высокотехнологичных компаний зачастую определить их
стоимость достаточно трудно, что объясняется спецификой их деятельности. Так,
подавляющее большинство компаний не содержат на балансе значительных объемов
материальных активов, что заставляет инвесторов скептически относиться к методам оценки
данных компаний и с опаской вкладывать в такие компании. Именно поэтому следует
уделить особое внимание вопросу формирования стоимости высокотехнологичных
компаний, чтобы убедиться в том, что высокотехнологичные компании действительно
обладают огромной ценностью на мировом рынке и их цена сформирована под влиянием
факторов, действительно обусловливающих их высокую стоимость. Так, данный феномен в
нашей стране стал известен под формулировкой «Почему Uber стоит дороже Газпрома».
Ведь в том случае, если высокая стоимость высокотехнологичных компаний формируется
под влиянием спекулятивных мотивов, а также на основе неверно рассчитанных ожиданий
будущей стоимости таких компаний, то сегодняшнее лидирующее положение
высокотехнологичных компаний на мировых биржевых площадках может привести к новому
кризису, подобному кризису доткомов, разгоревшемуся на мировой арене в начале 2000-х годов.
Отрасль высоких технологий имеет большое значение также и в России. Разумеется,
число российских высокотехнологичных компаний, чьи акции котируются на бирже,
сравнительно невелико, если проводить сравнение, например, с американскими компаниями.
Тем не менее, данная отрасль имеет ключевое значение для страны, которая в настоящий
момент заинтересована в расширении числа компаний, задействованных в несырьевых
отраслях. Так, отрасль высоких технологий в связи с требованиями рынка и тенденциями на
мировом пространстве может быть рассмотрена как одно из приоритетных направлений
развития. Тем не менее, существует широко распространенное мнение о недооцененности
российских компаний на бирже. Одной из задач данной работы является именно проверка
этой гипотезы на примере российских высокотехнологичных компаний. В качестве объектов
проверки будут представлены российские телекоммуникационные компании. В качестве
метода для определения капитализации компаний был выбрал метод остаточной чистой
прибыли. Данный метод, изобретенный для применения на рынке США, был проверен
российскими учеными А. В. Волковым и Л. Д. Бухваловым на примере российских
компаний, в результате чего они сделали вывод о том, что он действительно может быть
использован для прогнозирования и расчета их капитализации. Так, автору предстоит
убедиться в том, подходит ли данный метод для оценивания высокотехнологичных
компаний. Таким образом, если возможность практического использования модели будет
подтверждена, то компании смогут использовать её для формирования прогнозов
относительно текущей и будущей стоимости компании.
Также отдельное значение в работе посвящается процедуре IPO. В настоящий момент
проведение IPO – это больше чем привлечение средств компанией для расширения своей
дальнейшей деятельности. Однако в настоящий момент на рынке IPO отмечается резкий
спад числа компаний, прибегающих к размещению своих акций. Таким образом, автору
предстоит разобраться в преимуществах и недостатках данной процедуру, а также провести
анализ результатов деятельности компаний, которые уже вышли на IPO.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении исследования
зависимости между показателями фундаментальной ценности и рыночной капитализацией
российских компаний телекоммуникационной отрасли при помощи использования метода
остаточной чистой прибыли и формулировании выводов о возможности применения данного
метода для оценки стоимости российских высокотехнологичных компаний.
В качестве задач исследования автором были определены следующие положения:
• Выявить основные особенности проведения процедуры IPO, а также ее преимущества
и недостатки
• Проанализировать основные тенденции рынка IPO на российском и мировом
биржевом рынке
• Провести исследование рынка высокотехнологичных компаний в России и в мире
• Сформулировать упрощенную модель остаточной чистой прибыли для расчета
фундаментальной ценности компании
• Рассчитать фундаментальной ценности российских телекомов методом остаточной
чистой прибыли
• Провести корреляционно-регрессионный анализ между показателями
фундаментальной ценности компании и её рыночной капитализацией, полученной по
данным биржевых котировок
• Сделать вывод о возможности практического применения метода чистой прибыли для
оценки стоимости российских высокотехнологичных компаний.
В качестве объекта курсовой работы была выбрана стоимость высокотехнологичных
компаний, а предметом являются высокотехнологичные компании, в том числе проводящих
процедуру IPO, а также биржевые площадки и современный фондовый рынок.
Теоретической основой курсовой работы являются исследования в оценки бизнеса,
фондового рынка и корпоративных финансов современных зарубежных и российских
ученых-экономистов, в том числе А. Дамодарана, Р. Брейли, С. Майерса, А. В. Волкова и
Л. Д. Бухвалова, P. Гедесса, С. В. Гвардина, законодательные акты, а также аналитические
отчеты крупнейших аудиторских компаний. В качестве информационной базы используются
данные, полученные в открытом доступе на сайтах компаний, которые публикуют
отчетность в открытом доступе, так как являются публичными обществами и отчетность,
полученная в справочно-информационной системе «СПАРК-ИНТЕРФАКС», а также
публикации в российских экономических изданиях, в том числе журналах «РБК»,
«Ведомости», «Эксперт».
Дипломная работа состоит из трёх глав, каждая из которых также разделена на параграфы.
Первая глава посвящена теоретическим основам процедуры IPO, целям проведения данной
операции, а также преимуществам и недостаткам, возникающим вследствие выхода
компании на биржу. Во второй главе раскрываются особенности мирового и российского
рынка IPO, а также анализ рынка высокотехнологичных компаний и проведения процедуры
IPO компаниями данной отрасли. В третьей главе рассматриваются особенности оценивания
высокотехологичных компаний, а также формулируется модель оценивания методом
остаточной чистой прибыли. Далее в работе производится расчет фундаментальной ценности
компании выше указанным методом для российских телекомов и проводится
корреляционно-регрессионный анализ с использованием прикладного программного пакета
Gretl. В результате проведенного анализа будут сделаны выводы о возможностях
применения данного метода для прогнозирования капитализации высокотехнологичных компаний.
В ходе работы были рассмотрены как основные теоретические аспекты проведения
первичного размещения акций на бирже, так и практические особенности, такие как
преимущества данного способа финансирования деятельности, выбор биржи для размещения
и определение подходящего момента для проведения IPO. Таким образом, можно сделать
вывод о том, что IPO имеет ключевое значение для компаний, достигших определенного
размера и преследующих определенные цели по расширению деятельности, формированию
положительной репутации, выходу на новые рынки и ряд других. Несмотря на то, что IPO
требует существенных временных и денежных затрат на его проведение, данная процедура
позволяет привлекать крупные объемы средств, которые позволяют компании вложить в
осуществление запланированных инвестиционных проектов или расширить масштабы
деятельности, не прибегая к увеличению объемов заемных средств.
Российский рынок IPO может быть охарактеризован как развивающийся. Тем не менее,
несмотря на то, что объемы акций российских компаний на открытом рынке относительно
малы в сравнении с рынками США и развитых европейских держав, процедура IPO имеет
высокую значимость для деятельности крупнейших российских
компаний в различных
отраслях, хотя и здесь стоит отметить проявление сырьевой направленности нашей страны.
В настоящий момент наблюдается охлаждение активности российских компаний в
проведении процедуры IPO. Причинами этого может служить снижение котировок
российских компаний, чьи акции уже обращаются на бирже, а также недостаток средств на
проведение выхода на IPO в текущих условиях. Данная тенденция наблюдается не только на
российском рынке, но и на рынках многих стран с высоким уровнем развития фондового
рынка. Однако согласно прогнозам аналитиков и планов самих компаний, в результате
стабилизации экономической ситуации в России, ряд развивающихся российских компаний
будет заинтересован в проведении IPO.
Отдельное внимание в работе уделяется компаниям высотехнологичной отрасли. Данная
отрасль в последние годы развивалась особенно быстрыми темпами, несколько крупнейших
мировых IPO были произведены именно компаниями, работающими в сфере высоких
технологий. Отрасль высоких технологий вызывает особый интерес, так как такие компании
обладают рядом специфических черт: низкий объем материальных активов, высокие темпа
роста, постоянное внедрение научно-технологических усовершенствований, более высокая
степень риска для деятельности компаний. Российские компании рассматриваемой отрасли
начали вести активную деятельность на бирже в течение последних 5-6 лет. Общее
охлаждение на рынке IPO коснулось и высокотехнологичных компаний, тем не менее, в
целом ситуация в отрасли высоких технологий значительно лучше чем в ряде других
отраслей: зафиксирован общий рост котировок по отрасли.
На основе проведенного анализа можно сделать выводы о том, что IPO для
высокотехнологичных компаний является важным этапом в развитии компании как источник
финансирования и формирования положительной репутации. Таким образом, можно
прогнозировать оживление на рынке IPO высокотехнологичных компаний по мере
претворения в жизнь государственных программ по поддержке высокотехнологичных
компаний и стабилизации экономической ситуации в России.
Также одной из задач выпускной квалификационной работы являлось исследование
актуальности использования модели остаточной чистой прибыли для прогнозирования
рыночной капитализации компании. Данная модель предполагает, что основными
факторами, объясняющими значение капитализации, является значение её собственного
капитала на начало периода и значение чистой прибыли за исследуемый период,
дисконтируемый на ставку собственного капитала. В качестве ставки собственного капитала
было принято решение использовать модель САРМ, которая, по мнению автора, является
наиболее точной при расчете ставки дисконтирования.
Данная модель была рассмотрена на примере компаний, представляющих отрасль
телекоммуникаций в России. Так, были построены корреляционно-регрессионные модели
для компаний «МТС», «Вымпелком» и «Мегафон». Акции всех рассмотренных компаний
котируются на бирже, что позволило сравнить расчетную капитализацию с рыночной
капитализацией. В результате проведенного исследования было выявлено, что модель
остаточной чистой прибыли является адекватной только для компании Мегафон, для
остальных исследуемых компаний модели не показали наличия связи между показателями
рыночной капитализации и фундаментальной ценности. Так, в результате анализа были
выявлены факторы, влияющие на адекватность модели, которые следует учитывать при
использовании модели с целью прогнозирования капитализации компании. В качестве
результата исследования стоит отметить, что наиболее подходящей данная модель является
для относительно крупных прибыльных компаний, деятельность которых направлена на
конкретную отрасль в конкретной стране. Также стоит учитывать наличие внешних
факторов, которые могут иметь воздействие на капитализацию компании, при этом не имеют
влияния на показатели отчетности.
1) Федеральный закон No 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг"// URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (Дата обращения: 15.10. 2016)
2) Абрамишвили Н.Р., Львова Н.А. Финансовая диагностика инновационных компаний:
методический аспект // Проблемы современной экономики. 2013. No 2 (46). С. 164-168.
3) Балакирев, Н. Н. Процедура проведения IPO в России: учеб. пособие / Н. Н.
Балакирев, Л. П. Давиденко / М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. — 65 с.
4) Берзон Н. И., Теплова Т. В. //. Финансовый менеджмент / Газман В. Д., Бобылева А. З.,
Степина А. Ф., Столяров А. И., Петрикова И. В., Григорьева Т. И / Под общ. ред.: Н. И.
Берзон, Т. В. Теплова. - М. : КноРус, 2013.- 273 с.
5) Брейли, Р., Майерс, С. Принципы корпоративных финансов: монография / Р. Брейли,
С. Майерс. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2008. – 1008 с.
6) Бухвалов, А. Исследование зависимости между показателями фундаментальной
ценности и рыночной капитализацией российских компаний / А. Бухвалов, Д. Волков //
Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Серия 8, Менеджмент. –
2005. No 1. – С. 26 – 43.
7) Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2008. – 567 с.
8) Волков Д. Л. Модели оценки фундаментальной стоимости собственного капитала:
проблема эквивалентности // Вестн. С-Петерб. ун-та Сер. Менеджмент. 2004а. Вып. 3. С. 3-35.
9) Волков Д. Л. Управление стоимостью компаний и проблема выбора адекватной
модели оценки // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2004б. Вып. 4. С. 79-98.
10) Волков Л. Д. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и
бухгалтерский аспекты. / Л. Д. Волков. – СПБ: Издательство «Высшая школа менеджмента»,
2008 – 318 с.
11) Выбор биржи для листинга. Обзор фондовых бирж в Лондоне, Нью-Йорке и
Гонконге / PWC, 2015. – 8 с. /
https://www.pwc.kz/en/publications/new_publication_assets/roadmap-for-an-ipo-rus.pdf (Дата
обращения: 17.10. 2016)
12) Гвардин, С. В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний: монография
/ С. В. Гвардин. – М.: Вершина, 2007. – 259 с.
13) Геддес, Р. IPO и последующее размещение акций: монография / Р. Геддес. – М.: ЗАО
«Олимп – Бизнес», 2007. – 352 с.
14) Дамодаран, А. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых
активов. / А. Дамодаран. – М.: Альпина Паблишер. – 1216 с.
15) Доугерти, К. Введение в эконометрику: учебник / К. Доугерти. – М.: ИНФРА-М,
2001. – 402 с.
...