Список сокращений 2
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 4
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ......................................................................................................6
1.1Роль частных финансов в финансировании
здравоохранения................................................................................................ 6
1.2 Процесс формирования конкуренции на рынке медицинских услуг.............................9
1.2.1 Роль одноканального ОМС в формировании внутриотраслевой конкуренции............11
1.2.2 Государственные медицинские учреждения на рынке платных медицинских услуг.....14
1.2.3 Место частной медицины в отрасли здравоохранения...........................................16
Глава 2 РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В СТИМУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.......................................................................21
2.1 Теоретические основы налогового стимулирования с помощью налоговых льгот.........21
2.2 Обоснование применения налоговой льготы по налогу на прибыль для медицинских
организаций......................................................................................................23
2.3 Методология измерения налоговых эффектов: особенности оценки и обоснование выбора
модели DuPont..................................................................................................32
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ...............................................41
3.1 Описание данных и анализ факторов..................................................................41
3.2 Результаты декомпозиции ROE........................................................................51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................63
Приложение 1...................................................................................................68
Приложение 2...................................................................................................69
Приложение 3...................................................................................................70
Приложение 4...................................................................................................71
Приложение 5...................................................................................................72
Приложение 6...................................................................................................73
Приложение 7...................................................................................................74
Приложение 8...................................................................................................75
Приложение 9...................................................................................................76
В условиях перехода в Российской Федерации от бюджетно-страховой к преимущест-
венно страховой модели финансирования здравоохранения отрасль сталкивается с серьезны-
ми вызовами. Финансовое обеспечение все больше зависит от размеров фонда оплаты труда,
который является базой для уплаты страховых взносов, а в среднесрочный прогноз до 2020 г.
заложено сокращение бюджетного финансирования здравоохранения. Реальный уровень за-
работных плат устойчиво снижается с 2013 г., хроническое недофинансирование усугубляет-
ся неблагоприятной экономической ситуацией.
Политика в области здравоохранения в последние несколько лет направлена на более
тесное сотрудничество между государственной и частной медициной. Частные финансы
могли бы решить давно назревшие проблемы в отрасли – устаревание основных фондов, не-
эффективное управление медицинскими учреждениями, нехватка квалифицированных кад-
ров. Однако для этого нужно создать условия, которые сделали бы здравоохранение привле-
кательной сферой деятельности для частных медицинских организаций.
Актуальность темы заключается в практической необходимости поиска инструмен-
тов, стимулирующих деятельность частных медицинских организаций и позволяющих им
встроиться в систему здравоохранения, а также анализа целесообразности применяемых на-
логовых стимулов в данном процессе и их результативности.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ целесообразности и ре-
зультативности налогового стимулирования частных медицинских организаций через меха-
низм льготы по налогу на прибыль.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
• рассмотреть особенности системы финансирования здравоохранения в РФ;
• оценить положение частных и государственных медицинских организаций на рынке
медицинских услуг в РФ;
• определить факторы, препятствующие формированию добросовестной конкуренции
между медицинскими организациями различных форм собственности в РФ;
• выявить потенциал налогового стимулирования в преодолении дискриминационных
условий для частной медицины в РФ;
• оценить эффекты от предоставления налоговой льготы с помощью инструментов фи-
нансового анализа и дать рекомендации по совершенствованию налоговых мер;
Объектом исследования является положение частных медицинских организаций в от-
расли здравоохранения.
Предмет исследования – применение налоговой льготы для стимулирования деятель-
ности частных медицинских организаций.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных и зарубеж-
ных авторов, посвященные теории налогов и налогообложения (Ю. Б. Иванова, И. А. Майбуро-
ва, Т. А. Малининой, В. Г. Панскова, И. В. Горского, А. М. Соколовской, С. Г. Синельникова-
Мурылева, Е. В. Шкребелы), проблемам несовершенства рынка медицинских услуг и провалов
рынка (М. Гейнора, Дж. Стиглица, К.Д. Эрроу), теории и практике в области экономики здраво-
охранения (И. Н. Баранова, И. М. Шеймана, С. В. Шишкина). Инструменты финансового анали-
за, которые были использованы в данной работе, подробно описаны в трудах В. В. Ковалева,
Вит. В. Ковалева. Информационной основой работы послужили официальные статистические
данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Центральной базы стати-
стических данных (ЦБСД), Группы Всемирного банка (The World Bank Group), обзоры рынка,
новостные ресурсы, а также данные системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе дана характеристика рынка медицинских услуг: оценена роль частных
финансов в здравоохранении, рассмотрено положение участников рынка и выявлены причины
неравной конкуренции между организациями различных форм собственности.
Во второй главе приводятся теоретико-методологические основы налогового стиму-
лирования: определены условия, при которых применение налоговых льгот является целесо-
образным. Проанализирована обоснованность использования налоговых льгот в отрасли
здравоохранения для решения существующих проблем. Также была выявлена специфика
оценки результативности исследуемой налоговой льготы, и обосновано применение модели
DuPont (Дюпон) для этой цели.
В заключительной третьей главе на основе декомпозиции показателя рентабельности
собственного капитала (return on equity, ROE) двадцати шести частных медицинских органи-
заций, применяющих налоговую льготу, оценен вклад налоговой льготы и других финансо-
вых показателей в изменение ROE, отражены взаимосвязи между показателями и сделаны
выводы о результативности и целесообразности налоговой льготы.
Результаты исследования были представлены автором на XXІІ международной кон-
ференции молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» в
2016 г. (Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия), на
XI международной молодежной научно–практической конференции «Научный потенциал
молодежи – будущему Беларуси» в 2017 г. (Полесский государственный университет,
г. Пинск, Республика Беларусь).
Государственное недофинансирование здравоохранения в РФ ставит потребность в
привлечении частных финансовых ресурсов – средств населения за оказание медицинских
услуг и средств частных организаций, которые бы удовлетворили потребность в обновлении
материально-технической базы. В отрасли развиваются рыночные отношения, и частный
сектор активнее вовлекается в систему здравоохранения на фоне снижения бюджетных рас-
ходов и недополучения средств ФФОМС.
С целью стимулирования деятельности частных МО в 2011 г. была предоставлена на-
логовая льгота по ННП. В ВКР анализировалась целесообразность и результативность нало-
говой льготы, и были получены следующие выводы.
Положение частных и государственных МО на рынке медицинских услуг не одинако-
во из-за наличия административных барьеров для частных МО и нюансов возмещения инве-
стиционных расходов в ЛПУ. Одной из целей льготы было выравнивание конкуренции и, на
наш взгляд, выбор в пользу льготы по ННП является обоснованным решением. Поскольку
именно прибыль является целью и основным результатом деятельности частных коммерче-
ских МО, для них льгота имеет больший компенсационный характер, чем для ЛПУ, для ко-
торых оказание платных услуг не является основной целью деятельности, а прибыль – одним
из основных источников финансирования. Выбор в пользу льготы по социальным взносам,
который лоббировал бизнес, не способствует выравниваю конкуренции из-за сопоставимого
уровня официальных заработных плат в частных МО и ЛПУ, однако положительно влияет в
том числе на неприбыльные компании.
В качестве целей предоставления льготы назывались рост возможностей для самофи-
нансирования, рост рентабельности компаний и стимулирование инвестиций в основной ка-
питал. В отсутствии единого подхода к анализу налоговых эффектов, были использованы
методы финансового анализа для оценки экономических эффектов. В ходе исследования бы-
ла сформирована выборка из 26 крупнейших частных МО, использующих налоговую льготу
по ННП. Была проанализирована динамика их финансовых показателей, (процентного и дол-
гового бремени, рентабельности продаж, оборачиваемости активов, финансового рычага)
включенных в факторную модель DuPont за период с 2008-2015 гг., проведена декомпозиция
ROE и получены следующие результаты.
Снижение долговой нагрузки повышает эффект от использования налоговой льготы, так
как процентные расходы в этот период не относятся на уменьшение налоговой базы. За ис-
следуемый период происходило снижение доли платных заемных средств в общем объеме
источников финансирования. Наиболее динамично снижалась доля краткосрочных КиЗ
(с 10 % в 2009 г. до 1 % в 2015 г.). Доля долгосрочных КиЗ также снизилась более чем в два
раза (с максимальных 12 % в 2011 г. до 5 % в 2015 г.). Таким образом, финансирование те-
кущей деятельности стало происходить преимущественно за счет собственных и условно
бесплатных заемных средств, финансирование инвестиционной – также сместилось в сторо-
ну самофинансирования. Динамика LR для компаний со стабильными значениями данного
показателя была отрицательной, что также отражает повышение роли собственного капитала
как источника финансирования.
Менее значительный прирост ROE у социально значимых компаний в сравнении с про-
чими компаниями связан с разнонаправленными изменениями в структуре капитала. Соци-
ально значимые компании (многопрофильные, диагностические, перинатальные центры) в
среднем снизили уровень финансовой зависимости, что отрицательно влияло на ROE. У про-
чих компаний (стоматология и пластическая хирургия) рост ROE происходил за счет увели-
чения LR, так как эти компании в основном не реинвестировали, а распределяли прибыль,
продолжая финансировать деятельность за счет заемных средств, а основные преимущества
льготы получали собственники компании. Социально значимые компании, показавшие рост
ROE, в среднем снизили долговую нагрузку, увеличили ROS., многократно снизили LR
(в 3,9 раз) за счет роста прибыли и снижения объемов привлекаемых средств. Эффект нало-
говой льготы для группы, у которой ROE снижался, был ослаблен отсутствием возможности
снизить долговую нагрузку и повысить рентабельность текущей деятельности.
Были получены результаты оценки вклада каждого фактора в изменение показателя ROE
методом цепных подстановок. В изменение ROE социально значимых компаний c 29 до 35 %
был внесен следующий вклад факторов: наибольший - LR (-87 п.п.), ROS (+75 п.п.), средний
- TB (+39 п.п.), TO (-35 п.п.), наименьший - IB (+14 п.п.). Эффект от применения налоговой
льготы для данных компаний увеличивается с ростом показателей ROS и IB.
Компании демонстрируют замедление оборачиваемости активов, что может быть как
временным явлением на фоне более активного роста вложений во ВНА в 2010–2011 гг., так и
результатом недостаточного спроса на предоставляемые услуги. Социально значимые ком-
пании показывали более высокие темпы роста ВНА в дольготный период, прочие – в пери-
од действия льготы, поэтому для прочих компаний эффект от налоговой льготы будет иметь
отложенный характер в связи с более поздними сроками увеличения прибыли от сделанных
вложений. Те компании, которые демонстрировали как рост (ROS+), так и спад (ROS-) рен-
табельности продаж показали более активный рост ВНА в 2010–2011 гг. по сравнению с
предыдущими годами, однако у компаний с ROS+ был второй пик инвестиционной активно-
сти в 2013–2014 гг. Существование зависимости между динамикой ROS и динамикой вложе-
ний во ВНА говорит в пользу оказания косвенного положительного эффекта налоговой льго-
ты на процесс инвестирования.
Для повышения результативности льготы можно было бы предусмотреть следующие меры:
• установить ограничения на распределение прибыли для льготируемых компаний, что-
бы разделить преимущества от введения льготы между собственниками МО и самой МО;
• рассмотреть вариант продления льготы после 2020 г. в формате инвестиционной льго-
ты по ННП, что фактически будет означать компенсацию части инвестиционных рас-
ходов компаний в виде налоговой экономии и повысит конкурентоспособность част-
ных МО при работе в системе ОМС;
• дифференцировать ограничение доли медицинского персонала в зависимости от раз-
мера компании, тем самым повысив охват налоговой льготой частных МО;
• в случае продления действия льготы после 2020 г. предлагается выведение из-под
действия льготы тех видов медицинской деятельности, где льгота не привела к ожи-
даемым результатам.
Использованные методы могут применяться к оценке экономических эффектов нало-
говых льгот, выбор параметров может осуществляться в зависимости от целей введения
льготы. В отношении данной налоговой льготы требуется более детальный анализ направле-
ний движения прибыли как реакции на налоговые освобождения, что может стать предметом
дальнейших исследований.
Нормативно-правовые акты
1. Налоговый кодекс РФ : части первая и вторая. — Новосибирск : Норматика: Кодексы.
Законы. Нормы, 2017. – 912 с. Ч. 1 : No 146-ФЗ от 31. 07. 1998 г.Ч. 2 : No 117-ФЗ от 05.
08. 2000 г.
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : конституци-
онный федеральный закон от 29.11.2010 No 326-ФЗ. – М.: Проспект, 2017. – 64 с.
3. О страховых взносах : конституционный федеральный закон от 24.07.2009 No 212-ФЗ.
– М.: Эксмо : Гарант, 2011. – 224 с.
4. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Рос-
сийской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации : конституционный федеральный закон от 13.07.2015 No224-ФЗ. –
Новосибирск : Норматика: Кодексы. Законы. Нормы, 2016. – 48 с.
5. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации:
офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здра-
воохранения»: Постановление правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. No 294.
7. Об утверждении «Правил предоставления медицинскими организациями платных ме-
дицинских услуг» : Постановление правительства Рос. Федерации от 4 октября 2012 г. No 1006.
8. Об утверждении «Правил предоставления платных медицинских услуг населению ме-
дицинскими учреждениями»: Постановление правительства Рос. Федерации от 13 января 1996 No 27.
9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на
плановый период 2013 и 2014 годов: Одобрено Правительством Рос. Федерации 07
июля 2011 года.
10. Об утверждении «Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, пре-
доставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенны-
ми государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства Здра-
воохранения РФ» : Приказ Министерства Здравоохранения от 29 декабря 2012 No 1631н.
11. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации N 03-03-07/24381 от 17 февраля 2016.
12. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации N 03-03-10/23 от 15 апреля 2012.
13. Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического на-
блюдения No 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»: При-
каз Росстата от 09 декабря 2014 г. No 691.
14. О методике оценки эффективности налоговых льгот, установленных законами Санкт-
Петербурга: Постановление правительства Санкт-Петербурга от 28 сентября 2016 г. No 862.
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Засимова, Л. С. Внедрение новых технологий в медицинских организациях: зарубеж-
ный опыт и российская практика / Л. С. Засимова ; под ред. Шишкина С. В. – М.:
НИУ ВШЭ, 2013. – 320 с.
...