Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Молодые советские писатели в эпоху «оттепели» ............................. 12
1.1. «Оттепель»: особенности и периодизация ............................................... 12
1.2. Смена поколений как часть литературного процесса «оттепели» ......... 18
1.3. Формы взаимодействия Союза писателей СССР с молодыми авторами в
эпоху «оттепели» ................................................................................................ 24
Глава 2. Молодежная политика СП СССР в 1960-1964 гг................................ 37
2.1. 1960 год ........................................................................................................ 37
2.2. 1961 год ........................................................................................................ 46
2.3. 1962 год ........................................................................................................ 53
2.4. 1963 год ........................................................................................................ 64
2.5. 1964 год ........................................................................................................ 77
Заключение ............................................................................................................ 86
Список использованной литературы ................................................................... 91
Приложение 1 ........................................................................................................ 99
Приложение 2 ...................................................................................................... 173
В Советском Союзе молодежная политика занимала важное место.
Новые поколения традиционно рассматривались как строители будущего
справедливого общества, поэтому воспитанию собственной смены уделялось
особое внимание. Этот процесс начинался в младшей школе со вступлением
в октябрята и завершался только с выходом из ВЛКСМ в зрелом возрасте.
Вероятно, такой контроль должен был минимизировать возможность
отклонения формирующейся личности от коммунистических стандартов.
Аналогичные процессы происходили в профессиональных
сообществах, в том числе и в творческих организациях, например в Союзе
писателей СССР – их опытные члены старались воспитать себе достойных
преемников. В своем докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей
В.П. Ставский, будущий член правления Союза писателей СССР,
участвовавший в создании этой организации, сообщал: «В нашей стране у
любого активиста совершенно естественно чувство заботы о смене и
ответственности за ее рост, за ее воспитание»1. Отметим, что передача опыта
младшим поколениям даже указывалась среди задач в уставе Союза писателей 2.
Молодежная политика Союза писателей СССР (СП СССР) не
оставалась неизменной: в каждый исторически период ее осуществлению
уделялось большее или меньшее внимание. Поясним, что в нашем
исследовании молодежную политику СП СССР мы понимаем как
совокупность форм работ СП СССР и его отделений с молодыми писателями,
которые были направлены на поощрение, контроль или критику творческой
деятельности молодых авторов, а также на формирование их личности.
Особое внимание реализации молодежной политики СП СССР уделялось в
эпоху «оттепели», поскольку в этот период в литературу пришла большая
группа молодых писателей, которая фактически определила литературный
процесс этого времени, а затем вошла в канон отечественной литературы.
Существует несколько вариантов периодизации данной эпохи, среди
которых выделяются два основных. Наиболее традиционные рамки
«оттепели» (1953-1964 гг.) связаны с временем пребывания на посту первого
секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Исследователи, придерживающиеся
второго подхода, продлевают эпоху до 1968 г., избирая верхней границей
подавление советскими военными протеста в Чехословацкой ССР, после
которых либерализация, ставшая главным итогом «оттепели», была свернута.
В нашей работе мы рассматриваем ограниченный период эпохи, который
характеризовался значительным всплеском интереса к молодым писателям, –
1960-1964 гг. Возможно, этот недолгий период также можно рассматривать
как модель всей эпохи. Поскольку именно в это время «оттепель», по
мнению Э. Лайго, «...достигла своего пика» 3, а после выставки в Манеже в
декабре 1962 г. резко пошла на спад.
Союз писателей СССР становился объектом исследования достаточно
часто, однако, как отметил исследователь А.В. Тюрин, ученых больше
привлекали другие периоды его истории: становление и существование в
эпоху тоталитаризма (1930-е – 1950-е гг.) и во время активного развития
неофициальной культуры в эпоху «застоя» (конец 1960-х – 1980-е гг.)4.
Аналогичная ситуация складывается с исследованием взаимодействия СП
СССР с поколением советских писателей, пришедшим в литературу в эпоху
«оттепели». Творчество практически каждого из них изучено в достаточной
степени, однако к рассмотрению совокупности этих авторов как выделяемой
социальной группы (в советской периодической печати эпохи их именовали
молодыми писателями) в контексте взаимодействия с СП СССР
исследователи обращались редко. Этим определяется актуальность
выбранной нами темы.
Объектом исследования является молодежная политика СП СССР в
1960-1964 гг.
Предмет исследования – формы взаимодействия СП СССР с
поколением советских писателей, чье творческое становление происходило в
период «оттепели», в 1960-1964 гг.
Цель исследования – проанализировать формы взаимодействия СП
СССР с молодым писателям в 1960-1964 гг.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выделить и проанализировать основные особенности «оттепели»
как историко-культурного периода. Рассмотреть концепции
определения временных границ «оттепели».
2. Охарактеризовать смену поколений советских писателей как
значимую особенность эпохи «оттепели».
3. Выделить основные формы работы СП СССР с молодыми
писателями. Проанализировать понятие «молодой писатель».
4. Рассмотреть практическое применение форм работы СП СССР с
молодыми писателями в исследуемый период.
Методологическая основа работы – комплекс подходов общенаучного
характера, который включает в себя анализ, синтез, сравнение, дедукцию,
индукцию, проведение аналогий. В ряде случаев мы также прибегали к
использованию сравнительно-статистического подхода.
Степень исследованности проблемы:
Единственным исследованием, в котором достаточно подробно
рассматривается выбранная нами проблема, является глава («The Post-Stalin
Thaw 1953-1964») монографии британской исследовательницы Э. Лайго
«Leningrad Poetry, 1953–1975: the Thaw Generation». В этой главе она
рассказывает об основных процессах, протекавших в советской поэзии эпохи
«оттепели», главными участниками которых оказались молодые поэты.
Важным для Э. Лайго становится вопрос «инвестиций» («the investment»)5 СП
СССР в молодое поколение, в рамках которого она рассматривает некоторые
формы работы с молодыми писателями (система литературных объединений,
способствование публикации молодых писателей, принятие в СП СССР)
существовавшие в тот период времени. В итоге исследователь приходит к
выводу, что «...политика Союза писателей по привлечению молодых
литераторов в свои ряды была в определенной степени успешной»6.
Другой близкой к теме нашего исследования работой являются
опубликованные тезисы доклада С.И. Пустовалова «Традиции работы с
молодыми писателями после Великой Отечественной войны». Этот
материал, основанный на исследовании архивных дел фонда СП СССР в
Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ),
скорее, носит описательный характер, однако дает представление о начале
целенаправленной работы СП СССР с молодыми писателями. Как ее начало
ученый рассматривает Первое всесоюзное совещание молодых писателей,
которое было проведено в 1947 г.: как сообщает С.И. Пустовалов, по итогам
этого совещания в СП СССР были созданы комиссии по работе с молодыми
авторами7. Недостатком этого исследования можно считать однотипность и
некоторую тенденциозность его источников. Это, как нам кажется,
препятствовало объективному рассмотрению вопроса.
В ходе работы нам пришлось обратиться к более широким
тематическим областям исследований: к обобщающим историческим трудам
по эпохе «оттепели», к материалам по взаимоотношениям власти и
творческой интеллигенции, и к материалам о СП СССР.
Среди исследований об историко-культурологическом периоде
«оттепели» как наиболее значимые мы выделили монографии современных
историков Ю.В. Аксютина и А.В. Пыжикова. Главные выводы авторов
сходны, хотя «оттепель» они рассматривают с разных ракурсов: А.В.
Пыжикова, скорее, интересовала экономика, особенности внутрипартийной
борьбы, а Ю.В. Аксютин уделял внимание исследованию общественной
реакции на события эпохи. Главными источниками по теме
взаимоотношений власти и творческой интеллигенции стали наиболее
близкие к первоисточникам материалы – сборники прокомментированных
документов «Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953‒1957» и «Аппарат ЦК
КПСС и культура. 1958‒1964».
Среди исследований истории, структуры и повседневного
функционирования СП СССР следует отметить сборник
прокомментированных документов «Между молотом и наковальней. Союз
советских писателей СССР. Документы и комментарии. Т. 1. 1925 – июнь
1945 гг.». Несмотря на хронологические рамки исследования, которые
рассматривает коллектив ученых, сборник дает представление о характере
работы организации с писателями. Наиболее приближенным к
рассматриваемому нами периоду является исследование историка А.В.
Тюрина «Ленинградское отделение Союза писателей СССР в годы
хрущевских реформ (1953—1964 гг.)», одним из главных выводов которого
становится утверждение, что «...роль Союза писателей в рассматриваемый
период была двойственной»8. СП СССР, по словам исследователя, являлся не
только одним из органов государственного контроля над литераторами, но и
инструментом поощрения9. Таким образом, писатель мог получить
привилегированное положение в советском обществе, если отказывался от
творческой свободы. К изучению положения СП СССР в годы «оттепели»
также обращается М.В. Золотоносов в одной из глав монографии
«Гадюшник. Ленинградская писательская организация: Избранные
стенограммы с комментариями», в которой автор исследует повседневность
СП СССР на примере наиболее конфликтных ситуаций, происходивших в
ленинградском отделении этой организации.
Недостаточный уровень исследованности нашей темы заставил нас
обратиться к архивным документам из фонда Ленинградского отделения
Союза писателей СССР (ЛО СП СССР), которые хранятся в Центральном
государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ
СПб). Изучение этих материалов расширило наше представление о формах
работы с молодыми авторами. Наиболее значимым для нашего исследования
стали стенограммы заседаний секретариата и правления, поскольку эти
структуры СП СССР не были напрямую связаны со взаимодействием с
молодыми писателями, в отличие, например, от комиссии по работе с
молодыми авторами. Это позволяло нам констатировать существенный рост
интереса к молодым писателям в рассматриваемый период вне
специализированных структур.
Отдельным типом материалов, к которым мы обратились, были
мемуары: А.А. Вознесенского, Д.В. Бобышева, В.Л. Британишского, Г.Я.
Горбовского, Я.А. Гордина и др. Несмотря на их заведомо субъективный
характер, они, как нам кажется, позволили сделать наше исследование более
объективным. Поскольку в отмеченных выше архивных источниках и в
периодической печати того времени молодежную политику СП СССР
освещали в основном со стороны исполнителя, а не с точки зрения
потребителя – молодого писателя. Такое освещение, безусловно, очень редко
имело критический характер, поэтому с точки зрения СП СССР, его
отделений и органов печати работа с молодыми писателями практически
всегда была эффективной. Однако мемуарные свидетельства писателей,
вступивших в литературу в эпоху «оттепели», часто говорят об обратном.
Отметим, что в рассматриваемый период в печати начинает
развивается дискуссия о «молодежной» прозе и ее герое. С одной стороны,
эта тема уже основательно изучена. С другой стороны, в стенографических
записях заседаний секретариата и правления ЛО СП СССР, которые мы
рассматриваем в нашей работе, этот вопрос никогда не становился
предметом обсуждения. Поэтому обращаться к этой теме мы не будем.
Положения, выносимые на защиту:
• Смена поколений советских писателей, происходившая в эпоху
«оттепели» и ставшая очевидной в начале 1960-х гг., является
значимой характеристикой этого историко-культурного периода.
• Понятие «молодой писатель», активно использовавшееся
членами СП СССР на заседаниях организации и в советской
печати в начале 1960-х гг., понималось писателями интуитивно,
поскольку ни его определения, ни четких критериев для
попадания в эту категорию или выхода из нее не существовало.
Оно было практически не связано с возрастом авторов, более
значимую связь оно имело с уровнем профессионализма, а также,
вероятно, с лояльностью по отношению к партии. Этим понятием
обозначали группу литераторов, пришедших в литературу после
XX съезда КПСС.
• Молодежная политика СП СССР в 1960-1964 гг. была крайне
непоследовательной. Взаимоотношения СП СССР с молодыми
писателям в этот период можно охарактеризовать как
амбивалентные: с одной стороны, СП СССР, обладая
необходимыми ресурсами, рассматривал помощь молодым
писателям как один из приоритетных вопросов, с другой
стороны, именно СП СССР зачастую становился инструментом
критики и контроля.
Научная новизна. В исследовании рассматривается такой аспект
деятельности Союза писателей СССР как молодежная политика, еще не
изученный в достаточной мере. Значительная часть работы основана на
архивных документах, которые ранее не были введены в научный дискурс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
работа может быть использована при составлении лекционного курса и
проведении семинаров по истории русской литературы или культурной
политике СССР, а также при написании научных работ.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников и двух приложений. Во введении
раскрывается актуальность данного исследования, определяется степень
изученности темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и его
значимость, высказываются положения, выносимые на защиту. В первой
главе мы рассматриваем смену поколений советских писателей как значимую
характеристику литературного процесса «оттепели», определяем понятие
«молодой писатель» и исследуем формы взаимодействий Союза писателей
СССР с писателями, чье творческое становление происходило в эпоху
«оттепели». Во второй главе на основании стенограмм мы обращаемся к
хроникальному рассмотрению того, как применялись формы работы СП
СССР с молодыми писателями в 1960-1964 гг.: каждый параграф этой главы
посвящен определенному году; если в определенном году события
внутренней и культурной политики оказывали существенное влияние на
литературный процесс, то мы упоминаем о них в начале параграфа. В
заключении подводятся общие итоги нашего исследования и формулируются
основные выводы. Список использованных источников состоит из 90
наименований. В Приложении 1 приводятся расшифровки наиболее
значимых для нашего исследования документов Ленинградского отделения
Союза писателей СССР, хранящихся в Центральном государственном архиве
литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), фонд Р-371. Мы
приводим 8 документов:
1) Протокол заседания секретариата Ленинградского отделения Союза
писателей 28 декабря 1960 года;
2) Протокол заседания секретариата ленинградского отделения Союза
писателей 12 октября 1961 г.;
3) Протокол заседания секретариата ленинградского отделения Союза
писателей 10 ноября 1961 г.;
4) Протокол заседания секретариата ленинградского отделения Союза
писателей 20 декабря 1962 г.;
5) Стенограмма заседания секретариата ленинградского отделения
Союза писателей 7 декабря 1962 г.;
6) <Отчетный доклад комиссии по работе с молодыми авторами 1962 г.>;
7) Стенограмма итогового заседания 8-ой ленинградской конференции
молодых авторов 12 декабря 1962 г.;
8) Стенограмма заседания секретариата ленинградского отделения
Союза писателей 7 декабря 1963 г.
Второе приложение представляет собой гистограмму,
иллюстрирующую изменение интереса к молодым писателям в исследуемый
период. Гистограмма составлена по материалам (публикациям о творчестве
молодых писателей) «Литературной газеты» за 1960-1964 гг.
Материалами нашей работы стали стенограммы и протоколы заседаний
секретариата и правления ленинградского отделения Союза писателей СССР,
стенограммы заседаний ленинградских конференций молодых авторов,
сборники прокомментированных архивных документов («Аппарат ЦК КПСС
и культура. 1953‒1957», «Аппарат ЦК КПСС и культура. 1958‒1964»,
«Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР»), статьи
из советской периодической печати (например, из газет «Литературная
газета», «Вечерний Ленинград», «Смена»), мемуары (А.А. Вознесенского,
Д.В. Бобышева, Г.Я. Горбовского, Л.К. Чуковской и др.), а также тексты
уставов Союза писателей СССР и ВЛКСМ.
Молодежную политику СП СССР в 1960-1964 гг. можно
охарактеризовать как непоследовательную и крайне противоречивую.
Публикации произведений А.И. Солженицына, В.Д. Дудинцева, Е.А.
Евтушенко и др., проведение вечеров поэзии в музеях, на стадионах,
длительные творческие командировки соседствовали с цензурой, жесткой
критикой (В.П. Аксенова, А.А. Вознесенского и др.) и даже
судебными преследованиями.
Главный парадокс работы СП СССР с молодыми писателями
заключался в том, что, обладая огромными ресурсами, широчайшей системой
поддержки, СП СССР фактически требовал от писателя лишь соблюдения
правил Союза, поскольку в его устав действительно входили требования
находиться «...на позициях советской власти» 274 и придерживаться
социалистического реализма как основного метода советской литературы.
Но, несмотря на то, что теоретически СП СССР являлся добровольной
организацией, у профессионального писателя практически не было
возможности игнорировать Союз писателей, его требования и ценности, так
как он полностью монополизировал область литературы, стараясь стать
единственным регулятором литературного процесса.
В разные периоды истории Советского Союза и Союза писателей СССР
работа с молодыми литераторами осуществлялась с различной степенью
интенсивности. Особое внимание молодежной политике СП СССР уделял в
эпоху «оттепели», которую исследователи считают временем максимально
возможной либерализации в рамках советского строя. Одной из важнейших
характеристик литературного процесса этого периода оказалась смена
поколений советских писателей. В дальнейшем творчество этой большой
группы молодых литераторов (В.П. Аксенов, В.М. Шукшин, В.А. Вампилов,
Г.Я. Горбовский, А.С. Кушнер, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, Б.А.
Ахмадулина, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и т.д.), пришедших после XX
съезда КПСС, значительно повлияло на формирование литературного
канона. Значение этого периода истории для отечественной литературы
исследователи, иногда расширяя границы рассмотрения до 50-70-х гг.,
сравнивают с Серебряным веком275 и с литературой 1920-1930-х гг.276
Несмотря на то, что процесс восстановления русской лирики,
начавшийся после смерти И.В. Сталина, во многом был связан с творчеством
молодых поэтов (Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенским, Б.А. Ахмадулиной и
др. – так называемыми «громкими» или эстрадными лириками), о плеяде
молодых авторов как о новом поколении, пришедшем на смену опытным
писателям, заговорили только в начале 1960-х гг. Это не раз обсуждалось в
периодической печати – в газетах и «толстых» литературных журналах, – но,
как нам кажется, окончательным подтверждением того факта, что в
советскую литературу пришло новое поколение писателей, стало обращение
к этому вопросу на страницах научного журнала «Вопросы литературы» в
1962 г. Главный редактор издания В.М. Озеров определил это поколение как
«...большой отряд писателей примерно одного возраста и жизненного
опыта» 277, общие черты творчества которых сформировались под влиянием
XX съезда КПСС.
В рассматриваемый период в периодической печати СССР начинает
развивается дискуссия о «молодежной прозе» (после появления в советской
литературе нового героя – молодого человека, столкнувшегося с
экзистенциальной проблемой) – вокруг произведений А.Т. Гладилина
(«Хроника времен Виктора Подгурского», «История одной компании»), А.В.
Кузнецова («Продолжение легенды»), В.П. Аксенова («Коллеги», «Звездный
билет») и др. Однако в стенограммах и протоколах заседаний ЛО СП СССР
эта тема не была затронута.
Понятие «молодой писатель», активно использовавшееся членами СП
СССР на заседаниях организации и в советской печати в начале 1960-х гг.,
вероятно, понималось писателями интуитивно. Четких критериев для
попадания в эту категорию или выхода из нее не было определено. Судя по
изученным нами источникам, она была практически не связана с возрастом
авторов, то есть не становилось аналогом демографической группы
молодежи, которая в рассматриваемый период была ограничена 14-28
годами 278. К молодым писателям причисляли и Г.Я. Горбовского, когда ему
было больше 32 лет, и Б.Ш. Окуджаву в 37. Большую связь понятие
«молодой писатель» имело с уровнем профессионализма, а также, вероятно, с
лояльностью по отношению к партии. Понять, как именно СП СССР
определял достаточный уровень профессионализма или таланта достаточно
сложно, так как никакой шкалы для его оценки, безусловно, не
существовало: в этом вопросе, как нам удалось выяснить, значения не имело
ни количество опубликованных книг, ни членство в Союзе Писателей – Е.А.
Евтушенко продолжали причислять к молодым писателям и в 1962 г., хотя
членом СП СССР он стал десятью годами ранее.
В СССР была развернута обширная система работы с молодой
творческой интеллигенцией, в том числе и с писателями, однако проходила
она исключительно в идеологических рамках, определяемых партией. Одной
из форм этой работы можно считать сеть литературных кружков и
объединений, с которых начиналась творческая карьера многих литераторов.
Отметим, что в течение «оттепели» эти объединения становились все более
зависимыми от СП СССР, который, невзирая на мнения участников
сообщества, мог контролировать работу кружков и даже решать вопросы о
смене руководителей.
Участие в работе ЛИТО помогало начинающим писателям
зарекомендовать себя и увеличивало возможность перехода к другим формам
работы с молодыми авторами – семинарам, конференциям и совещаниям,
которые СП СССР и его отделения организовывали для молодых авторов. По
словам С.И. Пустовалова именно созыв Первого всесоюзного совещания
молодых писателей в Москве в 1947 г. можно считать началом
целенаправленной работы с молодыми литераторами, поскольку после него
были созданы комиссии по работе с молодыми авторами279. Важность этой
формы работы с молодыми авторами определялась тем, что в ходе этих
мероприятий среди участников опытные писатели СП СССР часто находили
талантливых авторов, подающих большие надежды, и в дальнейшем
привлекали их к активной работе. Например, в 1962 г. в числе писателей,
обнаруженных на конференциях и совещаниях, писательница В.Ф. Панова
назвала Д.А. Гранина, Г.Я. Горбовского, В.Л. Британшского, Ю.П. Казакова,
А.Г. Битова, Р.И. Грачева, А.С. Кушнера, В.А. Соснору и др.280 Результатом
совещаний и конференций также становились списки рекомендаций по
публикации наиболее талантливых произведений авторов в журналах,
альманахах, сборниках или даже отдельными изданиями.
Обратной стороной поддержки молодых писателей становился
определенный контроль их творчества со стороны СП СССР, что зачастую
приобретало форму постоянного выискивания идейных ошибок. В любом
случае стимулирующие мероприятия, как считает исследователь А.Д.
Бородай, осуществлялись только в рамках, установленных государственной
властью идеологической парадигмы281, поэтому значительная часть молодых
писателей оценивала слова и действия СП СССР о поддержке молодых
авторов как фиктивные.
Таким образом, существовавшая в 1960-1964 гг. молодежная политика
СП СССР потенциально была очень эффективной, но из-за обязательных
идеологических рамок, которые накладывались на нее генеральной линией
партии, она не могла быть полноценно реализована. Однако даже частичная
реализация отдельных форм работы привела к появлению на литературном
поле «первостепенных»282 писательских имен, вошедших в канон
отечественной литературы и сформировавших литературный процесс эпохи «оттепели».