ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЫНОК ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В РОССИИ 6
1.1. Природный газ в качестве моторного топлива 6
1.2. ООО «Газпром газомоторное топливо» 16
1.3. Анализ внешней среды 22
Выводы 36
ГЛАВА 2. АГНКС-3 В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 39
2.1. История развития АГНКС в России 39
2.2. Типы и устройство АГНКС 43
2.3. Особенности АГНКС-3 в Санкт-Петербурге 47
Выводы 51
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ 54
3.1. Особенности организации процесса заправки транспортных средств на АГНКС 54
3.2. Методы математического моделирования процесса заправки транспортных средств на заправочных станциях 57
3.3. Имитационное моделирование с помощью программы AnyLogic 72
Выводы 88
ГЛАВА 4. УМЕНЬШЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА АГНКС 90
4.1. Сценарии совершенствования организации процесса заправки транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге 90
4.2. Оценка сценарного времени, затраченного на заправку, на основе результатов имитационного моделирования 96
4.3. Оценка экономического эффекта от внедрения рассматриваемых сценариев 99
4.4. Рекомендации по совершенствованию организации процесса заправки транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге 102
Выводы 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
Приложение 1. Описание процесса заправки транспортных средств на АГНКС в соответствии с нотацией BPMN 113
Приложение 2. Данные о времени заправки автобусов 114
Приложение 3. Логика имитационной модели в случае добавления ПАГЗ 115
Приложение 4. Логика имитационной модели в случае ограничения очереди и отправки части автобусов на АГНКС-2 116
Приложение 5. Результаты экспериментов Монте-Карло для среднего времени, затрачиваемого на заправку на АГНКС 117
В настоящее время все большую масштабность и актуальность приобретают такие проблемы, как топливно-энергетическая и экологическая. Истощение нефтяных месторождений и усугубление экологической ситуации привели к росту интереса к использованию альтернативных видов моторного топлива. В России самым подходящим и перспективным вариантом является использование природного газа (метана), так как, во-первых, на территории страны сосредоточена самая большая доля мировых запасов природного газа, во-вторых, газомоторное топливо является наиболее подготовленными видом топлива для использования в двигателях внутреннего сгорания в отечественных реалиях. При этом природный газ полностью отвечает стандартам экологичного топлива, а также обладает массой других преимуществ. В России существуют все предпосылки для массового перехода на использование газомоторного топлива, однако, единственным фактором, его сдерживающим, является неразвитая газозаправочная инфраструктура. Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в масштабе страны столь мало, что в одних регионах вовсе отсутствуют объекты газозаправочной инфраструктуры, а в других немногочисленные заправки чрезмерно загружены. В последние годы правительство РФ активно предпринимает меры, направленные на увеличение количества объектов сети АГНКС. Однако в связи с тем, что строительство новых АГНКС занимает несколько лет, в настоящее время большую актуальность приобретает проблема совершенствования работы существующих АГНКС.
Целью данной работы является предложение решений по уменьшению времени, затрачиваемого на осуществление заправки транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• На основе анализа рынка газомоторного топлива выявить основные причины, препятствующие масштабному переходу на использование природного газа в качестве моторного топлива в России
• На основе анализа деятельности АГНКС-3 в Санкт-Петербурге выявить особенности ее функционирования
• На основе обзора методов, применяемых для исследования процесса заправки на заправочных станциях, выбрать наиболее подходящий для исследования АГНКС-3 в Санкт-Петербурге
• Создать имитационную модель процесса заправки транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге и сравнить результаты ее работы при различных сценариях организации процесса заправки
• Сформулировать рекомендации по совершенствованию организации процесса заправки транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге
Объектом исследования является АГНКС-3 в Санкт-Петербурге, а предметом – организация процесса заправки транспортных средств.
Структура работы включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе были изучены преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива, выявлены ключевые характеристики компании ООО «Газпром Газомоторное топливо», наделенной статусом единого оператора по развитию рынка газомоторного топлива в России, а также проведен анализ факторов внешней среды.
Во второй главе была изучена история появления АГНКС в России, рассмотрены различные типы АГНКС и их устройство, а также выявлены особенности АГНКС-3 в Санкт-Петербурге.
В третьей главе данной работы были выявлены особенности организации процесса заправки на АГНКС по сравнению с другими видами заправочных станций, также были изучены различные методы математического моделирования, используемые для моделирования процесса заправки на заправочных станциях. Была построена имитационная модель процесса заправки на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге.
В главе 4 были разработаны сценарии совершенствования процесса заправки на АГНКС-3. Данные сценарии были реализованы с помощью имитационного моделирования, и на основе многочисленных «прогонов» полученных моделей были зафиксированы ключевые показатели эффективности. На основе результатов, полученных в результате статистического имитационного моделирования и экономического анализа рассматриваемых сценариев, были сформулированы рекомендации для компании ООО «Газпром Газомоторное топливо».
В данной работе были предложены решения по уменьшению времени, затрачиваемого на осуществление заправки транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге, а также сформулированы рекомендации для компании ООО «Газпром Газомоторное топливо» по их реализации.
Для того, чтобы обосновать актуальность проблемы совершенствования организации процесса заправки на АГНКС был проведен анализ рынка газомоторного топлива. Были выявлены основные преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива, а также была изучена компания ООО «Газпром газомоторное топливо», являющаяся безусловным лидером рынка газомоторного топлива в России. После этого были проанализированы различные факторы внешней среды, оказывающие влияние на рынок газомоторного топлива в России. В итоге была выявлена основная причина, препятствующие масштабному переходу на использование природного газа в качестве моторного топлива в России: малое количество заправок (АГНКС).При этом было выявлено, что в связи с тем, что строительство новых АГНКС занимает несколько лет, большую актуальность приобретает проблема совершенствования работы существующих АГНКС.
Далее с целью обоснованной разработки предложений по уменьшению времени пребывания транспортных средств на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге был проведен тщательный анализ ее деятельности. Чтобы лучше разобраться в том, что собой представляет АГНКС, были рассмотрены основные этапы истории развития АГНКС в России, а также изучены основные типы и устройство АГНКС. Далее были выявлены особенности функционирования конкретной АГНКС-3 в Санкт-Петербурге.
Затем были изучены особенности организации процесса заправки на АГНКС, рассмотрены сходства и различия с организацией процесса заправки на заправочных станциях, реализующих традиционные виды жидкого углеводородного топлива (АЗС). После этого были рассмотрены различные методы, применяемые для исследования процесса заправки на заправочных станциях. Для модерирования процесса заправки на АГНКС-3 в Санкт-Петербурге была выбрана группа статистических методов, реализация которых требует построения имитационной модели. Далее с помощью программы AnyLogicбыла построена имитационная модель процесса заправки на АГНКС-3.
Далее на основе интервью с экспертами в операционной деятельности АГНКС-3 были предложены 3 сценария совершенствования процесса организации заправки транспортных средств. Для того, чтобы оценка изменений, связанных с реализацией каждого из сценариев, стала возможной, были внесены изменения в базовую модель и получены новые модели. На основе результатов многочисленных «прогонов» данных моделей были получены показатели эффективности по каждому из рассматриваемых сценариев, при этом ключевым показателем эффективности являлось общее время, затрачиваемое на заправку на АГНКС. Также был проведен экономический анализ рассматриваемых сценариев. Ключевым показателем для сравнения сценариев в данном случае послужила чистая приведенная стоимость потоков затрат за 10 лет.
Итогом работы стала разработка рекомендаций по совершенствованию организации процесса заправки транспортных средств на АГНКС, сделанные на основе сравнения двухэффективных сценариев по двум критериям. Было выявлено, что все оба сценария могут быть выбраны для реализации, так как они являются недоминируемыми. При этом окончательный выбор сценария зависит от конкретного ЛПР.
1. Автомобильная газонаполнительная станция (АГНКС) - выгода очевидна! // Сайт компании Пензкомпрессормаш. – ОАО «Пензкомпрессормаш», 2020. – URL: http://www.pkm.ru/articles/avtomobilnaya-gazonapolnitelnaya-stantsiya-agnks-vygoda-ochevidna/ (дата обращения: 18.02.2020).
2. Акопов, А.С. Имитационное моделирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Акопов. – М. :Юрайт, 2017. – 389 с.
3. Алиев, Т.И. Основы моделирования дискретных систем: учебное пособие / Т.И. Алиев. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2009. – 363 с.
4. АЛРОСА на I Нефтегазовом форуме представит проекты по газомоторному // Якутское-Саха Информационное Агентство. – АО «РИИХ Сахамедиа», 2020. – URL: http://ysia.ru/alrosa-vystupit-na-i-neftegazovom-forume-s-informatsiej-o-proektah-po-gazomotornomu-toplivu/ (дата обращения: 15.02.2020).
5. Альтернативное топливо // Сайт компании Пассажиравтотранс. – СПб ГУП «ПАССАЖИРАВТОТРАНС», 2002-2020. – URL: https://www.avtobus.spb.ru/about/proekty/alternativnoe-toplivo/ (дата обращения: 15.04.2020).
6. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник / Ф. Аналоуи, А. Карами. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 400 с.
7. Багдасаров, Л.Н. Преимущества природного газа в качестве моторного топлива / Л.Н. Багдасаров // Газовая промышленность. – 2017. – № 10 (759). – С. 12-18.
8. Библиотека моделирования процессов // Сайт компании AnyLogic. – TheAnyLogicCompany. – URL: https://www.anylogic.ru/resources/libraries/process-modeling-library/ (дата обращения: 15.04.2020).
9. В дорогой путь: цены на бензин продолжают расти // Мультимедийный информационный центр «Известия». – ООО «МИЦ «Известия», 2020. – URL: https://iz.ru/889883/pavel-panov/v-dorogoi-put-tceny-na-benzin-prodolzhaiut-rasti (дата обращения: 20.02.2020).
10. В Петербурге обсудили перспективы развития газомоторного рынка // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/press-center/news/V_Peterburge_obsudili_perspektivyi_razvitiya_gazomotornogo_ryinka_Rossii (дата обращения: 15.02.2020).
11. Вентцель, Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология / Е.С. Вентцель. – 6-е изд. – М. :Кнорус, 2018. – 192 с.
12. Газ у них и газ у нас // Федеральный журнал о коммерческом и пассажирском транспорте «Грузовик Пресс». – "Грузовик Пресс", 1994-2020. – URL: http://www.gruzovikpress.ru/article/12492-razvitie-seti-metanovyh-zapravok-agnks-v-rossii-i-za-rubejom-gaz-u-nih-i-gaz-u-nas/ (дата обращения: 20.02.2020).
13. Газогидраты: новые возможности для энергоснабжения // Сайт theArctic. – ru.arctic.ru, 2020. – URL: https://ru.arctic.ru/analitic/20151126/238271.html (дата обращения: 22.02.2020).
14. Газомоторное топливо становится все более популярным в России // Сайт компании Газпром. – ПАО «Газпром», 2003-2020. – URL: http://www.gazpromexport.ru/presscenter/information/2312/ (дата обращения: 16.02.2020).
15. Герасимов, И. Острая инфраструктурная недостаточность // Издательский дом «Коммерсантъ». – АО «Коммерсантъ», 1991-2020. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2825060 (дата обращения: 26.03.2020).
16. Евдокимов, Я.А. Эволюция АГНКС. Часть 1. Принципы эффективной АГНКС / Я.А. Евдокимов, Е.П. Лавров // Транспорт на альтернативном топливе. – 2016. – № 1(49). – С. 9-17.
17. Евстифеев, А.А. Математическая модель процесса заправки транспортных средств КПГ на АГНКС / А.А. Евстифеев // Транспорт на альтернативном топливе. – 2014. – № 1 (37). – С. 24-31.
18. За какими видами топлива будущее? // Информационное агентство «РБК». – АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995-2020. – URL: https://spb.plus.rbc.ru/partners/5996e2427a8aa903686373fa (дата обращения: 13.02.2020).
19. Здравоохранение: заболеваемость населения по основным классам болезней // Росстат. – Федеральная служба государственной статистики, 1999-2020. – URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (дата обращения: 22.02.2020).
20. Зимина, Л.В. Имитационное моделирование как инструмент поддержки принятия управленческих решений / Л.В. Зимина. // Образование и наука без границ: фундаментальные прикладные исследования. – 2018. –№7. – С. 156-162.
21. Инструмент имитационного моделирования для бизнеса // Сайт компании AnyLogic. – TheAnyLogicCompany. – URL: https://www.anylogic.ru/features/ (дата обращения: 15.04.2020).
22. Касимова, К.А. Влияние загрязнения атмосферного воздуха городов Махачкалы и Каспийска на заболеваемость населения болезнями органов дыхания / К.А. Касимова, М.А. Магомедова // Известия ДГПУ. Естественные и точные науки. – 2011. – №1. – С. 35-39.
23. Карта АГНКС России (метан) // Сайт agnks.com. – ООО «ВебЭврика», 2007-2020. – URL: http://agnks.com/agnks_map/ (дата обращения: 20.04.2020).
24. Команда «Газы!»: правительство поощрит автомобилистов, отказавшихся от бензина и дизельного топлива // Сетевое издание «Уфа1.ру». – ООО «Сеть городских порталов», 2001-2020. – URL: https://ufa1.ru/text/auto/66023464/ (дата обращения: 14.02.2020).
25. Компания сегодня // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/about/today (дата обращения: 15.02.2020).
26. Копытов, В.В. Газификация конденсированных топлив: ретроспективный обзор, современное состояние дел и перспективы развития / В.В. Копытов. – М.: Инфра-Инженерия, 2015. – 504 с.
27. Корабельная, 9с1 // Картографические данные Google. – Google, 2020. – URL: https://www.google.ru/maps/ (дата обращения: 20.04.2020).
28. Кошуняева, Н.В. Теория массового обслуживания: учебно-методическое пособие / Н.В. Кошуняева, Н.Н. Патронова. – Архангельск : САФУ, 2013. – 107 с.
29. Метан – свойства, характеристики // Сайт компании Грасис. – АО «Грасис», 2004-2020. – URL: https://www.grasys.ru/gazy/uglevodorody/metan/ (дата обращения: 12.02.2020).
30. Мицель, А.А. Математическое и имитационное моделирование: учебное пособие / А.А. Мицель. – Юрга : ЮТИ (филиал) ТПУ, 2016. – 108 с.
31. Мифы о ГБО «Метан CNG» // Сайт компании ЭкоАвтоГаз. – ЭКОАВТОГАЗ, 2020. – URL: http://ecoautogaz.ru/ogbo-metan (дата обращения: 14.02.2020).
32. Новые требования к регистрации // Сайт GBmotor.ru. – gbmotor.ru, 2020. – URL: https://gbomotor.ru/poleznoe/novye-trebovaniya-k-registratsii-gbo (дата обращения: 15.02.2020).
33. О «Газпроме» // Сайт компании Газпром. – ПАО «Газпром», 2003–2020. – URL: https://www.gazprom.ru/about/ (дата обращения: 15.02.2020).
34. Обнулены ввозные пошлины на комплектующие для авто с двигателями на природном // СМИ «Газета.Ru». – АО «Газета.Ру», 1999-2020. – URL: https://www.gazeta.ru/auto/news/2016/07/13/n_8876987.shtml (дата обращения: 18.02.2020).
35. ООО "Газпром газомоторное топливо" запустило программу "Полгода без забот" // Сайт компании РариТЭК. – «Группа компаний «РариТЭК», 2000-2020. – URL: https://raritek.ru/press-center/novosti-metan/432866/ (дата обращения: 15.02.2020).
36. Опыт эксплуатации АГНКС совместно с ПАГЗ в ЗАО «Касимовавтогаз» / А.А. Седых,А.Н. Дегтярев, А.Н. Ковалев, Ю.В. Панов, П.И. Капустин // Транспорт на альтернативном топливе. – 2008. – №4 (4). – С. 41-43.
37. Основные типы АГНКС // Сайт компании Ленпромавтоматика. – ООО «НПК "ЛЕНПРОМАВТОМАТИКА"», 1999-2020. – URL: https://www.lenprom.spb.ru/agnks/tech_automation/ (дата обращения: 26.03.2020).
38. Охрана окружающей среды в России. 2018: Стат. cб. / Росстат. – 0-92. – M., 2018. − 125 с.
39. ПАГЗ // Сайт компании Ленпромавтоматика. – ООО «НПК "ЛЕНПРОМАВТОМАТИКА"», 1999-2020. – URL: https://www.lenprom.spb.ru/agnks/building_automation/ (дата обращения: 20.04.2020).
40. ПАО «Газпром» // Сайт Conomy. – Conomy, 2011-2020. – URL: https://www.conomy.ru/emitent/gazprom/templates/5977 (дата обращения: 10.05.2020).
41. Пиликина, Е.А. Предприятие как модель СМО / Е.А. Пиликина, К.В. Белоус, П.А. Глыбин // Научно-практические исследования. – 2019. – №6.2 (21). – С. 9-19.
42. Плюсы и минусы использования газового топлива в автомобилях // СМИ aif.ru. – АО «Аргументы и Факты», 2020. – URL: http://www.aif.ru/auto/support/44311 (дата обращения: 13.02.2020).
43. Побединский, В.В. Имитационное моделирование работы АЗС в среде Anylogic: учебно-методическое пособие / В.В. Побединский, М.А. Черницын, Н.С. Кузьминов. – Екатеринбург : УГЛТУ, 2018. – 32 с.
44. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики"» от 15 апреля 2014 г. № 321 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 18. – Ст. 2167 с изм. и допол. в ред. от 23.03.2020.
45. Почему автомобили с ГБО почти невозможно взорвать // Сайт Quto.ru. – Quto.ru, 2020. – URL: https://quto.ru/journal/articles/pochemu-avtomobili-s-gbo-pochti-nevozmozhno-vzorvat.htm (дата обращения: 13.02.2020).
46. Почему стоит перевести машину на метан // Российский автомобильный журнал 5 колесо. – 5 колесо, 1999-2020. – URL: http://5koleso.ru/articles/garazh/pochemu-stoit-perevesti-mashinu-na-metan (дата обращения: 13.02.2020).
47. Природный газ – моторное топливо // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/info/natural-gas (дата обращения: 25.02.2020).
48. Природный газ – эффективное топливо для коммерческих автопарков // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/press-center/news/Prirodnyiy_gaz__effektivnoe_toplivo_dlya_kommercheskih_avtoparkov (дата обращения: 15.02.2020).
49. Проверка автомобильных газовых баллонов, как проходить в 2020 году // Сайт Avtozakony.ru. – «АВТОЗАКОНЫ», 2020. – URL: http://avtozakony.ru/oformlenie/gbo/osvidetelstvovanie-gazovyih-ballonov.html (дата обращения: 13.02.2020).
50. Проекты // Сайт agnks.com. – ООО «ВебЭврика», 2007-2020. – URL: http://agnks.com/zapravki/project/low/ (дата обращения: 20.02.2020).
51. Развитие рынка: сеть КПГ // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/development/34 (дата обращения: 18.02.2020).
52. Распоряжение Правительства Российской Федерации "О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива" от 13 мая 2013 г. № 767-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 20. – Ст. 2551.
53. Розенберг, В.Я. Что такое теория массового обслуживания / Розенберг В.Я., Прохоров А.И. – М. :Рипол Классик,2013. – 262 с.
54. Рынок газомоторного топлива выйдет на новый уровень развития // Издательский дом «Коммерсантъ». – АО «Коммерсантъ», 1991-2020. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3834841 (дата обращения: 15.02.2020).
55. Рынок КПГ: мировой опыт развития и уроки для России // Сайт компании EY. – ООО «Эрнст энд Янг – оценка и консультационные услуги», 2019. – URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/oil-and-gas/ey-cng-market-world-development-experience-and-lessons-for-russia.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
56. Санкт-Петербург, АГНКС-3 // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/development/43 (дата обращения: 15.04.2020).
57. Ситдикова, А.А. Анализ влияния выбросов автотранспорта в крупном промышленном городе на состояние загрязнения атмосферного воздуха / А.А. Ситдикова, Н.В. Святова, И.В. Царева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 35-38.
58. Сравнение систем структурного и имитационного моделирования AnyLogic, ExtendSim, Simulink / И.М. Якимов, А.П. Кирпичников, М.В. Трусфус. В.В. Мокшин. // Вестник Казанского технологического университета. – 2017. – №20(15). С. 118-122.
59. Тихомиров, Д.А. Проблема осознания экологической угрозы в России / Д.А. Тихомиров, И.А. Кисткина // Горизонты гуманитарного знания. – 2017. – №2. – С. 55-61.
60. Цены на бензин АИ-92 в России // Информационный портал для автомобилистов Вашамашина.ру. – www.vashamashina.ru, 2006-2020. – URL: https://www.vashamashina.ru/petrol-price.php?petrol=92 (дата обращения: 19.02.2020).
61. Цены на бензин АИ-95 в России // Информационный портал для автомобилистов Вашамашина.ру. – www.vashamashina.ru, 2006-2020. – URL: https://www.vashamashina.ru/petrol-price.php?petrol=95 (дата обращения: 19.02.2020).
62. Цены на бензин АИ-98 в России // Информационный портал для автомобилистов Вашамашина.ру. – www.vashamashina.ru, 2006-2020. – URL: https://www.vashamashina.ru/petrol-price.php?petrol=98 (дата обращения: 19.02.2020).
63. Цены на бензин, ДТ, газ в Санкт-Петербурге на 20.01.2020 // Интернет-каталог российских АЗС Benzin-price.ru. – Андрей Ерофеев, 2008-2020. – URL: https://www.benzin-price.ru/price.php?region_id=78 (дата обращения: 20.01.2020).
64. Цены на дизельное топливо в России // Информационный портал для автомобилистов Вашамашина.ру. – www.vashamashina.ru, 2006-2020. – URL: https://www.vashamashina.ru/petrol-price.php?petrol=disel (дата обращения: 19.02.2020).
65. Черепанов, А.П. Комплектование и обустройство АГНКС / А.П. Черепанов, Е.П. Мовчан // Транспорт на альтернативном топливе. – 2009. – № 1 (7). – С. 26-34.
66. Шёлковый путь // Сайт компании Газпром газомоторное топливо. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: http://gazprom-gmt.ru/special_projects/gazovy_kamaz/season2019 (дата обращения: 16.02.2020).
67. Щербакова-Слюсаренко, В.Н. Моделирование с целью оптимизации работы склада комплектации / В.Н. Щербакова-Слюсаренко // Транспортное дело России. – 2013. – №4. – С. 125-127.
68. Экологические характеристики моторных топлив // Состояние и перспективы использования газовых видов топлива на транспорте. – М., 2014. – 44 c.
69. Экспорт природного газа из России // Сайт Newsruss.ru. – URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт_природного_газа_из_России (дата обращения: 19.02.2020).
70. EcoGas - экономия для Вас! // Сайт сети АГНКС Газпром. – ООО «Газпром газомоторное топливо», 2020. – URL: https://gazprom-agnks.ru/offers/dlya-fizicheskikh-lits/ecogas-ekonomiya-dlya-vas-plus/ (дата обращения: 15.02.2020).
71. Moazzami, A. Simulation, Modeling and Analysis of a Petrol Station / A. Moazzami, M.R. Galankashi, A. Khademi // International Review on Modelling and Simulations. – 2013. – Vol. 6, №1. – P. 246-254.
72. Modelling and improvement of non-standard queuing systems: A gas station case study / E. Teimoury, M. Modarres, M. Haddadi, M. Fathi // International Journal of Applied Decision Sciences. – 2011. – Vol. 4, №4. – P. 324-340.
73. Sagayaraj, M.R. A study on queuing model to reduce the waiting time in fuel stations / Sagayaraj M.R., Raguvaran R., Daisy M. // International Journal of Technical Research and Applications. – 2015. – Vol. 3, №2. – P. 104-106.