Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка проекта показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области

Работа №133815

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

природопользование

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Направления деятельности и основные функции Управления государственного экологического надзора Кировской области 8
Глава 2. Закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов государственного экологического надзора 16
2.1. Цели и целевая аудитория разрабатываемых показателей 16
2.2. Направления разработки показателей 18
2.3. Основные требования к показателям 21
Глава 3. Анализ показателей оценки результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора в разных странах 23
3.1. Показатели эффективности работы надзорных органов разных стран 23
3.1.1. Соответствие деятельности природопользователей нормам природоохранного законодательства 24
3.1.2. Меры рецидива и продолжительности несоблюдения требований 29
3.1.3. Показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ 31
3.1.4. Показатели, отражающие совершенствование практики экологического менеджмента и снижение рисков 34
3.1.5. Показатели, учитывающие профилактические мероприятия 36
3.1.6. Показатели качества окружающей среды 37
3.2. Общий анализ рассмотренных групп показателей 39
3.2.1. Измеримость 39
3.2.2. Аналитическая обоснованность 40
3.2.3. Актуальность 42
3.3. Выводы и рекомендации по разработке показателей для контрольно-надзорных органов в РФ 43
3.3.1. Подходы к проектированию конечных показателей в рассмотренных странах 43
3.3.2. Рекомендации для разработки показателей эффективности и результативности работы контрольно-надзорных органах РФ 44
Глава 4. Анализ показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора принятых в Кировской области 52
4.1. Существующие рекомендации для оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в РФ 52
4.2. Анализ показателя, принятого Управлением 56
Глава 5. Разработка проекта показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области 59
5.1. Показатели, отражающие результативность и эффективность правоприменительных функций Управления государственного экологического надзора 59
5.2. Показатели, отражающие результативность и эффективность профилактических мероприятий, проводимых Управлением государственного экологического надзора 65
5.3. Показатели качества окружающей среды 66
5.3.1. Показатели качества атмосферного воздуха 67
5.3.2. Показатели качества воды в водных объектах 70
5.3.3. Показатели качества почв 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения 81


Оценка результативности и эффективности работы органов государственного экологического надзора является одной из важнейших задач для обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации (далее РФ), а также для обеспечения защиты окружающей среды и здоровья населения, как в отдельных регионах, так и на территории всей страны.
Такая оценка деятельности контрольных органов стала еще более актуальной в связи с проводимой с 21 декабря 2016 года реформой контрольно-надзорной деятельности, в том числе, в целях реализации модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации».
Необходимость новых подходов к оценке деятельности контрольно-надзорных органов обусловлена, во-первых, «негативным» отношением граждан и подконтрольных субъектов, в большинстве случаев к проводимым мероприятиям в области государственного контроля, самим государственным органам и госслужащим. Во-вторых, новые подходы продиктованы потребностью надзорных органов в системе, позволяющей оценить многие аспекты их деятельности, в том числе в такой системе, которая оценит необходимость конкретных мероприятий, поможет утвердить их необходимое количество, а также позволит обосновать внедрение новых методов в деятельность государственного экологического надзора.
Научная новизна работы обоснована продолжающейся реформой контрольно-надзорной деятельности, так как именно в данный момент актуальны исследования об изменяющейся системе, в том числе в рамках экологического надзора.
Проводя теоретические исследования по данной теме, нами не было обнаружено научных работ, которые бы носили комплексный характер, а также были бы ориентированы на специфические особенности экологического надзора. Большинство работ по данной теме характеризуются управленческой направленностью, ориентированы на нужды государственного и муниципального управленческого аппарата, не ориентированы на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации. Данная работа является попыткой автора систематизировать имеющуюся информацию в научном и профессиональном сообществе на тему результативности и эффективности экологического надзора, а также создать новый проект показателей для оценки результативности и эффективности для конкретного ведомства, занимающегося государственным экологическим надзором в Кировской области.
Целью работы является разработка проекта показателей результативности и эффективности работы при осуществлении государственного регионального экологического надзора для внутреннего использования Управлением государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области.
Задачи:
1. Изучить направления деятельности и основные функции Управления государственного экологического надзора Кировской области, с целью выявления основных направлений разработки показателей.
2. Выявить общие закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора.
3. Изучить показатели оценки результативности и эффективности деятельности в разных странах
4. Проанализировать показатели и критерии результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора принятые в Кировской области.
5. Разработать проект показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области для внутреннего пользования.
Объектом исследования являются подходы к оценке результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации в рамках регионального государственного экологического надзора.
Предметом исследования является процесс разработки системы оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации в рамках регионального государственного экологического надзора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были сделаны следующие выводы:
1. Управление государственного регионального экологического надзора обладает множеством направлений деятельности, основным из которых является государственный региональный экологический надзор в различных областях, целью осуществление которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды.
2. Выявлены общие закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора. Оценить деятельность надзорных органов можно, обратившись к элементам схемы реализации их функционирования. То есть такая оценка может быть направлена на анализ промежуточных или конечных результатов деятельности надзорного органа, с учетом затраченных ресурсов и проведенных мероприятий.
3. Для анализа результативности и эффективности надзорных органов в зарубежных странах используют несколько групп показателей, которые отражают как поведение подконтрольных субъектов, так и конечные результаты надзорной деятельности, а именно состояние окружающей среды после проведения надзорных мероприятий. В целом, показатели оцениваются по трем критериям: измеримость, аналитическая обоснованность и актуальность. Отметим, что опыт зарубежных стран может использоваться лишь частично, так как в РФ надзорные органы обладают своими специфическими полномочиями.
4. Проведя анализ существующих критериев результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора, принятых в Кировской области, автор пришел к выводу, что показатель результативности имеет ряд серьезных недостатков. Основными недостатками можно считать: невозможность расчёта показателя за отчетный период в связи с запаздыванием расчёта ВРП, а также то, что показатель охватывает не все компоненты окружающей среды, которым может быть причинен вред в ходе хозяйственной и иной деятельности.
5. Нами был разработан проект показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области для внутреннего пользования.
В показателе результативности, который отражает правоприменительную деятельность, мы постарались охватить все возможные характеристики, которые могут повлиять на тяжесть причиняемого вреда окружающей среде. Были введены группы, учитывающие размер ущерба, причиняемого компонентам окружающей среды. Учтены особенности территории, на которой совершаются правонарушения, в зависимости от ее уязвимости и степени устойчивости к антропогенному воздействию. Также был учтен показатель рецидивизма правонарушения, совершаемого объектом надзора.
В показателе результативности профилактических мероприятий мы постарались учесть основные мероприятия, проводимые Управлением. Однако нам пришлось учесть лишь те из них, где могут быть зафиксированы природопользователи, изменения поведения которых могут быть отслежены и учтены после проведения конкретных профилактических мероприятий. Были выбраны следующие профилактические мероприятия: проведение публичных обсуждений правоприменительной практики и обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и направление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Также были предложены к рассмотрению показатели качества окружающей среды, как конечного результата деятельности контрольно-надзорных органов. Были рассмотрены следующие характеристики окружающей природной среды: качество атмосферного воздуха, качество вод в водных объектах, качество почв. Для оценки состояния компонентов окружающей среды были предложены в основном интегральные показатели, которые хорошо зарекомендовали себя в научных исследованиях.
Итогом работы можно считать предлагаемые изменения в проект показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления, который представлен в Приложении 1, а также рекомендации в Главе 5.



1.1. Боголюбов С.А. Экологическое право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова,- Э40 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 482 с. - (Основы наук).
1.2. Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие / В.А. Вронский,- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. - 512 с.
1.3. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Оценка результативности контрольно-надзорной деятельности: анализ практики и методические рекомендации / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, - М.: Издательский дом «Дело», 2017. – 174 с.
1.4. Опекунов, А.Ю., Ганул, А.Г. Теория и практика экологического нормирования в России. /А.Ю. Опекунов, А.Г. Ганул, - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. -332 с.
1.5. Одум. Ю. Экология. /Ю.Одум, - М.: Мир, 1986. Т.1 - 328с.
1.6. Сост. А. Н. Соловьев. Энциклопедия земли Вятской: ПриродаТ. 7— 1997. — 607 с.
1.7. Добролюбова Е.И. Международный опыт оценки результативности и эффективности экологического контроля (надзора) // Вопросы управления. 2016. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-otsenki-rezultativnosti-i-effektivnosti-ekologicheskogo-kontrolya-nadzora (дата обращения: 26.04.2020).
1.8. Зырянов С. М., Калмыкова А. В. Подходы к оценке эффективности деятельности контрольно-надзорных органов по предупреждению нарушений обязательных требований [Электронный ресурс] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-otsenke-effektivnosti-deyatelnosti-kontrolno-nadzornyh-organov-po-preduprezhdeniyu-narusheniy-obyazatelnyh-trebovaniy (дата обращения: 29.04.2020)
1.9. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Спиридонов А. А. Методические подходы к оценке контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как конечных бенефициаров // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-s-pozitsii-grazhdan-kak-konechnyh-benefitsiarov (дата обращения: 29.04.2020).
1.10. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Реформа контрольно-надзорной деятельности государства: оценка с позиции граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-gosudarstva-otsenka-s-pozitsii-grazhdan (дата обращения: 29.04.2020).
1.11. Региональный доклад «О состояния окружающей среды Кировской области за 2018 год». Киров 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kirovreg.ru/econom/ecology/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%202018.pdf (Дата обращения 10.05.2020).
1.12. Доклад об итогах реализации министерством охраны окружающей среды Кировской области программы профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, утвержден 30 января 2020 года.
1.13. Mazur, E. (2010), “Outcome Performance Measures of Environmental Compliance Assurance: Current Practices, Constraints and Ways Forward” [Электронныйресурс] / Mazur, E. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5kmd9j75cf44-en.pdf?expires=1587903211&id=id&accname=guest&checksum=6FD528A7212E31161D0E479682AFCE00 (дата обращения : 01.04.2020).

Нормативные правовые акты
2.1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. // Рос.газ. 1996. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
2.2. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :федер. закон от 25 октября 2001 г. N136-ФЗ. // Рос.газ. 2001.30 окт. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
2.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] :федер. закон от 30 декабря 2001 г. N195-ФЗ. // Рос.газ. 2001.31 дек. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
2.4. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :федер. закон от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.// Рос.газ. – 2006. – 8 июня.– СПС "КонсультантПлюс".
2.5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] :федер. закон от 10января 2002 г. № 7-ФЗ. // Рос.газ. – 2002. – 12 янв. – СПС "КонсультантПлюс".
2.6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] :федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. // Рос.газ. – 2008. – 30 дек. – СПС "КонсультантПлюс".
2.7. О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов [Электронный ресурс] :Постановление Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 640 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102109735&intelsearch=640+2006 (дата обращения: 06.05.2020).
2.8. Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору [Электронный ресурс] :Постановление Правительства РФ от 28 августа 2015 г. №903 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102377834&intelsearch=903 (дата обращения: 06.05.2020).
2.9. Об утверждении Основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и Плана-графика реализации пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности[Электронный ресурс] :Распоряжение Правительства России от 17 мая 2016 г. №934-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102398053&intelsearch=934-%F0 (дата обращения: 06.05.2020).
2.10. РД 52.24.643-2002 МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ПО ГИДРОХИМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Ростов-на-Дону 2002 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (РОСГИДРОМЕТ)– СПС "КонсультантПлюс".
2.11. РД 52.04.667-2005 Документы о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ, ПОСТРОЕНИЮ, ИЗЛОЖЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ Москва МЕТЕОАГЕНТСТВО РОСГИДРОМЕТА 2006 [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/1200067118 .
2.12. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь[Электронный ресурс]// Федер. агентство по техн. регулированию и метрологии : [сайт]. URL : http://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=0&month=4&year=2020&search=%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%20%D0%98%D0%A1%D0%9E%209000-2015&id=205275 .
2.13. Постановление Правительства Кировской области от 19 октября 2018 г. № 500-П «Об утверждении порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти Кировской области».
2.14. Приказ министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.11.2019 №269 «Об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
2.15. Распоряжение Правительства Кировской области от 22 января 2020 года №7 «Об утверждении перечня ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности".
2.16. Паспорт показателя результативности регионального государственного надзора «Материальный ущерб, причиненный природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности, на валовый региональный продукт» от 30.03.2020.

Интернет-источники
3.1. ГИС Экология [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eco.geokirov.ru/ (дата обращения 05.05.2020)
3.2. Официальный сайт Правительства Кировской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.kirovreg.ru/power/executive/upr_nature/about.php (Дата обращения 31.03.2020).
3.3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kirovstat.gks.ru/news/document/78431 (Дата обращения 08.05.2020).
3.4. Экологический информационно-аналитический портал Кировской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://priroda.kirovreg.ru (Дата обращения 24.03.2020).
3.5. DCMRMilieudienstRijnmond, (DCMR), Netherlands [Электронный ресурс]. - https://www.dcmr.nl/en (Дата обращения 28.04.2020).
3.6. Department of Agriculture, Water and Enviroment, Australia [Электронный ресурс]. - https://www.environment.gov.au/ (Дата обращения 28.04.2020).
3.7. Department for Environment Food & Rural Affairs, UK [Электронный ресурс]. - https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-environment-food-rural-affairs (Дата обращения 28.04.2020).
3.8. Government of Canada. Environment and Climate Change Canada [Электронный ресурс]. -https://www.ec.gc.ca/ae-ve/default.asp?lang=En&n=730A747B-1&printfullpage=true (Дата обращения 24.03.2020).
3.9. Government of Canada. Environmental Protection Tribunal of Canada[Электронный ресурс]. -https://www.eptc-tpec.gc.ca/en/index.html(Датаобращения 24.03.2020).
3.10. Ministry of Environment and Food of Denmark [Электронный ресурс]. - https://en.mfvm.dk/the-ministry/ (Дата обращения 24.04.2020).
3.11. Ministerstwo Środowiska[Электронный ресурс]. -https://www.gov.pl/web/srodowisko (Дата обращения 24.04.2020).
3.12. OECD (2003), OECD Environmental Indicators: Development, Measurement and Use, Reference Paper, Organisation for Economic Co-operation and Development, Paris [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/environment/indicators-modelling-outlooks/24993546.pdf (дата обращения : 26.04.2020).
3.13. Protection of the Environment Operations (General) Regulation 2009, Schedule 2, New South Wales, Australia [Электронный ресурс]. - https://www.legislation.nsw.gov.au/#/view/regulation/2009/211. (Дата обращения 1.05.2020).
3.14. United States Environmental Protection Agency [Электронный ресурс]. - https://www.epa.gov/(Датаобращения 29.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ