Разработка проекта показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области
|
Введение 4
Глава 1. Направления деятельности и основные функции Управления государственного экологического надзора Кировской области 8
Глава 2. Закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов государственного экологического надзора 16
2.1. Цели и целевая аудитория разрабатываемых показателей 16
2.2. Направления разработки показателей 18
2.3. Основные требования к показателям 21
Глава 3. Анализ показателей оценки результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора в разных странах 23
3.1. Показатели эффективности работы надзорных органов разных стран 23
3.1.1. Соответствие деятельности природопользователей нормам природоохранного законодательства 24
3.1.2. Меры рецидива и продолжительности несоблюдения требований 29
3.1.3. Показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ 31
3.1.4. Показатели, отражающие совершенствование практики экологического менеджмента и снижение рисков 34
3.1.5. Показатели, учитывающие профилактические мероприятия 36
3.1.6. Показатели качества окружающей среды 37
3.2. Общий анализ рассмотренных групп показателей 39
3.2.1. Измеримость 39
3.2.2. Аналитическая обоснованность 40
3.2.3. Актуальность 42
3.3. Выводы и рекомендации по разработке показателей для контрольно-надзорных органов в РФ 43
3.3.1. Подходы к проектированию конечных показателей в рассмотренных странах 43
3.3.2. Рекомендации для разработки показателей эффективности и результативности работы контрольно-надзорных органах РФ 44
Глава 4. Анализ показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора принятых в Кировской области 52
4.1. Существующие рекомендации для оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в РФ 52
4.2. Анализ показателя, принятого Управлением 56
Глава 5. Разработка проекта показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области 59
5.1. Показатели, отражающие результативность и эффективность правоприменительных функций Управления государственного экологического надзора 59
5.2. Показатели, отражающие результативность и эффективность профилактических мероприятий, проводимых Управлением государственного экологического надзора 65
5.3. Показатели качества окружающей среды 66
5.3.1. Показатели качества атмосферного воздуха 67
5.3.2. Показатели качества воды в водных объектах 70
5.3.3. Показатели качества почв 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения 81
Глава 1. Направления деятельности и основные функции Управления государственного экологического надзора Кировской области 8
Глава 2. Закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов государственного экологического надзора 16
2.1. Цели и целевая аудитория разрабатываемых показателей 16
2.2. Направления разработки показателей 18
2.3. Основные требования к показателям 21
Глава 3. Анализ показателей оценки результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора в разных странах 23
3.1. Показатели эффективности работы надзорных органов разных стран 23
3.1.1. Соответствие деятельности природопользователей нормам природоохранного законодательства 24
3.1.2. Меры рецидива и продолжительности несоблюдения требований 29
3.1.3. Показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ 31
3.1.4. Показатели, отражающие совершенствование практики экологического менеджмента и снижение рисков 34
3.1.5. Показатели, учитывающие профилактические мероприятия 36
3.1.6. Показатели качества окружающей среды 37
3.2. Общий анализ рассмотренных групп показателей 39
3.2.1. Измеримость 39
3.2.2. Аналитическая обоснованность 40
3.2.3. Актуальность 42
3.3. Выводы и рекомендации по разработке показателей для контрольно-надзорных органов в РФ 43
3.3.1. Подходы к проектированию конечных показателей в рассмотренных странах 43
3.3.2. Рекомендации для разработки показателей эффективности и результативности работы контрольно-надзорных органах РФ 44
Глава 4. Анализ показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора принятых в Кировской области 52
4.1. Существующие рекомендации для оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в РФ 52
4.2. Анализ показателя, принятого Управлением 56
Глава 5. Разработка проекта показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области 59
5.1. Показатели, отражающие результативность и эффективность правоприменительных функций Управления государственного экологического надзора 59
5.2. Показатели, отражающие результативность и эффективность профилактических мероприятий, проводимых Управлением государственного экологического надзора 65
5.3. Показатели качества окружающей среды 66
5.3.1. Показатели качества атмосферного воздуха 67
5.3.2. Показатели качества воды в водных объектах 70
5.3.3. Показатели качества почв 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения 81
Оценка результативности и эффективности работы органов государственного экологического надзора является одной из важнейших задач для обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации (далее РФ), а также для обеспечения защиты окружающей среды и здоровья населения, как в отдельных регионах, так и на территории всей страны.
Такая оценка деятельности контрольных органов стала еще более актуальной в связи с проводимой с 21 декабря 2016 года реформой контрольно-надзорной деятельности, в том числе, в целях реализации модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации».
Необходимость новых подходов к оценке деятельности контрольно-надзорных органов обусловлена, во-первых, «негативным» отношением граждан и подконтрольных субъектов, в большинстве случаев к проводимым мероприятиям в области государственного контроля, самим государственным органам и госслужащим. Во-вторых, новые подходы продиктованы потребностью надзорных органов в системе, позволяющей оценить многие аспекты их деятельности, в том числе в такой системе, которая оценит необходимость конкретных мероприятий, поможет утвердить их необходимое количество, а также позволит обосновать внедрение новых методов в деятельность государственного экологического надзора.
Научная новизна работы обоснована продолжающейся реформой контрольно-надзорной деятельности, так как именно в данный момент актуальны исследования об изменяющейся системе, в том числе в рамках экологического надзора.
Проводя теоретические исследования по данной теме, нами не было обнаружено научных работ, которые бы носили комплексный характер, а также были бы ориентированы на специфические особенности экологического надзора. Большинство работ по данной теме характеризуются управленческой направленностью, ориентированы на нужды государственного и муниципального управленческого аппарата, не ориентированы на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации. Данная работа является попыткой автора систематизировать имеющуюся информацию в научном и профессиональном сообществе на тему результативности и эффективности экологического надзора, а также создать новый проект показателей для оценки результативности и эффективности для конкретного ведомства, занимающегося государственным экологическим надзором в Кировской области.
Целью работы является разработка проекта показателей результативности и эффективности работы при осуществлении государственного регионального экологического надзора для внутреннего использования Управлением государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области.
Задачи:
1. Изучить направления деятельности и основные функции Управления государственного экологического надзора Кировской области, с целью выявления основных направлений разработки показателей.
2. Выявить общие закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора.
3. Изучить показатели оценки результативности и эффективности деятельности в разных странах
4. Проанализировать показатели и критерии результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора принятые в Кировской области.
5. Разработать проект показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области для внутреннего пользования.
Объектом исследования являются подходы к оценке результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации в рамках регионального государственного экологического надзора.
Предметом исследования является процесс разработки системы оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации в рамках регионального государственного экологического надзора.
Такая оценка деятельности контрольных органов стала еще более актуальной в связи с проводимой с 21 декабря 2016 года реформой контрольно-надзорной деятельности, в том числе, в целях реализации модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации».
Необходимость новых подходов к оценке деятельности контрольно-надзорных органов обусловлена, во-первых, «негативным» отношением граждан и подконтрольных субъектов, в большинстве случаев к проводимым мероприятиям в области государственного контроля, самим государственным органам и госслужащим. Во-вторых, новые подходы продиктованы потребностью надзорных органов в системе, позволяющей оценить многие аспекты их деятельности, в том числе в такой системе, которая оценит необходимость конкретных мероприятий, поможет утвердить их необходимое количество, а также позволит обосновать внедрение новых методов в деятельность государственного экологического надзора.
Научная новизна работы обоснована продолжающейся реформой контрольно-надзорной деятельности, так как именно в данный момент актуальны исследования об изменяющейся системе, в том числе в рамках экологического надзора.
Проводя теоретические исследования по данной теме, нами не было обнаружено научных работ, которые бы носили комплексный характер, а также были бы ориентированы на специфические особенности экологического надзора. Большинство работ по данной теме характеризуются управленческой направленностью, ориентированы на нужды государственного и муниципального управленческого аппарата, не ориентированы на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации. Данная работа является попыткой автора систематизировать имеющуюся информацию в научном и профессиональном сообществе на тему результативности и эффективности экологического надзора, а также создать новый проект показателей для оценки результативности и эффективности для конкретного ведомства, занимающегося государственным экологическим надзором в Кировской области.
Целью работы является разработка проекта показателей результативности и эффективности работы при осуществлении государственного регионального экологического надзора для внутреннего использования Управлением государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области.
Задачи:
1. Изучить направления деятельности и основные функции Управления государственного экологического надзора Кировской области, с целью выявления основных направлений разработки показателей.
2. Выявить общие закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора.
3. Изучить показатели оценки результативности и эффективности деятельности в разных странах
4. Проанализировать показатели и критерии результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора принятые в Кировской области.
5. Разработать проект показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области для внутреннего пользования.
Объектом исследования являются подходы к оценке результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации в рамках регионального государственного экологического надзора.
Предметом исследования является процесс разработки системы оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов Российской Федерации в рамках регионального государственного экологического надзора.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
1. Управление государственного регионального экологического надзора обладает множеством направлений деятельности, основным из которых является государственный региональный экологический надзор в различных областях, целью осуществление которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды.
2. Выявлены общие закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора. Оценить деятельность надзорных органов можно, обратившись к элементам схемы реализации их функционирования. То есть такая оценка может быть направлена на анализ промежуточных или конечных результатов деятельности надзорного органа, с учетом затраченных ресурсов и проведенных мероприятий.
3. Для анализа результативности и эффективности надзорных органов в зарубежных странах используют несколько групп показателей, которые отражают как поведение подконтрольных субъектов, так и конечные результаты надзорной деятельности, а именно состояние окружающей среды после проведения надзорных мероприятий. В целом, показатели оцениваются по трем критериям: измеримость, аналитическая обоснованность и актуальность. Отметим, что опыт зарубежных стран может использоваться лишь частично, так как в РФ надзорные органы обладают своими специфическими полномочиями.
4. Проведя анализ существующих критериев результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора, принятых в Кировской области, автор пришел к выводу, что показатель результативности имеет ряд серьезных недостатков. Основными недостатками можно считать: невозможность расчёта показателя за отчетный период в связи с запаздыванием расчёта ВРП, а также то, что показатель охватывает не все компоненты окружающей среды, которым может быть причинен вред в ходе хозяйственной и иной деятельности.
5. Нами был разработан проект показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области для внутреннего пользования.
В показателе результативности, который отражает правоприменительную деятельность, мы постарались охватить все возможные характеристики, которые могут повлиять на тяжесть причиняемого вреда окружающей среде. Были введены группы, учитывающие размер ущерба, причиняемого компонентам окружающей среды. Учтены особенности территории, на которой совершаются правонарушения, в зависимости от ее уязвимости и степени устойчивости к антропогенному воздействию. Также был учтен показатель рецидивизма правонарушения, совершаемого объектом надзора.
В показателе результативности профилактических мероприятий мы постарались учесть основные мероприятия, проводимые Управлением. Однако нам пришлось учесть лишь те из них, где могут быть зафиксированы природопользователи, изменения поведения которых могут быть отслежены и учтены после проведения конкретных профилактических мероприятий. Были выбраны следующие профилактические мероприятия: проведение публичных обсуждений правоприменительной практики и обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и направление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Также были предложены к рассмотрению показатели качества окружающей среды, как конечного результата деятельности контрольно-надзорных органов. Были рассмотрены следующие характеристики окружающей природной среды: качество атмосферного воздуха, качество вод в водных объектах, качество почв. Для оценки состояния компонентов окружающей среды были предложены в основном интегральные показатели, которые хорошо зарекомендовали себя в научных исследованиях.
Итогом работы можно считать предлагаемые изменения в проект показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления, который представлен в Приложении 1, а также рекомендации в Главе 5.
1. Управление государственного регионального экологического надзора обладает множеством направлений деятельности, основным из которых является государственный региональный экологический надзор в различных областях, целью осуществление которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды.
2. Выявлены общие закономерности и направления в разработке показателей результативности и эффективности деятельности органов экологического надзора. Оценить деятельность надзорных органов можно, обратившись к элементам схемы реализации их функционирования. То есть такая оценка может быть направлена на анализ промежуточных или конечных результатов деятельности надзорного органа, с учетом затраченных ресурсов и проведенных мероприятий.
3. Для анализа результативности и эффективности надзорных органов в зарубежных странах используют несколько групп показателей, которые отражают как поведение подконтрольных субъектов, так и конечные результаты надзорной деятельности, а именно состояние окружающей среды после проведения надзорных мероприятий. В целом, показатели оцениваются по трем критериям: измеримость, аналитическая обоснованность и актуальность. Отметим, что опыт зарубежных стран может использоваться лишь частично, так как в РФ надзорные органы обладают своими специфическими полномочиями.
4. Проведя анализ существующих критериев результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в области экологического надзора, принятых в Кировской области, автор пришел к выводу, что показатель результативности имеет ряд серьезных недостатков. Основными недостатками можно считать: невозможность расчёта показателя за отчетный период в связи с запаздыванием расчёта ВРП, а также то, что показатель охватывает не все компоненты окружающей среды, которым может быть причинен вред в ходе хозяйственной и иной деятельности.
5. Нами был разработан проект показателей результативности и эффективности работы Управления государственного экологического надзора Министерства охраны окружающей среды Кировской области для внутреннего пользования.
В показателе результативности, который отражает правоприменительную деятельность, мы постарались охватить все возможные характеристики, которые могут повлиять на тяжесть причиняемого вреда окружающей среде. Были введены группы, учитывающие размер ущерба, причиняемого компонентам окружающей среды. Учтены особенности территории, на которой совершаются правонарушения, в зависимости от ее уязвимости и степени устойчивости к антропогенному воздействию. Также был учтен показатель рецидивизма правонарушения, совершаемого объектом надзора.
В показателе результативности профилактических мероприятий мы постарались учесть основные мероприятия, проводимые Управлением. Однако нам пришлось учесть лишь те из них, где могут быть зафиксированы природопользователи, изменения поведения которых могут быть отслежены и учтены после проведения конкретных профилактических мероприятий. Были выбраны следующие профилактические мероприятия: проведение публичных обсуждений правоприменительной практики и обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и направление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Также были предложены к рассмотрению показатели качества окружающей среды, как конечного результата деятельности контрольно-надзорных органов. Были рассмотрены следующие характеристики окружающей природной среды: качество атмосферного воздуха, качество вод в водных объектах, качество почв. Для оценки состояния компонентов окружающей среды были предложены в основном интегральные показатели, которые хорошо зарекомендовали себя в научных исследованиях.
Итогом работы можно считать предлагаемые изменения в проект показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления, который представлен в Приложении 1, а также рекомендации в Главе 5.



