Этнополитические конфликты в Великобритании: теоретический и практический аспекты
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Этнополитический конфликт: понятие и сущность
1.2. Виды этнополитических конфликтов и способы их урегулирования
ГЛАВА 2. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
2.1. Основные этапы и история развития конфликта до XX века
2.2. Эволюция североирландского конфликта в XX веке и проблемы его урегулирования
ГЛАВА 3. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ШОТЛАНДИИ И УЭЛЬСЕ
3.1. Эволюция этнополитического конфликта в Шотландии и его современное развитие
3.2. Этнополитические противоречия в Уэльсе: история и современность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Этнополитический конфликт: понятие и сущность
1.2. Виды этнополитических конфликтов и способы их урегулирования
ГЛАВА 2. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ
2.1. Основные этапы и история развития конфликта до XX века
2.2. Эволюция североирландского конфликта в XX веке и проблемы его урегулирования
ГЛАВА 3. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ШОТЛАНДИИ И УЭЛЬСЕ
3.1. Эволюция этнополитического конфликта в Шотландии и его современное развитие
3.2. Этнополитические противоречия в Уэльсе: история и современность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Современный мир характеризуется возрастанием роли этнического фактора в общественных взаимоотношениях внутри отдельных государств. Причиной актуализации проблемы этнокультурного многообразия при мирном совместном существовании различных этнических групп является факт проживания на территориях государств огромного количества этнических общностей, каждая из которых имеет определенные запросы. Однако процесс повышения значимости этнического фактора характеризуется рядом негативных последствий для государств. Это, прежде всего, этноцентризм и региональный национализм, которые ведут к межэтническому противостоянию и являются угрозой для целостности государства. В этой связи нахождение путей преодоления или ослабления этнических противоречий становится главной задачей правительств для сохранения государственного единства.
На сегодняшний день в десятках стран мира имеют место этнические конфликты, связанные со стремлением к политическому самоопределению и борьбой за автономию. Тенденции к сепаратизму появляются в результате доминирования этнической и региональной идентичности, которая наиболее значима и устойчива для человека, особенно в условиях общественного кризиса. Важно отметить, что этнополитические конфликты сегодня характерны не только для бедных и развивающихся стран, но и для государств, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В Европе политическая нестабильность и сепаратистские настроения, связанные с этнополитическими противоречиями, присущи таким государствам, как Франция, Бельгия, Испания.
Еще одним государством с высоким уровнем этнического и регионального национализма является Великобритания. История развития британского королевства, которое в разное время включало в свой состав территории Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, обусловила уже во второй половине XX века необходимость поиска компромисса между централизационными и децентрализационными тенденциями внутри государственной системы управления.
Англия, в качестве одного из регионов Великобритании, не имеет каких-либо серьезных и масштабных этнополитических противоречий внутри общества. Это объясняется тем, что именно вокруг Англии в Средние века началось складывание будущего Соединенного Королевства под властью одного короля. Сегодня столица государства и правительство располагаются в Лондоне, и по сути всеми общегосударственными делами занимаются именно английские функционеры, оставляя территориальные вопросы регионам. Для англичан всегда синонимами были понятия «английскость» и «британскость». Поэтому Англию традиционно рассматривают в качестве центральной исторической провинции британского острова.
Этнополитический конфликт в Северной Ирландии в течение уже многих лет продолжает обращать на себя внимание со стороны мировой общественности. Ирландский вопрос, который на протяжении веков являлся проблемой национального самоопределения и единства Ирландии, отличается сложностью и противоречивостью. Сегодня североирландское общество расколото на две части, различающиеся не только религиозными взглядами, но и отношением к центральному британскому правительству и нахождению в составе Соединенного Королевства.
Противоречия сегодня существуют также между центральным правительством Великобритании и Шотландией. Истоками этих противоречий является Акт об унии 1707 года, который положил начало союзному государству, но был негативно принят шотландцами, расценившими его как подчинение англичанам. Именно недовольство централизованной политикой британского правительства стало почвой для формирования в Шотландии этнорегиональных движений и радикальных партий .
Что касается Уэльса, националистическое движение на его территории, по сравнению с другими регионами, является наименее успешным. Несмотря на то, что радикальные националистические идеи были актуальны для Уэльса уже в XIX веке, реально движение в качестве политической силы зародилось лишь в первой половине XX века, и сегодня лишь незначительная часть валлийцев поддерживает националистов. Тем не менее, определенные трудности в отношениях между валлийским регионом и центром по лингвистическим и управленческим вопросам сохранились.
Таким образом, значимость исследования этнополитических противоречий в Великобритании определяется тем, что ситуация в регионах Королевства представляет собой яркий пример появления новых тенденций в западноевропейской политической жизни, которые связаны с ростом сепаратистских настроений у населения и активной деятельностью этнонациональных движений. Еще несколько десятилетий назад сепаратизм и борьба за политическое самоопределение в европейских демократиях рассматривались, скорее, как исключения . Сегодня же Шотландия демонстрирует стремление не только к автономизации внутри Великобритании, но и к созданию собственного государства, что выразилось в проведении референдума о независимости в 2014 году. То же стремление демонстрирует республикански-настроенная часть населения Северной Ирландии и националисты Уэльса.
Степень научной разработанности. Для проведения качественного исследования была использована различная литература, которая касалась как теоретических аспектов этнополитических конфликтов и противоречий, так и истории британских регионов и их отношений с центром, регионального национализма и политики британского правительства по урегулированию этнополитических противоречий. Проблемами идентичности, национализма и этнополитических конфликтов занимались такие исследователи, как В.А. Ачкасов, В.А. Тишков, Р. Брубейкер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум и др. Большой интерес в контексте темы исследования представляют работы по внутриполитическому процессу и региональной политике Великобритании. Среди авторов можно отметить А.А. Громыко, Е.В. Денежкину, Р. Дикона. Ирландским вопросом и этнополитическими проблемами в Северной Ирландии занимались Л.И. Гольман, М.Е. Орлова, Е.Ю. Поляков, Т.А. Джексон. Среди исследователей, занимающихся исследованием этнополитических противоречий в Шотландии и Уэльсе, необходимо отметить Н.В. Еремину, У. Фергюсона, Д. Дэвиса, Д. Ллойда. Также в качестве источников по данной теме использовались различные нормативно-правовые акты британского парламента, регулирующие отношения центра и регионов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XII века, когда английский король начал экспансию на северные и восточные территории британского острова, что положило начало подчинению будущих регионов Великобритании, до XXI века.
Целью работы является изучение эволюции этнополитических противоречий и взаимоотношений между регионами и центральным британским правительством на протяжении истории и на современном этапе.
Для достижения цели поставлены и в ходе исследования решаются следующие задачи:
1) Определяются причины и истоки этнополитических конфликтов в Великобритании;
2) Прослеживается эволюция взаимодействия участников конфликтов;
3) Проводится анализ требований со стороны регионов, которые необходимы для преодоления конфликта;
4) Анализируются методы урегулирования конфликтов британским правительством и их эффективность;
5) Определяются тенденции развития конфликтов и пути их преодоления.
Объектом исследования являются региональные этнополитические конфликты в Великобритании до XXI века. Предметом - сущность (содержание) этнополитических противоречий и конфликтов в Великобритании.
В связи с данным объектом исследования, методологической основой работы является исторический, сравнительный и системный подходы. Среди фундаментальных понятий работы можно указать: политический конфликт, этнополитика, этнополитическая мобилизация, национализм, социально-политический кризис, внутренняя политика и др. С методологической точки зрения для раскрытия темы необходимы их обоснованность, четкое и последовательное применение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет получить знания о факторах, которые оказывали влияние на формирование и развитие отношений Англии, а затем британского правительства с регионами. Рассмотрение проблемы нациестроительства и этнополитических разногласий на примере ситуаций в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе позволит получить представление о формах борьбы этнической общности за политическую самостоятельность и методах государственного урегулирования этнополитического конфликта.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
На сегодняшний день в десятках стран мира имеют место этнические конфликты, связанные со стремлением к политическому самоопределению и борьбой за автономию. Тенденции к сепаратизму появляются в результате доминирования этнической и региональной идентичности, которая наиболее значима и устойчива для человека, особенно в условиях общественного кризиса. Важно отметить, что этнополитические конфликты сегодня характерны не только для бедных и развивающихся стран, но и для государств, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В Европе политическая нестабильность и сепаратистские настроения, связанные с этнополитическими противоречиями, присущи таким государствам, как Франция, Бельгия, Испания.
Еще одним государством с высоким уровнем этнического и регионального национализма является Великобритания. История развития британского королевства, которое в разное время включало в свой состав территории Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, обусловила уже во второй половине XX века необходимость поиска компромисса между централизационными и децентрализационными тенденциями внутри государственной системы управления.
Англия, в качестве одного из регионов Великобритании, не имеет каких-либо серьезных и масштабных этнополитических противоречий внутри общества. Это объясняется тем, что именно вокруг Англии в Средние века началось складывание будущего Соединенного Королевства под властью одного короля. Сегодня столица государства и правительство располагаются в Лондоне, и по сути всеми общегосударственными делами занимаются именно английские функционеры, оставляя территориальные вопросы регионам. Для англичан всегда синонимами были понятия «английскость» и «британскость». Поэтому Англию традиционно рассматривают в качестве центральной исторической провинции британского острова.
Этнополитический конфликт в Северной Ирландии в течение уже многих лет продолжает обращать на себя внимание со стороны мировой общественности. Ирландский вопрос, который на протяжении веков являлся проблемой национального самоопределения и единства Ирландии, отличается сложностью и противоречивостью. Сегодня североирландское общество расколото на две части, различающиеся не только религиозными взглядами, но и отношением к центральному британскому правительству и нахождению в составе Соединенного Королевства.
Противоречия сегодня существуют также между центральным правительством Великобритании и Шотландией. Истоками этих противоречий является Акт об унии 1707 года, который положил начало союзному государству, но был негативно принят шотландцами, расценившими его как подчинение англичанам. Именно недовольство централизованной политикой британского правительства стало почвой для формирования в Шотландии этнорегиональных движений и радикальных партий .
Что касается Уэльса, националистическое движение на его территории, по сравнению с другими регионами, является наименее успешным. Несмотря на то, что радикальные националистические идеи были актуальны для Уэльса уже в XIX веке, реально движение в качестве политической силы зародилось лишь в первой половине XX века, и сегодня лишь незначительная часть валлийцев поддерживает националистов. Тем не менее, определенные трудности в отношениях между валлийским регионом и центром по лингвистическим и управленческим вопросам сохранились.
Таким образом, значимость исследования этнополитических противоречий в Великобритании определяется тем, что ситуация в регионах Королевства представляет собой яркий пример появления новых тенденций в западноевропейской политической жизни, которые связаны с ростом сепаратистских настроений у населения и активной деятельностью этнонациональных движений. Еще несколько десятилетий назад сепаратизм и борьба за политическое самоопределение в европейских демократиях рассматривались, скорее, как исключения . Сегодня же Шотландия демонстрирует стремление не только к автономизации внутри Великобритании, но и к созданию собственного государства, что выразилось в проведении референдума о независимости в 2014 году. То же стремление демонстрирует республикански-настроенная часть населения Северной Ирландии и националисты Уэльса.
Степень научной разработанности. Для проведения качественного исследования была использована различная литература, которая касалась как теоретических аспектов этнополитических конфликтов и противоречий, так и истории британских регионов и их отношений с центром, регионального национализма и политики британского правительства по урегулированию этнополитических противоречий. Проблемами идентичности, национализма и этнополитических конфликтов занимались такие исследователи, как В.А. Ачкасов, В.А. Тишков, Р. Брубейкер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум и др. Большой интерес в контексте темы исследования представляют работы по внутриполитическому процессу и региональной политике Великобритании. Среди авторов можно отметить А.А. Громыко, Е.В. Денежкину, Р. Дикона. Ирландским вопросом и этнополитическими проблемами в Северной Ирландии занимались Л.И. Гольман, М.Е. Орлова, Е.Ю. Поляков, Т.А. Джексон. Среди исследователей, занимающихся исследованием этнополитических противоречий в Шотландии и Уэльсе, необходимо отметить Н.В. Еремину, У. Фергюсона, Д. Дэвиса, Д. Ллойда. Также в качестве источников по данной теме использовались различные нормативно-правовые акты британского парламента, регулирующие отношения центра и регионов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XII века, когда английский король начал экспансию на северные и восточные территории британского острова, что положило начало подчинению будущих регионов Великобритании, до XXI века.
Целью работы является изучение эволюции этнополитических противоречий и взаимоотношений между регионами и центральным британским правительством на протяжении истории и на современном этапе.
Для достижения цели поставлены и в ходе исследования решаются следующие задачи:
1) Определяются причины и истоки этнополитических конфликтов в Великобритании;
2) Прослеживается эволюция взаимодействия участников конфликтов;
3) Проводится анализ требований со стороны регионов, которые необходимы для преодоления конфликта;
4) Анализируются методы урегулирования конфликтов британским правительством и их эффективность;
5) Определяются тенденции развития конфликтов и пути их преодоления.
Объектом исследования являются региональные этнополитические конфликты в Великобритании до XXI века. Предметом - сущность (содержание) этнополитических противоречий и конфликтов в Великобритании.
В связи с данным объектом исследования, методологической основой работы является исторический, сравнительный и системный подходы. Среди фундаментальных понятий работы можно указать: политический конфликт, этнополитика, этнополитическая мобилизация, национализм, социально-политический кризис, внутренняя политика и др. С методологической точки зрения для раскрытия темы необходимы их обоснованность, четкое и последовательное применение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет получить знания о факторах, которые оказывали влияние на формирование и развитие отношений Англии, а затем британского правительства с регионами. Рассмотрение проблемы нациестроительства и этнополитических разногласий на примере ситуаций в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе позволит получить представление о формах борьбы этнической общности за политическую самостоятельность и методах государственного урегулирования этнополитического конфликта.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Решая поставленные задачи, удалось раскрыть сущность этнополитических конфликтов и противоречий в регионах Соединенного Королевства – Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе. В ходе исследования были выявлены особенности этнополитических конфликтов в этих регионах.
Конфликт в Северной Ирландии, который юридически был разрешен в конце XX века, сегодня остается в статусе замороженного. В работе была прослежена эволюция англо-ирландских отношений, определены исторические этапы этих отношений. На основе этого была определена главная причина конфликта, которая заключается в том, что колониальная политика Англии в отношении Ирландии в XII – XIX вв. привела к расколу в ирландском обществе и разделению страны на Южную часть (Ирландская республика) и Северную часть (Северная Ирландия), вошедшую в состав Великобритании. Однако при разделении Ирландии не были учтены национальные и религиозные аспекты, что привело к североирландскому конфликту. В ходе работы также были изучены события в рамках конфликта до XXI века, которые показали динамичность развития отношений между сторонами. На базе полученных знаний были определены основные проблемы, которые остаются неразрешенными даже после подписания Белфастского соглашения об урегулировании конфликта:
1) политический кризис начала 2000-х гг. показал, что ограничение автономии органов власти в Северной Ирландии и введение прямого правления из Лондона является вполне реальным. Это создает атмосферу нестабильности и опасений вмешательства в североирландский политический процесс;
2) экстремизм и радикализм со стороны военизированных организаций не был устранен. Хотя многие республиканцы отказались от насилия после подписания Соглашения, некоторые непримиримые радикалы время от времени совершают террористические акты, чаще всего в отношении полиции;
3) религиозные противоречия между католиками и протестантами Северной Ирландии не были преодолены. Представители этих конфессий продолжают соперничать друг с другом, что приводит иногда к вооруженным столкновениям не только друг с другом, но и с полицией.
Таким образом, конфликт в Северной Ирландии остается одним из наиболее серьезных этнополитических конфликтов в мире ввиду отсутствия разрешения политических, социальных и религиозных проблем. C этой точки зрения, для смягчения и дальнейшего устранения кризиса власти Северной Ирландии и центральное британское правительство должны находить пути преодоления религиозных противоречий и раскола в обществе, искать компромисс и стремиться к политической стабильности, а также предотвращать насильственные акции военизированных организаций.
В рамках исследования этнополитического конфликта в Шотландии были выявлены причины и истоки конфликтности взаимоотношений Англии и Шотландии. Истоком конфликта является начавшаяся в XII веке политика английской экспансии на северные территории острова, в результате которой установилась система вассалитета в отношениях между королем Англии и королем Шотландии, то есть были определены неравные позиции двух территорий. Даже после объединения под одной короной в 1603 году и в рамках одного государства в 1707 году эта традиция сохранялась, что сопровождалось ростом недовольства шотландцев своим положением. Выражением этого стало требование самоуправления в конце XIX века, однако оно не было исполнено, что послужило причиной роста национализма в этом регионе.
На протяжении XX века Шотландия пыталась противостоять сосредоточению власти в руках центрального британского правительства. Основными требованиями этого периода стали: изменение структуры управления путем децентрализации, создание региональных органов законодательной и исполнительной власти, использование природных ресурсов Шотландии в ее собственных интересах, а не в интересах всего Соединенного Королевства.
Методом устранения противоречий британское правительство выбрало переход к деволюционной модели, в результате чего в 1998 году были созданы шотландский парламент и шотландская администрация. Однако если на первых этапах процесса деволюции можно было говорить об эффективности предпринятых мер, то впоследствии выявились трудности, связанные с британской конституционной традицией, согласно которой существует законодательное верховенство центральных властей, обладающих широкими полномочиями. Это стало причиной радикализации требований национальных политических сил Шотландии, которые выказывали желание добиться независимости от Великобритании, что вылилось, в итоге, в референдум в сентябре 2014 года. И хотя референдум дал отрицательный результат, он показал значимость идей независимости в шотландском обществе.
Анализ истории развития конфликта и важнейших ее аспектов позволяет выявить два возможных пути его развития:
1) рост влияния шотландских национальных политических сил в случае неудовлетворения требований по углублению деволюции, что может стать причиной проведения еще одного референдума о независимости с непредсказуемым результатом;
2) стабилизация внутриполитической ситуации посредством удовлетворения центральной властью требований шотландского региона, заключающихся в расширении полномочий шотландского парламента, выведении ядерного оружия с территории Шотландии, сохранении членства в ЕС.
Таким образом, этнополитический конфликт в Шотландии, ее стремление к независимости, отражая общемировые тенденции, является одной из центральных проблем внутриполитического процесса в Великобритании, поскольку способен вызвать негативные последствия вплоть до распада государства. Поэтому британские власти не должны удовлетвориться отрицательным результатом прошедшего референдума, ведь это не решило существующую глубокую проблему. В связи с этим, представляется необходимым осознание центром всей серьезности данного положения и осуществление реальных действий на пути преодоления конфликтности.
Анализ взаимоотношений между англичанами и валлийцами на протяжении всей истории позволяет сделать вывод о том, что Уэльс наиболее безболезненно, по сравнению с другими регионами, объединился с Англией, поскольку в XV веке английским королем стал представитель валлийской семьи Тюдоров, которые имели право на владение этой территорией. В ходе исследования было выяснено, что валлийский национализм, зародившийся лишь в XX веке, имел под собой два основания:
1) лингвистическая проблема, которая была заложена еще при Генрихе VIII, принявшем Акт о союзе, содержащем положение о верховенстве английского языка в судопроизводстве и государственной деятельности. Язык, сохранившийся при содействии церкви, стал национальной гордостью валлийцев, желающих вернуть его доминирующее положение на территории Уэльса;
2) проблема управления, которая заключалась в отсутствии самостоятельности Уэльса при решении местных вопросов. Требование гормуля (самоуправления) в первой половине XX века было актуально и для Уэльса.
Анализ законодательных актов, принятых в XX веке с целью разрешения этих проблем, позволяет сделать вывод о том, что, в целом, данные вопросы были урегулированы. На основе этого можно говорить о том, что валлийский национализм сегодня уступает националистическим настроениям в других регионах Великобритании, однако небольшая часть населения Уэльса все-таки поддерживает Партию Уэльса и идею о возможном выходе из состава Соединенного Королевства. Это свидетельствует о наличии определенного недовольства существующим положением Уэльса как части британского государства, однако на данный момент сепаратизм Уэльса не угрожает государственности.
Таким образом, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии сегодня представляет собой государство с большим количеством внутриполитических региональных проблем этнического, религиозного и социального толка. Сегодняшнее положение дел на европейской арене, связанное с возможным выходом Великобритании из ЕС, мобилизует националистические силы в регионах, которые к идее европейской интеграции относятся положительно (прежде всего, Шотландию). Центральная британская власть, столкнувшись с реальной возможностью распада страны, приходит к осознанию необходимости не просто “замораживать” конфликты, а разрешать их основательно. Несмотря на все сложности, связанные с реформированием британской конституционной системы, определенные преобразования в области управления регионами так или иначе должны произойти. Более того, особого внимания требуют не только политико-управленческие проблемы, но и общественные и религиозные противоречия (особенно в Северной Ирландии). То есть разрешение этнополитических конфликтов и противоречий требует комплексного и глубокого подхода со стороны центральной власти во избежание распада Великобритании на 4 независимых государства.
Конфликт в Северной Ирландии, который юридически был разрешен в конце XX века, сегодня остается в статусе замороженного. В работе была прослежена эволюция англо-ирландских отношений, определены исторические этапы этих отношений. На основе этого была определена главная причина конфликта, которая заключается в том, что колониальная политика Англии в отношении Ирландии в XII – XIX вв. привела к расколу в ирландском обществе и разделению страны на Южную часть (Ирландская республика) и Северную часть (Северная Ирландия), вошедшую в состав Великобритании. Однако при разделении Ирландии не были учтены национальные и религиозные аспекты, что привело к североирландскому конфликту. В ходе работы также были изучены события в рамках конфликта до XXI века, которые показали динамичность развития отношений между сторонами. На базе полученных знаний были определены основные проблемы, которые остаются неразрешенными даже после подписания Белфастского соглашения об урегулировании конфликта:
1) политический кризис начала 2000-х гг. показал, что ограничение автономии органов власти в Северной Ирландии и введение прямого правления из Лондона является вполне реальным. Это создает атмосферу нестабильности и опасений вмешательства в североирландский политический процесс;
2) экстремизм и радикализм со стороны военизированных организаций не был устранен. Хотя многие республиканцы отказались от насилия после подписания Соглашения, некоторые непримиримые радикалы время от времени совершают террористические акты, чаще всего в отношении полиции;
3) религиозные противоречия между католиками и протестантами Северной Ирландии не были преодолены. Представители этих конфессий продолжают соперничать друг с другом, что приводит иногда к вооруженным столкновениям не только друг с другом, но и с полицией.
Таким образом, конфликт в Северной Ирландии остается одним из наиболее серьезных этнополитических конфликтов в мире ввиду отсутствия разрешения политических, социальных и религиозных проблем. C этой точки зрения, для смягчения и дальнейшего устранения кризиса власти Северной Ирландии и центральное британское правительство должны находить пути преодоления религиозных противоречий и раскола в обществе, искать компромисс и стремиться к политической стабильности, а также предотвращать насильственные акции военизированных организаций.
В рамках исследования этнополитического конфликта в Шотландии были выявлены причины и истоки конфликтности взаимоотношений Англии и Шотландии. Истоком конфликта является начавшаяся в XII веке политика английской экспансии на северные территории острова, в результате которой установилась система вассалитета в отношениях между королем Англии и королем Шотландии, то есть были определены неравные позиции двух территорий. Даже после объединения под одной короной в 1603 году и в рамках одного государства в 1707 году эта традиция сохранялась, что сопровождалось ростом недовольства шотландцев своим положением. Выражением этого стало требование самоуправления в конце XIX века, однако оно не было исполнено, что послужило причиной роста национализма в этом регионе.
На протяжении XX века Шотландия пыталась противостоять сосредоточению власти в руках центрального британского правительства. Основными требованиями этого периода стали: изменение структуры управления путем децентрализации, создание региональных органов законодательной и исполнительной власти, использование природных ресурсов Шотландии в ее собственных интересах, а не в интересах всего Соединенного Королевства.
Методом устранения противоречий британское правительство выбрало переход к деволюционной модели, в результате чего в 1998 году были созданы шотландский парламент и шотландская администрация. Однако если на первых этапах процесса деволюции можно было говорить об эффективности предпринятых мер, то впоследствии выявились трудности, связанные с британской конституционной традицией, согласно которой существует законодательное верховенство центральных властей, обладающих широкими полномочиями. Это стало причиной радикализации требований национальных политических сил Шотландии, которые выказывали желание добиться независимости от Великобритании, что вылилось, в итоге, в референдум в сентябре 2014 года. И хотя референдум дал отрицательный результат, он показал значимость идей независимости в шотландском обществе.
Анализ истории развития конфликта и важнейших ее аспектов позволяет выявить два возможных пути его развития:
1) рост влияния шотландских национальных политических сил в случае неудовлетворения требований по углублению деволюции, что может стать причиной проведения еще одного референдума о независимости с непредсказуемым результатом;
2) стабилизация внутриполитической ситуации посредством удовлетворения центральной властью требований шотландского региона, заключающихся в расширении полномочий шотландского парламента, выведении ядерного оружия с территории Шотландии, сохранении членства в ЕС.
Таким образом, этнополитический конфликт в Шотландии, ее стремление к независимости, отражая общемировые тенденции, является одной из центральных проблем внутриполитического процесса в Великобритании, поскольку способен вызвать негативные последствия вплоть до распада государства. Поэтому британские власти не должны удовлетвориться отрицательным результатом прошедшего референдума, ведь это не решило существующую глубокую проблему. В связи с этим, представляется необходимым осознание центром всей серьезности данного положения и осуществление реальных действий на пути преодоления конфликтности.
Анализ взаимоотношений между англичанами и валлийцами на протяжении всей истории позволяет сделать вывод о том, что Уэльс наиболее безболезненно, по сравнению с другими регионами, объединился с Англией, поскольку в XV веке английским королем стал представитель валлийской семьи Тюдоров, которые имели право на владение этой территорией. В ходе исследования было выяснено, что валлийский национализм, зародившийся лишь в XX веке, имел под собой два основания:
1) лингвистическая проблема, которая была заложена еще при Генрихе VIII, принявшем Акт о союзе, содержащем положение о верховенстве английского языка в судопроизводстве и государственной деятельности. Язык, сохранившийся при содействии церкви, стал национальной гордостью валлийцев, желающих вернуть его доминирующее положение на территории Уэльса;
2) проблема управления, которая заключалась в отсутствии самостоятельности Уэльса при решении местных вопросов. Требование гормуля (самоуправления) в первой половине XX века было актуально и для Уэльса.
Анализ законодательных актов, принятых в XX веке с целью разрешения этих проблем, позволяет сделать вывод о том, что, в целом, данные вопросы были урегулированы. На основе этого можно говорить о том, что валлийский национализм сегодня уступает националистическим настроениям в других регионах Великобритании, однако небольшая часть населения Уэльса все-таки поддерживает Партию Уэльса и идею о возможном выходе из состава Соединенного Королевства. Это свидетельствует о наличии определенного недовольства существующим положением Уэльса как части британского государства, однако на данный момент сепаратизм Уэльса не угрожает государственности.
Таким образом, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии сегодня представляет собой государство с большим количеством внутриполитических региональных проблем этнического, религиозного и социального толка. Сегодняшнее положение дел на европейской арене, связанное с возможным выходом Великобритании из ЕС, мобилизует националистические силы в регионах, которые к идее европейской интеграции относятся положительно (прежде всего, Шотландию). Центральная британская власть, столкнувшись с реальной возможностью распада страны, приходит к осознанию необходимости не просто “замораживать” конфликты, а разрешать их основательно. Несмотря на все сложности, связанные с реформированием британской конституционной системы, определенные преобразования в области управления регионами так или иначе должны произойти. Более того, особого внимания требуют не только политико-управленческие проблемы, но и общественные и религиозные противоречия (особенно в Северной Ирландии). То есть разрешение этнополитических конфликтов и противоречий требует комплексного и глубокого подхода со стороны центральной власти во избежание распада Великобритании на 4 независимых государства.
Подобные работы
- Этнополитические конфликты в Великобритании: теоретический и практический аспекты
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Этнополитические конфликты на Балканах (на примере Косово, Боснии и
Герцеговины)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - Вклад культурных инициатив в разрешение североирландского конфликта на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ: РОЛЬ ВНЕШНИХ АКТОРОВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2022 - Западноевропейская политика управления культурным многообразием и возможности ее применения в российских условиях (Документоведение и всеобщая история, Нижневартовский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТНИЧЕСКИЙ СЕПАРАТИЗМ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ КАНАДЫ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ НА ПРОЕКТЫ МИРОТВОРЧЕСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 20 в. - НАЧАЛО 21 в.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Влияние сепаратистских движений на Европейскую подсистему
международных отношений (2001-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016



