Развитие иноязычной устной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста на основе креативных цифровых инструментов
|
Введение 4
Глава 1. Проблемы развития устной монологической речи на современном этапе 8
1.1 Методика развития устной монологической речи на иностранном и английском как иностранном языках 8
1.1.1. Обучение говорению 8
1.1.2. Монологическая речь как предмет обучения 13
1.2 Характеристика психолого-возрастных особенностей учащихся младшего подросткового возраста 21
1.2.1 Индивидуально-возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста 21
1.2.2 Особенности формирования личности подростков эпохи цифровых технологий 24
1.2.3 Мотивация в новых условиях обучения 30
1.3 Креативность как образовательная ценность 34
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Методика использования креативных цифровых инструментов в развитии устной монологической речи 46
2.1. Креативные цифровые инструменты и их лингводидактический потенциал 46
2.1.1. Креативные цифровые инструменты как средство обучения иноязычной устной монологической речи 49
2.1.2. Классификация исследуемой группы креативных цифровых инструментов 52
2.1.3. Специфика рассматриваемых креативных цифровых инструментов 58
2.2. Задания по развитию устной монологической речи на английском языке с использованием рассмотренных цифровых технологий 61
Выводы по главе 2 68
Заключение 69
Список использованной литературы
Глава 1. Проблемы развития устной монологической речи на современном этапе 8
1.1 Методика развития устной монологической речи на иностранном и английском как иностранном языках 8
1.1.1. Обучение говорению 8
1.1.2. Монологическая речь как предмет обучения 13
1.2 Характеристика психолого-возрастных особенностей учащихся младшего подросткового возраста 21
1.2.1 Индивидуально-возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста 21
1.2.2 Особенности формирования личности подростков эпохи цифровых технологий 24
1.2.3 Мотивация в новых условиях обучения 30
1.3 Креативность как образовательная ценность 34
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Методика использования креативных цифровых инструментов в развитии устной монологической речи 46
2.1. Креативные цифровые инструменты и их лингводидактический потенциал 46
2.1.1. Креативные цифровые инструменты как средство обучения иноязычной устной монологической речи 49
2.1.2. Классификация исследуемой группы креативных цифровых инструментов 52
2.1.3. Специфика рассматриваемых креативных цифровых инструментов 58
2.2. Задания по развитию устной монологической речи на английском языке с использованием рассмотренных цифровых технологий 61
Выводы по главе 2 68
Заключение 69
Список использованной литературы
Последние десятилетия характеризуются развитием технологий, регулярной обновляемостью знаний и трансформацией способов коммуникации. Эти тенденции приводит к изменениям требований на современном рынке труда: сегодня ценным работником считается специалист, умеющий гибко приспосабливаться к изменчивым условиям глобальной среды и свободно чувствующий себя в мире технологий.
Другим естественным последствием автоматизации и технологизации многих сфер деятельности является смещение репродуктивной парадигмы на креативную. Сейчас, когда механическое исполнение подавляющего большинства задач, позволяет по-новому использовать человеческие ресурсы, работодатели заинтересованы в сотрудниках, способных нестандартно и творчески подходить к решению задач.
Необходимость приспосабливаться к изменяющимся условиям глобальной среды, и ценность креативных способностей на современном рынке труда вызывают потребность в качественном изменении модели образования, которую нужно модернизировать с учетом долгосрочной перспективы.
Все это заставляет предположить, что современное образование должно способствовать формированию знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с информационными и коммуникационными технологиями. Помимо этого, система обучения должна предполагать наличие приемов и техник развития творческого потенциала учащихся.
Поскольку в современном поликультурном информационном обществе важным условием профессиональной мобильности, личностного и карьерного роста является владение иностранным языком, очевидно, что модернизации должна подвергнуться и вся система иноязычного образования. Сегодня цель обучения иностранному языку состоит не только в развитии коммуникативных и социокультурных навыков, но и в формировании технологической грамотности и креативности учащихся.
Таким образом, актуальность данной работы определяется:
• интенсивностью распространения цифровых технологий в повседневной жизни и востребованностью такого качества как креативность для успешного личного и профессионального развития в будущем;
• необходимость поиска новых методов обучения актуальных для поколения цифровых аборигенов;
• необходимостью развития креативности в связи с потребностями современного рынка труда.
Объектом исследования служит процесс обучения иноязычной устной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: формы и методы использования креативных цифровых инструментов для развития иноязычной устной речи.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить функционал существующих креативных цифровых инструментов, которые могут способствовать развитию указанной формы речи у учащихся младшего подросткового возраста и предложить формы и методы работы с ними для решения данной лингводидактической задачи.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
1) провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по теме нашего исследования;
2) изучить психолого-возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста в эпоху цифровых технологий;
3) проанализировать роль мотивации учащихся младшего подросткового возраста в новых условиях обучения;
4) определить понятие креативность как образовательная ценность;
5) определить лингводидактический потенциал использования креативных цифровых инструментов в обучении иностранным языкам;
6) предложить критерии отбора креативных цифровых инструментов;
7) описать и классифицировать группу креативных цифровых инструментов;
8) разработать задания на основе использования данных креативных цифровых инструментов для учащихся 6-8 классов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, лингводидактике, педагогике, психологии, лингвистике в рамках исследуемой проблемы;
2) анализ статистических данных, отражающих индивидуально возрастные особенности подростков эпохи цифровых технологий;
3) методический анализ существующей практики использования цифровых инструментов в обучении иностранным языкам.
Научная новизна работы заключается в том, что в результате исследования были обоснованы базовые положения методики обучения подростков младшего школьного возраста устной монологической речи на основе использования креативных цифровых инструментов.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении ряда фундаментальных лингводидактических понятий: устная монологическая речь и мотивация подростков младшего школьного возраста; в изучении особенностей учащихся, живущих в эпоху цифровых технологий; в обосновании целесообразности использования креативных цифровых инструментов в обучении устной монологической речи данной категории обучаемых.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе предложено описание функционала ряда креативных цифровых инструментов и предложены рекомендации по их использованию в обучении на примере ряда упражнений.
Структура работы. Данная диссертация содержит 81 страницу и включает в себя введение, две главы и заключение. К диссертации прилагается список использованной литературы и источников.
Первая глава включает в себя 3 параграфа, в которых излагаются теоретические основы данного исследования. Вторая глава состоит из 2 параграфов, которые содержат методические рекомендации, направленные на развитие устной иноязычной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста на основе креативных цифровых инструментов.
Другим естественным последствием автоматизации и технологизации многих сфер деятельности является смещение репродуктивной парадигмы на креативную. Сейчас, когда механическое исполнение подавляющего большинства задач, позволяет по-новому использовать человеческие ресурсы, работодатели заинтересованы в сотрудниках, способных нестандартно и творчески подходить к решению задач.
Необходимость приспосабливаться к изменяющимся условиям глобальной среды, и ценность креативных способностей на современном рынке труда вызывают потребность в качественном изменении модели образования, которую нужно модернизировать с учетом долгосрочной перспективы.
Все это заставляет предположить, что современное образование должно способствовать формированию знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с информационными и коммуникационными технологиями. Помимо этого, система обучения должна предполагать наличие приемов и техник развития творческого потенциала учащихся.
Поскольку в современном поликультурном информационном обществе важным условием профессиональной мобильности, личностного и карьерного роста является владение иностранным языком, очевидно, что модернизации должна подвергнуться и вся система иноязычного образования. Сегодня цель обучения иностранному языку состоит не только в развитии коммуникативных и социокультурных навыков, но и в формировании технологической грамотности и креативности учащихся.
Таким образом, актуальность данной работы определяется:
• интенсивностью распространения цифровых технологий в повседневной жизни и востребованностью такого качества как креативность для успешного личного и профессионального развития в будущем;
• необходимость поиска новых методов обучения актуальных для поколения цифровых аборигенов;
• необходимостью развития креативности в связи с потребностями современного рынка труда.
Объектом исследования служит процесс обучения иноязычной устной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: формы и методы использования креативных цифровых инструментов для развития иноязычной устной речи.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить функционал существующих креативных цифровых инструментов, которые могут способствовать развитию указанной формы речи у учащихся младшего подросткового возраста и предложить формы и методы работы с ними для решения данной лингводидактической задачи.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
1) провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по теме нашего исследования;
2) изучить психолого-возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста в эпоху цифровых технологий;
3) проанализировать роль мотивации учащихся младшего подросткового возраста в новых условиях обучения;
4) определить понятие креативность как образовательная ценность;
5) определить лингводидактический потенциал использования креативных цифровых инструментов в обучении иностранным языкам;
6) предложить критерии отбора креативных цифровых инструментов;
7) описать и классифицировать группу креативных цифровых инструментов;
8) разработать задания на основе использования данных креативных цифровых инструментов для учащихся 6-8 классов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) анализ научной литературы по методике обучения иностранным языкам, лингводидактике, педагогике, психологии, лингвистике в рамках исследуемой проблемы;
2) анализ статистических данных, отражающих индивидуально возрастные особенности подростков эпохи цифровых технологий;
3) методический анализ существующей практики использования цифровых инструментов в обучении иностранным языкам.
Научная новизна работы заключается в том, что в результате исследования были обоснованы базовые положения методики обучения подростков младшего школьного возраста устной монологической речи на основе использования креативных цифровых инструментов.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении ряда фундаментальных лингводидактических понятий: устная монологическая речь и мотивация подростков младшего школьного возраста; в изучении особенностей учащихся, живущих в эпоху цифровых технологий; в обосновании целесообразности использования креативных цифровых инструментов в обучении устной монологической речи данной категории обучаемых.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе предложено описание функционала ряда креативных цифровых инструментов и предложены рекомендации по их использованию в обучении на примере ряда упражнений.
Структура работы. Данная диссертация содержит 81 страницу и включает в себя введение, две главы и заключение. К диссертации прилагается список использованной литературы и источников.
Первая глава включает в себя 3 параграфа, в которых излагаются теоретические основы данного исследования. Вторая глава состоит из 2 параграфов, которые содержат методические рекомендации, направленные на развитие устной иноязычной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста на основе креативных цифровых инструментов.
В современном интернациональном обществе большая роль отведена овладению английским языком как языком международной коммуникации. При этом важное место занимает умение грамотно строить устную речь, поскольку этот навык необходим как для личностного, так и для профессионального развития. В связи с этим в процессе обучения английскому языку необходимо особенно акцентировать внимание на развитии навыков говорения, в том числе на развитии устной монологической речи. Одним из актуальных приемов в обучении этим навыкам является использование различных цифровых инструментов, что продиктовано самой эпохой, в которой цифровые технологии стали неотъемлемой составляющей жизни человека.
В данной работе были исследованы особенности формирования устной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста при помощи креативных цифровых инструментов. На основе трудов отечественных и зарубежных ученых были последовательно конкретизированы понятия говорения и монологической речи, мотивации, креативности и креативных цифровых инструментов.
На основе лингводидактической литературы были изучены и обобщены возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста, живущих в эпоху цифровых технологий.
Также был осуществлен отбор и анализ пяти креативных цифровых инструментов, описаны особенности каждой программы и созданы задания по развитию устной монологической речи с их использованием.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, с помощью которого осуществляется общение. При этом одним из двух видов говорения является монологическая речь, которая имеет свои особенности и в отличие от диалогической речи является запланированной и контекстной, имеет односторонний характер, целенаправленна, синтаксически сложна и информативна. Такие свойства монологической речи позволяют оформлять высказывания различной тематики и сложности, а значит быть основой для развития креативности.
2. При обучении иностранным языкам и в том числе при развитии навыков монологической речи необходимо учитывать индивидуально-возрастные особенности учеников. Особенности развития личности учащихся младшего подросткового возраста (12-14 лет) заключаются, прежде всего, в сочетании эмоциональности, впечатлительности с изменениями в работе воображения и склонностью к рассуждениям. Также в этом возрасте развивается ощущение себя как личности, которая принадлежит к определенному культурному сообществу. При этом согласно Л. С. Выготскому, младший подростковый возраст относится к сензитивному периоду развития творческих способностей.
Помимо этого, современные подростки, согласно теории поколений, относятся к поколению Z (по классификации Н. Хоува и У. Штрауса) или к поколению «цифровых аборигенов» (М. Пренски). Это поколение характеризуется активным использованием информационных технологий с раннего возраста, а также интересом к глобальным проблемам, самостоятельностью в поиске информации, способностью к многозадачности и зависимостью от электронных устройств.
При этом в условиях жизни в цифровую эпоху изменились высшие психические функции современных подростков: их мышление построено на визуальных образах, память «короткая» и «неглубокая», концентрация внимания ниже, чем у представителей предыдущего поколения, также наблюдается частичная депривация в восприятии мира и себя. При этом одной из важных особенностей современных подростков является желание творить, чему, в том числе способствуют, возможности мира интернет технологий.
3. Большую роль в обучении играет мотивация учащихся, которая возникает в результате совокупности чувств, желаний, потребностей. Мотивация значительно влияет и на характер деятельности человека. При этом для представителей поколения Z важное место занимает внутренняя мотивация, то есть стремление совершать деятельность ради нее самой. В связи с этим применение методов активации внутренней мотивации представляется наиболее эффективным в обучении иностранных языкам учащихся младшего подросткового возраста.
4. Креативность – это способность человеческой психики осуществлять творческие акты, основным свойством которых является новизна. В современном постиндустриальном обществе умение творчески и нестандартно мыслить стало одним из важнейших условий формирования и идентичности личности. Повсеместная автоматизация рутинных действий и развитие цифровых технологий делают креативность важным качеством личности, которое не доступно машинам и роботам и поэтому крайне востребовано на современном рынке труда. Это делает креативность одной из основных современных образовательных ценностей.
5. Эффективным элементом в методике обучения иностранным языкам является использование креативных цифровых инструментов, которые способствуют развитию творческих способностей и росту внутренней мотивации учащихся. В нашем исследовании креативные цифровые инструменты рассматриваются, в том числе, и как опоры, которые облегчают создание монологических высказываний.
6. На основе анализа пяти креативных цифровых инструментов: (Wevideo Animaker, Biteable, Renderforest, Rocketium) с использованием критериев отбора нами была составлена их характеристика. Результаты анализа показали, что все представленные креативные цифровые опоры имеют интерфейс на английском языке, предоставляют возможности для публикации, а также повышают мотивацию обучения более чем на 80%.
7. Все креативные цифровые инструменты были описаны с точки зрения их специфики.
Теоретические основы исследования позволили разработать ряд заданий по развитию устной монологической речи с использованием креативных цифровых инструментов, которые, согласно предложенной классификации, наиболее эффективны с точки зрения повышения мотивации. Задания объединены одной темой и градуируются по сложности в зависимости от психоло-возрастных особенностей учащихся 6-8 классов.
В данной работе были исследованы особенности формирования устной монологической речи учащихся младшего подросткового возраста при помощи креативных цифровых инструментов. На основе трудов отечественных и зарубежных ученых были последовательно конкретизированы понятия говорения и монологической речи, мотивации, креативности и креативных цифровых инструментов.
На основе лингводидактической литературы были изучены и обобщены возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста, живущих в эпоху цифровых технологий.
Также был осуществлен отбор и анализ пяти креативных цифровых инструментов, описаны особенности каждой программы и созданы задания по развитию устной монологической речи с их использованием.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, с помощью которого осуществляется общение. При этом одним из двух видов говорения является монологическая речь, которая имеет свои особенности и в отличие от диалогической речи является запланированной и контекстной, имеет односторонний характер, целенаправленна, синтаксически сложна и информативна. Такие свойства монологической речи позволяют оформлять высказывания различной тематики и сложности, а значит быть основой для развития креативности.
2. При обучении иностранным языкам и в том числе при развитии навыков монологической речи необходимо учитывать индивидуально-возрастные особенности учеников. Особенности развития личности учащихся младшего подросткового возраста (12-14 лет) заключаются, прежде всего, в сочетании эмоциональности, впечатлительности с изменениями в работе воображения и склонностью к рассуждениям. Также в этом возрасте развивается ощущение себя как личности, которая принадлежит к определенному культурному сообществу. При этом согласно Л. С. Выготскому, младший подростковый возраст относится к сензитивному периоду развития творческих способностей.
Помимо этого, современные подростки, согласно теории поколений, относятся к поколению Z (по классификации Н. Хоува и У. Штрауса) или к поколению «цифровых аборигенов» (М. Пренски). Это поколение характеризуется активным использованием информационных технологий с раннего возраста, а также интересом к глобальным проблемам, самостоятельностью в поиске информации, способностью к многозадачности и зависимостью от электронных устройств.
При этом в условиях жизни в цифровую эпоху изменились высшие психические функции современных подростков: их мышление построено на визуальных образах, память «короткая» и «неглубокая», концентрация внимания ниже, чем у представителей предыдущего поколения, также наблюдается частичная депривация в восприятии мира и себя. При этом одной из важных особенностей современных подростков является желание творить, чему, в том числе способствуют, возможности мира интернет технологий.
3. Большую роль в обучении играет мотивация учащихся, которая возникает в результате совокупности чувств, желаний, потребностей. Мотивация значительно влияет и на характер деятельности человека. При этом для представителей поколения Z важное место занимает внутренняя мотивация, то есть стремление совершать деятельность ради нее самой. В связи с этим применение методов активации внутренней мотивации представляется наиболее эффективным в обучении иностранных языкам учащихся младшего подросткового возраста.
4. Креативность – это способность человеческой психики осуществлять творческие акты, основным свойством которых является новизна. В современном постиндустриальном обществе умение творчески и нестандартно мыслить стало одним из важнейших условий формирования и идентичности личности. Повсеместная автоматизация рутинных действий и развитие цифровых технологий делают креативность важным качеством личности, которое не доступно машинам и роботам и поэтому крайне востребовано на современном рынке труда. Это делает креативность одной из основных современных образовательных ценностей.
5. Эффективным элементом в методике обучения иностранным языкам является использование креативных цифровых инструментов, которые способствуют развитию творческих способностей и росту внутренней мотивации учащихся. В нашем исследовании креативные цифровые инструменты рассматриваются, в том числе, и как опоры, которые облегчают создание монологических высказываний.
6. На основе анализа пяти креативных цифровых инструментов: (Wevideo Animaker, Biteable, Renderforest, Rocketium) с использованием критериев отбора нами была составлена их характеристика. Результаты анализа показали, что все представленные креативные цифровые опоры имеют интерфейс на английском языке, предоставляют возможности для публикации, а также повышают мотивацию обучения более чем на 80%.
7. Все креативные цифровые инструменты были описаны с точки зрения их специфики.
Теоретические основы исследования позволили разработать ряд заданий по развитию устной монологической речи с использованием креативных цифровых инструментов, которые, согласно предложенной классификации, наиболее эффективны с точки зрения повышения мотивации. Задания объединены одной темой и градуируются по сложности в зависимости от психоло-возрастных особенностей учащихся 6-8 классов.



