ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В США И РФ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Информационное сопровождение реформ здравоохранения: теоретический аспект 9
1.1. Понятие и сущность «информационного сопровождения»: обзор научной литературы 9
1.2. Публичный дискурс как элемент информационного сопровождения социальной политики 14
1.3. История реформирования систем здравоохранения в РФ и США как части социальной политики 17
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ публичного дискурса реформы здравоохранения в США и РФ 31
2.1. Информационное сопровождение реформы здравоохранения в РФ 33
2.2. Реформа здравоохранения в США как часть политической повестки 40
2.3. Публичный дискурс реформ здравоохранения в РФ и США: сравнительный анализ 49
Заключение 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1. Информационное сопровождение реформ здравоохранения: теоретический аспект 9
1.1. Понятие и сущность «информационного сопровождения»: обзор научной литературы 9
1.2. Публичный дискурс как элемент информационного сопровождения социальной политики 14
1.3. История реформирования систем здравоохранения в РФ и США как части социальной политики 17
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ публичного дискурса реформы здравоохранения в США и РФ 31
2.1. Информационное сопровождение реформы здравоохранения в РФ 33
2.2. Реформа здравоохранения в США как часть политической повестки 40
2.3. Публичный дискурс реформ здравоохранения в РФ и США: сравнительный анализ 49
Заключение 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими на протяжении длительного времени трансформациями в сфере здравоохранения в Российской Федерации, которые вызывают противоречивую реакцию различных социальных групп. Так, в современной России попытки реформирования здравоохранения осуществляются с 1991 года, целью которых является создание эффективной и качественной модели здравоохранения, способной конкурировать по ключевым показателям с ведущими странами в данной сфере. В последние годы был принят целый ряд законопроектов, направленных на реформирование отечественной системы здоровья. Произошло обновление правовой базы посредством принятия двух законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года. Также проводились попытки модернизации и оптимизации отрасли, был принят основополагающий для российского здравоохранения документ – «Государственная программа развития здравоохранения».
Однако данные преобразования приводят к неоднозначному отношению общества к проводимой государством политике в сфере здравоохранения. Так, в 2014 году во многих городах России прошли протесты медицинских работников, выступающих против «оптимизации» отрасли. В 2015 году в рамках форума Общероссийского Народного Фронта «За качественную и доступную медицину» Леонид Рошаль, Президент Союза «Национальная Медицинская Палата», выступил с жесткой критикой деятельности системы здравоохранения.
В Соединенных Штатах Америки, также как и в России, осуществляется процесс реформации здравоохранения, начало которому было положено принятием Закона «О защите пациентов и доступности медицинской помощи» 1 марта 2010 года. Данный законопроект с момента его включения в политическую повестку дня вызывал острую социально-политическую дискуссию как внутри политической элиты (демократы, республиканцы), так и среди общественности. В связи с этим, на наш взгляд, становится актуальным изучение и сравнение практик информационного сопровождения процесса реформирования здравоохранения в РФ и США как содержания публичного политического дискурса по данному вопросу.
Кроме того, сравнительный анализ информационного сопровождения реформирования систем здравоохранения в Российской Федерации и США позволит выявить, какое внимание каждая из стран уделяет данному аспекту социальной сферы. На западе проблемам информационного продвижения в сфере здравоохранения уделяли и уделяют гораздо больше внимания, в то время как в РФ образ системы здравоохранения складывался более стихийно.
Социальную политику государства, в частности политику в сфере здоровья, можно рассматривать не только как стремление улучшить существующую систему оказания медицинских услуг, но и как механизм снижения социальной напряженности в обществе и легитимации политической реальности. Существующие разногласия в вопросе реформирования системы здравоохранения внутри общества актуализируют исследования, посвященные анализу информационного сопровождения трансформации отрасли, выражающегося в официальном и неофициальном дискурсах. Перед исследователями-политологами встает вопрос о степени присутствия данной тематики в публичном информационном пространстве, а также о том, каким образом разворачивается публичная дискуссия власти и общества вокруг проблемы трансформации системы здравоохранения.
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей информационного сопровождения реформ здравоохранения в США и РФ, выраженных в публичном официальном и неофициальном дискурсах.
Объект исследования – реформы здравоохранения в РФ и США.
Предмет исследования – публичный дискурс реформ здравоохранения в РФ и США.
Задачи исследования:
1. Сформировать представление об основных подходах к понятию и сущности «информационного сопровождения»;
2. Выработать собственное определение «информационного сопровождения» социальной политики;
3. Определить специфику публичного дискурса как элемента информационного сопровождения социальной политики;
4. Выработать представление о процессе реформирования систем здравоохранения в РФ и США;
5. Выявить особенности информационного сопровождения реформы здравоохранения в РФ и США;
6. Сравнить специфику публичного официального и неофициального дискурсов реформы здравоохранения в США и РФ;
Степень научной разработанности темы. Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, в той или иной степени затрагивающие исследуемую проблематику.
Изучением информационной политики государства занимаются такие отечественные авторы, как Е.А.Бережкова, Ю.Е. Бурова, Д.Л. Стровский, Е.В. Ядрышников, а так же А.В. Нестеров, Е.Г. Дьякова, М.С. Вершинин, А.А. Малькевич, Ю.А.Тихомиров и др.
В рамках теории связей с общественностью вопрос «информационного сопровождения» обсуждается в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Г. Кэмерон, Д.Уилкокс, К. Кейвуд, Д.В. Ольшанский, М.А. Шишкина и др.
Изучением реформы здравоохранения в РФ и США занимаются такие отечественные и зарубежные авторы, как А.Н. Пищита, С.В.Шишкин, А.М. Нурлыбаев, М.П. Куракина, С.С. Анохина, М.Ю. Орехова, А.В. Тихомиров, Б.И. Соколов, А.А. Лин, А.С. Орлов, Н.В. Брюханова, Н.И.Русаков,Н.В. Шевцова, П.В.Захаров, Р.А.Хальфин, И.Я. Таджиев,Л.Н. Смолякова, Г.Э. Уламбекова,К.Н. Калашников, В. А. Салимов,С. Лессоф, Э. Трагакес, Д.А. Барр и др.
Автор данной работы обращался к трудам ученых, исследующих вопросы политической коммуникации (Д.Е. Погорелого, Е.В. Гуняшева, А.И. Соловьева, Д.Д. Иванова) и публичного дискурса (Е.Ю. Алешина, Т.А.Воронцова, Е.В. Филлипова, О.И. Хвостунова) , в том числе публичного дискурса реформы здравоохранения (О.С. Миронова, К. Фостер, А. Х. Таннер, С. Ким, С. Я. Ким, К. Браун) .
В качестве методологической основы данного исследования выступает системный и сравнительный анализ, так как именно в рамках данных научных подходов в полной мере можно достичь поставленной цели и решить поставленные задачи. Метод исследования - контент-анализ.
Эмпирическую базу исследования составили публикации «Российской Газеты», транслирующей государственный (официальный) дискурс, и частной газеты «Известий». С учетом специфики организации деятельности СМИ в Соединенных Штатах, где отсутствует официальная пресса, для исследования дискурса власти были взяты пресс-релизы с сайтов государственных институтов (http://www.house.gov, https://www.hhs.gov), а также «TheNewYorkTimes», как независимая и одна из наиболее популярных общественно-политических газет в США. Всего было проанализировано 783 публикации.
Научная новизна работы заключается в том, что тема информационного сопровождения реформирования систем здравоохранения в Российской Федерации и США до настоящего времени не становилось предметом специальных научных исследований, что также подтверждает актуальность исследуемой проблемы.
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью применить полученные в ходе работы информацию и результаты для дальнейших теоретических и практических разработок в сфере информационного сопровождения реформы здравоохранения Российской Федерации.
Однако данные преобразования приводят к неоднозначному отношению общества к проводимой государством политике в сфере здравоохранения. Так, в 2014 году во многих городах России прошли протесты медицинских работников, выступающих против «оптимизации» отрасли. В 2015 году в рамках форума Общероссийского Народного Фронта «За качественную и доступную медицину» Леонид Рошаль, Президент Союза «Национальная Медицинская Палата», выступил с жесткой критикой деятельности системы здравоохранения.
В Соединенных Штатах Америки, также как и в России, осуществляется процесс реформации здравоохранения, начало которому было положено принятием Закона «О защите пациентов и доступности медицинской помощи» 1 марта 2010 года. Данный законопроект с момента его включения в политическую повестку дня вызывал острую социально-политическую дискуссию как внутри политической элиты (демократы, республиканцы), так и среди общественности. В связи с этим, на наш взгляд, становится актуальным изучение и сравнение практик информационного сопровождения процесса реформирования здравоохранения в РФ и США как содержания публичного политического дискурса по данному вопросу.
Кроме того, сравнительный анализ информационного сопровождения реформирования систем здравоохранения в Российской Федерации и США позволит выявить, какое внимание каждая из стран уделяет данному аспекту социальной сферы. На западе проблемам информационного продвижения в сфере здравоохранения уделяли и уделяют гораздо больше внимания, в то время как в РФ образ системы здравоохранения складывался более стихийно.
Социальную политику государства, в частности политику в сфере здоровья, можно рассматривать не только как стремление улучшить существующую систему оказания медицинских услуг, но и как механизм снижения социальной напряженности в обществе и легитимации политической реальности. Существующие разногласия в вопросе реформирования системы здравоохранения внутри общества актуализируют исследования, посвященные анализу информационного сопровождения трансформации отрасли, выражающегося в официальном и неофициальном дискурсах. Перед исследователями-политологами встает вопрос о степени присутствия данной тематики в публичном информационном пространстве, а также о том, каким образом разворачивается публичная дискуссия власти и общества вокруг проблемы трансформации системы здравоохранения.
Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей информационного сопровождения реформ здравоохранения в США и РФ, выраженных в публичном официальном и неофициальном дискурсах.
Объект исследования – реформы здравоохранения в РФ и США.
Предмет исследования – публичный дискурс реформ здравоохранения в РФ и США.
Задачи исследования:
1. Сформировать представление об основных подходах к понятию и сущности «информационного сопровождения»;
2. Выработать собственное определение «информационного сопровождения» социальной политики;
3. Определить специфику публичного дискурса как элемента информационного сопровождения социальной политики;
4. Выработать представление о процессе реформирования систем здравоохранения в РФ и США;
5. Выявить особенности информационного сопровождения реформы здравоохранения в РФ и США;
6. Сравнить специфику публичного официального и неофициального дискурсов реформы здравоохранения в США и РФ;
Степень научной разработанности темы. Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, в той или иной степени затрагивающие исследуемую проблематику.
Изучением информационной политики государства занимаются такие отечественные авторы, как Е.А.Бережкова, Ю.Е. Бурова, Д.Л. Стровский, Е.В. Ядрышников, а так же А.В. Нестеров, Е.Г. Дьякова, М.С. Вершинин, А.А. Малькевич, Ю.А.Тихомиров и др.
В рамках теории связей с общественностью вопрос «информационного сопровождения» обсуждается в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Г. Кэмерон, Д.Уилкокс, К. Кейвуд, Д.В. Ольшанский, М.А. Шишкина и др.
Изучением реформы здравоохранения в РФ и США занимаются такие отечественные и зарубежные авторы, как А.Н. Пищита, С.В.Шишкин, А.М. Нурлыбаев, М.П. Куракина, С.С. Анохина, М.Ю. Орехова, А.В. Тихомиров, Б.И. Соколов, А.А. Лин, А.С. Орлов, Н.В. Брюханова, Н.И.Русаков,Н.В. Шевцова, П.В.Захаров, Р.А.Хальфин, И.Я. Таджиев,Л.Н. Смолякова, Г.Э. Уламбекова,К.Н. Калашников, В. А. Салимов,С. Лессоф, Э. Трагакес, Д.А. Барр и др.
Автор данной работы обращался к трудам ученых, исследующих вопросы политической коммуникации (Д.Е. Погорелого, Е.В. Гуняшева, А.И. Соловьева, Д.Д. Иванова) и публичного дискурса (Е.Ю. Алешина, Т.А.Воронцова, Е.В. Филлипова, О.И. Хвостунова) , в том числе публичного дискурса реформы здравоохранения (О.С. Миронова, К. Фостер, А. Х. Таннер, С. Ким, С. Я. Ким, К. Браун) .
В качестве методологической основы данного исследования выступает системный и сравнительный анализ, так как именно в рамках данных научных подходов в полной мере можно достичь поставленной цели и решить поставленные задачи. Метод исследования - контент-анализ.
Эмпирическую базу исследования составили публикации «Российской Газеты», транслирующей государственный (официальный) дискурс, и частной газеты «Известий». С учетом специфики организации деятельности СМИ в Соединенных Штатах, где отсутствует официальная пресса, для исследования дискурса власти были взяты пресс-релизы с сайтов государственных институтов (http://www.house.gov, https://www.hhs.gov), а также «TheNewYorkTimes», как независимая и одна из наиболее популярных общественно-политических газет в США. Всего было проанализировано 783 публикации.
Научная новизна работы заключается в том, что тема информационного сопровождения реформирования систем здравоохранения в Российской Федерации и США до настоящего времени не становилось предметом специальных научных исследований, что также подтверждает актуальность исследуемой проблемы.
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью применить полученные в ходе работы информацию и результаты для дальнейших теоретических и практических разработок в сфере информационного сопровождения реформы здравоохранения Российской Федерации.
В процессе исследования были выполнены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.
В ходе работы автор сформировал представление об основных подходах к понятию и сущности «информационного сопровождения». Следует отметить, что до настоящего времени в научной литературе не выработалось единого определения данного термина. Информационное сопровождение социальной политики рассматривается в рамках изучения государственной информационной политики как процесс информирования населения о текущих и перспективных планах, реализуемых политическими акторами. В рамках теории связей с общественностью информационное сопровождение отождествляетcя с PR-деятельностью, специфика которой заключается в коммуникативной функции управления, направленной на формирование эффективного публичного дискурса.
В процессе анализа различных подходов исследователей к определению термина «информационное сопровождение» в рамках рассмотренных теорий был выявлен общий компонент, который заключается в коммуникативной природе «информационного сопровождения», выражающегося в процессе передачи определенных сообщений посредством различных каналов коммуникации и на основании которого было выработано определение «информационного сопровождения», использующееся в данной работе. Так, в нашем исследовании под информационным сопровождением политики понимается процесс распространения определенных сообщений о принимаемых государственными органами решениях среди общественных групп, а также позиций заинтересованных негосударственных структур по поводу принятия тех или иных политических решений с помощью определенных каналов коммуникации, в ходе которого формируется публичный дискурс.
Публичный дискурс, складывающийся в контексте проводимой реформы здравоохранения, был определен как совокупность специально организованных текстов на данную тематику, источником которого могут быть как отдельные политические деятели, представители медицинской сферы и так далее, а также тексты, публикующиеся в СМИ.
В результате изучения истории процесса реформирования систем здравоохранения в РФ и США был сделан вывод о том, что происходящие в здравоохранении обеих стран трансформации приняли перманентный характер и затрагивают интересы различных слоев населения, групп интересов, выражающиеся в процессе информационного сопровождения реформ, в результате чего становится актуальным изучение государственного (официального) и неофициального дискурсов.
В результате эмпирического исследования были выявлены такие особенности информационного сопровождения реформы здравоохранения в РФ, как отсутствие системного подхода к освещению процесса реформирования, нечеткость контента, что является результатом обсуждения вопросов, напрямую не связанных с реформой как таковой. Можно констатировать, что дискурс властных структур обладает должной целостностью, в то время как неофициальный дискурс не представлен достаточно ясно в публичном пространстве. К специфическим чертам информационного сопровождения реформы здравоохранения в США можно отнести четкость контента, направленность на широкую аудиторию и дискуссионный характер, проявляющийся в презентации позиций большого круга социально-политических групп в публичном пространстве.
В результате сравнительного анализа был сделан вывод о том, что основным отличием информационного сопровождения реформ в РФ и США является различный объем представленности позиций тех или иных социально-политических групп в публичном дискурсе. Спецификой США является наличие четко выраженных позиций различных акторов в отношении реформы здравоохранения. В России в публичном дискурсе только позиция государства представлена достаточно целостно, а дискурс социальных групп либо не обладает должной целостностью, либо представлен в опосредованной форме, что может говорить об отсутствии широкого обсуждения реформы здравоохранения среди общественности.
В Российской Федерации, в отличие от Соединенных Штатов Америки, в которых информационное сопровождение процесса реформирования здравоохранения осуществляется в формате, способствующем популяризации вопроса реформы среди общественности, информационное сопровождение реформы носит официальный характер (предоставляются статистические данные, используется формализованный язык), что может являться причиной недостаточного интереса широкой общественности к рассматриваемому вопросу.
Таким образом, информационное сопровождение реформы здравоохранения в США является более четким и занимает больший объем информационного пространства, в то время как информационное сопровождение в РФ занимает не соответствующий своей социально-политической значимости объем в рамках публичной дискуссии и является неконкретным.
В ходе работы автор сформировал представление об основных подходах к понятию и сущности «информационного сопровождения». Следует отметить, что до настоящего времени в научной литературе не выработалось единого определения данного термина. Информационное сопровождение социальной политики рассматривается в рамках изучения государственной информационной политики как процесс информирования населения о текущих и перспективных планах, реализуемых политическими акторами. В рамках теории связей с общественностью информационное сопровождение отождествляетcя с PR-деятельностью, специфика которой заключается в коммуникативной функции управления, направленной на формирование эффективного публичного дискурса.
В процессе анализа различных подходов исследователей к определению термина «информационное сопровождение» в рамках рассмотренных теорий был выявлен общий компонент, который заключается в коммуникативной природе «информационного сопровождения», выражающегося в процессе передачи определенных сообщений посредством различных каналов коммуникации и на основании которого было выработано определение «информационного сопровождения», использующееся в данной работе. Так, в нашем исследовании под информационным сопровождением политики понимается процесс распространения определенных сообщений о принимаемых государственными органами решениях среди общественных групп, а также позиций заинтересованных негосударственных структур по поводу принятия тех или иных политических решений с помощью определенных каналов коммуникации, в ходе которого формируется публичный дискурс.
Публичный дискурс, складывающийся в контексте проводимой реформы здравоохранения, был определен как совокупность специально организованных текстов на данную тематику, источником которого могут быть как отдельные политические деятели, представители медицинской сферы и так далее, а также тексты, публикующиеся в СМИ.
В результате изучения истории процесса реформирования систем здравоохранения в РФ и США был сделан вывод о том, что происходящие в здравоохранении обеих стран трансформации приняли перманентный характер и затрагивают интересы различных слоев населения, групп интересов, выражающиеся в процессе информационного сопровождения реформ, в результате чего становится актуальным изучение государственного (официального) и неофициального дискурсов.
В результате эмпирического исследования были выявлены такие особенности информационного сопровождения реформы здравоохранения в РФ, как отсутствие системного подхода к освещению процесса реформирования, нечеткость контента, что является результатом обсуждения вопросов, напрямую не связанных с реформой как таковой. Можно констатировать, что дискурс властных структур обладает должной целостностью, в то время как неофициальный дискурс не представлен достаточно ясно в публичном пространстве. К специфическим чертам информационного сопровождения реформы здравоохранения в США можно отнести четкость контента, направленность на широкую аудиторию и дискуссионный характер, проявляющийся в презентации позиций большого круга социально-политических групп в публичном пространстве.
В результате сравнительного анализа был сделан вывод о том, что основным отличием информационного сопровождения реформ в РФ и США является различный объем представленности позиций тех или иных социально-политических групп в публичном дискурсе. Спецификой США является наличие четко выраженных позиций различных акторов в отношении реформы здравоохранения. В России в публичном дискурсе только позиция государства представлена достаточно целостно, а дискурс социальных групп либо не обладает должной целостностью, либо представлен в опосредованной форме, что может говорить об отсутствии широкого обсуждения реформы здравоохранения среди общественности.
В Российской Федерации, в отличие от Соединенных Штатов Америки, в которых информационное сопровождение процесса реформирования здравоохранения осуществляется в формате, способствующем популяризации вопроса реформы среди общественности, информационное сопровождение реформы носит официальный характер (предоставляются статистические данные, используется формализованный язык), что может являться причиной недостаточного интереса широкой общественности к рассматриваемому вопросу.
Таким образом, информационное сопровождение реформы здравоохранения в США является более четким и занимает больший объем информационного пространства, в то время как информационное сопровождение в РФ занимает не соответствующий своей социально-политической значимости объем в рамках публичной дискуссии и является неконкретным.
Подобные работы
- РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Публичная дипломатия США и России в Украине и Армении
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



