ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ БРИКС КАК ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МНОГОПОЛЯРНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Новые явления в современной системе международных отношений 7
1.1.Концепция многополярного мироустройства 7
1.2. БРИКС – новый актор мировой политики 11
1.3. Концепция многополярности во внешнеполитических доктринах стран БРИКС 20
Глава 2. Вопрос кризиса БРИКС и основания для его возникновения 29
2.1. Анализ восприятия кризисных явлений БРИКС в зарубежных и отечественных публикациях 29
2.2. Экономические и неэкономические причины кризисных явлений в деятельности БРИКС 38
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития БРИКС 50
3.1. Эффективность взаимодействия государств-членов БРИКС 50
3.2. Перспективы и сценарии развития БРИКС 58
Заключение 69
Библиографический список 74
Глава 1. Новые явления в современной системе международных отношений 7
1.1.Концепция многополярного мироустройства 7
1.2. БРИКС – новый актор мировой политики 11
1.3. Концепция многополярности во внешнеполитических доктринах стран БРИКС 20
Глава 2. Вопрос кризиса БРИКС и основания для его возникновения 29
2.1. Анализ восприятия кризисных явлений БРИКС в зарубежных и отечественных публикациях 29
2.2. Экономические и неэкономические причины кризисных явлений в деятельности БРИКС 38
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития БРИКС 50
3.1. Эффективность взаимодействия государств-членов БРИКС 50
3.2. Перспективы и сценарии развития БРИКС 58
Заключение 69
Библиографический список 74
Актуальность темы исследования проявляется в двух аспектах, отраженных в названии работы. Во-первых, актуальным является исследование развития уникального в своем роде межгосударственного объединения БРИКС, ставящего перед собой амбициозные цели, и оцениваемого многими экспертами как высокоперспективное. Вторым аспектом, отражающим актуальность работы, является потенциальная возможность БРИКС осуществить планы по реформированию международной политико-экономической системы и установлению многополярности.
Развитие мировой политико-экономической системы многогранно и неоднозначно, поскольку на ней сосуществуют и сталкиваются различные тенденции. Сегодня довольно сложно спрогнозировать, каким будет сценарий дальнейшего развития мировой политики. В XXI век мировое сообщество вошло, сохраняя модель однополярного мироустройства, навязанного США в конце XX века. Они являлись главной политической силой, а доллар - главной денежной единицей (в связи с подписанием Бреттон-Вудских соглашений) в мировой торговле. На этом фоне идея создания объединения незападных государств, способного выступить в качестве альтернативного полюса мировой экономики и политики, и имеющего возможность прекратить американскую гегемонию, выглядела свежей и актуальной. Кризис 2008-2009 годов как нельзя лучше показал, что альтернативный американскому механизм управления экономикой, которым обладали Бразилия, Россия, Индия и Китай, позволил неплохо пережить экономическую напряженность и адаптироваться к ее последствиям.
Именно тогда в научных работах, посвященных международным отношениям, все чаще стали появляться утверждения о формировании новой международной модели, значительно отличающейся от предшествующей. Стало окончательно ясно, что идея безальтернативности гегемонии США более не актуальна, и мировое устройство должно быть полицентричным, многополярным, многоакторным, глобальным. В этих условиях на международной арене возникают новые акторы мировой политики. Среди них концептуально новый тип международного объединения – неформальное межгосударственное объединение БРИКС, включающее в себя государства не только с уникальными моделями политического и экономического развития, но и представляющие четыре континента, имеющие разные культурные ценности и даже относящиеся к разным цивилизациям. Сплочению столь разных стран, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР послужили несколько причин.
Одними из главных объединяющих факторов являются схожесть задач по социально-экономической модернизации, схожие стадии экономического развития, а также абсолютное единодушие по отношению к событиям мировой политики и системе международных отношений. БРИКС выступает за «многополярность», за равноправное участие стран в управлении мировой экономикой и политикой, реформирование существующей финансовой системы, более равное и справедливое мироустройство, основанное на принципах открытости, прагматизма и доверия. Не стоит забывать и о таких объединяющих социальных проблемах как терроризм, бедность, наркотрафик, торговля людьми и оружием, неконтролируемая миграция, киберпреступность, высокая смертность и др.
БРИКС не исключает возможность и наличие у стран-участниц конкуренции и соперничества, но на собственном опыте демонстрирует, что при такой модели сотрудничества можно сгладить существующие противоречия.
Не являясь ни политическим, ни экономическим, ни военным блоком, БРИКС за 8 лет своего существования успело стать негласным, и наиболее вероятным «противовесом» Западу в системе международных отношений.
Страны БРИКС представляют четыре континента и по многим показателям являются лидерами в своих регионах, помимо этого они занимают 26% сухопутной территории Земли, имеют 42% от общего ее населения и 27% мирового ВВП.
Получившая развитие в 2009-2015 годы организация давала надежды на объединение крупнейших развивающихся незападных государств в единый экономико-политический блок, способный противостоять гегемонии США и Союзников. Однако начиная с 2015 года темпы развития экономик участников снизились, что повлекло за собой определенные последствия. В частности, все чаще ставилась под сомнение целесообразность существования объединения, образовался кризис идеи полицентричности. В подтверждение этому приводятся цифры, иллюстрирующие негативные тенденции в торговле между странами, а также нереализованные проекты в рамках БРИКС. Однако любой кризис рано или поздно кончается, а значит и данное международное объединение в перспективе может преодолеть все проблемы и продолжит свое развитие.
Именно поэтому нам кажется необходимым провести исследование и определить, способен ли БРИКС в своем нынешнем состоянии стать основой многополярного мирового устройства. А именно: стать объединением государств, способным предложить альтернативную западной модель мирового порядка, проводящим независимую политику и строящим экономику с опорой на собственные внутриполитические и цивилизационные особенности. При этом сохраняя отношения добрососедства и партнерства, как между собой, так и со своими геополитическими конкурентами. Для этого нам понадобится не только выявить кризисные явления и проблемы, если они действительно есть, но и, опираясь на результаты проведенного исследования, предложить варианты их решения.
Объект исследования: неформальное межгосударственное объединение БРИКС.
Предмет исследования: деятельность БРИКС, направленная на изменение существующей модели мирового политико-экономического устройства.
Целью работы является определение ключевых проблем в деятельности и развитии межгосударственного объединения БРИКС и обоснование перспектив его развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить причины изменения системы международных отношений на стыке XXи XXIвеков;
2. Изучить представления о теории многополярного мироустройства в различных парадигмах теории международных отношений;
3. Определить концептуальные основы построения многополярного мира, излагаемые во внешнеполитических документах стран БРИКС;
4. Провести анализ публикаций отечественных и зарубежных экспертов по вопросам, аналогичным проблеме исследования;
5. Дать оценку современному состоянию экономик стран-участниц БРИКС и их потенциала к продолжению экономического сотрудничества;
6. Сформулировать выводы об эффективности деятельности БРИКС на основе статистических данных и показателей исполнения обязательств, принятых на саммитах;
7. Определить ключевые проблемы, препятствующие эффективному развитию объединения;
8. Определить перспективы и построить сценарии развития БРИКС.
Для выполнения поставленных задач использованы следующие методы исследования: исторический метод, метод сравнительного анализа, метод прогнозирования, метод контент-анализа и анализ документов.
Хронологические рамки исследования заключены между первым упоминанием об идее БРИКС в 2001 г. и последним саммитом в октябре 2016 г.
Источниковую базу составляют документы БРИКС: корпус деклараций и планов действия, принятых по итогам саммитов и министерских встреч. Другим важнейшим источником стала Совместная статистическая публикация – сборник, ежегодно издаваемый коллегией национальных статистических служб пяти стран. Кроме того, в работе использовались заявления лидеров и других представителей стран-участниц, а также стратегия экономического партнерства БРИКС.
Библиографическая база строится на основе трудов ученых международников и экономистов, журналистов и политиков, занимающихся исследованием деятельности международных институтов глобального управления. Среди российских исследователей наибольшую ценность для написания работы представляли труды: А.Г. Дугина, Г.Д. Толорая, М.В. Ларионовой, Б.А. Хейфеца, А.Н. Вергун и Е.М. Астахова. Из зарубежных исследователей наибольший вклад в написание работы внесли труды И. Валлерстайна, С. Хантингтона, Дж. О’Нила, Эндрю Ф. Купера, О. Стуенкеля, С. Тисдалла, Дж.Дж. Киртона. Также были использованы интервью участников саммитов БРИКС, высших должностных лиц государств и экспертов.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе три параграфа, в оставшихся – два), заключения и библиографического списка из 104 источников.
Развитие мировой политико-экономической системы многогранно и неоднозначно, поскольку на ней сосуществуют и сталкиваются различные тенденции. Сегодня довольно сложно спрогнозировать, каким будет сценарий дальнейшего развития мировой политики. В XXI век мировое сообщество вошло, сохраняя модель однополярного мироустройства, навязанного США в конце XX века. Они являлись главной политической силой, а доллар - главной денежной единицей (в связи с подписанием Бреттон-Вудских соглашений) в мировой торговле. На этом фоне идея создания объединения незападных государств, способного выступить в качестве альтернативного полюса мировой экономики и политики, и имеющего возможность прекратить американскую гегемонию, выглядела свежей и актуальной. Кризис 2008-2009 годов как нельзя лучше показал, что альтернативный американскому механизм управления экономикой, которым обладали Бразилия, Россия, Индия и Китай, позволил неплохо пережить экономическую напряженность и адаптироваться к ее последствиям.
Именно тогда в научных работах, посвященных международным отношениям, все чаще стали появляться утверждения о формировании новой международной модели, значительно отличающейся от предшествующей. Стало окончательно ясно, что идея безальтернативности гегемонии США более не актуальна, и мировое устройство должно быть полицентричным, многополярным, многоакторным, глобальным. В этих условиях на международной арене возникают новые акторы мировой политики. Среди них концептуально новый тип международного объединения – неформальное межгосударственное объединение БРИКС, включающее в себя государства не только с уникальными моделями политического и экономического развития, но и представляющие четыре континента, имеющие разные культурные ценности и даже относящиеся к разным цивилизациям. Сплочению столь разных стран, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР послужили несколько причин.
Одними из главных объединяющих факторов являются схожесть задач по социально-экономической модернизации, схожие стадии экономического развития, а также абсолютное единодушие по отношению к событиям мировой политики и системе международных отношений. БРИКС выступает за «многополярность», за равноправное участие стран в управлении мировой экономикой и политикой, реформирование существующей финансовой системы, более равное и справедливое мироустройство, основанное на принципах открытости, прагматизма и доверия. Не стоит забывать и о таких объединяющих социальных проблемах как терроризм, бедность, наркотрафик, торговля людьми и оружием, неконтролируемая миграция, киберпреступность, высокая смертность и др.
БРИКС не исключает возможность и наличие у стран-участниц конкуренции и соперничества, но на собственном опыте демонстрирует, что при такой модели сотрудничества можно сгладить существующие противоречия.
Не являясь ни политическим, ни экономическим, ни военным блоком, БРИКС за 8 лет своего существования успело стать негласным, и наиболее вероятным «противовесом» Западу в системе международных отношений.
Страны БРИКС представляют четыре континента и по многим показателям являются лидерами в своих регионах, помимо этого они занимают 26% сухопутной территории Земли, имеют 42% от общего ее населения и 27% мирового ВВП.
Получившая развитие в 2009-2015 годы организация давала надежды на объединение крупнейших развивающихся незападных государств в единый экономико-политический блок, способный противостоять гегемонии США и Союзников. Однако начиная с 2015 года темпы развития экономик участников снизились, что повлекло за собой определенные последствия. В частности, все чаще ставилась под сомнение целесообразность существования объединения, образовался кризис идеи полицентричности. В подтверждение этому приводятся цифры, иллюстрирующие негативные тенденции в торговле между странами, а также нереализованные проекты в рамках БРИКС. Однако любой кризис рано или поздно кончается, а значит и данное международное объединение в перспективе может преодолеть все проблемы и продолжит свое развитие.
Именно поэтому нам кажется необходимым провести исследование и определить, способен ли БРИКС в своем нынешнем состоянии стать основой многополярного мирового устройства. А именно: стать объединением государств, способным предложить альтернативную западной модель мирового порядка, проводящим независимую политику и строящим экономику с опорой на собственные внутриполитические и цивилизационные особенности. При этом сохраняя отношения добрососедства и партнерства, как между собой, так и со своими геополитическими конкурентами. Для этого нам понадобится не только выявить кризисные явления и проблемы, если они действительно есть, но и, опираясь на результаты проведенного исследования, предложить варианты их решения.
Объект исследования: неформальное межгосударственное объединение БРИКС.
Предмет исследования: деятельность БРИКС, направленная на изменение существующей модели мирового политико-экономического устройства.
Целью работы является определение ключевых проблем в деятельности и развитии межгосударственного объединения БРИКС и обоснование перспектив его развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить причины изменения системы международных отношений на стыке XXи XXIвеков;
2. Изучить представления о теории многополярного мироустройства в различных парадигмах теории международных отношений;
3. Определить концептуальные основы построения многополярного мира, излагаемые во внешнеполитических документах стран БРИКС;
4. Провести анализ публикаций отечественных и зарубежных экспертов по вопросам, аналогичным проблеме исследования;
5. Дать оценку современному состоянию экономик стран-участниц БРИКС и их потенциала к продолжению экономического сотрудничества;
6. Сформулировать выводы об эффективности деятельности БРИКС на основе статистических данных и показателей исполнения обязательств, принятых на саммитах;
7. Определить ключевые проблемы, препятствующие эффективному развитию объединения;
8. Определить перспективы и построить сценарии развития БРИКС.
Для выполнения поставленных задач использованы следующие методы исследования: исторический метод, метод сравнительного анализа, метод прогнозирования, метод контент-анализа и анализ документов.
Хронологические рамки исследования заключены между первым упоминанием об идее БРИКС в 2001 г. и последним саммитом в октябре 2016 г.
Источниковую базу составляют документы БРИКС: корпус деклараций и планов действия, принятых по итогам саммитов и министерских встреч. Другим важнейшим источником стала Совместная статистическая публикация – сборник, ежегодно издаваемый коллегией национальных статистических служб пяти стран. Кроме того, в работе использовались заявления лидеров и других представителей стран-участниц, а также стратегия экономического партнерства БРИКС.
Библиографическая база строится на основе трудов ученых международников и экономистов, журналистов и политиков, занимающихся исследованием деятельности международных институтов глобального управления. Среди российских исследователей наибольшую ценность для написания работы представляли труды: А.Г. Дугина, Г.Д. Толорая, М.В. Ларионовой, Б.А. Хейфеца, А.Н. Вергун и Е.М. Астахова. Из зарубежных исследователей наибольший вклад в написание работы внесли труды И. Валлерстайна, С. Хантингтона, Дж. О’Нила, Эндрю Ф. Купера, О. Стуенкеля, С. Тисдалла, Дж.Дж. Киртона. Также были использованы интервью участников саммитов БРИКС, высших должностных лиц государств и экспертов.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе три параграфа, в оставшихся – два), заключения и библиографического списка из 104 источников.
Идея о необходимости прекращения западной гегемонии существует с момента развала Советского Союза и утверждением за США роли мирового лидера, определяющего «правила игры». Более двадцати лет ученые и политики по всему миру заявляли о необходимости и неизбежности установления многополярной системы, высказывались различные предположения о том, где будут образованы эти полюса силы, и какие государства способны оказать конкуренцию США. Однако лишь кризис 2008-2009 годов, в результате которого США и союзники понесли значительные убытки, а Бразилия, Россия, Индия и Китай сумели продемонстрировать устойчивость и стабильность, стал поводом для разговоров о неизбежности построения новой международной системы.
Данный момент стал отправной точкой для создания концептуально нового международного объединения развивающихся государств, ставящего перед собой задачи по реформированию мировой финансовой системы и ООН, а также развитию многополярности в международных отношениях. Безусловно, такой «противовес» западной гегемонии нашел как сторонников, так и противников. Это привело к развитию полемики о возможности БРИКС соответствовать возложенным на него ожиданиям. В рамках данной работы нам необходимо было ответить на вопрос, способно ли неформальное межгосударственное объединение БРИКС стать основой современной многополярности, или же его значение преувеличено, а многополярность остается недостижимой целью.
Первая глава выпускной работы посвящена анализу начавшихся в конце XX века радикальных изменений в экономической, политической, военной и даже духовной областях жизни мирового сообщества, породивших идеи о формировании новой системы международных отношений. Мы дали краткую характеристику теоретическим основам возникшей на стыке веков концепции многополярного мироустройства. Перед нами стояла задача объяснить причины прекращения существования предыдущей системы МО и обозначить предпосылки возникновения новой. Для точности оценок мы использовали работы классиков данного периода, таких как Г. Киссинджер, С. Хантингтон, И. Валлерстайн, П. Кеннеди и др.
Помимо этого, опираясь на работу А. Дугина, мы рассмотрели представления о теории многополярности в различных парадигмах ТМО: реалистической, цивилизационной и др. В ходе исследования мы столкнулись с очень важным фактом: в отечественных исследованиях зачастую понятия «многополярность», «многоцентричность» и «многосторонность» представляются в качестве синонимов, на деле таковыми не являющиеся. Мы пришли к выводу, что многоцентричность и многосторонность являются различными восприятиями более широкого понятия, как многополярность. Так, многоцентричность характерна для реалистической парадигмы, предполагающей преимущественно политико-экономический характер доминирования, а многосторонность – для либеральной, где гегемония является цивилизационной и информационной.
В ходе исследования было определено, что ключевым отличием между данными понятиями является представление о количестве полюсов в многополярной системе. Если для многосторонности количество региональных полюсов силы, способных проявлять свою независимость и самостоятельность благодаря членству в международных организациях, то для многополярности характерно наличие ограниченного числа центров силы, которые будут доминировать в мировой системе.
Далее перед нами стояла задача определить концептуальные основы построения многополярного мира, излагаемые во внешнеполитических документах стран БРИКС. При решении данной задачи нами были изучены ключевые документы, характеризующие внешнюю политику членов БРИКС, что помогло прийти к следующему выводу. В рамках БРИКС нет единства в определении многополярности: Россия и Китай опираются на первый подход (многоцентричность), а Бразилия, Индия и ЮАР – на второй (многосторонность). Причиной тому недостаточная проработанность самой теории многополярности, которая приводит к постоянным пересмотрам ее формулировок, в том числе и в программных документах БРИК (позже БРИКС). В нашем исследовании мы определили этапы разработки концепции многополярности БРИКС, отраженной в итоговых документах саммитов. Для этого мы изучили все итоговые декларации БРИКС и пришли к выводу о регулярном изменении терминологии в отношении одних и тех же явлений. После чего нами были изучены внешнеполитические доктрины стран БРИКС, и здесь вывод оказался схожим: они оперируют разными понятиями. Китайская позиция во многом совпадает с российской, в то время как остальные три участника видят многополярный мир совсем иначе.
Вторая глава выпускной работы посвящена вопросу кризиса в деятельности БРИКС, возникшему в 2015 году и активно обсуждаемому по сей день в экспертных кругах. Нам необходимо было определить реальные основания для возникновения подобных обсуждений, а также проанализировать основные источники развития данной идеи – научные работы и публицистика. Именно поэтому перед нами стояла задача провести анализ российского и зарубежного информационного пространства и определить настроения в экспертных оценках и ключевые доводы, подтверждающие их позицию. В качестве временного отрезка был выбран 2016 год, в котором Индия председательствовала в БРИКС. В данном параграфе мы рассмотрели публикации крупнейших научных центров изучения БРИКС, таких как Национальный комитет по исследованию БРИКС, Межфакультетский координационный совет МГУ, Профильный Центр при Институте международных исследований МГИМО, Исследовательская группа БРИКС при Институте международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ и другие. Были изучены труды большинства крупных исследователей международных отношений, писавших в 2016 году про БРИКС.
В нашем исследовании мы выяснили, что оценка перспектив БРИКС иностранными и отечественными исследователями отличается кардинально: в то время как наши соотечественники говорят о единстве позиций среди стран-участниц, их западные коллеги наоборот утверждают о небывалом расхождении интересов и целей, что и является ключевой проблемой объединения. Также стоит сказать, что российскими авторами очень подробно изучены особенности каждой из стран-участниц БРИКС, что позволяет отметить значительный интерес отечественной науки к изучению межрегионального сотрудничества и взаимодействия в условиях глобального политико-экономического пространства. Именно в подходе к изучению проблематики БРИКС и заключаются ключевые отличия в оценке объединения. В российских академических кругах принято слегка переоценивать БРИКС, называя его «столпом современной многополярности» и «будущим мировой экономики». На Западе же наоборот принято считать БРИКС «объединением обиженных стран», решивших сотрудничать вместе против общего конкурента.
Следующей задачей была оценка современного состояния экономик стран-участниц БРИКС и их потенциала к продолжению экономического сотрудничества. Ознакомившись с текущим состоянием экономик стран-участниц БРИКС, мы выяснили, что они переживают кризисные явления разной степени тяжести. Однако, вопреки распространенному мнению, это не приведёт к снижению интенсивности работы государств внутри объединения. Поскольку деятельность группы направлена не только на экономическое взаимодействие, но и затрагивает политические и даже культурные вопросы, далее мы дали краткий обзор внеэкономической обстановки, сложившейся вокруг объединения.
Среди неэкономических проблем развития БРИКС мы обозначили такие как:
1. Информационное противостояние с западными конкурентами;
2. Цивилизационные и культурные различия между странами-участницами;
3. Напряжённость политических отношений между наиболее экономически развитыми членами – Китаем и Индией;
4. Отсутствие компромисса по ключевым для объединения вопросам;
5. Проблема экологической безопасности;
6. Вопрос ядерного оружия и др.
В заключительной главе выпускной работы мы подошли к ключевой проблеме исследования, а именно к определению возможности БРИКС выступать в качестве основы современной многополярности. То есть способности «пятерки» не только позиционировать себя, как альтернативный полюс силы, но и предпринимать реальные шаги по реформированию существующей системы, являющейся, по мнению участников объединения, несправедливой. Поскольку БРИКС позиционирует себя не только как переговорная площадка, но и как институционализирующееся объединение, способное влиять и видоизменять международную систему, регулярно принимая декларации и планы действий по их реализации, то мы решили оценить эффективность исполнения принимаемых решений. Примечательно то, что в период с 2009 по 2014 гг. среднее количество обязательств в документах и заявлениях БРИКС равнялось 38, однако на саммите в Уфе их количество возросло до 130, что практически равняется количеству обязательств G-20 на саммите в Анталии в 2015 г.
Нами было проанализировано количество обязательств, их содержание и процент исполнения. Результаты оказались вполне удовлетворительными: среднее значение исполнения обязательств равняется 72%, что является хорошим показателем. В целом за последние годы реализация обязательств в ключевых сферах остается на высоком, сопоставимом с G-20 и другими крупными форматами, уровне. В то же время исполнение новых решений, которые не всегда соответствуют интересам всех членов БРИКС, зачастую откладывается и находится на низком уровне. На последних саммитах значительно сократилось количество «побочных» обязательств, что, возможно, говорит о намерении БРИКС заниматься исключительно вопросами, соответствующими ключевой задаче деятельности объединения.
Разобрав ключевые проблемы и особенности деятельности объединения, закончить выпускную работу мы решили обозначением перспектив и определением сценариев дальнейшего развития объединения. Выводом к третьей главе, как и ко всей работе в целом является определение того факта, что на сегодняшний день БРИКС не в состоянии стать основой современной многополярности. Этому способствует ряд причин, обозначенных в работе, наиболее важные из которых, к сожалению, не решаются и, более того, не являются предметом обсуждения.
В то же время столь пессимистичное заключение не означает, что БРИКС является неэффективным и бесполезным форматом межгосударственного сотрудничества, вопрос лишь в его реальных задачах и целях, которые ставят перед собой государства, поддерживая развитие объединения. На сегодняшний день БРИКС не в состоянии стать центром антизападного мира, не говоря о формировании множества равносильных и равноправных полюсов. Мешает претворению в жизнь такого оптимистичного сценария тот факт, что сегодня на уровне БРИКС отсутствует четкая модель системы глобального управления, которая была бы альтернативой существующей. Участники БРИКС лишь пытаются обрисовать контуры такой модели, высказываясь в пользу многополярности и необходимости реформирования ключевых международных организаций, таких как Международный валютный фонд и ВТО и повышения роли ООН в международных делах. Также не разработана модель и развития самой БРИКС как организации нового типа, хотя первые успешные шаги альянса позволяют надеяться на дальнейший успех в его деятельности и развитии.
БРИКС является успешным и перспективным институтом по реализации внешнеполитических амбиций его членов. Каждая страна следует национальным интересам в подобном сотрудничестве и зачастую получает требуемые дивиденды. Однако до тех пор, пока участники не примут решение на самом деле реформировать существующую систему (ведь потенциал для этого существует), БРИКС все также будет подвержен критике, все инициативы будут развиваться медленными темпами, а проблемы не будут решены.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель достигнута – нам удалось определить ключевые проблемы в деятельности и развитии межгосударственного неформального объединения БРИКС и обосновать перспективы его развития.
Данный момент стал отправной точкой для создания концептуально нового международного объединения развивающихся государств, ставящего перед собой задачи по реформированию мировой финансовой системы и ООН, а также развитию многополярности в международных отношениях. Безусловно, такой «противовес» западной гегемонии нашел как сторонников, так и противников. Это привело к развитию полемики о возможности БРИКС соответствовать возложенным на него ожиданиям. В рамках данной работы нам необходимо было ответить на вопрос, способно ли неформальное межгосударственное объединение БРИКС стать основой современной многополярности, или же его значение преувеличено, а многополярность остается недостижимой целью.
Первая глава выпускной работы посвящена анализу начавшихся в конце XX века радикальных изменений в экономической, политической, военной и даже духовной областях жизни мирового сообщества, породивших идеи о формировании новой системы международных отношений. Мы дали краткую характеристику теоретическим основам возникшей на стыке веков концепции многополярного мироустройства. Перед нами стояла задача объяснить причины прекращения существования предыдущей системы МО и обозначить предпосылки возникновения новой. Для точности оценок мы использовали работы классиков данного периода, таких как Г. Киссинджер, С. Хантингтон, И. Валлерстайн, П. Кеннеди и др.
Помимо этого, опираясь на работу А. Дугина, мы рассмотрели представления о теории многополярности в различных парадигмах ТМО: реалистической, цивилизационной и др. В ходе исследования мы столкнулись с очень важным фактом: в отечественных исследованиях зачастую понятия «многополярность», «многоцентричность» и «многосторонность» представляются в качестве синонимов, на деле таковыми не являющиеся. Мы пришли к выводу, что многоцентричность и многосторонность являются различными восприятиями более широкого понятия, как многополярность. Так, многоцентричность характерна для реалистической парадигмы, предполагающей преимущественно политико-экономический характер доминирования, а многосторонность – для либеральной, где гегемония является цивилизационной и информационной.
В ходе исследования было определено, что ключевым отличием между данными понятиями является представление о количестве полюсов в многополярной системе. Если для многосторонности количество региональных полюсов силы, способных проявлять свою независимость и самостоятельность благодаря членству в международных организациях, то для многополярности характерно наличие ограниченного числа центров силы, которые будут доминировать в мировой системе.
Далее перед нами стояла задача определить концептуальные основы построения многополярного мира, излагаемые во внешнеполитических документах стран БРИКС. При решении данной задачи нами были изучены ключевые документы, характеризующие внешнюю политику членов БРИКС, что помогло прийти к следующему выводу. В рамках БРИКС нет единства в определении многополярности: Россия и Китай опираются на первый подход (многоцентричность), а Бразилия, Индия и ЮАР – на второй (многосторонность). Причиной тому недостаточная проработанность самой теории многополярности, которая приводит к постоянным пересмотрам ее формулировок, в том числе и в программных документах БРИК (позже БРИКС). В нашем исследовании мы определили этапы разработки концепции многополярности БРИКС, отраженной в итоговых документах саммитов. Для этого мы изучили все итоговые декларации БРИКС и пришли к выводу о регулярном изменении терминологии в отношении одних и тех же явлений. После чего нами были изучены внешнеполитические доктрины стран БРИКС, и здесь вывод оказался схожим: они оперируют разными понятиями. Китайская позиция во многом совпадает с российской, в то время как остальные три участника видят многополярный мир совсем иначе.
Вторая глава выпускной работы посвящена вопросу кризиса в деятельности БРИКС, возникшему в 2015 году и активно обсуждаемому по сей день в экспертных кругах. Нам необходимо было определить реальные основания для возникновения подобных обсуждений, а также проанализировать основные источники развития данной идеи – научные работы и публицистика. Именно поэтому перед нами стояла задача провести анализ российского и зарубежного информационного пространства и определить настроения в экспертных оценках и ключевые доводы, подтверждающие их позицию. В качестве временного отрезка был выбран 2016 год, в котором Индия председательствовала в БРИКС. В данном параграфе мы рассмотрели публикации крупнейших научных центров изучения БРИКС, таких как Национальный комитет по исследованию БРИКС, Межфакультетский координационный совет МГУ, Профильный Центр при Институте международных исследований МГИМО, Исследовательская группа БРИКС при Институте международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ и другие. Были изучены труды большинства крупных исследователей международных отношений, писавших в 2016 году про БРИКС.
В нашем исследовании мы выяснили, что оценка перспектив БРИКС иностранными и отечественными исследователями отличается кардинально: в то время как наши соотечественники говорят о единстве позиций среди стран-участниц, их западные коллеги наоборот утверждают о небывалом расхождении интересов и целей, что и является ключевой проблемой объединения. Также стоит сказать, что российскими авторами очень подробно изучены особенности каждой из стран-участниц БРИКС, что позволяет отметить значительный интерес отечественной науки к изучению межрегионального сотрудничества и взаимодействия в условиях глобального политико-экономического пространства. Именно в подходе к изучению проблематики БРИКС и заключаются ключевые отличия в оценке объединения. В российских академических кругах принято слегка переоценивать БРИКС, называя его «столпом современной многополярности» и «будущим мировой экономики». На Западе же наоборот принято считать БРИКС «объединением обиженных стран», решивших сотрудничать вместе против общего конкурента.
Следующей задачей была оценка современного состояния экономик стран-участниц БРИКС и их потенциала к продолжению экономического сотрудничества. Ознакомившись с текущим состоянием экономик стран-участниц БРИКС, мы выяснили, что они переживают кризисные явления разной степени тяжести. Однако, вопреки распространенному мнению, это не приведёт к снижению интенсивности работы государств внутри объединения. Поскольку деятельность группы направлена не только на экономическое взаимодействие, но и затрагивает политические и даже культурные вопросы, далее мы дали краткий обзор внеэкономической обстановки, сложившейся вокруг объединения.
Среди неэкономических проблем развития БРИКС мы обозначили такие как:
1. Информационное противостояние с западными конкурентами;
2. Цивилизационные и культурные различия между странами-участницами;
3. Напряжённость политических отношений между наиболее экономически развитыми членами – Китаем и Индией;
4. Отсутствие компромисса по ключевым для объединения вопросам;
5. Проблема экологической безопасности;
6. Вопрос ядерного оружия и др.
В заключительной главе выпускной работы мы подошли к ключевой проблеме исследования, а именно к определению возможности БРИКС выступать в качестве основы современной многополярности. То есть способности «пятерки» не только позиционировать себя, как альтернативный полюс силы, но и предпринимать реальные шаги по реформированию существующей системы, являющейся, по мнению участников объединения, несправедливой. Поскольку БРИКС позиционирует себя не только как переговорная площадка, но и как институционализирующееся объединение, способное влиять и видоизменять международную систему, регулярно принимая декларации и планы действий по их реализации, то мы решили оценить эффективность исполнения принимаемых решений. Примечательно то, что в период с 2009 по 2014 гг. среднее количество обязательств в документах и заявлениях БРИКС равнялось 38, однако на саммите в Уфе их количество возросло до 130, что практически равняется количеству обязательств G-20 на саммите в Анталии в 2015 г.
Нами было проанализировано количество обязательств, их содержание и процент исполнения. Результаты оказались вполне удовлетворительными: среднее значение исполнения обязательств равняется 72%, что является хорошим показателем. В целом за последние годы реализация обязательств в ключевых сферах остается на высоком, сопоставимом с G-20 и другими крупными форматами, уровне. В то же время исполнение новых решений, которые не всегда соответствуют интересам всех членов БРИКС, зачастую откладывается и находится на низком уровне. На последних саммитах значительно сократилось количество «побочных» обязательств, что, возможно, говорит о намерении БРИКС заниматься исключительно вопросами, соответствующими ключевой задаче деятельности объединения.
Разобрав ключевые проблемы и особенности деятельности объединения, закончить выпускную работу мы решили обозначением перспектив и определением сценариев дальнейшего развития объединения. Выводом к третьей главе, как и ко всей работе в целом является определение того факта, что на сегодняшний день БРИКС не в состоянии стать основой современной многополярности. Этому способствует ряд причин, обозначенных в работе, наиболее важные из которых, к сожалению, не решаются и, более того, не являются предметом обсуждения.
В то же время столь пессимистичное заключение не означает, что БРИКС является неэффективным и бесполезным форматом межгосударственного сотрудничества, вопрос лишь в его реальных задачах и целях, которые ставят перед собой государства, поддерживая развитие объединения. На сегодняшний день БРИКС не в состоянии стать центром антизападного мира, не говоря о формировании множества равносильных и равноправных полюсов. Мешает претворению в жизнь такого оптимистичного сценария тот факт, что сегодня на уровне БРИКС отсутствует четкая модель системы глобального управления, которая была бы альтернативой существующей. Участники БРИКС лишь пытаются обрисовать контуры такой модели, высказываясь в пользу многополярности и необходимости реформирования ключевых международных организаций, таких как Международный валютный фонд и ВТО и повышения роли ООН в международных делах. Также не разработана модель и развития самой БРИКС как организации нового типа, хотя первые успешные шаги альянса позволяют надеяться на дальнейший успех в его деятельности и развитии.
БРИКС является успешным и перспективным институтом по реализации внешнеполитических амбиций его членов. Каждая страна следует национальным интересам в подобном сотрудничестве и зачастую получает требуемые дивиденды. Однако до тех пор, пока участники не примут решение на самом деле реформировать существующую систему (ведь потенциал для этого существует), БРИКС все также будет подвержен критике, все инициативы будут развиваться медленными темпами, а проблемы не будут решены.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель достигнута – нам удалось определить ключевые проблемы в деятельности и развитии межгосударственного неформального объединения БРИКС и обосновать перспективы его развития.
Подобные работы
- БРИКС В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3290 р. Год сдачи: 2018 - БРИКС как инструмент многосторонней дипломатии в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РОССИЯ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: УСИЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЛИЯНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМАТ БРИКС
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - БРИКС как формирующийся центр силы глобального мира
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Треугольник Россия-Индия-Китай как фундамент БРИКС
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Потенциал БРИКС в качестве нового центра силы современного мира
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2023 - БРИКС: стратегия укрепления партнерства во имя будущего
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ БРИКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Развитие партнерских механизмов «БРИКС-плюс» / «аутрич» как пример создания устойчивой сети взаимовыгодного сотрудничества
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2023



