Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Оценка и экспрессивность как инструменты формирования
общественного мнения в СМИ .............................................................................. 6
1.1. Оценка как лингвистическая категория языка ........................................ 6
1.2. Структура оценочных высказываний ....................................................... 9
1.3. Классификация оценочных лексических единиц .................................. 12
1.4. Экспрессивность как лингвистическая категория языка ..................... 15
1.5. Явление оценки в языке СМИ ................................................................. 19
Выводы ................................................................................................................ 24
Глава 2. Способы формирования общественного мнения в СМИ ................... 25
2.1. Материал и методика исследования ......................................................... 25
2.2. Средства выражения экспрессивности и оценки в русско- и
немецкоязычных СМИ ...................................................................................... 26
2.2.1. Лексические средства выражения оценочности и экспрессивности28
2.2.2. Синтаксические средства выражения оценочности и
экспрессивности .............................................................................................. 34
2.2.3. Стилистические средства выражения оценочности и
экспрессивности .............................................................................................. 37
Выводы ............................................................................................................. 58
Заключение ............................................................................................................ 60
Список использованной литературы ................................................................... 62
Словари ............................................................................................................... 68
Электронные источники .................................................................................... 69
Список источников практического материала................................................ 69
Роль СМИ в формировании общественного мнения трудно
переоценить. На протяжении десятков лет инструменты влияния на
общественное сознание непрерывно преобразовывались, становясь всё более
имплицитными. Тем не менее, для реализации суггестивной функции СМИ
всё ещё активно пользуются такими категориями языка, как оценочность и
экспрессивность, хотя очень редко сообщают оценку напрямую, чаще
обращаясь к интертексту, метафорам, игре слов и прочим имплицитным
средствам её выражения. Эксплицитные средства выражения оценки тоже
нередко встречаются в СМИ, но, в основном, в виде цитат (что не всегда даёт
читателю возможность понять точку зрения непосредственного автора статьи).
Предметом исследования данной работы являются экспрессивно-
оценочные средства формирования общественного мнения.
Целью работы является описание, классификация и семантический
анализ экспрессивно-оценочных средств формирования общественного
мнения на примере статей в русско- и немецкоязычных СМИ.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы
следующие задачи:
• Проанализировать теоретические положения, касающиеся
категории оценочности и экспрессивности, исследовать типы
оценки и средства создания экспрессивности, а также понятие
общественного мнения и механизмы его формирования;
• Произвести отбор примеров из статей в русско- и
немецкоязычных СМИ;
• Провести классификацию отобранных примеров;
• Выделить семантические и структурные средства образования
экспрессивно-оценочных наименований;
• Выявить основные тенденции и закономерности в структуре и
семантике экспрессивно-оценочных лексем в немецком и
русском языке.
В соответствии с поставленными задачами в работе были применены
методы и приемы типологического, словообразовательного, сравнительно-
сопоставительного анализа, а также методы словарных дефиниций и
сплошной выборки.
Материалом исследования послужили интернет-издания наиболее
популярных в России и Германии информационно-политических журналов,
таких, как «Bild», «Spiegel», «Welt», «Focus», «РИА Новости», «Вести»,
«Фонтанка», «ИноСМИ» и других. Ключевой тематикой примеров было
выбрано освещение в русско- и немецкоязычных СМИ деятельности
немецкого движения PEGIDA. Было проанализировано восемьсот
немецкоязычных и триста русскоязычных статей.
Объектом исследования являются лексемы с лексикографически
зафиксированной узуальной экспрессивно-оценочной семантикой и с
приобретённой оценочностью. Для облегчения нахождения лексем с
экспрессивно-оценочной семантикой было решено обратиться к
определённым лексикографическим источникам: к толковым словарям
немецкого и русского языка.
Актуальность работы заключается в тематической выборке и анализе
современных текстов СМИ на злободневные темы, а также в недостаточной
изученности инструментов формирования общественного мнения на основе
экспрессивно-оценочной лексики.
Фундаментальные работы в исследовании категории оценочности и
экспрессивности написаны такими зарубежными и отечественными
лингвистами, как Е. М. Вольф, Н.Д. Арутюнова, Вернер Холли, Барбара
Зандиг. Вопросы языка СМИ в своих исследованиях освещали Т. Ван Дейк,
Харальд Бургер, Ханс-Юрген Бухер, Н. И. Клушина и другие.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Библиографический список работ насчитывает 76 наименований. В первой
главе рассматриваются понятия категории оценочности и экспрессивности и
их роль в формировании общественного мнения, а также явление оценки в
языке СМИ. Вторая глава посвящена анализу и классификации
экспрессивно-оценочных лексических единиц.
В результате проведённого исследования удалось установить
некоторые закономерности и тенденции в образовании экспрессивно-
оценочных средств формирования общественного мнения, выявить их
разновидности и проанализировать их функции на примере статей в русско-
и немецкоязычных СМИ.
В первой главе были исследованы теоретические положения,
рассматривающие с разных аспектов понятие оценки и оценочности,
рассмотрено несколько способов классификации и несколько подходов к
рассмотрению структуры оценки, и выбраны наиболее подходящие именно
для этого исследования. Было проанализировано понятие экспрессивности,
его виды и связь с понятиями эмоциональности и оценочности, а также
рассмотрено несколько подходов к изучению экспрессивности, средств её
выражения, предложенных разными лингвистами, и в результате были
определены наиболее подходящие для этой работы. Наконец, особое
внимание было уделено явлению оценки в языке СМИ и явлению
воздействия на общественное мнение. Были приведены способы языкового
воздействия на сознание реципиента и средства передачи оценки в публицистике.
Во второй главе было проанализировано 106 примеров,
представляющих собой словосочетания и предложения. По результатам
анализа удалось установить, что соотношение суждений с положительной и
негативной оценочностью ожидаемо неравнозначно, что наиболее яркие
примеры экспрессивности сосредоточены в заголовках текстов, что связано с
их суггестивной функцией, а также функцией привлечения внимания, и что
для усиления экспрессивности в текстах часто используется сочетание сразу
нескольких средств выражения оценочности и экспрессивности.
В перспективе представляется целесообразным дальнейшее
рассмотрение экспрессивно-оценочных средств формирования
общественного мнения на примере других схожих злободневных и
неоднозначных тематик, и попытки их классификации, что особенно
актуально ввиду неисчерпаемости и перманентной пополняемости корпуса
примеров. Хоть попытки типологизации средств формирования
общественного мнения и неоднократно предпринимаются, язык, тем
временем, постоянно изменяется, предоставляя всё новый материал для
исследований, новые контексты и новые значения старых слов. Также особое
внимание следует обратить на создание и изучение параллельных корпусов
примеров и на парный анализ оценочно-экспрессивных номинаций, что было
бы полезно при создании, к примеру, двуязычных словарей экспрессивно-
оценочной лексики. Кроме того, более подробно следует изучить
функциональность цитат в публицистических текстах.
1. Арутюнова Н.Д. Номинация и текст. В сб. Языковая номинация: Виды
наименований. – М.: Наука, 1977. – С. 304 − 357.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.:
Наука, 1988. – 341 с.
3. Балли Ш. Французская стилистика. − М.: Эдиториал УРСС, 2001. − 392 с.
4. Баранов А.Н. Аксиологические конструкции в структуре языка
(паремиология и лексика) // Вопросы языкознания, No 3. М.: Наука,
1989. – С. 74 – 90.
5. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие.
— М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 360 с.
6. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти / Р. М. Блакар //
Язык и моделирование социального взаимодействия. − М., 1987− 334 с.
7. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1983. – 271 с.
8. Брандес М.П. Стилистический анализ (на материале немецкого языка).
М.: Высшая школа, 1971. – 191 с.
9. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк. − М.:
Прогресс, 1989. − 312 с.
10. Ван Дейк Тён. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в
языке и коммуникации. Пер. с англ. – М.: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2013. – 344 с.
11. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова//
Вопросы языкознания, No 5. М.: Издательство Академии наук СССР,
1953. – С. 3 – 29.
12. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования
языковых единиц. – М., 1980. – 237 с.
13. Володина М.Н. (ред.) Язык средств массовой информации. – М.:
Академический Проект, Альма Матер, 2008. – 760 с.
14. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Москва: Едиториал
УРСС, 2002. – 280 с.
15. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо» /
«плохо» // Вопросы языкознания, No 5. М.: Наука, 1986. – С. 98 − 106.
Воронеж: «Истоки», 2012. − 178 с.
...