Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика и метапоэтика В.В. Вейдле (сборники «Эмбриология поэзии» и «На память о себе»)

Работа №133714

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .........................................................................................................2
Глава 1. Метрико-строфический репертуар Вейдле ................................ 10
Синхронический обзор ........................................................................... 10
Диахронический обзор............................................................................33
Глава 2. Метапоэтика Вейдле: концепция словесного искусства от
«Биологии искусства» до «Эмбриологии поэзии» .................................... 42
Глава 3. Метапоэтика и поэтика Вейдле: оксиморон и ономатопея ........ 61
Оксиморон и «язык вымысла» ..............................................................61
Ономатопея и «язык слова» ................................................................... 70
Заключение ...................................................................................................75
Список цитируемой и использованной литературы .................................77
Приложение .................................................................................................. 83

Владимир Васильевич Вейдле (1 (13) марта 1895, Санкт-Петербург —
5 августа 1979, Париж) известен прежде всего как искусствовед и
литературный критик. Его творческое наследие занимает особое место в
литературе русского зарубежья. Жизненный путь мыслителя словно бы
воплотил известное высказывание «они унесли с собой Россию», которое
французский славист Ренэ Герра использовал для заглавия своей книги1 .
В 1912 году Вейдле, приемный сын в богатой семье обрусевших
немцев, оканчивает Реформатское училище и поступает на историко-
филологический факультет Петербургского университета. Большое влияние
на будущего писателя оказывает университетская среда, а также общий
климат эпохи, воспоминаниям о которой посвящена книга «Зимнее солнце» 2 .
Молодой студент участвует в культурной жизни Серебряного века, регулярно
посещает знаменитое поэтическое кабаре «Бродячая собака» 3 на Итальянской
улице, знакомится с самыми видными поэтами своего времени
— с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой,
Д. С. Мережковским, В. Ф. Ходасевичем. С последним Вейдле близко
сходится уже в эмиграции и становится его первым серьёзным критиком 4. О
своих последних годах в России, а также о петербургских поэтах Вейдле на
склоне лет создаст цикл статей, оформившихся в книгу5 . Осмысливая этот
период, Вейдле указывает, что именно смерть А. А. Блока наметила перелом
в русской литературе: критик считал, что вместе с Блоком современники
«хоронили Россию <...> невидимую Россию, ту, что становится ощутимой в
слове»6. Известие о болезни Блока так ошеломляет Вейдле, что он оставляет
свою работу в Пермском отделении Петроградского университета, где
готовится к кандидатским экзаменам и преподает. Он возвращается в
Петроград и успевает на похороны. Последние годы в России (1921-1924 гг.)
Вейдле преподает историю западного средневекового искусства в Университете.
Изучение европейского искусства — именно эту причину Вейдле
приводит в прошении о заграничной командировке, в которой становится
невозвращенцем. Писатель оседает в одном из центров русской эмиграции,
Париже, где впоследствии проживет больше полувека. Первые годы
парижской жизни были бедными. Владимиру Вейдле, «имевшему склонность
скорее к научному труду и университетскому преподаванию, пришлось
сделаться журналистом и „просветителем“: он выступал с лекциями в
различных аудиториях, вел курс истории религиозного искусства в
Богословском институте и много печатался как художественный и
литературный критик»7. В крупных эмигрантских журналах, «Современные
записки»8, «Числа»9 , «Встречи»10, постоянно фигурировала фамилия Вейдле.
Писатель много рецензировал, это занятие его материально обеспечивало.
Критические статьи создали Вейдле серьёзную репутацию — вместе с
Георгием Адамовичем, по замечанию французского слависта М. Окутюрье,
он делил «славу самого авторитетного критика парижской эмиграции»11. Что
же касается эссе и статей, то тут не может не поразить широта культурного
диапазона Вейдле: он писал о музыке литовского композитора
М. К. Чюрлёниса12, о русской философии начала века13, о древнерусской
архитектуре14. Список опубликованных в 1930-1940 гг. статей показывает, что
Вейдле был человеком энциклопедических знаний.
После Второй Мировой войны расширяются границы деятельности
Вейдле: он преподает в Европейском колледже в Брюгге, в университетах
Мюнхена, Принстона, Нью-Йорка, активно сотрудничает в американских
журналах («Новый журнал», «Новое русское слово», «Мосты», «Опыты»).
Занятия Владимира Вейдле, впрочем, не ограничиваются критикой и
эссеистикой. Ученый создал серьёзные работы по истории и теории
искусства — «Умирание искусства» (1937) 15 и «Эмбриология
поэзии» (1980)16. Первая книга принесла Вейдле известность. По структуре
она представляет собой сборник статей. Открывающая сборник «Над
вымыслом слезами обольюсь» написана за пять лет до создания книги. Такая
стратегия составления сборника обусловлена методикой ученого: «...все
книги мои из статей. И еще неизменные такими будут. Мыслить я привык
статьями, как другие — книгами» 17 . Центральная мысль сборника —
глубокий упадок современного искусства, связанный с ослаблением в нем
вымысла: если искусству «угрожают враждебные ему силы, то лишь потому,
что в нем самом образовалась пустота и раскололась его живая
целостность» 18 . Рассудочное осмысление механизирует, обессмысливает
искусство. Возможность возрождения, по мысли писателя, оно обретет
только лишь на путях религии.
Второй труд, «Эмбриология поэзии», изданный уже после смерти
писателя, стал итогом его размышлений о сущности поэзии. Сборник был
собран из статей, которые выходили в первой половине 1970-х годов в уже
упомянутом «Новом журнале». Замысел писателя изначально был более
грандиозен: он задумывал «Эмбриологию поэзии» как первую часть
обширного труда по теории искусства. Вторую часть своей итоговой книги
Вейдле завершить не успел. И. А. Доронченков указывает, что «работа над
постепенно приобретавшей очертания теорией началась еще во второй
половине 1950-х годов: большинство тезисов, развернутых в ключевой для
концепции Вейдле статье „Биология искусства“ датировано апрелем-маем 1955»19.
Философское и искусствоведческое наследие Вейдле изучалось
специалистами из разных гуманитарных сфер. Наиболее часто ставилась
проблема взглядов Вейдле на отношения России и Запада 20, которые
И. А. Доронченков вслед за И. А. Иваском предложил назвать «новым
русским западничеством». В основе комплекса этих взглядов лежит
«представление о культурной целостности европейского мира, в который
Россия входит изначально и, в конечном счете, непротиворечиво» 21 . Подобная
система убеждений явилась как «плод столетнего спора западников и
славянофилов, своего рода синтез двух позиций, родившийся отчасти в
полемике с евразийством 1920-х годов» 22 . Неоднократно оказывалась в
центре внимания исследователей философская проблематика трудов Вейдле 23.
И все же нельзя сказать, что культурологическое наследие Вейдле в
достаточной степени исследовано. В СССР изучение его трудов, вероятно, не
велось по идеологическим причинам. Сейчас же отсутствие крупных
исследований отчасти объясняется рассредоточенностью всех работ
мыслителя. На склоне лет Вейдле систематизирует свои труды, формирует из
них целые книги, которые пытается издать. Но писателю так и не удалось
осуществить свой замысел, потому что в 1970-х годах русские издательства в
Европе испытывали серьезные экономические трудности. Полного собрания
его работ не подготовлено до сих пор. В начале 2000-х в Москве была
переиздана «Эмбриология поэзии» 24 , куда были включены статьи из книги «О
поэтах и поэзии», а также некоторые журнальные публикации. И все же
многие другие статьи не переиздавались.
Тем не менее Владимир Вейдле известен специалистам, его работы
заняли достойное место в истории филологии, философии, культурологии,
истории искусств. Автор считается одним из самых ярких представителей
первой волны русской эмиграции, блестящим критиком и теоретиком
искусства. Но то, что Вейдле был еще и поэтом, — не столь широко
известный факт даже в научных кругах. Более того, в ранние годы вопрос
самоопределения мучил мыслителя. В своих позднейших воспоминаниях он
пишет о тех сомнениях, что посещали его накануне эмиграции: «кто же я,
собственно, такой? Ученый я или поэт? Родня, пусть и очень отдаленная,
Блоку или, скажем, Мандельштаму? <...> Или попросту будущий
профессор?» 25 Рефлексия могла быть вызвана неопределенностью молодости,
но была настолько глубока, что Вейдле забросил стихотворство26. Но то, что
он к нему вернулся спустя почти сорок лет, говорит о том, что вопрос
«ученый я или поэт?» оставался для него нерешенным и в позднейшие годы.
Судьба сложилась причудливым образом: последними выпущенными при
участии автора книгами стали два сборника — поэтический «На память о
себе» 27 и научный «Эмбриология поэзии».
Литературное наследие писателя невелико по объему: книга стихов «На
память о себе», два рассказа 28 и повесть «Белое платье»29. Творчеству Вейдле
посвящено несколько статей пермской исследовательницы зарубежья
Т. Н. Фоминых30, одна из которых касается поэзии Вейдле. В ней
рассматривается своеобразие венецианского цикла поэта. Кроме того, стих
Вейдле включался в масштабное исследование русской эмигрантской поэзии
1970-80-х годов 31 . Однако в работе Дж. Смита представлено статистическое
описание метрического репертуара русского зарубежья этих лет, отдельного
описания поэзии Вейдле она не даёт.
Научных исследований по литературному творчеству Вейдле
практически нет, чем и определяется актуальность настоящей работы.
Объектом исследования стали научные работы и поэзия Вейдле. Предметом
— влияние метапоэтики на поэтику автора.
Размышления о сущности поэзии и природе поэтического слова,
представленные как в «Эмбриологии поэзии», так и во многих других
работах, нашли отражение в поэтической практике Вейдле. В частности,
автор заостряет внимание на тех вопросах, которые важны для него как для
поэта. Научные работы Вейдле, таким образом, могут дать ключ к
пониманию его собственной поэзии. Цель настоящего исследования —
представить описание поэтики Вейдле в контексте его научных работ
(сборник «Эмбриология поэзии»). Для достижения поставленной цели
предполагается выполнить следующие задачи:
• Описать специфику стиха Вейдле через его метрику и строфику в
с и н х р о н и ч е с ко м и д и а х р о н и ч е с ко м а с п е к т а х , п р и в е с т и
сопоставительные данные со стихом его современников
• Рассмотреть развитие главных идей о поэтическом творчестве от
«Биологии искусства» до «Эмбриологии поэзии», выделить основные
пункты фоносемантической теории Вейдле, найти авторские
метапосылки, которые могут способствовать пониманию поэзии автора
• Провести параллели между научной теорией и поэзией Вейдле
Материалом для исследования поэтики стали тексты, опубликованные
в единственном поэтическом сборнике поэта. В книгу вошли избранные
стихотворения из тех, которые Вейдле писал на протяжении всей своей
жизни. Возможно, что остальные произведения Вейдле могут быть найдены в
личном архиве Ренэ Герра, в котором, по его словам, находятся записи
Вейдле 32, или в фонде Вейдле, который его вдова, Л. В. Вейдле
(Барановская), передала в Америку после смерти мужа (ныне в
Бахметьевском архиве Колумбийского университета33 ). Материалом
для описания метапоэтики стал сборник «Эмбриология поэзия» и ряд других
статей, посвященных проблеме поэтической речи.
Методология исследования основана на нескольких подходах к анализу
художественного текста: сравнительно-историческом, структурно-
семантическом, статистическом. Анализ метрического и строфического
уровней стиха Вейдле проводился с соответствии с инструкцией к
составлению метрико-строфических справочников, опубликованной в
сборнике «Петербургская стихотворная культура» 34 . На основе полученных
данных были созданы и оформлены таблицы; все подсчёты были проведены в
подготовленной стиховедческим семинаром ИФИ СПбГУ программе
Poetry Statistics 2.5.
Выпускная квалификационная работа изложена на 87 страницах и
состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой и
использованной литературы (86 наименований) и приложения. В
соответствии с поставленными выше задачами предлагается следующая
структура работы:
Во введении в общем виде описана биография Вейдле, приведен
краткий обзор научной литературы о теоретических трудах и литературных
произведениях мыслителя. Поставлены цели и задачи.
В первой главе представлено описание системы стиха Вейдле, его
метрико-строфического репертуара в синхроническом и диахроническом
аспектах. Полученные результаты соотнесены со стихом современников.
Во второй главе описаны основные идеи теории словесного искусства
и поэтической речи Вейдле, отмечены принципы, которые ученый называет
существенными для содержательного и языкового плана
художественного произведения.
В третьей главе проводятся параллели между научной теорией и
поэтической практикой Вейдле.
Заключение подводит итоги работы и намечает дальнейшие
перспективы исследования поэтического наследия Вейдле.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании рассматривается связь научных трудов и
поэтического творчества Владимира Вейдле, одного из самых ярких
представителей первой волны русской эмиграции. Будучи крупным и
уважаемым теоретиком искусства, он не сыскал при жизни широкой
известности. Особый интерес для ученого всегда представляла поэзия,
именно ей он посвятил свой итоговый труд, вышедший посмертно, —
«Эмбриология поэзии». Параллельно с «Эмбриологией поэзии» Вейдле
готовил в печать свой первый поэтический сборник «На память о себе», в
который вошли избранные стихотворения.
Метрический и строфический репертуар поэзии Вейдле выделяет его
среди всех его современников. В первую очередь — это большое количество
тоники, к которой поколение поэтов первой волны русской эмиграции
обычно обращалось существенно реже. Интерес также представляют две
полярные стратегии по построению метрико-строфической структуры
произведений. Как уже было отмечено, поэт почти не модифицирует
классическую силлабо-тонику, между тем, он активно экспериментирует со
структурой тонических размеров. Этой чертой определяется своеобразие
стихосложения Вейдле среди его старших и младших современников.
В 1970-е годы всей деятельностью писателя руководило стремление
оставить о себе память: он пишет воспоминания, систематизирует свои
статьи, создает из них оглавления для новых сборников. Но все же
«Эмбриология поэзии» и «На память о себе» для Вейдле занимают особое
место в этом ряду. Основанием для сравнения стала необыкновенная
цельность личности Вейдле. Его научные работы отличают метафоричность
терминологической системы и особая манера повествования, более близкая
художественной критике. Эти черты обусловлены убеждением автора, что
нельзя рассуждать о поэзии, не будучи поэтом. Обращение к «Эмбриологии
поэзии» и другим работам по проблеме поэтической речи позволило
взглянуть на авторскую поэтику с учетом принципов, которые сам поэт
считает особо существенными для художественного произведения.
Имеются ввиду два принципа, один из которых лежит в
содержательном плане произведения искусства (оксиморон), а другой — в
языковом (ономатопея). Вейдле понимает эти фигуры довольно широко.
Оксиморон он ценит за его парадоксальность, упраздняющую бытовую
логику. Ономатопею он понимает не как звукоподражание, а как
«смысловыражение», поэтическим языком Вейдле считает тот, в котором звук
уподобляется смыслу.
О кс и м о р о н и о н омато п е ю д е й с т в и т е л ь н о м ож н о н а з ват ь
художественными принципами автора. Во-первых, временные парадоксы
возникают в стихотворениях, в которых автор обращается к теме любви или к
теме смерти. Проблема любви и смерти фундаментальна для лирики поэта, с
ней сопряжены и из неё вытекают проблемы памяти, момента и вечности,
начала и конца. Парадоксален также лирический герой Вейдле с его
оксиморонной раздвоенностью сознания. Во-вторых, связь звука и смысла
осуществляется на всех фоносемантических уровнях, о которых писатель
говорит в «Эмбриологии поэзии», поэт использует различные способы
звуковой семантизации, которые также отмечает.
Парадоксальность, проявленная в некоторых чертах художественного
мира поэта, и ономатопейность авторского языка делают творчество
Владимира Вейдле поистине уникальным. Выбранный подход к анализу,
конечно, не даёт представления о всем творчестве поэта, но все же он
позволяет отметить важные черты его поэтики. Дальнейшим исследованиям
могла бы значительно поспособствовать работа с труднодоступными
архивами Вейдле — если будут найдены другие стихотворения поэта,
представление о поэзии автора может стать более полным.


Источники:
1. Вейдле В. В. Вдвоем друг без друга // Новый журнал. 1979. Кн. 135.
С. 5-29; Там же. 1979. Кн. 136. С. 5-40; Там же. 1979. Кн. 137. С. 21-39.
2. Вейдле В. В. Воспоминания // Диаспора: новые материалы. Вып. 2.
СПб., 2001. Вып. 3. СПб., 2002.
3. Вейдле В. В. Зимнее солнце. Из ранних воспоминаний. Вашингтон, 1976.
4. Вейдле В. В. «На память о себе». Стихотворения 1918-1925 и 1965-1979.
Париж, 1979.
5. Вейдле В. В. О поэтах и поэзии. Париж, 1973.
6. Вейдле В. В. О тех, кого уже нет : Воспоминания. Мысли о литературе /
Публ. подгот. Поляк Г. // Новый журнал. Нью-Йорк, 1993. Кн. 192-193.
7. Вейдле В. В. Традиционное и новое в русской литературе XX века //
Русская литература в эмиграции. Сб. ст. под ред. Н. П. Полторацкого.
Питсбург, 1972.
8. Вейдле В. В. Умирание искусства : Размышление о судьбе литературного
и художественного творчества. М., 2001.
9. Вейдле В. В. Четыре дня // Новый журнал. 1976. No124. С. 6-29.
10. Вейдле В. В. Эмбриология поэзии : Статьи по поэтике и теории
искусства. М., 2002.
Научная и критическая литература:
11. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А.,
Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох //
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного
сознания. Сб. статей. М., 1994. С. 3-38.
12. Аверинцев С. С. Образ Античности. СПб., 2004.
13. Артановский С. Н. Люди эмиграции: Владимир Вейдле // Наука и
культура Русского Зарубежья. СПб., 1997. С. 50–55.
14. Баевский В. С. История русской поэзии 1730-1980. М., 1996.
15. Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и
компьютерные модели в истории и теории литературы. М., 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ