Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Еврейские общины в Османской империи и Турецкой республике (конец XVIII в. - 1945 г.)

Работа №133691

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Еврейские общины Османской империи в период с конца XVIII века по 1876 г. 7
1.1. Положение османских евреев в конце XVIII – начале XIX века 7
1.2. Реформы периода Танзимата и их влияние на еврейские общины 11
1.3. Крупные общины османских евреев в период с конца XVIII века по 1876 г. 19
Глава 2. Еврейские общины Османской империи в период 1876–1923 гг. 25
2.1. Участие османских евреев в политической жизни Османской империи в период 1876–1913 гг. 25
2.2. Крупные общины османских евреев в период с 1876 по 1913 гг. 38
2.3. Еврейские общины в период Первой мировой войны и последние годы существования Османской империи 45
Глава 3. Еврейские общины в республиканский период 1923–1945 гг. 50
Заключение 59
Список используемых источников 64
Список используемой литературы 65


В связи с активными завоеваниями, осуществляемыми турками, в XVвеке число турецких евреев начало неуклонно расти. Так, после захвата Константинополя в 1453 году местные евреи, не покинувшие город, стали поддаными Османской империи, образовав общину романиотов – субэтнической группы евреев, сформировавшейся в Византийской империи.
Помимо романиотов в Константинополе также сохранялось поселение караимов, существовавшее в городе с IXвека. Караимы представляли собой этническую группу, происходящую от тюркоязычных последователей караимизма.
Численность османских евреев в XVвеке активно росла не только за счет присоединения новых территорий, но и массовых иммиграций беженцев из европейских стран. Так, в первой половине столетия в империю регулярно прибывали небольшие группы ашкеназских евреев – выходцев из Центральной Европы. Прежде всего, это было связано с преследованиями, развернувшимися в Германии в XIV–XV вв.
На протяжении всего периода Средневековья евреи неоднократно изгонялись из стран Европы под разными предлогами, однако одним из самых массовых и значимых для истории как Запада, так и Османской империи стало изгнание евреев из Испании в 1492 году. Большая часть беженцев мигрировала в Османскую империю и страны Северной Африки, которые вскоре будут ею присоединены. Массовое прибытие в страну сефардов – субэтнической группы евреев, сформировавшейся на Пиренейском полуострове – становится началом новой эпохи истории турецких евреев.
Обустраиваясь на новом месте жительства, беженцы активно занялись различными видами промысла и ремесла, а также делились опытом, приобретенным в европейских странах, что оказало влияние на экономическое и культурное развитие Османской империи.
Переселение в мусульманскую Турцию для многих евреев-беженцев было более предпочтительным вариантом, нежели проживание в христианских европейских странах. Правительство Османской империи, пестрой по своему национальному и религиозному составу, в целом было более веротерпимо нежели западные власти. Новоприбывшим иудеям было позволено принимать активное участие во всех отраслях городских промыслов, в то время как в ряде европейских стран действовали законы, запрещающие им заниматься той деятельностью, которой «может или желает заниматься христианин».
В период, предшествующий рассматриваемому мной в данной исследовательской работе, правовые взаимоотношения между этносами, проживавшими на обширной территории Османской империи, в большей степени регулировались исламскими нормами отношения мусульман к приверженцам других религий. Христианам и евреям Османской империи присваивался статус «зимми», предполагавший лояльное отношение исламского правительства к так называемым «людям писания» - разрешение на свободное богослужение и жизнь по собственных религиозным законам.
Однако обладание данным статусом не гарантировало защиту от произвола властей, так что права немусульманского населения могли меняться в зависимости от взглядов, распространенных среди приближенных к султанскому двору в тот или иной исторический период.
Несмотря на то, что в Османской империи не были так распространены гонения на еврейское население как в Европе, мусульманскими властями они, как и христиане воспринимались поддаными второго сорта. В официальных документах Османской империи и те, и другие значились как «неверные».
В период, рассматриваемый мной в данной исследовательской работе, в Османском государстве происходили существенные изменения, которые значительно повлияли на исторически сложившуюся систему взаимоотношений между представителями разных национальностей. Особенно радикальные изменения произошли в эпоху Танзимата (1839–1876), когда властями были предприняты шаги к уравниванию в правах мусульманского и немусульманского населения империи, и ранний республиканский период, который ознаменовался попытками кемалистского правительства сформировать единую политическую нацию.
Кроме того, особый интерес представляет период младотурецкого правления, на который пришлась активизация участия еврейского населения Османской империи в политической и экономической жизни страны.
Цель данной работы – исследование положения еврейских общин в различные периоды истории Османской империи и Турецкой республики, изучение влияния на их жизнь крупных реформ, проводившихся в государстве, и роли османских евреев в политической жизни страны. Социальное и экономическое положение иудеев будет рассмотрено как в целом, основываясь на положениях общих государственных указов и реформ, так и, в частности, через призму повседневной жизни крупных еврейских общин страны.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить правовой статус османских евреев в каждый отдельно взятый период турецкой истории
2) Изучить экономическое и социальное положение евреев Османской империи, а также особенности их взаимоотношений с мусульманскими властями
3) Изучить влияние крупных государственных реформ на жизнь османских евреев
4) Изучить биографии наиболее заметных деятелей еврейского происхождения и их роль в преобразовании страны
5) Изучить причины, обуславливающие степень вовлеченности еврейского населения Османской империи в политическую жизнь страны в каждый отдельно взятый период крупных реформ
Объект исследования – еврейская община Османской империи и Турецкой республики. Предмет исследования – участие ее членов в различных сферах жизни общества и роль их деятельности в истории государства.
Актуальность написания данной работы обуславливается как значимой ролью деятельности османских евреев в истории Турции, так и уникальностью осуществившегося в рассматриваемый автором период процесса интеграции обособленного национального и религиозного меньшинства в турецкое общество. Кроме того, немаловажную роль в исследовании жизни еврейского населения страны играет изучение различных теорий об иудейских заговорах, складывавшихся на протяжении всего XX века и имеющих большое распространение в настоящее время, что также делает эту тему актуальной для анализа.
Хронологические рамки исследования в основном охватывают период с конца XVIII века по 1945 год, когда после Второй мировой войны начинается новый этап борьбы за создание еврейского государства, завершившейся провозглашением государства Израиль в 1948 году.
В ходе написания данной исследовательской работы мной использовался ряд взаимодополняющих трудов отечественных и зарубежных историков XIX–XXI вв., описывающие роль османских евреев в повседневной жизни общества. Наиболее активно использовались следующие работы: Фадеева И. Л. «Еврейские общины в Османской империи: страницы истории», являющаяся единственной специальной монографией в отечественной историографии, и труды турецких историков еврейского происхождения Аврам Галанти (AvramGalanti) «TürklerveYahudiler», Сирен Бора (SirenBora) «İzmirYahudileriTarihi 1908–1923», содержащие сведения о положении евреев в османском обществе и о жизни внутри иудейских общин.
Кроме того, мною использовалась Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, содержащая биографии многих видных деятелей еврейского происхождения, в том числе и проживавших в Османской империи, и ряд статей современных историков, исследовавших роль иудейской диаспоры в истории Турции и происхождение различных теорий о существовании еврейского заговора, получивших широкое распространение в XX веке (Жуков К. А. «Политическая и интеллектуальная атмосфера Стамбула в 1911–1912 гг.», Романовский Д.«Миф о дёнме в современной Турции», Бурмистров К.Ю. «Еврейский мессианизм в Османской империи XVII–XX вв.»).
В работе также использованы научные труды, посвященные истории еврейской диаспоры в отдельно взятом регионе Османской империи, которые включают в себя более детальные сведения о жизни местных иудеев (Бенбасс, Э., Родриг А. «Евреи Леванта. СефардскаяобщинавXIV–XXвв.», Чобан М. (Çoban, M.)«Ottoman Jews in Salonica: A Community at the Heart of Ottoman Enlightenment.», Шеноджак Б. (ŞenocakB.)«Levant'ınYıldızı İzmir»).
Для изучения причин эмиграции евреев из Европы в Османскую империю и специфики взаимоотношений османских евреев с жителями Европы мной были привлечены научные работы, посвященные истории евреев Европы в Средние века и Новое время (Лозинский Г. Л. «Социальные корни антисемитизма в Средние века и Новое время», Тюменев А. М. «Евреи в древности и в Средние века», Очерк истории еврейского народа. Под ред. проф. Ш. Эттингера.).
Поскольку исторический период, охватываемый данной исследовательской работой, был ознаменован рядом серьезных политических и экономических преобразований, коренным образом изменивших Османскую империю, мной также было использовано несколько научных трудов, посвященных истории Турции, в которых подробных образом изучаются причины и последствия осуществленных реформ (Еремеев Д. Е., Мейер М. С. «История Турции в средние века и новое время», Киреев, Н.Г. «История Турции XX век», Новичев А. Д. «История Турции. Т.I (XI–XVIII века)»).
Источниковой базой послужили автобиографические свидетельства и книги воспоминаний (Жаботинский, В. Е. «Слово о полку история Еврейского легиона по воспоминаниям его инициатора», Яшар Аксой (YaşarAksoy) «BirKent, Birİnsan. İzmir'inSonYüzyılı, S. FeritEczacıbaşı'nınYaşamı ve Anıları»), очерки путешественников (Базили К. М. «Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя»), а также опубликованные официальные документы, архивные и статистические данные, освещающие различные политические и экономические процессы, повлиявшие на жизнь османских евреев («Ottomandocumentson Balkan Jews, XVIth - XVII th centuries», Бернард Льюис (BernardLewis) «NotesandDocumentsfromthe Turkish Archives A Contribution to the History of the Jews in the Ottoman Empire», Аврам Галанти (Avram Galanté) «Documents officielsturcsconcernantlesjuifsdeTurquie Recueilde 114 lois, règlements, firmans, bérats, ordresetdécisionsdetribunaux: Trad. françaiseavecrésuméshistoriques, annotationsetunappendiceavecseptautresdocuments»).
Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав основного раздела с подразделами, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данного периода в истории турецких евреев, прежде всего, стоит отметить, как изменилась роль иудейского населения в трансформировавшемся обществе. Если в XV–XVIII вв. основной фокус деятельности евреев Турции был направлен на экономическую и культурную сферы, а в политике добиться каких бы то ни было заметных достижений удавалось единицам евреев, то в период, рассматриваемый в данной исследовательской работе, евреи начали массово проявлять существенную политическую активность. Этому поспособствовали как правительственные реформы, повлиявшие на правовой статус иудеев в государстве, так и проникновение в закрытую и обособленную среду еврейских общин новых веяний, которые послужили толчком для интеграции новых поколений в османское, а затем и в турецкое общество.
Стоит также заметить, что несмотря на то, чтос конца XVIII века, ознаменовавшегося Великой Французской революцией, в Европе (в том числе и в Османской империи) начинается время серьезных перемен и бурного роста участия населения в политической жизни своих стран, османские евреи относятся к новым веяниям достаточно равнодушно. В отличие от других национальных меньшинств они почти не участвуют в борьбе за защиту собственных прав, не требуют для себя новых привилегий, а от дарованных им порой отказываются.
Оценивать такое политическое поведение местных евреев можно по-разному. С одной стороны, такое безразличие и инертность иудейского населения серьезно затормозили процесс формирования в его среде единой политической нации. В то время как национальные меньшинства, входившие некогда в состав османского общества, проявляли различную активность на этом фронте деятельности, добивались независимости их стран и строили новые суверенные государства, еврейские общины по-прежнему оставались одним из миллетов, занимавших второстепенное положение в преимущественно мусульманской империи и так или иначе постоянно сталкивавшихся с различными формами дискриминации и притеснениями. Хотя процесс образования новых национальных государств приобрел широкие масштабы во второй половине XIX – первой четверти XX века, евреи, в европейских общинах которых идеи сионизма будут зреть достаточно долго, смогут достичь успеха на этом поприще лишь к 1948 году, когда будет создано государство Израиль.
С другой стороны, нельзя не отметить, что именно эта политическая непритязательность и пассивность относительно различного рода национально-освободительной борьбы во многом обусловили подъем еврейских общин на рубеже XIX и XX столетий и их выход из всестороннего кризиса, наблюдаемого на протяжении предшествующих веков. Во-первых, османские (позже и турецкие) власти высоко ценили лояльность одного из немусульманских миллетов, при том, что обычно в их среде наблюдалось активное противодействие мусульманской администрации. Во-вторых, отсутствие амбиций в борьбе за собственные права толкнуло многих турецких евреев к участию в различных реформаторских движениях и формировании нового облика государства, как в период младотурецкого правления, так и в ранний республиканский период. В-третьих, благодаря отсутствию в рядах евреев значимых антиправительственных движений они нечасто подвергались репрессиям и санкциям со стороны официальных властей. Кроме того, на протяжении всего изучаемого периода они умело заполняли своеобразный вакуум, образовывавшийся в экономической и социальной сферах, когда с подобными мерами сталкивались другие немусульманские этносы, в частности греки и армяне.
Такое положение вещей не в последнюю очередь связано с особыми отношениями, сложившимися между евреями и мусульманским населением, преобладавшим в государстве. Как уже говорилось, евреи, проживавшие на территории Турции, выражали благодарность мусульманским правителям за то, что в конце XV века те позволили их изгнанным из Европы предкам найти прибежище в своей стране, где, несмотря на правовое неравенство и случавшиеся время от времени погромы, иудеи могли жить куда более спокойной жизнью, чем в европейских общинах.
Кроме того, сами мусульмане относились к евреям более толерантно, нежели представители христианских конфессий. На это указывает и тот факт, что большинство кровавых наветов, регулярно случавшихся в XIXвеке, были спровоцированы именно конфликтами иудеев и христиан. Сами же евреи также предпочитали мусульманских правителей христианским, что отчетливо иллюстрирует их миграция в анатолийские города из постепенно откалывавшихся от Османской империи регионов с преимущественно христианским населением, а также их противоборство режиму греческих и английских оккупантов в годы национально-освободительной войны.
Тем не менее, говоря об отношениях между турецким и еврейским населением, также стоит отметить, что развитие турецкого национализма в первой половине XX века также имело свое влияние на положение этнических меньшинств, проживавших на территории страны. В этот период турецким правительством предпринимаются шаги по вытеснению немусульман с их передовых позиций в экономике.
Кроме того, именно в это время в среде турок распространяются антисемитские настроения, подогреваемые различными теориями о заговорах иудеев и дёнме, которые имеют место в общественной дискуссии до сих пор. Так, например, в начале 1990-х гг. в Турции был издан ряд трудов (например, «История дёнме и их учения» Абдуррахмана Кючюка и «Таинственные маски нашей истории» Мехмета Эртугрула Дюздага), в которых дёнме приписывалась роль группировки, действующей против интересов государства и турецкого народа. В настоящее время мифы об антигосударственных заговорах евреев в основном используются приверженцами исламистских партий, которые добиваются свертывания светского курса развития государства и отмены кемалистских реформ.
Как видно из истории развития турецкой общественной мысли и взаимоотношений между иудеями и мусульманами, чаще всего распространение теорий о заговорщических действиях дёнме преследовали цель подрыва доверия мусульманского большинства к правительству путем уличения последнего в связях с иностранцами и действиях против интересов турецкого народа. Эти слухи поддерживались как иностранными державами, имевшими геополитические противоречия с Турцией, так и внутренними оппозиционными движениями. В этом контексте представители дёнме выглядят идеальными кандидатами на роль иностранных агентов внутри турецкого правительства, поскольку в отличие от большинства еврейского населения страны они, будучи мусульманами, имели возможность продвинуться по государственной службе, но в то же время вели закрытый образ жизни внутри собственной общины, дававший мусульманам основание усомниться в истинности веры обращенных в ислам иудеев.
В заключение стоит сказать, что на протяжении всей истории мусульмане умело извлекали выгоду из сосуществования с иудейским населением в одном государстве. В то время как в Средние века и Новое время в европейских странах правители обрушивали на еврейское население новые санкции и время от времени распоряжались изгонять его со своих территорий, османские султаны предоставляли новоприбывшим беженцам широкие права для того, чтобы они могли развивать свою деятельность как в торгово-финансовой, так и в культурной сфере. Как итог, османские евреи передали местному населению свой опыт, приобретенный в годы проживания в западных странах, и всячески способствовали развитию своей новой отчизны и укреплению ее позиций в мировой торговле. В годы Второй мировой войны правительство уже Турецкой республики вновь предоставило возможность еврейским беженцам иммигрировать в свою страну, несмотря на то что Турция в этот период, хоть и декларировала свой нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, скорее занимала прогерманскую позицию. При этом турки вновь постарались извлечь выгоду из сотрудничества с прибывшими в страну евреями, поскольку въезд в Турцию был предоставлен в основном представителям интеллигенции, которые внесли свой вклад в развитие местной культуры и науки.



1. Базили К.М.Очерки Константинополя. Босфор и новые очерки Константинополя.- М: Индрик, 2006.
2. Жаботинский, В. Е. Слово о полку история Еврейского легиона по воспоминаниям его инициатора. Чейсовская коллекция. М.: Текст, Книжники, 2012.
3. Aksoy, Y. Bir Kent, Bir İnsan. İzmir'in Son Yüzyılı, S. FeritEczacıbaşı'nınYaşamıveAnıları. Ist.: Dr. Nejat F. EczacıbaşıVakfıYayınları, 1986
4. Galanté, A. Documents officiels turcs concernant les juifs de Turquie Recueil de 114 lois, règlements, firmans, bérats, ordres et décisions de tribunaux: Trad. française avec résumés historiques, annotations et un appendice avec sept autres documents. Stamboul, 1931.
5. Lewis, B. Notes and Documents from the Turkish Archives A Contribution to the History of the Jews in the Ottoman Empire. Oriental Notes and Studies Publ. by the Israel Oriental Society № 3. Jerusalem, 1952.
6. Ottoman documents on Balkan Jews, XVIth - XVIIth centuries. - Sofia, 1990.
Список используемой литературы

7. Бенбасс, Э., Родриг А. Евреи Леванта. Сефардская община в XIV–XX вв. М: РГГУ, 2001.
8. Бурмистров К.Ю. Еврейский мессианизм в Османской империи XVII–XX вв. // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 2. С. 127–146
9. Грец Г. История евреев от начала Мендельсоновской эпохи до новейшего времени. 1750–1848 - СПб: О.И. Бакст, 1884
10. Джавид-бей // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. т. 7: Данциг — Ибн-Эзра, стлб. 153
11. Еремеев Д. Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М.: МГУ, 1992.
12. Жуков К. А. Политическая и интеллектуальная атмосфера Стамбула в 1911–1912 гг. (По журналистским материалам А. В. Тырковой- Вильямс)//Балканистика. Алтаистика. Общее языкознание: Памяти Альбины ХакимовныГирфановой (1957–2018). СПб.: Нестор-История, 2019.
13. Карассо, Эмануил// Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона т. 9: Иудан — Ладенбург, стлб. 298–299
14. Киреев, Н.Г. История Турции XX век. – М.: ИВ РАН: Крафт+, 2007.
15. Либерман М.Я. Евреи в Османской империи в XIX–XXв. – Екб.: Банк культурной информации, 2000
16. Лозинский Г. Л. Социальные корни антисемитизма в Средние века и Новое время – М.-Л.: Атеист, 1929
17. Новичев А. Д. История Турции. Т.I (XI–XVIIIвека). Л.,1963
18. Очерк истории еврейского народа. Под ред. проф.Ш. Эттингера. Иерусалим: Издательство «Библиотека-Алия», 1972
19. Романовский Д.Миф о дёнме в современной Турции // Лехаим. 2011. – №7(231)
20. СаббатайЦеви и саббатианское движение //Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. т. 13: стлб. 781—797
21. Тюменев А. М. Евреи в древности и в Средние века. - М: Издательство «Крафт+», 2003.
22. Фадеева И. Л. Еврейские общины в Османской империи: страницы истории. М.: ИВ РАН, 2012
23. Фараджи, Виталий // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. т. 15: Трани — Шемини-Ацерет, стлб. 171
24. Халамиш А. Иерусалим в период Британского мандата. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1998.
25. Шлыков П. В.Турецкий национализм в XX веке: поиски национальной идентичности. Вопросы национализма. — 2011. — № 5. — С. 135–156
26. Bora S. İzmir Yahudileri Tarihi 1908 – 1923. Gözlem Gazetecilik Basın ve Yayın A.Ş., 1995
27. Çoban, M. Ottoman Jews in Salonica: A Community at the Heart of Ottoman Enlightenment. Turkish Review of Balkan Studies. 11. 69-84, 2007
28. Galanté A. Histoire des Juifes d’Anatolie. Les juifsd’Izmir. Ist., 1937.
29. Galanti A.Türklerveyahudiler. GözlemGazetecilikBasınveYayın A.Ş., 1995
30. Güler A.OsmanlıDevletindeAzınlıklar. Ist. TuranYayıncılık, 1997
31. Karsh E. The Long Trail of Islamic Anti-Semitism. Israel Affairs, Vol.12, No.1, 2006.
32. Kastoryano R. L'intégration politique par l'extérieur. La communauté juive de Turquie. In: Revue française de science politique, 42e année, n°5, 1992. pp. 786-801
33. Koloğlu O. Abdülhamit ve Masonlar. Pozitif Yayınları, 2010.
34. Landau J.M. Atatürk Devrimleri ve Moiz Kohen (Tekinalp)URL: http://isamveri.org/ (дата обращения: 24.04.2021)
35. Lewis B. İslam Dünyasında Yahudiler. İmgeKitabevi, 1996.
36. Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab world: the roots of sectarianism. Cambridge univ. press, 2004
37. PolatHaydaroğlu İ.Osmanlıİmparatorluğu'ndaYabancıOkullar. KültürBakanlığı, 1990
38. Sönmez S. İstanbul'un 100 Ailesi: İstanbul'unYüzleriSerisi 26. Kültür A.Ş., 2010
39. ŞenocakB.Levant'ınYıldızı İzmir. Şenocakkültüryayınları, 2003.
40. The Via Egnatia under Ottoman rule (1380-1699). Ed. by E.Zachariadou. Crete University press, 1996


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ