Введение 3
Глава1. История пенсионной системы России и предпосылки пенсионной реформы 6
1.1 История пенсионной системы в России 6
1.2 Демографический аспект 8
1.3 Кризисное состояние Пенсионного фонда России (ПФР) 11
1.4 Низкий коэффициент замещения 13
1.5 Выводы по главе 1 15
Глава 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации 17
2.1 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы 17
2.2 Этапы пенсионной реформы 19
2.3 Составляющие трудовой пенсии в новой пенсионной модели 23
2.4 Эффективность пенсионной системы 27
2.5 Выводы по главе 2 31
Глава 3. Зарубежный опыт 33
3.1 Анализ рейтингов устойчивости пенсионных систем и адекватности пенсионных выплат 33
3.2 Пенсионные системы Дании и Нидерландов 38
3.3 Предложения для дальнейшего развития пенсионной системы 42
3.4 Выводы по главе 3 44
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 51
Пенсионная система страны является неотъемлемой частью экономической деятельности большинства стран, направленной на обеспечение социальных гарантий и достойного уровня жизни пенсионеров. В России на получение пенсии может рассчитывать любой гражданин. Следовательно, вопросы связанные с организацией работы пенсионной системы, затрагивают интересы всех жителей страны, органов государственной власти, организаций общественного сектора, а также все общество в целом.
Сегодня пенсионная система России находится на стадии реформирования. Основная идея реформ - это переход от распределительной системы к системе пенсионного обеспечения распределительно-накопительного типа, в которой появляется новый элемент - накопительная пенсия.
Можно выделить такие определяющие причины, обуславливающие переход к новой пенсионной модели, как: демографические причины, неплатежеспособность Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и низкий коэффициент замещения заработной платы пенсией.
Относительно демографического вызова можно сказать, что в России и в мире, в целом, наблюдается проблема «старения населения»: увеличивается доля пенсионеров и уменьшается количество занятых в экономике. Демографическая проблема является первостепенной, из которой вытекают все последующие.
Кризис Пенсионного фонда подтверждается дефицитом его бюджета, связанным со снижением доли обязательных отчислений и увеличением расходов на пенсионное обеспечение.
Наконец, коэффициент замещения пенсией предшествующего заработка не доходит до необходимых 40% процентов, принятых Конвенцией Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» в 1952 году1.
В данной работе основное внимание уделено ходу пенсионной реформы и дальнейшим возможностям усовершенствования института пенсий. В работе рассмотрены предпосылки пенсионного реформирования, этапы реформы, проанализирована эффективность сложившийся пенсионной системы, а также исследован зарубежный опыт построения пенсионных систем и, на основе исследований, сделаны предложения по дальнейшему развитию института пенсий.
Соответственно, исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему работы и ее актуальность: пенсионное реформирование оказывает существенное влияние на институт пенсий в стране, на эффективность его работы, а также на уровень жизни пенсионеров. Состояние и направления развития пенсионного реформирования находятся в центре внимания как органов власти, так и научного сообщества и общества в целом. Пенсионное обеспечение затрагивает интересы всех граждан Российской Федерации, поэтому сегодня вопрос, связанный с его реформированием, является крайне актуальным.
Степень научной разработанности темы: актуальность вопросов исследования определяет высокий научный интерес к данной тематике. Исследованиями в области построения, изучения эффективности функционирования и реформирования пенсионных систем занимались такие ученые, как А. Григорьев, Е. Гурвич, Д. Гусаков, Р. Ерусанова, Т. Одинокова, Л. Ракитская и другие. На основе анализа трудов данных авторов происходило достижение цели, поставленной в данной работе.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать пенсионную систему Российской Федерации на основе изучения изменений в структуре пенсионного обеспечения и уровне благосостояния российских пенсионеров в контексте принимаемых государством социальных и экономически реформ, а также проанализировать зарубежный опыт построения пенсионных систем.
Это предполагает решение следующих задач, определяющих логику и содержание работы:
• вывести причины необходимости пенсионного реформирования;
• рассмотреть этапы пенсионного реформирования;
• изучить структуру новой пенсионной модели,
• сделать выводы об эффективности проводимых мероприятий,
• проанализировать опыт зарубежных стран,
• сформировать дальнейшие направления развития пенсионной системы в России.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является комплекс социально-экономических, демографических детерминант, воздействующих на уровень благосостояния пенсионеров и их решение о продолжении трудовой деятельности после выхода на пенсию. Объектом исследования выступает благосостояние российских пенсионеров в контексте макроэкономических сдвигов.
Методы. Анализ научной литературы, результатов исследований, нормативно-правовой базы, статистических данных.
Практическое применение. Совершенствование пенсионной системы.
Экономическая значимость работы определяется в дополнении к существующей теоретической базе, посвященной вопросам реформирования пенсионных систем.
Этапы исследования:
• Анализ становления пенсионной системы в России;
• Исследование предпосылок пенсионного реформирования;
• Анализ хода реформы;
• Анализ механизма работы пенсионной системы;
• Оценка эффективности работы пенсионной системы;
• Исследование зарубежного опыта построения пенсионных систем;
• Разработка комплекса предложений по дальнейшему реформированию пенсионной системы.
Пенсионная система страны - это одна из важнейших частей финансов государства, которая отвечает за обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров в стране. Структура системы включает в себя как государственную, так и негосударственную составляющую.
Сегодня система пенсионного обеспечения в России находится в процессе реформирования. Основная цель реформирования - это сформировать устойчивую, в долгосрочном периоде, пенсионною систему, способную обеспечить пенсионерам необходимый прожиточный минимум и индивидуальный коэффициент замещения заработной платы пенсией на уровне не ниже 40%.
В ходе реформы была введена накопительная часть пенсии, которая стимулирует граждан к самостоятельному накоплению пенсии на индивидуальных счетах. Сегодня пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной.
Анализ этапов пенсионной реформы на фоне социально-экономических циклов, осуществленный на основе ключевых показателей социально-экономического развития страны и пенсионного обеспечения, выявил, что несмотря на сложное социально-экономическое положение России, поддержка поколений, выходящих на пенсию, оставалась одной из приоритетных целей государства. В России все граждане имеют право на пенсию.
Проанализировав пятнадцатилетний опыт реформирования системы пенсионного обеспечения в России, был выявлен ряд недостатков и сформированы предложения по дальнейшему усовершенствованию пенсионной системы:
Во-первых, необходимо повышать эффективность использования ресурсов пенсионной системы.
Во-вторых, необходимо повышать соотношение числа работников и пенсионеров.
В-третьих, необходимо создать институциональные барьеры на пути расширения дефицита пенсионной системы.
В-четвертых, необходимо привлекать финансирование для пенсионных выплат, не имеющих необходимых источников, и развивать систему добровольного страхования.
Предложенные меры задают лишь общие направления реформирования пенсионной системы. Каждая мера требует тщательной подготовки, во многих случаях целесообразно предусмотреть особые условия.
Реализация многих предлагаемых мер затруднена их непопулярностью. Один из возможных подходов состоит в предоставлении работникам или пенсионерам права сохранить для себя действующие условия. Однако, этот подход нельзя применять ко всем нововведениям. Более общий принцип заключается в объединении непопулярных мер с популярными. Тогда суммарный краткосрочный эффект для работников или пенсионеров может оказаться положительным за счет увеличения выплат, а долгосрочный эффект будет положительным за счет проведения необходимых институциональных реформ.
Изучение опыта устройства пенсионных систем зарубежных стран показало, что наиболее успешными являются пенсионные системы Дании и Нидерландов. В них, как и в ряде других стран, сильно развит механизм корпоративного пенсионного обеспечения. Поддержка и развитие института НПФ при организациях или на уровне отраслей, позволило бы улучшить уровень жизни люди и добиться роста устойчивости пенсионной системы в стране. Боле того, корпоративные пенсионные системы способствуют развитию принципов страхования и накопления и стимулируют интерес людей к накопительной части пенсии и индивидуальной ответственности.
Таким образом, реформирование пенсионной системы сегодня это затянувшийся процесс, который поддерживает систему на заданном уровне и расширяет границы возможностей для усовершенствования. Однако, система до сих пор далека от совершенства, и пытается «раскачаться», стремясь к идеалу. Необходимо проводить дальнейшие преобразования в заданных ориентирах.
1. Конвенция Международной организации труда №102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Россией не ратифицирована. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.10.2016)
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: федер. закон от 23.05.2016 №143-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.11.2016)
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 04.11.2014 №345-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2016)
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 №410-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2016)
5. О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений: федер. закон от 28.12.2013 №422-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2016)
6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15.12.2001 №166-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2016)
7. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон от 30.04.2008 №56-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.11.2016)
8. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федер. закон от 30.04.2008 г. №56-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.11.2016)
9. О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. №790 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.12.2016)
10. О накопительной пенсии: федер. закон от 28.12.2013 №424-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.11.2016)
11. О пенсионном обеспечении граждан в СССР: закон СССР от 15.05.1990 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.10.2016)
12. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федер. закон от 24.07.2009 №212-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2016)
13. О страховых пенсиях: федер. закон от 29.12.2015 №400-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.11.2016)
14. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2016)
15. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2002 №111-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2016)
...