Публичная дипломатия Российской Федерации в период с 1992 по 2014 (Эволюция отношений с Европейским союзом)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности исследования феномена «публичной дипломатии» в политической науке. 7
Параграф 1.1. Эволюция дипломатических действий в контексте микрополитических процессов. 7
Параграф 1.2. Историография публичной дипломатии 15
Параграф 1.3 Инструменты публичной дипломатии 21
Глава 2. Становление и развитие программ и механизма публичной дипломатии на примере США. 28
Параграф 2.1 Программы и их роль в организации функционирования механизмов публичной дипломатии. 28
Параграф 2.2 Механизмы современной публичной дипломатии. 43
Глава 3: Публичная дипломатия РФ 64
Параграф 3.1 Особенности публичной дипломатии РФ 64
Параграф 3.2 Основные направления деятельности публичной дипломатии РФ 71
Параграф 3.3 Модель публичной дипломатии России 76
Параграф 3.4 Публичная дипломатия РФ в отношениях с ЕС 81
Параграф 3.5. Публичная дипломатия РФ в период с 1992 по 2014. 84
Заключение 89
Список используемых источников и литературы 91
Глава 1. Теоретические особенности исследования феномена «публичной дипломатии» в политической науке. 7
Параграф 1.1. Эволюция дипломатических действий в контексте микрополитических процессов. 7
Параграф 1.2. Историография публичной дипломатии 15
Параграф 1.3 Инструменты публичной дипломатии 21
Глава 2. Становление и развитие программ и механизма публичной дипломатии на примере США. 28
Параграф 2.1 Программы и их роль в организации функционирования механизмов публичной дипломатии. 28
Параграф 2.2 Механизмы современной публичной дипломатии. 43
Глава 3: Публичная дипломатия РФ 64
Параграф 3.1 Особенности публичной дипломатии РФ 64
Параграф 3.2 Основные направления деятельности публичной дипломатии РФ 71
Параграф 3.3 Модель публичной дипломатии России 76
Параграф 3.4 Публичная дипломатия РФ в отношениях с ЕС 81
Параграф 3.5. Публичная дипломатия РФ в период с 1992 по 2014. 84
Заключение 89
Список используемых источников и литературы 91
Дипломатия как вид деятельности уходит своими корнями в далекие времена. Описание древнейшей истории дипломатии мы можем найти у английского дипломата и историка дипломатии Г.Никольсона1
Современная дипломатия (назначение постоянных послов) зарождается в среде итальянских городов-государств в XIII-XIV веках. И до конца XVIII века внешней политикой занимался узкий круг людей, связанных между собой европейской культурой и родственными узами. Часто члены одной семьи служили разным государствам. Кроме этого, существовала практика смены страны и места службы в личных целях. Важное значение для упорядочивания дипломатической деятельности и ее профессионализации сыграл Венский конгресс 1815 г. На нем дипломатия была признана особым видом государственной деятельности и были установлены категории дипломатических представителей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в ХХ веке происходят серьезные изменения в дипломатической практике. К этим изменениям относятся:
Во-первых, постепенный отказ от политики тайной дипломатии и переход к открытой (демократической) дипломатии. Данные изменения состояли в следующем: во-первых, в соответствии со статусом (уставом) Лиги Наций все договоры между ее членами должны были регистрироваться в ее секретариате. Сходное положение содержится и в Уставе ООН (статья102).
Во-вторых, была установлена практика ратификации наиболее важных внешнеполитических документов в парламенте стран. В настоящее время практика ратификации важных международных договоренностей в парламенте стала устоявшей традицией практически во всех странах.
В-третьих, произошло относительное снижение роли и посольств и послов. Если в XIX и начале XX веков посольства были не многочисленны, и посол выполнял множество функций собственноручно, то сегодня, хотя посол остается во многом универсальной фигурой, штат посольств во многом расширился. В него входят пресс-атташе, торговый атташе, военный атташе, консул, разведслужбы и другие. Увеличение штатной численности посольства – это результат, связанный с увеличением объема и сложности международных взаимодействий в настоящий период.
Парадигмой настоящего времени является то, что, несмотря на рост профессионализма дипломатов, их роль в переговорах с иностранным партнером становится меньше. Значительный массив работы посольств переносится либо в международные организации, где есть представители от соответствующих государств, либо на эпизодические встречи первых лиц государств или их полномочных представителей. Это связано: во-первых, с активным развитием всех средств коммуникаций, что облегчает непосредственное общение политиков высших рангов разных стран и, во-вторых, с усложнением и глобализаций проблем мировой политики и международного развития.
В-четвертых, несмотря на сохранение статуса двусторонней дипломатии, преобладающее значение в ХХ, а особенно в XXI веке стала играть многосторонняя дипломатия. Причины усиления роли многосторонней дипломатии связаны, прежде всего, с ростом числа глобальных проблем, требующих совместного обсуждения и решения.
Формы многосторонней дипломатии многообразны. Это деятельность ООН и других межправительственных организаций, международные конференции, форумы, в том числе и неформальные (экономический форум в Давосе, Санкт-Петербурге и др.).
В-пятых – возрастание роли неформальной дипломатии, связанной, прежде всего, с таким понятием, как публичная дипломатия .
Даже краткий исторический анализ произошедших изменений в дипломатический практике свидетельствует о том, что наиболее сложной проблемой в практической деятельности дипломатии является проведение эффективной публичной дипломатической работы государства.
В последнее время в России все больше говорят и пишут о необходимости активизации общественной или публичной дипломатии. Такую задачу ставит и руководство страны. Немаловажно, что в подписанном уже в день вступления в должность Президента России указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации В.В.Путин призвал «в интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс…».
Несмотря на общее признание необходимости усилить роль публичной дипломатии, взгляды на цель этого усиления среди политиков и экспертов разнятся.
В целом здесь можно выделить две точки зрения. Одни принимают публичную дипломатию, как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов, наработанных неправительственными организациями (НПО), для продвижения и популяризации целей государственной политики.
Другие считают, что задача НПО, занимающихся публичной дипломатией – не обслуживание государства, но осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
В данной работе использовались действующие документы МИД РФ по направлению «стратегические коммуникации», а также документы, анализирующие деятельность департаментов МИД в сфере продвижения и популяризации «Русского мира». В данных документах анализируется эффективность проведения программ публичной дипломатии на различные регионы мира. Нельзя не отметить, что особая эффективность данные программы имеют на постсоветское пространство, так как русскоговорящего населения там значительно больше чем в других регионах.
Анализ используемых источников литературы определил теоретическую и методологическую основу данного диплома.
Объектом данного исследования выступают участники современной дипломатии, т.е. государства и негосударственные акторы.
Предметом исследования являются существующие механизмы сотрудничества в рамках современной публичной дипломатии РФ.
Цель исследования - изучение особенностей организации и проведения сотрудничества РФ с другими государствами и негосударственными акторами в контексте публичной дипломатии.
Задачи исследования:
1. Выявление основных вех истории появление и эволюция публичной дипломатии, ее целей, средств и круга участников.
2. Определение понятия «публичная дипломатия», выявление отличительных особенностей и современных черт, новой публичной дипломатии.
3. Научная характеристика национальных моделей публичной дипломатии России.
4. Оценка существующих инструментов российской публичной дипломатии.
5. Определение отличительных черт публичной дипломатии в период с 1992 по 2014 года.
Новизна работы заключается в том, что в ней на примере взаимодействия РФ и ЕС дана развернутая характеристика механизмов, используемых мировой и отечественной дипломатией в контексте изменений международной жизни.
Работа состоит из введения, заключения, 3 глав и списка использованных источников и литературы.
Современная дипломатия (назначение постоянных послов) зарождается в среде итальянских городов-государств в XIII-XIV веках. И до конца XVIII века внешней политикой занимался узкий круг людей, связанных между собой европейской культурой и родственными узами. Часто члены одной семьи служили разным государствам. Кроме этого, существовала практика смены страны и места службы в личных целях. Важное значение для упорядочивания дипломатической деятельности и ее профессионализации сыграл Венский конгресс 1815 г. На нем дипломатия была признана особым видом государственной деятельности и были установлены категории дипломатических представителей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в ХХ веке происходят серьезные изменения в дипломатической практике. К этим изменениям относятся:
Во-первых, постепенный отказ от политики тайной дипломатии и переход к открытой (демократической) дипломатии. Данные изменения состояли в следующем: во-первых, в соответствии со статусом (уставом) Лиги Наций все договоры между ее членами должны были регистрироваться в ее секретариате. Сходное положение содержится и в Уставе ООН (статья102).
Во-вторых, была установлена практика ратификации наиболее важных внешнеполитических документов в парламенте стран. В настоящее время практика ратификации важных международных договоренностей в парламенте стала устоявшей традицией практически во всех странах.
В-третьих, произошло относительное снижение роли и посольств и послов. Если в XIX и начале XX веков посольства были не многочисленны, и посол выполнял множество функций собственноручно, то сегодня, хотя посол остается во многом универсальной фигурой, штат посольств во многом расширился. В него входят пресс-атташе, торговый атташе, военный атташе, консул, разведслужбы и другие. Увеличение штатной численности посольства – это результат, связанный с увеличением объема и сложности международных взаимодействий в настоящий период.
Парадигмой настоящего времени является то, что, несмотря на рост профессионализма дипломатов, их роль в переговорах с иностранным партнером становится меньше. Значительный массив работы посольств переносится либо в международные организации, где есть представители от соответствующих государств, либо на эпизодические встречи первых лиц государств или их полномочных представителей. Это связано: во-первых, с активным развитием всех средств коммуникаций, что облегчает непосредственное общение политиков высших рангов разных стран и, во-вторых, с усложнением и глобализаций проблем мировой политики и международного развития.
В-четвертых, несмотря на сохранение статуса двусторонней дипломатии, преобладающее значение в ХХ, а особенно в XXI веке стала играть многосторонняя дипломатия. Причины усиления роли многосторонней дипломатии связаны, прежде всего, с ростом числа глобальных проблем, требующих совместного обсуждения и решения.
Формы многосторонней дипломатии многообразны. Это деятельность ООН и других межправительственных организаций, международные конференции, форумы, в том числе и неформальные (экономический форум в Давосе, Санкт-Петербурге и др.).
В-пятых – возрастание роли неформальной дипломатии, связанной, прежде всего, с таким понятием, как публичная дипломатия .
Даже краткий исторический анализ произошедших изменений в дипломатический практике свидетельствует о том, что наиболее сложной проблемой в практической деятельности дипломатии является проведение эффективной публичной дипломатической работы государства.
В последнее время в России все больше говорят и пишут о необходимости активизации общественной или публичной дипломатии. Такую задачу ставит и руководство страны. Немаловажно, что в подписанном уже в день вступления в должность Президента России указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации В.В.Путин призвал «в интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс…».
Несмотря на общее признание необходимости усилить роль публичной дипломатии, взгляды на цель этого усиления среди политиков и экспертов разнятся.
В целом здесь можно выделить две точки зрения. Одни принимают публичную дипломатию, как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов, наработанных неправительственными организациями (НПО), для продвижения и популяризации целей государственной политики.
Другие считают, что задача НПО, занимающихся публичной дипломатией – не обслуживание государства, но осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
В данной работе использовались действующие документы МИД РФ по направлению «стратегические коммуникации», а также документы, анализирующие деятельность департаментов МИД в сфере продвижения и популяризации «Русского мира». В данных документах анализируется эффективность проведения программ публичной дипломатии на различные регионы мира. Нельзя не отметить, что особая эффективность данные программы имеют на постсоветское пространство, так как русскоговорящего населения там значительно больше чем в других регионах.
Анализ используемых источников литературы определил теоретическую и методологическую основу данного диплома.
Объектом данного исследования выступают участники современной дипломатии, т.е. государства и негосударственные акторы.
Предметом исследования являются существующие механизмы сотрудничества в рамках современной публичной дипломатии РФ.
Цель исследования - изучение особенностей организации и проведения сотрудничества РФ с другими государствами и негосударственными акторами в контексте публичной дипломатии.
Задачи исследования:
1. Выявление основных вех истории появление и эволюция публичной дипломатии, ее целей, средств и круга участников.
2. Определение понятия «публичная дипломатия», выявление отличительных особенностей и современных черт, новой публичной дипломатии.
3. Научная характеристика национальных моделей публичной дипломатии России.
4. Оценка существующих инструментов российской публичной дипломатии.
5. Определение отличительных черт публичной дипломатии в период с 1992 по 2014 года.
Новизна работы заключается в том, что в ней на примере взаимодействия РФ и ЕС дана развернутая характеристика механизмов, используемых мировой и отечественной дипломатией в контексте изменений международной жизни.
Работа состоит из введения, заключения, 3 глав и списка использованных источников и литературы.
В данной дипломной работе был рассмотрен вопрос публичной дипломатии Российской федерации в период 1992-2014 на примере взаимоотношений с ЕС. Данный вопрос затрагивает такие важные аспекты, как история международных отношений, внешнеполитическая обстановка данного периода, влияние международных организаций на процесс эволюции публичной дипломатии и многие другие значимые аспекты данной сферы политики.
Публичная дипломатия – понятие очень широкое, поскольку теперь в него вовлечены не только непосредственные участники дипломатического процесса (такие как послы, пресс-атташе, консул и т.д.), но и зачастую рядовые граждане различных стран.
К сожалению, несмотря на признание необходимости усиления роли публичной дипломатии в процессе международных отношений, точки зрения экспертов по данному вопросу сильно разнятся. Выделяются следующие две точки зрения:
1) Принятие публичной дипломатии как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов для продвижения и достижения целей государственной политики;
2) Определение основной задачи НПО, занимающихся публичной дипломатией как осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
В данной дипломной работе теоретическую и методологическую основу определил анализ используемых источников литературы по данной сфере.
В процессе написания данной работы автор решил следующие поставленные ранее задачи:
1. Выявление основных вех истории появление и эволюция публичной дипломатии, ее целей, средств и круга участников.
2. Определение понятия «публичная дипломатия», выявление отличительных особенностей и современных черт, новой публичной дипломатии.
3. Научная характеристика национальной модели публичной дипломатии России.
4. Оценка существующих инструментов российской публичной дипломатии.
5. Определение отличительных черт публичной дипломатии в период с 1992 по 2014 года.
На основании системного подхода к анализу мировой политики и международных отношений автор пришел к следующим выводам:
Развитие публичной дипломатии является перспективной сферой внешней политики, и в недалеком будущем она (публичная дипломатия) будет являться одним из главных инструментов внешнеполитических отношений.
Исходя из вышеизложенного и поставленной автором цели, публичная дипломатия является сложноорганизованной программой внешней политики государств с огромным количеством акторов, которыми являются как государственные образования, так и негосударственные организации.
Таким образом, можно наблюдать, что с момента появления в политическом дискурсе публичная дипломатия прошла большую эволюцию, и сегодня зачастую подразумевает под собой развитую многоканальную систему двусторонней коммуникации между обществами различных стран, а так называемые «великие державы», во многом определяющие ситуацию на международной арене, уже не являются единственными акторами, способными регулировать международные отношения.
В так называемой новой публичной дипломатии негосударственные акторы смогут играть не только роль, сопоставимую с государством, но и в целом даже более важную для развития международных отношений роль.
Публичная дипломатия – понятие очень широкое, поскольку теперь в него вовлечены не только непосредственные участники дипломатического процесса (такие как послы, пресс-атташе, консул и т.д.), но и зачастую рядовые граждане различных стран.
К сожалению, несмотря на признание необходимости усиления роли публичной дипломатии в процессе международных отношений, точки зрения экспертов по данному вопросу сильно разнятся. Выделяются следующие две точки зрения:
1) Принятие публичной дипломатии как более активное и умелое использование современных средств PR и механизмов для продвижения и достижения целей государственной политики;
2) Определение основной задачи НПО, занимающихся публичной дипломатией как осуществление непосредственных связей с гражданским обществом других стран с целью углубления взаимопонимания между народами.
В данной дипломной работе теоретическую и методологическую основу определил анализ используемых источников литературы по данной сфере.
В процессе написания данной работы автор решил следующие поставленные ранее задачи:
1. Выявление основных вех истории появление и эволюция публичной дипломатии, ее целей, средств и круга участников.
2. Определение понятия «публичная дипломатия», выявление отличительных особенностей и современных черт, новой публичной дипломатии.
3. Научная характеристика национальной модели публичной дипломатии России.
4. Оценка существующих инструментов российской публичной дипломатии.
5. Определение отличительных черт публичной дипломатии в период с 1992 по 2014 года.
На основании системного подхода к анализу мировой политики и международных отношений автор пришел к следующим выводам:
Развитие публичной дипломатии является перспективной сферой внешней политики, и в недалеком будущем она (публичная дипломатия) будет являться одним из главных инструментов внешнеполитических отношений.
Исходя из вышеизложенного и поставленной автором цели, публичная дипломатия является сложноорганизованной программой внешней политики государств с огромным количеством акторов, которыми являются как государственные образования, так и негосударственные организации.
Таким образом, можно наблюдать, что с момента появления в политическом дискурсе публичная дипломатия прошла большую эволюцию, и сегодня зачастую подразумевает под собой развитую многоканальную систему двусторонней коммуникации между обществами различных стран, а так называемые «великие державы», во многом определяющие ситуацию на международной арене, уже не являются единственными акторами, способными регулировать международные отношения.
В так называемой новой публичной дипломатии негосударственные акторы смогут играть не только роль, сопоставимую с государством, но и в целом даже более важную для развития международных отношений роль.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И УКРАИНОЙ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Роль стратегических коммуникаций во внешней деятельности Европейского союза (на примере отношений с Российской Федерацией)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовые принципы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Роль международных форумов в формировании имиджа страны на примере Российской Федерации
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы участия женщин в процессе принятия политических решений: перспективы гуманитарного сотрудничества
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы участия женщин в процессе принятия политических решений:
перспективы гуманитарного сотрудничества
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ШВЕЙЦАРИИ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021



