Введение 4
Глава 1. Событийный туризм и оценка функционирования туристической отрасли в России 7
1.1. Значение масштабных мероприятий для принимающих стран 7
1.2. Особенности функционирования туристической отрасли в России 22
1.3. Анализ въездного туристического потока в Россию 29
Глава 2. Чемпионат мира по футболу 2018 и его возможное влияние на внешний туристический поток в Россию 35
2.1. Чемпионат мира по футболу 2018 35
2.2. Оценка туристического имиджа России 40
2.3. Анализ влияния предшествующих Чемпионатов мира на въездной туристический поток 49
2.4. Основные выводы по проведенному исследованию 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 63
В России развитие туризма может стать одним из способов диверсифицировать экономику и получить независимость от нефтяной и газовой промышленности (Sheresheva, M., & Kopiski, J., 2016) и, как следствие, туризм признан стратегическим сектором российской экономики (Payne and Merva, 2010). Многие исследования показали наличие причинно-следственной связи между развитием туризма и экономическим ростом (Chen and Chiou-Wei, 2009; Durbarry, 2004; Hye and Khan, 2013; Obadiah, Odhiambo and Njuguna, 2012; Akinboade and Braimoh 2010; Kreishan 2015). В связи с этим, туризм все чаще рассматривается как средство улучшения экономической ситуации в стране и привлечения иностранных инвестиций (Briedenhann & Wickens, 2004). Кроме того, туризм является одним из ведущих секторов роста в международной сфере услуг. В современном мире многие факторы влияют на рост туризма, один из более ощутимых вкладов, по крайней мере, в глазах общественности, вносят масштабные мероприятия (мега-события). К мега-событиям, согласно Roche (2000, 42) относятся " крупномасштабные культурные (в том числе коммерческие и спортивные) события, которые характеризуются массовым народным участием и международным значением". Эти события, такие как Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу, привлекают не только международную аудиторию, но также формируют новую модель мирового туризма, подчеркивая новые туристические направления через создание так называемых принимающих городов или стран.
Целью данной дипломной работы является определение возможных последствий проведения Чемпионата мира 2018 для внешнего туристического спроса в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• выявить значение масштабных мероприятий для принимающих стран;
• рассмотреть особенности функционирования туристической отрасли в России;
• оценить инфраструктурные преобразования в России сопутствующие Чемпионату мира 2018;
• оценить туристический имидж России;
• проанализировать влияние предшествующих Чемпионатов мира на въездной туристический поток стран-организаторов.
Актуальность данной темы обуславливается повышенным интересом к ней исследователей и общественности в последние годы в связи с планируемым проведением Чемпионата мира по футболу 2018 в России и затратами, связанными с подготовкой с нему. Специалисты высказывают противоречивые мнения относительно влияния Чемпионата мира по футболу на туристическую отрасль и въездной туристический поток. Рассмотрим пару подобных высказываний:
• "Это будет иметь долгосрочный позитивный эффект и после проведения соревнований. Колоссальное влияние на туризм уже ощущается в течение многих лет. Постолимпийское наследие у нас уже есть, теперь будет и постчемпионатное наследие", - сказал глава Ростуризма, Олег Сафонов (Ист.: Редакция портала "Интерфакс-Туризм");
• "Не все знают, что такие события не влияют положительно на туризм и снижает поток на 20-30% в следующие пять лет. Во всем мире, считается, что это убийца туризма", - сказал глава комитета по туризму Петербурга, Андрей Мушкарев (Ист.: Редакция интернет-газеты «Фонтанка»).
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе описываются теоретические основы событийного туризма, а также анализируется возможное влияние Чемпионата мира по футболу на внешний туристический поток. Анализ производится посредством построения шкалы знакомства-благосклонности, модели идеальной точки, регрессионного анализа и их сопоставлением с результатам, полученными по итогам первой главы.
Построение модели идеальной точки является одним из основных методов исследования. Цель данной модели заключается в выявлении особенностей функционирования туризма в России на основе оценки и анализа имиджа страны. Модель строится на основании социологического опроса. Вторым методом является построение регрессионной модели, оценивающей изменение прибытия иностранных туристов в страны-организаторы в связи с проведением Чемпионата мира. Цель регрессии заключается в выявлении потенциального влияния на въездной туристический поток в Россию по результатам проведения Чемпионата мира 2018. В качестве методов исследования также используются интерпретация полученных результатов, анализ статистических данных, классификация и обобщение.
Теоретической базой исследования являются публикации в российских и международных журналах о значении масштабных мероприятий для развития туризма принимающих стран, а также об особенностях функционирования российского туризма. Кроме того, были проанализированы нормативно-правовые акты (законы, методические рекомендации), регулирующие проведение Чемпионата мира 2018 и сферу туризма в России.
Значимость проведения Чемпионата мира 2018 часто объясняется необходимостью развития туризма в стране и улучшения ее международного туристического имиджа. Туризм, в свою очередь, часто связан с позитивными экономическими последствиями, ведь увеличение числа посещений туристами создает больше возможностей для трудоустройства в ресторанах, гостиницах, на транспорте и в торговых учреждениях, приносит дополнительную прибыль бизнесу и государству, получаемую от налогов на туризм и экономической активности туристов (Bowen и соавт., 2003). Растущие потребности в сфере туризма могут способствовать появлению новых возможностей за пределами непосредственного сектора туризма, например в пищевой промышленности.
Однако, следует понимать, что масштабные мероприятия - это разовые события, которые оказывают глубокое долгосрочное воздействие как негативного, так и позитивного характера на принимающее общество. Несмотря на возможные негативные последствия, страны и регионы конкурируют друг с другом за проведении подобных мероприятий из-за ожидаемой прибыли для местных предприятий, инфраструктурных улучшений территории и развития туристической отрасли. В данной работе была произведена оценка ожидаемого влияния Чемпионата мира 2018 на въездной туристический поток.
В ходе анализа были выявлены основные факторы, препятствующие развитию въездного туризма в Россию. Наиболее важные среди них: политическая нестабильность и геополитические конфликты, неблагоприятный международный имидж России, ограничения визовой политики и несовершенства регулирования туристической сферы.
Кроме того, были рассмотрены возможные последствия проведения масштабного мероприятия и соответствующие пути влияния на внешний туристический поток. Было выявлено, что крупные мероприятия привлекают к себе большое внимание и создают различные экономические преимущества. Кроме того, масштабные мероприятия способны оказать влияние на имидж территории, а также туристическую и инженерную инфраструктуру города. Посредством данных факторов возможно в долгосрочной перспективе влиять на изменение туристической привлекательности территории и, как следствие, въездного туристического потока.
По результатам оценки влияния предстоящего Чемпионата мира по футболу был сделан вывод о том, что наибольший положительный эффект по итогам его проведения можно будет наблюдать в инфраструктурной сфере, - это постоянные объекты, созданные в рамках проведения Чемпионата мира и обычно используемые резидентами после его проведения. Однако, данные инфраструктурные преобразования вряд ли могут в будущем сказаться на увеличении туристического потока. Они, по оценкам экспертов, носят лишь местный характер и фокусируются на потребностях Чемпионата мира.
Вопрос благоприятного влияния предстоящего Чемпионата мира на имидж страны также спорный. Несмотря на мнения экспертов о значительном улучшении имиджа по результатам проведения подобных масштабных мероприятий, в современных условиях геополитического кризиса и связанного с ним международного несогласия относительно места проведения Чемпионата мира, вряд ли можно ожидать положительного воздействия ЧМ на имидж России.
По результатам анализа, можно сделать вывод о том, что увеличение внешнего туристического потока однозначно лишь в краткосрочной перспективе для региональных городов проведения Чемпионата мира. В целом, можно говорить о том, что в долгосрочной перспективе влияние Чемпионата мира по футболу на внешний туристический поток незначительно. Также было выявлено, что на данном этапе основным фактором, тормозящим рост внешнего туристического спроса является политическая ситуация, в условиях которой даже проведение международного масштабного мероприятия, признанного многими исследователями катализатором въездного туризма, может, наоборот, неблагоприятно сказаться на внешнем туристическом потоке в страну. Однако, по результатам проведенного мной исследования, рассматривающего влияние предыдущих ЧМ на туристические потоки стран-организаторов было выявлено, что даже в условиях отсутствия политических конфликтов и благоприятно настроенной мировой общественности проведение ЧМ не оказывает значительного влияния на количество въезжающих туристов в долгосрочной перспективе.
Выводы, полученные в результате написания данной дипломной работы могут быть использованы как частным, так и государственным сектором. В частности, тема потенциального влияния Чемпионата мира 2018 на внешний туристический поток будет интересна Федеральному агентству по туризму, а также региональным комитетам по туризму в рамках разработки дальнейших стратегий развития туризма. Полученные выводы помогут избежать возможной переоценки положительного влияния Чемпионата мира и более разумно использовать наследие FIFA в рамках решения существующих туристических проблем. В тому же, полученные результаты позволят государственному сектору более критично оценивать последствия подобных масштабных мероприятий и, возможно, приведут к общей переоценке их ценности для страны-организатора. Для частного сектора полученные выводы могут быть полезны для понимания предпочтений иностранных при планировании направлений дальнейшего развития. Кроме того, результаты анализа позволят частному сектору в регионах и в России в целом разумно оценивать потенциальную необходимость увеличения или сокращения масштабов бизнеса по результатам проведения Чемпионата мира.
1) Anholt, S. (2006). Public diplomacy and place branding: Where's the link? Place Branding and Public Diplomacy, 2(4), pp. 175-271
2) Annaraud, K. (2010). Accounting in Russia: Challenges for hospitality stakeholders. Journal of Hospitality Financial Management, 15(2), 1e19
3) Avraham, E., & Ketter, E. (2008). Media Strategies for Marketing Places in Crises: Improving the Image of Cities, Countries, and Tourist Destinations. Oxford, UK: Butterworth Heinemann.
4) Beirman, D. (2002). Marketing of tourism destinations during a prolonged crisis: Israel and Middle East. Journal of Vacation Marketing, 8, pp. 167-176.
5) Beriatos, E., & Gospodini, A. (2004). "Glocalising" urban landscapes: Athens and the 2004 Olympics. Cities, 21, pp. 187-202.
6) Black, T., & Pape, A. (1995). The IndyCar Grand Prix: Costs & benefits. Australian Accountant, 65(8), 25-28.
7) Bowen, J., Kotler, P., & Makens J (2003). Marketing for hospitality and tourism. 3rd edition Upper Saddle River, NJ : Prentice Hall,
8) Brada, J. C., Kutan, A. M., & Yigit, T. M. (2004). The effects of transition and political instability on foreign direct investment inflows: Central Europe and the Balkans. ZEI working paper, No. B 33e2004.
9) Briedenhann, J., & Wickens, E. (2004). Tourism routes as a tool for the economic development of rural areas: Vibrant hope or impossible dream? Tourism Management, 25, 71-79
10) Burns, P. (1998). Tourism in Russia: Background and structure. Tourism Management, 19(6), 555e565.
11) Carlsen, J. & Taylor, A. (2003). Mega-events and urban renewal: The case of the Manchester 2002 Commonwealth games. Event Management, 8, pp. 15-22.
12) Causevic, S., & Lynch, P. (2013). Political (in)stability and its influence on tourism development. Tourism Management, 34, 145e157
13) Chalip, L. (2004) Beyond impact: A general model for event leverage. In Sport tourism-interrelationships, impacts and issues. Ritchie, B. Adair, D. (eds). Great Britain: Channel View pp-54-69.
14) Chalip, L., & Costa, C. (2006). Building sport event tourism into the destination brand: Foundations for a general theory. In H. Gibson (Ed.), Sport tourism: Concepts and theories (pp. 86-105). London: Routledge.
15) Crompton, J.L. (1995). Economic impact analysis of sports facilities and events. Journal of Sport Management, 9,14-35.
...