ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. История изучения творческого и педагогического наследия архитектора Д. И. Гримма 7
1.1. Отзывы современников, архитектурная критика и научная литература 7
1.2. Обзор архивных источников (РГИА, НИМ РАХ, АВП РИ) 25
ГЛАВА 2. Становление Д. И. Гримма как архитектора в стенах Академии Художеств (1841 – 1855) 30
2.1. Академия Художеств до реформы 1859 г.. 30
2.2. Обучение и пенсионерские поездки архитектора (Кавказ и страны Западной Европы) 33
ГЛАВА 3. Архитектурное творчество Д. И. Гримма в контексте развития архитектуры периода зрелой эклектики. 41
3.1. Культовые здания. Эклектический метод и поиски национального стиля 41
3.2. Общественные и жилые сооружения. 52
ГЛАВА 4. Д. И. Гримм и система художественного образования в Санкт-Петербурге второй половины XIX века 59
4.1. Педагогическая деятельность архитектора. Строительное училище и Архитектурное отделение Императорской Академии Художеств 59
4.2. Д. И. Гримм, его ученики и последователи (Г. Д. Гримм, В. В. Суслов, Э. И. Жибер и др.) 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Давид Иванович Гримм (1823 – 1898), известный русский архитектор, теоретик архитектуры, методичный педагог и талантливый проектировщик, еще при жизни получил признание общественности за свой вклад в развитие русской архитектуры. Выпускник Императорской Академии Художеств, он отдал преподавательской деятельности в ее стенах более тридцати лет своей жизни. С 1888 по 1892 гг. зодчий был ректором архитектурного отделения, и, несмотря на уход с этого поста, до конца жизни оставался почетным членом Академии. Кроме того, Д. И. Гримм около семи лет преподавал в Строительном училище (с 1882 г. Институт Гражданских Инженеров). Как учитель и педагог, он воспитал сотни успешных архитекторов, многие из которых продолжили поиски национального стиля, начатые зодчим.
Как архитектор, Д. И. Гримм работал в Чертежной Департамента проектов и смет Министерства внутренних дел и создал большое количество проектов для Санкт-Петербурга и российской провинции. По его проектам было построено множество сооружений в зарубежных странах. Более тридцати лет зодчий служил в комитете Главного инженерного управления Военного ведомства. На его счету десятки православных храмов, протестантские церкви, множество жилых и общественных сооружений. Гримм создавал и дорабатывал множество проектов культовых зданий для разных регионов Российской Империи. К ключевым его постройкам можно отнести Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, собор Св. Александра Невского в Тифлисе, часовню памяти наследника цесаревича Николая Александровича в Ницце, комплекс сооружений на вилле П. Г. фон Дервиза в Ницце, православные церкви в Копенгагене, Женеве, Иерусалиме и, конечно, Великокняжескую усыпальницу в Петропавловской крепости.
Занимаясь также историей архитектуры, Д. И. Гримм создал исключительную по значимости работу «Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении» (1866), выпущенную по итогам исследовательской поездки по провинциям Кавказа. Как теоретик, зодчий проявил себя в разработке теории пропорциональности в архитектуре, основанной на правиле золотого сечения.
Данная работа дает возможность подойти к проблеме формирования и наследования творческого метода Д. И. Гримма как с историографической точки зрения, так и с формальной, описать и проанализировать творческий путь зодчего, его архитектурные произведения, выявить ключевые аспекты педагогической и теоретической деятельности архитектора, давшие импульс развитию архитектурной мысли в России второй половины XIX столетия.
Побудительным мотивом для выбора данной темы послужил живой интерес научной общественности архитектуре эклектики в России в связи с возобновившимися поисками национального стиля. Также, важным сегодня является изучение специфики архитектурного образования в России. Актуальность работы состоит в обобщении и систематизации информации о педагогической и практической деятельности архитектора Д. И. Гримма, ее результатах и влиянии на развитие русской архитектуры.
Большое значение для обозначения новизны исследования имеет слабая изученность педагогического аспекта архитектурной деятельности второй половины XIX века. Недооцененной долгое время оставалась архитектура зрелой эклектики из-за прямой связи с историческими источниками стилизации, что привело к отсутствию интереса к деятельности ключевых ее представителей. Но с развитием искусствознания появилось понимание ценности данных памятников, как представителей определенной эпохи в развитии архитектуры.
Объект исследования - творческая и педагогическая деятельность архитектора Д. И. Гримма.
Предмет исследования – ключевые и архитектурные сооружения, созданные Д. И. Гриммом, его историко-архитектурный труд и теоретические поиски, как аспекты педагогической деятельности зодчего, а также деятельность его учеников.
Цель работы – определить роль Д. И. Гримма в системе архитектурного образования Санкт-Петербурга и влияние его творческой и педагогической деятельности на развитие архитектурной мысли в России второй половины XIX века.
Для достижения обозначенной цели исследования необходимо выполнить следующие основные задачи:
1) изучить и создать систематизированный анализ научной литературы и архивных источников, касающихся творчества и педагогической деятельности Д. Гримма и стилистических направлений периода распространения эклектики.
2) проанализировать особенности системы архитектурного образования, в рамках которой сложился творческий метод Д. Гримма.
3) провести анализ форм ключевых архитектурных произведений Д. Гримма, в контексте архитектурных направлений периода эклектики и историзма с целью выявления основных черт его творческого метода.
4) определить место архитектора Д. Гримма в системе архитектурного образования Санкт-Петербурга, выявить основных учеников и последователей и характер оказанного на их деятельность влияния.
Для выполнения каждой из задач данной работы предстоит изучить различные архивные источники, хранящиеся в РГИА, НИМ РАХ и АВП РИ: увражи, рабочие и учебные чертежи, официальные письма, личные дела, Высочайшие распоряжения и другие документальные свидетельства, касающиеся основной темы исследования.
Методика данной работы подразумевает комплексный историко-культурный характер, и включает в себя системно-аналитический подход при изучении архивных данных о жизни, практической и педагогической деятельности Д. И. Гримма и его учеников. Кроме того, в работе будет применен художественно-аналитический метод при знакомстве с многочисленными графическими источниками и непосредственном изучении памятников искусства. Для изложения материалов будет использован проблемно-хронологический принцип.
Структура работы будет определяться задачами и включит в себя введение, четыре главы и заключение. Первая глава будет посвящена историографии вопроса, три последующих, в соответствии аспектами деятельности архитектора, включат в себя анализ его творческого пути, ключевых произведений и педагогической деятельности в историко-культурном и художественном контексте эпохи. Для наглядного раскрытия художественных и конструктивных особенностей архитектурных сооружений будут приведены иллюстрации.
Давид Иванович Гримм не был приверженцем одного определенного стиля. Архитектор успел поработать во множестве неостилей: византийский в разных его проявлениях, русский, романский, готический, барочный и др. Он не изобретал новых форм, а успешно, с глубоким знанием истории архитектуры компоновал уже существующие. Будучи знатоком средневековой архитектуры Грузии и Армении, Д. И. Гримм не призывал обратиться исключительно к ее художественным решениям, и сам не злоупотреблял ими. Он ратовал за тщательное изучение истории архитектуры и ее основ, уважительное отношение к классике и продуманное ее использование.
Успешность практической деятельности Гримма подтверждается высокой оценкой его построек современниками. Творчество такого авторитетного мастера само по себе стало архитектурной азбукой для архитекторов его времени.
Изучив полную картину исследований русской архитектуры в период распространения историзма и эклектики, мы пришли к выводу, что данная область искусства представлена в отечественной науке недостаточно полно. Вопросы терминологии, периодизации, определения стиля часто становятся предметом дискуссий. Частные случаи, как, например, распространение в высших художественных образовательных учреждениях такого явления как архитектурная школа, требуют дальнейших научных разработок.
При изучении периодической, критической и научной литературы нами было обнаружено несоответствие большой значимости архитектора для современников и слабого интереса к нему исследователей ХХ века.
Анализ доступных архивных источников показывает, что Д. Гримм выработал собственную архитектурную методологию, успешно ею пользовался в практической деятельности и передал ее множеству студентов Строительного училища и Академии. В соответствии с документами, должности, занимаемые в разные годы Д. И. Гриммом, несомненно, позволили ему внести значительный вклад в систему петербургского архитектурного образования.
В результате изучения деятельности Академии до реформы 1859 г., можно сделать вывод, что Д. Гримм получил образование, основанное на классических принципах академизма. Особенностью периода обучения Гримма в Академии стало распространение эклектического подхода к строительному искусству. Помимо общих классов, архитектор прошел обучение в классе А. П. Брюллова, поэтому здесь мы можем уверенно говорить о преемственности творческого метода, которому были свойственны лаконичность композиции и декора, внимание к технике строительства, интерес к необычным конструкциям и уважение к классической архитектуре.
По итогам анализа архитектурных решений Д. И. Гримма были выявлены характерные черты, присущие творческому методу мастера: ретроспективизм, следование присущей периоду эклектики установке «умного выбора» при определении стилистики проекта, тщательное изучение исторических прообразов, смешение конструктивных, композиционных и декоративных элементов архитектуры разных исторических эпох для достижения художественной выразительности, ансамблевое мышление и умение работать с требованиями заказчика. Как и многие русские зодчие, Гримм стремился найти универсальные формы национального стиля, и во многом ему это удалось, что способствовало популярности его решений и широкому их распространению.
В процессе изучения чертежей Д. Гримма, удалось определить, что именно свод Усыпальницы Царей в Ахпате (Армения) является прототипом свода Великокняжеской усыпальницы.
Д. И. Гримм преподавал в ИАХ как раз в тот период, когда на смену отдельным мастерским профессоров архитектуры пришли общие классы с дежурными преподавателями. Анализ педагогической деятельности показал, что пока нет возможности назвать поименно учеников Д. И. Гримма, впитавших его глубокие знания и авторский творческий метод в большей степени. Предположительно, Д. Гримм более всего повлиял на деятельность Г. Гримма, В. Суслова, Л. Бенуа, Л. Урлауба, А. Томишко, А. Парланда, Г. Барановского, И. Богдановича, Э. Жибера.
Также, можно утверждать, что теоретические разработки Д. Гримма легли в основу теории пропорциональности в архитектуре его сына Г. Гримма, главным законом которой он видел правило «золотого сечения».
Как дежурный профессор, составлявший и множество экзаменационных программ, как ректор, утверждавший эти программы и оценивавший огромное количество проектов, он был причастен к профессиональному развитию каждого ученика архитектурного отделения. Как лектор общетеоретических дисциплин, он внес вклад в образование поколений живописцев и скульпторов.
На данный момент в научной литературе тема архитектурного образования, сложения и развития архитектурных школ, под которыми мы понимаем наследование творческого метода, разработана достаточно слабо, поэтому имеет большие перспективы для изучения. Важным является, в частности, дальнейшее изучение творческого и педагогического наследия крупного русского архитектора Д. И. Гримма. Кроме того, вопросы стилевых направлений периода распространения эклектики и историзма, проблемы поиска национального стиля актуальны и нуждаются в разработке. Особенно это важно сегодня, когда строительство православных храмов снова набирает силу, и современные архитекторы избирают «греко-византийский» и русский стили как основу своих проектов.
1. АВП РИ, Ф. РИППО, Оп. 873/1, Д. 492.
2. АВП РИ, Ф. РИППО, Оп. 873/1, Д. 493.
3. АВП РИ, Ф. РИППО, Оп. 873/1, Д. 494.
4. НИМ РАХ. 10476. Бенуа Л. Н. Проект инвалидного дома. Академическая программа 1879 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 1263х1810.
5. НИМ РАХ. 21787. Бенуа Л. Н. Проект отделки Зала Совета и Приёмной в Академии художеств в Петербурге. Чертёж, тушь, акварель, полукартон. 352х532.
6. НИМ РАХ. 21789. Бенуа Л. Н. Проект отделки Аванзала, Зала Совета и Приёмной в Академии художеств в Петербурге. Чертёж, тушь, акварель, полукартон. 480х618.
7. НИМ РАХ. 21792. Бенуа Л. Н. Проект оформления дверей для зала Совета Академии художеств Петербурге. Чертёж. Тушь, акварель, полукартон. 502х704.
8. НИМ РАХ. P-11400. Боголюбов А. П. Вид горящей Реформатской церкви в Петербурге. 1872.
9. НИМ РАХ. 10467. Векшинский А. Н. Проект «гостиного двора для столичного города». Академическая программа 1886 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 1155х1985.
10. НИМ РАХ. 10591. Гартман В. А. Проект публичной библиотеки. Академическая программа 1861 г.; первая золотая медаль. Чертёж, тушь, заливка тушью. Бумага. 1200х1160.
11. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект дома П. Г. Фон Дервиза в Ницце. Рабочий чертеж восточного фасада. 1867. Бумага, тушь.
12. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект дома П. Г. Фон Дервиза в Ницце. Рабочий чертеж западного фасада. 1867. Бумага, тушь.
13. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект дома П. Г. Фон Дервиза в Ницце. Рабочий чертеж южного фасада. 1867. Бумага, тушь.
14. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект дома служебного здания виллы П. Г. Фон Дервиза в Ницце. Рабочий чертеж фасада. 1867. Бумага, тушь.
15. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект неизвестной церкви. Боковой фасад. Бумага, карандаш.
16. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект неизвестной церкви. Главный фасад.. Бумага, карандаш.
17. НИМ РАХ. Гримм Д. И. Проект православной церкви в имении П. Г. Фон Дервиза в Старожилово близ Рязани. Бумага, карандаш.
18. НИМ РАХ. 13794. Гримм Д. И. Проект русской православной церкви Св. Александра Невского в Копенгагене. 1880. Бумага, карандаш.
19. НИМ РАХ. 12376. Котов Г. И. Деревянные резные детали и набросок части интерьера (с рисунков К. Ф. Гуна). Рисунок, графит, акварель, бумага писчая. 221х173.
20. НИМ РАХ. 12377. Котов Г. И. Деревянные резные детали окон (с рисунков К. Ф. Гуна). Чертёж, графит, акварель, бумага. 162х247.
21. НИМ РАХ. 10555. Парланд А. А. Проект православной кладбищенской церкви. Академическая программа 1871 г.; первая золотая медаль. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 2103х1415.
22. НИМ РАХ. 10556. Парланд А. А. Проект православной кладбищенской церкви. Академическая программа 1871 г.; первая золотая медаль. Чертёж, тушь, заливка тушью, бумага. 957х1750.
23. НИМ РАХ. 10558. Парланд А. А. Проект православной кладбищенской церкви. Академическая программа 1871 г.; первая золотая медаль. 918х1185.
24. НИМ РАХ. 10529. Померанцев А. Н. Проект «вокзала в парке близ столицы». Академическая программа 1877 г. Первая золотая медаль. Чертёж, сепия, бумага. 820х2050.
25. НИМ РАХ. 10532. Померанцев А. Н. Проект «вокзала в парке близ столицы» Академическая программа 1877 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, заливка тушью, бумага. 1555х1263.
26. НИМ РАХ. 10491. Ропет-Петров И. П. Проект православной церкви для кладбища. Академическая программа 1871 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, сепия, бумага. 800х625.
27. НИМ РАХ. 10492. Ропет-Петров И. П. Проект православной церкви для кладбища. Академическая программа 1871 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, заливка акварелью, бумага. 1310х1063.
28. НИМ РАХ. 10481. Стефаниц И. А. Проект здания биржи. Академическая программа 1873 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 996х2052.
29. НИМ РАХ. 10774. Суслов В. В. Проект здания окружного суда в столице. Академическая учебная программа 1881 г. Вторая золотая медаль. Главный фасад. Чертёж, тушь, сепия, бумага ватманская. 650х1650.
30. НИМ РАХ. 10638. Суслов В. В. Проект театра на 2000 человек в столичном городе. Академическая учебная программа 1882 г. звание классного художника 1 степени. Главный фасад. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 1000х2060.
31. НИМ РАХ. 10639. Суслов В. В. Проект театра. Академическая учебная программа 1882 г. Звание классного художника 1 степени. Боковой фасад. Чертёж, тушь, бумага. 825х1807.
32. НИМ РАХ. 10451. Трамбицкий А. Г. Проект великокняжеского загородного замка на юге России» Академическая программа 1883 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 880х2485.
33. НИМ РАХ. 10456. Трамбицкий А. Г. Проект великокняжеского загородного замка на юге России» Академическая программа 1883 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, заливка тушью и акварелью, бумага. 1695х1443.
34. НИМ РАХ. 10515. Урлауб Л. Я. Проект римско-католической церкви для кладбища. Академическая программа 1875 г. Первая золотая медаль. Чертёж, тушь, акварель, бумага. 1285х2920.
35. РГИА. Ф. 485. Оп. 2. Д. 1071, Л. 2. Поэтажный и генеральный планы Калинкинской больницы. Архитектор Г. Д. Гримм. Подл. Тушь, акв. бум. 50х34, 47х34. Кон. 19в. – нач. 20в.
36. РГИА. Ф. 515. Оп. 87. Д. 1063. Альбом чертежей, рисунков и фотографий Петергофской гранильной фабрики, водопровода, шинкарского сооружения, топографических планов Петергофа и окрестностей, описи чертежей.
37. РГИА. Ф. 519. Оп. 6. Д. 519. 2 л. Дело о выдаче средств камердинеру И. Гримму на постройку дома под номером 343 в 1-м квартале петербургской части. 1823 г.
38. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1850 г. Д. 70. Академия художеств Министерства императорского двора. 1850 г. О высочайшем разрешении на отправление архитектора Д.И. Гримма в Грузию за счет Государственного казначейства.
39. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1850 г. Д. 79. Академия художеств Министерства императорского двора. 1850 г. Об отправлении за границу художников на казенный счет Г. Михайлова, Ф. Горецкого, К. Григоровича, Е. Сорокина, П. Нотбека и Д.И. Гримма.
40. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1855 г. Д. 5. Академия художеств Министерства императорского двора. 1855 г. О присвоении звания академика и назначенного в академики.
41. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1855 г. Д. 117. Академия художеств Министерства императорского двора. 1855 г. По прошению академика Д.И. Гримма о выдаче ему пособия для издания собранных им рисунков во время путешествия в Закавказском крае.
42. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1857 г. Д. 70. Академия художеств Министерства императорского двора. 1857 г. О награде учеников Академии медалями.
43. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1859 г. Д. 57. Академия художеств Министерства императорского двора. 1859 г. По отношению управляющего Морским министерством Н. Метлина о рекомендации архитектора для составления проекта на сооружение храма на развалинах древнего Херсонеса.
44. РГИА. Ф. 789. Оп. 3. 1860 г. Д. 131. Академия художеств Министерства императорского двора. 1860 г. Об отводе квартиры профессору архитектуры как науки Д.И. Гримму в здании Академии художеств.
45. РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1881 г. Д. 71. О внутренней отделке построенного храма cв. Владимира в Херсонесском монастыре.
46. РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1884 г. Д. 78. Личное дело Гримма Германа Давидовича.
47. РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1890 г. Д. 1. Дело Академии художеств о конкурсе в 1890 году на золотые медали по всем отраслям искусства, на академические звания по архитектуре и о годичном собрании Академии.
48. РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 56. Академия художеств Министерства императорского двора. Личные дела. Гримм Давид Иванович.
49. РГИА. Ф. 789. Оп. 19. Д. 857. Академия художеств Министерства императорского двора. IV отделение. Классные книги: списки учеников и пенсионеров, классные журналы и дневники, экзаменационные списки, журналы определений директора.
50. РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 1901. Дело Канцелярии Синода о разрешении постройки по проекту Гримма часовни между церковью царицы Александры и соседним домом по Ново-Петергофскому проспекту. 1900 г.
51. РГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 2741. Дело о разрешении Синодом постройки нового каменного трехпрестольного храма по проекту архитектора Гримма вместо ветхой и маловместительной деревянной церкви в Геслеровском переулке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в. СПб., 1996.
2. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т. 1, 2, 7. СПб., 1902 – 1908.
3. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских Инженеров (Строительного Училища) 1842 – 1892. СПб., 1893.
4. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
5. Бартенев И. А. Конструкция и форма в архитектуре. Л., 1968.
6. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX – начала XX вв. М., 1971.
7. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX. М., 1979.
8. Борисова Е. А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997.
9. Борисова Е. А. Русская архитектура и псевдоготика. // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982
10. Боссе Г. Э. Реформатская каменная церковь в С.-Петербурге. // Зодчий. 1874. № 4.
11. Букешин Г. Институт Гражданских Инженеров Императора Николая I // Неделя строителя. 1899. № 45, 46.
12. Византийское зодчество. // Зодчий. 1883. Т. 12.
13. Виктор Александрович Гартман, архитектор. Биография. I Каталог всех произведений его. СПб., 1874.
14. Виоле-ле-Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре. Т. 1-2. М., 1937 – 1938.
15. Виоле-ле-Дюк Э. Э. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. Пер. Н. В. Султанова. М., 1879.
16. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2004.
17. Виппер Б. Р. Несколько тезисов к проблеме стиля. // Творчество, 1962, № 9.
18. Вклад преподавателей и выпускников ИГИ – ЛИСИ – ГАСУ в историю и культуру Санкт-Петербурга. // Материалы Международной научно-практической конференции. СПб., 2012.
19. Власов. В. Г. Архитектура. Классика и современность: Учебно-методическое пособие. СПб., 2014.
20. Всеобщая история архитектуры. Т. 10, М., 1972.
21. Глинка В. М. Воспоминания, архивы, письма. СПб., 2006.
22. Гоген А. И. фон. Архитектура (части зданий): Курс мл. кн. Николаев. инж. акад. : Сост. по лекциям акад. архитектуры Фон Гогена. 1897-1898 учеб. год. СПб., 1898.
23. Гоголь Н. В. Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя. Часть первая. СПб., 1835.
24. Горюнов В. С. Эклектика или историзм. К вопросу о терминологии историко-архитектурных исследований. // Сборник статей Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения архитектора Гаральда Боссе (1812-1894) «Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство». СПб., 2012.
25. Гримм Д. И. Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866.
26. Гримм Г. Г. Архитектура перекрытий русского классицизма. М., 1939.
27. Гримм Г. Д. Пропорциональность в архитектуре. М., 1935.
28. Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М., 2005.
29. Зимина М. С. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. 2-е изд. СПб., 2005.
30. Дворниченко А. Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / под ред. проф. И.Я. Фроянова. М., 2002.
31. Деева И. С. "Дом, построенный на камне" архитектора Д.И. Гримма // История Петербурга., 2011. № 1, 2: ил.
32. Д. И. Гримм. Биографический очерк // Зодчий. 1898. № 11.
33. Д. И. Гримм. Некролог // Строитель. 1898. № 21.;
34. Древняя архитектура Грузии: Изслед. Н. П. Кондакова. М., 1876.
35. Егиазаров Д., Мартиросянц Р. Памятники древнеармянской архитектуры в фотографиях и чертежах. / Под редакцией Г. Д. Гримма. В.. VIII, IX, X. СПб., 1904.
36. Ипполит Монигетти, Карл Рахау, Максимилиан Месмахер. Архитектурные проекты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Каталог. СПб., 2005.
37. Иванова Е. Б. Использование форм средневековой западноевропейской архитектуры в работах Д. И. Гримма. // Сборник статей Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения архитектора Гаральда Боссе (1812-1894) «Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство». СПб., 2012.
38. Иванова Е. Б. Педагогическая деятельность архитектора Д. И. Гримма // Научные труды. В. 28. СПб., 2014.
39. Иванова Е. Б. Давид Гримм // Зодчие Санкт-Петербурга: XIX - начало XX века. СПб., 1998.
40. Иванова Е. Б. Вклад семьи Гримм в историю русской архитектуры / Немцы в России: петербургские немцы. СПб., 1999.
41. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М., 2006.
42. Иконников А. В. Функция, форма и образ в архитектуре. М., 1986.
43. Ильин М. Русская национальная архитектура и проблема русского стиля. // Архитектура СССР, 1945, № 9.
44. Исаченко В. Г. Архитекторы Петербурга – Петрограда конца XIX - начала XX вв. (Каталог выставки) Л., 1978.
45. Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX вв. М., 2010.
46. История университета [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-строительный Университет. Официальный сайт. [СПб.] 2008 – 2017. Режим доступа: http://www.spbgasu.ru/Universitet/Istoriya (дата обращения: 18.11.2016).
47. Каталог выставки программ и дипломных работ выпускников Академии Художеств. 225 лет Академии Художеств СССР. Л., 1982.
48. Каталог рисунков и чертежей архитектурного класса, приобретаемых Императорской Академией Художеств с 1871 года. СПб., 1901.
49. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов: от барокко до авангарда. СПб., 2002.
50. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
51. Кириченко Е. И. Историзм – стиль архитектуры XIX столетия. // Сборник статей Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения архитектора Гаральда Боссе (1812-1894) «Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство». СПб., 2012.
52. Кириченко Е. И. История развития многоквартирного жилого дома с последней трети XVIII по начало ХХ в.: автореф. дис. канд. арх-ры. М., 1964.
53. Кириченко Е. И. Московское архитектурное общество в истории русской культуры. 1867 – 1932. К 140-летию МАО. М., 2007.
54. Кириченко Е. И. О закономерностях развития архитектуры // Опыт системного анализа эклектики и модерна. // Архитектура СССР, 1973, № 12.
55. Кириченко Е. И. Президенты Императорской Академии Художеств. М., 2008.
56. Кириченко Е. И. Проблема архитектурного стиля на страницах журнала «Зодчий» (70-х гг. XIX в.) // Архитектура СССР, 1972, № 2.
57. Кириченко Е. И. Проблема национального стиля в архитектуре России 70-х гг. XIX века. // Архитектурное наследство, 1976. № 25.
58. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг. М., 1982.
59. Кисунько В. О некоторых чертах становления историзма в русской культуре второй половины XIX века. М., 1982.
60. Кишкинова Е. М., Субботина Р. А. Византийская традиция в храмовом зодчестве юга Российской империи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. // Вестник РГНФ, 2002. № 4.
61. Кондаков. Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890.
62. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. ч. I и II. СПб., 1914.
63. Кононов В. И. Воронеж: История города в памятниках и мемориальных досках. Воронеж, 2005.
64. Курбатов В. О русском стиле для современных построек. // Зодчий, 1910, № 30.
65. Лисовой Н. Н. Откровения Святой Земли. М., 2012.
66. Лисовский В. Г. Академия Художеств. СПб., 1997.
67. Лисовский В. Г. Академия Художеств и ее архитектурная школа в процессе развития русской архитектуры XIX – начала XX в.: автореф. дис. док. искусств. Л., 1986.
68. Лисовский В. Г. Академия Художеств и проблема «национального стиля» // Проблемы развития русского искусства. В. VIII, Л., 1976.
69. Лисовский В. Г. Архитектура России ХIX – начала ХХ века. Поиски национального стиля. М., 2009.
70. Лисовский В. Г. Архитектурная школа Академии Художеств. Л., 1981.
71. Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников архитекторов. СПб., 2006.
72. Лисовский В. Г. Национальные традиции в русской архитектуре ХIХ – начала ХХ века. Л., 1988.
73. Лисовский В. Г. Национальный стиль в архитектуре России. М., 2000.
74. Лучкин А. В. Ретроспективные выставки в Санкт-Петербурге: историзм мышления на рубеже XIX – XX вв. // Вопросы музеологии, 2013. № 1 (7).
75. Манкуни Н. В. Соборный храм святого Владимира в Херсонесе. Краткий исторический очерк. Севастополь, 1998.
76. Мачинский В. Архитектурные заметки. // Зодчий, 1914. № 11.
77. Микишатьев М. Н. Александр Брюллов. Творческий метод зодчего первого этапа историзма. // Сборник Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения архитектора Гаральда Боссе (1812-1894) «Архитектура эпохи историзма: традиции и новаторство». СПб., 2012.
78. Новые движения в области зодчества (опыт приобретения нового архитектурного стиля). // Москвитянин, 1853, Т. 5, № 19
79. О конкурсе на представление проекта для сооружения памятника имеющему свершиться в 1862 тысячелетию государства Российского. // Журнал Министерства народного просвещения, 1859. Ч. VII.
80. Описание архитектурных материалов: Ленинград и пригороды / Под ред. Г. Г. Гримма. Л., 1953.
81. Описание архитектурных материалов: Москва и Московская область / Под ред. Г. Г. Гримма. Л., 1956. .
82. Орлова Е. Ю. «Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России.: дис. канд. искусств. Новосибирск, 2009.
83. Отчеты Императорской Академии Художеств с 1858 по 1887 гг. СПб, 1859-1888.
84. Павлова А. Л. Русский стиль в церковной архитектуре ХХ века: храмы соборного типа. Автореф. дис. канд. искусств. М., 2002.
85. Петрова Т. А. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. Л., 1978.
86. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
87. Пунин А. Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л., 1981.
88. Репин И. Е. Далекое – близкое. М., 1986.
89. Савельев Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России. СПб., 2005.
90. Савельев Ю. Р. Власть и монумент. Памятники державным правителям России и Европы. 1881 – 1914. СПб., 2011.
91. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. М., 2008.
92. Сальмович П. Разбор изданий: Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении. // Архитектурный вестник, 1859, № 5.
93. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет ее существования, изданный под ред. П.Н. Петрова и с его примечаниями. В 3 т. СПб., T. 2., 1865.
94. Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1982.
95. Славина Т. А. Творческий метод архитекторов рубежа XIX–XX веков // Из материалов конференции «100 лет петербургскому модерну». СПб., 1999.
96. Смирнов А. В., Гримм Г. Г. Музей Академии Художеств. (Архитектурный отдел) Краткий очерк. Л., 1940.
97. Стасов В. В. 25 лет русского искусства. Наша архитектура. Избранные сочинения. М., 1952.
98. Султанов Н. В. Возрождение русского искусства. // Зодчий, 1881. № I.
99. Суслова А. В., Славина Т. А. Владимир Суслов. Л., 1978.
100. Трубинов Ю. В. Великокняжеская усыпальница. СПб., 1997;
101. Тыжненко Т. Е. Гаральд Боссе. Зодчие Санкт-Петербурга Х|Х — начало ХХ веков. СПб., 2000.
102. Тыжненко Т. Е. Максимилиан Месмахер. Л., 1984.
103. Шульгина Д. П. Архитектура эклектики российской провинции: опыт выявления и анализа региональных различий // Автореф. дис. док. искусств. М., 2007.
104. Шульгина Д. П. Региональные особенности архитектуры эклектики в Российской провинции. М., 2010.
105. Энциклопедия «Немцы России», том 1: А – И. М., 1999.
106. Aldrich M. Gothic Revival. London, 1999.
107. Brumfield W. A History of Russian Architecture. Cambridge, 1993.
108. Pugin A. Gothic furniture: consisting of twenty-seven colored engravings. London, 1828.
109. Pugin A., Pugin A. W. N. Gothic architecture selected from various ancient edifices in England. Vol. 1, 2. Cleveland, 1854.
110. Pugin A., Willson E. J. Specimens of Gothic architecture : selected from various ancient edifices in England : consisting of plans, elevations, sections, and parts at large, calculated to exemplify the various styles, and the practical construction of this admired class of architecture. London, 1825;
111. Walpole H. A description of the villa of Horace Walpole, youngest son of Sir Robert Walpole earl of Orford, at Strawberry-hill, near Twickenham. Strawberry-hill, 1774.