Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Lenta.ru» как феномен сетевого издания

Работа №133623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Возникновение и развитие интернет-издания «Lenta.ru»: 1999-2004 9
1.1. Предпосылки к возникновению СМИ и процесс его создания 9
1.2. Структура издания «Lenta.ru» 12
1.3. Характеристика контента и особенность подачи информации 15
1.4. Система создания заголовка в новостных материалах «Ленты.ру» 17
1.5. Поиск подхода к аудитории: форум и VIP Новости 19
1.6. Рост популярности СМИ 22
Глава 2. «Lenta.ru» под руководством Галины Тимченко: 2004-2014 26
2.1. Смена главного редактора: фактор Галины Тимченко 26
2.2. Первый редизайн издания 29
2.3. Новые формы подачи информации 31
2.4. Совершенствование спецпроектов 35
2.5. Совместные проекты, приложения и «дочерние» сайты 41
2.6. Лента.ру в социальных сетях 46
2.7. Второй редизайн и рейтинги СМИ 48
Глава 3. Реорганизация издания «Lenta.ru» и новые медиа: Meduza и Лентач 53
3.1. Реорганизация Ленты.ру: поводы, причины, хронология событий 53
3.2. Новое СМИ команды Тимченко: сравнение Медузы и Ленты.ру. 56
3.3. Отделение сообщества во «ВКонтакте»: Лентач, Meduza и Lenta.ru 61
3.4. Последствия реорганизации и прогнозы развития 63
Заключение 66
Список источников и литературы 69
Источники 69
Литература 75
Электронные ресурсы 80
Приложения 82
Приложение 1 82
Приложение 2 86
Приложение 3 88
Приложение 4 98
Приложение 5 100
Приложение 6 101

Интернет-издание «Lenta.ru» является одним из самых любопытных для исследования объектов, поскольку вплоть до прошлого года стабильно занимало первую строчку как самое цитируемое интернет-СМИ. Однако в марте 2014 года была проведена неожиданная и очень массовая реорганизация издания: был изменён как состав редакции, так и контент издания. Несмотря на уход главного редактора Галины Тимченко, издание продолжило работу, в то время как Тимченко вместе с частью бывшей редакции «Lenta.ru» основали новое интернет-СМИ. Также в отдельное медиа было преобразовано сообщество «Lenta.ru» в социальной сети «Вконтакте».
Все новые акторы рынка медиа, появившиеся в ходе этого процесса, на данный момент успешно развиваются и увеличивают свою аудиторию. Сама «Lenta.ru» постепенно возвращает прежние позиции в рейтинге цитирования СМИ. С одной стороны, очень интересен процесс развития СМИ и стратегия развития, благодаря которой ему удалось стать первым в рейтинге цитирования, с другой - на постсоветском пространстве ещё не было реорганизаций, при которых редакция уходила практически в полном составе, а позже и часть редакции, и сообщество СМИ во «Вконтакте» сосуществовали вместе со своим бывшим СМИ.
Кроме того, в мае 2016 года стало известно, что уволены два главных редактора и шеф-редактор «РБК»1 - а именно это СМИ занимает первую строчку в рейтингах цитирования после реорганизации Lenta.ru. Ситуация, во многом идентичная ситуации с Лентой.ру, говорит нам о схожих процессах в СМИ и в обществе, и лишь усиливает наш интерес к изучению опыта развития Lenta.ru.
Научная новизна нашей работы заключена в самом объекте исследования. «Lenta.ru» де-факто была первым интернет-СМИ, поэтому многие идеи по организации сайта и преподнесения информации, придуманные сотрудниками редакции, стали потом общепринятыми для всего российского сегмента сетевой журналистики. К тому же долгое время (как минимум 6 лет) это СМИ занимало первую строчку в рейтингах цитирования интернет-изданий, а потому именно стратегия развития этого медиа представляет особый интерес для исследования. Кроме того, реорганизация «Ленты.ру» - произошедшее совсем недавно событие, практически не имеющее аналогов. По крайней мере, среди коммерческих СМИ. Следовательно, и анализ этого процесса является новым, не проводившимся ранее исследованием. Учитывая тот факт, что реорганизация была проведена только в марте 2014 года, а последствия, к которым она привела, стали заметны лишь в мае-июне, можно утверждать, что лишь в 2015-2016 году мы можем начинать анализировать происходящее. Эти обстоятельства обуславливают актуальность нашей работы.
Таким образом, мы можем указать в качестве объекта исследования интернет-издание «Lenta.ru».
(Отметим также, что далее мы будем пользоваться как названием «Lenta.ru» (несклоняемое) - это официальное название издания и домена, на котором оно находится, так и наименованием «Лента.ру» (склоняемое) - оно чаще упоминается в прессе, научной и художественной литературе)
Предмет исследования — процесс возникновения и развития этого медиа, его особенности. Отдельное внимание уделено такому аспекту как - «Lenta.ru» в условиях реорганизации, сходства и отличия от «дочерних» изданий.
Цель дипломной работы - выявить особенности СМИ и факторы, благодаря которым это медиа смогло занять лидирующую позицию среди интернет-СМИ в российском сегменте интернета, проследив развитие издания «Lenta.ru» и феномен его преобразования с появлением в процессе новых медиа.
Задачи исследования:
• проследить путь появления и развития интернет-издания «Lenta.ru»;
• описать особенности структуры и контента СМИ;
• выявить факторы, позволившие СМИ «Lenta.ru» стать первым в рейтинге цитирования интернет-изданий;
• определить причины и последствия реорганизации издания;
• охарактеризовать новые СМИ, появившиеся в 2014-м году после преобразования СМИ.
Степень разработанности темы. В первую очередь стоит отметить, что наш объект исследования интересен именно тем, что ранее никто не изучал непосредственно его феномен, в разных работах, посвященных интернет-СМИ, исследователи затрагивали лишь отдельные элементы: заголовки, структуру или контент. Но на самой Ленте.ру непосредственно никто из теоретиков не фокусировался. Однако есть множество работ, опора на которые может помочь при изучении этого объекта.
Прежде всего, стоит назвать учебник «Интернет-СМИ: Теория и практика» под редакцией М. М. Лукиной. Существует также много работ, посвященных непосредственно созданию новостей: «Как преподносить новости» Р Копперуда и «Новостная интернет-журналистика» А. А. Амзина.
Кроме того, очень важно упомянуть о взаимодействии изучаемого СМИ с другими акторами медиа-рынка. Здесь мы можем опираться на работу «Интернет и журналист» А.Б.Носика и С.Ю. Кузнецова и учебное пособие «Журналистика» Ворошилова В.В.
Наконец, нужно коснуться исторического контекста и состояния медиасферы. Здесь мы должны упомянуть учебник «История мировой журналистики» А. Г. Беспаловой и «История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 1990-х годов)» Р П. Овсепяна.
При этом феномен «Ленты.ру» мало освещался другими исследователями: этому СМИ в различных учебных пособиях посвящено лишь несколько абзацев. В работе Засурского Я.Н. «Система СМИ России» Ленте.ру посвящено два абзаца, несколько раз издание приводится в пример и в учебнике «Интернет-СМИ: теория и практика» под редакцией М.М. Лукиной. Но конкретных учебных пособий или хотя бы главы в книге, посвященных Ленте.ру, в научной литературе нет.
В ходе выполнения настоящей ВКР были использованы следующие методы исследования: описательный, сравнительно-исторический, типологического анализа. Также был использован метод контент-анализа. Чтобы полноценно отследить процесс развития и изменения «Ленты.ру», была выбрана система отбора материалов. Начиная с 1999 года, за каждый год бралось три интернет-страницы с новостями за один день. Были взяты страницы за 1999 и 2000 и 2004 и 2005. Сопоставлялись заголовки (количество и порядок слов) и темы материалов. К сожалению, не всегда удавалось взять материалы за один и тот же период, поскольку сайт Ленты.ру прошел через два редизайна, и материалы ранее 2014 года остались лишь в различных web- архивах. Для проведения данного исследования использовался интернет-архив Wayback machine. Этот же архив использовался для анализа ранних версий структуры сайта и несуществующих на данный момент разделов. Таким образом, за время написания работы было просмотрено более 150 материалов с сайта «Ленты.ру» (раздел статей, Lenta.doc, форум, колонки), приложения и сообщества в социальных сетях. Отдельно были исследованы все обнаруженные спецпроекты, имеющие отдельные сайты.
Также была проанализирована эффективность спецпроектов и темпы роста самого издания. Для анализа платформ спецпроектов использовались два анализатора сайтов: по количеству посещений (сервисы Liveinternet и PR-CY) и по месту в поисковике при выдаче запроса (сервис CY-PR). Кроме того, использовались данные рейтингов СМИ с сайта Медиалогия и данные индекса популярности сайта по версии РамблерТоп100.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, в котором изложены основные цели и задачи исследования, трех глав и заключения, в котором сделаны выводы на основании исследования теоретического и эмпирического материала. Главы расположены в хронологическом порядке развития издания.
Первая глава охватывает период с 1999 по 2004 год. В ней мы рассмотрим причины и условия, в которых возникла «Lenta.ru», особенности её структуры и характеристики контента, позволившие ей достаточно быстро (в течение полугода) стать одним из самых популярных сайтов российского сегмента интернета.
Вторая глава охватывает период с 2004 по 2014 года. В качестве переломного момента взят уход с поста первого главного редактора издания Антона Носика и получение этой должности Галиной Тимченко, которая затем будет руководить редакцией «Ленты.ру» вплоть до 2014 года. Здесь мы рассмотрим основные характеристики «Ленты.ру»: структуру (изменённую после редизайна издания в том же 2004), способы общения с читательской аудиторией, принципы отбора информации и т.д. Кроме того, мы исследуем стратегию развития СМИ, которую предложила Галина Тимченко.
Третья глава будет всецело посвящена состоянию Ленты.ру в период реорганизации СМИ, причинах и последствиях этого шага, как для издания, так и для рынка массмедиа в целом. Также мы рассмотрим процесс появления новых СМИ и медиа, отделившихся от издания, их сходства и отличия от «Ленты.ру», темпы и перспективы развития всех участвовавших в реорганизации СМИ.
Дипломная работа будет содержать множество приложений, иллюстрирующих приведённые в тексте тезисы и наглядно демонстрирующих различия в структуре и внешнем виде сайта между различными дизайнами Ленты.ру, принцип оформления материалов на сайте и другие особенности Ленты.ру.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы со всех сторон проанализировали интернет-СМИ Lenta.ru и приблизились к нашей конечной цели: охарактеризовать факторы и особенности, которые позволили этому изданию стать таким популярным.
Первый фактор, который стоит отметить - время создания СМИ. Де- факто, редакция Ленты.ру была первой редакцией онлайн-СМИ, поэтому многие приёмы, которые они применяли, становились потом популярными среди остальных российских интернет-СМИ. Отдельные плашки для самых важных тем, Лентапедия, способ ведения аккаунтов в социальных сетях и многое другое. Это был эпатаж, но эпатаж, привлекавший к Ленте.ру внимание, а значит и аудиторию.
Второй фактор - чёткая структура новостей. Если во многих форматах корреспондентам позволяли экспериментировать, то новости имели очень жёсткий формат и полную регламентацию Длина и способ написания заголовка, содержание лида и самой новости, количество источников и способ их подтверждения - полное регламентирование. Такой способ, во- первых, позволял контролировать новостной поток и не допускать появления дезинформации и большого количества опечаток или фактических ошибок, а во-вторых, был удобен для читателя - аудитория привыкала к такому формату и воспринимала его интуитивно, уже зная, что если сразу хочешь узнать подробности, то нужно читать последний абзац.
Третья особенность - максимальная персонификация. Если в новостях все были «на одно лицо», то в других разделах Галина Тимченко, как мы писали выше, поощряла связь хобби сотрудника с работой. Благодаря этому редакторы имели возможность писать о том, в чём действительно хорошо разбирались и любили, а редакция могла проверить наличие у корреспондента неожиданных талантов в том или ином жанре, а потом и применить их. К тому же такая персонифицированность «подсаживала» читателей на конкретного журналиста и привлекла снимание к СМИ. Именно поэтому в 2014 году было так сложно полностью поменять сотрудников: старая Lenta.ru делала ставку на известность конкретного специального корреспондента или колумниста. Читатели приходили на онлайн-трансляции матчей к конкретным людям и хотели прочесть именно то интервью, которое брал Илья Азар.
Ещё один фактор успешности - разнообразие форматов. Комментарии, спецпроекты, приложения, наконец, «дочерние» сайты. Благодаря тому, что Lenta.ru постоянно пробовала новые форматы, редакторам было из чего выбрать, и в итоге уровень конечного контента повышался: неудачные идеи постепенно уходили, а удачные - развивались и совершенствовались. Так у Ленты.ру появились спецпроекты, спецрепортажи, колонки, а приложение АвтоЛента выросло в целый сайт Motor.
Говоря о спецпроектах, стоит упомянуть их дизайн: зачастую футуристический и новаторский для своего времени. Дизайн Ленты.ру сначала делала известная и популярная студия Артемия Лебедева, а после, когда Лента.ру достаточно развилась, чтобы собрать собственную большую команду разработчиков, дизайн 2013 года был сделала собственными усилиями команды Ленты.ру и приглашенного, малоизвестного тогда дизайнера. В итоге в 2013 году дизайн Ленты.ру входит в тройку лучших среди дизайнов новостных сайтов всего мира. После второго редизайна некоторые пользователи заходили просто из-за красивого оформления.
Кроме стремления к новому дизайну, Лента.ру всегда готова была покорять новые площадки. Facebook, Twitter, Вконтакте... Meduza, новый проект Тимченко, имеет интеграцию с 8 различными социальными сетями. Но и сама Лента.ру вела аккаунты, следуя своей манере, благодаря чему аудитория, привыкшая к такому контенту на сайте, «репостила» его же в социальных сетях и возвращала трафик.
Ещё один фактор - чувство юмора редакции. Оно нравилось не всем, но целевая аудитория Ленты.ру с удовольствием смотрела на «отжыги в соцсетях» и на самом сайте. Ироничное отношение стало козырной картой Ленты.ру, стиль её заголовков и иллюстраций узнавался мгновенно.
Наконец, последний фактор, во многом позволивший Галине Тимченко после ухода из Ленты.ру создать новое СМИ: близость к читателю. Лента.ру знала свою аудиторию, часто с ней общалась. Форум, онлайн-пресс- конференции и вопросы от пользователей, наконец, общение в твиттере, facebook и Вконтакте - конечно, это была далеко не вся аудитория, а лишь узкая прослойка. Однако именно эта прослойка забрала после реорганизации Лентач, первой отписалась от твиттера @lentaofficial и первой же пришла в Meduza. История повторилась: первая Лента.ру, возникшая из Газеты.ру, забрала аудиторию за счет новостей, и, уходя из Lenta.ru, эта же редакция снова забрала часть читателей с собой.
Реорганизация Ленты.ру и её последствия в некоторой степени открыли новый период российских медиа. Теперь мы видим, что ресурс, публикующий новости, может иметь миллионную аудиторию, редакторов и факт-чекинг информации, но при этом вообще не являться СМИ, а уход редакции из большого холдинга не означает растворение в медиапространстве. Одновременно с этим реорганизация открыла и новый период в функционировании Ленты.ру. Lenta.ru 1999-2014 года была известна именно «старой» редакцией и её подходом. Очевидно, что эта эпоха в жизни СМИ прошла, но опыт, приобретённый сотрудниками издания и проанализированный нами, они воплотили в своём новом проекте, что лишь подтверждает практическое значение нашего исследования.
События последних дней, а именно увольнение руководства «РБК», открывают перед нами, как перед исследователями, возможность пронаблюдать за реорганизацией ещё одного медиа и поставить следующие опросы: смогут ли оставшиеся в РБК удержать его на первом месте? Смогут ли (если захотят) ушедшие из СМИ журналисты повторить путь редакции Лента.ру?


Источники.
Официальный сайт Ленты.ру https://lenta.ru
Рубрики.
1. Колонки
http: //web.archive. org/web/20120103205559/http: //lenta.ru/columns/
2. Лентапедия
http: //web.archive. org/web/20121229221923/http: //lenta.ru/lib/
3. Lenta.doc
http://web.archive.org/web/20131217174001/http://lenta.ru/rubrics/lentadoc/
4. Форум первой версии сайта
http: //web.archive. org/web/20040212055339/http: //www.lenta.ru/forum/
5. Форум второй версии сайта
https://web.archive.org/web/20120410100540/http://readers.lenta.ru/
6. Правила поведения на форумах Lenta.ru
http://web.archive.org/web/20030414005407/http://lenta.ru/info/forum.htm
7. «Из жизни»
http://web.archive.org/web/20031202203518/http://lenta.ru/oddly/
8. VIP Новости
vip.lenta.ru
9. Статьи
https: //lenta.ru/articles
Новости за одни сутки.
1. 31 августа 1999
https:ZZlenta.ru/1999/08Z31/
2. 6 сентября 1999
https://lenta.ru/1999/09/06/
3. 29 сентября 1999
https: //lenta.ru/1999/09/29/
4. 12 января 2000
https://lenta.ru/2000/01/12/
5. 12 июля 2000
https: //lenta.ru/2000/07/12/
6. 12 декабря 2000
https: //lenta.ru/2000/12/12/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ