Введение 3
Глава 1. Общая характеристика морального сознания 6
§1.1. Уровни морального сознания 6
§1.2. Нормативно-ценностные компоненты морального сознания 13
Глава 2. Формирование морального сознания 20
§2.1. Основные концепции формирования морального сознания 20
§2.2. Роль нравственного образца в формировании морального сознания ребенка 27
Глава 3. Мультипликация как инструмент формирования морального сознания ребенка 33
§3.1. Нравственный образец в мультипликационном контенте 33
§3.2. Мультипликация в нравственном воспитании: эмпирический анализ 39
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение №1 58
Приложение №2 59
В информационном обществе моральные ценности меняютсвою иерархию, возрастает влияние информационных средств на моральное сознание, приспосабливая его к новому содержанию социальных отношений. В связи с эскалацией роли масс-медиа в общественной жизни следует говорить о телевидении как об институте социализации. Любой институт социализации выступает в качестве транслятора определенных систем ценностей, норм, принципов и идеалов и обладает высоким воспитательным потенциалом.
Мораль, в свою очередь, пронизывает все формы индивидуально- общественного бытия: экономику, политику, право, религию, культуру и искусство. Всеобъемлющий характер морали является сложным полем для исследования, так как мораль имплицитно встроена в разнообразные социальные отношения.
Моральное сознание и моральное поведение являются востребованной областью научного понимания: феномены исследуется этиками, психологами, социологами, культурологами и педагогами. Тем не менее, в процессе анализа источников в нашем проблемном поле, мы не обнаружили научно-разработанную теорию влияния мультипликации на формирование морального сознания.
Целью данной работы стало теоретическое и эмпирическое обоснование мультипликационного контента как фактора, способствующего развитию морального сознания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования — дети младшего школьного возраста (4 класс) и дети среднего школьного возраста (5 класс).
Предмет исследования — характер влияния мультипликационного контента на формирование морального сознания детей.
Гипотеза — мультипликационный контент играет позитивную роль в формировании морального сознания детей младшего школьного возраста при выполнении следующих условий:
а) четкость нравственных образцов, выраженная через дихотомию доброго и злого персонажей;
б) ясное художественное анимационное изображение негативного нравственного поведения и позитивного нравственного поведения;
в) включение значимых взрослых как субъекта нравственного воспитания ребенка в процесс просмотра и анализа мультфильмов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать структуру морального сознания:
а) Выявить уровни, компоненты;
б) Описать свойства и функции.
2. Исследовать основные концепции формирования морального сознания ребенка.
3. Определить место нравственного образца в структуре морального сознания ребенка.
4. Описать детскую мультипликацию в качестве института социализации и транслятора норм, ценностей, принципов и идеалов.
5. Подобрать практико-ориентированные материалы и эмпирически апробировать выдвинутую гипотезу.
База исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Google-формы и МАОУСОШ №7 города Боровичи, Новгородской области.
Анализ литературы
Работа основывается на анализе как отечественной, так и зарубежной исследовательской литературы. Опираясь на структуру работы, источники можно разделить на следующие группы:
1. Этические исследования, посвященные анализу феномена морального сознания: Н.В. Рыбакова, П.В. Кобляков, О.Г. Дробницкий, Б.С. Братусь, Л.Н. Антилогова, Л.Ю. Соломина, Н.В. Мельникова, И.М. Бормотова.
2. Работы по психологии морального развития: Е.В. Субботский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, С.Г. Якобсон, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Дж. Рест.
3. Социологические исследования мультипликации: В.С. Собкин, М.А. Муртузина, М.Е. Глухова, А. Бандура.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, включающих в себя по два параграфа, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическая часть работы показывает, что формирование нравственного сознания — многоуровневый, полиструктурный процесс усвоения человеком моральных норм и ценностей. Моральное сознание не является врожденным и спонтанным образованием личности, оно формируется с самого детства посредством первичных и вторичных агентов социализации, которые выступают как нравственные образцы, транслирующие нормы и ценностей. Моральное сознание актуализируется путем практической деятельности, поэтому необходима игра, в которой ребенок младшего школьного возраста сможет примерять на себя роли любимых героев.
Мультипликация - художественно-осмысленный резонанс на социокультурные процессы общества. Мультипликационный образ благодаря антроморфизации и авторскому «одушевлению» и определенной линии поведения выступает как образец.
Эмпирическая часть работы показала, что мультипликация активно присутствует в жизни детей младшего школьного возраста, но менее активно в жизни детей среднего школьного возраста. Каждой возрастной категории свойственно фаворитизировать мультипликацию, которая не ориентирована на их возрастную категорию. В мультипликационном произведении дети 10-12-ти лет одинаково ценят юмор.
Исследование продемонстрировало, что родители нивелируют воспитательный и трансформирующий потенциал мультипликации и используют ее как «бесстрастную теле-няню». Ответы взрослых респондентов иллюстрируют, что дети чаще всего имитируют речь (голос, интонацию, фразы и слова) любимого персонажа, но менее активно играют в любимых персонажей в домашних условиях. В результате нашей работы мы вынесли ряд предполагаемых инструкций для родителей в использовании мультипликации как агента нравственного воспитания детей 10-12-ти лет.
Рекомендации
1. Совместный просмотр мультфильмов детей и родителей, сопровождаемый рядом разъяснительных бесед и интерпретаций поступков мульт-героев:
1.1. «Вычленение» положительных нравственных качеств любимого мульт-героя ребенка.
1.2. «Вычленение» морально-спорных нравственных качеств негативного или нелюбимого мульт-героя.
1.3. Объяснение мотивов поведения мульт-персонажей и совместное обсуждение посредством ответа-вопроса.
1.4. Апелляция к этическим категориям в процессе совместного просмотра (справедливость, свобода, дружба, любовь, честь, достоинство и др.).
2. Подбор мультипликации, соответствующей возрасту детей, посредством мониторинга тематических сайтов.
3. Закрепление ценностей, которые транслируют любимые мульт- герои, в семейно-бытовой культуре:
3.1. Тематическая игра с использованием тематической атрибутики.
3.2. Межличностная коммуникация.
3.3. Личный пример и демонстрация заинтересованности в мультипликационных симпатиях ребенка.
4. Тайминг просмотра мультипликации.
Перспективы дальнейших исследований
1. Массовое информирование родителей о высоком воспитательном, образовательно-просветительском потенциале мультипликации посредством информационных средств.
2. Исследование перспектив введения в школьную программу предмета «Медиа-грамотность», «Медиаобразование».
3. Теоретическое и экспериментальное изучение юмора, используемого в детской мультипликации, как инструмента трансляции моральных ценностей и норм и его потенциала мультфильмов в нравственном формировании человека и воспитании.
4. Изучение механизма идентификации с мульт-персонажами и имитации речи мульт-персонажей.
5. Организация досугового временипровождения детей (тематические квесты, игры по сюжетам мультфильмов) посредством социального партнерства (библиотеки, центры детского творчества и др.).
7. Этико-психологический анализ мультсериалов: «Смешарики», «Гравити фолз», «Леди Баг и Супер Кот», «Рик и Морти», так как они являются наиболее популярными среди детей 10-12-ти лет.
8. Этико-психологическое исследование феномена мультипликации, ориентированной на семейный просмотр.
1. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности // Новосибирский государственный педагогический университет : Автореферат диссертации — 1999.
2. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37—46.
3. Багаутдинов А. М.Формирование личности в обновляющемся российском обществе // Экономика и управление. 2003. - № 1.
4. Божович Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -350 с.
5. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 2. с. 80-90.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 1968. - 400с.
7. Бормотова И.М. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.05) на тему «Моральное сознание личности». - Л., 1984. - 27с.
8. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности — Москва: Знание, 1985 64 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Гегель Г.В.Ф. Соч. T. IV М., 1959, с. 331
11. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 4. М., 1973. 668 с.
12. Глухова М.Е. Стереотипы внешности в современной детской российской анимации. Вестник СПБГУ Том 11. Выпуск 1. 2018 с.128-141
13. Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Институт психологии РАН. — 2010. — С. с.52-66
14. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. -М.: Изд-во МГУ, 1974. 156 с
15. Гусейнов. А.А. Мораль // Общественное сознание и его формы. - Политиздат, 1986. 157с.
...