Имидж России в общественно-политических медиа скандинавских стран
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ 10
1.1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ИМИДЖМЕЙКИНГА 10
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА 18
1.3. МЕДИЙНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕПЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 37
2. РОССИЙСКО-СКАНДИНАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ИМИДЖ РОССИИ В СКАНДИНАВСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 51
2.1. ОБЗОР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СКАНДИНАВИИ 51
2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА РФ В СТРАНАХ СКАНДИНАВИИ 60
2.3 АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕДИА СТРАН СКАНДИНАВИИ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ПОСОЛЬСТВА РФ В ДАНИИ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ПОСОЛЬСТВА РФ В НОРВЕГИИ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ПОСОЛЬСТВА РФ В ШВЕЦИИ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ НОРВЕЖСКОГО МЕДИА AFTENPOSTEN 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ШВЕДСКОГО МЕДИА AFTONBLADET 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ДАТСКОГО МЕДИА BERLIGSKE TIDENDE 186
1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПОНЕНТЫ 10
1.1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ИМИДЖМЕЙКИНГА 10
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА 18
1.3. МЕДИЙНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕПЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 37
2. РОССИЙСКО-СКАНДИНАВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ИМИДЖ РОССИИ В СКАНДИНАВСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 51
2.1. ОБЗОР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СКАНДИНАВИИ 51
2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА РФ В СТРАНАХ СКАНДИНАВИИ 60
2.3 АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕДИА СТРАН СКАНДИНАВИИ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ПОСОЛЬСТВА РФ В ДАНИИ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ПОСОЛЬСТВА РФ В НОРВЕГИИ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ПОСОЛЬСТВА РФ В ШВЕЦИИ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ НОРВЕЖСКОГО МЕДИА AFTENPOSTEN 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ШВЕДСКОГО МЕДИА AFTONBLADET 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. МОНИТОРИНГ НОВОСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ ДАТСКОГО МЕДИА BERLIGSKE TIDENDE 186
Одну из ключевых ролей в формировании двусторонних связей между государствами играет имидж страны, то есть некий набор ожиданий и фактов, связанных с данным государством и гарантирующий целостность восприятия этого объекта. Сегодня многие историки, политологи и культурологи активно занимаются проблемами определения и анализа имиджа государства, так как правильная стратегия его формирования способна привлечь в страну инвестиции зарубежных партнеров, обеспечить тесные культурные, экономические и политические связи с миром, повысить туристическую привлекательность государства и обеспечить внутриполитическую стабильность.
В 2012 году на совещании послов В.В. Путин заявил: «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко… а виноваты мы с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию» . Это заявление очень верно отражает современное состояние имиджевой политики России – на протяжении более чем 15 лет не велось никакой определенной комплексной работы по конструированию положительного имиджа страны, и сейчас у Российской Федерации нет цельного аппарата по управлению образом страны, а это приводит к неэффективности любых предпринятых акций.
Актуальность исследования обусловлена осознанием важности не только построения имиджа России, но особенно — контролем над текущей ситуацией. Начиная с 2014 года, в российской прессе нередко появляются публикации, объединенные общей риторикой: в странах Скандинавии Россию воспринимают негативно — как опасность, противника и даже врага. В декабре 2016 года в ряде российских и зарубежных СМИ прозвучало сообщение о том, что Швеция готовится к войне с Россией , ожидая в скором времени агрессию с ее стороны. Россия и Скандинавия – исторический регион, объединяющий Данию, Норвегию и Швецию – имеют давние политические, экономические и культурные связи, совместные общие проекты и интересы, поэтому такое положение дел — угроза для возможности успешной коммуникации государств в дальнейшем.
Именно эти публикации обусловили выбор анализируемого периода — последний квартал 2016 года — что позволило бы выявить предпосылки подобных публикаций и подтвердить или опровергнуть существование настолько негативного восприятия России в регионе. Кроме того, изучив публикации общественно-политических медиа скандинавских стран можно не только увидеть реальное положение дел, но и выявить особенности имиджа России в регионе, актуальные темы и перспективные направления, в рамках которых можно работать для улучшения имиджа РФ.
Проблемы восприятия страны другими государствами в последние десятилетия в мировые науки выдвигаются на передний план и активно разрабатываются социологами, историками, культурологами. Несмотря на актуальность, степень научной разработанности темы формирования современного имиджа России в странах Скандинавии остается низкой. В основном, специалисты затрагивают тему взаимоотношений рассматриваемых стран в рамках решения других проблем: экономических, экологических, социальных. Более того, среди зарубежных исследователей тема медийного имиджа России, к сожалению, не является объектом внимания. Следовательно, можно говорить о научной новизне нашего исследования. Однако невозможно не отметить вклад в исследования имиджа России профессора МГУ И.А. Василенко (работа «Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта»), профессоров РУДН В.В. Барабаша и Е.А. Котеленец, руководителя АИРО Г.А. Бордюгова, (исследование «Образы России в Мире»), а также доктора исторических наук Э.А. Галумова (исследования «Международный имидж России: стратегия формирования», «Имидж России в контекстах истории») и профессора СПбГУ Ю.А. Лимонова (цикл работ «Россия глазами иностранца») .
Объектом исследования данной работы является имидж России в странах Скандинавии, предметом исследования – особенности имиджа России в общественно-политических медиа скандинавских стран.
Цель нашего исследования – выделить особенности медийного имиджа России в странах Скандинавии, как его теоретические, так и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
* дать наиболее полное определение понятия «медийный имидж государства»;
* составить систему критериев оценки «медийного имиджа»;
* охарактеризовать современные российско-скандинавские отношения;
* проанализировать деятельность организаций, продвигающих имидж России в Скандинавии;
* выявить актуальные для скандинавских стран темы, связанные с Россией;
* проанализировать публикации скандинавских медиа согласно составленной системе, для выявления особенностей восприятия России в регионе.
Источниками для написания работы послужили публикации наиболее популярных скандинавских медиа:
* шведского - Aftonbladet ;
* норвежского - Aftenposten ;
* датского - Berlingske Tidende .
Также в качестве источников были использованы материалы официальных сайтов представительств Российской Федерации в странах Скандинавии , сайт министерства иностранных дел РФ , сайты министерств иностранных дел Дании, Норвегии и Швеции .
Литература представлена работами как российских, так и зарубежных специалистов в области межкультурных коммуникаций и имиджевой политики. Для рассмотрения особенностей различных теоретических подходов были изучены работы С. Анхольта (Создание бренда страны), Д.П. Гавры (Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели), Э. А. Галумова (Международный имидж России: стратегия формирования), Д.Н. Замятина (Структура и динамика политико-географических образов), для выделения особенностей структуры медийного имиджа - работа Д. П. Гавры, А. С. Савицкой и Д. П. Шишкина (Внешний имидж государства в медиапространстве), Тарановой Ю.В. (Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе), понятие «мягкой силы» было рассмотрено в работе Дж. Ная (Гибкая власть).
Методология исследования. Для достижения поставленной цели, для проведения исследования нами были выбраны следующие методы:
* Методы сравнения и обобщения – использовался для выявления общих и различных черт таких понятий как имидж, образ и стереотип, а также для формирования наиболее полного определения понятия имидж.
* Для определения текущего состояния российско-скандинавских отношений, был использованы сравнительный и исторический методы, которые позволили выявить изменения в коммуникациях стран.
* Метод ранжирования использовался при выявлении основных тем в медиа Скандинавии, связанных с Россией.
* Был проведен мониторинг скандинавских общественно-политических медиа: AftenPosten, Aftonbladet, Berlingske Tidende – обработаны материалы, опубликованные в период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
* Контент-анализ был взят за основу как при анализе публикаций на сайтах представительств МИД РФ в Скандинавии, так и при анализе публикаций из скандинавских общественно-политических медиа для выявления характеристик современного имиджа России. Контент-анализ позволяет определить, к какой сфере и теме относятся рассматриваемые публикации.
Теоретическое и практическое значение работы. В основном, специалисты в области национального брендинга занимаются теоретическими аспектами данной темы или же исследуют восприятия России в мире в целом, не акцентируя внимание на регионах. Однако нам представляется важным учитывать особенности каждого региона, где формируется образ России, так как восприятие нашего государства зависит в том числе и от исторического опыта, культурных и экономических особенностей тех или иных государств. Ценность данного исследования состоит в том, что в нем сделан акцент на имидж России в определенном стратегически важном регионе – Скандинавии, что позволяет более детально изучить его специфику и провести глубокий анализ восприятия РФ в регионе и работы, проводимой российской стороной для повышения привлекательности своего имиджа. Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что, проанализировав публикации в общественно-политических медиа Скандинавии, автор стремился выявить особенности восприятия России в Скандинавии и выявить темы, которые представляют интерес для скандинавской общественности с точки зрения не только представительств МИД РФ, но и в действительности. Их сопоставление позволило бы доработать процесс формирования имиджа России в регионе, выбрав наиболее актуальные направления для данной работы.
Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
* В первой теоретической главе дается определение ключевым понятиям, использующимся в работе, а именно: «имидж государства», «медийный имидж», «общественно-политические медиа», «мягкая сила», составляется система критериев оценки медийного имиджа.
* Во второй главе представлены исторические предпосылки формирования современного имиджа России в Скандинавии, анализируются текущие отношения стран, и деятельность официальных представительств РФ в скандинавских странах по формированию имиджа России. Также выявляются информационные поводы, связанные с Россией, актуальные и интересные для граждан Скандинавских стран с точки зрения скандинавских медиа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Медиа являются основным источником информации о стране для зарубежной аудитории, поэтому являются посредником между государством и обществом при формировании имиджа государства;
2. Медийный имидж может выступать критерием оценки эффективности применения «мягкой силы». Для этого необходимо отслеживать сферы, к которым относятся публикации, их темы и тональность.
3. Имидж России в скандинавских странах – негативный, так как не контролируется государством и его официальными представительствами, в регионе не осуществляются проекты с применением «мягкой силы», что вызывает смещение имиджа в сторону политического профиля.
В 2012 году на совещании послов В.В. Путин заявил: «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается как-то однобоко… а виноваты мы с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию» . Это заявление очень верно отражает современное состояние имиджевой политики России – на протяжении более чем 15 лет не велось никакой определенной комплексной работы по конструированию положительного имиджа страны, и сейчас у Российской Федерации нет цельного аппарата по управлению образом страны, а это приводит к неэффективности любых предпринятых акций.
Актуальность исследования обусловлена осознанием важности не только построения имиджа России, но особенно — контролем над текущей ситуацией. Начиная с 2014 года, в российской прессе нередко появляются публикации, объединенные общей риторикой: в странах Скандинавии Россию воспринимают негативно — как опасность, противника и даже врага. В декабре 2016 года в ряде российских и зарубежных СМИ прозвучало сообщение о том, что Швеция готовится к войне с Россией , ожидая в скором времени агрессию с ее стороны. Россия и Скандинавия – исторический регион, объединяющий Данию, Норвегию и Швецию – имеют давние политические, экономические и культурные связи, совместные общие проекты и интересы, поэтому такое положение дел — угроза для возможности успешной коммуникации государств в дальнейшем.
Именно эти публикации обусловили выбор анализируемого периода — последний квартал 2016 года — что позволило бы выявить предпосылки подобных публикаций и подтвердить или опровергнуть существование настолько негативного восприятия России в регионе. Кроме того, изучив публикации общественно-политических медиа скандинавских стран можно не только увидеть реальное положение дел, но и выявить особенности имиджа России в регионе, актуальные темы и перспективные направления, в рамках которых можно работать для улучшения имиджа РФ.
Проблемы восприятия страны другими государствами в последние десятилетия в мировые науки выдвигаются на передний план и активно разрабатываются социологами, историками, культурологами. Несмотря на актуальность, степень научной разработанности темы формирования современного имиджа России в странах Скандинавии остается низкой. В основном, специалисты затрагивают тему взаимоотношений рассматриваемых стран в рамках решения других проблем: экономических, экологических, социальных. Более того, среди зарубежных исследователей тема медийного имиджа России, к сожалению, не является объектом внимания. Следовательно, можно говорить о научной новизне нашего исследования. Однако невозможно не отметить вклад в исследования имиджа России профессора МГУ И.А. Василенко (работа «Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта»), профессоров РУДН В.В. Барабаша и Е.А. Котеленец, руководителя АИРО Г.А. Бордюгова, (исследование «Образы России в Мире»), а также доктора исторических наук Э.А. Галумова (исследования «Международный имидж России: стратегия формирования», «Имидж России в контекстах истории») и профессора СПбГУ Ю.А. Лимонова (цикл работ «Россия глазами иностранца») .
Объектом исследования данной работы является имидж России в странах Скандинавии, предметом исследования – особенности имиджа России в общественно-политических медиа скандинавских стран.
Цель нашего исследования – выделить особенности медийного имиджа России в странах Скандинавии, как его теоретические, так и практические аспекты.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
* дать наиболее полное определение понятия «медийный имидж государства»;
* составить систему критериев оценки «медийного имиджа»;
* охарактеризовать современные российско-скандинавские отношения;
* проанализировать деятельность организаций, продвигающих имидж России в Скандинавии;
* выявить актуальные для скандинавских стран темы, связанные с Россией;
* проанализировать публикации скандинавских медиа согласно составленной системе, для выявления особенностей восприятия России в регионе.
Источниками для написания работы послужили публикации наиболее популярных скандинавских медиа:
* шведского - Aftonbladet ;
* норвежского - Aftenposten ;
* датского - Berlingske Tidende .
Также в качестве источников были использованы материалы официальных сайтов представительств Российской Федерации в странах Скандинавии , сайт министерства иностранных дел РФ , сайты министерств иностранных дел Дании, Норвегии и Швеции .
Литература представлена работами как российских, так и зарубежных специалистов в области межкультурных коммуникаций и имиджевой политики. Для рассмотрения особенностей различных теоретических подходов были изучены работы С. Анхольта (Создание бренда страны), Д.П. Гавры (Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели), Э. А. Галумова (Международный имидж России: стратегия формирования), Д.Н. Замятина (Структура и динамика политико-географических образов), для выделения особенностей структуры медийного имиджа - работа Д. П. Гавры, А. С. Савицкой и Д. П. Шишкина (Внешний имидж государства в медиапространстве), Тарановой Ю.В. (Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе), понятие «мягкой силы» было рассмотрено в работе Дж. Ная (Гибкая власть).
Методология исследования. Для достижения поставленной цели, для проведения исследования нами были выбраны следующие методы:
* Методы сравнения и обобщения – использовался для выявления общих и различных черт таких понятий как имидж, образ и стереотип, а также для формирования наиболее полного определения понятия имидж.
* Для определения текущего состояния российско-скандинавских отношений, был использованы сравнительный и исторический методы, которые позволили выявить изменения в коммуникациях стран.
* Метод ранжирования использовался при выявлении основных тем в медиа Скандинавии, связанных с Россией.
* Был проведен мониторинг скандинавских общественно-политических медиа: AftenPosten, Aftonbladet, Berlingske Tidende – обработаны материалы, опубликованные в период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
* Контент-анализ был взят за основу как при анализе публикаций на сайтах представительств МИД РФ в Скандинавии, так и при анализе публикаций из скандинавских общественно-политических медиа для выявления характеристик современного имиджа России. Контент-анализ позволяет определить, к какой сфере и теме относятся рассматриваемые публикации.
Теоретическое и практическое значение работы. В основном, специалисты в области национального брендинга занимаются теоретическими аспектами данной темы или же исследуют восприятия России в мире в целом, не акцентируя внимание на регионах. Однако нам представляется важным учитывать особенности каждого региона, где формируется образ России, так как восприятие нашего государства зависит в том числе и от исторического опыта, культурных и экономических особенностей тех или иных государств. Ценность данного исследования состоит в том, что в нем сделан акцент на имидж России в определенном стратегически важном регионе – Скандинавии, что позволяет более детально изучить его специфику и провести глубокий анализ восприятия РФ в регионе и работы, проводимой российской стороной для повышения привлекательности своего имиджа. Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что, проанализировав публикации в общественно-политических медиа Скандинавии, автор стремился выявить особенности восприятия России в Скандинавии и выявить темы, которые представляют интерес для скандинавской общественности с точки зрения не только представительств МИД РФ, но и в действительности. Их сопоставление позволило бы доработать процесс формирования имиджа России в регионе, выбрав наиболее актуальные направления для данной работы.
Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
* В первой теоретической главе дается определение ключевым понятиям, использующимся в работе, а именно: «имидж государства», «медийный имидж», «общественно-политические медиа», «мягкая сила», составляется система критериев оценки медийного имиджа.
* Во второй главе представлены исторические предпосылки формирования современного имиджа России в Скандинавии, анализируются текущие отношения стран, и деятельность официальных представительств РФ в скандинавских странах по формированию имиджа России. Также выявляются информационные поводы, связанные с Россией, актуальные и интересные для граждан Скандинавских стран с точки зрения скандинавских медиа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Медиа являются основным источником информации о стране для зарубежной аудитории, поэтому являются посредником между государством и обществом при формировании имиджа государства;
2. Медийный имидж может выступать критерием оценки эффективности применения «мягкой силы». Для этого необходимо отслеживать сферы, к которым относятся публикации, их темы и тональность.
3. Имидж России в скандинавских странах – негативный, так как не контролируется государством и его официальными представительствами, в регионе не осуществляются проекты с применением «мягкой силы», что вызывает смещение имиджа в сторону политического профиля.
Целью данной работы было выделить особенности медийного имиджа России в странах Скандинавии, как его теоретические, так и практические аспекты.
Понятие имиджа имеет множество определений, что говорит о расплывчатости этого термина. Исследователи выделяют такие главные характеристики государственного имиджа как устойчивость, субъективность и неоднородность. Также у специалистов нет единого мнения о наборе инструментов для его формирования.
Мы рассмотрели классические и современные теоретические подходы к процессу формирования имиджа территории, и выявили определенный тренд — в современных исследованиях специалисты отмечают особую роль СМИ в данном процессе, и вводят новую характеристику имиджа — медийный. Действительно, формирование внешнего имиджа страны для зарубежной аудитории практически невозможно, и приходится обращаться к медиа, как к посреднику между органами государственной власти одной страны и обществом другой. Медиа могут искажать имидж государства, но с другой стороны они могут стать индикатором эффективности проводимых мероприятий по формированию имиджа с применением технологий мягкой силы.
Медийный имидж делится на пять профилей, согласно общественным сферам: политический, экономический, социальный, культурный и спортивный. В идеале имидж должен быть сбалансирован, и информация для зарубежной общественности должна поступать о всех сферах деятельности государства, для формирования наиболее полных представлений о нем.
В данном исследовании мы сосредоточились на медийном имидже России в странах одного региона — Скандинавии. Отношения России с странами, входящими в него, Данией, Норвегией и Швецией в последние годы ухудшались, и обострение достигло пика в декабре 2016 года, когда появилась информация о том, что Швеция готовится к возможной войне с Россией.
В первую очередь мы обратились к официальным источникам, чтобы выяснить в каком состоянии находится диалог между государствами, и действительно ли ситуация настолько сложна. Оказалось, что контакты между руководителями, правительствами государств уже не первый год находятся в состоянии заморозки, а санкции со временем только ухудшают ситуацию. Страны по-прежнему сотрудничают в рамках международных организаций, но двусторонний диалог фактически сошел на нет.
Прежде чем обратиться к анализу медийного имиджа России в скандинавских общественно-политических изданиях, мы из открытых источников изучили деятельность представительств министерства иностранных дел Российской Федерации. Целью было выявить, осуществляются ли ими какие-либо проекты, подразумевающие формирование положительного имиджа России посредством «мягкой силы». К сожалению, оказалось, что работа хоть и проводится, но в недостаточном объеме, для того чтобы это могло отобразиться в медийном имидже России в странах пребывания.
Приступив к работе с публикациями в общественно-политических медиа, мы столкнулись с проблемой отсутствия возможности автоматического мониторинга иностранных изданий с практически готовыми выводами. Возможно, у посольств просто нет достаточно ресурсов для того чтобы оперативно отслеживать и реагировать на темы и тональность публикаций в наиболее популярных изданиях стран пребывания.
Были проанализированы в общей сложности 1670 публикаций за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
Среди особенностей медийного имиджа в общественно-политических медиа скандинавских стран можно отметить доминирование политического и спортивного профилей медийного имиджа. Культурная, социальная и экономическая сферы деятельности России практически не представлены. Политический профиль формируется внешней политикой России, и в связи с уже существующим негативным имиджем, тональность составляющих его сообщений также будет негативной. Чтобы это изменить, необходимо провести колоссальную работу по разрушению сложившихся стереотипов.
Экономическая профиль сложно охарактеризовать, так как его практически нет. Его формируют действия крупных российских компаний.
Социальный профиль в большей степени составляют разного рода происшествия, которые также добавляют негатива к имиджу России. Однако, он всё еще мало представлен в сравнении с политическим или спортивным, поэтому его еще можно дополнять и дорабатывать.
Культурный профиль также всё еще недостаточно разработан. Можно отметить, что классические компоненты культурной сферы — балет, театр — уходят на задний план, оставляя место для новых проектов по продвижению российской культуры, науки, образования и языка.
Спортивный профиль также является перспективным. Допинговый скандал оставляет свой отпечаток негатива на российских спортсменах, российских спортивных проектах. Однако это не гасит интереса зарубежной общественности. Уже в следующем году пройдет Чемпионат мира по футболу-2018, который уже сейчас составляет значительную часть спортивного профиля медийного имиджа России. Этот спортивный проект необходимо использовать для улучшения имиджа России.
Понятие имиджа имеет множество определений, что говорит о расплывчатости этого термина. Исследователи выделяют такие главные характеристики государственного имиджа как устойчивость, субъективность и неоднородность. Также у специалистов нет единого мнения о наборе инструментов для его формирования.
Мы рассмотрели классические и современные теоретические подходы к процессу формирования имиджа территории, и выявили определенный тренд — в современных исследованиях специалисты отмечают особую роль СМИ в данном процессе, и вводят новую характеристику имиджа — медийный. Действительно, формирование внешнего имиджа страны для зарубежной аудитории практически невозможно, и приходится обращаться к медиа, как к посреднику между органами государственной власти одной страны и обществом другой. Медиа могут искажать имидж государства, но с другой стороны они могут стать индикатором эффективности проводимых мероприятий по формированию имиджа с применением технологий мягкой силы.
Медийный имидж делится на пять профилей, согласно общественным сферам: политический, экономический, социальный, культурный и спортивный. В идеале имидж должен быть сбалансирован, и информация для зарубежной общественности должна поступать о всех сферах деятельности государства, для формирования наиболее полных представлений о нем.
В данном исследовании мы сосредоточились на медийном имидже России в странах одного региона — Скандинавии. Отношения России с странами, входящими в него, Данией, Норвегией и Швецией в последние годы ухудшались, и обострение достигло пика в декабре 2016 года, когда появилась информация о том, что Швеция готовится к возможной войне с Россией.
В первую очередь мы обратились к официальным источникам, чтобы выяснить в каком состоянии находится диалог между государствами, и действительно ли ситуация настолько сложна. Оказалось, что контакты между руководителями, правительствами государств уже не первый год находятся в состоянии заморозки, а санкции со временем только ухудшают ситуацию. Страны по-прежнему сотрудничают в рамках международных организаций, но двусторонний диалог фактически сошел на нет.
Прежде чем обратиться к анализу медийного имиджа России в скандинавских общественно-политических изданиях, мы из открытых источников изучили деятельность представительств министерства иностранных дел Российской Федерации. Целью было выявить, осуществляются ли ими какие-либо проекты, подразумевающие формирование положительного имиджа России посредством «мягкой силы». К сожалению, оказалось, что работа хоть и проводится, но в недостаточном объеме, для того чтобы это могло отобразиться в медийном имидже России в странах пребывания.
Приступив к работе с публикациями в общественно-политических медиа, мы столкнулись с проблемой отсутствия возможности автоматического мониторинга иностранных изданий с практически готовыми выводами. Возможно, у посольств просто нет достаточно ресурсов для того чтобы оперативно отслеживать и реагировать на темы и тональность публикаций в наиболее популярных изданиях стран пребывания.
Были проанализированы в общей сложности 1670 публикаций за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.
Среди особенностей медийного имиджа в общественно-политических медиа скандинавских стран можно отметить доминирование политического и спортивного профилей медийного имиджа. Культурная, социальная и экономическая сферы деятельности России практически не представлены. Политический профиль формируется внешней политикой России, и в связи с уже существующим негативным имиджем, тональность составляющих его сообщений также будет негативной. Чтобы это изменить, необходимо провести колоссальную работу по разрушению сложившихся стереотипов.
Экономическая профиль сложно охарактеризовать, так как его практически нет. Его формируют действия крупных российских компаний.
Социальный профиль в большей степени составляют разного рода происшествия, которые также добавляют негатива к имиджу России. Однако, он всё еще мало представлен в сравнении с политическим или спортивным, поэтому его еще можно дополнять и дорабатывать.
Культурный профиль также всё еще недостаточно разработан. Можно отметить, что классические компоненты культурной сферы — балет, театр — уходят на задний план, оставляя место для новых проектов по продвижению российской культуры, науки, образования и языка.
Спортивный профиль также является перспективным. Допинговый скандал оставляет свой отпечаток негатива на российских спортсменах, российских спортивных проектах. Однако это не гасит интереса зарубежной общественности. Уже в следующем году пройдет Чемпионат мира по футболу-2018, который уже сейчас составляет значительную часть спортивного профиля медийного имиджа России. Этот спортивный проект необходимо использовать для улучшения имиджа России.
Подобные работы
- Имидж России в общественно-политических медиа скандинавских стран
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Номинативные единицы в публицистических текстах общественно-политической тематики
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Имиджевая политика Финляндии в России
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Выработка стратегии связей с общественностью для формирования национального имиджа: опыт Финляндии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» БРЕНДА ЭКО-ГОРОДОВ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



