Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты информационной деятельности Министерства обороны США 7
§1. Научный дискурс понятия "стратегическая коммуникация" в работах отечественных и зарубежных учёных 7
§2. Эволюция категории "стратегическая коммуникация" в доктринах Пентагона и переход к "синхронизации коммуникации" 16
§3. Основные категории в информационной деятельности Министерства обороны США и информационные средства 23
Глава 2. Механизм реализации информационных операций Министерства обороны США 31
§1. Функциональная организация информационных операций министерства обороны США 31
§2. Особенности организации информационных операций Министерства обороны США в родах войск 40
§3. Функциональная организация программы военного обучения иностранцев: ключевые ведомства и их роли 49
Глава 3. Ключевые тренды реализации информационных программ Министерства обороны США на примере программы военного обучения и подготовки иностранцев и военных кампаний в Афганистане 56
§1. Программа военного обучения и подготовки иностранцев: проблемы изучения, приоритеты, задачи, механизм, региональные приоритеты 56
§2. Информационные операции США в Афганистане: задачи, темы, средства, эффективность 65
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 96
Приложение 107
Актуальность работы. В настоящее время информационные кампании являются одним из наиболее мощных инструментов во внешнеполитическом арсенале США. Многие ведомства США – Госдепартамент, Пентагон и др. –– являются инициаторами информационных методов воздействия на целевую аудиторию. В то же время, большая часть современных исследований по этой проблематике фокусируется на том воздействии, которое с помощью публичной дипломатии оказывает на целевые аудитории по всему миру Государственный департамент, в то время как Пентагон с его развитым инструментарием информационных средств остаётся в тени. В то же время, его подразделения психологических операций, или, как их называют теперь – военно-информационного обеспечения, оказывают прямое воздействие на общественное мнение ближневосточных и других государств, продвигая таким образом национальные интересы США, а реализуемая совместно Пентагоном и Государственным департаментом программа военного обучения иностранных офицеров и чиновников министерств обороны формирует группы лояльных к США высокопоставленных лиц в 125 странах мира, с особым акцентом на ближайших соседях Российской Федерации. В этих условиях, анализ современной информационной деятельности Пентагона приобретает особую значимость.
Кроме того, в последние годы для изучения стал доступен целый ряд новых американских военных доктрин в сфере реализации информационных операций, как общевойсковых, так и уровня родов войск, содержащих ценную информацию об актуальных подходах ВС США к осуществлению информационных воздействий, как с практической, так и с теоретической точек зрения. Наконец, новые данные, обнародованные по информационным операциям в Афганистане позволяют оценить практический опыт применения основных американских средств информационной войны в условиях современных военных операций, что немаловажно в реалиях современной военно-политической напряжённости на Ближнем Востоке.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является информационная деятельность Пентагона. Предметом – аппарат, стратегия и проекты в информационной деятельности Пентагона.
Цель исследования –– выявить особенности информационной деятельности Пентагона на современном этапе, его аппарата, стратегии и проектов.
В рамках этой цели решаются следующие задачи:
1) проанализировать основные теоретические аспекты информационной деятельности Министерства обороны США.
2) рассмотреть основные особенности функционирования механизма реализации информационных операций Министерства обороны США.
3) показать ключевые тренды реализации информационных программ Министерства обороны США на примере программы военного обучения и подготовки иностранцев и военных кампаний в Афганистане.
Методологическая основа исследования.
В качестве одного из основных методов использовался системный анализ, который показал взаимосвязь между элементами внешнеполитической системы США и международным контекстом. Метод системного анализа применялся для выявления особенностей взаимодействия основных информационных средств, как составных элементов инструментария информационных операций ВС США.
Также применялся метод сравнительного анализа, с помощью которого, выявлялись особенности организации информационной деятельности в различных родах войск ВС США и её применения и определялся уровень эффективности информационной деятельности ВС США в Афганистане на основе данных социологических опросов за разные периоды. При выявлении основных теоретических аспектов информационной деятельности ВС США активно применялся метод классификации, с целью группировки позиций учёных относительно проблематики стратегической коммуникации по основным подходам.
Из доступных в данной работе практических методов следует выделить метод расчётов, с помощью которых определялись текущие приоритеты американской программы военного обучения иностранцев.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической основы исследования использовались работы отечественных учёных, работающих над проблематикой стратегической коммуникации, например, Д. П. Гавры, Н. А. Цветковой, Е. Н. Пашенцева, а также ведущих зарубежных исследователей, таких как РондаЗахарна и Кристофер Пол. Поскольку в данной работе теоретическому аспекту исследования посвящена отдельная глава, подробно этот вопрос будет рассмотрен в ней.
Степень изученности. Также, в данной работе автор опирался на статьи практикующих специалистов из ВС США, участвовавших в проведении информационных операций в Афганистане, например, коммандера Ларри ЛиГри, капитана Эндрю Найта, майора УолтераРихтера, генерала Джона Ф. Кемпбелла, практикующих специалистов в сфере военной подготовки иностранцев, Рональда Х. Рейнольдса, ШейдиМэй, Чарльза Р. Ларсона , научные работы американских офицеров, например, майора Джозефа Л. Кокса, а значимых зарубежных учёных, исследующих практические аспекты информационной деятельности Пентагона, например, Кристофера Ламба, а также отечественных военных, занимавшихся проблематикой информационной деятельности США, М. Тарасова, В. Савельева.
Источниковая база исследования. В работе над данным исследованием применялись законодательные акты, например, Закон об оказании помощи иностранным государствам, доктринальные документы Министерства обороны, например, JP 3-13 «Информационные операции» и JP5-0 «Совместное планирование операций», боевые уставы родов войск, например, FM 3-13 «Информационные операции» и NWP 3-13 «Информационные операции ВМС», руководства для офицеров и специалистов ВС США в сфере информационных операций, например, «Руководство для командующих по стратегической коммуникации и коммуникационной стратегии» , руководства для специалистов ВС США в сфере вспомогательной информационной деятельности, например, «Руководство для групп восстановления провинций» и «Руководство по управлению содействием в области безопасности» , официальные словари Министерства обороны США с военными и связанными терминами , сборники агитационных материалов, применявшихся в ходе информационных операций, например, сборник радиообращений, транслировавшихся ВС США в Афганистане в ходе операции «Несокрушимая Свобода» , промежуточные отчёты Конгрессу о ходе выполнения военных операций, в частности, по реализации операции «Страж Свободы» , официальные финансовые документы, например, обоснования Государственным департаментом бюджетов по зарубежным операциям и связанным программам , сборники опросов общественного мнения, например, опросов афганского населения за 2014 год .
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Первая задача данной работы была посвящена выявлению основных теоретических аспектов информационной деятельности Министерства обороны США. В целом, под информационной деятельностью Пентагона предлагается понимать реализуемую им стратегическую коммуникацию, однако, эта категория до сих пор остаётся предметом споров, как в международной научной среде, так и среди специалистов, работающих непосредственно на вооружённые силы США. В правительственной и научной среде продолжают циркулировать различные интерпретации этого понятия, и эту терминологическую проблему не смог в полной мере решить ни переход к новому для Пентагона понятию «синхронизации коммуникации», ни внесение правок в новые доктрины, ни публикация официальных правительственных словарей, посвящённых военной терминологии. Старый термин «стратегическая коммуникация» обвинялся многими в излишней размытости и ряде иных проблем. Например, в научной среде существовали споры о том, что превращает обычную коммуникацию в стратегическую, то есть, что составляет в данном случае компонент стратегии, а военной среде присутствовала путаница между понятиями «стратегическая коммуникация», «коммуникационная стратегия» и «коммуникационная стратегия командующего».
Переход к новой терминологии, начавшийся в Пентагоне в 2013 году и формально завершившийся к июлю 2017 года должен решить эти понятийные противоречия и проблемы в интерпретациях, однако, и у такого решения есть ряд проблем. Во-первых, инерционный характер функционирования механизма информационных операций и Министерства обороны в целом приводит к тому, что, фактически, теперь старая и новая терминология существует параллельно: «стратегическая коммуникация» продолжает фигурировать и в ряде боевых уставов родов войск, и в приказах о создании новых военно-учётных специальностей в этих родах войск и даже в самых свежих отчётах, которые Пентагон предоставляет Конгрессу о ходе текущих операций. Вторая проблема вытекает из первой: поскольку в самом Министерстве обороны не могут определиться с тем, какой термин использовать и продолжают по инерции пользоваться старым, то и у научного сообщества нет стимулов совершать этот переход. В итоге, о синхронизации коммуникации говорят в основном в статьях американских офицеров, связанных с реализацией информационных операций, а в отечественной научной среде и вовсе посчитали это изменение малозначимым и исключительно формальным. Однако, следует учитывать, что в новой доктрине произошло не только изменение в терминологии, синхронизация коммуникации предполагает и иной подход к реализации коммуникации, в рамках которого не только существует больший акцент на согласованном применении сил и средств, но и, например, постулируется идея о том, что абсолютно любое совершаемое действие является актом коммуникации, а значит должно учитываться при планировании информационных операций, чтобы с одной стороны свести к минимуму возможные репутационные потери от возможных неудачных с коммуникативной точки зрения действий, а с другой – в полной мере использовать потенциал подобной деятельности. Кроме того, без должно внимания к эволюции терминологического аппарата, можно в последствии не заметить и изменения в соответствующих доктринах, так как в них будут применяться уже иные понятия.
Тем не менее, вне зависимости от того, старой или новой терминологии придерживаться, можно выделить несколько общих характеристик этой деятельности. Во-первых, это деятельность, которая осуществляется на государственном уровне и поддерживает стратегические цели, отвечающие национальным интересам – в случае с информационной деятельностью ВС США, именно это отвечает за «стратегический» компонент такой коммуникации. Во-вторых, средства, применяемые в рамках этой деятельности, используются согласованно и синхронизировано на всех трёх основных уровнях – стратегическом, оперативном и тактическом. В-третьих, она предполагает сочетание классического одностороннего подхода к распространению информационных посланий с новым, двусторонним, основанном на диалоге. В-четвёртых, информационные воздействия всегда направлены на определённые целевые аудитории, которые варьируются в зависимости от того, какие именно информационные средства задействованы в операции, а совместное воздействие различных информационных средств на одну и ту же аудиторию должно быть тщательно согласовано во избежание информационного фратрицида.
Наконец, говоря о составных элементах информационной деятельности Пентагона, следует отметить, что её арсенал представляет собой разветвлённую систему основных и вспомогательных средств, среди которых главное место занимают следующие четыре. Во-первых, это радиоэлектронная борьба, направленная на препятствие использованию противником коммуникационных систем, защиту соответствующих дружественных систем, а также на содействие разведке в получении данных, необходимых для планирования информационных операций. Во-вторых, операции военно-информационного обеспечения, чьё применение предполагает непосредственное влияние на мотивы, объективное мышление и, в конечном счёте, поведение различных групп лиц, с тем, чтобы с одной стороны ослабить вражескую боеспособность и поддержку вражеских правительств населением, а с другой – обеспечить поддержку местными жителями американских военных операций и сократить их негативное вмешательство в эту деятельность. Именно этот компонент информационной деятельности считается в Пентагоне центральным. В-третьих, военная дезинформация, которая направлена на осознанное введение в заблуждение лиц, отвечающих у противника за принятие решений на том или ином уровне, значимом для осуществляемой ВС США информационной или военной операции. И, наконец, оперативная безопасность, выполняющая малозаметную, но крайне важную функцию по защите особо важной информации, обладание которой противником может сорвать операции ВС США.
Говоря о механизме реализации информационных операций Министерства обороны США, выявление основных особенностей которого составляло вторую задачу данного исследования, необходимо отметить комплексный характер организационно-командной структуры вооружённых сил США в сфере информационных операций. При этом, рода войск отличаются в этой сфере как своей организацией, так и доступными им информационными средствами, так как акцент на тех или иных средствах информационных операций зависит у них от стоящего перед ними спектра боевых задач. Именно поэтому ВВС и ВМС делают акцент на радиоэлектронной борьбе и кибероперациях, сухопутные войска больше подходят для крупномасштабных комплексных информационных операций, предполагающих задействования всех основных информационных средств и требующих большого количества ресурсов, а информационные средства морской пехоты адаптированы для решения задач тактического уровня и применяются как правило на локальных участках ведения информационных операций, поскольку с одной стороны ресурсы морской пехоты значительно уступают сухопутным войскам, а с другой – её информационные средства хоть и не могут обеспечить полного информационного превосходства на большом участке, но обладают большой гибкостью и универсальностью в использовании.
В то же время, благодаря тому, что информационные операции ВС США осуществляются родами войск не отдельно, а в формате совместных операций, все необходимые информационные средства тех или иных родов войск интегрируются, их применение согласовывается, распределяется по целевым аудиториям и применяются синхронизировано. С этой целью задействованы ведомства двух основных уровней: на высшем организационном уровне Объединённый комитет начальников штабов, секретариат Министерства обороны и Главные управления родов войск решают вопросы общего характера, включая организационную работу по составлению руководств и рекомендаций, а на уровне штаба командующего объединёнными силами команда информационных операций обеспечивает согласование деятельности всех информационных и вспомогательных средств, которые будут задействованы в соответствующей операции, и формирует посвящённое информационным операциям приложение к утверждённому плану операции. Затем на основе этого приложения уже непосредственные исполнители будут осуществлять свою информационную деятельность, адаптируя предложенные в плане широкие инфотемы под соответствующие целевые аудитории.
В тех же случаях, когда ВС США реализуют иные проекты в сфере информационной деятельности, как правило, не связанные с непосредственным ведением боевых действий, может потребоваться формирование дополнительных организационных структур, в том числе межведомственного характера. Примером такой структуры является система органов Государственного департамента и Пентагона, которые совместно осуществляют программу военного обучения и подготовки иностранцев. Тем не менее, несмотря на то, что формально в таких программах главную роль может играть не Министерство обороны, именно оно в конечном счёте оказывается непосредственным исполнителем. Так, программа военного обучения и подготовки иностранцев в конечном счёте осуществляется на уровне ведомств родов войск, которым в этом оказывают помощь боевые командования, а Государственный департамент решает бюджетные вопросы и определяет приоритетные для программы страны.
Среди ключевых трендов реализации информационных программ Министерства обороны США, выявить которые было третьей задачей данного исследования, следует выделить несколько основных.
Во-первых, несмотря на то, что в рамках объединённых информационных операций, как правило, задействованы все основные и большая часть вспомогательных информационных средств, их конечное использование зависит от конкретных условий, в которых будут реализованы операции, а потому – на одних этапах военной операции будут доминировать одни информационные воздействия, а на других – иные. Например, в случае с операцией «Несокрушимая свобода» в Афганистане, на начальном этапе наиболее активно применявшимся и эффективным направлением информационной деятельности была радиоэлектронная борьба, которая в последствии отошла на второй план и стала вспомогательной по отношению к операциям военно-информационного обеспечения.
Во-вторых, сходная тенденция характерна и для средств передачи информационных посланий, задействованных в рамках психологических операций. Например, на начальном этапе военной операции в Афганистане основным таких средством были радиопослания, так как агитационные листовки первое время не удавалось применять из-за неподходящих погодных условий, а для полноценного задействования личных контактов требуется длительное время, чтобы у населения сформировалось доверие к военнослужащим. Кроме того, разной эффективностью обладали не только различные информационные средства, но и информационные темы, как по причине проявлявшихся время от времени культурных различий, так и из-за атрибутов тех, кто эти послания озвучивал: одни темы уместно звучали из уст американских военнослужащих, например, о гуманитарной помощи населению или о том, что ВС США ведут борьбу с террористами, а не с населением Афганистана, а другие, особенно, когда дело касалось Ислама, вызывали крайне негативную реакцию местных жителей даже в том случае, если озвученные идеи соответствовали их убеждениям.
В-третьих, успешность информационных тем сильно зависела от обстановки в стране и от конкретных действий, совершавшихся вооружёнными силами США. Здесь уже отмечалось, что в соответствии с современной американской доктриной любое действие является коммуникацией, и эта мысль во многом сформировалась в результате военной операции в Афганистане, где изначально крайне успешные информационные воздействия затем теряли влияние на население по мере падения доверия местных жителей к самим американским военнослужащим. Особенно негативные последствия были у авиаударов, из-за которых гибли мирные жители, а также рейдов по населённым пунктам в поисках боевиков Талибана.
В-четвёртых, в случае с Афганистаном ВС США постепенно отходили от практики самостоятельных информационных воздействий, перекладывая решение этой задачи на силы национальной безопасности самого Афганистана. Отчасти это было связано со стремлением повышения общественной поддержки МВД и МО Афганистана и правительства страны в целом, что являлось одной из поздних информационных задач американской военной кампании. Отчасти, желанием сократить число ошибок, допускаемых силами военно-информационного обеспечения США, вызванных культурными различиями и короткими сроками ротации военнослужащих. В конечном счёте, с завершением операции «Несокрушимая свобода» и началом «Стража свободы» ВС США официально сосредоточились в своей информационной деятельности в этой стране на поддержке и развитии потенциала сил информационных операций МВД и МО Афганистана.
В-пятых, необходимо учитывать сложность системы информационных воздействий ВС США, которая не ограничивается только информационными операциями, дополняющими военные операции. Значительную роль в информационной деятельности Пентагона играют и группы восстановления провинций, реализующие инфраструктурные проекты в качестве инструмента стратегической коммуникации, и, особенно, программа военного обучения иностранцев и её расширенная версия, в рамках которых в 125 странах мира формируются группы поддерживающих США офицеров и правительственных чиновников. Последний фактор особенно важно учитывать нашей стране, так как именно страны, граничащие с Российской Федерацией, являются приоритетными реципиентами программы IMET, а потому особое внимание должно уделяться нашей программе подготовки зарубежных военных кадров в рамках ОДКБ, в том числе, как инструменту мягкой силы.
1. Закон Российской Федерации "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности" от 21 марта 2008 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г. № 15. Ст. 1446. URL: http://docs.cntd.ru/document/902095654
2. PublicLaw 87–195 «ForeignAssistanceActof 1961». AsAmendedThroughP.L. 115-141, EnactedMarch 23, 2018. // OfficeoftheLegislative Counsel, U.S. House of Representatives. URL: https://legcounsel.house.gov/Comps/Foreign%20Assistance%20Act%20Of%201961.pdf
3. Public Law 94-329 “International Security Assistance and Arms Export Control Act of 1976”. U.S. Congress 30.06.1976. // U.S. Government Publishing office. 30.06.1976. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-90/pdf/STATUTE-90-Pg729.pdf
Документы правительственных ведомств
1. Air Force Doctrine Document 3-13, Information Operations. 11 January 2005 incorporating Change 28 July 2011. // LeMay Center for Doctrine Development. URL: https://www.globalsecurity.org/military/library/policy/usaf/afdd/3-13/afdd3-13_2011.pdf
2. Air Force Instruction 10-702. Military Information Support Operations. 7 June 2011. // Secretary of the Air Force. URL: http://static.e-publishing.af.mil/production/1/af_a3_5/publication/afi10-702/afi10-702.pdf
3. Air Force Instruction 13-1AOC. Operations Procedures – Air Operations Center. 2 November 2011 incorporating change 18 May 2012. // Secretary of the Air Force. URL: http://static.e-publishing.af.mil/production/1/af_a3_5/publication/afi13-1aocv3/afi13-1aocv3.pdf
4. AR 12–15. Security Assistance and International Logistics. Joint Security Cooperation Education and Training. 3 January 2011. // Headquarters, Departments of the Army, the Navy, and the Air Force, Washington, DC. URL: https://armypubs.army.mil/epubs/DR_pubs/DR_a/pdf/web/r12_15.pdf
5. Army Doctrine Reference Publication 3-0, Unified Land Operations. 16 May 2012. // Headquarters, Department of the Army. URL: http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/army/adrp/3-0/adrp3_0.pdf
6. Army Doctrine Reference Publication 3-0, Unified Land Operations. 11November 2016. // Headquarters, Department of the Army. URL: http://pksoi.army.mil/conferences/psotew/documents/wg2/ADRP%203-0%20OPERATIONS%2011NOV16.pdf
7. Commander’s Handbook for Strategic Communication and Communication Strategy. Version 3.0. // US Joint Force Command. Joint Warfighting Center. 2010. URL: www.au.af.mil/au/awc/awcgate/jfcom/cc_handbook_sc_24june2010.pdf
8. Congressional Budget Jusitfication. Foreign Operations. Fiscal Year 2002. // Security Assistance Monitor. URL: https://www.securityassistance.org/sites/default/files/2002_focbj.pdf
9. Congressional Budget Jusitfication. Foreign Operations. Fiscal Year 2003. // Security Assistance Monitor. URL: https://securityassistance.org/sites/default/files/2003_focbj.pdf
10. Congressional Budget Jusitfication. Foreign Operations. Fiscal Year 2004. // Security Assistance Monitor. URL: https://securityassistance.org/sites/default/files/2004_focbj.pdf
11. Congressional Budget Jusitfication. Foreign Operations. Fiscal Year 2006. // Security Assistance Monitor. URL: https://securityassistance.org/sites/default/files/2006_focbj.pdf
12. Congressional Budget Jusitfication. Foreign Operations. Fiscal Year 2007. // Security Assistance Monitor. URL: https://securityassistance.org/sites/default/files/2007_focbj.pdf
13. Congressional Budget Jusitfication. Foreign Operations. Fiscal Year 2008. // Security Assistance Monitor. URL: https://securityassistance.org/sites/default/files/2008_focbj.pdf
14. Congressional Budget Justification. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. Department of State, Fiscal Year 2018. // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/documents/organization/271013.pdf
15. Congressional Budget Justification. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. Department of State, Fiscal Year 2017. // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/documents/organization/252179.pdf
16. Congressional Budget Justification. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. Department of State, Fiscal Year 2019. // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/documents/organization/277155.pdf
17. Department of Defense Strategy for Operations in the Information Environment. June 2016. Department of Defense, United States of America. // Department of Defense. URL: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/DoD-Strategy-for-Operations-in-the-IE-Signed-20160613.pdf
18. Directive 3600.01. // Department of Defense. 2 May 2013. URL: https://fas.org/irp/doddir/dod/d3600_01.pdf
19. Expanded IMET Handbook. Department of Defense, Defense Security Cooperation Agency, November 2001. // Federation of American Scientists. URL: https://fas.org/asmp/campaigns/training/EIMET_Handbook.pdf
20. FM 3-13. Inform and Influence Activities. 25 January 2013. Headquarters, Department of the Army. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/amd-us-archive/FM3-13(13).pdf
21. FM 3-13. Information Operations. 6 December 2016. Headquarters, Department of the Army. // Army Publishing Directorate. URL: https://armypubs.army.mil/epubs/DR_pubs/DR_a/pdf/web/FM%203-13%20FINAL%20WEB.pdf
22. Foreign Military Training in Fiscal Years 2016 and 2017. Joint Report to Congress, Volume I. // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/documents/organization/275295.pdf
23. FY18 English Language Training Support for Security Cooperation Organizations. 1 October 2017. // Defense Language Institute, English Language Center. URL: http://www.dlielc.edu/prod/SCO_Handbook.pdf
24. Guidance for the establishment of the Communication Strategy and Operations (45xx) Occupational Field through the merge of 43xx (Public Affairs) and 46xx (Combat Camera). 28.09.2017. Deputy Commandant for Combat Development and Integration // The official Website of the United states Marine Corps. URL: http://www.marines.mil/News/Messages/Messages-Display/Article/1328646/guidance-for-the-establishment-of-the-communication-strategy-and-operations-45x/
25. Information Operations in Afghanistan. Lessons and Observations from 2d Marine Expeditionary Brigade (MEB) as MEB – Afghanistan and I Marine Expeditionary Force (Fwd) as Regional Command – South West. 18 January 2011. // URL: https://info.publicintelligence.net/MCCLL-AfghanIO.pdf
26. Information Operations Planner’s Handbook. Draft 2. 05 June, 2012. Marine Corps Information Operations Center. // The official Website of the United states Marine Corps, Base Quantico. URL: https://www.quantico.marines.mil/portals/147/docs/mcioc/iorecruiting/mciocdraftioplannershandbook.pdf
27. Joint Doctrine Note 2-13. Commander’s Communication Synchronization. 16 December 2013. // Joint Chiefs of Staff. URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/jdn/jdn2_13.pdf?ver=2017-12-28-144145-113
28. Joint Publication 3-13, Information Operations. Joint Chiefs of Staff. 27 November 2012 incorporating Change 20 November 2014. // Joint Chiefs of Staff. URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/pubs/jp3_13.pdf
29. Joint Publication 3-13.1, Electronic Warfare. Joint Chiefs of Staff. 8 February 2012. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/JP3_13.1(12).pdf
30. Joint Publication 3-13.2, Military Information Support Operations. Joint Chiefs of Staff. 7 January 2010 incorporating change 20 December 2011. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/JP3-13.2C1(11).pdf
31. Joint Publication 3-13.3, Operational Security. Joint Chiefs of Staff. 4 January 2012. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/JP3-13-3(12).pdf
32. Joint Publication 3-13.4, Military Deception. Joint Chiefs of Staff. 26 January 2012. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp3_13_4(12).pdf
33. JP 1. Doctrine for the Armed Forces of the United States. 02 May 2007 incorporating Change 1, 20 March 2009. Joint Chiefs of Staff. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp1(09).pdf
34. JP 1. Doctrine for the Armed Forces of the United States. 25 March 2013. Joint Chiefs of Staff. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp1(13).pdf
35. JP 3-0. Joint Operations. 11 August 2011. Joint Chiefs of Staff. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp3_0(11).pdf
36. JP 3-0. Joint Operations. 17 January 2017. Joint Chiefs of Staff. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/pubs/jp3_0_20170117.pdf
37. JP 3-61. Public Affairs. 17 November 2015. Incorporating Change 1 – 19 August 2016. Joint Chiefs of Staff. // Joint Chiefs of Staff. URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/pubs/jp3_61.pdf
38. JP 3-61. Public Affairs. 25 August 2010. Joint Chiefs of Staff. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp3_61(10).pdf
39. JP 5-0. Joint Operation Planning. 11 August 2011. Joint Chiefs of Staff. // Berlin Information-center for Transatlantic Security. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp5_0(11).pdf
40. JP 5-0. Joint Operation Planning. 16 June 2017. Joint Chiefs of Staff. // Joint Chiefs of Staff. URL: http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Doctrine/pubs/jp5_0_20171606.pdf
41. JP 5-0. Joint Operation Planning. 26 December 2006. Joint Chiefs of Staff. // Joint Chiefs of Staff. URL: http://www.bits.de/NRANEU/others/jp-doctrine/jp5_0(06).pdf
42. MCFC 5-5 Marine Air Ground Task Force Information Environment Operations Concept of Employment. 6 July 2017. Deputy Commandant for Combat Development and Integration. // U.S. Marine Corps Concepts & Programs. URL: https://marinecorpsconceptsandprograms.com/sites/default/files/concepts/pdf-uploads/FINAL%20MAGTF%20IE%20OPS%20CoE%20(6%20JUL%202017).pdf
43. MCFC 8-1. Marine Corps Functional Concept for Strategic Communication. U.S. Marine Corps. // U.S. Marine Corps Concepts & Programs. URL: https://marinecorpsconceptsandprograms.com/sites/default/files/concepts/pdf-uploads/MCFC%208-1%20Strategic%20Communications_1.pdf
44. MCWP 3-40.4. Marine Air-Ground Task Force Information Operations. 1 July 2013. // Department of the Navy Headquarters United States Marine Corps. URL: http://www.marines.mil/Portals/59/MCWP%203-40.4.pdf
45. Navy Warfare Publication 3-13, Navy Information Operations. February 2014. // Department of the Navy Office of the Chief of Naval Operations. URL: https://www.usna.edu/Training/_files/documents/References/3C%20MQS%20References/2015-2016%203C%20MQS%20References/NWP%203-13_Information%20Operations_FEB2014.pdf
46. Operation Freedom’s Sentinel. Report to the United States Congress. July 1, 2016 – September 30, 2016. // Lead Inspector General For Overseas Contingency Operations. URL: https://www.globalsecurity.org/military/library/report/dodig-oco/freedom-sentinel_dodig_201609.pdf
47. Operation Freedom’s Sentinel. Report to the United States Congress. October 1, 2016 – December 31, 2016. // Lead Inspector General For Overseas Contingency Operations. URL: https://oig.state.gov/system/files/ofs1_dec2016_gold_11_-_a.pdf
48. Operation Freedom’s Sentinel. Report to the United States Congress. January 1, 2017 – March 31, 2017. // Lead Inspector General For Overseas Contingency Operations. URL: https://oig.state.gov/system/files/lig_oco_ofs_mar2017_508_1.pdf
49. Operation Freedom’s Sentinel. Report to the United States Congress. April 1, 2017 – June 30, 2017. // Lead Inspector General For Overseas Contingency Operations. URL: https://oig.state.gov/system/files/lig_oco_ofs_mar2017_508_1.pdf
50. Operation Freedom’s Sentinel. Report to the United States Congress. July 1, 2017 – September 30, 2017. // Lead Inspector General For Overseas Contingency Operations. URL: https://media.defense.gov/2018/Feb/05/2001873499/-1/-1/1/FY2017_LIG_OCO_OFS_Q4_092017_4.PDF
51. Operation Freedom’s Sentinel. Report to the United States Congress. October 1, 2017 – December 31, 2017. // Lead Inspector General For Overseas Contingency Operations. URL: https://www.hsdl.org/?view&did=808561
52. Provincial Reconstruction Team Playbook: Tactics, Techniques, and Procedures. // Center for Army Lessons Learned. September 2007. URL: http://smallwarsjournal.com/documents/prtplaybook.pdf
53. QDR Execution Roadmap for Strategic Communication. // Department of Defense. 2006. URL: http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a495367.pdf
54. Security Assistance Management Manual. Department of Defense, Defense Security Cooperation Agency (Authorization Letter 4/30/2012). // DSCA's E-SAMM and Policy Memoranda Distribution Portal. URL: https://www.samm.dsca.mil/chapter/chapter-10#C10.6.
55. The Management of Security Cooperation (Green Book) Edition 37.1. Defense Institute of security Cooperation Studies, May 2017. // Defense Security Cooperation Agency Defense Institute of Security Cooperation Studies. URL: http://www.discs.dsca.mil/documents/greenbook/14_Chapter.pdf
56. U.S. National Strategy for Public Diplomacy and Strategic Communication. // Policy Coordinating Committee. June 2007. URL: http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/state/natstrat_strat_comm.pdf