ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА 6
1.1. Основные подходы к изучению стресса в современной психологической науке 6
1.2. Индивидуально-психологические особенности спортсменов 12
1.3. Особенности переживания и адаптация спортсменов в условиях стресса 22
Вывод по первой главе 29
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Цель, задачи и организация исследования 31
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования 33
2.3. Методы обработки данных 42
Вывод по второй главе 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1. Результаты диагностики особенностей посттравматического стрессового расстройства спортсменов 44
3.2. Анализ особенностей переживания травматического опыта и соматической адаптации спортсменов 47
3.3. Результаты диагностики личностных особенностей спортсменов 49
Вывод по третьей главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный спорт с его огромными нагрузками, жесткой конкуренцией, большой психической напряженностью и ответственностью предъявляет, как и любая другая профессиональная деятельность, сопряженная с частыми стрессовыми ситуациями, определенные требования к личности спортсмена.
Спортивные состязания, как правило, вызывают большое эмоциональное возбуждение у спортсменов. В спорте стресс-фактором прежде всего является возможность получения травмы, которая может повлечь отстранение от спортивной деятельности на длительный срок или даже навсегда. В тяжелых случаях спортсмен рискует остаться инвалидом. Опасность получения травмы присутствует не только в экстремальных видах спорта, но практически во всех его видах.
Кроме того, перед соревнованием спортсмен также находится в стрессовых условиях, поскольку испытывает тревогу, связанную с тем, что непредвидимые случайности могут снизить желаемый результат и таким образом, поставить под сомнение качество подготовки и способность для достижения высоких спортивных результатов. Если человек оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз его адаптационных возможностей, что приводит к различным «поломкам» в организме.
В то же время, зная большие компенсаторные возможности личности человека и предполагая, что педагогический талант тренера направлен именно на то, чтобы развить эти компенсаторные возможности, следует считать, что любой человек может достичь большого успеха в спорте. Однако, иногда этот успех достигается труднее и за более длительный срок, в других случаях обладание «подходящими» особенностями облегчает достижение успеха.
Изучением проблемы стресса и стрессоустойчивости занимались как отечественные, так зарубежные исследователи, такие как В.Я. Апчел, Дж. Гринберг, Л. А. Китаев-Смык, Б.В. Овчинников, Г. Селье, Р.А. Тигранян, Холмс, Изард, Е.Т. Березкин, В. А. Чурсинов и другие.
Несмотря на довольно широкий круг исследований, ведущихся в русле данной проблемы, она требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности.
Кроме того, необходимо отметить, что недостаточно разработана проблема индивидуальных психологических особенностей спортсменов в условиях стресса.
Цель дипломной работы – изучить индивидуально-психологические особенности спортсменов в условиях стресса.
Гипотеза исследования – субъективные особенности проявления посттравматического стрессового расстройства будут зависеть от индивидуальных психологических черт личности спортсменов.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Изучить индивидуально-психологические особенности спортсменов.
2. Определить особенности переживания и адаптация спортсменов в условиях стресса.
3. Провести диагностику и анализ особенностей посттравматического стрессового расстройства спортсменов
4. Выявить особенности переживания травматического опыта и соматической адаптации спортсменов.
5. Исследование базисных убеждений личности.
Объект исследования – индивидуально-психологические особенности спортсменов.
Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности спортсменов в условиях стресса.
В качестве основных методов исследования использовались: беседа, анкетирование, тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик.
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования, подобраны диагностические материалы, определена опытно-экспериментальная база.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологические особенности спортсменов в условиях стресса. Проводилась обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялось осознание результатов, построение выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Были использованы методы статистической обработки данных: коэффициент Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 53 источника, и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения индивидуальных психологических особенностей спортсменов в условиях стресса.
Теоретический анализ литературных источников показал, что стресс представляет собой совокупность адаптационно–защитных реакций организма человека на воздействия, инициирующие физическую или психическую травму. Если человек оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз его адаптационных возможностей, что приводит к различным «поломкам» в организме.
Изучение данного вопроса показало, что занимаясь любым видом спорта, спортсмены ощущают огромную нервно-эмоциональную нагрузку.
К социально-психологическим факторам стресса можно отнести такие личностные свойства, как направленность, установки и мотивы деятельности, ценностные ориентации и личностный смысл, а также продолжительное выполнение упражнений на фоне физического и психического утомления, осознание возможности получить травму, которая может повлечь отстранение от спортивной деятельности на длительный срок или даже навсегда.
Показано, что для спортсменов различных видов спорта характерны как общие черты личности, так и существуют специфические требования к психологическим особенностям личности спортсмена. Квалифицированных спортсменов характеризует самодисциплина, высокая волевая регуляция, инициативность, стремление к лидерству, активность в достижении поставленных целей, несмотря на трудности и препятствия.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования.
В результате исследования мы пришли к выводу, что спортсмены, пережившие сложные жизненные ситуации, могут отличаться по уровню выраженности у них симптомов посттравматического стрессового расстройства.
Установлено, что у респондентов с признаками посттравматического стрессового расстройства преобладающим является низкий уровень соматической адаптации, выражающийся в сниженном уровне здоровья, истощении адаптационных ресурсов.
Тогда как испытуемые, у которых симптомы посттравматического стрессового расстройства не обнаружены, характеризуются уровнем соматической адаптации выше среднего, что говорит о низкой вероятности наличия соматических заболеваний спортсменов.
Выявлено, что спортсмены с симптомами посттравматического стрессового расстройства характеризуются следующими личностными особенностями: высокой осторожность, подозрительностью, эгоцентричностью, высокой настороженностью по отношению к людям, склонностью к ревности, стремлением возложить ответственность за ошибки на окружающих, высокой раздражительностью.
Показано, что испытуемые с диагностируемыми симптомами посттравматического стрессового расстройства характеризуются убежденностью в недоброжелательности окружающего мира, не верят в честность и справедливость окружающих, отличаются низкой самооценкой, а также убеждением о не возможности контролировать события, которые происходят в их жизни. В свою очередь, испытуемые без признаков посттравматического стрессового расстройства склонны доверять окружающим, верят в справедливость, и в то, что они контролируют события, происходящие в их жизни, имеют положительный образ «Я».
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что субъективные особенности проявления посттравматического стрессового расстройства будут зависеть от индивидуально- психологических черт личности спортсменов.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2011. – 288 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М. : НИЦ Инфра-м, 2013. - 192 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М. : Академия : Смысл, 2010. - 526 с.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей : учебное пособие. – СПб.: Изд-во: ПЕРСЭ, 2011 г.– 160с.
5. Афанасьева И.А. Неспецифические показатели иммунной защиты при стрессе у спортсменов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 4 (26). - С. 7-13.
6. Безносов, С. П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб.: Речь, 2012. – 272 с.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 2010. - 270 с.
8. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2012. – 440 с.
9. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - С.113-123.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Академия, 2011. – 487 с.
11. Бондин, В.И. Стресс, спорт, здоровье / В.И. Бондин, А.Г. Дрижика, Э. В. Мануйленко ; Южный федеральный ун-т, Ростовский гос. экономич. ун-т, Ростов н/Д // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 10-14.
12. Бреслав, Г. М. Психология эмоций. - М. : Смысл : Academia, 2012. - 542 с.
13. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник для вузов. - М. : Советский спорт, 2013. - 327 с.
14. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: «Физкультура и спорт», 2010 - 134 с.
15. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для фак.физ.культуры / Под ред. Н. К. Меньшикова; РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 463 с.
16. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2012. – 496 с.
17. Гиссен Л.Д. Психологияч и психогигиена в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1973. – 149 с.
18. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 308 с.
19. Забегалина С. В. Прогнозирование развития посттравматических стрессовых растройств у спортсменов // Спортивный психолог. – 2011. – №2 (23) –. С. 54-56
20. Загревский, В. О. Планирование траектории управляющих движений спортсменов в координатах внешнего пространства // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 10. - С. 56-61
21. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2010. – 370 с.
22. . Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб. : Речь, 2013. - 198 с.
23. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – М. : ФиС, 2011. – 224 с.
24. Курысь, В.Н. Теория и методика обучения акробатическим прыжкам. - Ставрополь: Альма-Матер, 1994. - 206с.
25. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 2012. № 1. С. 131–138.
26. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л.: Лениздат, 2010. – С. 178 – 208.
27. Левандо, В.А. Спорт, стресс, иммунитет // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3 (8). - С. 33-40.
28. Менхин, А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. / А.В. Менхин, Ю.В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384с.
29. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теории тревожности. Тревога и тревожность : учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011 . – 256 с.
30. Немов Р. С. Общие основы психологии. – М. : Владос, 2010. – 687 с.
31. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. – М.: Спайдинг, 2012. – 96с.
32. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: курс лекций / под ред. А.Н. Блеера. - М.: Анита Пресс, 2006. - 380 с.
33. Попов А.Л. Психология: Учеб. пос. для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 288 с.
34. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2012. - 288 с.
35. Прихожан М.А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. — 304 с.
36. Прохоров А.О. Психология состояний. – М.: Владос, 2011. – 174 с.
37. Пряхина М.В. Методология психологического исследования: учебное пособие / М.В. Пряхина, Э.С. Чугунова. - СПб.: Изд-во СПб унта МВД России, 2011. - 110 с.
38. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2013. - 301 с.
39. Пушкарев А.Л., Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 128с.
40. Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание. Тревога и тревожность: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.- 350 с.
41. Рогова Р. В. Гимнастика и методика преподавания: учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 216 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб. : Питер, 2012 - 712 с.
43. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2010. – 437 с.
44. Сидоров К.Р., Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. – 2013. – № 1. – С.3-5
45. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей./Сост. Ю. Л.Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 9-17.
46. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. – М. : Академический проект, 2010. – 116 с.
47. Федотова И.В., Деларю В.В., Стаценко М.Е. Основные признаки психосоциальной дезадаптации бывших спортсменов-игровиков в раннем потспортивном периоде // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. – 2010. – № 3 – С.10-13.
48. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. — М.: АСТ, 2011. - 400 с.
49. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии – 2010. – №6 – 2010. – С. 94-107.
50. Хорни К. Самоанализ. Собр. соч. в 3-х т. — М.: Смысл, 2010. — Т. 2. — Гл. 2. — С. 309.
51. Шилько, В. Г. От первых шагов / В. Г. Шилько, Н. Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 10. - С. 3-5
52. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.Б. Щербатых . — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.
53. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. - Воронеж: МОДЭК, 2010. – 350 с.