Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интеграция политического в эстетическое на примере художественных практик XX—XXI веков

Работа №133459

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Взаимодействие понятий «политическое» и «эстетическое» в XX-XXI веке 5
1.1. Начало осмысления политизации эстетики: дискуссии левых 5
1.2. Необходимость вопроса об эстетизации политики: Карл Шмитт 11
1.3. Назад к Канту: Ханна Арендт и политическое эстетическое суждение 13
1.4. Эстетическое и политическое: современная ситуация 17
Глава 2. Демонстрация интеграции политической проблематики в эстетическое поле на примерах современных арт-практик 26
2.1. Политическое как определяющий фактор создания национальной культуры на примере Мексиканской монументальной живописи 26
2.2. Публичное пространство и художественное социальное действие: российский акционизм 32
2.3. Политизация и арт-событие: Берлинская биеннале современного искусства 40
Заключение 48
Список литературы 51

Тема эстетизации политики и политизации эстетики множество раз
поднималась на протяжении последнего столетия. Знаменитый тезис 9,
утвержденный Вальтером Беньямином в послесловии к эссе «Произведение
искусства в эпоху его технической воспроизводимости» традиционно является
отправной точкой исследований, он стал по-настоящему знаковым в
рассмотрении взаимосвязи политики и эстетики в XX столетии. Высказывание
принято интерпретировать как более общее: «правые - это те, кто эстетизируют
политику, а левые - это те, кто политизируют эстетику». Действительно, сейчас
такое положение считается самоочевидным, особенно если оно рассматривается
в рамках политически ангажированного искусства. На ум сразу же приходит
русский авангард, социалистический реализм, московский акционизм 90-х и
громкие художественные акции последних лет. Однако, наша работа может дать
новое видение проблемы интеграции эстетического в политическое. Основанная
на раскрытии конфигураций этих двух понятий, она поможет заново
сформулировать актуальность проблемы, не исчерпывающей себя и
обретающей новые смыслы на протяжении более чем столетия.
Необходимость данной работы обусловлена несколькими аспектами.
Расцвет арт-активизма и политического искусства, яркие выступления
художников по всему миру, провал политики мультикультурализма и
обострение проблемы миграции, повлекли за собой углубление противоречий
между левыми и правыми политическими силами, а в философском аспекте
дали почву для новых осмыслений дихотомии левое/правое. Все это дает право
говорить о высоком градусе политизации в обществе, а также вновь и вновь
заставляет обращаться к наполнению и изменению понятий «эстетического» и
«политического», к изучению влияния политики на изменяющиеся практики искусства.
Целью работы является анализ интеграции политического эстетическое
на примере арт-практик XX-XXI века.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть ключевые концепции, относящиеся к проблематике
«политического» и «эстетического», обратиться к наполнению понятий разные
периоды, а также их взаимодействию;
2. Проанализировать арт-практики;
3. Рассмотреть, как арт-практики могут быть связаны с взаимодействием
политического на эстетическое в рамках концепций философов;
4. Определить текущее положение проблемы интеграции политического в эстетическое.
Проблематика исследования была освещена множеством ученых, однако
в данной работе подвергнутся рассмотрению ключевые концепции следующих
авторов: Георг Лукач, Вальтер Беньямин, Карл Шмитт, Ханна Арендт. Также
будут раскрыты ведущие философские концепции последних десятилетий -
Жана Бодрийяра, Алена Бадью, Жака Раньсера.
Во второй части работы продемонстрировано, как теория вокруг
эстетического и политиче ского работает на примерах арт-практик, как
политиче ское в них интегрируется в эстетическое. Для анализа были выбраны
следующие арт-практики: мексиканская монументальная живопись первой
половины XX века, российский акционизм 1990-х и 2010-х, а также концепции
Берлинской биеннале современного искусства 2012 и 2016 года и практики
искусства, представленные на них. На их примере будет показано, как искусство
разных периодов в различных точках земного шара
взаимодействовало с политикой, как расставлялись смысловые акценты, какихе
концепции философов наиболее точно совпадали с состоянием искусства в тот
или иной период.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пересечение горизонтов эстетиче ского и политиче ского позволяет
открыть новые смыслы для обоих понятий. Только поняв их взаимодействие и
взаимопроникновение, можно сделать вывод о том, что интеграция
политического в эстетическое не сводится лишь к поднятию искусством
политических тем.
В работе мы обратились к анализу наполнения и изменения понятий
эстетического и политического, проследили истоки возникновения проблемы в
философской мысли XX века. Проблема взаимоотношения понятий
теоретическом аспекте основывалась на репрезентации актуальной политики,
проводимой Советским Союзом и нацистской Германией. Она свое
воплощ,ение в концепциях «политизации эстетики» и «эстетизации политики» у
Вальтера Беньямина. Для дальнейшей работы нам понадобились оба аспекта,
так как именно эстетизация политики» как эстетизация чувственности,
используемая фашистами, во многом положило начало политической теории
Карла Шмитта, который в основу политического положил различение друга и
врага, что впоследствии часто осмыслялось в пространстве арт-практик.
Мексиканская монументальная живопись, создавая заново традицию
национального искусства, всякий раз обращ,аясь к политическим мотивам. Это
оказалось созвучным идеям В альтера Беньямина о демократизации искусства,
становлением его искусством масс, а также Карла Шмитта: традиции
мексиканской монументальной живописи шло постоянное противопоставление
друга и врага. Что касается политизации чувственности, то монументалисты
обращ,ались именно к чувствам народа, во-первых, затрагивая вопросы
национальной самоидентичности, во-вторых, воздействуя на реципиента через
монументальную форму.
Также мы рассмотрели различные аспекты философии Ханны Арендт,
среди которых особенно важной оказалась концепция политической философии
Канта, построенная на «Критике способности суждения», а также понятие
публичного как сферы утверждаемой плюральности мнений. Учение Ханны
Арендт оказалось удачно вписываемым в пространство акционизма, как 48
искусство провокации на реакцию, всегда базирующимся на создании диалога
между художниками и властью, между художниками и обществом, и в
конечном итоге, между обществом и властью. Также одной из характеристик
акционизма стали эксперименты с областью табу, сосредоточение на телесных
практиках, что служит примером того, как трансполитика, трансэстетика и
транссексуальность Бодрийяра сосуществуют вместе.
Далее, опираясь на концепции Рансьера, Бодрийяра и Бадью были
рассмотрены VII и IX Берлинские биеннале современного искусства. Если VII
Биеннале максимизировала понимание политизации искусства настолько, что
все арт-практики и все внутреннее взаимодействие строились, исходя из
реальных политических отношений. На биеннале исследовалась возможность
взаимодействия политического искусства с реальным положением дел. В
резкую конфронтацию с таким подходом к искусству выступает IX Биеннале,
отрицающая возможность действенного арт-активизма в настоящем.
Альтернативой политическому искусству стало искусство настоящего. Это
искусство победившего капитализма, господства рыночных отношений;
ироничное, никогда не вскрывающее проблемы, а лишь сталкивающее зрителя с
ре ально стью через интернет, медиа и социальные сети, в которые
трансформировалась реальная политика. Потеряв политические основания,
утратив друзей и врагов, мы, по мысли Бадью и Рансьера оказались в обществе
консенсуса, утверждая кризис политического и эстетического. Раньсер говорил
о неспособности эстетического режима искусства влиять реальность,
«искусство реальности» радикально отказывается от такого влияния. Однако
такое решение оказывается единственно верным, когда политика больше не
заявляет о себе, а представлена множественностью, рассредоточена с помощью
технологий. Деконструированное политическое позволяет нам в будущем
обратиться к области постполитики и биовласти.
Эстетическое и политическое по-разному концептуально осмысляло сь
авторами разных периодов и находило свое воплощение в арт-практиках. Даже
наметившийся уход от политически ангажированного искусства и
провозглашение кризиса политического, характеризует параллельные
изменения, происходящие как в политическом, так и в эстетическом.
Провозглашение новой политической функции искусства в начале XX века,
предопределило то, что искусство в современном мире не может отойти от
политического в любой его форме. Политическое интегрировалось эстетическое
и стало его фундаментальной константой.


1. Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. СПб: Наука,
2012, 303 с.
2. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб: Алетейя, 2000. 437 с.
3. Аронсон О., Петровская Е. Что остается от искусства. М.: Институт
проблем современного искусства, 2015. 341 с.
4. Бадью А. Философия событие. Москва: Институт
общегуманитарных исследований, 2013. 192 c.
5. Беньямин В. Произведение воспроизводимо в
эпоху его технической. Москва: Медиум, 1996, 238 с
6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросовет, 2000. 258 с.
7. Кант И. Критика практического разума. М.: Чоро, 1994. 630 с.
8. Кант И. Критика способности суждения. М.: Наука, 2001. 561 с.
9. Ковалёв А. Российский акционизм 1990-2000. «World Art Музей» No
28/29. - М.: Книги WAM, 2007. 416 с.
10. Лапицкий В. Путешествие на край политики // Рансьер Ж.
Эстетическое бессознательное с послесл. В. Е. Лапицого. Москва: Machina,
2004. 128 с.
11. Ленин В.И. Собрание сочинений: 12 т. Москва, Издательство
политической литературы, 1968. 576 с.
12. Маркс К, Отчужденный труд // Экономическо-философские
рукописи 1844 года. М.: Академический проект, 2010. 775 с.
13. Жижек С. О насилии. М.: Европа, 2010. 184 с.
14. Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. М.: Искусство,
1965. 236 с.
15. Раньсер Ж. На краю политического. Москва: Праксис, 2006. 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ