Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОХРАНА БИОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕСКО

Работа №133436

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Биологическое и культурное разнообразие в условиях глобализации…………….15
1.1. Становление и эволюция проблемы биологического и культурного разнообразия в международных отношениях
1.2. Нематериальное культурное наследие как часть биологического и культурного разнообразия
Глава II. Проблема сохранения природного наследия в деятельности ЮНЕСКО………...40
2.1. Защита природного наследия в деятельности ЮНЕСКО. Документальный и институциональный аспекты
2.2. Формы сохранения и популяризации природного наследия……………………………49
Глава III. Теоретические и практические аспекты сохранения НКН в деятельности ЮНЕСКО
3.1. Формы сохранения и популяризации традиционных знаний о природе и вселенной в деятельности ЮНЕСКО
3.2. Формы сохранения и популяризации языкового разнообразия в деятельности ЮНЕСКО…
3.3. Формы сохранения и популяризации устных традиций и форм выражения в деятельности ЮНЕСКО
Заключение
Список источников и литературы


В современном мире всё большую роль на мировой арене наряду с традиционными участниками международных отношений – суверенными государствами – играют различные международные организации. Сфера их деятельности, как правило, имеет более узкую специализацию. Она может затрагивать экологические проблемы, вопросы, касающиеся обеспечения мировой безопасности, международное культурное сотрудничество или здравоохранение, международную торговлю или научную деятельность и многое другое. Одной из самых известных и глобальных международных организаций является Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана с целью урегулирования мирового порядка, сохранения мировой безопасности и обеспечения международного сотрудничества. В настоящее время существуют такие организации «семьи ООН», как Всемирный почтовый союз (ВПС), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и многие другие. Однако очень немногие специализированные учреждения носят название схожее с названием самой Организации Объединенных Наций. Именно ЮНЕСКО является одним из таких учреждений, что, несомненно, говорит о степени важности выполняемых им обязательств и полноте предоставляемых ему полномочий. Как следует из Устава ЮНЕСКО, организация была создана «с целью постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества». Деятельность организации касается решения вопросов в сфере образования, естественных, социальных и гуманитарных наук, культуры, международной коммуникации и обмена информацией, а также ряда специальных тем, таких как проблема изменения климата и охрана природного наследия, проблема воспитания молодежи, проблема сохранения самобытности культур и многообразия языков и многих других. В культурной сфере роль ЮНЕСКО заключается в разработке и реализации множества документов, программ и стратегических планов по сохранению всемирного культурного наследия для всего человечества и, особенно, для будущих поколений. Однако термин культура намного шире, и включает в себя не только ценные картины или сооружения, хранящие отпечатки древних цивилизаций. Культура – это еще и разнообразие народов мира и их уникальных традиций, культура – это многообразие жанров – песен, праздников, обрядов и традиционных знаний о природе и вселенной, устных форм выражения которые передаются из поколения в поколения посредством языка. Кроме того, культура отражает связь человека с окружающей его средой обитания. В результате существует взаимная обратная связь между культурными системами и окружающей средой, причем сдвиг в одном часто приводит к изменению другого. Природа и культура сходятся во многих отношениях, которые охватывают ценности, убеждения, ритуалы, средства к существованию, традиционные знания и практики. Природа обеспечивает обстановку, в которой развивается культурная деятельность. Например, знания эволюционируют вместе с экосистемами, на которых они основаны, а языки содержат слова, описывающие компоненты этой экосистемы. Если какие-либо виды флоры или фауны будут утеряны, то слова, используемые для их описания, тоже вскоре исчезнут. Культуру можно рассматривать как инструмент, посредством которого люди интерпретируют мир вокруг себя. Эти значения и толкования наиболее разнообразны в их связях с естественным миром, причем наиболее заметные связи часто встречаются в традиционных неиндустриальных сообществах. Традиционные культуры оказывают различное влияние на биоразнообразие, в том числе путем создания целых ландшафтов. Такие ландшафты характеризуются как антропогенная природа, так как их состав является отражением местной культуры и продуктом человеческой истории. Так, многие места обитания, которые ранее считались нетронутыми, на самом деле были сформированы с помощью локализованных культурных практик. Если разнообразные культурные практики и мировоззрения играют центральную роль в управлении биологическим разнообразием, то ключевым звеном между природой и культурой является знание. Культурное понимание окружающей среды не только порождает устойчивую практику управления ресурсами, но также содержит в себе знание о потребностях биологических видов, динамике экосистем, правильного сбора урожая и других экологических особенностях. Эти знания, приобретенные в союзе с природой и существующие в различных культурных формах, обеспечивают людям безопасную жизнедеятельность в условиях окружающей их среды и устойчивое развитие регионов в долгосрочной перспективе. Экологические знания также порождают социально укоренившиеся нормы. Они управляют человеческим поведением в отношении природной среды и часто принимают форму общих правил, которые регулируют использование ресурсов от лесозаготовки до рыболовства. Эти правила определяют соответствующие модели поведения, а также поддерживают продуктивность и разнообразие социально-экологических систем, что, в конечном счете, отвечает интересам сообщества. В современном мире в эпоху глобализации наблюдается тенденция к снижению биологического и культурного разнообразия, в связи с новыми вызовами и угрозами. К их числу относится модернизация экономики, здравоохранения и образования в традиционных сообществах, что может привести к эрозии языкового разнообразия, снижению передачи культурных знаний, а также меньшему количеству времени, затрачиваемому на изучение природы со старшими представителями общины или членами семьи; приватизация земель и миграция в города, что наносит ущерб традиционному управлению ресурсами и приводит к эрозии культурного разнообразия, поскольку люди физически отдаляются от земель, на которых сосредоточены их верования и мировоззрения: истории, рассказы, обряды и ритуалы теряют свой смысл, когда их вытесняют из природного контекста, в котором они были созданы. Модернизация экономических отношений может привести к нарушению традиционных пищевых систем и снижению биологического разнообразия, что в свою очередь, приводит к потере экологических знаний, включая навыки, разработанные на местном уровне, отход от практики использования и управления культурными ресурсами, утрату традиционных средств к существованию. Такие сдвиги могут возникнуть в результате стремления к стилю жизни потребителей или к использованию новых коммерческих ресурсов в регионе. Экстремальные природные явления и разрушение окружающей среды (в том числе обезлесение и неустойчивое сельскохозяйственное производство) также могут стать негативными последствиями утраты биоразнообразия и эрозии местных культур, особенно в сочетании с антропогенными, экономическими или политическими факторами. Многие из этих факторов происходят из капиталистических экономик, которые направлены на непрерывный экономический рост, что приводит к сдвигам в структурах потребления, глобализации рынков и коммерциализации ресурсов. Эти возникающие угрозы усиливаются проблемами миграции, ассимиляции и урбанизации, что может привести к быстрым и непредвиденным периодам социально-экономических изменений, напрямую влияющих на уровень биологического и культурного разнообразия и устойчивое развитие регионов. Уникальная взаимосвязь биологического и культурного разнообразия и сложность процесса их сохранения в условиях доминирования глобализации и модернизации в современном мире определила особую актуальность темы нашего исследования. ЮНЕСКО, как одна из наиболее масштабных и значимых международных организаций, вносит существенный вклад в охрану биокультурного разнообразия путем подготовки программ по его защите и популяризации, а также через создание широкой нормативной базы и реализации многочисленных проектов, которые способствуют повышению интереса общественности к данной проблеме. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении вклада ЮНЕСКО в сохранение биологического и культурного разнообразия, как важнейших элементов современного мира и международных отношений. Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования при разработке специальных курсов, в законотворческой деятельности, при организации мероприятий, направленных на сохранение биологического и культурного разнообразия. Актуальность и практическая значимость проблемы определяют цель работы – исследовать роль ЮНЕСКО в сохранении биологического и культурного разнообразия на современном этапе как ключевых факторов устойчивого развития человечества. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
• выявить истоки становления и рассмотреть эволюцию проблемы биологического и культурного разнообразия в международных отношениях;
• определить роль нематериального культурного наследия в сохранении биологического и культурного разнообразия;
• рассмотреть и дать оценку теоретической и практической деятельности ЮНЕСКО по сохранению природного наследия;
• проанализировать и сравнить нормативно-документальную базу и публикации ЮНЕСКО, направленные на защиту традиционных знаний о природе и вселенной, устных традиций и форм выражения и языкового разнообразия, а также исследовать основные направления и формы их сохранения и популяризации.
• оценить перспективы деятельности ЮНЕСКО по охране биологического и культурного разнообразия и предложить рекомендации для дальнейшего эффективного развития данного направления.
Объектом исследования является деятельность ЮНЕСКО по сохранению биологического и культурного разнообразия, предметом исследования – различные документы, публикации, программы и проекты ЮНЕСКО по сохранению и популяризации природного наследия, устных традиций и форм выражения, традиционных знаний о природе и вселенной и исчезающих языков. Несмотря на важность и актуальность проблемы сохранения биологического и культурного разнообразия, нам не удалось найти ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе специальных исследований, посвященных деятельности ЮНЕСКО в этой сфере. Это говорит о новизне исследуемой проблемы и создает определенную нишу для ее научной разработки. Основу настоящей работы составили преимущественно источники, официальные документы и материалы, программы, посвященные проведению тех или иных мероприятий, в рамках деятельности или при поддержке ЮНЕСКО. Характеризуя источниковую базу нашего исследования, отметим, что она включает важнейшие международные документы ООН и ЮНЕСКО, посвященные защите биологического, культурного и языкового разнообразия и охране отдельных видов НКН. В качестве важнейших источников мы использовали такие международные документы, как:
• Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей 1962 г., которая содержит ряд практических мер по охране пейзажей и местностей, созданных в процессе культурной деятельности человека или являющихся примерами его естественной среды обитания;
• Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., основной задачей которой является выявление и сохранение культурного и природного наследия в мире;
• Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении и современной роли исторических ансамблей 1976 г., которая демонстрирует взаимосвязь между природным и культурным наследием и признает важность проведения комплексных мер по их защите;
• Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении фольклора 1989 г., где впервые было дано наиболее полное определение фольклора, приведены четкие рекомендации по отбору и систематизации его объектов;
• Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1992 г., которая признает важность традиционных экологических знаний коренных народов для сохранения природной среды;
• Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г., в рамках которой был сделан акцент на том, что на современном этапе международного сотрудничества уважение к культурному разнообразию в большей степени может повлиять на уровень мировой безопасности;
• Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 г., которая представляет собой структурированный комплекс, включающий в себя определение НКН, цели и задачи по охране объектов НКН, планы по их реализации и также указания для работы Фонда, Комитета и других специализированных органов Конвенции;
• Рекомендация ЮНЕСКО о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству 2003 г., в которой отражена важность защиты языкового многообразия в сети Интернет;
• Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения 2005 г., которая обращает внимание на то, как творчество отдельных народов способствует развитию и сохранению культурного разнообразия в мире;
• Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г., которая закрепляет принципы о связи между коренными народами и их землей, культурой и языком;
• Всемирный Доклад ЮНЕСКО о традиционных знаниях коренных народов 2005 г., Доклад ЮНЕСКО о связи между биологическим и культурным разнообразием 2007 г. и Всемирный доклад ЮНЕСКО об инвестировании в культурное разнообразие и диалог между культурами 2010 г.
• Канкунская Декларация ООН по актуализации тематики сохранения и устойчивого использования биоразнообразия для благополучия людей 2016 г. Также в работе был использован целый ряд статей, опубликованных как в научных изданиях, сборниках, периодических журналах, так и размещенных на различных Интернет-сайтах. Безусловно, в содержательном отношении эта группа изданий является очень пестрой, но в то же время очень информативной. На страницах этих статей мы нашли множество интересных материалов и отдельных примеров по различным аспектам исследуемой темы, смогли познакомиться с мнением компетентных экспертов в данной области. Особого внимания заслуживают следующие работы отечественных авторов: статья кандидата педагогических наук, профессора Российской Академии Естествознания Каргаполова Владимира Евгеньевича «Культурное разнообразие в эпоху глобализации» 2006 г.; статья кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России Уральского государственного педагогического университета Кругликовой Галины Александровны «Международное сотрудничество в сфере охраны культурного и природного наследия» 2007 г.; статья кандидата философских наук, доцента Балтийского федерального университета им. И. Канта Андрейчук Натальи Вениаминовны «Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума» 2010 г.; статья старшего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования Коновалова Александра Николаевича «Развитие языкового и культурного разнообразия в киберпространстве: культурно-психологический подход» 2010 г.; статья члена Российской академии Естествознания, доцента кафедры истории России факультета истории и права Волгоградского государственного педагогического университета Галковой Ольги Валентиновны «Роль современных информационных технологий в сохранении нематериального культурного наследия» 2011г.; статья профессора, декана геолого-географического факультета Астраханского государственного университета Бармина Александра Николаевича «Роль природного и культурного наследия в современном обществе» 2011 г.; статья доктора философских наук, профессора кафедры философии и методологии науки Томского Государственного Университета Коробейниковой Ларисы Александровны «Культурное разнообразие в контексте мультикультурализма» 2012 г.; статья кандидата исторических наук, доцента кафедры МГС ФМО СПбГУ Боголюбовой Н. М. и кандидата исторических наук, доцента кафедры МГС ФМО СПбГУ Николаевой Ю. В. «Охрана культурного наследия: международный и российский опыт» 2014 г.; статья кандидата географических наук, доцента кафедры географии и геоэкологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета Князева Юрия Петровича «Природное и культурно-природное наследие Европы: современное состояние, проблемы и перспективы и перспективы развития» 2014 г.; статья декана факультета иностранных языков Томского государственного университета Гураль Светланы Константиновны «Язык всемирного общения и языковая и культурная глобализация» 2014 г. и др. А также работы зарубежных экспертов в области охраны биологического и культурного разнообразия: статья главы секции ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию Рикса Смита «Language as a Vehicle of the Intangible Cultural Heritage» 2004 г.; статья профессора социальной антропологии Кембриджского университета Джека Гуди «The Transcription of Oral Heritage» 2004 г.; статья чилийского эколога и профессора Университета Северного Техаса Рикардо Росси «Integrando los modos de conocer y convivir con la diversidad biocultural» 2004 г.; статья основателя и директора международной неправительственной организации Terralingua Луизы Маффи «Linguistic, cultural, and biocultural diversity» 2005 г.; статья кандидата философских наук кафедры экологической антропологии Сары Хитчнер и профессора антропологии Университета Джорджии Питера Бросиуса «Cultural diversity and conservation» 2010 г.; статья профессора факультета искусств и социальных наук Австралийского национального университета Кена Тэйлора «A bridge between culture and nature» 2011 г.; статья эксперта исследовательского центра Университета Квинследа Катерины Грант «Analogies and links between cultural and biological diversity» 2012 г.; статья биолога, профессора Кембриджского Университета Уильяма Сузерланда «A 2017 Horizon Scan of Emerging Issues for Global Conservation and Biological Diversity» 2016 г. и др. В отдельный блок можно выделить использованные нами издания и публикации: специальный выпуск «Языки под угрозой исчезновения» информационного бюллетеня ЮНЕСКО – Вестника нематериального культурного наследия 2006 года; электронный журнал Museum International, публикуемый ЮНЕСКО с 1948 года и являющийся крупнейшим форумом для обмена научной и технической информацией о музеях и культурном наследии на международном уровне; международный журнал нематериального наследия (английский научный академический журнал), издающийся ежегодно с 2006 г. при поддержке ЮНЕСКО, Международного совета музеев (ИКОМ) и других организаций, посвященный продвижению понимания всех аспектов нематериального наследия в мире и связи научных исследований с примерами профессиональной практики; международный журнал «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» существующий с 1992 года, содержащий научные статьи, комментарии и академические заметки о биоразнообразии и его сохранении, а также материалы, касающиеся практических аспектов управления природоохранной деятельностью, экономических, социальных и политических вопросов; обновленное издание Атласа языков мира находящихся в опасности, выпущенное ЮНЕСКО в 2010 году; информационный бюллетень ЮНЕСКО «A Decade of Promoting Multilingualism in Cyberspace» 2015 года, который подчеркивает разнообразие концептуальных вопросов, влияющих на продвижение многоязычия в сети Интернет, содержит хронологию нормативно-правовых актов, принятых для защиты языкового разнообразия и объединяет в себе информацию обо всех осуществленных проектах и тематических исследований ЮНЕСКО в области охраны языкового разнообразия и др. Также мы обращались к актуальным информационным материалам с официального сайта ЮНЕСКО и неправительственных организаций, сотрудничающих с ЮНЕСКО, о разных программах и текущих проектах, встречах и культурных мероприятиях. Таким образом, использованные нами источники и литература свидетельствует о сложности изучаемого вопроса, его дискуссионности и междисциплинарном характере. Методология исследования продиктована поставленными задачами, отражает междисциплинарный подход к данной проблеме и основана на комплексной методике. Во-первых, нами применялся исторический метод, который позволил проследить эволюцию проблемы биологического и культурного разнообразия в международных отношениях. Во-вторых, при анализе документальной базы и публикаций ЮНЕСКО нами применялись дескриптивный и компаративный методы. Применение данных методов позволило нам выявить приоритетные источники сохранения природного наследия и отдельных видов НКН и сопоставить их между собой. В-третьих, мы использовали функциональный метод, что позволило нам рассмотреть различные виды деятельности обозначенной выше организации по сохранению окружающей среды и связанных с нею культурных традиций. При попытке обозначить перспективы деятельности ЮНЕСКО по охране биологического и культурного разнообразия мы использовали также прогностический метод. Структура исследования подчинена сформулированной цели и поставленным задачам. Настоящая работа состоит из введения, трех глав (поделенных на параграфы) и заключения, в котором сформулированы основные выводы автора. В первой главе затронуты вопросы становления и развития концепции биологического и культурного разнообразия в международных отношениях, а также рассмотрено понятие нематериального культурного наследия как части биологического и культурного разнообразия. Вторая глава посвящена анализу документальной и источниковой базы и различных проектов ЮНЕСКО по сохранению природного наследия. Третья глава посвящена теоретическому и практическому аспекту деятельности ЮНЕСКО по сохранению традиционных знаний о природе и вселенной, устных традиций и форм выражения и языков под угрозой исчезновения. Во второй и третьей главах мы обращались, прежде всего, к наиболее значительным мероприятиям по сохранению отдельных видов НКН, которые не только вызывают особенный интерес среди мирового сообщества, но и способствуют сохранению биологического разнообразия и поддержанию культурного развития человечества. Отдельные положения и выводы исследования были представлены на третьей международной научно-практической конференции «Межкультурный диалог в современном мире», организованной Санкт-Петербургским государственным университетом и Санкт-Петербургской ассоциацией международного сотрудничества при поддержке Санкт-Петербургского дома национальностей, проходившей 12–13 мая 2016 года, и опубликованы в сборнике материалов по итогам конференции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уникальный характер сфер компетенции ЮНЕСКО способствует осуществлению её главной миссии, которая заключается в донесении до сознания людей идеи мира и взаимного сотрудничества с целью укрепления безопасности и развития межкультурного диалога, основанного на уважении ценностей различных цивилизаций и соблюдении прав человека. В настоящей работе была проанализирована деятельность организации по сохранению биологического и культурного разнообразия. ЮНЕСКО признает, что сокращение разнообразия и негативное влияние глобализационных процессов в современном мире делает его жителей все более уязвимыми к природным и антропогенным изменениям. В последние десятилетия наблюдается рост интереса к взаимосвязи между биологическим и культурным разнообразием и роли, которую они играют в устойчивом социально-экономическом развитии и благосостоянии людей. Связь между биологическим и культурным разнообразием подразумевает широкий спектр взаимодействий между людьми и природой. Каждое сообщество обладает своим собственным набором представлений, знаний и культурных практик, которые зависят от конкретных элементов окружающей среды. Часто они принимают форму устных традиций и форм выражения, таких как народные сказки, народные песни, легенды, пословицы, мифы и т. д. и передаются из поколения в поколение посредством языка. Язык – одно из средств человеческой коммуникации, которое дает нам возможность не только выразить собственную культуру, но и познакомиться с другими. Одновременно язык может выполнять несколько функций:
• быть зеркалом культуры и отражать окружающую реальность, национальные традиции народа, его обычаи и ценности;
• быть кладовой культуры и хранить в себе знания и умения, накопленные народом и выраженные в его устном творчестве или письменной речи;
• быть носителем культуры и играть главную роль в передаче культурного наследия из поколения в поколение;
• быть инструментом культуры и формировать личность человека, осознание его принадлежности к определенной народности.
Можно сказать, что язык одновременно является и продуктом культуры, и ее важной составной частью, и условием ее существования. Поэтому многообразие языков – это основа жизнедеятельности современного многонационального общества. Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что принято выделять следующие области соприкосновения биологического и культурного разнообразия:
• Языки и языковое разнообразие (термины, понятия и категории, касающиеся природы);
• Устное народное творчество (элементы фольклора, содержащие в себе местные знания о природе и вселенной);
• Традиционные знания и технологии (практика, связанная с использованием природных материалов; устойчивые экологические отношения, управление ресурсами или грамотное предотвращение стихийных бедствий; традиционная медицина; одомашнивание растений и животных, создание и поддержание их генетического разнообразия и др.);
• Привязанность к месту (культурная идентификация, связанная с определенными территориями, такими как национальные парки или священные места);
• Системы убеждений (обряды и ритуалы, отражающие уникальность местной окружающей среды или празднование сезонных событий);
• Мифология, мировоззрение, космология и духовность (представления о человеческой природе, его связи с окружающей средой и космосом, тотемизм).
Такие области нематериального культурного наследия как традиционные знания о природе и вселенной, устные традиции и формы выражения, а также разнообразие языков коренных народов мира, обеспечивающие их трансляцию и передачу из поколения в поколение лучше всего отражают влияние природы на культурную жизнь человека. Деятельность ЮНЕСКО по охране и популяризации этих видов культурного наследия заключается в непрерывной работе по двум главным направлениям – разработке нормативно-документальной базы и реализации практических мероприятий. За свои почти семьдесят лет институциональной жизни, ЮНЕСКО добилась существенных результатов с точки зрения нормативной деятельности в области охраны культурного и природного наследия, наиболее заметными результатами которой, являются: Конвенция 1972 года, Конвенция 2001 года, Конвенция 2003 года и Конвенция 2005 года. В существующей нормативно-правовой базе ЮНЕСКО доказала факт взаимосвязи биологического, культурного и языкового разнообразия. Однако, несмотря на все достоинства, слабая сторона деятельности ЮНЕСКО в подготовке и осуществлении своих нормативных актов имеет несколько аспектов. Во-первых, Организация по-прежнему остается верна рекомендательному характеру документов – нормативные акты не имеют прямого воздействия в национальном законодательстве государств. Страны сохраняют полный суверенитет и остаются арбитрами условий, в соответствии с которыми международные стандарты транслируются в национальную политику. Это влечет за собой большое разнообразие методов реализации, начиная от принятия детального законодательства об осуществлении правил международного документа во внутреннем законодательстве до последующих изменений степени эффективности международных стандартов в национальном праве. Кроме того, ЮНЕСКО не имеет механизма проверки несоблюдения государствами их обязательств в соответствии с применимыми договорами и разрешения споров, вытекающих из их толкования или применения. Принятые в разное время, Конвенции имеют наследственный характер, учитывают предшествующий опыт и часто содержат схожие положения, однако, несмотря на данную взаимосвязь, среди рабочих органов Конвенций не наблюдается какого-либо сотрудничества. Кроме вышесказанного, с принятия последнего масштабного документа, Конвенции 2005 г., прошло уже более 10 лет, и как было установлено в ходе исследования, в настоящий момент ЮНЕСКО не планирует разработку документа, который отвечал бы новым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается культурное и природное разнообразие в XXI веке. В связи с этим, можно порекомендовать Организации уделить внимание подготовке единого документа, или целого сборника, отражающего важность принятия комплексных мер по защите и популяризации биологического, культурного и языкового разнообразия, который носил бы обязательный характер для ратифицировавших его государств. Также представляется полезным разработать и предложить для каждого заинтересованного государства конкретные нормативные правила и предложить проектную базу по защите трех видов разнообразия, с учетом культурных и политических особенностей страны, что упростило бы механизм имплементации международного документа в национальное законодательство. Практический вклад ЮНЕСКО в сохранение биологического и культурного разнообразия разносторонен и эффективен. Деятельность организации в данной сфере включает в себя:
• сбор и создание письменных свидетельств (например, издание Атласа языков, находящихся под угрозой исчезновения);
• сотрудничество с международными организациями (такими как ЮНЕП, ИКОМОС, Terralingua и др.);
• экспертные встречи (например, экспертная встреча по защите исчезающих языков 2003 года, международный семинар, посвященный взаимосвязи биологического и культурного разнообразия 2007 года и др.);
• разработку и осуществление специальных программ (таких, как «Человек и биосфера», «Живые сокровища человечества», Local and Indigenous Knowledge Systems и др.);
• осуществление проектов на местах (таких как, проект по документированию бразильских коренных языков и культур, документация и передача местных экологических знаний коренных жителей Соломоновых Островов, охрана заповедника Босавас в Никарагуа, охрана традиционных мест обитания, культуры и образа жизни корякского народа, проживающего в районе вулканов Камчатки и др.);
• проведение международных конкурсов и премий (например, Премия ЮНЕСКО и Султана Кабуса за сохранение окружающей среды и др.)
В целом, ЮНЕСКО достойно справляется с охраной биологического и культурного разнообразия, однако, несмотря на все достоинства, организации можно порекомендовать следующее:
• уделить больше внимания интеграции знаний коренных народов в школьную программу, что будет стимулировать молодых людей учиться у своих родителей, бабушек и дедушек и других взрослых в сообществе, а также ценить и уважать их знания. Такие отношения между молодыми и старшими поколениями могут помочь смягчить разрыв между поколениями. Важным моментом является предоставление коренным народам возможности принять участие в разработке учебных программ. Интеграция знаний коренных народов в школьную программу, таким образом, даст возможность школам выступать в качестве исполнительных органов по передаче культурных традиций сообщества от одного поколения к другому;
• создать в рамках Сектора гуманитарных наук ЮНЕСКО Центра социальных преобразований и межкультурного диалога, который позволит впервые объединить на целостной и междисциплинарной основе все ключевые программы и мероприятия, связанные с деятельностью ЮНЕСКО по оказанию поддержки государствам-участникам в разработке инновационной политики в области охраны культурного разнообразия;
• разработать проекты, направленные на комплексную защиту культурного и биологического разнообразия и обеспечить постоянное участие членов сообществ в подготовке и реализации данных проектов;
• способствовать составлению и распространению данных и статистической информации о текущем состоянии биологического и культурного разнообразия и обеспечить широкий доступ к актуальной информации, в том числе на языках коренных народов мира;
• разработать методы и инструменты для оценки, измерения и мониторинга биологического и культурного разнообразия, которые правительства, государственные и частные учреждения могут адаптировать к национальным или местным условиям.
Коренные сообщества воспринимают биоразнообразие как основу жизни и духовной самобытности, в их представлении культура является неотъемлемой частью экосистемы, в которой они существуют. Некоторые ландшафты, которые считались «дикой природой» на самом деле являются результатом тысячелетней деятельности сообществ, которые участвовали в формировании его биоразнообразия. Именно поэтому, коренным народам, как хранителям биоразнообразия и носителям традиционной культуры, должна отводиться первостепенная роль в процессе их сохранения и популяризации в условиях глобальных изменений XXI века, вызванных естественными и социально-экономическими процессами. Главной задачей ЮНЕСКО на будущее должно стать обеспечение того, чтобы проблемы биологического и культурного разнообразия занимали центральное место в повестках дня в области международной культурной политики. ЮНЕСКО может играть ведущую роль в содействии установлению связей между биологическим и культурным разнообразием на международном уровне в научных исследованиях, образовании, политическом диалоге и других областях путем:
• актуализации знаний о связях между биологическим и культурным разнообразием в многосторонних природоохранных соглашениях и конвенциях, связанных с охраной культурного наследия;
• укрепления сотрудничества и координации между соответствующими международными соглашениями и конвенциями, а именно Конвенцией о биологическом разнообразии, Конвенцией об охране нематериального культурного наследия и Конвенцией о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения;
• оказания экспертной помощи странам по внедрению принятых международных конвенций в национальное законодательство;
• изучения роли биологического и культурного разнообразия в управлении и принятии решений в области охраны биосферных заповедников и других объектов всемирного природного наследия;
• обеспечения непрерывной и координированной работы экспертной сети по охране биологического и культурного разнообразия и перевода результатов этой работы в практические действия;
• работы в качестве центра обмена информацией и знаниями о взаимосвязи между биологическим и культурным разнообразием;
• поиска новых площадок для предоставления результатов достигнутых в области охраны биологического и культурного разнообразия и расширения партнерских связей.



1. Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей 1962 года / Акты Генеральной Конференции ЮНЕСКО. Резолюции. – 12 сессия, Париж. – 1962. С. 143 – 146 // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001145/114582rb.pdf#page=146 / (дата обращения: 7.08.16)
2. Рекомендация ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия в национальном плане 1972 года / Акты Генеральной Конференции ЮНЕСКО. Резолюции, Рекомендации. – 17 сессия, Париж. – 1972. С. 156 – 166 // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001140/114044rb.pdf#page=156 / (дата обращения: 7.08.16)
3. Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении и современной роли исторических ансамблей 1976 года // URL: http://art-con.ru/node/1717 / (дата обращения: 8.08.16)
4. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. – ЮНЕСКО, МСОП. – 1999 // URL: http://whc.unesco.org/archive/opguide-rus.pdf / (дата обращения: 8.08.16)
5. Constitution of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization // URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=15244&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html / (дата обращения: 5.04.17)
6. Convention concerning the protection of the world cultural and natural heritage 1972 // URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-en.pdf / (дата обращения: 7.08.16)
7. Convention on Biological Diversity 1992 // URL: https://www.cbd.int/convention/articles/default.shtml?a=cbd-02 / (дата обращения: 23.02.17)
8. Recommendation concerning the Promotion and Use of Multilingualism and Universal Access to Cyberspace 2003 // URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=17717&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html / (дата обращения: 12.01.17)
9. Recommendation on the Safeguarding of Traditional Culture and Folklore 1989 // URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13141&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html / (дата обращения: 8.01.17)
10. The Cancun Declaration on mainstreaming the conservation and sustainable use of biodiversity for well-being 2016 // URL: https://www.cbd.int/doc/meetings/cop/cop-13/official/cop-13-24-en.pdf / (дата обращения: 24.02.17)
11. UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage 2003 // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/index.php?lg=en&pg=00006 / (дата обращения: 12.01.17)
12. UNESCO Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions 2005 // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001429/142919e.pdf / (дата обращения: 11.01.17)
13. UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity 2001 // URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13179&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html / (дата обращения: 6.11.16)
14. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples 2007 // URL: http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/DRIPS_en.pdf / (дата обращения: 7.03.16)

Официальные материалы ЮНЕСКО (планы, стратегии, программы, доклады, руководства, отчеты):
15. A Decade of Promoting Multilingualism in Cyberspace. – UNESCO, Communication and Information Sector. – 2015. – 23 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002327/232743e.pdf / (дата обращения: 4.03.17)
16. Atlas of the World’s Languages in Danger. – UNESCO. – 2011. – 20 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001924/192416e.pdf / (дата обращения: 11.01.17)
17. Implementing the Convention for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage. – UNESCO, Infokit. – 2011. – 12 p. // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/doc/src/01853-EN.pdf / (дата обращения: 12.01.17)
18. Intangible Cultural Heritage and sustainable development. – UNESCO. – 2011. – 16 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002434/243402e.pdf / (дата обращения: 7.03.16)
19. International Expert Meeting on UNESCO Programme Safeguarding of Endangered Languages «Language Vitality and Endangerment» 2003 // URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CLT/pdf/Language_vitality_and_endangerment_EN.pdf / (дата обращения: 13.01.17)
20. International Year of Languages. – UNESCO. – 2008. – 14 p. // URL: http://www.unesco.org/culture/files-languges/broch2008_en.pdf / (дата обращения: 11.01.17)
21. Links between biological and cultural diversity. Report of the International Workshop organized by UNESCO with support from The Christensen Fund, 26 – 28 September 2007. – UNESCO, Paris. – 47 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001592/159255E.pdf / (дата обращения: 14.04.17)
22. Man and the biosphere programme 2016 – 2017. – UNESCO, MAB. – 2016. – 2 p. // URL: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/SC/images/MAB_leaflet_2016_2017_en.pdf / (дата обращения: 5.03.17)
23. Masterpieces of the Oral and Intangible Heritage of Humanity. Proclamations 2001, 2003 and 2005. – UNESCO. – 2006. – 107 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001473/147344e.pdf / (дата обращения: 9.01.17)
24. The UNESCO World Heritage Center’s Natural Heritage Strategy. – UNESCO, WHC. – 2006. – 16 p. // URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjw2aPf26bTAhWkK5oKHRadDksQFggkMAA&url=http%3A%2F%2Fwhc.unesco.org%2Fdocument%2F7043&usg=AFQjCNHn-lE3BWnkRD0lM1dBjE7nffz5Rg&cad=rjt / (дата обращения: 8.04.17)
25. UNESCO Audiovisual archives: A practical reader, Section 3. General Information Programme and UNISIST // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0010/001096/109612eo.pdf / (дата обращения: 12.01.17)
26. UNESCO Guidelines for the establishment of national «Living Human Treasures» systems // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/doc/src/00031-EN.pdf / (дата обращения: 14.04.17)
27. UNESCO World Report «Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue». – UNESCO. – 2010. – 448 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001852/185202r.pdf / (дата обращения: 11.01.17)
28. UNESCO World Report «Towards Knowledge Societies» 2005. – 227 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843e.pdf / (дата обращения: 4.01.17)
29. World heritage resource manual «Managing natural world heritage». – UNESCO, ICCROM, ICOMOS, IUCN. – 2012. – 101 p. // URL: http://whc.unesco.org/document/117412 / (дата обращения: 7.08.16)

II. ЛИТЕРАТУРА
Монографии, статьи из научных изданий и сборников:
30. Андрейчук Н. В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2010. № 6. – C. 1 – 7 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-problema-kulturnogo-raznoobraziya-sotsiuma / (дата обращения: (дата обращения: 13.04.17)
31. Бармин А. Н. Роль природного и культурного наследия в современном обществе / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет». – Геология, География и Глобальная энергия. – 2011. № 1. – С. 81 – 85 // URL: http://geo.asu.edu.ru/files/1(40)/81-85.pdf / (дата обращения: 14.04.17)
32. Боголюбова Н. М. Николаева Ю. В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. № 4. – C. 6 – 13 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-kulturnogo-naslediya-mezhdunarodnyy-i-rossiyskiy-opyt / (дата обращения: 13.04.17)
33. Буторин А. А., Кревер О. Н. Объекты всемирного природного наследия в России / Юг России: экология, развитие. – 2007. №1. – С. 34 – 37 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obekty-vsemirnogo-prirodnogo-naslediya-v-rossii / (дата обращения: 14.04.17)
34. Галкова О. В. Роль современных информационных технологий в сохранении нематериального культурного наследия / Теория и практика общественного развития. – 2011. № 3. – С. 113 – 115 // URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/3/kulturologiya/galkova.pdf / (дата обращения: 7.03.16)
35. Гураль С. К. Язык всемирного общения и языковая и культурная глобализация / Журнал Язык и культура. – 2014. № 4. – С. 4 – 13 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-vsemirnogo-obscheniya-i-yazykovaya-i-kulturnaya-globalizatsiya / (дата обращения: 14.04.17)
36. Каргаполов В. Е. Культурное разнообразие в эпоху глобализации / Современные наукоемкие технологии. – 2006. № 4. – C. 102 // URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22668 / (дата обращения: 16.10.16)
37. Князев Ю. П. Природное и культурно-природное наследие Европы: современное состояние, проблемы и перспективы и перспективы развития / Вестник Воронежского Государственного Университета. – 2014. № 3. – С. 53 – 59 // URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2014/03/2014-03-08.pdf / (дата обращения: 13.04.17)
38. Коновалов А. Н. Развитие языкового и культурного разнообразия в киберпространстве: культурно-психологический подход / Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве. Сборник статей. – М., 2010. – C. 240 – 252 // URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/2009/konovalov_kult_div_psychol.pdf / (дата обращения: 13.04.17)
39. Коробейникова Л. А. Культурное разнообразие в контексте мультикультурализма / Известия Томского политехнического университета. – 2012. № 6. – C. 197 – 200 // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-raznoobrazie-v-kontekste-multikulturalizma / (дата обращения: 13.04.17)
40. Кругликова Г. А. Международное сотрудничество в сфере охраны культурного и природного наследия / Уральский государственный педагогический университет. – Историко-Педагогические чтения. – 2007. № 11. – C. 124 – 132 // URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_19028901_32086312.pdf / (дата обращения: 13.04.17)
41. Шестакова А. Н. О вымирании и возрождении языков мира / Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики: сборник научных трудов под ред. Е. П. Сосниной. – Ульяновск: УлГТУ, 2009 г. – C. 113 – 117 // URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2010/Sosnina.pdf#page=114 / (дата обращения: 12.01.17)
42. Alivizatou Marilena Contextualizing Intangible Cultural Heritage in Heritage Studies and Museology / International Journal of Intangible Heritage. – 2008. № 3. – P. 44 – 54 // URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiEr6jl7rDTAhWDCpoKHUAWBf0QFggkMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ijih.org%2FfileDown.down%3FfilePath%3D3%2Fdtl%2F4b00f5bf-edd3-4142-92e2-51b1b3894329%26fileName%3D3-3.pdf%26contentType%3DvolumeDtl%26downFileId%3D33&usg=AFQjCNHvCp3bwq7BdsnXCr8bSToBMzYpXg / (дата обращения: 14.04.17)
43. Bates Peter, Chiba Moe, Kube Sabine, Nakashima Douglas Learning and Knowing in Indigenous Societies Today. – UNESCO, Paris. – 2009. – 128 p. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001807/180754e.pdf / (дата обращения: 13.01.17)
44. Blake Janet Developing a New Standard-setting Instrument for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage Elements for consideration. – UNESCO. – 2001. – P. 33 – 36 // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001237/123744e.pdf / (дата обращения: 9.01.17)
45. Bridgewater Peter, Phillips Adrian, Green Michael, Amos Bruce Biosphere reserves and the IUCN systems of protected area Management categories. – IUCN. – 1996. – 25 p. // URL: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/1996-081.pdf / (дата обращения: 8.08.16)
46. Brosius J.Peter, Hitchner L. Sarah Cultural diversity and conservation / International Social Science Journal. – 2010. №61. – P. 141 – 168 // URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1468-2451.2010.01753.x/epdf / (дата обращения: 16.10.16)
47. Cruikshank Julie Glaciers and Climate Change: Perspective from Oral Tradition / Arctic. – 2001. № 54. – P. 377 – 393 // URL: http://www.jstor.org/stable/40512394 / (дата обращения: 7.03.16)
48. Goody Jack The Transcription of Oral Heritage / Museum International. – 2004. № 56. – P. 91 – 96 // URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1350-0775.2004.00462.x/epdf / (дата обращения: 8.01.17)
49. Grant Catherine Analogies and links between cultural and biological diversity / Journal of Cultural Heritage Management and Sustainable Development. – 2012. № 2. – P. 153 – 163 // URL: http://www.emeraldinsight.com/doi/pdfplus/10.1108/20441261211273644 / (дата обращения: 7.03.16)
50. Karp Cary Digital Heritage in Digital Museums / Museum International. – 2004. № 56. – P. 45–51 // URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1350-0775.2004.00457.x/epdf / (дата обращения: 12.01.17)
51. Kirshenblatt-Gimblett Barbara Intangible Heritage as Metacultural Production / Museum International. – 2004. № 56. – P. 57 – 61 // URL: https://www.nyu.edu/classes/bkg/web/heritage_MI.pdf // (дата обращения: 13.01.17)
52. Langton Marcia, Zane Ma Rhea Traditional Indigenous Biodiversity / Australian Academic & Research Libraries. – 2005. №36. – P. 46 – 53 // URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00048623.2005.10721248#.U707u5R_snc / (дата обращения: 7.03.16)
53. Maffi Luisa Cultural vitality / Resurgence. – 2008. № 250 // URL: http://www.resurgence.org/magazine/article2590-cultural-vitality.html / (дата обращения: 7.03.16)
54. Maffi Luisa Linguistic, cultural and biocultural diversity / Annual Review of Anthropology. – 2005. № 34. – P. 599 – 617 // URL: http:// www.annualreviews.org/doi/pdf/10.1146/annurev.anthro.34.081804.120437 / (дата обращения: 10.01.17)
55. Rozzi Ricardo Integrando los modos de conocer y convivir con la diversidad biocultural / Revista Ambiente y Desarollo de CIPMA. – 2004. № 20. – P. 83 – 85 // URL: https://chile.unt.edu/sites/chile.unt.edu/files/catalogue/pdf/Rozzi%202004%20AandD.pdf / (дата обращения: 20.09.16)
56. Skutnabb-Kangas Tove, Maffi Luisa, Harmon David Sharing a world of difference. – UNESCO, Terralingua, World Wide Fund for Nature. – 2003. – P. 11 – 53 // http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001323/132384e.pdf / (дата обращения: 7.03.16)
57. Smeets Rieks Language as a Vehicle of the Intangible Cultural Heritage / Museum International. – 2004. № 56. – P. 156 – 165 // URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1350-0775.2004.00470.x/epdf / (дата обращения: 10.01.17)
58. Sutherland J. William A 2017 Horizon Scan of Emerging Issues for Global Conservation and Biological Diversity / Trends in ecology and evolution. – 2017. № 32. – P. 31 – 40 // URL: http://www.cell.com/trends/ecology-evolution/pdf/S0169-5347(16)30218-X.pdf / (дата обращения: 14.04.17)
59. Taylor Ken A bridge between culture and nature / International journal of heritage studies. – 2011. № 17. – P. 537 – 554 // URL: http://penanginstitute.org/v3/files/Penang_Cult_Lsc_Public_lecture.pdf / (дата обращения: 11.08.16)
60. Wayt W. Gibbs Saving dying languages / Scientific American. – 2002, p. 78 – 85 // URL: http://www.language-archives.org/documents/sciam.pdf / (дата обращения: 11.01.17)

Периодические издания ЮНЕСКО:
61. Нематериальное наследие. Вестник. Специальный выпуск: языки под угрозой исчезновения. – ЮНЕСКО. – 2006. – 8 c. // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/doc/src/00843-RU.pdf / (дата обращения: 13.01.17)

Материалы официального сайта ЮНЕСКО:
62. UNESCO / Bangkok Office / Culture / Asia-Pacific Heritage Awards // URL: http://www.unescobkk.org/culture/heritage/awards/ / (дата обращения: 27.02.17)
63. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / About Intangible Heritage / Working towards a Convention / 2000 onwards // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/index.php?lg=en&pg=00310 / (дата обращения: 11.11.16)
64. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / Capacity-building / Enhancing capacities worldwide for safeguarding intangible cultural heritage // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/en/capacity-building / (дата обращения: 4.03.17)
65. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / Convention / Intangible Heritage domains / Knowledge and practices concerning nature and the universe // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/en/knowledge-concerning-nature-00056 / (дата обращения: 7.03.16)
66. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / Convention / Intangible Heritage domains / Oral traditions and expressions // URL: ttp://www.unesco.org/culture/ich/en/oral-traditions-and-expressions-00053 / (дата обращения: 7.03.16)
67. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / News / 2016 Edition of the Basic Texts Published // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/en/news/2016-edition-of-the-basic-texts-published-00208 / (дата обращения: 4.03.17)
68. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / News / New inscriptions to the Representative List of the Intangible Cultural Heritage of Humanity // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/en/news/new-inscriptions-to-the-representative-list-of-the-intangible-cultural-heritage-of-humanity-00217 / (дата обращения: 4.03.17)
69. UNESCO / Culture / Intangible Heritage / Projects // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/index.php?lg=en&pg=00176 / (дата обращения: 13.01.17)
70. UNESCO / Culture / Museum International // URL: http://portal.unesco.org/culture/en/ev.php-URL_ID=2356&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html / (дата обращения: 13.04.17)
71. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Atlas of languages in danger // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/atlas-of-languages-in-danger / (дата обращения: 10.01.17)
72. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Atlas of languages in danger / Previous Editions (1996, 2001) // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/atlas-of-languages-in-danger/previous-editions-1996-2001 / (дата обращения: 10.01.17)
73. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Biodiversity and linguistic diversity // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/biodiversity-and-linguistic-diversity/ / (дата обращения: 7.03.16)
74. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Expert meetings // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/expert-meetings / (дата обращения: 13.01.17)
75. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Expert meeting on Safeguarding Endangered Languages // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/dynamic-content-single-view-meeting/news/expert_meeting_on_safeguarding_endangered_languages/#.VQQhW9KG9D2 / (дата обращения: 12.01.17)
76. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Language vitality / A methodology for assessing language vitality and endangerment // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/language-vitality/ / (дата обращения: 12.01.17)
77. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Linguistic diversity in selected UNESCO’s normative texts // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/linguistic-diversity-in-unesco-normative-texts/ / (дата обращения: 12.01.17)
78. UNESCO / Culture / Themes / Endangered languages / Safeguarding the Yukaghir Language and Oral Traditions // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/endangered-languages/dynamic-content-single-view-project/news/safeguarding_the_yukaghir_language_and_oral_traditions/#.U80dguN_snd / (дата обращения: 13.01.17)
79. UNESCO / Culture / Themes / Languages and Multilingualism / International Mother Language Day // URL: http://www.unesco.org/new/en/international-mother-language-day/ / (дата обращения: 13.01.17)
80. UNESCO / Culture / Themes / Languages and Multilingualism / Ongoing Projects and Activities // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/cultural-diversity/languages-and-multilingualism/ongoing-projects-and-activities/ / (дата обращения: 13.01.17)
81. UNESCO / Culture / Themes / 21 May: World Day for Cultural Diversity for Dialogue and Development // URL: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/dialogue/21-may-world-day-for-cultural-diversity/ (дата обращения: 24.02.17)
82. UNESCO / Culture / World Heritage Centre / About World Heritage / The Convention // URL: http://whc.unesco.org/en/convention/ / (дата обращения: 6.08.16)
83. UNESCO / Culture / WHC / Activities / #OurLakeOhrid Photo & Story Contest // URL: http://whc.unesco.org/en/ourlakeohrid-photo-contest/ / (дата обращения: 27.02.17)
84. UNESCO / Culture / WHC / Activities / World Heritage Education Programme / Patrimonito // URL: http://whc.unesco.org/en/patrimonito/ / (дата обращения: 27.02.17)
85. UNESCO / Diversity of cultural expressions / Home / Capacity building / Programmes / Governance for Culture / Expert Facility to Strengthen the System of Governance for Culture in Developing Countries // URL: http://en.unesco.org/creativity/capacity-building/programmes/governance-culture / (дата обращения: 24.02.17)
86. UNESCO / Events / Prizes and Celebrations / Celebrations / International Days / World Oceans Day 2016 / About Oceans Day // URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/events/prizes-and-celebrations/celebrations/international-days/world-oceans-day-2016/about-oceans-day/ / (дата обращения: 10.08.16)
87. UNESCO Global capacity building program // URL: http://www.unesco.org/culture/ich/doc/src/Global_capacity-building_programme-EN.pdf / (дата обращения: 4.03.17)
88. UNESCO / Home / All News / UNESCO emphasizes the role of linguistic diversity for sustainable development // URL: http://en.unesco.org/news/unesco-emphasizes-role-linguistic-diversity-sustainable-development / (дата обращения: 4.03.17)
89. UNESCO / International Day of the World’s Indigenous People // URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/events/prizes-and-celebrations/celebrations/international-days/international-day-of-the-worlds-indigenous-people-2014/ / (дата обращения: 5.01.17)
90. UNESCO / Local and Indigenous Knowledge Systems LINKS / Field projects // URL: http://portal.unesco.org/science/en/ev.php-URL_ID=2038&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html / (дата обращения: 5.01.17)
91. UNESCO / Natural Sciences / About us / 2017 MAB Youth Forum committed to sustainable development // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/about-us/single-view/news/2017_mab_youth_forum_committed_to_sustainable_development/ (дата обращения: 5.03.17)
92. UNESCO / Natural Sciences / Biodiversity / Biodiversity & Education // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/special-themes/biodiversity/biodiversity-education/ / (дата обращения: 10.08.16)
93. UNESCO / Natural Sciences / Biodiversity / Biodiversity and Society, Culture and Ethics // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/special-themes/biodiversity/biodiversity-culture/ (дата обращения: 16.10.16)
94. UNESCO / Natural Sciences / Environment / Ecological Sciences / Biosphere Reserves // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/ecological-sciences/biosphere-reserves/ / (дата обращения: 11.08.16)
95. UNESCO / Natural Sciences / Environment / Ecological Sciences / Man and Biosphere Programme // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/ecological-sciences/man-and-biosphere-programme/ / (дата обращения: 5.03.17)
96. UNESCO / Natural Sciences / Environment / Ecological Sciences / Man and Biosphere Programme / Awards and Prizes / MAB Young Scientists Awards // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/ecological-sciences/man-and-biosphere-programme/awards-and-prizes/mab-young-scientists-awards/ / (дата обращения: 5.03.17)
97. UNESCO / Natural Sciences / Environment / Ecological Sciences / Man and Biosphere Programme / Awards and Prizes / Sultan Qaboos / UNESCO Sultan Qaboos Prize for Environmental Preservation // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/ecological-sciences/man-and-biosphere-programme/awards-and-prizes/sultan-qaboos/ / (дата обращения: 27.02.17)
98. UNESCO / Natural Sciences / Priority Areas / LINKS / About us // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/priority-areas/links/related-information/about-us/ / (дата обращения: 5.01.17)
99. UNESCO / Natural Sciences / Priority Areas / LINKS / Publications / Knowledges of Nature Series // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/priority-areas/links/related-information/publications/knowledges-of-nature-series/ / (дата обращения: 5.01.17)
100. UNESCO / Natural Sciences / Priority Areas / LINKS / Towards a UNESCO policy on Engaging with Indigenous Peoples // URL: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/priority-areas/links/related-information/ipp/ / (дата обращения: 4.01.17)
101. UNESCO / Social and Human Sciences / International Migration / Cultural diversity // URL: http://www.unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/international-migration/glossary/cultural-diversity/ (дата обращения: 6.11.16)
102. UNESCO / UNESCO World Heritage Center / World Heritage List // URL: http://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения: 8.08.16)
103. UNESCO / World environment day 2016 // URL: http://www.unesco.org/new/en/world-environment-day / (дата обращения: 11.08.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ