Введение 2
Глава I Становление национальной науки 8
Глава II Национальная наука в республиканский период 16
Глава III Национальная наука в Китайской Народной Республике 25
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Тема данной выпускной квалификационной работы - национальная наука («го сюэ» - «S^») в постимперском Китае. Национальная наука возникла во второй половине XIX - начале XX вв. в период глубокого кризиса конфуцианской монархии, когда Китаю угрожала не только потеря суверенитета, но и утрата национальных ценностей. В этих условиях для сохранения национальных корней появилась потребность опереться на часть культурного наследия - национальную науку. Национальная наука возникает, как ядро национальной культуры, при помощи которого можно было, в какой-то мере, преодолеть кризис.
После 1911 г. китайская монархия канула в прошлое, а национальная наука продолжила свое существование в постимперском Китае. К национальной науке обращались на протяжении всего XX в. Не утратила она свою значимость и в начале XXI в. Тем не менее, работ по этой теме в отечественной историографии мало, при всей ее востребованности. Все это обуславливает актуальность и научную новизну исследования выбранной автором темы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение феномена национальной науки. Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:
• дать определение национальной науке;
• охарактеризовать путь развития национальной науки в постимперском Китае.
Объект исследования - общественная мысль Китая XX в., предмет исследования — национальная наука и ее место в общественной мысли Китая.
Хронологические рамки исследования: с 1911 по 2010-е гг.
Метод исследования: теоретический анализ научных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Главы выстроены в хронологическом порядке.
Первая глава «Становление национальной науки» - вводная глава, которая кратко отвечает на вопросы: что такое национальная наука, что с ней происходило до 1911 г. Эти сведения необходимы для того, чтобы ввести читателя в курс развития национальной науки в постимперский период. Вторая глава «Национальная наука в период Китайской Республики» описывает процесс развития национальной науки с 1911 г. по 1949 г., а третья глава «Национальная наука в Китайской Народной Республике» с 1949 г. по наши дни. В заключении автор данной работы подводит итог исследования и делает выводы, соответствующие поставленным целям и задачам.
Что касается источниковой базы исследования, то в написании привлекалась литература на китайском, русском и английском языках.
В написании работы было использовано девять статей на китайском языке, а также две книги, одна энциклопедия и одна магистерская работа. В китайской историографии тема национальной науки популярна, однако нельзя сказать, что тема изучена полностью. Так, ни одна использованная работа на китайском языке не дает хронологически полного описания исторического развития национальной науки постимперского Китая. Большинство китайских авторов интересует лишь становление национальной науки (то есть период с 1900-х гг. по 1920-е гг.) или национальная наука современного Китая (то есть период с конца 1980-х гг. по настоящее время). Период 1930-1980-х гг. по сравнению с ними исследован хуже.
К тому же, надо понимать, что общественная мысль Китая постоянно находилась в фокусе политических страстей, поэтому ее изучение складывалось довольно непросто. Период конца XIX - начала XX вв. в истории Китая довольно запутанный, поэтому взгляды ученых на многие события противоречивы. Оценка различных концепций и идей, в том числе национальной науки, часто пересматривается, особенно в последние десятилетия.
В работе было использовано две статьи Университета Цинхуа, который является ведущим в области изучения национальной науки: «Четыре великих учителя Университета Цинхуа» и «Исследовательский институт национальной науки университета Цинхуа и его зарождение». Первая статья посвящена выдающимся ученым, которые преподавали национальную науку в 1920-х гг. в Китае, вторая статья - зарождению изучения национальной науки в данном университете.
В четырех из девяти использованных статей на китайском исследуются отдельные аспекты, связанные с национальной наукой. В каждой из этих статей вначале говорится о том, что такое национальная наука, затем дается краткий неполный обзор ее истории, после чего описывается конкретная проблема. Так, статья «Что такое национальная наука?» в основном посвящена проблеме критического исследования текстов ^Ж и некоторым историческим и литературным дискуссиям, статья «К вопросу о национальной науке и образовании в сфере национальной науки» - роли национальной науки в образовании, а статьи «Обзорный разбор некоторых вопросов национальной науки» и «Национальная наука и дух времени» проблемам и трудностям, с которыми столкнулась современная национальная наука в КНР.
Особый интерес вызвала статья, посвященная интерпретации национальной науки тайваньскими учеными. Кроме этого, были привлечены статьи, косвенно связанные с национальной наукой, это статья про школу общественной мысли «сюэ хэн» и статья про яркого представителя китайской элиты конца XIX - начала XX вв., Лян Цичао.
Для уточнения и максимально точного понятия национальной науки были использованы: том «Большой Китайской энциклопедии» и две книги - «Что такое национальная наука» и «Дискуссия о преемственности истории, современные исследования китайской истории». С некоторой осторожностью привлекалась и магистерская работа, посвященная национальной науке периода Китайской Республики. Несмотря на немного сумбурную структуру работы, в ней содержался ценный фактологический материал.
Надо отметить, что в отечественной историографии много работ по общественной мысли конца XIX в. - начала XX в., но работ, посвященных национальной науке, мало. А.Г. Крымов был одним из первых, кто затронул тему национальной науки. В одной из глав его работы «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг.». можно найти материал, связанный с данной темой.
Кроме работы А.Г. Крымова на данный момент существует лишь несколько небольших статей, напрямую посвященных национальной науке. Одна из них - статья Б.Г. Доронина «ГО СЮЭ» в период модернизации». В этой статье автор приводит краткую историю национальной науки, объясняет, что она собой представляет, а также описывает ее роль в современном КНР. Кроме статьи Б.Г. Доронина можно обратиться к краткой обзорной статье А.И. Кобзева в энциклопедии «Духовная культура Китая». Там же можно найти статью Н.Е.Боревской про школу «го сюэ» в Древнем Китае.
Для того, чтобы проанализировать общий фон развития общественной мысли Китая конца XIX - начала XX вв., был использован материал из различных работ по общественной мысли: Л.Н. Борох «Общественная мысль Китая и социализм (начало XX в.)», первый том избранных произведений С.Л. Тихвинского и монография Ю.С. Врадия «Линь Цзэсюй». Патриот, мыслитель, государственный деятель цинского Китая», два источника: перевод выдержек избранных произведений китайских мыслителей нового времени и перевод книги Лян Цичао, посвященной истории Китая XIX в.
Так как тема конфуцианства взаимосвязана с темой работы, помощь оказали работы А.В. Аллаберт «Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX - начало XXI века)», и работа Л.С.Переломова «Конфуцианство и современный стратегический курс КНР».
Также привлекалась энциклопедия «Китайской философии» под редакцией М.Л.Титаренко ; статья Гривнина, в которой речь идет о японской национальной науке - движении «коку гаку» и некоторые другие работы отечественных востоковедов.
В зарубежной историографии тема национальной науки более популярна, чем в отечественной. «China Perspectives» - французский академический журнал, публикующийся с 1995 г. французским центром исследования современного Китая в Гонконге, издал в январе 2011 г. специальный выпуск - «Возрождение национальных наук» под редакцией американского синолога Adif Dirlik. Некоторые статьи из этого специального выпуска были использованы в работе, а именно: Adif Dirlik «Национальная наука в век глобальной модернизации», Chen Jiaming «Лихорадка национальной науки», John Makeham «Возрождение «го сюэ», Liu Dong «Национальное учение («го сюэ»): шесть перспектив и шесть определений», Xie Shaobo «Лихорадка «го сюэ» и неоднозначность китайской современности». Фокус этих работ - «национальная наука» в современном мире после 1990-хх гг.
Большую помощь при написании оказали две работы профессора истории Государственного Университета Нью-Йорка в Дженесео Tze-ki Hon, который посвятил много времени изучению печатных изданий, связанных с историей национальной науки и национального духа, а также несколько других англоязычных работ.
Автор работы попробовал разобраться в выбранной теме по мере своих сил и не претендует на исчерпывающее изучение вопроса.
Центральная проблема, которой посвящена работа - судьба национальной науки в постимперском Китае. Национальная наука, которая появилась, как опора гибнущей монархии, продолжила свое существование и после ее падения.
После 1911 г. несмотря на нестабильный политический фон, национальная наука, которая только-только «встала на ноги», не только сохранила свои позиции, но и зазвучала по-новому, в новом историческом контексте. Именно на период после Синьхайской революции приходится становление национальной науки в главных университетах страны: Пекинском университете, Юго-Восточном Университете, Университете Цинхуа. В 1920-х гг. массово появляются исследовательские институты, которые занимаются изучением национальной науки, издают различные печатные издания.
Несмотря на неоднозначное отношение, национальная наука всегда оставалась востребована. Особенно в самые сложные для страны времена, например, в период Второй Мировой войны, то есть в те моменты, когда страна находилась в бедственном положении и существовала реальная угроза национальным ценностям.
Национальная наука в период правления Мао Цзэдуна изучена плохо, вопрос этот спорный и противоречивый, тем не менее, с конца 1980-х. гг. национальная наука вернула себе главенствующие позиции. В современном Китае национальная наука является важнейшей составляющей модернизации. Китай издавна был ориентирован на бережное отношение к прошлому, а ведь Китай - страна с огромным багажом традиционной культуры, который скопился за длительную многовековую историю. Китай пытается извлечь практическую пользу из накопленного багажа знаний.
На данный момент КНР акцентирует необходимость опоры на традиционное культурное китайское наследие, поэтому национальная наука занимает важное место в жизни страны. Существует большое количество исследовательских центров, публикаций, вебсайтов, блогов, телевизионных программ, лекторских курсов, летних школ, посвященных национальной науке. Национальная наука играет не последнюю роль в воспитании современного руководства страны, в формировании исторического сознания, и даже в бизнес-культуре.
Всесторонняя модернизация в Китае последних десятилетий XX в. свидетельствует о том, что в Китае культурное наследие взято на вооружение. Опора на культурное наследие — часть стратегического политического курса партии КПК.
Важное значение имеет построение национального государства, которое можно проследить и в теории трех представительств, и в теории строительства гармоничного государства, а также, в провозглашенной председателем Китая Си Цзиньпинем, китайской мечте. Китай мечтает о возрождении страны и построении всестороннего гармоничного общества. В гармоничном обществе Китая культурное наследие и национальная культура будут занимать важное место на десятилетия вперед и безусловно оказывать положительное влияние на другие страны современного мира. В этом контексте тема национальной науки безусловно останется востребованной.
На русском языке:
Источники:
1. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени / глав. ред. Н.Г.Сенина и Ян Хин-Шун, - М.: Издательство академии наук СССР, 1961.
2. Лян Цичао. Лихунчжан, или политическая история Китая за последние 40 лет. - СПб: издатель - В.Березовский, 1905.
Научная литература:
3. Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX - начало XXI века) - М.: ИДВ РАН, 2008.
4. Боревская Н.Е. Духовная культура Китая. энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов - М.: Вост. лит., - 2006, т. 1. Философия. - С. 959-960.
5. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века). - М.: Наука, 1984.
6. Врадий Ю.С. Линь Цзэсюй. Патриот, мыслитель, государственный деятель цинского Китая, - Владивосток : Изд-во Дальневост. Ун-та, 1993.
7. Гривнин В.С. Из истории «национальной науки» (кокугаку) в Японии // Историко-филологические исследования. Сборник статей к семидесятипятилетию академика Н.И. Конрада, - М.: Наука, ГРВЛ, 1967. - C.446-450.
8. Доронин Б. Г. Китай: Историческая память как основа национальной государственности (взгляд китайского историка) // Диалог со временем. Вып. 54. - М.: ИВИ, 2016. - C.137-149.
9. Доронин Б.Г. Прошлое на службе современности: историческое сознание и процесс модернизации в Китае //Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории» - М.: Кругъ, 2008. - С.318-336.
10. Доронин Б.Г. «ГО СЮЭ» в период модернизации // I Всероссийская конференция «Проблемы новейшей истории Китая» (Москва, 22-23 мая 2010 г.) - М.: ИДВ РАН, Вып.1, 2011. - C. 3-15.
11. Китайская философия: энциклопедический словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко. - М., 1994.
12. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг. — М.: Наука, 1972.
13. Ломанов А.В. Духовная культура Китая. энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов - М.: Вост. лит., 2006, т. 1. Философия - С. 337-338.
14. Ломанов А.В. Поиски культурной идентичности. // Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. - М. ИФ “Восточная литература” РАН, 1999.
15. Малявин В.В. Китай управляемый, - М.: Европа, 2007.
...