Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫДВИЖЕНИЕ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В МЕМУАРНОЙ ПРОЗЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Работа №133409

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ГЛАВА 2 17
ГЛАВА 3 29
3.1 Конвергенция в очерках «Бальмонту» и «Мой Пушкин» 30
3.2 Сцепление в очерках «Бальмонту» и «Мой Пушкин» 36
3.3 Об остранении в очерке «Мой Пушкин» 42
3.4. Метафорические конструкции в очерке «Наталья Гончарова» 49
3.4.1 Метафорический континуум в очерке «Наталья Гончарова» 50
3.4.2 Антонимия в очерке «Наталья Гончарова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

Творчество Марины Ивановны Цветаевой, по праву признанной одной из ярчайших фигур русской литературы двадцатого века, вне всякого сомнения, не обделено вниманием. Однако, даже поверхностного взгляда на списки многочисленных монографий и работ, посвященных ее текстам, достаточно, чтобы заметить: Цветаева намного больше интересует исследователей как поэт, а не прозаик.
Между тем, ее проза заслуживает большего внимания. В процессе ознакомления с мемуарными очерками Цветаевой читателя не может не затронуть их глубокая психологичность, влияющая не только на вызываемые текстом эмоциональные впечатления, но и на непосредственный процесс чтения. Данное утверждение является основной причиной для того, чтобы предполагать: мемуарная проза Марины Цветаевой представляет интерес для когнитивной поэтики и, в частности, исследования ее на предмет методов выдвижения, которые способствуют эффективной работе текста на нескольких уровнях его структурной организации.
Цель настоящей работы - доказательство выдвигаемой нами гипотезы о том, что методы выдвижения в цветаевской прозе являются не только способами формального строения текста, но и стилистическими приемами, обеспечивающими его функционирование на эмоционально-экспрессивном уровне.
Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие исследовательские задачи:
• проследить историю понятия «выдвижение» от его зарождения до занимаемого в современной науке места;
• рассмотреть исследования прозы Марины Цветаевой на предмет открытий, потенциально подходящих под современное толкование методов выдвижения, и адаптировать их в контексте когнитивной поэтики;
• выяснить, таким образом, насколько перспективным представляется анализ цветаевских очерков на предмет методов выдвижения;
• провести непосредственный анализ и создать классификацию методов выдвижения, обнаруженных нами в мемуарных очерках Цветаевой;
• определить роль найденных проявлений выдвижения в процессе как структурного (формального), так и стилистического аспектов текстопостроения.
Таким образом, данные задачи последовательно формируют три главы, представляющие собой основную структуру настоящей работы.
Объектом для проводимого исследования являются мемуарные очерки Цветаевой «Бальмонту» (1925), «Наталья Гончарова» (1929) и «Мой Пушкин» (1937), избранные нами по причине показательной насыщенности наиболее актуальными для рассматриваемого автора проявлениями выдвижения.
Предметом исследования станут элементы вышеупомянутых текстов, непосредственно представляющие собой/включающие в себя методы выдвижения, а также их роль в контексте организации текста (структурной и экспрессивной) и управления читательским вниманием.
Степень научной проработанности исследуемого вопроса, к сожалению, оставляет желать лучшего, а если быть до конца откровенными, и вовсе стремится к нулю. Когнитивный подход к исследованию художественных текстов не получил широкой популярности в отечественном литературоведении (рискнем предположить: этого не произошло по причине того, что главенствующими среди способов анализа текста до сих пор являются классические методы). Кроме того, мемуарная проза Цветаевой не занимает лидирующих позиций среди приоритетов исследователей ее творчества даже в терминах классического анализа. Очевидно, что при подобных темпах развития исследований цветаевской прозы сравнительно молодой когнитивный метод в них испытан не был.
Данным фактом объясняется практически полное отсутствие методологической основы по теме выдвижения в прозе Цветаевой. По этой причине во второй главе настоящей работы мы проведем собственное экспериментальное рассмотрение исследований цветаевской прозы, в ходе которого нами будут проанализированы открытия В.Ф. Ходасевича, М.В. Ляпон, Л.В. Зубовой, О.Г. Ревзиной, И.В. Кудровой, И.А. Бродского, Д.Н. Ахапкина, В.А. Масловой и др. с целью доказательства обнаружения ими явлений, которые представляется возможным классифицировать как выдвижение, и, таким образом, доказать целесообразность основного исследования цветаевских методов выдвижения, представляющего собой третью главу настоящей работы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется сразу несколькими причинами. Прежде всего, полем для нашего исследования становится прозаический сегмент творчества Марины Цветаевой, который, вне всякого сомнения, проигрывает ее поэзии по степени академической актуальности. Кроме того, выражаясь фигурально, мы намереваемся вернуть понятие выдвижения «на родину», так как основную базу для развития явления подготовили отечественные формалисты. Наконец, данная работа призвана обратить внимание на когнитивную ветвь литературоведения в целом и на теорию выдвижения в частности, ведь избранный нами метод является принципиально новым подходом к анализу цветаевской прозы, являющимся, по причине невероятно высокой степени ее психологизма, необходимым для раскрытия в ней принципиально новых граней, представляющих интерес для дальнейшего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Являясь эффективным рычагом воздействия на человеческую психологию, литература не сдает своих позиций в академическом плане. Литературоведение получает новые направления развития, стремящиеся охватить грани предмета, не полностью доступные или недостаточно актуальные для исследования ранее. Механизмы взаимодействия литературы с читателем - одна из таких граней. Как нам удалось выяснить, путь к признанию ее важности оказался не без терний, но, все же, с появлением в двадцатом веке технологий, способных эмпирическим путем доказать физические проявления этого взаимодействия, когнитивная ветвь литературоведения получила не только надежную методологическую базу, но и заслуженное признание.
Таким образом, теория выдвижения, разработанная для объяснения и классификации текстовых явлений, обусловливающих непосредственный психологический контакт читателя с текстом, оказалась весьма перспективной в вопросе исследования художественных произведений, будучи способной охватить аспекты их организации, недоступные классическим методам анализа.
Целью данной работы стало доказательство гипотезы о том, что методы выдвижения в мемуарной прозе Марины Цветаевой являются не только способами формального строения текста, но и стилистическими приемами, обеспечивающими (посредством создаваемой экспрессии) его функционирование на эмоционально-психологическом уровне, принципиально важном для оказания воздействия на читателя. Наше предположение оказалось верным: детально проанализированные нами проявления выдвижения путем образования сложных конструкций как делят очерки на структурные уровни (отвечая, таким образом, за формальную организацию текста), так и определяют наполнение текстов системами выразительных средств, эффективно дополняющих их структурный «каркас» (создавая стилистическую картину произведений). Таким образом, методы выдвижения действительно оказываются одним из ключевых цветаевских способов создания текстов.
По завершении нашего исследования стоит отметить, что назначением настоящей работы стало не только доказательство выдвинутой нами гипотезы, но и привлечение внимания к теории выдвижения как к эффективному способу работы с мемуарной прозой, которая нуждается в более специфическом подходе в силу своей когнитивной природы - наш текст был создан с целью развития интереса к в новому, ранее не применяемому в рамках анализа русской литературы методу. Безусловно, проза Цветаевой как «база» для экспериментального исследования не была выбрана нами случайно: решающую роль сыграла предельно высокая концентрация в анализируемых очерках психологических проявлений самого автора и, как следствие, предельная насыщенность ее выдвижением. Рассматривая историю исследования понятия, нам удалось выяснить, что именно такая проза вызывает у читателя наиболее сильный эмоциональный отклик. Так, одной из «неформальных» задач настоящей работы стало стремление дать цветаевским очеркам «вторую жизнь» и привлечь к ним заслуженное внимание как в академическом, так и в читательском плане.
Актуальность художественного произведения обусловлена силой его связи с читателем и, по этой причине, природа данной связи сакральна для литературы. Выдвижение, как непосредственно устанавливающий эти отношения прием, оказывается чрезвычайно перспективным для исследования: познание механизмов его функционирования открывает не только «техническую» сторону процесса создания литературы (ту, которую так упорно стремились познать русские формалисты), но также позволяет понять более глубинные уровни текста, вплотную взаимодействуя с индивидуальной авторской природой. Таким образом, когнитивный подход необходим современному литературоведению: не столько по причине способности «новых веяний» предотвратить кризис и застой в области, а преимущественно по причине важности дополнения формальных методов анализа, ведь, в конце концов, любое литературное произведение является взаимодействием формы и наполнения. Именно в этом взаимодействии, «зря в корень», представляется возможным обнаружить то самое авторское сообщение, от успешной дешифровки которого читателем зависит существование этого самого произведения в частности и, в более глобальном плане, самого предмета литературы в целом.


1. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука-классика, 2010.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.philol ogy.ru/l ingui sticsl /arutyunova-90.htm (дата обращения: 13.05.2016).
4. Ахапкин Д.Н. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2024 (дата обращения: 13.05.2016).
5. Ахапкин Д.Н. О некоторых особенностях риторической организации текста (Очерк М. Цветаевой «Наталья Гончарова») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eb.by/b7a (дата обращения: 14.05.2016).
6. Бродский, И.А. Поэт и проза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/BRODSKIJ/br poetprosa.txt (дата обращения: 13.05.2016).
7. Вольская Н.Н. Поэтика автобиографических очерков М.И. Цветаевой (повтор как ведущая черта идиостиля автора): Дис. канд. филол. наук. М., 1999.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
9. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999.
10. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010.
11. Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/portefolio/zubova1999.htm (дата обращения: 13.05.2016).
12. Канищева Е.В. Поэтика прозы М. Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/poetika-prozy-m-tsvetaevoy (дата обращения: 13.05.2016).
13. Кашицына Е.Г., Милютина М.Г. Особенности организации антонимической системы в прозе М.И. Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- organizatsii-antonimicheskoy-sistemy-v-proze-m-i-tsvetaevoy (дата обращения: 13.05.2016).
14. Козина H.A. Антонимия в очерке М. Цветаевой «Мой Пушкин» // Проблемы семантики: сб. науч. тр. Латв. ун-та. Рига: ЛГУ, 1981. С. 48-55.
15. Кудрова И.В. О времени и о себе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tsvetaeva. narod.ru/WIN/kudrova/ovremeni .html (дата обращения: 14.05.2016).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ