Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПОВТОРНОЙ РЕСТАВРАЦИИ ФРАГМЕНТОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ НА ЛЁССОВОЙ ШТУКАТУРКЕ

Работа №133389

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Основные труды и центры исследований 4
Глава I. Искусство Турфанского оазиса 14
§1. Открытие и исследование памятников изобразительного искусства Восточного Туркестана 14
§2. Культура и искусство Турфана 19
§3. Роспись потолка из Сенгим-Агыз 21
Глава II. История методики реставрации монументальной живописи на лессовой основе 28
§1. Создание Лаборатория научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа (ЛНРМЖ) 28
§2. Развитие способов закрепления и монтировки фрагментов росписей 30
§3. Первая реставрация фрагментов росписи из Сенгим-Агыза 35
Глава III. Методика повторной реставрации фрагментов живописи на лессовой штукатурке 39
§1. Причины повторной реставрации росписи из Сенгим-Агыза 39
§2. Проведение ререставрации 42
Диагностика 42
Фотофиксация и прорисовка 43
Демонтаж и размонтировка 44
Расчистка живописной поверхности фрагментов 45
Мастиковка 48
Расстановка фрагментов 49
Объединение фрагментов 50
Тонирование утрат 52
Монтировка 54
Заключение 57
Список литературы и источников 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Список иллюстраций 65


Цель исследования: изучение эволюции методики реставрации фрагментов живописи на лессовой основе на примере первичной и повторной реставрации росписи потолка буддийского храма Сенгим-Агыз
Актуальность исследования
В Государственном Эрмитаже хранится обширная коллекция памятников монументальной живописи на лессовой основе, которые были собраны российскими и советскими экспедициями в начале и середине XX. Многие из них прошли реставрацию в 1950-1970х годах по специально созданной тогда для подобных памятников методике. Для сохранения разрушающихся на глазах росписей первостепенной задачей была консервация: укрепление фрагментов живописи и прочная их монтировка. В качестве основания использовался металлический поддон с загнутыми внутрь краями, на который были смонтированы фрагменты живописи с помощью воско-канифольной смеси. Развитие науки способствовало тому, что в 70-е годы появился более легкий вид монтировки – на пенопластовые плиты ПС-4. Со временем на уже отреставрированных памятниках стали сказываться несовершенства способа монтировки на воско-канифольную смесь (процесс шел при высокой температуре): фрагменты местами стали отставать от поддона, а штукатурка расслоилась, образовав полости. Помимо этого у музейной реставрации появились новое задачи. Теперь стало важным не только обеспечить сохранность экспонатов, но и придать им экспозиционный вид. Так возникла необходимость плановой повторной реставрации некоторых памятников монументальной живописи на лессе, чтобы их художественная ценность стала бы доступной для зрителя.
Несмотря на то, что созданная в 50х годах методика реставрации по своему универсальна и претерпела лишь некоторые изменение, повторная реставрация имеет свои нюансы и сложности. Ее сопровождает постоянный анализ предшествующей реставрации каждого конкретного памятника и применения методики в каждом конкретном случае индивидуально.
Предмет и объект исследования
Предметом настоящего исследования является методика консервации и реставрации фрагментов живописи на лессовой основе, ее развитие и практическое применение.
Объект исследования – фрагменты расписного потолка из буддийского храма Сенгим – Агыз, смонтированного на семь платформ общей площадью около 13 м2. Данный потолок – часть коллекции монументальной живописи из Турфанского оазиса, привезенной Первой русской туркестанской экспедицией 1909-1910 годов под руководством академика С.О. Ольденбурга.
Задачи исследования
• изучение публикаций по консервации и реставрации фрагментов живописи на лессовом основании;
• прослеживание истории методики реставрации с момента ее создания до наших дней;
• изучение истории бытования росписи потолка из Сенгым-Агыз;
• определение причин его повторной реставрации
• описание работ по ререставрации фрагментов росписи потолка из Сенгим-Агыз по современной методике
Основные труды и центры исследований
Отечественные
В дореволюционной России реставрация монументальной живописи разрабатывалась в рамках археологической науки. Реставрация служила средством обеспечения научного процесса достоверными сведениями о памятниках, полученных в результате реставрационного раскрытия, или представляла собой реконструкцию-восстановление памятников в их якобы первоначальном виде на базе археологических исследований. Технический аспект реставрации представлял собой скорее ремонт, в процессе которого подрядчики должны были следовать указаниям председателя комиссии по реставрации объекта.
Реставрация как проблема стала рассматриваться примерно к концу XIX века с точки зрения метода, обеспечивающего сохранение памятника в качестве достоверного источника для археологической науки. И все теоретические аспекты реставрации сводились к аргументированию целей и задач охраны памятников. Не было издано ни одной работы, посвященной теоретическим проблемам реставрации монументальной живописи целиком , только по отношению к иконописи и станковому искусству. Аналогичная ситуация была и с публикациями о материалах, способах и приемах реставрации.
В 1960-1970 годы были разработаны и уточнены основополагающие методики исследования и реставрации монументальной живописи, включающие: изучение видов и причин разрушения живописи, штукатурок, составление реставрационной документации, картографический метод фиксации состояния сохранности памятника, вопросы борьбы с биологическими заражениями, укрепление штукатурного основания, теории и практики восполнения утрат, укрепления красочного слоя, температурно-влажностный режим и другое. С тех пор исследования сосредоточены на проверке и модификации применяемых полимерных композиций, на разработке новых материалов для консервации, совершенствовании принципов и способов реставрации.
Информационный центр по проблемам культуры и искусства при Министерстве культуры СССР издавал сборники под общим названием «Реставрация, исследование и хранение музейных ценностей». Выпускались научные реферативные сборники статей и обзорная информация. Целиком реставрации монументальной живописи был посвящен второй выпуск обзорной информации за 1981 год «Проблемы и методы научной реставрации монументальной живописи».
Отдельные статьи были опубликованы в научных реферативных сборниках за 1974 год. Например, В.М.Соколовский писал о реконструкции росписей, Т.С.Василенко о расчистке, В.П. Винокурова – о способах монтировки.
Третий сборник за 1979 год содержит рефераты докладов, зачитанных на научной конференции по проблемам исследования и сохранения памятников монументальной живописи, состоявшейся в Новгороде в сентябре 1978 года.
Непосредственно о монументальной живописи на лессовых основаниях был четвертый выпуск обзорной информации за 1979 год «Методы консервации и техники монументальной живописи на лессовых основаниях и лессовой полихромной скульптуры». Этот обзор посвящен характеристике техники и процессов реставрации археологической монументальной живописи на лессе. В нем впервые были систематически обобщены данные по материалам и технологии древней и раннесредневековой живописи Среднего Востока и специфическим для нее методам и средствам консервации и реставрации.
В 1986 году вышел второй выпуск обзорной информации на тему «Проблемы теории и методологии реставрации», в котором рассматривались этические и эстетические критерии конечных результатов реставрационного процесса, предопределяющие позицию реставраторов до начала практических работ. В нем на основе анализа отечественной и зарубежной литературы осветилось тогдашнее положение дел в тенденции развития теории и методологии реставрации памятников истории и культуры, предопределившее во многом их современное состояние.
В СССР проводились конференции на тему реставрации музейных ценностей. Одной из них была прошедшая в 1987 году в Москве Всесоюзная научная конференция музейных работников «Методологические проблемы охраны и реставрации музейных ценностей в СССР». По ее итогам был выпущен сборник тезисов докладов. Тематика докладов была разнообразна: проблемы терминологии, специфика подготовки реставраторов, реставрационная документация, вопросы подлинности памятника и реставрационных вмешательств, правомерности восстановления памятников живописи, этические аспекты. Этот круг вопросов актуален до сих пор и продолжает разрабатываться.
В 1985 году под эгидой Государственного Эрмитажа проводился Всесоюзный семинар реставраторов и был опубликован сборник кратких тезисов «Новые методы исследования, консервации и реставрации художественных произведений». Где целый блок был посвящен сохранению монументальной живописи из археологических раскопок, как древнерусских фресок так и среднеазиатских росписей на лессе.
Фундаментальных трудов по теории реставрации написано и опубликовано не так много. В большинстве своем статьи и монографии посвящаются практической реставрационной деятельности и описывают непосредственно сам реставрационный процесс. В числе работ по теории можно выделить монографию Мстислава Владимировича Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», где он еще в первой половине прошлого века обозначает основные принципы и цели музейной консервации и реставрации.
В 2004 году вышло первое общетеоретическое исследование в области современной теории реставрации – монография Юрия Григорьевича Боброва «Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия». В ней он раскрывает общие закономерности реставрационной деятельности, указывая на то, что любое даже незначительное вмешательство в материальную структуру произведения искусства должно быть обоснованным. (Буквально в этом году вышло переработанное и расширенное издание «Философия современной консервации-реставрации. Иллюзия и реальность».)
Исследованию непосредственно состава росписей посвящен труд А.И.Косолапова и Б.И.Маршака «Стенная живопись Средней и Центральной Азии», в котором изучены особенности росписей разных регионов. Также техника написания стенных росписей была представлена в аннотации к каталогу Эрмитажной выставки «Живопись средневекового Востока». Тему непосредственно материалов росписей специалисты затронули далеко не в первые, за рубежом еще в 1938 году была опубликована статья Руферфорда Геттенса (Gettens, Rutherford J.) о росписях Кызыла (The Materials in the Wall Paintings from Kizil in Chinese Turkestan) в журнале «Технические исследования в области изобразительного искусства» (Technical Studies in the Field of Fine Art).
Основным отечественным центром по консервации и реставрации живописи и скульптуры на лессовой основе является Государственный Эрмитаж.
В 2008 году Государственным Эрмитажем был опубликован «Реставрационный сборник» к 100летию со дня рождения П.И.Кострова. Помимо отчетных статей о различных реставрационных работах, в нем представлена статья, обобщающая работы по повторной реставрации стенных росписей «Пранидхи» и «Бодхисатвы Манчжурши со свитой» из Безелика в рамках программы «Реставрация уникальных крупногабаритных росписей из Восточного Туркестана». Эти фрагменты росписей были загипсованы в армированные плиты, что со временем усугубляло их сохранность и сделало необходимым проведение повторной реставрации с применением усовершенствованных методик реставрации росписей на лессе.
В сборнике 2013 года «Продленная жизнь… Реставрация произведений изобразительного искусства в государственном Эрмитаже» сотрудниками Лаборатории научной реставрации монументальной живописи представлены две статьи: одна о реставрации расписного потолка, другая о повторной реставрации росписи «Оплакивание», которую пришлось снимать с воско-канифольной смеси.
В первой упомянутой статье речь идет о реставрации росписи потолка из пещерного храма Туюк-Мазар. Роспись привезена в начале XX века Первой Туркестанской экспедицией под руководством академика С.Ф. Ольденбурга. Она состояла из 16 фрагментов, смонтированных в гипсовые блоки. Фрагменты были сильно повреждены, а некоторые фрагменты на одной гипсовой плите были неправильно уложены, смещены по уровню. После проведенных реставрационных мероприятий, роспись приобрела целостность, рисунок стал легко читаться. Громоздкая, гигроскопичная гипсовая основа заменена на легкую - пенопласт.
Во второй статье - о росписи «Оплакивание», обнаруженной в 1948 году при раскопках Пенджикента. После снятия в 1950 году она в 1956 прошла лабораторную обработку, стала первым памятником, на котором была опробована новая реставрационная методика, как в полевых, так и в лабораторных условиях. Тогда основной задачей была консервация для обеспечения сохранности росписи. В результате современной проведенной реставрации была сменена монтировка с воско-канифольной мастики на легкий пенопласт, расчищена живописная поверхность – роспись приобрела достойный экспозиционный вид.
Ключевым и основным трудом Эрмитажа, посвященным методике реставрации монументальной живописи, является изданная в 2002 году «Методика реставрации монументальной живописи из археологических раскопок» . В ней описаны закрепляющие составы и приемы работы с ними, реставрация фресок и росписей на лессовой основе, виды монтировок на новые основания, полевые работы, оборудование лаборатории и техника безопасности, а также приложения: основные сведение о применяемых материалах и литература.
Зарубежные
Проблемой сохранения памятников древних городов на Великом шелковом пути занимается американский Центр Гетти в Лос-Анджелесе - музейный комплекс в штате Калифорния, в состав которого входит научно-исследовательский Институт консервации Гетти. Институт, проводя международные конференции, выпускает сборники статей под общим названием «Консервация древних городов на Шелковом пути» .
Большинство работ в сборниках связано с проводимыми институтом консервационными работами в гротах Могао (Mogao Grottoes) в Дуньхуане (Dunhuang), Китай. Консерваторы проводят тщательный мониторинг настенных росписей в пещерах, так как главная причина их разрушения – соль – не может быть удалена. В частности, замеряют уровни солей, проводят мониторинг окружающей среды и света; используют камеру гиперспектральной съемки как неинвазивного метода исследования оригинальных материалов и техники живописи; проводят съемку в ультрафиолетовом излучении и изучают стратиграфию живописи. Интересен их подход по подбору укрепляющего состава с учетом неудаляемых солей из пор штукатурки – они испытывают клей на панелях, имитирующих фреску. Для проверки долговременности клеев и их устойчивости к воздействию солей подготавливаются диски с помощью песка, земли и соломы. Их загрязняют 2% раствором хлористого натрия (NaCl); половину диска покрывают грунтом из мела и талька, другую - красочным слоем из малахита. Разные растворы ПВА распыляют и на грунт, и на краску. Затем диски помещают в сухую и влажную среду. Так подбираются клеи разной концентрации.
Консервацией памятников настенной живописи Центральной Азии также занимается Британский Музей в Лондоне, который хранит обширную коллекцию азиатского искусства и культуры, именуемой коллекцией Стейна. Это отражено в сборнике симпозиума, проводимом еще в 1987 году тем же Институтом консервации Гетти совместно с лондонским Институтом искусств Курто - «Консервация настенной живописи» . В составе сборника есть статья консерваторов Британского музея о том, как они проводили реставрацию фрагментов среднеазиатской живописи.
На современном этапе в зарубежной практике преобладают методы консервации росписей in situ, а касательно музейной работы на первый план выступает превентивная консервация. В реставрационной отечественной практике, которая распространена в странах-республиках бывшего СССР, продолжает развиваться методика, созданная в середине прошлого века. Однако при общих целях – сохранить памятник – перед всеми стоят общие проблемы: укрепление штукатурки и красочного слоя, удаление или сдерживание солей, расчистка и мастиковка.
Структура работы
Работа состоит из введения с описанием актуальности данной темы, целей и задач работы и 3 глав: «Искусство Турфанского оазиса», «История методики реставрации монументальной живописи на лессовой основе» и «Методика повторной реставрации фрагментов живописи на лессовой штукатурке». Первая глава посвящена Турфанскому оазису как части Восточного Туркестана, в котором находится буддийский пещерный монастырь Сенгим-Агыз. В ней описывается открытие и исследование данного региона, его культурные особенности и роспись потолка из Сенгим-агыз. Во второй главе рассматривается методика реставрации монументальной живописи, ее параллельно с лабораторией научной реставрации монументальной живописи (ЛНРМЖ) создание, ее применение при первой реставрации фрагментов из Сенгим-Агыз, и изменения в 1970-ые годы. Третья глава посвящена повторной реставрации этого же памятника, начиная с ее причин. Основная часть главы – описание реставрационных вмешательств при повторной реставрации с обоснованием методики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования было изучено развитие методики реставрации фрагментов монументальной живописи на лессовой штукатурке на примере памятника восточно-туркестанской живописи – потолка из Сенгим-Агыза, хранящегося и реставрируемого в Государственном Эрмитаже.
Выполнены следующие, поставленные задачи:
• изучены публикации по консервации и реставрации фрагментов живописи на лессовом основании как отечественные, так и зарубежные;
• прослежена история создания методики реставрации монументальной живописи на лессовой основе с момента ее создания до ее современного состояния;
• изучена история росписи потолка из буддийского монастыря Сенгим-Агыз, включающая себя технику росписи, ее обнаружение и первичную реставрация
• определены причины повторной реставрации фрагментов росписи из Сенгим-Агыз
• описаны и обоснованы все реставрационные процессы фрагментов с соблюдением методики
В результате были сделаны следующие выводы:
Исследованиями и реставрацией монументальной живописи на лессовой штукатурке занимаются во всем мире. На современном этапе за рубежом в основном ведутся работы с росписями, не снимая их со стен. Касательно сохранения коллекций уже снятых в начале XX века европейскими экспедициями преобладает принцип консервации, в том числе превентивной. Отечественная методика реставрации живописи и лессовой скульптуры распространена в постсоветском пространстве.
Важным вкладом в изучение прошлого центральной и восточной Азии были сделаны открытия конца XIX – начала XX веков, сделанные русскими учеными и путешественниками, которые открыли для европейских современников выдающиеся памятники средневековой буддийской живописи.
Реставрационные практики постоянно совершенствуются. Это обуславливается развитием физической и химической науки, наличием и подготовкой специалистов, а также меняющимися реставрационными задачами. В связи с этим первичная реставрация фрагментов потолка из Сенгим-Агыза прошла с соблюдением методики и выполнила свою цель - сохранить памятник. Но по прошествии потребовалась повторная реставрация росписи (по состоянию сохранности), а также для придания ей экспозиционного вида, облегчения монтировки и возможности участия в выставочных программах Государственного Эрмитажа.
Каждая повторная реставрация требует персональную методику ее проведения, так как помимо специфики и степени сохранности каждого отдельного памятника, необходимо учитывать предшествующие реставрационные воздействия и выполнять новые работы исходя из них.
В случае с реставрацией потолка из Сенгим-Агыз фрагменты были хорошо укреплены и выровнены, что облегчало ход повторной реставрации. Также было правильно подобрано место для большинства фрагментов, что стало основой для новых композиционных поисков. При повторной реставрации помимо смены основания монтировки фрагменты пришлось лишь очистить и замастиковать в единый нейтральный тон.
Это оказалось возможным только благодаря соблюдению принципов реставрации и критериев подбора реставрационных материалов. Таких как:
• Обратимость. Предыдущие лессовые мастиковки, замешанные на обратимом ПБМА, легко были заменены на новые;
• Невмешательство в авторские слои. Предыдущая реставрация никак не затронула сохранившийся красочный слой, что дало возможность при его расчистке в повторную реставрацию полноценно раскрыть для зрителя все качества живописи;
• Научность. Доскональное соблюдение методики не только не нанесло вреда памятнику, но и способствовало его сохранению. А работа с архивными фотографиями помогла восстановить раскладку фрагментов в соответствии с изначальным рисунком потолка.
В результате благодаря возможностям усовершенствованной методики и новым реставрационным задачам роспись из буддийского монастыря Сенгим-Агыз была возрождена и может быть представлена перед публикой в ее усовершенствованном экспозиционном виде.
Данное исследование метод реставрации, при котором была выявлена подлинная живопись, благодаря тщательной расчистке, может помочь искусствоведам при изучении истории памятников Восточного Туркестана, а реставраторам при работе с ними.



1. Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока / Под ред. Б.А. Литвинского. - М: Наука, 1986. – 251 с.
2. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Очерки истории / Под ред. С.Л. Тихвинского, Б.А. Литвинского. - М : Наука, 1988. - 455 с.
3. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Архитектура. Искусство. Костюм / под ред. Б. А. Литвинского. - М : Вост. лит., 2000. - 583 с.
4. Живопись древнего Пянджикента. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - 207 с.
5. Живопись средневекового Востока. Каталог выставки / под ред. Луконин В.Г. – Ленинград: Советский художник, 1967. – 38 с.
6. Записки Восточного отделения Российского археологического общества т.21, 1913
7. Методика реставрации монументальной живописи из археологических раскопок. – СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. – 60 с.
8. Продленная жизнь…Реставрация произведений изобразительного искусства в Государственном Эрмитаже. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. – 160 с.
9. Реставрация, исследование и хранение музейных ценностей. – Обзорная информация. – Вып. 2. – Проблемы и методы научной реставрации монументальной живописи. – М., 1981. – 40 с.
10. Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Науч. реф. сб. Вып. 3. – М., 1979. – 44 с.
11. Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Науч. реф. сб. Вып. 1. – М., 1979. – 48 с.
12. Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Науч. реф. сб. Вып. 2 (5). – М., 1974. – 80 с.
13. Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей: Науч. реф. сб. Вып. 3 (6). – М., 1974. – 70 с.
14. Реставрация, исследование и хранений музейных ценностей. – Обзорная информация. Вып. 4. – Методы консервации и техники монументальной живописи на лессовых основаниях и лессовой полихромной скульптуры. – М., 1979. – 52 с.
15. Реставрация памятников истории и культуры: Обзорная информ. Вып. 2.- Проблемы теории и методологии реставрации. – М., 1986. – 40 с.
16. Российские экспедиции в Центральную Азию в конце XIX - начале XX века / под ред. И.Ф. Поповой. - Санкт-Петербург: Славия, 2008. - 241 с.
17. Русская туркестанская экспедиция 1909-1910 года, снаряженная по выс. повелению... Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии: Крат. предварит. отчет сост. С.Ф. Ольденбург. - Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1914. - 88 с.
18. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М : Эдсмит, 2004. - 303 с.
19. Гусев И.Е. Все знаки и символы. Большая энциклопедия. – Минск: Харвест, 2010. – 256 с.
20. Дудин С.М. Архитектурные памятники китайского Туркестана: Из путевых записок - Петроград: Гос. тип., 1916. - 104 с.
21. Дьяконова Н.В. Искусство народов зарубежного Востока в Эрмитаже. - Ленинград : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. - 127 с.
22. Косолапов А. И. Стенная живопись Средней и Центральной Азии. - СПб : Формика, 1999. - 79 с.
23. Федосеева Т.С. Материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства. – М.: ГосНИИР, 1999. – 119 с.
24. Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. - Москва : Тип. "Кр. печатник", 1947. - 144 с.
25. Краткие тезисы докладов к научной конференции "Консервация и реставрация памятников культуры и искусства". 21-25 января 1974 г. / Гос. Эрмитаж. - Ленинград: Б. и., 1974. - 52 с.
26. Полевая и лабораторная консервация памятников археологии: Крат. тез. всесоюз. семинара «Новые методы исслед., консервации и реставрации худож. произведений», 29 сент. - 6 окт. 1985 г - Л, 1985. – 85 с.
27. Пещеры тысячи будд: российские экспедиции на Шелковом пути: к 190-летию Азиатского музея: каталог выставки. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - 479 с.
28. Проблемы реставрации памятников культуры и искусства : материалы III региональной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Эрмитажной школы реставрации / авт.-сост.: М.Е. Тропина и др. - Екатеринбург: Тезис, 2012. – 187 с.
29. Реставрационный сборник: к 100-летию со дня рождения П.И. Кострова. - СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. – 102 с.
30. Реставрация и консервация музейных предметов: материалы международной научно-практической конференции / редкол.: М.Б. Пиотровский. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. - 161 с.
31. Российские экспедиции в Центральную Азию: организация, полевые исследования, коллекции, 1870-1920 гг. : сборник статей / под ред. А.И. Андреева. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. - 331 с.
32. Всесоюзная научная конференция музейных работников «Методологические проблемы охраны и реставрации музейных ценностей в СССР» Тез. докл., сент. 1987 г. - М, 1987. - 312 с.
33. Художественное наследие: Хранение. Исследование. Реставрация. Вып.10 (40). - М., 1985. – 45 с.
34. Художественное наследие: Хранение. Исследование. Реставрация. Вып.12. - М., 1989. – 50 с.
35. Художественное наследие: Хранение. Исследование. Реставрация. Вып.13. - М., 1990. – 52 с.
36. Conservation of ancient sites on the Silk Road : proceedings of an international conference on the conservation of grotto sites / edited by Neville Agnew, - 1997. - 420 p.
37. Conservation of ancient sites on the Silk Road : proceedings of the second international conference on the conservation of grotto sites, Mogao Grottoes, Dunhuang, People’s Republic of China, June 28–July 3, 2004 / edited by Neville Agnew, - 2010. – 535 p.
38. The Conservation of wall paintings: proceedings of a symposium organized by the Courtauld Institute of Art and the Getty Conservation Institute, London, July 13-16, 1987 / Sharon Cather, editor. – 1991. - 179 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ